Чукчи: «высшая раса» Крайнего Севера. Ненец — значит человек

В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами.
У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные».
Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы.
Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище - конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком.
Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса.
Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами.

Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка.
Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством.
В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие.
Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли.
Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку.
Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры.

Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».

Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером».
Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Ненец — значит человек. Начавшееся в последнее время движение по популяризации и развитию культур народов уральской группы, проведение международного конкурса «7 чудес финно-угорского мира», объявление нового фестиваля знаковых для наших народов личностей — все это вновь заставляет нас обратиться к историческому прошлому ненецкого народа, одного из самых древних аборигенных этносов России.

Любой народ, даже самый малочисленный, имеет свою многовековую историю. Историю, в которой было все: войны и победы, поражения и взлеты. Говорят, историю нельзя перечерк-нуть или переписать набело. Отказ от своих собственных корней неминуемо ведет к утрате культуры народа, а значит, и к исчезновению языка, исчезновению народа как отдельной неповторимой общности.

К сожалению, эта ситуация коснулась почти всех малочисленных народов, проживающих на территории современной России.

Судьба ненцев сходна с судьбами всех остальных аборигенных народов нашего многонационального государства. История социалистического строительства, начавшаяся после 1917 года, практически перечеркнула прошлую историю малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прошлое, сохранявшееся тысячелетиями в эпосе и фольклоре наших бесписьменных народов, осталось нынче лишь в русских летописях и в документах иностранных исследователей.

Истоки «северных гиперборейцев»

Территория проживания ненцев протянулась вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. Ненецкий народ так сжился с этой территорией, что на протяжении ряда веков никто и не сомневался в том, что именно ненцы являются истинными аборигенами этих мест. Но в середине XVIII века ученым Страленбергом впервые был поставлен вопрос о южном происхождении самодийных племен, населяющих северное побережье.

В 30-е годы советские ученые Вербов и Прокофьев занялись разработкой теории о южном происхождении ненцев. По их теории самодийские племена начали свое продвижение на север в I-II веках нашей эры под влиянием ряда причин, основной из которых ученые считали завоевание этих земель тюркскими племенами.

Финский ученый Кастрен связывает этот переход с великим переселением народов. К IV-V векам самодийские племена, которым суждено было стать прародителями нынешних ненцев, дошли до побережья Северного Ледовитого океана. Двигаясь вдоль побережья, они вытесняли, частично смешиваясь с ним, местное население, которое, по-видимому, можно считать истинными аборигенами этих мест. В древнейшем ненецком эпосе сказано, что эти люди не ставили чумов, жили в землянках, в земляных дырах «си». Отсюда и название этого исчезнувшего народа: «люди из земляных отверстий» — сихиртя.

Иван Лепехин, совершивший в XVIII веке путешествие по ненецким тундрам, писал: «Вся самоедская земля в нынешней Мезенской округе наполнена опустевшими жилищами некоего древнего народа. Находятся оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при реках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные обломки и, сверх того, человеческие кости. Русские называют сии домовища — чудскими. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, называемым по-самоедски «сирти».

Наследство сихиртя

В ненецком эпосе сохранилось и описание этих людей, из которого следует, что сихиртя (сирти) были низкорослы, светловолосы и светлоглазы. Но опять же, следуя эпосу, можно сказать, что к моменту появления на Севере самодийных племен чудь представляла собой очень немногочисленное племя. Вопрос об этническом происхождении чуди занимал многих ученых, которые в конце концов сошлись в одном. Чудские племена имеют непосредственное родство с финскими племенами.

Сегодня же наиболее близко к исчезнувшему на Севере народу находится финно-угорский народ вепсы, общая численность которых на сегодняшний день едва приближается к четыремстам. Живет этот народ на границе Ленинградской и Мурманской областей.

На территории обитания самодийских племен сихиртя исчезали по мере продвижения прародителей ненцев вдоль побережья Ледовитого океана в сторону теперешнего Канинского полуострова, то есть Канин был последним прибежищем этого народа на территории нынешнего Ненецкого округа. Возможно, этим объясняется и тот факт, что именно здесь еще сохранились названия местностей, не имеющих аналогов в ненецком, да и русском языках.

Взять хотя бы названия поселков Канино-Тиманья, данных по названиям рек, по берегам которых они были построены: Шойна, Ома, Сояна, Кия, Чижа, Несь и т.д. Каждый из этих поселков, равно как и река, имеет появившиеся в более поздний период ненецкие названия: Кия-Седияха, Несь-Хейяха, Чижа-Ноду и так далее.

Говоря о южном происхождении ненцев, некоторые ученые делают упор на историческую топонимику. Доказательством того, что ненцы изначально не являлись истинными аборигенами этих мест, по мнению Вербова и Прокофьева, является и современный ненецкий язык. В языке до сих пор сохранились названия предметов, животных, растений, которых нет или мало распространены на территории нынешнего обитания ненцев здесь, на Севере. Например названия: дуб — тыбыева, кедр — тидэ, или журавль — харе, бобр — лидянг и т.д. В то же время названия исконно северных животных, рыб носят чаще всего описательный характер, то есть являются новообразованиями. Например, такие рыбы, как семга, голец — проходят под названием няръяна хале (красная рыба). Сельдь — сэври, что в переводе с ненецкого значит «одни глаза» (или глазастая). Морж называется тивтей (клыкастый), белуха — вэбарка (похожая на лист). Нет названия для белого медведя, но есть название для бурого — варк. Некоторые названия северных рыб являются заимствованными из других языков, например, навага, пикша, сайка или ревча. Вообще, эта проблема интересовала и интересует ученых многих стран.

По мнению этнографа и журналиста

Вот что не так давно писал об этом известный этнограф и журналист Александр Тунгусов в публикации «Такие схожие судьбы…»: «Скажу сразу: речь пойдет о ненцах и венграх. Иной из читателей, взглянув на карту, усмехнется: да что может быть общего у кочевников заполярных тундр с обитателями Дуная и далекого острова Исландия в Атлантическом океане. И у меня самого возникал этот вопрос, но все по порядку».

А это отрывок из другой работы — «От венгров до ненцев»: «В сорок пятом году, сразу после окончания войны, наш полк перебросили из Чехословакии на юг Венгрии, в шахтерский город Печ. Мы, офицеры, жили на частных квартирах. Меня подселили в семью железнодорожника. Объяснялись на немецком, который хозяйка знала куда лучше, чем я. А тут в одном из магазинов увидел «Русско-венгерский разговорник», только что выпущенный в Будапеште. Как было не купить! И уж никак подумать не мог, что он мне когда-нибудь пригодится. А ведь понадобился! Волею судьбы мне, газетчику с Северной Двины, в пятидесятые-семидесятые годы (почти четверть века) довелось жить и работать на Печоре, в Ненецком округе. Вдоволь поездив по здешним тундрам, простирающимся от моря Белого до Карского, без привычных взору лесов, полей и деревень, я близко познакомился с их хозяевами и открыл для себя (в наше-то время и почти что рядом, за мезенскими лесами) сказочную страну кочевого народа, о котором, конечно же, был наслышан. Раскосые, смуглолицые, скуластые азиаты с непонятной гортанной речью, в непривычном для нас одеянии, они словно опустились сюда со своими оленями с какой-то планеты…

В действительности же, путь их в наши края был далеким, долгим, тяжелым. Как считают многие ученые, прародина уральских народов, к которым относятся самодийские племена (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы), находилась в Западной Сибири, а не в Саянах, Севере Европы или верховьях Волги, как утверждают некоторые. Отсюда, из Сибири, они двинулись к Саянам и отрогам Алтая и заселили их. Но в самом начале новой эры под давлением тюркских племен, часть «алтайских самодийцев» покинула свою вторую родину и из Южной Сибири переместилась на Обско-Енисейский Север. Другая же часть уральцев ушла на северо-запад, вплоть до Дуная и Скандинавии, о чем еще будет сказано.

На побережье океана ненцы, по примеру аборигенов-охотников и зверобоев, занялись охотой на дикого оленя, а приручив его, стали использовать для хозяйственных надобностей.

Первыми из славян узнали о кочевниках новгородцы. Стремясь расширить свои владения с целью получения дани, они, как сказано в первой древнерусской летописи, добрались до Полярного Урала, где встретились с древней югрой: остяками и вогулами, которые и сообщили им, что «соседят с самоядью на полуночных странах».

Ханты (остяки) и манси (вогулы), вместе с родственными им венгерскими уграми, кочевали ранее в Западном Приуралье, куда переместились с территории Южной Сибири. Но в конце IX века последние отделились и двинулись на юго-запад. Как сообщает та же летопись, в 1098 году «венгерские угры» прошли «мимо Киева горою, которую стали называть Угорскою». Ну а где они остановились и какое государство создали, мы уже знаем. Их ближайшие «родственники» ханты и манси попали под сильное давление новгородцев и, спасаясь от «чужаков», перекочевали с побережья через Уральский хребет в сторону Оби.

Самодийские же племена перебрались через Полярный Урал и оказались в тундрах Европейского Севера. Из сказанного выше следует, что ненцы вполне могли стать соседями венгров, не поверни те из Приуралья на юго-запад. И все же, хотя судьба и разбросала эти народы по разным уголкам евро-азиатского континента, изменила образ жизни, их внешние данные, все равно исторически эти народы родственны.

Я держу в руках тот самый «Русско-венгерский разговорник» сорок пятого года выпуска и сверяю с «Русско-ненецким словарем». Сколько в них одинаковых или очень схожих по звучанию и значению слов! А все потому, что в глубокой древности у них был один общий праязык — «дед», от которого и произошли другие языки уральской семьи. Приведу только некоторые примеры: венгерскому слову ЕЙЛЕ, ИЛ — жизнь, соответствует ненецкое — ИЛ, ИЛЕБЦ, финское — ЕЛЕМА, ЕЛО, марийское — ИЛЫШ, ИЛЕН.

Ненецкое слово СЭВ — глаз, по-венгерски звучит как СЭМ.

НЕ — женщина (ненец.), НЕ — женщина (венг.).

ВЭЯ — кровь (ненец.), ВЭЙ — кровь (венг.).

ТО — озеро, звучит совершенно одинаково и на венгерском, и на ненецком языке.

Вот еще несколько аналогий:

Рыба — ХАЛЕ (ненец.) ХАЛ (венг.), огонь: ТУ (ненец.) — ТЮЗ (венг.) — ТУЛИ (по-фински)».

Стрелки горазды и резвы вельми…

Южная теория происхождения ненцев считается на сегодня самой обоснованной и наиболее доказанной, чем все остальные теории, выдвигаемые исследователями параллельно с нею.

Первые сведения о ненцах встречаются в письменных памятниках XI века. Рассказы о них в то время носили фантастический характер. Так, в воспоминаниях первых россиян, побывавших в странах полуночных, ненцы описывались людьми с лицами на груди, с телом, покрытым шерстью. Первые же реальные описания ненцев появляются в XII веке в «Летописи временных лет» от Нестора «О челевецей незнаемых в восточных странах»: «Сии же люди невелики ростом, плосковиды, носы малы, но резвы вельми и стрельцы горазды». Там же приведен рассказ новгородца Гюраты Роговича: «Сказа ме Гюрата Рогович — новгородец, и пришедше страну моему и ним, оттуда иде в Югру. Югра же людье есть язык нем и соседят с самоядью на полуночных странах».

Так уж устроен человек, что его всегда притягивает все неведомое и непонятное. Так и тут: неизвестный доселе народ, с его непонятным языком и совершенно иным, нежели российский, складом жизни вызвал немалый интерес у российских подданных, заставляя все чаще поглядывать в сторону стран «полуночных». И уже с этого времени все чаще в рассказах новгородцев начинает мелькать невесть откуда взявшееся название — самоеды. Так отныне будет именоваться в рассказах россиян, в летописях и в иных документах, наш народ.

Само название же «ненэця», «нянэй хибяри», что в переводе значит «настоящий человек», так и останется определением внут-реннего пользования в среде представителей ненецких родов вплоть до первой половины XX века. Но за прошедшие столетия письменные источники, царские указы и документы Святейшего Синода прочно закрепили за ненцами название «самоеды» или «самодийцы» — самодийские племена.

Финский ученый Миддендорф считает, что в далеком прошлом самодийские племена были очень многочисленны и занимали пространства на южных и северных склонах Саянских гор по притокам Енисея Кану и Мане. На самоедском наречии говорили многие племена, обитавшие в пространствах от Алтая до северной тундры, вдоль водных путей Оби и Иртыша.

Великое переселение народов, а также завоевание Алтая тюркскими племенами, возглавляемыми Хионг-Ну, привели к тому, что многочисленные племена алтайских самодийцев стали перемещаться к Северу, смешиваясь с другими народами, встречавшимися на их пути. В результате этого смешения, по мнению Миддендорфа, произошла двойная ассимиляция. Одни племена, такие, как низкорослые авамские самоеды и таваги, сохранили свой язык, изменив внешние признаки. Другие, как, например, моторы, тубинцы, камшинцы, сохранив внешние монголоидные черты, утратили самодийские корни своего языка.

В древних китайских письменах VII века есть повествование о некогда многочисленном народе дубо, жившем в предгорьях Алтая и на восточном берегу озера Косогола. Они не занимались земледелием и скотоводством, были рыбаки и охотники. Два же родственных племени дубо живут севернее, на ногах у них деревянные кони, вероятно, лыжи, опираются на подпорки как на посохи, и каждый их шаг во сто раз больше шага обыкновенного человека… «Эти три племени, — пишет позднее в XVII веке Вильгельм Радлов, — были самоеды-охотники, которые хорошо стреляли из луков. В настоящее время эти племена совершенно исчезли и слились с тюрками и татарами».

«Да, — писал позднее Миддендорф, — не являются ли нынешние малочисленные самодийцы той малой каплей, оставшейся от некогда великого в количестве своем народа, не остались ли они печальным воспоминанием о некогда могучем племени, исчезнувшем по причине междуусобиц и войн? Кто скажет далеким потомкам их, где простиралась их некогда родная земля — Сами-Эднам…».

Наряду с исследовательскими экспедициями ученых, задавшихся целью выяснить, что за народы проживают на окраинах государства Российского, на Крайний Север двинулись в XVI веке первые русские миссионеры. 31 января 1597 года царь Федор Иоаннович приказал стольнику князю Василию Ухтомскому, воеводе Пустозерскому «призвать самоедов и иных вер иноземцев в православную христианскую веру». И с этого времени начинается активная деятельность русских миссионеров здесь, на северных окраинах великого государства. И как всякая насаждаемая извне идея, она носила агрессивный характер.

Низвержение прежних богов, запрет прежних вековых культов, уничтожение и оскорбление прежних памятников языческой культуры на долгое время оттолкнуло самоедов от новой чужой веры. И даже преуспевшая в уничтожении идолов и древних святилищ миссия Вениамина так и не принесла нужного результата. Ненцы умудрялись прятать своих идолов, устанавливая их в новых, труднодоступных местах. «Надо сказать, что их самоедские заповеди, которые так умело преподносят их шаманы, не лишены смысла,» — писал в те годы один из помощников Вениамина.

Древние заповеди

Изначально эти правила передавались из рода в род и содержали немало чистых нравственных заповедей. Вот некоторые из них.

— Веруй в Нума и исполняй до конца обет, данный ему, не забывай и служителей тьмы, умилостивляй и их в равной мере, береги и храни хэхэ свои — через них ты силу и дорогу найдешь к силам добра.

— Будь добр к силам доб-ра, будь добр и к силам зла — только тогда они тебя без помощи своей не оставят.

— Не реви и не шуми поздно вечером — духи не любят кричащих.

— Почитай отца и мать — помни, старый человек знает дорогу в страну духов, потому что путь в стране людей он уже прошел.

— Не убивай — грех, хэвы. Не дерись — хэвы. Не воруй — хэвы.

— Никогда не говори плохо своему ребенку — помни, он как чистый снег, чем больше на него падает грязи, тем хуже и бесполезнее он становится.

Хотя многие из записанных миссионерами заповедей перекликались с христианскими, поведение неверных настораживало носителей новой веры. Просветительская деятельность миссионеров продолжалась на протяжении трех веков, но коренных изменений в традиционную веру и культуру ненцев так и не принесла.

«…Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Позднее, когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них - царь страны Пан - пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети. От них-то и пошел народ, называющий себя Айны , что означает - «Настоящие люди».

Айны - древнейшее население Японских островов. Айны называли себя различными племенными именами - «соя-унтара», «чувка-унтара», а само название «айну» или «айны», которым их и привыкли называть, это вовсе не самоназвание этого народа, оно означает лишь - «человек», «настоящий человек». Японцы называли айнов словом «эмиси» или «эбису», что по-айнски означает «меч», или «люди меча».

Айны жили и на территории России — в низовьях Амура, на юге Камчатки, Сахалине и Курильских островах.

Но в настоящее время айны остались в основном только в Японии, и согласно официальным данным, их численность в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, может достигать 200 000 человек.

В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 - в Камчатском крае.

Происхождение

Происхождение айнов и в настоящее время остается неясным . Европейцы, столкнувшиеся с айнами только в XVII веке, были поражены их внешним видом - в отличие от привычных людей монголоидной расы, эпикантусом («монгольской» складкой века), редкими волосами на лице, айны обладали европейским фенотипом лица, и к тому же - необыкновенно густыми и длинными волосами на голове, носили огромные бороды (часто достигающие пояса) и усы (во время еды их приходилось придерживать особыми палочками). Несмотря на жизнь в достаточно умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

В настоящее время среди антропологов и этнографов имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам (кавкасионной расе), по теории Дж. Бэчелор и С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эту теорию выдвинул советский этнограф Л. Я. Штернберг и именно она доминировала в советской этнографии.
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера Сибири, такова точка зрения большинства японских антропологов.

Японские колонисты стремительно заселяли остров Хоккайдо, где и айны в основном и жили, и в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну.

Так начался период самой жестокой японизации айнов острова Хоккайдо.

Следует отметить, что на Сахалине и Курильских островах, где были русские, айны весьма тяготели к ним - многие айны владели русским языком и были православными.

Русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Кроме того, айны жили в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, и не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались традиционной охотой и морским промыслом.

Однако, в 1875 году, весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Произошла этническая катастрофа - японцы перевезли всех айнов с Северных Курил на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки и запретили выходить в море без разрешения. Вместо традиционной охоты и рыболовства айны привлекались на различные тяжёлые работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало их традиционному пищевому рациону, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности. Последствия этноцида не заставили себя долго ждать — очень многие айны умерли в первый же год.

Об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности и резервацию ликвидировали, а уцелевших айну, всего-то 20 человек, больных и обнищавших, вывезли на Хоккайдо. Ещё в 70-е годы ХХ века имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана, до сих пор неясно.

Русская администрация Сахалина занималась в основном северной частью острова, отдав южную часть произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства и жестоко эксплуатируя айнов.

А после Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто и стал интенсивно заселялся японцами, пришлое население многократно превысило айнское.

В 1914 году всех айнов Карафуто японские власти собрали в десяти населенных пунктах, ограничили их передвижение по острову, всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, и пытались заставить айну жить по-японски.

А в 1933 всех айнов «обратили» в японских подданных, присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.

После советско-японской войны 1945 года и капитуляции Японии, большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (а отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию.

7 февраля 1953 года уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал до начала 1970-х годов, когда возобновились публикации айнского фольклора.

Современные айну , хотя и признаны 6 июня 2008 года японским парламентом самостоятельным национальным меньшинством , полностью ассимилированы и практически ничем не отличаются от японцев , о своей культуре знают часто намного меньше японских антропологов, да и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов японцами.

В настоящее время айнская культура в Японии полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра, и японцы, и сами айну культивируют «экзотику» лишь на потребу туристам.

А.А. Каздым

Академик Международной Академии наук
Экологии и Безопасности жизнедеятельности, член МОИП

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году).

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Этническая история чукчей. Кратко

Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.

Мифология чукчей. Сотворение мира

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.

Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Воспитание детей у чукчей

В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Война как стиль жизни

Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

«Домашнее шаманство»

У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.

Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.

Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.

Примечательная черта чукотского шамана – он по желанию может «меня пол» Мужчины по велению духов становятся женщинами, даже выходят замуж. Богораз предположил, что это отголоски матриархата.

Чукчи и юмор

Чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». Эта фраза считается жизненным кредо каждого чукчи. Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Для других людей непонятно, как можно сначала плакать над смертью близкого человека, а потом смеяться? Но уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека «захватил» злой дух Келе, и это порицалось. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми. Считается, что если ребенок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у нее больше шансов выйти замуж, чем у вечно грустной, так как считается, что унылая девушка – больная, от того и недовольная, потому что она думает о болезнях.

Возможно, древнейший семантический тип этнонимов – со значением "люди", с противопоставлением "свои – чужие".
Источник: почтовая открытка, Франция

В современном мире, по разным оценкам, проживают три-четыре тысячи этнических общностей – от микроплемен в несколько сотен (и даже десятков) человек до народов, насчитывающих многие десятки и сотни миллионов человек. Неопределенность числа объясняется различным подходом исследователей к проблеме «этнос, субэтнос, этнографическая группа». Есть этнологи, которые считают сардинцев отдельным народом, другие видят в них субэтнос итальянцев. Или, скажем, уэльсцы (валлийцы) – особый народ или этнографическая группа англичан?

Самоназвание – «люди»

Этнонимов (от греч. ethnos – племя, народ и onyma – имя), названий этнических общностей, – в несколько раз больше. Во-первых, есть немало этносов, имеющих не одно самоназвание (эндоэтноним). Во-вторых, еще больше имеется экзоэтнонимов (названий, которые давали народам их близкие и дальние соседи). А еще есть тысячи названий племен и народов минувших эпох, зафиксированных в письменных памятниках, географических названиях и других источниках.

Большинство этнонимов сложилось в давние времена, очень многие – в первобытной древности. Появление этнонима-самоназвания – чрезвычайно важный шаг в развитии общности. Это означало, что члены ее осознали свою группу как особое культурно-языковое единство, с единым для них всех происхождением, и отличие ее от всех других общностей.

Несколько поколений исследователей самых разных специальностей (во многих странах, не только в России) занимались и занимаются этнонимом «русь», «русские»; литература по этой теме существует очень большая, но этимология термина до сих пор остается проблематичной (гипотез много, удовлетворительного, убедительного решения, которое приняли бы – пусть не все, но большинство специалистов, нет). В немалой степени, думается, потому, что чисто филологические изыскания здесь осложнены историко-политической проблемой происхождения древнерусской государственности.

Возможно, древнейшим семантическим типом этнонимов являются самоназвания со значением «люди», с противопоставлением «свои – чужие». Их очень много, большинство – из той отдаленной эпохи, когда люди жили замкнутыми, изолированными группами (родами, племенами). В сознании каждой такой группы человечество делилось на две части: их самих («людей») и всех остальных (не-людей, нелюдей).

Собственно, слова «человек», «люди» (варианты «свой, свои»; «настоящие люди») на разных языках, в разных «углах» ойкумены и были первыми самоназваниями человеческих групп. У многих народов они дожили до наших дней (или прослеживаются при углубленном лингвистическом анализе). Самоназвание сибирских народов ненцев, хантов, манси, нганасанов, нанайцев – одно и то же (в переводе с их языков): «человек». Самоназвание марийцев (мари, марий) – «человек», «мужчина». Древний этноним коми-мурт («человек»); он вошел в самоназвание родственных им удмуртов. Североафриканские берберы, эскимосы на крайнем севере Америки и гуахиро в Колумбии, народ яо (в Китае и Вьетнаме) и атапаски (в США и Канаде) называют себя одинаково – «люди».

Некоторые группы не удовлетворялись таким скромным именем и называли себя горделиво – «настоящие люди». Так переводится самоназвание части чукчей, одной из групп ненцев; так называют себя индейцы дакота и индейцы делавары. Южноафриканские готтентоты самоутвердились, назвав себя «кой-коин», «человеческие люди» (если «понизить тональность», будет то же самое: «настоящие, истинные люди»).

И если хорошенько «покопаться» в исторической семантике и этимологии самоназвания немцев (deutsch), то обнаруживается, что оно восходит к древнегерманским словам diot, diota и еще более раннему teuta («люди», «народ»); отсюда, кстати, и латинское обозначение немцев – teutones, «тевтоны».

И этноним шведов ведет свою историю из глубокой древности: он возводится к древневерхненемецкому слову gi-swio, «свояк» («свои люди», «свой народ»), suiones у Тацита. «Свеями» называли их славянские племена.

Казаки и казахи

Среди древнейших этнонимов первобытнообщинной эпохи многочисленны названия, означавшие тотем данной общности. Это чаще всего животные (медведь, волк, лиса и т.д.), но также растения, природные стихии и т.д. Из тотемов образованы десятки этнонимов индейских племен во всех регионах Америки. Так, скажем, самоназвание индейцев шайенов – «змеи». Но такое же тотемное значение имеет этноним народа нага в Бирме (ныне Мьянма). Разнообразные тотемные имена имели (или еще сохраняют) многие этнические общности (и/или их подразделения) в Сибири, в Юго-Восточной Азии, у аборигенов Австралии и в других регионах мира.

Немало этнонимов, которые характеризуют обозначаемые ими общности по присущим им признакам или по их занятиям, обычаям, свойствам личности. Так, обобщенное название аборигенов Новой Гвинеи – папуасы – означает «курчавые» (от индонез. «папува»); эфиопы – «опаленные лица» (др.-греч.). Название одного из народов Индии – бхилов – происходит от дравидийского «стрелковый лук» и означает «лучники»: в далекие времена воины из этого народа были известны как отличные стрелки. А самоназвание индейского народа брибри (Коста-Рика) означает «сильный».

К этому ряду примыкает этноним казахов: его выводят от тюркского слова qazaq, означающего «вольный человек» (а также «вольнонаемный батрак»); отсюда, кстати, и русское слово (социальный термин) казаки.

Есть этнонимы, в которых декларируется высокая самооценка обозначающих их народов. Самоназвание индейского народа сенека (нун-да-вэ-о-но) – «великий народ холмов». Очень достойно звучат самоназвания ряда германских племен древности и раннего Средневековья: франки – «свободные»; алеманны – «все мужи»; саксы – «товарищи по оружию».

Много этнонимов возникло из слов, характеризующих ландшафт, характер местности: буряты («лесные»: так назвали их южные соседи, жившие в степной зоне); бедуины – от араб. «беду», степь; даяки (группы народов в Индонезии и Малайзии) – это имя, означающее на малайском языке «жители внутренней, высокогорной страны», дали им малайцы Суматры; бушмены – «люди кустарников» (голл.); суахили – «береговые люди» (от араб. сахиль – «берег»), народ в Восточной Африке; балкарцы («горцы»); гаошань («горцы», кит.), группа народов в Китае; кумыки («жители низин»)...

Этнонимы этого ряда встречаются в самых разных регионах мира. Топографическое значение имеет название германского племени англов – «угол» (жили они в древности на полуострове Ютландия).

Ну а норвежцы своим этническим именем прямо указывают, где они живут: нордмен (самоназв.), «северные люди», «северный народ».

Китайцы, самый большой народ в мире, сами себя называют хань – по имени древней императорской династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.). Этноним этот (первоначально в форме «ханьжэнь», «люди хань») укоренился спустя несколько веков после того, как данная династия сошла с исторической сцены. До этого их самоназвание было «циньжэнь», «люди цинь», по названию династии Цинь (221–207 годы до н.э.), и этим этнонимом китайцев до сих пор называют в Западной Европе. Русские же называют их по имени соседнего с ними (на севере) кочевого народа киданей (китаев), по-видимому, монголоязычного.

Есть этнонимы по имени племенного вождя, военного предводителя. Живет в России (Дагестан, Ставропольский край и др. регионы) тюркский народ ногайцы, ногай (самоназв.), имя которого – от одного из правителей Золотой Орды Ногая, праправнука Чингисхана.

Есть этнонимы (их немного), которые специалисты характеризуют как условно-этнические термины. Так, в Оттоманской империи, да и позднее в Турции XX века всех выходцев с Северного Кавказа, независимо от их этнического происхождения, называли (да и сейчас называют) черкесами. Там же до недавних пор западноевропейцев называли франками.

Немцами на Руси в эпоху Петра I называли кроме немцев также и голландцев, и датчан (в быту это сохранялось и в XIX веке).

Победить и переименовать

Много этнонимов образовано по названию страны (территории), в которой проживает данный народ (топографические этнонимы): австрийцы, албанцы, бразильцы, венгры, исландцы, испанцы, кабардинцы, карачаевцы, мальтийцы, македонцы (и др.). Остановимся на происхождении последнего из названных.

Он – от исторического названия области на севере Греции, Македонии. Часть южных славян, заселявших в VI веке Балканский полуостров, обосновалась в этом регионе и получила название «македонцы», которое постепенно стало их самоназванием. Македонский язык – один из славянских языков, не имеющий ничего общего с языком македонян античной эпохи.

Этническое имя народа-завоевателя может быть усвоено побежденным (или ассимилированным) народом; бывает и наоборот. Так, дунайские тюрки-булгары, подчинив в VII веке ряд южнославянских племен на Балканском полуострове, были ассимилированы ими, приняли их язык и культуру, но «подарили» им свое имя: болгары.

На южном побережье Балтийского моря жили племена пруссов (родственные древним литовцам). В XIII веке они были завоеваны немецким Тевтонским орденом, частично уничтожены, частично онемечены. Но завоеватели стали называть себя пруссаками, а образовавшееся в последующие века государство получило имя Пруссия.

Германцы-франки, завоевавшие в V–VI веках почти всю территорию современной Франции, где жили кельтские племена (которых римляне называли галлами), романизированные в предыдущие столетия (начиная с I века до н.э., когда легионы Юлия Цезаря подчинили Галлию Риму), постепенно слились с галло-римским населением, перешли на его разговорный язык – народную латынь. Но складывающийся новый этнос принял этноним завоевателей, и потому мы имеем страну Францию, в которой живут французы.

Однако имя галлов, в какой-то мере ставшее синонимом французов, поныне живет в народной речи («галльский петух» и другие выражения), в литературе (вспомним пушкинское описание войны 1812 года: «Сразились. Русский – победитель!/ И вспять бежит надменный галл┘»).

Основным населением Великобритании в I тыс. до н.э. – V век н.э. были кельтские племена бритты. В ходе завоевания этой страны германоязычными племенами англов и саксов (V–VI века) часть бриттов была уничтожена, оставшиеся постепенно ассимилированы, войдя в состав английского народа. Но англичан до сих пор зовут британцами (Британия – одно из древних названий современной территории Англии, Уэльса и части Шотландии), и государство их называется Великобританией, а их большой остров – самый крупный в группе Британских островов.

Так сохраняются в истории этнонимы древних народов.

Важно знать и помнить: этнонимы несут большую социальную, идеологическую нагрузку. В истории известно немало случаев, когда победители очень старались, чтобы побежденные забыли свое имя: нередко при этом исчезал сам народ (как народ). Закономерно, что при историческом возрождении народа возрождается, с новой гордой силой звучит его историческое этническое имя.

Бывают ситуации, когда имя народа становится знаменем, с которым идут в решительный бой – и побеждают. Когда Петр I, обращаясь к своим полкам перед Полтавской баталией (в этом году ее трехсотлетие), призвал их: «Не посрамим имени Русского!» – это был такой мощный эмоциональный заряд на победу, который, не сомневаюсь, в немалой мере и предопределил ее.