Познавательное и личностное развитие младшего школьника. Развитие и формирование личности школьника

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В младшем школьном возрасте личностное развитие ре-бенка в значительной степени определяется учебной деятель-ностью, ее результативностью. Проблема школьной успевае-мости, оценки результатов учебной работы детей — цент-ральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях воз-никают тяжелые переживания и школьная дезадаптации. Не-посредственно влияет школьная оценка и на становление са-мооценки.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свои адрес и доста-точно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может выз-вать острую эмоциональную реакцию — обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

У неуспевающих и крайне слабых учеников системати-ческие неудачи и низкие оценки расшатывают уверен-ность в себе, в своих возможностях, к окончанию начальных классов самооценка снижается.

Гармоничное развитие личности предполагает становле-ние относительно высокой адекватной самооценки и фор-мирование чувства компетентности. Учеб-ная деятельность — основная для младшего школьника, и, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учи-теля с детьми. Большое значение имеет семейное воспитание, принятые в семье ценности. В семье очень важно проявлять внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями), сочетая его с достаточной требовательностью. Не прибегайте к унизительным наказаниям и охотно хвалите, когда ребенок того заслуживает.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на «первый план» выходят те его качества, которые больше всего забо-тят родителей: поддержание престижа: разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил «пятерку»?, послушание: «Тебя сегодня не ругали?», и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акцен-ты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые мо-менты его школьной жизни: «В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?» или вообще мало что вол-нует - школьная жизнь почти не обсуждается или обсужда-ется формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» - рано или поздно приведет к соответ-ствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребен-ка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

В семье ребенок, прежде всего, ищет опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров - помогите ему.

Семь правил формирования у ребенка положительной, объективной, здоровой самооценки

1. Любите ребенка

Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые все-гда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, про-гулки, занятия спортом, походы в театры, работа по дому и т. д. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим де-тям. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет уверен-ность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельно-сти. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собст-венные возможности, и чтобы он мог гордиться своими достижения-ми. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать и от вашего ребенка. Как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху.

3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.

Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом», далее следуют и прямые оскорб-ления. Такой подход в воспитании имеет отрицательные последст-вия для детей.

4. Предоставляйте ребенку самостоятельность.

Никогда не делайте за своего ребенка то, что он уже может сделать сам. Взрослые не доверяют ребенку делать многие вещи самостоя-тельно, так как уверены, что он сделает плохо, медленно, не акку-ратно и т. д. Если за ребенка всегда и все будут делать взрослые, он ничему и не научится. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение.

5. Не требуйте от ребенка невозможного.

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение де-лать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегруз-ка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хоро-ший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них скла-дывались хорошие отношения с другими людьми. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил ребёнок должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной, одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего товарища и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям: они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить собственные дела ради других, это тоже поднимает само-уважение.

7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все про-махи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Вот ребенок нечаянно разлил чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук!». Вы торопитесь, ребенок «медленно» одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем!».Подобные выражения часто называют фразами - «убийцами», поскольку они постепенно «убивают» в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был таким - откажитесь от подобных реплик, только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо или сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается! Успехов вам в трудном и таком увлекательном деле, как воспитание ребенка!

Источники:

1. Кулагина И.Ю. Личность школьника. - М.,1999.

2. Ильина М.И. Подготовка к школе. - П.,2007.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - П.,2006.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ ЦДК «Детство» Яценко Г.А.

Личностное развитие учащихся в процессе обучения
как показатель
качества образования.
Личностное развитие учащихся понятие – ёмкое.
Основные показатели личностного развития: эмоционально-
ценностное отношение учащихся к познанию, знаниям;
сформированность мотивации достижения успеха;
готовность учащихся к самоопределению. На мой взгляд,
развитие у учащихся указанных базовых показателей дает
достаточно возможностей для объективной характеристики
их личностного развития. При этом не следует забывать, что
наиболее важные образовательные результаты возникают
тогда,
когда любые воздействия преподавателей,
воспитателей начинают совпадать с собственными усилиями
ребенка по своему образованию.
Технологии личностно-ориентированного обучения
больше всего направлены на раскрытие индивидуальных
особенностей учеников и их развитие. “Любое действие, -
утверждает И.С.Якиманская, - признается качественным
только тогда, когда за ним стоит личностный смысл,
внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее,
признаваемое другими качество этого действия”.
Быстро изменяется мир, новое развитие общества в
нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед
образованием. Иной должен быть выпускник. В то же время
достаточно много фактов, свидетельствующих о снижении
качества образования. Проблема качества образования
требует постоянного внимания, анализа и адекватного
решения.
Работа преподавателя над проблемой развития
учащихся в процессе обучения помогает ему овладеть
эффективными технологиями развития личности учащихся,
умениями конструировать урок, в котором ученик становится
субъектом своего образования,
а преподаватель –
организатором управления развитием ученика. В условиях
дифференцированного обучения выявлены его основные
принципы, способствующего развитию таких личностных
качеств, как уровень обученности, познавательный интерес
учащихся к учебному предмету.
Дифференцированное обучение не решает все проблемы
повышения качества образования, если в учебном процессе
не акцентируется внимание на обеспечении личностного
развития учащихся. Для решения вопроса о выходе

В этом
образования в плоскость сегодняшних требований к его
качеству в центре образовательного процесса должен быть
ученик, содействие его успешной социализации.
На уроке учащиеся оказываются в ситуации выбора,
вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия
новых знаний, для них создаются условия для самооценки и
взаимооценки учебной деятельности.
В работе
преподавателя постоянно используется сравнительная
диагностика.
Наиболее приемлемой для преподавателя в процессе
урока формой отслеживания развития является
анкетирование.
Различные способы формирования у
учащихся мотивации достижения успеха позволяют
перевести их с уровня отрицательного и безразличного
отношения к учению на положительный, ответственный,
осознанный.
преподавателю помогает
профессионально продуманная формулировка цели урока,
выбор методов работы на уроке, способы диагностики
достижений учащихся в развитии личностных качеств.
Вопросы к уроку ставятся таким образом, что позволяют
направить деятельность учащихся на применение своих
способов получения недостающих знаний, на выбор наиболее
рационального способа действия. Учащиеся совместно с
преподавателем составляют собственный план действия, что
позволяет направить их усилия на развитии мотивации
достижения успеха. В процессе педагогической диагностики
учащимся предлагается проанализировать себя по
следующим позициям: готов к преодолению ситуации
трудности; стараюсь на уроке избежать неудачи; считаю, что
знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни; я
стараюсь выбирать задания повышенной трудности и др.
Диагностика позволяет преподавателю проследить
динамику изменения отношения учащихся к учению и
знаниям как ценности. У учащихся мотив достижения успеха
(70%) преобладает над избеганием неудач (30%).
Анализ результатов диагностики также показывает, что
изменилась профессиональная позиция преподавателя:
переход с позиции носителя знаний, “дающего“ знания в
позицию организатора познавательной деятельности
ученика. Преподаватель создает условия для актуализации и
развития субъектной позиции ученика в учебно-
познавательном процессе; в его практической деятельности
доминирующей технологией становится личностно-
ориентированное обучение, которое обеспечивает создание

условий на уроках для проявления индивидуальных
способностей учащихся и их самостоятельности.
Из года в год наблюдается положительная динамика
успеваемости,
их
познавательного интереса в процессе учения.
Достичь таких результатов помогает решение следующих
задач:
 Строить свою работу в опоре на знания возрастных и
знаний учащихся,
качества
психологических особенностей учащихся.
 Уметь устанавливать конструктивный контакт с
учащимися: избегать в процессе общения с учащимися
отрицательных, низких оценок их работы и уровня их
развития.
 Не сравнивать учеников друг с другом, оценивать
только действия, не давая отрицательных оценок
личностных качеств.
 Демонстрировать в своей профессиональной
направленности центрацию на учеников, на совместную
деятельность с учениками и сотрудничество.
 Видеть в каждом учащемся личность, уважать, ценить,
демонстрировать интерес к его личностным
проявлениям.
 Постоянно создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, поощрять учащихся.
 Опираться на базовые личностнообразующие
потребности каждого ученика: в творческой
деятельности, в признании, защищенности,
самореализации, уважении.
 Постоянно демонстрировать учащимся бодрое
настроение, активность, жизнелюбие и оптимизм, веру
в их успех.
 Прогнозировать результаты своего педагогического
воздействия.
 Ориентироваться на доброжелательное взаимодействие
с родителями, другими преподавателями и
психологами, преследуя единую цель – развитие
личности ученика, и совместно работать на ее
достижение.
Для реализации личностно-ориентированного подхода,
необходимо особо строить образовательный процесс, а это
предполагает специальное конструирование учебного
текста,
методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога,
дидактического материала,

особенности

форм контроля за личностным развитием ученика в ходе
овладения знаниями.
Например, при работе с текстом, который надо сообщить
на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения,
учитываю личностное отношение детей к работе с этим
текстом. Если текст содержит информацию справочного
характера, она “обезличена” – усваивается всеми как
обязательная. Но есть информация, выражающая результаты
чужого опыта. Я нацеливаю учащихся на развитие не памяти,
а самостоятельности мышления. “Человек, по-видимому,
создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его
заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как
должно”, – писал Блез Паскаль.
При разработке дидактического материала учитываю
психолого-педагогические
учащихся,

объективную сложность предметного содержания заданий, и
различные способы их решения.
В содержание заданий ввожу описание приемов их
выполнения, которые задаю непосредственно:
 в виде правил,
 предписаний,
 алгоритмов действий,
 опорных конспектов,
или путем организации
самостоятельного поиска:
 реши разными способами,
 найди рациональный способ,
 сравни и оцени два подхода,
 выбери правильное решение.
Все используемые дидактические приемы можно условно
разделить на три типа:
 Приемы первого типа входят в содержание усваиваемых
знаний. Описываются в виде правил, предписаний.
 Второй тип – приемы умственной деятельности,
направленные на организацию восприятия учебного
материала, наблюдения, запоминания, создания образа
 Приемы третьего типа задаются обучением, но не связаны
с предметным содержанием знаний. Эти приемы
обеспечивают организацию учения,
делают его
самостоятельным, активным, целеустремленным. К ним
относятся приемы целеполагания,
планирования,
рефлексии – это создает основу для самообразования,
самоорганизации школьника в учении.

беседу,
Один и тот же учебный материал усваивается через
активное включение различных сенсорных систем: не только
зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия,
различные семантические коды, опорные конспекты, т.е.
мыслительные операции, которыми пользуются ученики,
работая с учебным материалом.
В процессе реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении необходимо менять функцию и форму
организации урока. Теперь урок должен подчиняться не
сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а
выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому
содержанию.
Приведу фрагмент урока физики при изучении темы
«Электромагнитные волны».
Организую свободную
(эвристическую)
стимулирующую учащихся
высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они
содержательно определяют эти термины.
Я часто обращаюсь к учащимся с вопросами:
 Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
 Какие свойства, признаки можно выделить?
 Где в жизни это можно использовать?
Нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет
правильных и неправильных ответов, просто есть разные
позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем
отрабатывать с позиции предмета. Не принуждаю, а
убеждаю учеников принять то содержание, которое
предлагается с позиции научного знания. Научное
содержание рождается как знание, которым владею не
только я – преподаватель, но и ученик, у нас происходит
своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его
содержания. При этих условиях усваиваемое знание не
“обезличено”, а становится личностно-значимым. Ученик при
этом есть творец этого знания, участник его порождения.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления
и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения
которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы.
Эта деятельность требует мыслительных усилий,
обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках
которых можно организовать конструктивное общение и
сотрудничество.
Список литературы:

1 Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение/
И.М. Осмоловская, – М.: Сентябрь, 2002. – 160с., – ISBN 5­ 88753­
055­3
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 296с.,–
ISBN 87953­127­9
3 Симонова А. Технология уровневой уровневой дифференциации/
А.Симонова// Учитель –2000.­№6–с.20­23.
4 Степанов Е.Н. Личностно­ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование/ под ред.Е.Н. Степанова – М.:ТЦ Сфера,
2006.­128 с.
5 http://tco­physics.narod.ru/
6 http://[email protected]

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Развитие личности

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [Фридман, 2001: 58]

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Психологи исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

Развитие личности школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Таким образом, в школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [Волков, 2000: 313]

Ребенок в школьном возрасте овладевает своим поведением. Все это связано с тем, что младший школьник более точно постигает нормы повеления, выработанные обществом. Эти нормы определяет поведение и человека и характере его взаимоотношений с другими людьми. Младшие школьники постепенно овладевают своим поведением. Начиная уже более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть.

В этом возрасте развиваются высшие чувства: эстетические, социальные. Особую роль играет формирование социальных чувств: чувства товарищества, ответственности, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости т. п.

В младшем школьном возрасте происходит важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшими школьниками стоит задача освоить довольно широкий свод норм и правил поведения, применение которых позволит им правильно организовывать взаимоотношения с учителями, родителями и сверстниками. К 7-8 годам дети уже психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил. Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает прежде всего наличие у педагога хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение их исполнительности - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием личности.

В начальных классах школы у детей развиваетсямотивационная сфера личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. К внутренним мотивам, побуждающим ребенка ходить в школу, посещать занятия, относятся:

1)познавательные мотивы - это те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности (стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний);

2)социальные мотивы - мотивы, которые связаны с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками).

В условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка.

В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети, ориентируясь на то, как оценивается их работа учителем, считают себя и своих сверстников «отличниками» или «двоечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.

Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персонаж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его у учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь - оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

По сравнению с ребенком дошкольного возраста у младшего школьника проявляется большая дифференцировка в направленности чувств. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Они развиваются в результате удовлетворения потребности ребят в общении, под влиянием жизни в коллективе сверстников и всей школы, совместной учебной деятельности. В начале обучения все перечисленные выше факторы влияют главным образом через личность учителя, являющегося авторитетом для первоклассника, позже под влиянием педагога и совместной учебной деятельности появляются товарищеские и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способствуют развитию у них чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке товарищей по классу.

У младших школьников начинают интенсивно развиваться интеллектуальные чувства. Активное познание в процессе учебной деятельности связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и в связи с ними интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как лю­бознательность, чувство нового. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового в соответствии с познавательным интересом.

Эстетические чувства младшего школьника, как и у дошкольника, развиваются в процессе восприятия литературных произведений, причем самым благодатным материалом для их развития является в первую очередь поэзия. В исследованиях ряда отечественных психологов подчеркивается, что благодаря этому виду литературных произведений (ритму, музыкальности, выразительности) у детей возникает эмоциональное отношение к стихам.

1.3 Развитие личности младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. В возрасте 10-12 лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, формирование которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. ко времени завершения формирования высших отделов нервной системы.

Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера.

Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру.

Самосознание. Происходит осознание себя как школьника.В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении со сверстниками, во время пребывания в общественных местах и на улице. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

Самооценка неадекватна, зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя. В самооценку включается когнитивный (знания о себе) и эмоциональный компонент (отношение к себе). Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е. источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.

Эмоциональная сфера. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение – это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

В системе межличностных отношений формируется самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия, эмпатия, чувство гнева, стыда и недовольства. Появляются амбивалентные переживания – стремление оправдать ожидания.

Мотивационная сфера. Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным – «учением с увлечением».

А.Н. Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (широкие социальные или узколичные мотивы ребенка). Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают 3 группы мотивов:

широкие социальные,

узколичностные,

учебно-познавательные мотивы.

Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто – завышенной самооценкой.

Узколичные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).

Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

Примерно в 10 лет мотивация общения резко меняет свою направленность от взрослого к сверстнику. Общение начинает носить гомосоциальный характер.

В целом, мотивационная сфера за период младшего школьного возраста постепенно переходит от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов.

Отношения со взрослыми. Они дифференцируются в отношении учителя и родителей. Учитель – самая значимая и авторитетная фигура. Доверие и тяга к учителю не зависят от качеств самого преподавателя. В конце 2 к началу 3 класса фигура учителя снижает свою значимость.

Внутрисемейные отношения целиком подчинены школьной жизни. Содержание общения с родителями определяется школьной тематикой. Эмоциональная зависимость от родителей у ребенка снижается. Но контроль со стороны родителей еще имеет свое воспитательное значение. Для ребенка важны реакции родителей. А родители, оценивая результаты труда ребенка, формируют у него чувство умелости.

Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Интерес к сверстникам особо обостряется ко 2-3 классу и это всегда «зеркальное» отражение оценок учителя.

Форма отношений со сверстниками приятельские и товарищеские отношения. Формируются первые дружеские объединения. Взаимоотношения возникают ситуативно и чаще всего территориально.

Детские группы однородны по половому признаку. Младшие школьники проявляют огромный интерес к старшеклассникам.

Основные новообразования младшего школьника:

Произвольность;

Внутренний план действия;

Личностная рефлексия;

Интеллектуальная рефлексия.

Произвольность. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Внутренний план действия. Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных отчетов и оценок формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии.

Личностная рефлексия. Появляется стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.