Этапы логопедического воздействия при исправлении дислалии. Коррекция дислалии — гимнастика, упражнения

В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф. Ф. Pay выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой - три, в работах М. Е. Хватцева - четыре.

Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

I. Подготовительный этап

Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости.

Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

В зависимости от формы дислалии эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. При артикуляторных формах (фонематической или фонетической) в тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Формирование рецептивных умений может быть сведено к развитию осознанного звукового анализа и контролю за собственным произношением. При акустико-фонематической форме дислалии главная задача заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

При смешанных и комбинированных формах дислалии работа над развитием рецептивных умений предваряет формирование артикуляторной базы. Но в случае грубых нарушений фонематического восприятия она проводится и в процессе формирования артикуляторных умений и навыков.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других - в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения.

Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.

Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки - фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдение за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцировании фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.

Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии. Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии нужно провести работу, которая помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

При дислалии нет грубых моторных нарушений. У ребенка с дислалией не сформированы некоторые специфические для речи произвольные движения органов артикуляции. Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения сначала формируются по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает ребенку правильную артикуляцию звука, объясняет, какие движения следует произвести, предлагает ему повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребенок добивается нужной позы. При затруднениях логопед помогает ребенку шпателем или зондом. На последующих занятиях можно предложить выполнить движение по устной инструкции без опоры на зрительный образец. Правильность выполнения в дальнейшем ребенок проверяет на основе кинестетических ощущений. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.

Логопед в ходе выполнения ребенком задания проверяет, правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох («сильно подуть»), не изменяя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужного глухого согласного, значит, поза принята правильно. Если нет, тогда логопед просит ребенка несколько изменить позу органов артикуляции (чуть-чуть поднять, опустить, продвинуть язык) и снова подуть. Поиски наиболее удачной позы проводятся до тех пор, пока не будет получен положительный результат.

В ряде случаев, прислушиваясь к производимому шуму, ребенок отождествляет его с нормированным звуком и даже пытается самостоятельно включить в речь. Поскольку это не всегда приводит к положительным результатам, логопеду следует в таких случаях отвлечь внимание от звука, переключив на другой объект.

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения для губ

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука ц.

2. Губы нейтральны, как при произнесении а.

Губы округлены, как при о, при у.

4. Чередование движений от а к и , от а к у и обратно.

5. Плавный переход от и к а , от а к о , от о к у и обратно. Артикулирование ряда с плавным переходом: и - а -

о - у и в обратном порядке.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Упражнения для языка

1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.

3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

4. Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».

При выполнении упражнения логопед обращает внимание ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.

5. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

6. Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

7. Совместным движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между...собой, (дифференцировать звуки).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30-45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (дифференциации) нового звука и того, который выступал в качеству субститута.

Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: подражанию (имитативный). с механической помощью и смешанный.

Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л, аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воз-действии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук: например, ребенок произносит несколько раз слог са, логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем. Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например поднять кончик языка (в тех случаях, если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Постановка звука (при его искажении) осуществляется с опорой на нормированно произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными опираются на их глухие парные звуки и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными в работу включают корневую часть языка, а в качестве исходной берется позиция переднеязычного взрывного и от нее осуществляется переход к заднеязычной артикуляции.

При постановке языка в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог - это естественная для звука форма его реализации в речи. Ставится не звук ш , потом включающийся в слоговое окружение, а сразу ставится звук в составе слова ша. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка с дислалией не нарушены. Он легко может внести новый звук в эти схемы по аналогии с уже включенными в них базовыми звуками. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным а, а для мягких следует брать звуки в слоге с гласным и. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, так как перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляторные изменения. v По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по автоматизации звука и включению его в речь.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь - в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформировавшимися у ребенка или достаточно упроченными). Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Большую помощь приносит работа по звуковому анализу и синтезу. Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях сложных дислалий могут вовлекаться и два звука, если они артикуляционно контрастны; в противном случае может возникнуть интерференция.

Когда у ребенка нарушено противопоставление звуков по глухости-звонкости, то в процесс автоматизации могут включаться все звонкие звуки одновременно. Если ребенок испытывает затруднения, то в первую очередь отрабатываются фрикативные звонкие, затем - глухие.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации. Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребенок смешивает в своем произношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок называет звук, услышанный в нем, и воспроизводит его в том же слове. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое из слов в минимальный контекст. Проводится работа по классификации слов: отобрать картинки, в названии которых содержится звук с, потом отобрать те, в которых есть звук ш; разложить картинки по группам: слева картинки за звуком с, а справа - ш. Полезны упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука. С детьми школьного возраста используется письменная речь: чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение анализа (предшествующего или сопутствующего записи). Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют попарно. Например, при смешиваниях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц - ч, ч - щ, ц - щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.

III . Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

В этой статье:

Коррекция дислалии, а именно: расширение лексического ресурса, развитие грамматически правильной дикции при помощи комплексных логопедических занятий - цель логопедического воздействия при дислалии.

Практика непосредственного исправления речевых дефектов не показывает большой результативности, будь то выпадение, замена или искажение букв.

Методика логопедического воздействия при дислалии предполагает лечение нарушенной артикуляции с помощью формирования навыков воспроизведения новых для ребенка звуков.

Особенности устранения различных форм дислалии

Тренировка правильного понимания устной и письменной речи происходит поочередно: вначале детей учат осознанному анализу фонем, затем контролю собственного произношения.

При тяжелых нарушениях фонематического восприятия, дефектологами рекомендуется устранять речевые дефекты во время приобретения навыков артикуляции.

Успешность устранения патологии зависит от нескольких факторов:

  • сложности - сочетания двух или нескольких речевых нарушений;
  • индивидуальных особенностей детской психики, способности воспринимать и обрабатывать новую информацию;
  • регулярность и правильность подобранных способов коррекции;
  • осознанное желание ребенка сотрудничать с логопедом, адекватная поддержка родителей, основанная на рекомендациях врача.

Зависимо от формы нарушения, коррекционная работа при дислалии бывает поэтапной и параллельной. Неправильное произношение, сочетанное с проблемами восприятия на слух можно исправлять одновременно.

В сложном случае с множественными симптомами, формировка рецептивных умений начинается с создания артикуляторной базы.

Этапы коррекционной работы при дислалии

В современной литературе приводятся примеры использования разного количества ступеней коррекции, но практика показала, что трехэтапный способ показал лучшую результативность.

Он включат подготовительные меры, выработку атрикуляционных умений и формирование качественной дикции.

Суть подготовительного периода заключается в налаживании доверительных партнерских отношений логопеда с ребенком, активное включение последнего в терапевтический процесс.

Основные принципы логопедической работы при дислалии:

  • формирование правильного отношения, поощрение интереса к тренировкам;
  • помощь в постепенном освоении правил поведения, следование инструкциям куратора во время занятий;
  • развитие непроизвольного внимания, стимуляция мыслительных процессов, в особенности сравнения и анализирования.

Приобретение способности вычленять и различать звуки требует изменения отношения ребенка к собственному произношению - доктору нужно объяснить необходимость обращать внимание на внешнее отображение речи.

Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов.

Коррекция дислалии основывается на эффективном развитии способности воспринимать и воспроизводить фонемы после многократного их прослушивания.

Последующая автоматизация и закрепление нового звукового паттерна основаны на обучении по специально подобранным словам, простым с точки зрения фонетической структуры и малому содержанию искажаемых звуков.

Структура занятия при коррекции

Формирование речевой моторики состоит из комплекса последовательных мер, выбор которых зависит от каждого отдельного случая речевого нарушения.

Первичная задача состоит в улучшении функционирования органов речеобразования, затем происходит последовательная и внимательности.

Работа над коррекцией изолированных звуков может проводиться одновременно с записыванием фонем на слух.

После успешного усвоения первого этапа занятий, можно переходить к автоматизации произношения слогов и коротких слов. Позже, базируясь на усвоенном материале, тренировать говорение сложных звуковых комбинаций в предложениях.

Появление и доработка изъянов спонтанной диалоговой речи - завершающий этап лингвистических тренингов.

Дыхательная гимнастика

Основные принципы логопедической работы при дислалии предполагают , направленным на углубление дыхания и увеличение объема легких.

Продленная фаза выдоха необходима для беспрепятственного произношения длинных предложений, сохранения нормального дыхательного ритма.

Примеры эффективных тренировок:

  • дуть на нитку или перо, соблюдая правильную технику - щеки надувать нельзя, губы не должны быть излишне напряжены, следить, чтобы выдох не был форсирован;
  • выдувать мыльные пузыри, стараясь выпускать воздух из легких как можно дольше;
  • остужение горячего напитка, надувание воздушных шаров;
  • по возможности - игра на губной гармошке, выпускание воздуха через соломинку в стакан, наполненный водой.

Техники, развивающие работу дыхательной системы помогают предотвратить неправильное функционирование органов артикуляции. Приобретенные навыки нужно закрепляться в домашних условиях, обычно, по рекомендации логопеда, самостоятельные занятия длятся 5-15 минут трижды в день или чаще, но с короткими интервалами в 2-3 минуты.

Артикуляционная гимнастика при лечении

Тренировочные таблицы для чтения содержат комплексы чередуемых пар слогов, цель чтения - проработка звукосочетаний вслух.

Во время обучения аудиальной дифференциации, зачитываются сочетания букв или слова, которые нужно отыскать среди нескольких подобных словоформ.

Желательно, чтобы на занятиях с логопедом присутствовал взрослый, который будет повторять похожие тренировки дома.

Упражнения на развитие слуха

Комплексные тренинги улучшают слух, усиливают концентрацию внимания, помогают удерживать его на протяжении длительного периода. Детям 2-3 лет можно предлагать отгадывать звучание известных им предметов на слух, что позволяет проявить родителям собственную фантазию.

Для улучшения ориентации в пространстве используются методы отгадывания источника звука с закрытыми глазами.Игры направлены на повышение качества физического восприятия, развития чувствительности к темпу, ритмике, интенсивности звуковых колебаний. Проводимые в раннем дошкольном возрасте, они подготавливают детей к корректному восприятию речи.

При лечении простого случая логопедия продолжается 2-4 месяца, а комбинированные дефекты устраняются через 6-12 месяцев регулярных тренировок, посещаемых минимум 2 раза в неделю.

Благодаря систематическим повторениям обучающих развлекательных упражнений в домашних условиях, исправление дефектов заканчивается раньше.

Лекция №2: « МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ»

План лекции:

1.Этапы логопедического воздействия при дислалии (по Ф.Ф. Рау, О.В. Правдиной и О.А. Токаревой, М.Е. Хватцеву).

2.Развитие фонематического восприятия детей в ходе подготовительного этапа логопедического воздействия.

3.Формирование артикуляторных, дыхательных и голосовых умений и навыков в ходе подготовительного этапа логопедического воздействия.

4.Развитие мелкой моторики рук в ходе подготовительного этапа логопедического воздействия.

5.Основные способы постановки звука.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи .

Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь :

  1. Узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам);
  2. отличать нормированное произнесение звука от не нормированного;
  3. осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  4. принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
  5. безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2 — 3 раза в течение дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных — от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

Основной принцип формирования правильного произношения

В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р, л н др., а с простых: и, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познавать языковую действительность.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся начиная со второй младшей группы и кончая старшей) , а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения, т. е. является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление — коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспитанников дошкольных учреждений общего типа, являются нарушения звукопроизношения.

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при дислалии: в работах Ф. Ф. Pay выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой — три, в работах М. Е. Хватцева — четыре.

Поскольку принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

I. Подготовительный этап.

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

Формирование направленной воздушной струи,

Развитие мелкой моторики рук,

Развитие фонематического слуха,

Отработка опорных звуков.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости.

Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

В зависимости от формы дислалии эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. При артикуляторных формах (фонематической или фонетической) в тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно. Формирование рецептивных умений может быть сведено к развитию осознанного звукового анализа и контролю за собственным произношением. При акустико-фонематической форме дислалии главная задача заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

При смешанных и комбинированных формах дислалии работа над развитием рецептивных умений предваряет формирование артикуляторной базы. Но в случае грубых нарушений фонематического восприятия она проводится и в процессе формирования артикуляторных умений и навыков.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения.

Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.

Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдение за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

Операции звукового анализа , на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференцировании фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему . Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.

Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии. Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии нужно провести работу, которая помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков , так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов воспитателя малыш определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

Логопед в ходе выполнения ребенком задания проверяет, правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох («сильно подуть»), не изменяя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужного глухого согласного, значит, поза принята правильно. Если нет, тогда логопед просит ребенка несколько изменить позу органов артикуляции (чуть-чуть поднять, опустить, продвинуть язык) и снова подуть. Поиски наиболее удачной позы проводятся до тех пор, пока не будет получен положительный результат.

В ряде случаев, прислушиваясь к производимому шуму, ребенок отождествляет его с нормированным звуком и даже пытается самостоятельно включить в речь. Поскольку это не всегда приводит к положительным результатам, логопеду следует в таких случаях отвлечь внимание от звука, переключив на другой объект.

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе развития.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические, а так же подразделяются по назначению – на развитие подвижности каких органов артикуляционного аппарата направлены.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения для губ

Статические:

1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука ц.

2. Губы нейтральны, как при произнесении а.

3. Губы округлены, как при о, при у.

Динамические:

4. Чередование движений от «а» к «и», от «а» к «у» и обратно.

5. Плавный переход от «и» к «а», от «а» к «о», от «о» к «у» и обратно. Артикулирование ряда с плавным переходом: и — а — о — у и в обратном порядке.

В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений логопед перед зеркалом дает пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении того или другого звука.

Упражнения для языка

Статические:

1. Язык расслаблен, спокойно лежит на нижней челюсти. Кончик языка закруглен.

2. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

3. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.

4. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

5. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

Динамические:

  1. Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».

При выполнении упражнения логопед обращает внимание ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.

  1. Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.
  2. Широкий язык плавно «гладит» верхнее небо движениями вперед-назад.
  3. Совместным движения языка и губ кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для лабиализованных гласных (о и у).

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи , выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения:

  1. для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»);
  2. втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»);
  3. для выработки направленной воздушной струи — не надувая щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.);
  4. дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился;
  5. научить ребенка образовывать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты к зубам). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен (упражнение «Пропеллер»).
  6. при таком же положении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончик языка (можно «пошлепать» язык губами со звуками пя-пя-пя, тогда он станет распластанным), посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук . Упражнения можно использовать следующие: «Сделай бинокль» — соединить большой палец с указательным (остальные пальцы плотно примыкают друг к другу);

«Сделай плетень» — соединить кисти рук тыльной стороной (локти стоят на столе) и переплести пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой;

«Шагаем через кочки» — большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно «шагают через кочки» (разложенные на расстоянии 2—3 см друг от друга 5—6 с четных палочек), не задевая их, высоко поднимая «ноги» (пальцы).

Это могут быть настольные дидактические игры типа «Мозаики», различные игры с пальчиками.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения).

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука с опорными будут являться звуки и, ф. Звуки с, и — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабатывая звук и, мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки с, ф — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук ф, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука с.

Для ш опорными являются г, с. Звуки ш, г — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая г, мы добиваемся , умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки ш, с — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая с, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука ш. |

Для л опорными являются г, ы (г дает подъем кончика языка к альвеолам, а ы — подъем средне-задней части языка к нёбу), для р — д и с (д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, с — направленную воздушную струю). I

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах, что развивает его фонематический слух, дает практически кое представление о таких понятиях, как «звук, «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и |синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой, (дифференцировать звуки).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (дифференциации) нового звука и того, который выступал в качеству субститута.

Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: подражанию (имитативный). с механической помощью и смешанный.

Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л, аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук: например, ребенок произносит несколько раз слог са, логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например поднять кончик языка (в тех случаях, если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Постановка звука (при его искажении) осуществляется с опорой на нормированно произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными опираются на их глухие парные звуки и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными в работу включают корневую часть языка, а в качестве исходной берется позиция переднеязычного взрывного и от нее осуществляется переход к заднеязычной артикуляции.

При постановке языка в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог — это естественная для звука форма его реализации в речи. Ставится не звук ш, потом включающийся в слоговое окружение, а сразу ставится звук в составе слова ша. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка с дислалией не нарушены. Он легко может внести новый звук в эти схемы по аналогии с уже включенными в них базовыми звуками. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [а], а для мягких следует брать звуки в слоге с гласным [и]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, так как перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляторные изменения. По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по автоматизации звука и включению его в речь.

Вопросы и задания

  1. Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизнош е ния вы знаете?
  2. Назовите цель и содержание работы на подготовительном эт а пе.
  3. Какие требования предъявляются к проведению артикуляцио н ной гимнастики?
  4. Какие вы знаете упражнения для выработки направленной во з душной струи?
  5. Какие игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики вы можете предложить д е тям?
  6. Какие звуки называются опорными? Приведите примеры опорных зв у ков Для звуков с, ш, л, р.
  7. Назовите цель и содержание работы на этапе постановки зв у ка.
  8. Какие три основных способа постановки звуков вы зна е те?

Основная литература

Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Во л ковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практ. пособие / под ред. В.С. Кукушина. — М. : МарТ, 2005. — 368с.

Шашкина Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Ак а демия, 2003. — 240 с. — (Высшее образование) . — Библиогр.: с. 234-237.

Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ - М.: Владос, 2005 . – 75с .

6.2.Дополнительная литература

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ.сред.проф.образования / Под ред.Т.В. Волосовец. — М.: Акад е мия, 2002. — 200 с.

Программа по дисциплине "Основы логопедии" [Электронный ресурс] : для подготовки студентов по специальности - 050706 "Педагогика и психология". Квалификация - педагог-психолог / Кафедра коррекционной психологии и педагогики; сост. С. П. Дуван о ва— Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. — 21 с. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публик а ции. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – М., «Просвещение», 2002. – 239с.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты. Т.1: В 2 т.:Учеб.пособие для вузов / Под ред.Л.С.Волковой,В.И.Селиверстова. — М: Владос, 1997. — 556с.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты. Т.2: В 2 т.:Учеб.пособие для вузов / Под ред.Л.С.Волковой,В.И.Селиверстова. — М: Владос, 1997. — 656с.

6.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru

Университетская библиотека. – http://www.biblioclub.ru

. –

ЛогоПункт: коррекция нарушения речи

http://www.logopunkt.ru/board.php

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнок должен уметь:

· Узнавать звук по акустическим признакам

· Отличать нормированное произношение звука от не нормированного

· Осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением

· Варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи

· Безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи

При правильно организованной системе логопедической работы, положительный эффект достигается при всех видах дислалий. Система логопедического воздействия создает благоприятные условия для преодоления недостатков произношения:

· Эмоциональный контакт логопеда с ребёнком

· Интересная форма организации занятий, соответствующая ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребёнка

· Сочетание приёмов работы, позволяющее избежать утомления ребёнка

· Регулярность логопедических занятий (не менее 3 раз в неделю), регулярность выполнения домашних логопедических заданий (по 5-15 минут 2-3 раза, в течение дня)

· Использование дидактического материала

Логопедическая работа осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача подчиненная общей цели. Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Основная цель – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач:

· Формирование установки на занятия (установление контакта с ребёнком, адаптация к обстановке логопедического кабинета, вызывание интереса к заданиям и желания в них включиться).

· Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям (усвоение правил поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда и активно включатся в общение)

· Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных и аналитических операций сравнения и вывода

К специальным логопедическим задачам относятся:

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Развитие ФС проводится в игровой форме на фронтальных подгрупповых индивидуальных занятиях, параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти:

· Узнавание неречевых звуков

· Различение слов, близких по звуковому составу

· Дифференциация слогов

· Дифференциация фонем

· Развитие навыков элементарного звукового анализа

2. Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (Статические артикуляционные упражнения: лопаточка, чашечка, иголочка, горка, трубочка; Динамические: часики, лошадка, грибок, качели, вкусное варенье, маляр и т.д.)

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений, артикуляционных органов, необходимых для правильного произнесения звуков. Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуется для постановки каждого конкретного звука. Каждое упражнение имеет своё название, названия эти условны, но очень важно, что бы дети их запомнили, так как название вызывают у ребёнка интерес к упражнению и экономят время логопедических занятий.

Второй этап – формирование первичных произносительных умений и навыков. Цель – сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Задачами этого этапа являются:

· Постановка звуков

· Автоматизация звуком

· Дифференциация звуков

1. При постановке правильного произнесения звуков пользуютсятремя основными способами:

· По подражанию

Ребёнок предпринимает осознанные попытки, позволяющие произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом помимо акустических опор, ребёнок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражания дополняются словесными пояснениями логопеда.

· Механическое воздействие

При этом способе используются некоторая исходная артикуляция и на её основе, механическим путём, речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение (например, при помощи логопедических зондов).

· Смешанный

При нём механическое воздействие на речевые органы служит для того, что бы помочь более полному и точному воспроизведению, требуемые артикуляции, которая осуществляется в основном путём подражания и с помощью словесных пояснений.

2. Автоматизация звука. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами. В которых звук находится в начале, в конце и середине. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходит к обрабатыванию звука со стечениями согласных. Для автоматизации звуков используются приёмы:

· Отраженное повторение

· Самостоятельное называние слов по картинке

· Придумывание слов с заданным звуком

· Работа по звуковому анализу и синтезу

· Творческие упражнения, игры

· Произнесение отдельных слов и переход к построению словосочетаний с ними, а также во фразе, в предложении и тексте.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера .

Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи .

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий -- с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4--5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет .

Занятия при дислалии проводятся 3-4 раза в неделю. В зависимости от сложности нарушений выделяют следующие виды занятий:

Индивидуальные занятия (используются при постановке звуков и при закреплении). Длительность занятий 15-30 минут.

Подгрупповые, по 2-3человека (используются при автоматизации, дифференциации звуков). Занятия проводят по 25-35 минут.

Фронтальные, по 5-6 человек(подготовительный этап и введение звука в речь). Длительность - 35-40 минут .

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях .

Фронтальные занятия - это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития .

Фронтальные занятия проводятся с детьми старшего возраста (6-7 лет) при условии, если группа не перегружена в количественном отношении и речевая патология не имеет тяжелой формы. С детьми среднего и младшего возраста (2-6 года), имеющими речевые нарушения, фронтальные занятия проводить нельзя. В этих случаях проводятся подгрупповые занятия .

Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первый этап -- закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.

Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и порядковых числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

Второй этап -- дифференциации звуков на слух и в произношении. Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, концентрацию внимания к звукам речи, морфологическим элементам слов.

На фронтальных занятиях проводятся упражнения по развитию органов артикуляции, навыка звукового анализа, рассказывания, обогащению словаря, развитию грамматических категорий, подготовке к обучению грамоте и т. д. .

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

2) сообщение темы занятия;

3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5) произношение звуков в словах;

6) физминутка;

7) работа над предложением;

8) произношение звука в связной речи;

9) обучение элементам грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание .

Основные принципы формирования правильного звукопроизношения

Принципы формирования правильного звукопроизношения -- это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи .

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);

комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;

дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии .

Обучение правильной речи требует систематических занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного произношения рассчитаны на 10--15 минут, после чего делается небольшой перерыв, который заполняется введением подвижной игры, речевой зарядки и т.д. При проведении подобного занятия необходимо соблюдать общедидактические требования:

доступность предлагаемого лексического материала, что способствует сознательному отношению детей к процессу работы;

определенная последовательность формирования и предъявления материала;

постепенное усложнение коррекционных упражнений;

опора на разнообразный, красочно оформленный наглядный материал;

дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта и возрастных особенностей.

Планируя коррекционные занятия, важно помнить о том, что на протяжении всего процесса у детей должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается тем, что на занятии широко используются игровые фрагменты, выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети. На протяжении занятия у детей воспитывается умение слушать, слышать и оценивать как собственную речь, так и речь окружающих. Важно включить серию тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени .

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

* формирование полноценных произносительных навыков;

* развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

* развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

* обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

* воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

* развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

* формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Одновременно логопед проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны .

Таким образом, фронтальные занятия - это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития.

Фронтальное занятие включает в себя условно два этапа. Первый этап -- закрепление правильного произношения изучаемого звука. Второй этап -- дифференциации звуков на слух и в произношении.