Ненцы. Организация воспитательной работы в условиях интерната через приобщение ненецких детей к традиционной культуре

Ненцы - это один из самых многочисленных из коренных малочисленных самодийских народов российского Севера. В первом тысячелетии нашей эры они мигрировали к месту современного обитания с территории южной Сибири. Где живут ненцы сегодня? Антропологический тип народа, этнографические и этнические группы.

Особенности народа

Другие названия – ненэц, хасова, самоеды, юраки. Ненцы – коренное население севера Средней и Западной Сибири и Европейского Севера; народ в России.

Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской семьи. Различают два диалекта:

    тундровый (распадается на восточные и западные говоры, отличительные особенности которых не мешают взаимопониманию; тундровым диалектом владеет большинство представителей этого народа);

    лесной (значительно отличается от тундрового фонетическим составом, что затрудняет понимание носителей; на лесном диалекте говорит около двух тысяч человек, проживающих в таежной зоне верхнего и среднего течения реки Пур, некоторых притоков Средней Оби и истоков реки Надым).

Среди ненцев распространен и русский язык. Письменность основана на русской графике.

В формировании народа участвовало несколько этнических компонентов. Предки населяли лесостепные области Притоболья и Прииртышья, а также тайгу Среднего Приобья. В первом тысячелетии нашей эры народ многократно подвергался нападению воинственных кочевников. В результате юраки вынуждены были иммигрировать на север, в тундровые и таежные области Приполярья и Заполярья. Происходит ассимиляция аборигенного населения, угорских и энецких групп.

Традиционно самоеды занимались охотой и рыболовством. С середины восемнадцатого века основным занятием стало домашнее оленеводство. В СССР большая часть ненцев работали в рыбной промышленности и вели оседлый образ жизни. Единоличные оленеводческие хозяйства кочуют. Значительная часть семей проживают в Печоре, Салехарде, Нарьян-Маре и других городах. Работают в сфере обслуживания и промышленности. Появляется ненецкая интеллигенция.

По происхождению это кочевой народ. Их традиционное жилье – разборный чум, покрытый оленьими шкурами зимой и берестой летом. Обувь и верхняя одежда шились из оленьих шкур. Средство передвижения – легкие деревянные нарты. Еда – рыба и оленье мясо.

Предки современных юраков веровали в духов земли, рек, неба, огня, природных явлений. С середины девятнадцатого века начало распространяться православие.

Где живут ненцы: этнографические и этнические группы

По этническому и территориальному признаку ненцы делятся на две группы:

1. Тундровые.

С конца девятнадцатого века расселились в тундровой зоне от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Это Ненецкий автономный округ – территория Архангельской и Мурманской областей; Ямало-Ненецкий автономный округ – Тюменская область; Долгано-Ненецкий автономный округ (Таймырский) – Красноярский край. В 2007 году Долгано-Ненецкий автономный округ преобразован в Таймырскую Долгано-Ненецкую область Красноярского края.

2. Лесные.

Расселились в таежной зоне междуречья Енисея и Оби. Основная часть живет в бассейнах рек Пур и Надым, по северным притокам рек Аган, Тромеган и Лямин.

Отличия между группами сформировались исторически. По численности тундровые самоеды значительно превышают лесных. В Ненецком автономном округе проживает более шести тысяч человек, в Ямало-Ненецком, а также северном районе Республики Коми – около двадцати одной тысячи.

На третьем месте по количеству юраков – Таймырская Долгано-Ненецкая область Красноярского края. Здесь проживает три с половиной тысячи человек. В Приморском, Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области – 0,8 тысяч человек. Лесных ненцев – полторы тысячи.


Антропологический план и теории этногенеза

По антропологическому типу ненцев относят к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают признаки европеоидов и монголоидов. Широкое расселение позволяет выделить ряд антропологических групп. Причем наблюдается тенденция снижения монголоидности с востока на запад. Так, у лесных ненцев фиксируется незначительная степень выраженности монголоидного комплекса.

В истории известно несколько теорий этногенеза ненцев:

1) Теория Страленберга.

Страленберг предположил, что самоеды Саянского нагорья – потомки самоедов приполярной зоны, где они были аборигенами. Часть самоедов под воздействием каких-то факторов двинулась с севера на юг и заселила Саянское нагорье. Основанием для подобного заявления послужило присутствие на территории Саянского нагорья народов, говорящих на одном из самодийских языков.

2) Теория Фишера-Кастрена.

Историк Фишер высказал противоположную точку зрения. Он предполагал, что предки современных ненцев – потомки самоедов Саянского нагорья, которые продвигались из Южной Сибири в северные районы. В девятнадцатом веке теорию Фишера обосновал Кастрен. Он предположил, что в первом тысячелетии нашей эры самодийские народы были вытеснены на север тюрками.

В начале двадцатого века исследователь Жилинский выступил против достоверности данной теории. Свое заявление он аргументировал невозможностью резкой смены рода занятий в краткие сроки. Ведь ненцы – это оленеводы, а проживающие на Саянском нагорье племена – земледельцы.

3) Теория Г. Н. Прокофьева.

Г. Н. Прокофьев – советский ученый. В своих исследованиях он опирался на теорию Фишера-Кастрена. По его мнению, предки современных ненцев – это не только самодийские народы Саянского нагорья, но и аборигены приполярной зоны, которые с древнейших времен занимали территорию бассейнов Оби и Енисея.

4) Предания ненцев.

История происхождения ненецкого народа нашла отражение в их легендах. Предание гласило, что предки ненцев пришли на Крайний Север и встретили там низкорослых сиртя. Это местное племя, которое знало горное дело и обладало рядом феноменальных способностей. Впоследствии сиртя «ушли под землю».

Интересно, а где жили майя , культура и предсказания которых до сих пор будоражат умы.

Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана . Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.


История ненецкого народа

В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.

Российская держава оказала сильнейшее влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь строятся городки и остроги. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами пошла на пользу и русским, и ненцам. Быт ненцев существенно облегчился, потому что от русских к ним стали поступать изделия из металла, оружие, ткани.

Образ жизни ненецкого народа

По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.

Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.

Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.

Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.

Добро пожаловать в чум!

Чум имеет конусную форму не случайно. Отверстие наверху символизирует связь с Солнцем и Луной. Чем богаче семья, тем просторнее их чум, а значит, его форма будет тупоконечной. В чуме есть священное место «си», предназначенное только для мужчин. В тайном ларце хранятся семейные реликвии, и как считают местные, святые духи. Внутри жилища нет мебели. Для младенцев приготовлена люлька с подстилками из оленьей шкуры и мха.
Женщины занимаются розжигом огня, готовкой и присмотром за детьми. Еда проста и незамысловата: жирная оленина, вареная рыба, грибы, ягодные морсы. До сих пор местные жители употребляют сырое мясо, свежую кровь оленя, деликатесом считаются необработанная печень и почки. Непривычная для нас еда спасает жителей суровых краев от авитаминоза. Оленью кровь даже добавляют в блины. Мужчины много время проводят в уходе за оленями. С охоты мужчины приносят диких зверей: мясо пойдет на угощение, а шкура и мех украсят одежду.

В последнее время, все больше проявляется такая тенденция, как повышение интереса к истории своего края, истории округа.

В результате развития нефтегазового комплекса, сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции -- это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Вполне очевидно, у народов связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни, хотя и присутствуют некоторые локальные различия.

Так, жизнь в суровых условиях Севера выработала и воспитала у северян такие качества как осторожность, наблюдательность, замедленность действий связанная с тщательным обдумыванием для принятия решения.

Почти все этнографы отмечали удивительную способность ненцев ориентироваться на огромных расстояниях, причем как в знакомой, так и незнакомой местности. Они, с детства оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости, вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствовали опыт у старших. Так, например, ненцы безошибочно ориентируются в темной ночи по звездам -- в нужное место и назначенное время их всегда приведет Нэрм нумчы -- Полярная (Северная) звезда. Ненцам знакомы и названия других созвездий. Ненцы свободно могут найти дорогу в чум по снежным застругам. По следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника.

Таким образом, накопленные знания в области географии и естествознания северяне использовали при нахождении нужного направления в любую погоду.

И именно среда обитания, природа, обусловили как образ жизни, так и хозяйственную деятельность коренного населения Севера. В основном, хозяйство северян было комплексным, включающим такие виды деятельности как оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. Но в зависимости от места обитания, выделялась ведущая отрасль. Так, сегодня, невозможно представить ненецкую культуру без оленеводства. Именно оно определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность передвигаться по огромным тундрам. В свою очередь, занятие оленеводством обусловило и кочевой образ жизни ненцев. У тундровиков размеры стад гораздо больше, и больше протяженность маршрутов. В марте - апреле начинается движение оленьих стад на Север, в мае достигается место отела, где одновременно производится подсчет поголовья. Пополнившись молодняком, стада продолжают свой путь. Летние месяцы стада проводят на морском побережье, где прохладные ветры отгоняют комаров и гнус. в ноябре -- декабре тундровые ненцы выходят к своим зимним стойбищам. Именно кочевой образ жизни, суровые климатические условия обусловили создание уникального переносного жилища -- чум. Чум -- конусообразная палатка, основу которой составляют прочные шесты, установленные по окружности вершинами один к другому в виде конуса. Покрытия для чумов (нюки) шьют из оленьих шкур. Для летних чумов, в качестве покрытия использовалась брезент. Выбирают место для установки чума и собирают чум всегда женщины. Зимой они ставят его за час, а летом за полчаса. Издавна в тундре существуют постоянные места для чумов и строго определены места кочевий -- древние дороги, по которым ведут аргиш, а остальное пространство оставалось под пастбища оленей и других обитателей тундры.

У ненцев особое отношение к огню: они не разведут костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная потребность. Огонь разрешается разводить в чуме, на кладбище и по краям стоянки оленей в комариную пору. И больше на всем протяжении огромной тундры нигде не заметишь следов огня.

Его почитали, оберегали, перед ним преклонялись. Говорят, что огонь без присмотра -- враг человека. А если рядом с ним находится человек, тогда он друг и помощник. Из-за глубокого уважения к источнику тепла в тундре запрещается перешагивать не только через потухший костер, но даже через золу, дабы не осквернить его. Поэтому местному населению не всегда понятно пренебрежительное отношение к огню людей относительно недавно поселившихся на их землях. У них многое связано с огнем. По тому, кто и как разводит костер, можно определить, что это за человек. Говорят у доброго человека с чистой, открытой душой костер будет гореть ярким пламенем. А у того, чья душа черна, как сажа, и характер дурной, костер будет дымным.

Огню так же приписывались целебные и очистительные свойства. Огонь же считался и источником магической силой женщины. Бросая кусочки пищи в огонь, она откупается от злых духов, тем самым, охраняя дом. Считалось, что огонь способен уберечь от темных сил оставленного в люльке ребенка. Народные обычаи запрещали плевать на огонь, бросать острые предметы, ворошить его железными изделиями (например, кочергой). Огонь живой, у него как у человека есть душа. Женщина хранительница родового огня -- не дает погаснуть костру как символу жизни. Пока в чумах горят костры -- жизнь продолжается.

Определенные традиции сформировались у коренных северян и по отношению к представителям животного и растительного мира. Ведь именно от сырьевых продовольственных ресурсов зависит жизнь человека в тундре, Северяне бережно чтут природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Поэтому сложились традиции, полностью устраняющие потребительское отношение к природе, ее дарам. Они просты, понятны и убедительны. Например, у ненцев не принято заниматься заготовкой на зиму грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, ненцы никогда не употребляют в пищу грибы. По-видимому, когда-то заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это яство, тем более что грибной период в тундре длится всего несколько дней. Да и не всегда бывает изобилие грибов, чтобы их хватило и оленям и людям. Именно забота об оленях закрепила у ненцев многие привычки бережного отношения к природе. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому невозможно встретить в тундре человека, который бы нарвал яркий букет полевых цветов. Ненецкие женщины и дети собирают только чайные растения (куропачьи ножки, листья-ноготки, цветки воробьиной ягодки др.), а также багульник как средство, отпугивающее насекомых. Немногие виды растений используются в медицинских целях: некоторые виды ягеля, лопух тундровый, листья брусники, багульник, березовые и ивовые наросты -- чага, из которых готовят настои для применения в лечебных и гигиенических целях. Следует отметить, что ни одно из названных растений не входит в рацион питания оленей, кроме ягеля (его виды используются в редких случаях, в небольшом количестве). В качестве лечения у ненцев издавна стал применяться способ исцеления путем внушения, иглоукалывания, прижигания чагой. А для снятия головной боли используют тугие повязки вокруг головы в области висков .

Как жители тундры, так и жители тайги, кроме оленеводства занимались охотничьим и рыбным промыслом. Но добывали рыбы, зверя, птицы ровно столько, сколько было необходимо семье. Издавна у коренного населения не принято было готовить пищу впрок. Свежее мясо и рыбу могли добыть в любое время. Этим объясняется осуждающее отношение к тем, кто добыл сверх необходимого. Можно сказать, что много полезного и вполне приемлемого для практического применения в современных условиях накоплено опытом северян в использовании природных богатств. Так в основу охоты на птиц и пушного зверя опять же лежит принцип целесообразности. Издавна не принято стрелять в линных гусей. Охота на них могла быть организована пешим способом, на легковой нарте, или на веслах. В таком поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые еще не окрепли и не смогли бы перенести долгие перелеты в теплые края. У коренных жителей не принято разорять птичьи гнезда. Если брали из птичьего гнезда яйца, то часть всегда оставляли.

Отсутствуют элементы расточительства и в охоте на зверей. Обычай запрещал добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был совершить ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином тундры (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка). В основном при охоте на пушного зверя использовался способ загона. Его применение позволяет нарушить покой в каком-то микроучастке, при этом в кругу загонщиков часто оказываются те особи, которые обладают большим опытом уходить от преследования, но если это не удается, то они готовы жертвовать собой ради спасения более молодых и неопытных сородичей.

Принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. Обычай требовал ставить запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбная молодь. Нельзя варить в одном котле осетра, стерлядь с налимом (т.е. зятьев с тестем). Осетр одна из самых крупных рыб реки Оби. До сих пор верят, что если осетра поймал зять, то эту рыбу нельзя трогать теще. Иначе зятю не будет удачи в рыбалке.

Определенные нормы поведения установились на промысловых угодьях. Обычай, запрещал селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в тундре. Такие же правила поведения соблюдались на реке.

Коренные жители Севера все время жили в тесном контакте с природой, веками складывались их гармоничные взаимоотношения. Нарушение экологического равновесия, объективно вызываемое существованием за счет природы, сводилось к минимуму. Все это сыграло определенную роль в установлении определенного этикета. У северян издавна установлен ряд запретов, соблюдение которых для всех обязательно. Легко убеждают каждого такие высказывания:

* Не мучай зверя, животного, насекомого -- тебя могут постигнуть страшные мучения.

* Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени -- твоя стрела может поразить тебя или другого человека.

* Не учись сквернословить -- плохие слова на твоем языке оставляют запах зловония.

* Не втыкай в землю железные предметы -- остроконечные копья без надобности, боль земли -- это боль сердца, и т.д.

Вообще же неотъемлемой частью психологии людей тундры стали надежда и вера в торжество справедливости. Во многих фольклорных произведениях, в мифологии северян отражена победа над злом. А чтобы поднять и укрепить дух человека, набраться сил перед трудным, ответственным делом, исстари приносят в жертву оленя. Например, в честь отправляющегося в дальнюю дорогу (на войну, опасную охоту)забивался олень.

Вероятно звенящие украшения на одежде, упряжке, также ценятся как средство, бодрящие дух человека. Они особенно помогают, когда он один идет или едет по тундре: мелодичный звон отводит навязчивые мысли, позволяет перебороть страх и стужу, боль и тревогу.

Отношения между людьми в тундре издавна складывались на принципах взаимного доверия. Жители тундры, имеющие избушки никогда их не запирали, орудия промысла оставались на местах промысла. Жители тундры, ведущие кочевой образ жизни, не имели потребности строить хранилища для своего имущества. Вот почему посреди тундры можно увидеть туго перевязанные нарты с поклажей (в них уложены зимние или летние вещи). Люди боялись воровать, т.к. знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь его род. В такой же неприкосновенности оставались и места захоронений .

Очень своеобразны обряды захоронений у различных коренных народов. У ненцев умершего выносят из чума не через дверь, а, приподнимая полог чума возле того места, где он лежал. На кладбище умертвляли оленей, которые везли нарту с покойным, а все предметы, принадлежавшие ему при жизни (нарты, топор, чайник и т.п.) ломали и оставляли у могилы. Считалось, что в потустороннем мире они восстановятся и будут ему служить. Тело умершего, одетого в лучшие зимние одежды, помещали в деревянный прямоугольный ящик, головой на запад. У ненцев принят наземный вид захоронения. Местом для него выбирают сухие яры, на берегу рек, озер, высокие сопки. Рядом с могилой укрепляется в качестве шеста хорей с привязанными к нему колокольчиком, звон которого должен отгонять от покойного злых духов. По возвращению с кладбища все участники похорон проходят ритуал очищения, посредством окуривания дымом от сожженного на костре оленьего жира. Проводы усопших и поминки проходят без слез и причитаний. Для ненцев не характерно наживаться за счет наследства, оставленного умершим. Имущество достается, без всяких разногласий, старшему по возрасту. А уважительное почтение к памяти умерших подчеркивается почтительно произносимым словом «янгода» -- отсутствующий.

В основе религиозных представлений у коренных народов Севера лежат анимистические представления, т.е. вера в духов. Своих духов имели вода, огонь, ветер, а также чем-либо выдающиеся местности: сопки, камни, деревья. Духам обязательно приносили жертвы. Кроме этого (у ненцев, например) существуют и священные места. Между священным и жертвенным местом есть разница. Жертвенное место может быть фактически любое место, которое выбрано для принесения жертвы. Оно должно соответствовать определенным требованиям: находиться на возвышенности, иметь лиственницу, Когда жертвоприношения здесь перестают совершаться, это место возвращается в обычный ряд. А есть места священные, которые обладают особым каким-то статусом уже по определению. Они священны сами по себе, независимо от того, совершаются там жертвоприношения или нет. Здесь запрещено рубить деревья, ловить рыбу, брать воду, ночевать людям. Это место связано с представлениями о деятельности разнообразных духов. У ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие Дни радости: день рождение ребенка, приезд желанных гостей и родных и день создания новой семьи -- свадьба.

День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как оторвется пупок младенца. Это праздник для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. В честь такого события забивается молодой олененок, подарками и угощениями одариваются пожилые женщины, принимавшие роды. Долгожданный гость - вестник новостей и хороший собеседник, исполнитель неизвестных или давно забытых фольклорных произведений. По установившейся традиции гость не должен обойти вниманием ни одного чума в стойбище, а хозяева не должны отпускать его без чая и подарков. Правилам гостеприимства коренные северяне учат и детей. Они тоже дарят гостю - сверстнику подарки. Хорошим тоном уважительного отношения к гостю является и то, что в честь его приезда забивают оленя и готовят угощенье.

Днем радости является день создания новой семьи. Этот день отличается своеобразием обряда: в чум невесты приходит сват. Далее сват сообщает о своей миссии и чью просьбу он выполняет, называет предлагаемое количество оленей, пушнины за возмещение приданого невесты. Часто эту натуральную плату называют калымом. Это в корне не верно. При выдаче ненецкой женщины замуж учитывались два обстоятельства: первое - количество ее приданного, второе - ее самостоятельность и мастерство. Кроме того, плата за возмещение приданного невесты узаконена была и для поддержания взаимодоброжелательных отношений между семьями жениха и невесты.

Женщина, за приданное которой родители получили натуральную плату (оленей, меха), в течение всей жизни получает ежегодно от своих родителей одного оленя и одежду. Таким образом, ее родители никакой прибыли не получают, следовательно, неуместно плату за возмещение приданного называть калымом.

В последние десятилетия у северян появился ещё один праздник - День оленевода. Это профессиональный трудовой праздник. Проводится в феврале марте. Праздник, как правило, сопровождается спортивными состязаниями, имеющими прямое отношение к профессии оленевода: гонки на оленьих упряжках, ходьба на лыжах, стрельба, прыжки через нарты и т.п.

В настоящее время тундровые ненцы благодаря кочевому ведению оленеводческого хозяйства в полном объёме сохранили традиционный образ жизни и культуры.

Поселковые ненцы соблюдают семейно-бытовые обряды. В доме молодых ненцев можно увидеть священную куклу - покровительницу семьи, хозяйку чума. Многие женщины, родившиеся и выросшие в тундре, живя в поселках и городах, соблюдают табу -- запрет на разделывание и употребление в пищу некоторых видов рыб в определенные дни, поэтому осетра, щуку и разделывают только мужчины.

В погребально -- поминальной обрядности ненцев также произошли некоторые изменения. Еще лет десять - пятнадцать назад кладбища разделялись по этническому признаку. В настоящее время в городской среде приняты подземные захоронения на общих кладбищах. В похоронном обряде сохраняется много традиционных элементов: с покойником оставляет его вещи, приведя их в негодность, близкие родственники не изготавливают гроб, и не копают могилу .

Ненцы – самый многочисленный среди малых народов Севера. Самоназвание этого народа происходит от слов ненэць –человек, ненэй ненэць – настоящий человек. Официально употребляемым термином стало в 1930 году. До этого времени их называли самоедами или самоедами-юрками.

Термин самоед вероятнее всего произошел от saam-jedna – земля саамов. передвижения и формирования этого народа не только интересна и насыщенна большим количеством информации, но до сих пор не найдены ответы на все вопросы. Именно это и служит толчком к изучению, как и где живут ненцы.

Из истории появления и формирования народа ненцы

Ненцы – потомки древнего самодийского населения южно-сибирского происхождения. Их прародиной считаются северные отроги Саяно-Алтая. Во 2 – 4 веках новой эры самодийцы вынужденно мигрировали под натиском кочевников гуннов на север, дойдя до тундры и таежных районов Заполярья и Приполярья. Они шли разными путями – по восточным склонам Урала, по Заболотью и Томскому Приобью. Это были переселенцы первой волны, которые и сформировали постепенно новый народ.

Следующая волна самодийцев покинула Северный Алтай под давлением тюркских племен и ушла в тундру в 9 веке новой эры. Путь на север шел по правым притокам Оби. Затем они разделились, часть переселенцев ушла вверх по реке Таз, где стала основой энцев . Другие шли вдоль рек Аган и Пур. Они также приняли участие в формирование ненцев и лесных ненцев.

Самодийцы, расселяясь по северной тундре, застали там местное население, которому дали название сихиртя. В своих преданиях они описывали аборигенов как людей маленького роста, живущих в землянках с единственным отверстием в крыше, которое было и дымоходом и дверью. Эти люди промышляли охотой на оленя и морского зверя, рыбалкой. Существует теория, что самодийцы не только воевали с аборигенами, но и вступали с ними в брак, т.к. не могли создавать семьи внутри одной родовой группировки. В результате этого местные малочисленные народы были полностью ассимилированы пришельцами.

Где живут ненцы на территории Руси

Северные территории в сферу интереса и влияния русского народа попали еще до полного формирования народа ненцы . В старинных документах самодийские народы и ненцы назывались общим словом самоеды . «Повесть временных лет» 11 века – первый письменный документ, в котором есть информация об этом народе, его языке, месте и соседях. Территории, заселенные ненцами, в состав Российского государства вошла в 1594 или 1595 году после походов Ермака, присоединения Сибири к России и строительства Обдорского острога. Это открыло царскому правительству и русским купцам дорогу в тундру от Ямала до Таза.

Где живут ненцы в Российской Федерации

В настоящее время ненцы занимают очень большую территорию Севера России и Западной Сибири. Они проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области (образовался в 1929 г), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округе (Тюменская область, 1930 г), Таймырском округе (Долгано-Ненецком) Красноярского края (1930 г).

Все современные ненцы делятся на 2 этнографические группы, которые говорят на разных диалектах ненецкого языка:

  1. Тундровые ненцы составляют 0,9 от всей численности народа. Основное занятие – оленеводство.
  2. Лесные ненцы в регионе Обско-Енисейского водораздела. Занятие – рыболовство, охота, разведение вьючных оленей.

К народу ненцы примыкает народность колвинцы, проживающая в районе реки Колвы. Эта группа появилась в 19 веке в результате браков между женщин-коми и мужчин-ненцев. Они говорят на одном из диалектов языка коми.

Где живут ненцы – география

Ненцы в Росси живут и в Европе, и в Азии:

  • В Европе между Белым морем, восточное побережье, и Уралом. Выделяется несколько районов-«тундр». На западе – Канино-Тиманская тундра, которая занимает полуостров Канин и тянется на восток до острогов Тиманского кряжа. Между Печерой и Тиманским кряжем лежит Малоземельская тундра. К востоку от Печеры и до Уральского хребта находится Большеземельская тундра.
  • В Азии ненцы занимают Гыданский, Тазовский и Ямальский полуострова. Они живут в бассейнах рек Пур и Таз, в низовьях Енисея и Оби.
  • В Северном Ледовитом океане на островах Вайгач и Колгуев.

Культура, традиции, быт

Информация о том, где живут ненцы, необходима для полноценного знакомства с этим самобытным народом, сумевшим в разных жизненных катаклизмах сохранить свою индивидуальность, уникальность и культуру, небольшие различия в которых определяются конкретными географическими характеристиками места проживания.

Разделение территории проживания на несколько административных образований не помешало сохранить этому народу свою целостность, общие традиции и язык. Интересно отметить, что при отсутствии собственной государственности, изменениях в письменности, которая создавалась искусственно (в 1932 году на ненецком языке писали латиницей, а с 1937 года – кириллицей), около 80 % ненцев считают ненецкий язык родным, а пятая часть говорит только на этом языке.

Основной вид деятельности – табунное оленеводство, помимо этого разводят и вьючных животных. А вот для верховой езды мелкие северные олени не пригодны, т.к. у них слабый позвоночник. Древний ненец говорил так: «… за оленями пешком ходил, с осени до весны ходил, с весны до осени ходил. Никогда на оленях не ездил». Постепенно появились оленьи упряжки, которые соседствовали с собачьими упряжками аборигенов. Олень давал ненцам все необходимое для жизни – пищу, одежду, транспорт, жилье.

Именно оленеводство определило кочевой и вид жилья – чум, который легко собирался и устанавливался на новом месте. Летом семья или несколько семей (род) двигались за стадом на север, где меньше назойливой мошки, а зимой в сторону лесотундры на юг.

Другой исторический вид деятельности – рыбная ловля (летом) и охота:

  • На пушного зверя с помощью капканов, ловушек и огнестрельного оружия.
  • На диких оленей охотились загоном, на водных переправах или с помощью прирученного оленя-манщика.
  • На морского зверя и оленей охотились с помощью скрадных досок, которые устанавливали на лыжах.
  • В период линьки добывали птиц – белую куропатку, гуся, глухаря.

Эти виды деятельности принадлежали мужчинам, женщины выделывали шкуры, шили одежду, украшая ее меховым орнаментом, мозаикой из кожи и меха, бисером. Они плели украшения и вышивали подшейным оленьим волосом.

Прошлое и настоящее этого народа овеяно мифами, легендами и сказаниями, в которых наряду с действующими героями функционирует и сам сказ, одушевленное существо называется лаханако (переводится как словечко).

Противоречий между описаниями путешественников и исследователей от 15 века до наших дней и мифами этого древнего народа еще очень много. Зная, где живут ненцы, их современные обычаи и образ жизни, можно продолжить изучение истории становления и развития этого народа.

Еще читайте:

Ненцы October 9th, 2012

Ненцы — коренное население Европейского Севера и северо-запада Сибири.


Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

Реконструкция Пустозерска. Автор - А.В. Ополовников при участии Е.А. Ополовниковой

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.


Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.


Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.


Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.