Исследовательская деятельность. Детские проекты. Исследовательский проект на тему

Исследовательский проект

Зимующие птицы окрестностей деревни Елегино Буйского района Костромской области

Тугаринова Ольга Викторовна,

учитель географии МОУ Елегинская

основная общеобразовательная

школа Буйского района Костромской

области,

стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.

Семь перечисленных здесь шагов исследования могут быть интегрированы в расписание курсов, чтобы у студентов были возможности для обратной связи в важных точках исследовательского процесса. Разработка исследовательского вопроса Поиск источников: чтение и примечание Анализ стоимости источников Все это вместе. В лучшем случае ученики успеют изучить различные идеи в рамках конкретного курса, возможно, сделав неофициальное письмо, чтобы обнаружить интересы. Активное чтение и обсуждение в классе, в сочетании с регулярным заметом и, возможно, беседами с профессором, могут помочь учащимся выяснить, какой интерес представляет интерес и время исследований.

д. Елегино.

2014 г.

Тип проекта : Информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: декабрь – март.

Место проведения исследования: сады и огороды населённого пункта.

План действий учителя и учащихся над проектом.

п\п

Этапы

Деятельность учащихся

Студенты не всегда должны чувствовать привлекательность к теме положительно, однако, чтобы сделать ее хорошим исследовательским проектом. Иногда темы, которые мы считаем негативными или нейтральными, могут также стать хорошей отправной точкой. Хорошим вопросом исследования является тот факт, что студент, вероятно, не смог ответить из источников в классе или тот, который задерживается и чувствует себя неразрешенным.

Поиск источников: чтение и запись записей

Студенты должны использовать библиотеку и просматривать веб-страницы, отслеживать ключевые идеи и информацию на карточках заметок или в журнале исследований. Самый общий способ начать - это использовать широкие справочные источники, такие как библиографические записи, такие как «Справочник читателя по периодической литературе», «Книжный обзорный дайджест» или «Индекс Нью-Йорк Таймс». Конкретные индексы для конкретных дисциплин также можно найти у библиотекаря или с предложениями от профессора. Энциклопедии и сайты поиска в Интернете также полезны для первоначальных общих ссылок.

Деятельность учителя

1.

Подготовка: выбор темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение, формируют творческие группы.

Отбирает темы, предлагает учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности.

Эти источники должны помочь учащимся усовершенствовать процесс и привести к более конкретным источникам и уточнению исследовательского вопроса. Помните, что интернет-исследования никогда не могут заменить исследование печати, потому что только часть печатных ресурсов мира можно найти в электронном виде.

Различать первичный и вторичный источники. Если автор имеет непосредственное знание данной темы, если автор был участником или наблюдателем на мероприятии, такой источник является первичным. Авторами с косвенным знанием тем или событий являются вторичные источники, такие как биографии, литературоведение, исторические обзоры и учебники.

2.

Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, разработка вопросов для творческих групп, отбор литературы.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Создать рабочую библиографию

Будьте осторожны с электронными источниками. Составьте список всех источников в то же самое время, с которыми обращаются с источниками. Для источника в библиотеке обязательно включите номер вызова библиотеки для упрощения ссылки позже, если к источнику необходимо обратиться за советом. Кратко аннотирование содержания источника также важно для дальнейшего использования. Карты исходных банкнот могут предоставлять прямые цитаты или парафразы.

Подготовьтесь к записи: рассмотрите аудиторию и цель

Перефразировать означает предлагать поэтапное описание идей другого автора, выраженное в ваших собственных словах. Парафраз сообщает о коротком проходе и охватывает все в этом отрывке точно, полностью и в той же последовательности идей. Исследовательские проекты могут быть записаны из различных риторических контекстов. В зависимости от области обучения и особенностей назначения курса, учащимся необходимо развить чувство той роли, которую им необходимо сыграть для конкретного задания исследования.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу.

3.

Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждении различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работа с информацией, выполняют исследования.

Консультирует,

координирует работу, стимулирует деятельность учащихся.

Например, если исследование требует отчетности по различным сторонам спорного вопроса, студент? Здесь роль информативна. Более сложная роль будет приниматься, если ученик также будет анализировать и оценивать спорные вопросы. Еще одна сложная задача - попросить ученика утверждать или защищать конкретную позицию, связанную с полемикой. Разработайте начальную тезису, организуйте карточки для заметок и схему.

Первая незначительная иллюстрация подтемы. . Написание черновика потребует включения в документ котировок и перефразировок. Бренда Спатт в своей книге «Письмо из источников» рекомендует студентам использовать цитаты экономно. Из-за чрезмерного использования котировок, кажется, что ученикам нечего сказать. Также не забывайте, чтобы котировки делали свои баллы и избегали следовать им с явным резюме того, что было просто указано. Аналогичным образом, парафраз автора никогда не должен быть контрольной силой в работе.

4.

Выполнение проекта.

Работают над проектом и его оформлением.

Консультирует,

координирует работу, стимулирует деятельность учащихся

5.

Оценка выполнения проекта.

Обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Наблюдение за деятельностью учащихся.

6.

Презентация: защита проекта.

Лучшее эмпирическое правило заключается в том, чтобы студенты использовали комбинацию резюме, цитаты и парафраза как способ дополнения или помощи в обосновании своих собственных идей. Спатт также указывает, что для учеников важно помнить, что они точно и точно цитируют и подгоняют цитаты, чтобы они соответствовали их собственному письму. Например: когда вы удаляете слова из прямой цитаты, обязательно используйте условный символ для удаления: три точки с интервалом, называемые многоточием.

Вот пример из письма Бренды Спатт из источников. Вы вставляете информацию внутри цитаты и помещаете ее в квадратные скобки. Разделите проекты в одноранговом семинаре: укажите места в документе, где вы хотели бы получить конкретные рекомендации. Попросите дать положительный отзыв и критику. Спросите, могут ли читатели понять общую точку статьи.

Докладывают о результатах совместной работы.

Оценивание работы

Содержание проекта.

    Введение.

Актуальность темы.

«Так и живут бок обок птицы и люди, часто, не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Затем польский формат документации, грамматика и стиль. Если у заявителя нет формальной надзорной квалификации, и проект предполагает образование исследователей, в заявлении должно быть указано, как будет обеспечиваться соответствующий надзор, и как будет обеспечена научная связь с проектом. Исследовательская деятельность должна иметь потенциал для достижения синергизма между подпроектами, привлечения международного уровня сотрудничества и высокого международного стандарта.

Заявитель должен был пройти программу постдока или ассистента профессора, или для врачей, эквивалентную программу аспирантских исследований. Достаточно ли детей в вашем окружении? Им нравится много физически активных наружных игр? Вот как вы могли бы сделать то же самое в своей настройке. Исследование действий - это исследование, которое проводится в ответ на признанную область потребностей. Обычно это происходит на рабочем месте и включает в себя размышления, открытые вопросы и вызов вашей собственной существующей практики.

Э. Голованова

Наша родная деревня Елегино расположена в Буйском районе Костромской области. Она очень красивая. Весной и летом можно любоваться зеленым нарядом белоствольных берез, слушать пение птиц. Они радуют нас стремительным лёгким полётом. Способность птиц летать всегда завораживала человека и манила в небо. Наверное, поэтому птицы являются излюбленным объектом изучения биологов и простых любителей природы. Учащиеся нашей школы не являются исключением. Им тоже было всегда интересно узнать о птицах, живущих в нашем крае. Дети наблюдают за ними, изучают их повадки. Эти знания они используют на разных уроках: окружающий мир, природоведение, биология, экология. Школьники знают м ногих птиц, улетающих от нас на зиму в теплые края . Особое внимание учащиеся под руководством учителей уделяют изучению тех птиц, которые не улетают в тёплые края из нашей местности, а остаются зимовать в лесах вблизи жилья человека. Они заботятся о них: развешивают кормушки и подкармливают птиц в холодное время. В феврале 2013 года учащийся 2 класса Шичкин Роман участвовал в муниципальном этапе конкурса « Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца». Им был изготовлен буклет « Зимующие птицы д. Елегино»

Программа «На открытом воздухе и активный» началась с изучения того, что подразумевалось под термином «физическое развитие», и от того, как оно отличается от физического. Эти важные документы и книги помогут вам составить представление о том, как должно выглядеть ваше внешнее физическое качество.

Следующее действие - установить то, что в настоящее время происходит на открытом воздухе, чтобы можно было выявить пробелы в обеспечении. Мы сделали это, используя несколько инструментов аудита. Изучение Изучающей Жизни Жасмин Паш по ландшафтам. . Каждый из этих аудитов следует повторять по крайней мере три или четыре раза в разное время суток и в разные погодные условия, чтобы получить полную картину возможностей физического развития, которые они в настоящее время стоят.

Цель проекта.

Изучить образ жизни и поведения птиц зимой в окрестностях деревни Елегино.

- Изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах деревни Елегино.

Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

Понаблюдать за повадками птиц, научить детей любить и любоваться ими;

Важное значение имеет время, проведенное с коллегами для анализа результатов этих обследований, и не в последнюю очередь для того, чтобы избежать путешествия по заранее определенному маршруту в ваших исследованиях действий. Борьба с вашими собственными и чужими методами, взглядами и конвенциями является ключевым элементом исследований действий.

Шаг второй: Где мы хотим быть?

Составление видения физического развития и физичности - это логический шаг, как только будет создана четкая картина текущей практики. Найдите время, чтобы собрать коллег; работа в направлении к видению практически невозможна без поддержки и поддержки всех, кто будет затронут этим. Поделитесь результатами этапа первоначального аудита с учетом любых пробелов в обеспечении, которые стали очевидными.

Изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;

Сделать анализ и обобщить результаты.

Развивать у детей интерес к миру природы;

Воспитывать экологическую и эстетическую культуру;

Вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране птиц зимой

Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то мы станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу, и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Каковы могут быть препятствия для достижения вашего видения?

  • К чему вы стремитесь к физическому здоровью и благополучию детей?
  • Что должно выглядеть под открытым небом в вашей обстановке?
  • Что вы хотите, чтобы дети могли делать на открытом воздухе?
  • Примечание - не то, что вы хотите, чтобы они имели!
  • Как вы справитесь с физическим риском и вызовом?
Создайте краткое заявление, которое инкапсулирует ваши общие стремления к физическому и физическому развитию на открытом воздухе. Заявление должно быть четким и кратким, но практичным и достижимым.

Гипотеза:

    Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в тёплые края.

    Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Объект исследования : зимующие птицы окрестностей д. Елегино.

Методы исследования:

    теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

    Шаг третий: Как мы можем добраться туда?

    Как только соглашение о видении было согласовано, пришло время создать запрос исследования действий, который будет направлять ваши исследования на открытом воздухе. В то время как красота исследований действий заключается в том, что вы никогда не будете абсолютно уверены в результатах, вы должны решить вопрос в терминах, которые предполагают уверенность в положительном результате - «Как увеличит доступ к наружной игре в любую погоду, улучшит частоту физической активности?». Будьте осторожны, чтобы не генерировать запрос, который мог бы иметь простой ответ «да» или «нет». Количественные и качественные данные являются действительными и важными для захвата. Ваш запрос не должен быть слишком широким или слишком узким. . План действий поможет вам построить маршрут через исследование действий.

    эмпирические: беседы, наблюдения, опытная работа;

    статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

Этапы исследовательской работы:

1.Теоретический .

Задачи:

    изучить, какие птицы остаются у нас зимовать;

    чем питаются птицы зимой;

    как они приспосабливаются к зимним условиям.

    Ваше заявление о видении Ваш запрос исследования действий Измерение успеха - как вы сравните результаты с вашими первоначальными данными аудита. Перечислите шаги, которые вы планируете предпринять, создавая в основное время для размышлений и настройки проекта. Какую среду разработки вы хотите создать? Какая атмосфера у него будет?

    • Ключевые сотрудники.
    • Какие ресурсы вам могут понадобиться?
    • Какой бюджет существует?
    • Кто поможет?
    • Кто должен знать?
    Среднесрочные действия - после размышления, что вы можете сделать в течение следующих 3 - 4 месяцев?

В этой работе учащиеся из различных источников изучали и рассматривали разные виды птиц, которые встречаются в нашем крае.

Вывод.

Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного. Эти птицы живут рядом с нами, и приносят большую пользу, иногда даже радость. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим солидных или взъерошенных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. Учащиеся узнали о том, что в нашем крае зимуют не все птицы, а только те, которые приспособились к выживанию в трудных погодных условиях. Из источников узнали, какой корм предпочитают те или иные птицы.

Как вы сообщаете о достигнутом прогрессе со своими ключевыми сотрудниками и другими заинтересованными сторонами? Необходимые ресурсы для продвижения вперед исследований Ресурсы, которые вы планируете приобрести в ближайшие 6 месяцев, чтобы поддерживать изменения.

  • Как вы будете искать обратную связь и как вы ее включите?
  • Каковы проблемы управления?
  • Каковы проблемы бюджетирования?
  • Список желаний ресурсов - возможно, проблемы с сбором средств?
В конце периода действия вашего действия просмотрите ход выполнения.

Это решающий этап; быть честным в отношении того, что сработало, а что нет, и, если возможно, попросить коллегу работать с вами, чтобы выбрать мероприятия, которые необходимо внедрять на постоянной основе. Соберите и представите свои доказательства, чтобы вы могли сделать это для изменений, а также любые запросы на выделение бюджета или изменения в организации или управлении на открытом воздухе. Долгосрочные, устойчивые перемены возможны только при полной настройке бай-ина, поэтому полностью информируйте коллег на этом важном этапе.

Учащиеся поняли важность оказания помощи зимующим птицам.

2 этап. Практический.

Акция « Помоги зимующим птицам»

Задачи:

    сделать кормушки для птиц;

    следить, чтобы постоянно в кормушках был корм;

    провести фотосъемки.

В ходе акции «Помоги зимующим птицам» учащиеся школы мастерили и развешивали кормушки на территории школы, около своих домов, кормили зимующих птиц. Акция продлится до начала апреля. Началась она с анкеты, где дети высказывали свое мнение о том, как зимуют птицы, как трудно им добывать зимой корм, некоторые ребята рассказали о своих наблюдениях. Вот некоторые высказывания детей. (Приложение №1)

(В школе на информационном стенде вывешена «Телеграмма»)

SOS !

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут вам птицы, зимующие в вашем крае. Мы знаем, что вы наши друзья. Вы всё знаете и умеете. Мы уверены в том, что у вас добрые сердца. Очень просим вас помочь нам перенести холода. Может, вы поможете нам выжить в эти трудные времена. Не оставьте нас одних без внимания в зимние холода.

Кормушки для пернатых можно делать из бросовых материалов: пакеты из-под молока, сока; пластиковые бутылки; коробки из-под обуви др. Подойдут для подкормки и пакеты из - под молока. Надо только вырезать два - три отверстия, и насыпав корм, подвесить пакет к дереву. Синицам, поползням эта кормушка понравится. Они не боятся, что кормушка качается на ветру. Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, в парке, на приусадебном участке. При ее устройстве не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Удобны различные варианты кормушек - автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой не сложен.) Для этого можно использовать укрепленную вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Между сучьями закрепить кормовой столик с бортиками, а бутылку наполнить кормом и подвесить почти вплотную к нему. Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и вареное, но обязательно несоленое.

Многие ребята начали заготовку птичьего корма в конце лета. Они высушивали арбузные семечки. Это – хороший корм для синиц. Много заготовил и обычных семечек- плодов подсолнечника. Синицы их тоже очень любят. Летом и осенью было заготовлено достаточное количество кормов, чтобы прокормить птиц зимой.

Школьники позаботились и о кормушках. Вместе с родителями было изготовлено 5 деревянных кормушек, а своими руками ученики нашей школы из вторичного сырья (пластиковые бутылки, коробки из-под обуви, пакеты из-под молока, сока, кефира и др.) изготовили 10 кормушек. Все кормушки были развешены на деревьях возле школы, в садах и огородах около своих домов. У каждого ученика была памятка о правилах кормления птиц.

Знакомство с памяткой «Как подкармливать птиц»

    Укрепляя кормушку, не обламывай ветки деревьев.

    Не прибивай кормушку к стволу дерева.

    Сметай с кормушки снег.

    Не клади на кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, кусочки сала.

    В качестве корма для птиц подойдёт зерно: пшеница, ячмень, семечки подсолнечника, овсяные хлопья; крупы: перловая. Просо, пшено; орехи, кусочки фруктов, сушёные ягоды, шишки, жёлуди.

    Ржаной хлеб птицам лучше не давать.

    Ни в коем случае нельзя птиц кормить жареными и солёными семечками, солёным салом, испорченными продуктами с неприятным запахом или наличием плесени.

    Насыпать корм следует только в отсутствии корма в кормушке.

    Размещать кормушку следует на достаточной высоте от земли. Следует оберегать их местопребывание от кошек.

    Надо знать, что ветер очень опасен для птиц, поэтому кормушка должна располагаться в защищённых от ветра местах.

В ходе второго этапа учащимся было предложено провести 2 эксперимента.

Эксперимент 1. «Постоянное место подкормки. Регулярность кормления птиц»

Результат: Птицы привыкают к постоянному месту подкормки.

Вывод: 1) Желательно вывешивать кормушки ежегодно на прежние места; 2) Ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, преодолев долгий путь, не улетали бы без корма.

Эксперимент 2. «Сало для синиц»

Результат: Подтвердился тот факт, что синички лакомятся несолёным салом.

Вывод: Чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом.

Вывод по итогам 2 этапа: При соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам увеличивается их численность. Они охотно прилетают на места кормления.

3 этап. Наблюдение.

Цель: Подсчитать и сравнить количество птиц, прилетавших к кормушкам в холодную и более тёплую погоду в течение одного часа.

Задачи:

    Наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

    Отмечать температуру воздуха в день наблюдения.

    Проследить, как едят разные птицы (зерноядные и насекомоядные), например, семена подсолнуха.

    Выяснить, каковы взаимоотношения между отдельными видами птиц на кормушке и между особями другого вида.

    Выявить, какой корм поедают разные птицы.

(Все свои наблюдения необходимо записывать в дневник, одновременно отмечая состояние погоды, в первую очередь – температуру)

Какие же птицы обычно посещали наши кормушки?

(Результаты наблюдений учащихся за птицами, прилетавшими к их кормушкам в приложение №2)

В процессе наблюдений и сбора информации учащиеся прочитали познавательный материал о птицах, зимующих в наших краях, и узнали много нового и интересного. Из книг и информации, полученной из интернета, смогли найти ответы на многие интересующие их вопросы.

В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок.

Из всего, вышесказанного, можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, многие дети стали совершенно по-другому относиться к ним. Думаю, что, увидев замерзающего воробушка или голубя, они ни за что не пройдут мимо. Ведь теперь они знают, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.

Заключение.

(Учащиеся систематизировали результаты работы. Составили список птиц, зимующих в окрестностях деревни. Подготовили сообщения по своим темам. Участвуют в акции «Покорми зимующих птиц». Оформили фотовыставку, подготовили презентацию о птицах, зимующих в наших краях)

Проведя наблюдения за птицами, учащиеся сделали следующие выводы:

1.В окрестностях деревни Елегино рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, сойки, свиристели, вороны, галки, сороки, голуби, снегири, поползни, клесты, пищухи, чижи, овсянки, корольки, большие совы, крапивники, чечётки, дятлы, прилетают из леса покормиться снегири.

2.Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

3.Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

4.Воробьи являются конкурентами с голубями в цепи питания.

5.Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета

6.Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

7. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем в теплую.

8.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

9.Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края.

10. Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то мы станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу, и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче будет природа.

Наблюдения подтвердили гипотезу, выдвинутую ранее.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Презентация проекта.

Выступления учащихся с докладами о результатах совместной деятельности по реализации данного проекта планируются в конце марта на празднике «Дня птиц»

Использованная литература:

    Бианки В. Лесная газета. М.,1986

    Журналы «В мире животных», «Муравейник», «Юный натуралист»

    Дмитриев Ю., Владимиров А., Пожарицкая Н. Книга природы. М.,1990

    Энциклопедия «Я познаю мир» М., 2000

5. Энциклопедия «Птицы» М., 2008

6 Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003

7. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998

8. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров. Ярославль: «Академия развития», 1998

9. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,

199810. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

10 Интернет - ресурсы.

Приложение №1

Анкеты учащихся

Смирнов Дима, 6 класс: «Я каждую зиму вывешиваю кормушку. Каждый раз - новая модель! А делаю я это потому, что жалко птичек, которым нечего есть холодной зимой, а еще – очень интересно наблюдать за синицами, которые толпятся перед кормушкой и толкают от нее друг друга, еще при этом громко щебечут. В общем, это забавное зрелище!»

Байков Евгений, 6 класс : «Мне вообще хочется помогать бедным птичкам. А еще нравится смотреть, когда они прилетают покушать. А если тихо подкрасться, их можно сфотографировать. Птицам надо помогать пережить зиму - иначе они умрут. Мои кормушки висят в школьном саду и дома.

Иванова Татьяна, 6 класс: «Помогать нашим друзьям, которые очищают леса и сады от вредителей, это нужное занятие и благородное. Чаще всех кормушку посещает синица. Я каждую зиму занимаюсь подкормкой птиц, для этого у меня несколько кормушек, которые мне помогает делать мама. А кормим мы вместе с младшим братом Димой»

Потапов Виктор, 5 класс : « Да, хорошее занятие. Но не все люди так делают. Слабым надо помогать!»

Богданова Виктория, 7 класс: « Эта зима для меня первая в деревне . Живя в городе, я кормушек не делала. Но я с удовольствием кормила городских голубей и уток, живущих на каналах города Санкт – Петербурга. Здесь, в деревне, птиц много, и я с радостью помогаю им. Во дворе нашего дома развешано много разных кормушек. Я угощаю птичек семечками, просом, ягодами черноплодной рябины и калины. А птицам вешаем сало. Они его очень любят.

Приложение №2

Результаты наблюдений учащихся.

Байков Евгений, учащийся 7 класса.

По утрам галдят воробьи. Стайка небольшая - всего птах тридцать, бывало и больше, но все постоянно крутятся возле дома. После домашних животных остается много корма. Вот и доедают пернатые зёрна за курами и гусями, да и из собачьих мисок не «стесняются» кусок стащить. В общем, ведут сытную жизнь. Самые постоянные гости в наших кормушках - шустрые большие синицы. К их компании нередко присоединялся поползень, чаще всего один. В сильные морозы появлялись снегири. Часто наши кормушки посещала веселая стайка свиристелей, они оповещали о своем прилете громким серебристым свиристением. Они посещали кормушки, которые развешены на рябинах. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но как только мороз усиливается. Меняется и поведение птиц. Самое время наблюдать, кто обедает в твоей столовой. Самый частый и массовый гость – большая синица. Они перелетали с дерева на дерево, суетливо подбирая корм по дороге. Синицы кормились всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут, же опускаясь на снег и подбирая корм. Они не сидели на одном месте, с шумом махая крыльями и летая с ветки на ветку, затем ползали по низу дерева, переходя на дорогу. Заметил, что долго птахи на одном месте не задерживаются. Постоянно перелетают стайкой от одной кормушки к другой, третьей, пока не вернутся к той, с которой начали. Так и крутится стайка по своему знакомому маршруту с утра до вечера.Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Прокормиться в городе или поселке большой синице проще, она не связана жестко с хвойными лесами. Добывается любая живая мелочь, что в трещинах коры или на ветвях деревьев зимует. Семена трав и деревьев в пищу годятся, дойдет дело до ягод, и они не лишние. Станет совсем голодно, на крошках хлеба вместе с воробьями продержится. А уж если сердобольная душа кусочек сала за окном повесит или семечек насыплет, тут уж у синичек пир горой. У жилья человека синичка появляется с холодами. Прилетает к кормушке каждый день. Клюнула семечку и быстро на ветку - закусывать. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.

Крупин Павел, учащийся 6 класса.

Синиц я баловал кусочками несоленого сала, мяса, творогом. Снегири любили полакомиться у меня плодами рябины, калины. Снегирь зимой кормится семенами ольхи, клёна, липы, сирени, поедают семена трав. Особенно любят рябину. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики. Я прочитал о снегирях и узнал, что лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в самые глухие дебри еловых чащ. Свиристелям я давал плоды рябины, калины и шиповника. Воробьи любили хлебные крошки, крупу, разные семена. Птиц к кормушкам прилетало много, особенно синиц, воробьев. Подкармливая птиц зимой, я постарался найти ответ на вопрос «Насколько важна зимняя подкормка для птиц?» Зимние лишения, конечно, не угрожают вымиранию всех синиц или снегирей. Они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. А пара дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной. Иначе говоря, таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше.

Одна погибшая зимой самка большой синицы за лето «воспитала» бы десятка полтора молодых. Еще через год от них получилось бы потомство около 100 птичек. А это уже целый отряд по борьбе с вредителями. Каждый из нас может помочь какой-нибудь птахе пережить эту суровую зиму. Просто так, ничего не прося взамен. А для любителя природы нет занятия увлекательнее, чем наблюдать за птицами на кормушке. Тем более что зимой пернатые легко идут на контакт с человеком, их можно даже научить брать пищу из рук. Один раз нам это удалось. Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Богданова Виктория, учащаяся 7 класса

Наступившее похолодание принесло трудности птицам. Замерзшие и нахохлившиеся птахи снова напомнили нам о необходимости зимней подкормки. Но чтобы помочь им, надо знать, какие птицы зимуют и чем питаются. Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяется холод и голод. Но зимой для птиц самое страшное - голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! И мы с большим удовольствием стали подкармливать птиц. А она у птиц должна быть регулярной. Раз начав, ее нельзя прекращать, иначе, «понадеявшись» на человека, пернатые будут обречены на гибель. Особенно важно наполнять кормушки в снежные морозные дни и в ненастье. Мы за этим очень строго следили. Птицы быстро привыкли к местам кормежки и посещали их с завидным постоянством. Зимой стайки синиц широко кочуют в поисках пищи. В щедрых на нее местах они могут задержаться на всю зиму или время от времени возвращаться к ним. При этом синицы не только поедают то, что есть в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящихся поблизости, уничтожая зимующих вредителей. Кусочки сала и мяса для синиц мы клали в сеточку и вешали прямо на ветку. Мясо и сало мы давали сырое и вареное, но обязательно несоленое. Белый хлеб (черный ржаной птицам вреден!) предварительно подсушив, мы мелко толкли - крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Из круп птицы охотно поедали овсянку «Геркулес» и пшенную. С большим удовольствием птицы поедали весь корм, который мы клали в кормушки. Корм насыпали в кормушки ежедневно. На ветках рябины трапезничают красногрудые снегири. Я составила список зимующих птиц в деревне Елегино, чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. Чаще всего встречались мне сороки - одиночки. Одна сорока долго сидела на сугробе, вглядываясь вдаль. Встречались птицы, которые слетали с ветки дерева на дорогу, что-то выискивая в снегу. Заметил, что сороки обычно встречаются в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Узнала из книг, что она избегает густого леса. Рассматривая сороку, я отметила, что по бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Я наблюдала за птицей, которая сидела на изгороди ограды, крича о чем-то. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно по голосу с типичным звучанием «ча, ча, ча». Из источников информации прочитала, что сороки обычно не образуют стай и групп; они предпочитают держаться парами, а после гнездования – семьями, но только определённое время. Сорока ведёт оседлый образ жизни: ни осенью, ни зимой она не удаляется далеко от гнезда.

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. Всем известна её привычка красть и прятать блестящие предметы. Характерно и своеобразно её гнездо – большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи, а уж за ним – лоток из корешков, стеблей, листьев и шерсти. Диаметр гнезда варьирует от 80 до 120 см.Гнездо чаще всего находится высоко от земли в кроне дерева, а если деревьев мало – ниже, в кустах. Как правило, сороки строят несколько гнёзд, а потом выбирают одно, в котором и гнездятся. Сороки постоянно живут в нашей местности, совершая только пищевые перелеты. В апреле или мае в нём появляется 5 – 8 яиц. Самка насиживает их сама около двух недель. Самец начинает помогать ей после появления на свет потомства – оно очень прожорливо. Спустя месяц после рождения птенцы вылетают из гнезда и держатся вблизи него. Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки. Подсчитано, что во время выкармливания птенцов сороки тщательно очищают окружающую территорию от вредителей сельскохозяйственных культур на площади до 0,3 га в день. Поэтому помощь этой болтливой соседки для человека считается довольно ощутимой.

Большая синица – самая крупная в нашей стране, размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щёки и пятно на затылочке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах. Эта птица осёдлая и кочует лишь местами .

Иванова Татьяна, учащаяся 6 класса.

Рассматривая птиц, я заметила, что мне не попадались стайками вороны . Это были пары или группы из 3-5 птиц. Чаще стали встречаться вороны около школы. Рассматривая ворону, заметила, что она вся черная с металлическим синим и пурпуровым блеском. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться на свалках и помойках различными отходами и отбросами. Перед тем как подняться на крылья, ворон делает несколько прыжков. Голос - очень характерное карканье: «крук… крук». По поведению ворон можно определить погоду. Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза. Если же вороны сидят на нижних ветках дерева, нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны разгуливают по снегу.

Ворона - птица семейства вороновых. Весит 460-690 г. Голова, горло, крылья и хвост чёрные, остальное оперение серое. Распространена в Европе, в Малой и Передней Азии, в Туркмении и на большей части Казахстана, в дельте Нила, на островах Средиземного моря. Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин, город и посёлки. Зиму вороны проводят вблизи жилья человека. Кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками. Особенно большие скопления вороны образуют вместе с галками и грачами в крупных городах. Ворона - всеядная птица. Она поедает различных жуков, прямокрылых, гусениц, бабочек, личинок мух, моллюсков, дождевых червей, а также грызунов, ящериц, лягушек, рыб, птичьи яйца. Потребляет также семена подсолнечника, сорных и дикорастущих растений. Самка откладывает от З до 6 яиц. Она же их и высиживает, но выкармливают птенцов оба родителя. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде очень спокойны и смирны. Ворона – птица очень осторожная и умная. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей ворона приносит пользу.

Потапов Виктор, учащийся 5 класса.

На территории деревни мне встретились большие стаи голубей. Они обитают в чердаках многоквартирных домов, под крышами зданий Дома культуры, почты и администрации МУП «Шача», прячась от холода и ветра. Рассматривая голубей, я отметил, что телосложение у голубей плотное, голова небольшая, шея короткая, крылья длинные и острые, хвост средней длины, закруглен. Ноги короткие, четырехпалые, пальцы длинные, с короткими сильными когтями. Клюв небольшой, прямой, у основания тонкий, а к вершине несколько вздутый. Самцы крупнее самок, по окраске они не различаются. Чаще всего встречались воробьи. Само название «воробей» возникло, видимо, из слов: Вора бей! Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно. Воробьи, в отличие от многих птиц, остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.

Воробьи, которые встречались мне, держались стайкой, примерно в 10-15 птиц.

Таблица наблюдений Крупина Павла, учащегося 6 класса.

Наблюдения он проводил с 17 декабря 2013 года по 15 января 2014года.

Цель: подсчитать и сравнить количество птиц, прилетающих к кормушке в холодную и более тёплую погоду в течение одного часа.

Дата

Температура

воздуха

Количество птиц, прилетающих к кормушке

Какие птицы

17.12.13

6

19

7 воробьев, 7 синиц, 3 вороны, 2 сороки

18.12.13

3

13

7синиц, 6 воробьев

19.12.13

5

17

10синиц, 5 воробьев, 2 сойки

20.12.13

1

11

6 синиц, 5 воробьев

21.12.13

0

10

7 синиц, 2 воробья, 1 сорока

22.12.13

2

12

10 синиц, 2 снегиря,1сорока

23.12.13

5

15

8синиц, 2 воробья, 1 сорока, 2 сойки, 2 вороны

24.12.13

2

14

10 воробьев, 2 снегиря, 2 синицы

25.12.13

2

15

6 воробьев, 2 снегиря, 7 синичек

26.12.13

4

21

11 воробьев, 9 синичек, 1 сорока

27.12.13

1

13

6 синичек, 5 воробьев, 2 сороки

28.12.13

1

13

8 синиц, 2 сороки,3 воробья

29.12.13

1

8

8 синиц

30.12.13

3

стая

Стая воробьев

31.12.13

1

8

8 синиц

01.01.14

1

11

11синиц

02.01.14

3

13

6 синиц, 4 воробья. 1 сойка, 2 вороны

03.01.14

5

16

8 синиц, 3 воробья,1 сорока, 3 вороны, 1 сойка

04.01.14

3

14

3 синицы, 5 воробьев, 3 сороки, 2 сойки. 1 свиристель.

05.01.14

3

15

10 синиц, 4 воробья, 1 поползень

06.01.14

1

стая

Стая воробьев

07.01.14

2

10

1 снегирь,7 синиц, 2 воробья

08.01.14

1

8

6 синиц, 2 воробья

09.01.14

1

9

6 синиц, 3 воробья

10.01.14

1

10

5 синиц, 2 снегиря, 1 сорока,

3 воробья

11.01.14

1

12

6 синиц, 6 воробьев

12.01.14

4

17

8 синиц, 6 воробьев. 3 сороки.

13.01.14

10

17+ стая воробьёв

10 синиц, стайка воробьёв, 7 свиристелей.

14.01.14

13

18

6 синиц, 7воробьёв, 5 сорок

15.01.14

15

24

8 воробьев, 11 синиц, 3 сороки, 2 сойки

Выводы:

1.Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду.

2.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Приложение №3

Фото.

Синицы привыкли к тем, кто их кормит. Не боятся и дают себя сфотографировать.


Очень удобная кормушка из пластиковой бутылки. И снег не попадёт внутрь, и от ветра не так сильно раскачивается. Корм не вылетит на снег.


Синичка, как воздушный гимнаст, ловко клюёт сало, прикреплённое к тоненькой веточке дерева.


«Синь-синь!». Кажется, наелась. Спасибо, ребята!»


Прямо из окна дома можно наблюдать за тем, с каким удовольствием синицы клюют сало.


Фотография «заведующей» «птичьей столовой» Богдановой Виктории. Здесь разные виды птиц получают свой «комплексный обед»

На этом столике-кормушке одновременно можно увидеть и синиц, и воробьёв, и сорок, и соек.



Ягоды калины не только украшение зимнего сада, но и любимый корм многих зимующих в наших краях птиц.


Семенами туи очень любят лакомиться сойки, свиристели и снегири.


Очень простая в изготовлении кормушка, выполненная из бумажной коробки.


Ягод с каждым посещением пернатых друзей становится всё меньше и меньше. Эта фотография служит доказательством посещения калины свиристелями. К сожалению, самих птиц не удалось сфотографировать – очень уж они пугливые.

Корма хватит всем!


Учащиеся школы наполняют кормушки на территории школы кормом.




Проверяется состояние старой кормушки.


Школьники вместе с учителем географии Тугариновой Ольгой Викторовной.


Каждому хочется помочь пернатым.


Важно правильно закрепит кормушку.


Иванову Диме всего 6 лет. Самому ему трудно дотянуться до кормушки. Но друзья всегда придут на помощь.


Кормушки повешены в новом месте. Птиц пока нет.


Кушать подано! Кормушка находится на липе в школьном саду. Плоды липы также являются кормом для птиц.


Кормушка-домик выполнена из веточек дерева.


Оригинальная кормушка с ложкой. Все удобства!


Сало, помещённое в сеточку – излюбленное лакомство синичек.


Обед……


Необычная кормушка, сделана из отслужившего электрического чайника. Птицы оценили творчество своих друзей.


Что же выбрать? Неплохо, когда выбор есть.


А вот тут не зевай. Желающих покушать много!


Синички самые весёлые и бойкие посетители кормушек.

Исследовательский проект

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап - определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта -Что рассматривается ?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап - подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Четвертый этап - выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап - разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап - написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его - научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

Подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

Ясность - умение писать доступно и доходчиво;

Краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Седьмой этап - оформление исследовательского проекта

Исследовательская работа оформляется на листах формата А 4 с одной стороны.

Выставляются поля:

Левое поле - 20 мм

Правое - 10 мм

Верхнее - 15 мм

Нижнее - 15 мм

Текст работы набирают шрифтом Times New Roman.

Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице - по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Структура написания проекта

1.Титульный лист исследовательской работы

Титульный лист содержит название работы, ФИО автора, класс, учреждение, ФИО научного руководителя.

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы (зачем вы взяли для изучения эту тему, чем полезно это изучение), определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).

В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (анализ прочитанной литературы)

5. Основная часть исследовательской работы

Описание этапов проведения исследования.

6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подтвердилась ли гипотеза или нет).

В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения

(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Примерные темы исследовательских работ

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики:

А прочно ли куриное яйцо?

Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

Загадка клавиатуры

Искусство создания книги

Компьютерные игры – хорошо это или плохо?

Краски в нашей жизни

Маленькая история о моей большой семье

Математика на кухне

Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...

Мультфильмы: что это?

Мир ребёнка: взгляд сквозь время

Молодежный жаргон в речи современных школьников

Образ дракона в детской литературе

О некоторых способах выжить в природе

О чем рассказывают следы на снегу

Оригами и математика

Откуда в хлебе столько дырочек

Откуда хлеб на стол пришёл?

Польза бумаги

Почему вода в небольших водоемах зеленая?

Почему высохла лужа

Почему корабли не тонут

Почему море солёное

Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

Почему скисает молоко?

Почему стреляет попкорн?

Почему сугроб полосатый?

Почему хлеб бывает чёрный и белый?

Почему чай заваривают в горячей воде?

Путешествие водяной капельки

Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов

Русский богатырь: воплощение моей мечты

Сказка – ложь, да в ней намёк...

Спать или не спать? Вот в чем вопрос!

Хлеб всему голова!

Цвет и дети

Что такое микроскоп?

Что такое эксперимент?

Что у нас в солонке и в сахарнице?

Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Я и моя семья

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:

Война и наша семья

Генеалогическое дерево моей семьи

Имя в жизни человека

Моя родословная

Лента времени моей семьи

Награда в нашем доме

Праздники нашей семьи

Письмо моей бабушки внуку

Семейные традиции

Семейные реликвии

Спортивная жизнь моей семьи

Наш дом. Наш двор.

Темы исследовательских работ младших школьников о природе:

А у нас ананас!

"Белая береза под моим окном"

Береза моя, березонька!

Вечнозелёная красавица леса

Жизнь леса

Кто красит листья в зеленый цвет?

Лес - наш друг

Мой райский сад

Мой любимый фрукт - апельсин

Новогодняя красавица

О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю

Полезные свойства калины

Портрет яблони

Почему в яблоке не прорастают семена?

Путешествие косточки

Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Почему у елки колкие иголки?

Что мы знаем о древесной коре?

Что такое береста?

Что такое листопад?

Этот мексиканский незнакомец – авокадо

Яблоня и яблоко

Янтарь - волшебные слезы деревьев

Я садовником родился

Растения и ягоды

В гостях у белой кувшинки

Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?

Мой маленький мир дикорастущих растений

Портрет земляники

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Почему подсолнух называют цветком солнца?

Почему растёт растение

Природное сообщество – луг

Роль растения в жизни человека

Что за ягода малина?

Что мы знаем о подсолнухе?

Ягодная азбука