Фракия болгария. История восточной македонии и греческой фракии

Немного истории

Присутствие человека на территории восточной Македонии и Фракии датируется эпохой неолита. В период железного века в восточной Македонии обосновались ахейцы.

В VII в. д.н.э. эллинами с островов восточной части Эгейского моря и побережий Малой Азии были основаны первые колонии на побережье Фракии. Некоторые из колоний превратились в важные полисы. В V в. д.н.э. образовалось могущественное царство Одрисов, которое расстилалось от Дуная до Эгейского моря с одной стороны, и от реки Стримон до Черного моря с другой. Это царство было ликвидировано в IV в. д.н.э. Филиппом II, который присоединил Фракию к Македонскому царству. В тот же период на побережьях Македонии переселенцами из юга Эллады были основаны колонии. Подчинение полисов восточной Македонии началось в V в. д.н.э. и завершилось в период правления Филиппа II.

После сражения при Пидне, где победу одержали римляне, Македония полностью была подчинена Риму. Вся территория до реки Нестос являлась римской провинцией со столицей Амфиполем, такие города, как Абдера, Марониа и Энос, были провозглашены свободными городами. В северной части Фракии царь Одресов Котий вынужден был признать господство Рима. Фракия официально превратилась римскую провинцию в 46 г. д.н.э., а Македония была объявлена императорской римской провинцией с 20 г. д.н.э. В годы римского господства происходит эллинизация фракийцев, которые занимались в основном сельским хозяйством и животноводством. В восточной Македонии крупными городами являлись Амфиполи, Филиппы и Лименас на острове Фасос. Римские императоры внесли свой вклад в развитие восточной Македонии и Фракии, основывая новые города. И, что самое главное, римляне проложили дорогу, называемую Эгнатией, которая соединяла город Византий с Дуресом и являлась главной связывающей артерией на протяжении многих веков.

В эпоху Византийской империи Фракия и Македония являлись двумя наиболее важными провинциями империи. Однако, это не спасло их от нашествий и разбоя. Первое крупное нашествие было совершено гуннами и славянами, оно произошло в V в. С середины VII в. и до самой ликвидации болгарского царства византийским императором Василием II Болгаробойцой в 1018 г. болгары совершали неоднократные вторжения на территории Македонии и Фракии. Повторное образование болгарского государства в 1186 г. имело результатом возобновления нашествий болгар на территории Македонии и Фракии.

После захвата Константинополя крестоносцами Фракия и некоторые территории Македонии отошли к латинскому царству Константинополя. Однако, крестоносцы встретили сопротивление болгар, которые добились в 1230 г. практически полного контроля над Фракией и Македонией, кроме морского побережья. Македония и Фракия были отвоеваны византийцами в XIII в.

Фракия является также районом, на территории которого в XIV в. развернулись крупнейшие сцены междоусобной войны Византийской империи. Кроме разрушения множества городов и крепостей, опустошения провинций, экономического спада, физического уничтожения жителей этих районов эта междоусобица несла за собой еще одни плачевный результат. Она явилась причиной появления на территории Фракии османов, которых враждующие стороны использовали в своих целях, невзирая на дальнейшие последствия.

Османы вновь появились во Фракии в XIV в., на этот раз не в роли союзников какой-либо из враждующих сторон, а как захватчики. Византийцам удалось на некоторое время отбросить их и вынудили османов в 1357 г. заключить мирный договор. Однако этот мир продержался недолго, в 1361 г. османы начали священную войну с целью распространить ислам среди населения Фракии. В 1361 г. был захвачен Дидимотихо, в 1363 г. - Комонтини, Маронеа, Перифори и Ксанфи. А после Киренского сражения в 1371 г. Фракия полностью оказалась под властью османов, кроме некоторых крепостей, расположенных вблизи Константинополя. Очень скоро началось обращение местного населения в мусульманскую веру, что еще больше усилилось в XV в. Христианское население, во избежание всего этого, покидали города и древни, обосновываясь в горных или же в отдаленных районах. То население, которое осталось на местах и не пожелало менять веру, было обращено в крепостных, которые возделывали земельные участки, принадлежащие османам.

С конца XVI и начала XVII вв. положение изменилось. Начало упадка Османской империи совпадает с обоснованием в Македонии и Фракии еврейских беженцев, а также возвращение греческого населения на равнины, так как проживание в горах было связано с большими трудностями. В рамках этого передвижения людских масс компактные части греческого населения с Пелопоннеса, Фессалии и Македонии продвинулись во Фракию. Такие города, как Адрианополь, Филиппуполь, Ираклион, Редестос, Энос, Силиврия и Каллиполи, являлись важными торговыми центрами. Греческое население продолжало возрастать и богатеть в продолжение XVIII в. Греческие школы существовали и в самом начале османского ига, однако в небольшом количестве и находились в крупных городах. Однако после зарождения греческого Просвещения количество школ увеличилось.

Фракия является одним из немногочисленных районов, который не принимал участия в Восстании 1821 г, хотя, конечно, были образованы некоторые повстанческие очаги, но и они очень скоро перестали существовать. Постоянное присутствие османского войска на территории Фракии и нахождение её на небольшом расстояние от Константинополя, а также равнинный ландшафт этого района являлись основными причинами, стоящими на пути активного содействия греческого населения Фракии в борьбе против османского ига. Так же и в восточной Македонии Восстание не нашло должной поддержки по вышеупомянутым причинам.

В последующие годы османы ужесточили свою позицию по отношению к греческому населению. Произошел общий упадок экономики и разложение административного правления, все это ухудшило жизнь христианского населения, а в частности греков Фракии и Македонии. В то же время все большее количество болгар начинает приобретать национальное самосознание и конкурировать с греками во всех социальных сферах деятельности. В продолжение 1860 годов греко-болгарский конфликт обретает драматический оборот ввиду религиозной эмансипации болгар. Позиции болгар еще более укрепились после образования церковного Экзархата.

Кризис Восточного Вопроса был вызван восстанием христианского населения Боснии в 1875 г. и болгар в 1876 г., что вызвало массовую резню христианского населения, это в свою очередь привело к началу Русско-турецкой войны. Русская армия дошла до Константинополя, в 1877 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор, по которому Болгария приобретала огромные территории: всю сегодняшнюю Болгарию, Фракию и Македонию, кроме Фессалоник и Халкидиков. Однако, решения этого договора были персмотренны на Берлинском конгрессе 1878 г. На этот раз вместо обширных территорий Болгарию ограничили в рамках небольшого автономного государства. Однако, в 1885 г. Болгария самовольно и противозаконно присоединила Восточную Румилию. Эти действия по истечении времени были признаны Великими Державами. Греческое население являлось крупной политической силой в районе северной Фракии до 1906 г., когда вспыхнули серьезные беспорядки, и большая часть греческого населения, проживающая веками на данной территории, вынуждена была покинуть этот район.

В южной части Фракии и в Македонии после 1878 г. между греками и болгарами началась конкуренция в сфере образования, религии и различных профессий. С 1897 г. на территории Македонии и в некоторых областях Фракии появились болгарские военные отряды, которые силой вынуждали христианское население подчиниться болгарскому Экзархату и требовали поступления детей в болгарские школы. Греческая анти-пропаганда начала проявляться после 1906 г.

В период 1-ой Балканской войны вся южная Фракия и восточная Македония были захвачены болгарским войском. Во 2-ой Балканской войне греческая армия достигла Александрополя и изгнала болгар. Тем не менее, по Бухарестскому мирному договору, Фракия отошла Болгарии, кроме небольшого района вокруг Константинополя, который оставался под властью османов. В итоге, после заключения Нейиского мирного договора в 1919 г. Греция присоединила западную Фракию (до реки Эврос), а после заключения Севреского мирного договора 1920 г. к Греции отошла восточная Фракия, кроме Константинополя и его окрестностей.

Однако, Малоазийская катастрофа знаменовала окончательную потерию восточной Фракии. Греческое население было вынуждено покинуть восточную Фракию и поселиться в Македонии и западной Фракии. В сумме во Фракии поселились более 145 тыс. беженцев из районов восточной Фракии, Малой Азии, Болгарии, Кавказа и Армении. В свою очередь в Болгарию переселилось 23 тыс. человек. Обмен населения продолжился и в восточной Македонии, мусульмане покинули эти районы, а на их месте обосновались греческие беженцы из района Понта.

Во время Второй Мировой войны Фракия и восточная Македония были оккупированы немецкими и болгарскими войсками, после чего эти районы перешли в управление оккупационных сил болгар, а их центром являлся город Драма. Болгары предприняли попытки изменить этнический состав греческого населения, и тем самым образовать новый распорядок вещей на политической арене. Однако их действия встретили сопротивление со стороны местного населения, в частности во многих случаях греческое население бралось за оружие. Болгарская оккупация завершилась в 1944 г. Восточная Македония и Фракия вновь вошли в состав Греции.

Геохронология региона

Восточная Македония и Фракия являются частью Балканского полуострова. Сегодня нам известно, что территория Балканского полуострова, Эллада, Эгейское море и территория сегодняшней Турции являлись на протяжении многих миллионов лет дном огромного моря, которое ученые символически называют Тифис. Примерно 30 миллионов лет назад, в начале Миоцена, дно моря Тифис начало подниматься, в результате чего образовался крупный массив суши – Эгида. Эгида расстилалась в регионе, где сегодня находятся Греция, Турция и Эгейское море. В начале следующего геологического периода, Плейстоцена, примерно 2 миллиона лет назад, географическая карта Греции начинает приобретать сегодняшний вид, в итоге происходит окончательное формирование Балканского полуострова, Малой Азии и Эгейского моря.

Горы региона в основном имеют кристаллическое строение, однако, существует и значительное количество вулканических отложений. В частности, горный массив Родопы богат гранитом, сланцем и др. Западнее некоторые из гор восточной Македонии, Фалакро, Орвилос и др., богаты известняком и мрамором.

Доисторическая флора и фауна

Остатки доисторической флоры, в основном ископаемых стволов деревьев, листьев и семян, были обнаружены в данном регионе. На территории восточной Македонии и Фракии в доисторический период обитали различные животные, которых не существует в настоящее время, например, мамонты и другие хоботные. Известно также, что в регионе водились львы.

Восточная Македония и Фракия сегодня

Восточная Македония и Фракия состоят из таких округов, как: Драма, Кавала, Ксанфи, Серрес, Родопы и Эврос, которые входят в административное ведение Областного Округа Восточной Македонии и Фракии. Округ Серреса занимает территорию равную 3968 кв. км., с населением в 201 тыс. человек. Административным центром округа является город Серрес. Округ Драмы имеет территорию 3468 кв. км., его население составляет 104 тыс. человек. Административным центром округа является город Драма. Округ Кавалы занимает территорию равную 2111 кв. км., его население составляет 63293 человека, административным центром является город Кавала. Округ Ксанфи занимает территорию, равную 1793 кв. км., с населением в 102 тыс. человек, административным центром округа является город Ксанфи. Территория округа Родопы равна 2543 кв. км., и на его территории численность населения составляет 110 тыс. человек, административным центром является город Комотини. Округ Эвроса занимает территорию равную 4242 кв. км., с численностью населения в 105 тыс. человек, административным центром округа является город Александрополь.

Ландшафт данной области характеризуется горными массивами, равнинами, расстилающимися вплоть до морского побережья, крупными реками. Наиболее крупными горными массивами являются: во Фракии – Папикио (1827 м); в Македонии – Фалакро (2111 м), Блелес (2031 м) и Пангеон (1956 м). Крупные реки – это Стримон, Нестос и Эврос, которые берут свое начало в Болгарии, пересекают Грецию и впадают в Эгейское море, образуя дельту. Крупные озера – это Керкини, находится в округе Серреса, и озеро Вистонида, расположенное на границах округов Ксанфи и Родопы. Единственными островами, существующими в данном регионе, являются Фасос и Самофраки.

Климатические условия немного отличаются от климата остальной части Греции. Ввиду северных и северо-западных ветров в зимний период происходит сильный спад температуры в горных районах, в частности, Неврокопское плоскогорье считается самым холодным населенным районом Греции. В прибрежных районах климат является более мягким.

Растительность

Разница в климатических условиях, отражается на растительности региона. У подножий гор растут в основном средиземноморские кустарники (Mediterrnean maqui). Выше следует зона лиственных деревьев – дубов, которая достигает обычно 100 м или немногим более того. В этой зоне растут такие деревья, как Широколиственный дуб (Quercus frainetto), Мохнатый дуб (Quercus pubescens) и Каменный дуб (Quercus petraea) . Выше той зоны, на высоте до 2000 м расстилается зона хвойных лесов. Здесь растут Черная сосна (Pinus nigra), Македонская сосна (Abies borisiiregis), Лесная сосна (Pinus sylvestris) и Красная сосна (Picea abies). В этой зоне частично растут буковые леса таких видов, как Fagus silvatica, Fagus orientalis, или же смешанные леса хвойных и лиственных деревьев. На вершинах гор, превышающих 2000 м, растут только многолетние карликовые травы

Кроме вышеупомянутых зон, существует и зона долин, которая большей частью интенсивно обрабатывается населением, и природной растительности здесь практически не существует.

Флора и фауна

Флора восточной Македонии и Фракии насчитывает примерно более 2500 видов различных растений. Среди них особую ценность представляют горные эндемики такие, как Dianthus dimulans и Diantgus noeanus, Лилия родопская (Lilium rhodopeum), Viola rhodopeja, Viola ganiatsasii, Viola sereiana родопская, Haberlea rhodopensis и др. Также здесь существуют множество видов редких деревьев.

Богатой является и фауна этого региона. Ввиду многочисленных и крупных биоценозов здесь обитают практически все водоплавающие птицы страны. С другой стороны, существование горных массивов благоприятствует присутствию перелетных птиц. Примерно подсчитано, что из 410 видов птиц 400 обитают в восточной Македонии и Фракии. Что касается млекопитающих, в Греции больше нет другого такого района, где бы было такое множество млекопитающих. Это медведь, волк, шакал, кабан, лиса, еж и множество др. К другим классам животных здесь относятся земноводные, пресмыкающиеся, насекомые и др.

, , , , .
Предыдущие главы: Академгородок1959 , 1960 , 1961 , 1962 , 1963 и 1964

Фракия под Македонией, кельтами, Римом

Территория Фракии сегодня разделена между Болгарией, Грецией и Турцией. Но история знает времена, когда Болгария была значительно крупнее и занимала не только всю Фракию, но и территории современной Румынии и земли бывшей Югославии. Были и другие времена, когда государство Болгария надолго исчезало с географической карты.
Бегло, очень бегло пройдем по векам истории.
До VII века н.э. государства Болгарии на этих землях не было. Носители имени «болгары» жили довольно далеко от этих мест. До этих времен еще 1200 лет, и в рассматриваемые времена - VI и V века до н.э.- здесь живут племена с общим названием фраки, или фракийцы. У различных племен свои довольно крупные поселения, государства и правители, например, у племени одрисков свои цари.

Бронзовая голова фракийского царя Севта III.
IV век до н.э

Они чеканят собственную монету. У них развито ремесло.

Фракийская монета IV века до н.э.

Они строят усыпальницы и расписывают их.

Изображения
Фракийцев

В IV веке до н. э. Филип II, царь Македонии, и его сын, знаменитый Александр Македонский установили господство над большей частью фракийских племен.
Александр Македонский
Но оно продолжалось недолго. Империя Александра Македонского распалась после его смерти, а фракийцы активно боролись за независимость, и быстро вернули себе свободу.
В III веке до н. э. северной частью Балканского полуострова овладевают кельты, которых считают прагерманскими племенами. Они проникают и на юг. Но продержались кельты на территории сегодняшней Болгарии не более полувека, а потом ушли на запад и север. Для римлян кельты и галлы были синонимами.

Кельтский воин

Через 200 лет с возвышением Рима, его правителей постоянно привлекали как земли Фракии, так и другие земли Балканского полуострова. Начал воевать с народами балканского полуострова еще Гай Юлий Цезарь в I веке до н.э. Фракия попала под контроль Римской империи, и фракийцев стали брать в римские легионы.
Цезарь вынашивал план похода на гетов и даков, живших севернее, по обоим берегам Дуная. Он хотел, чтобы внутри дунайской границы царила греко-римская культура. Земли между Дунаем, Италией и Грецией должны были быть таким же буфером против народов севера и востока, как Галлия и граница по Рейну на севере и западе — против варваров, живших к востоку от Рейна. Во многом его планы остались неосуществленными, - дел ему хватало и без Фракии.

Римский император

Гай Юлий Цеарь
Историки того времени по-разному называют народы и племенные объединения Балкан: фракийцы, геты (готы), даки, мёзийцы. Всё зависит во многом от местности, в которой жили эти племена. Я допускаю, что они говорили на очень близких языках. Я не увидел никаких препятствий такому предположению. Те же древние историки говорят, что мёзийцы и часть готов, (гетов) жила по правому берегу Дуная, а даки, жившие по левому берегу Дуная, - по языку были близки к гетам и мёзийцам и понимали друг друга. Известно, что состав народов менялся не только стихийно. Например, что в середине I века римляне переселили с правого берега Дуная в Мёзию 50 тысяч гетов. И я не понял, почему их нельзя считать праславянами.

Фракия под Римской империей

В начале I века н. э. балканский полуостров до Дуная был завоеван римлянами, которые создали здесь две провинции - Мёзию и Фракию. Сердика стала центром административной области, но уже под названием Средец, что означало «середина», т.к. город расположен в центре Балканского полуострова. Таким образом, Мёзия и Фракия вошли в экономическую и культурную область влияния Латинского мира, и об этом свидетельствуют сохранившиеся монументы и археологические находки.
Затем начались войны, которые римлянами и греками были названы нашествиями варваров. Мне не нравится это название народов, воевавших с Римской империей и, в конечном итоге, разрушившей ее. Сегодня, правда, слово варвары имеет совершенно другой смысл, чем тогда. Тогда для греков варвар означал «негреческий, иноземный». Варварами были люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами. Они говорили на непонятном им языке, и культура их была им чужда. Но сегодня это слово носит негативный оттенок и, пора бы в исторических документах называть их по-другому. Называя вслед за историками того времена пришедшие народы варварами, неплохо бы в этот момент вспомнить, сколько цивилизаций разрушила Римская империя, сколько уничтожила людей и сколько рабов продала на рынках.
Так, например, в начале II века римским императором Траяном было уничтожено мощное государство даков - Дакия (по другим источникам - Гето-Дакия), занимавшее территорию левого берега Дуная и Трансильванию с Карпатами.

Римский император
Траян

Правитель Дакии
Децебал


Развалины столицы этого государства и крупного религиозного центра - Сармизегетуса находятся в Румынии - городище Мунчелулуй (кстати, «ус» у названия города - латинское окончание, «сарм» - возможно, от сармат, «гет» - название племенного союза). Руины этого весьма большого поселения, тянутся по склону горы на три км на высоте 1200 м над уровнем моря.
Поэтому когда пишут, что «варвары воспрепятствовали развитию римской цивилизации», с тем же успехом можно сказать, что римляне воспрепятствовали развитию дакской цивилизации, а до этого многих других, значительно более древних, чем римская.
Продолжая говорить о войнах Траяна, напомню, что например, десятки тысяч восставших в Александрии евреев было им продано в рабство, а великолепная Александрийская синагога разрушена. Такие же гонения были и на евреев Вавилонии, поддержавших парфян в войне против Траяна.
Известно, что живых христиан римляне прибивали гвоздями к столбам, обливали маслом и зажигали, чтобы осветить вечеринку. Так делал Нерон.
Траян совершил еще более чудовищную жестокость - геноцид по отношению к дакам.
Вся история жестокой римско-дакской войны сохранилась, благодаря уцелевшей колонне Траяна и ряду источников. Известно, что «цивилизованный» Траян, по сути, частично (те же историки утверждают, что полностью) истребил даков, а в рабство увел свыше полумиллиона рабов, продав их на рынках.
Современным историкам следует быть поосторожнее с названиями - нельзя бездумно переписывать политически мотивированных историков древнего мира и средневековья.
В III-ем веке между Римской империей и народами Причерноморья велась длительная и весьма изнурительная война, которую греки Восточной Римской империи (ромеи) называли Скифской войной, хотя главной действующей силой были готы. Для греков все народы Причерноморья были скифами. Это тем более удивительно, что именно в это время готы ликвидировали Скифию с ее столицей в Крыму как государство. Историки Западной Римской империи - называли войны III века Готскими.
Многие историки (возможно, даже их подавляющая часть) считают, что готы, вышедшие на историческую сцену в эти века, - это германские племена, жившие на побережье Балтийского моря и в Скандинавии и мигрировавшие с севера на юг, пройдя за столетия земли, населенные славянами. Я внимательно прочитал приведенные доказательства, но они не показались мне убедительными. В то же время я заметил, что целый ряд утверждений древних историков, не укладывающихся в эту теорию, были просто отброшены. Мне кажется, что войны III века были продолжением войн II века, когда Траян разгромил Дакское (дакско-готское) государство.
Западная граница Дакии была на Буге, и тех мест император Траян не достиг. Не был он и к востоку от Буга, где жили готы, не входившие в состав Дакии. Так что даки и готы, которые, возможно были близки друг другу и по обычаям, и по языку, продолжали жить в этих землях, и, вероятно, число их возросло за счет беглецов из центральной Дакии. Естественно, что они желали взять реванш за поражение войск Децебала. Кроме того, многие готы (рабы и переселенцы) жили в римских провинциях на балканском полуострове, что подтверждает такой источник, как Иордан, знавший об этом не понаслышке, - он, как сам и пишет, был гетом. И Иордан совершенно четко и недвусмысленно говорит, что готы - то же самое, что и геты.
С эпохи Великого переселения народов (V - VII века), в греческих (византийских) источниках для наименования совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье, используется одно и то же слово «скифы». В источниках III—IV веков н. э. скифами часто называют готов (гетов), а в более поздних византийских источниках - восточных славян и аланов, а также тюрок - гуннские народы - хазар и печенегов. Это внесло путаницу в историю народов и государств первой половины I-го тысячелетия. У меня сложилось мнение, что историки с этой путаницей не разобрались до сих пор. При этом почти всегда готов (гетов) именуют германцами и почему-то считают, что эти племена пришли в причерноморские степи с севера - из Ютландии и Скандинавии, пройдя в течение нескольких веков через территории восточных славян.
Я прочитал некоторые источники и труды современных ученых, включая генетиков, и, откровенно говоря, доказательств не нашел. Точнее, все эти «доказательства» были неубедительны. Мне показалось, что они и сами сомневаются в своих утверждениях, потому что тексты пестрят словами, «возможно», «вероятно», «скорее всего». И эти слова, на мой взгляд, свидетельствуют не об их научной добросовестности, а о боязни противоречить каким-то столпам науки, «установившим» когда-то определенный «порядок» в истории.
Не будучи специалистом, я не буду приводить ни доказательств, ни бросающихся в глаза несуразиц в утверждениях историков. Для меня после всего прочитанного, готы (геты) - племенные союзы, принявшие участие в формировании как славянских, так и других народов, т.е. их можно назвать, как и даков, праславянами. Об этом же свидетельствуют и генетические исследования, сравнительно недавно введенные в научный оборот.
И весь IV век римские императоры воевали с готами. Сначала в придунайских землях. Известно, что только в начале этого века от голода и холода погибло более 100 тыс. готов, согнанных римлянами со своих земель. С востока готов начали теснить появившиеся в степях гуннские племена, которые разгромили готов и заставили их двинуться на запад. Римские императоры разрешили доведенным до отчаяния готам поселиться в пределах Римской империи во Фракии. При их заселении возникли многочисленные стычки, и войскам римлян и ромеев (византийцев) пришлось усмирять непокорных готов. Это у них не получилось: византийские войска были разбиты, а готы даже штурмовали Константинополь.
Готские войска, преследуя отступавших римлян, дошли до границ Италии, получили официально право поселиться во Фракии, а их войска стали армией римской империи. Эта часть готов стала впоследствии называться историками вестготами (или везиготами). Готы, оставшиеся в Причерноморье за Дунаем, вошли в состав Гуннской империи Аттилы, после того как их войска под руководством вождя Ерманария (часто пишут Германариха, но, вряд ли это правильно), были разбиты гуннами, а после распада Гуннской державы стали называться историками остготами.
Гунны - это тоже собирательное племенное имя. С остготами непосредственно граничили авары, к востоку от них были болгары, а еще восточнее хазары. Все они, возможно были тюрками и все считаются гуннскими племенами.
Одновременно, защищаясь от готов, римлянам пришлось обороняться в Галлии от многочисленных племен, которые сейчас называют германскими. Римляне начали вести с ними борьбу еще за пару сот лет до н.э. ни тогда, ни в описываемые времена этого названия племен еще не существовало. Были, например, франки, алеманы, ургунды (бургунды), свевы, руги и другие племена. Но никто их не называл германскими, возможно, кроме бритов в Англии. Эти прагерманские племена и заставили римлян покинуть Галлию, уступив им территории, западнее реки Рейн.
В IV веке христианство стало государственной религией всей империи. А в конце века (395 г.) Римская империя распалась на две части - Западную и Восточную. Сейчас Восточную историки называют Византией, но она сама себя никогда так не называла - правители считали себя римлянами, - по-гречески «ромеями», и поэтому ее название, возможно, правильнее называть, в отличие от Римской, Ромейской империей.
На обе части Римской империи с начала V века начали нападать, чередуясь, кельты, готы и гунны. Они переправлялись через Дунай, уничтожали города и истребляли часть населения и селились вместо него. Но Восточная Римская империя более-менее успешно отражала атаки, а вот Западная Римская империя не устояла.
V век начался с падения Рима, взятого вестготами, под руководством Алария (римские источники называют его Аларихом), которые в дальнейшем ушли на запад, на юг Франции и Испании. Все историки отмечают, что взятие Рима потрясло христианский мир.
Великое переселение народов началось с того, что на римскую империю напали гунны в 441 году. Поводом для войны стало похищение епископом одного из городов Римской империи гуннских сокровищ, вероятно, из царских гробниц.
В середине V века севернее Дуная от Черного моря до Рейна сложилась мощная империя гуннских племен во главе с Аттилой с центром на территории современной Венгрии и Австрии. И хотя он был разбит в «Битве народов» на территории Франции (в районе современной провинции Шампань), его войска прошлись и по Италии, и по римским провинциям, весьма сильно ослабив Рим. Последний Римский император Ромул Август был свергнут, и Римская империя прекратила свое существование.

Аттила (медаль)

После смерти Аттилы гуннская империя распалась в результате восстания остготов под руководством трех братьев -Валамира, Теодемира и Видимира I. Явно славянские имена, не правда ли? Есть ли еще сомнения в том, что остготы были славянами? Остготы, освободившись, постепенно заселили Балканский полуостров - всю Фракию и нижний Дунай, а в конце века захватили всю Италию. Только в середине VI века войска Восточной Римской империи изгнали остготов из Италии. Больше о них никто никогда не упоминает. Куда девался этот многочисленный народ, неизвестно.
Свержение ее последнего императора Ромула-Августула гетским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи. Его считают вождем германского племени остготов, но мне кажется, что это было славянское племя. Не очень понятно, почему в русский язык перекочевало такое название народа остготы, а не восточные геты. Возможно, чтобы подчеркнуть германизм словом «ост»?
Одоакр был, в свою очередь убит Теодорием, который и стал править Римом, но императором не стал. Его останки покоятся в мавзолее в Равенне (на снимке).

Продолжение следует

«Спартак, фракиец из племени медов», - пишет о нем Плутарх.

Фракия, земля населенная многочисленными племенами фракийцев (гетами, даками, одриссами, трибаллами, медами), располагалась на территории современной Болгарии, но жили фракийцы и на территории современной Румынии, Македонии, Украины и даже в Турции, где у берегов Черного моря лежала земля «азиатской Фракии» - Вифинии.

Первое упоминание о фракийцах и Фракии содержится в «Илиаде» Гомера. Чудесной страной предстает здесь Фракия, так не похожей на ту, какой ее знали греки последующих столетий. «Мать стад руноносных овечьих», «Страна укротителей конных», плодородная, изобильная дарами земли.

Славилось фракийское вино: «…аргивяне его ежедневно

В черных судах от фракийцев привозят по шумному морю».


Быстрота и сила фракийских коней: «снега белее они, быстротою же ветру подобны».

Ремесла процветали. Внушали удивление и зависть изукрашенные золотом и серебром колесницы фракийских вождей, их оружие, их золотые доспехи:«…которых не людям, подверженным смерти,

Больше всего подобало б носить, а бессмертным богам лишь».


Сами фракийцы предстают на страницах «Илиады» людьми отважными, благородными, обладающими высокой культурой. Гомер упоминает фракийца Фамира, похвалявшегося, что он одержит верх в пении над самими музами, и в наказание за это ими ослепленного. Тут же нельзя не вспомнить и о другом великом певце Фракии, Орфее.

Но за эпохой расцвета, пришедшейся на Гомеровские времена, наступили долгие века угасания. Нельзя сказать, чтоб сокрушительное вражеское нашествие или неутихающие межплеменные войны (хотя и они бывали в истории страны) уничтожили богатейшую фракийскую культуру. Все пожрал медленный пламень истории, так что теперь лишь на основании отдельных археологических находок и упоминаний в исторических записях других народов мы можем судить о том, какой была Фракия.

Неисчерпаемые богатства Фракии влекли алчных соседей, а отсутствие единства между племенами превращали ее в удобный плацдарм для колонизации. Греки уже с VIII в. до н. э. вывели сюда множество колоний (на полуостров Халкидику, Абдера, Маронея); знаменитые, богатые золотом и серебром Пангейские рудники, открытые и разрабатываемые фракийцами, с 437 до н. э. принадлежат Афинам.

Самое крупное государство Фракии - Одрисское царство, сложившееся в начале V века до н. э. и подчинившее, по свидетельству Фукидида, большинство фракийских племен, своим богатством во многом было обязано греческим колониям. Можно представить, насколько выгодной для греков была фракийская торговля, если они готовы были уплачивать царю одриссов за протекторат огромную дань в 400 талантов, причем на такую же сумму он получал дары в виде изделий из драгоценных металлов. В свою очередь цари одриссов были заинтересованы в развитии торговли, для чего требовался постоянный приток продуктов сбыта. Этого добивались за счет жесткого управления захваченными территориями, где центральную власть представляли соправители, так называемые парадинасты. Они осуществляли царский контроль над отдельными областями страны, пользовались широкой автономией в своих действиях, имели право чеканить монету со своим именем. Им, в свою очередь, подчинялись их соправители с более узкими прерогативами власти. Те и другие происходили из царского рода. Автономия парадинастов, а также недовольство подчиненных племен грабительской системой управления, выгодной только греческим торговым партнерам одрисских царей, уже на рубеже V - IV веков привело царство одриссов к затяжному кризису, о котором красноречиво писал Ксенофонт в своем «Анабазисе». Представители разных ветвей рода Тереса, основателя Одрисского царства, вступили в ожесточенную борьбу между собой. Единое царство распалось на несколько частей. Это было время укрепленных замков, где цари и царьки день и ночь держали наготове оседланных коней, чтоб в случае опасности немедленно умчаться из захваченной страны.

А между тем набирает силу еще один могущественный и опасный сосед Фракии - Македония. С середины IV века она представляет собой мощное единое государство. В 342 г., пользуясь раздробленностью фракийцев, царь Филипп, отец Александра, подчиняет себе внутренние районы Фракии. На территории между Пестом и Понтом Филипп создал так называемую Фракийскую стратегию, которая управлялась наместником, назначаемым царем, и платила огромную подать. Впрочем, с III века до н. э. отношения с Македонией меняются. Царь Филипп V заселяет фракийцами македонские земли, обезлюдевшие в результате непрерывных войн. Он использует Фракию в качестве стратегического резерва в своих войнах с Римом. Так, например, фракийская конница определила исход сражения при Лариссе в ходе Третьей Македонской войны.

К сожалению, в отсутствие единого государства все мужество и прославленная доблесть фракийцев могли обусловить лишь незначительные военные успехи. Их кровь лилась в чужих войнах (многочисленные военные дружины фракийцев составляли отряды наемников в разных армиях), а сама Фракия превращалась в арену противоборства могущественных противников. В IV веке здесь мерились силами Македонское и Скифское царства, в начале III века до нашей эры страна надолго попала под власть кельтов, разграбивших ослабевшую страну. Со времени господства кельтов во Фракии уже не встречается захоронений с богатым погребальным инвентарем, что было характерно для IV - начала III вв. И, наконец, в 188 г. во Фракии появились войска римского полководца Гн. Манлия Вульсона, возвращавшегося через Фракию из Малой Азии после окончания Сирийской войны.

Прекрасным обобщением истории Фракии служат слова Геродота: «Фракийцы - народ самый многочисленный на земле после индийцев. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость».

«История» Геродота - наиболее полный источник, повествующий об обычаях фракийцев. Вот что он пишет:

«Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, [что выбор пал не на них]: ведь это для них - величайший позор.

Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. [Целомудрия] девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, [верность] замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка [на теле] считается у них [признаком] благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи».

Очень странным выглядит обычай (именно обычай, а не вынужденная мера) фракийцев продавать своих детей в рабство. Можно предположить, что он находится в прямой зависимости от обычая предоставлять девушкам свободу до брака. Судьбу прижитых от внебрачных связей детей решал, видимо, супруг матери, а для небогатого фракийца невозможно было кормить чужих детей, отнимая кусок хлеба у своих, и детей продавали.

С точки зрения афинян, обитателей знойной Аттики, Фракия была северной страной. Зимой там выпадал снег: «Тогда выяснилось, почему фракийцы носят на головах и ушах лисьи шкуры, а также хитоны, прикрывающие не только грудь, но и бедра» (Ксенофонт, «Анабазис»).

Геродот описывает одежду фракийцев так: «Фракийцы имели на головах лисьи шкурки, на теле хитоны, а сверху длинные пестрые плащи, на ногах и кругом икр - обувь из козьей кожи». На греческих вазах часто встречаются изображения фракийцев в подобной одежде.

Орфей у фракийцев. Роспись кратера. Ок 450 г. до н. э.

Перед вами подробная карта Фракии с названиями городов и населенных пунктов на русском языке. Перемещайте карту, удерживая ее левой кнопкой мышки. Можно передвигаться по карте, нажимая на одну из четырех стрелок в верхнем левом углу. Изменить масштаб позволяет шкала в правой части карты или поворот колесика мышки.

В какой стране находится Фракия

Фракия находится в Греции. Это замечательное, красивое место, со своей историей и традициями. Координаты Фракии: северной широты и восточной долготы (показать на большой карте).

Виртуальная прогулка

Фигурка «человечка» над масштабной шкалой поможет совершить виртуальную прогулку по городам Фракии. Нажав и удерживая левой кнопкой мышки, перетащите его в любое место на карте и вы отправитесь на прогулку, при этом в левом верхнем углу будут появляться надписи с приблизительным адресом местности. Направление движения выбирайте, нажимая на стрелки в центре экрана. Опция «Спутник» вверху слева, позволяет увидеть рельефное изображение поверхности. В режиме «Карта» вы получите возможность подробно ознакомиться с автомобильными дорогами Фракии и основными достопримечательностями.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов во 2 тыс. до н. э, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией.».

Во II тысячелетии до нашей эры фракийские племена занимали обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена, выходцы из Фракии (Болгария)…


В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него . В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь , прежде называвшийся Круном. Здесь течет река Зира . Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания ».

Древняя культура, религия и мифология фракийцев на Балканах была воспринята греками-эллинами. Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европе, дочери финикийского царя, об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами. В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса . богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган…»

Геродот, описывая военное снаряжение фракийцев, воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (История, VII, 75).

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .

По данным современной генетики фракийцы были носителями «индоевропейской» гаплогруппы R1a

Первое фракийское государство на Балканах сложилось в V веке до нашей эры – Одрисское государство . Царь фракийского племени одрисов Тирас объединил все , которые были не однородны по этническому составу - праславянские, кельтские и др.

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличных от греков. У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.

«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы… «

Свою дочь фракийский царь Тирас выдал замуж за (Геродот, IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, фракией правил его сын Ситалк .

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря. В 360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.

В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев — тирасцы , свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города — Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тираса с мифическим (Ταργιταος), прародителе скифских племён. По легенде скифский царь Таргитай был сыном Геракла от рогатой , дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Тагитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка, в латинском языке слово «tayros» — «бык».

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния), Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизия (северо-западная Анатолия) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру. В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество, и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 административные единицы (стратегии), которые назывались по названиям старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией, при Августе вся Фракия стала провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли в Скифи ю, возрождая ее земледелие и города. Античный автор 2 в. н. э. Птолемей сообщает о 6 городах на Днепре : Сар , Ольвию (Борисфен), Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока. В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом, который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи, фракийский князь одрисов Севф III (324-311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах, слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас - Σπαρδοκας или тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Чёрного моря фракийцы, как и Причерноморские скифы, были русоволосые и голубоглазые, носили усы и бородаты. Волосы на голове, и скифы, и фракийцы, собирали на макушке, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos - «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака. Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем, тот же обычай был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской , соответственно, истоки, ныне не существующего, фракийского языка, надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов , которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи, из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии, датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк (61 букву).

3. Во фракийском языке были — bebrus -«бобёр», berga (s ) — берег, «холм», berza (s ) — «береза», esvas (ezvas ) — «конь», ketri — «четыре», rudas — рудый, красный, svit — свит, «сиять», udra (s ) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы — названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни -Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор — Родопы, населенных пунктов — Пловдив, Пирдоп и др.

Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:

Astius - Осташ, Остик. (укр. Остап)

Brigo - Брайко, Брешко, Брейко, Брег.

Brais - Брашко (родственные слова- брага, борошно).

Bisa - Биса, Биско.

Bessa - Беса, Беско.

Bassus - Бассус, Баско

Vrigo - Вриго, Фриг.

Auluzanus - Алузанус, Галуша.

Durze - Дурже (от слова – друг, дружина),

Didil - Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)

Doles - Долеш (родственные слова в рус. яз.: доля).

Dines - Динес, Тинко.

Tutius - Тутиус, Туча, Тучко

Mettus - Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).

Mucasis - Мукосея, Мукосей, Мокосея

Purus -Пурус, Пуруска

Sipo - Сипо.

Suarithus - Суаритус, Сирич.

Scorus - Скорус, Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.

Sudius - Судиус, Судислав, Судимир, Судич, Судец и др.

(современное имя – Сергей)

Tarsa - Тарша, Туруса.