Общение детей в социальная сеть. Социальные сети для детей: от запретов к пониманию

На заре появления социальных сетей основной их аудиторией была молодежь, сейчас же аккаунты в социальных сетях заводят люди самого разного возраста, от мала до велика. Стоит ли говорить, что контент социальных сетей далеко не всегда приемлем для детей, добравшихся до интернета. Однако есть специальные детские социальные сети , содержание которых соответствует возрасту юных пользователей.

У детских социальных сетей есть как свои сторонники, так и противники, и каждая сторона может привести массу аргументов как в пользу социальных сетей для детей, так и против них. Мы не будем агитировать вас присоединиться ни к одному из этих лагерей, а просто кратко рассмотрим самые популярные детские социальные сети .

Первой детской социальной сетью в России стал проект «Мир Бибигона» , созданный компанией ВГТРК. Проект стартовал в июле 2008 года, а в марте 2011 года его переименовали в «Страну друзей». Проект разделен на две части — детскую (для аудитории от 5 до 17 лет) и взрослую (для пользователей старше 18 лет). Всего пользователи делятся на несколько категорий: дети, взрослые, доверенные лица/сотрудники и гости проекта.

Проект «Страна друзей» ориентирован в первую очередь на общение в разных формах . Пользователи могут загружать фотографии и видеоролики, находить старых друзей и знакомиться с новыми, играть в различные игры и участвовать в конкурсах. Также на сайте есть доступ к обучающим ресурсам и программам. А в состав сотрудников входит детский психолог, проводящий консультации в режиме онлайн.

Несколько позже, чем «Мир Бибигона», появился детский развлекательный портал «Твиди», функционал которого позволяет причислить сайт к детским социальным сетям. Сайт позволяет создавать персональные странички, играть в онлайн-игры (есть игры для мальчиков и девочек), общаться в чатах и на форуме, создавать виртуальные Миры, смотреть различные видео в разделе Кино Твиди и многое другое. Судя по яркому дизайну и обилию анимации, сайт рассчитан преимущественно на детей младшего школьного возраста (от 6 до 14 лет) .

Некоторые детские социальные сети созданы по мотивам известных мультфильмов. К ним относится, к примеру, проект «Смешарики». Проект представляет собой своего рода виртуальный мир, в котором живут полюбившиеся детям герои . Юные пользователи могут смотреть мультфильмы и слушать аудиосказки, участвовать в конкурсах и турнирах, знакомиться и общаться с другими участниками. Также на сайте присутствует специальный раздел для родителей с полезной информацией.

Многие детские социальные сети рассчитаны в первую очередь на младших школьников, но есть и проекты для детей постарше. Так, социальная сеть «ClassNet» — это всероссийская сеть для школьников , которая не только позволяет развлекаться и играть, но и помогает в учебе и поиске новых друзей из разных городов. На сайте можно даже пройти демонстрационный вариант ЕГЭ, чтобы лучше подготовиться к сдаче этого экзамена. А еще социальная сеть «ClassNet» регулярно проводит интеллектуальные конкурсы, на которых можно выиграть внутреннюю валюту сети.

Если ребенок учит английский язык, его могут заинтересовать зарубежные детские социальные сети . Один из таких проектов — «Fanlala» (ранее назывался «Imbee»). Эта социальная сеть для подростков объединяет поклонников зарубежных поп-звезд. На сайте доступны фото и видео с кумирами, последние новости шоу-бизнеса, викторины. Кстати, загружать видео и фото и создавать викторины могут сами пользователи. Еще можно вступать в фан-клубы любимых звезд (аналог групп или сообществ в других социальных сетях).

Детские социальные сети — это своего рода компромисс между полным запретом Интернета для детей и бесконтрольным серфингом. Создатели социальных сетей для детей особое внимание уделяют безопасности информации , что позволяет оградить детей от нежелательного контента. Хорошие детские социальные сети выполняют не только развлекательную, но и обучающую функцию.

05.04.2011 09:44 В отличие от поколения 80-90-х, у нынешних детей имеется огромная возможность общаться - это детские социальные сети, они позволяют учиться и развиваться в сети Интернет. Безусловно, они найдут в мировой сети много полезного, но встает вопрос о том, чтобы оградить их от негативной информации, которая может плохо отразиться на его воспитании, а возможно и на психике.

Первое, что обещают разработчики подобных сервисов, это жесткая модерация ресурса, в результате чего исключается вся ненужная информация со страниц сети. Родители могут быть спокойны за своих детей, так как, в таких социальных сетях они не смогут встретить вредные приложения, видеоролики или картинки. Здесь все безобидно и по-детски. Они общаются между собой, создавая клубы по интересам, в которых в основном весь смысл сводится к объединению любителей разнообразных мультфильмов, сериалов или фанатов звезд. Дети обмениваются фотографиями, музыкой и рассказами о своей семье, друзьях и домашних питомцах. Здесь же проводится множество конкурсов на поделки, рисунки и другие творческие творения.

Сайты проверены и разрешены для просмотра детям, категория сайтов 0+.

1. «Смешарики» Smeshariki.ru ориентирован на дошкольный возраст и начальные классы. Зарегистрировавшись здесь, дети получают возможность общения с любимыми героями мультфильма, получения от них различных советов и просмотра учебных видеороликов.

2. «Бибигон» Karusel-tv.ru создан для детей школьного возраста холдингом ВГТРК. Здесь, кроме общения и развития, дети могут принять участие в конкурсах с настоящими призами, играть в различные развлекательные и обучающие игры.

3. «Твиди» Tvidi.ru предназначен для подросткового возраста и отличается от других большим количеством контента и более взрослыми темами. В данной детской социальной сети подростки обсуждают свои проблемы, общаются на темы игр, моды, кино, образования

4. «Класснет» Сlassnet.ru – школьная социальная сеть создана для общения молодых людей с 1 по 9 класс. Здесь можно найти друзей обсудить школьную программу поучаствовать в школьном КВНе и проверить себя в интеллектуальными тестами.

5. «Страна друзей» Stranadruzey.ru – детская социальная сеть общего развития, всестороннее развитие ребёнка школа и домашние дела, важные поручения родителей и личное пространств, здесь можно обсудить всё и найти ответы на все подростковые вопросы.

6. «Лунтик» World.luntik.ru – сеть для самых маленьких детей от одного года! Здесь ребёнок может окунуться в мир сказочных героев российских и зарубежных мультиков и историй, а родители будут спокойно наблюдать, как осваивает мир и развивается их ребёнок.

7. «Минибанда» Minibanda.ru – сайт в первую очередь предназначен для общения родителей на разные детские темы и ведение дневника своего ребёнка. Основная цель сайта обмен опытом между родителями. А в этом помогут специальные углубленные разделы, где взрослые могут рассмотреть важные вопросы, связанные с детьми: беременность, здоровье детей, отдых, детское творчество и другое.

8. «Webkinz» Webkinz.com – детские виртуальные персонажи, с которыми можно играть на сайте, очень похожи на Тамагочи. Особенность сайта в том, что вы покупаете настоящую детскую игрушку в магазине с секретным кодом. Этот код является входом на сайт, где ваш ребёнок будет играть с виртуальным двойником игрушки.

9. «Maaam» Maaam.ru – социальный проект для мам и работников дошкольного образования. Методические разработки, простые советы как провести обучение и досуг самых маленьких с фото-отчётами и личными страницами вы найдёте на этом сайте.

Предлагаем вашему вниманию медиапроекты для детской аудитории, т.к. в последнее время разработчики веб-приложений стремятся приобщить к своим онлайновым продуктам не только взрослых, но и подрастающее поколение, увлечённое цифровыми технологиями и проводящее в Интернете всё больше и больше времени. Вот некоторые из таких сетевых ресурсов.

Дневник.ру – школьная социальная сеть, объединяющая все школы России.

Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей. Домашние задания, расписание, оценки - все в одном месте. «Дневник.ру» - это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.

Школьнику:

ü Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми.

ü Удобное расписание и другие инструменты для учёбы.

ü Активное участие в школьной жизни.

ü Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.

ü Вакансии для школьников (работа во время каникул).

ü Консультации специалистов и многое другое…

Учителю:

ü Удобная и безопасная среда для общения всей школы.

ü Единый справочник обо всём и обо всех в школе.

ü Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным процессом.

ü Удобные инструменты для оптимизации административной работы.

ü Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом.

ü Оптимизация общения с родителями.

ü Всероссийский календарь мероприятий.

ü Единый каталог учебников.

ü Современная электронная библиотека.

ü Дистанционные курсы по повышению квалификации.

Родителю:

ü Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями, директором.

ü Общение и обмен опытом с другими родителями.

ü Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка.

ü Единый календарь школьных мероприятий.

ü Единый источник информации по ЕГЭ.

ü Информационный центр для поступающих в ВУЗы.

ü Каталог всех секций и кружков в городе.

ü Современная электронная библиотека.

ü Консультации психологов и других специалистов.

Смешарики - социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.

НА РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТ , который требует полностью запретить подросткам до четырнадцати лет регистрироваться в социальных сетях. Россиянам 14+ открывать доступ к социальным сетям предлагается только по паспортным данным. Не секрет, что большинство тинейджеров уже успели завести аккаунты как минимум в сети «ВКонтакте». Мы поговорили с детьми, чтобы узнать, чем они занимаются в соцсетях, в каких группах сидят, что выкладывают в своих инстаграмах и как к этому относятся их родители.

Софья

Я сижу в социальных сетях с шести лет. Большую часть времени провожу «ВКонтакте» - где-то полчаса в день, но иногда удаётся и подольше; как правило, захожу в соцсети через телефон или планшет. «ВКонтакте» я общаюсь с друзьями, мы обмениваемся всякими интересными штуками. Я сама создала три группы, и там набралось довольно много людей. Обычно я люблю сидеть в пабликах, где выкладывают картинки с милыми котиками, и в принципе люблю узнавать новое о животных. Иногда выкладываю котов и на своей странице. Ещё я слушаю музыку «ВКонтакте», обычно просто натыкаюсь на какие-то популярные песни.

Мама постоянно контролирует меня «ВКонтакте» - с кем я общаюсь или в какие группы вступаю. Я думаю, что социальные сети могут быть опасны для детей. Тебе могут предложить вступить в группы смерти и заставлять выполнять поручения администраторов. Говорят, если откажешься, будут шантажировать, и тебе всё равно придется выполнить их поручения - например, прыгнуть с крыши девятого этажа.

Иван

Обычно я сижу в сетях «ВКонтакте» и инстаграме в свободное время или на не самых важных уроках. Как правило, с телефона, но если нужно посмотреть долгое видео, включаю компьютер.

Обычно я сижу в интернете для развлечения - смотрю мемы, но иногда попадаются и интересные серьёзные статьи. Я увлекаюсь историей, поэтому тематические группы на этот счёт тоже постоянно просматриваю. Благодаря соцсетям узнавать что-то новое на этот счёт гораздо легче. Музыку я тоже слушаю через «ВКонтакте». Ещё я подписан на разные СМИ, к примеру на «Лентач» и The Flow. У нашего класса есть свой чат «ВКонтакте», благодаря ему гораздо проще узнавать домашнее задание или о каких-то школьных событиях, к примеру экскурсиях. В инстаграм я выкладываю фотки из поездок или просто что-то интересное из повседневной жизни. Инстаграм довольно клёвая социальная сеть, именно благодаря ему я узнал о новом альбоме рэпера Гнойного.

Родители никак не контролируют мои социальные сети, может быть, только в классе третьем-четвёртом пытались забирать телефон. Сейчас мы переписываемся либо в телеграме, либо в вайбере. Мне кажется, социальные сети могут быть опасны для детей, только если они психически не здоровы. Гораздо больше травмирует давление учителей и одноклассников, а иногда даже родителей.

Соня

Я активно сижу в интернете лет с одиннадцати. Изначально просто писала маме, что приехала в школу, чтобы не тратить на это деньги. Чаще всего я сижу во «ВКонтакте» и инстаграме, не постоянно, но каждый раз, когда есть лишнее время, которое тратить особо не на что. У меня нет своего компьютера, так что я пользуюсь телефоном.

Обычно я переписываюсь с кем-то, листаю новости или смотрю фотографии. В группах я почти не сижу, разве что нахожу музыку в паблике «The musicend», а новости читаю в «Лентаче» или «Неинтересных фактах». У меня есть инстаграм, но я редко выкладываю туда фотографии, зато постоянно смотрю чужие. Я подписана на своих друзей и разных актёров из сериалов, которые мне нравятся. Я почти не знакомлюсь в социальных сетях, чаще общаюсь с друзьями или одноклассниками. С классом мы очень активно переписываемся «ВКонтакте», потому что решаем, куда и когда пойдём развлекаться, а иногда узнаём домашнее задание.

Мои родители никогда меня не контролировали в социальных сетях, потому что ничего запрещённого я там и не делаю. Но я знаю, что есть и опасные группы.

Вероника

Я стала пользоваться социальными сетями, когда мне подарили первый телефон. Инстаграм достаточно популярный, и там можно выражать свои мысли, рассказывать о чём-то, так что первым делом я зарегистрировалась там. Особенно мне нравятся комментарии, потому что под фото можно описать свои чувства. Я выкладываю свою собаку, селфи, красоту, много фотографий из путешествий - показываю, какое у меня настроение, хорошее или плохое. В инстаграме я подписана в основном на своих друзей, их мам и друзей своей тёти (она студентка).

В фейсбуке достаточно много умных постов, познавательных не только для детей, но и для взрослых. Можно понять, как нужно себя вести - заботиться о близких и так далее. Но также есть смешные видео и картинки, которые я с удовольствием разглядываю. В фейсбуке в основном я подписана на друзей папы и на некоторых своих одноклассников. А выкладываю я обычно туда свою бабушку - её в фейсбуке все знают. Обычно я пишу, какая она красивая, а однажды пошутила под фотографией: «Пьющая бабушка - несчастье в семье». В общем, я дружу со своими родственниками в социальных сетях.

Один раз я зарегистрировалась «ВКонтакте», но об этом узнали мои родители и запретили мне там сидеть, потому что в этой соцсети выкладывают много вещей для взрослых. Поначалу мне сказали, что фейсбук - это тоже только для взрослых, но потом мама смирилась и разрешила. С ней мы обычно общаемся в вотсапе или созваниваемся.

Социальные сети могут быть опасны для детей, и об этом знают все в моём классе. Есть люди, которые могут взломать твой инстаграм или просто узнать номер телефона, а потом вычислить, где ты живёшь. Поэтому я всегда делаю свои странички приватными.

Илья

Обычно я сижу во «ВКонтакте» и Whatsapp с телефона примерно 9–10 часов в сутки. Сначала я сидел «ВКонтакте» только для общения с друзьями, но сейчас читаю там новости и интересные мне посты. Я подписан на музыкальные и новостные паблики, а ещё на сообщества, где выкладывают вайны. Ещё у меня есть аккаунт в инстаграме, но собственные фото я выкладываю редко. Обычно просто смотрю, что выкладывают друзья и рэперы. Я очень редко знакомлюсь с людьми через интернет, но часто переписываюсь с бывшими одноклассниками или друзьями. А в классе у нас есть свой чат, где мы делимся друг с другом школьными новостями.

Родители не пытаются контролировать моё поведение в социальных сетях, потому что интернет может быть опасен только для ребёнка с ещё не сформировавшейся психикой. Гораздо большей проблемой мне кажется то, что в социальных сетях слишком много ненужной информации.

По данным исследования, которое проводил в 2013 году «Фонд Развития Интернет» при поддержке Google среди российских подростков и их родителей, уровень цифровой компетентности взрослых и детей у нас в стране примерно одинаковый и составляет треть от максимально возможного. Получается, что взрослые боятся за детей в онлайн-пространстве не потому, что много знают о нём, а наоборот - потому что сами о нём ничего не знают. Среди взрослых существуют заблуждения по поводу сетей и их вреда для школьников. Часто они лишь усиливают беспокойство и не способствуют конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, которые могут возникать относительно онлайн-общения детей.

Заблуждение 1. Если ребёнок начнёт общаться в сетях, он не научится выстраивать отношения с людьми в реальной жизни.

Многие родители боятся, что сети в буквальном смысле опутают ребёнка, и он не сможет заводить новых друзей офлайн. На самом деле, если так происходит, то это говорит о психологических трудностях, причина которых, скорее всего, не в использовании соцсетей. Общение онлайн, наоборот, иногда помогает наладить контакт с теми, с кем это не получается сделать лицом к лицу, и перенести опыт позитивного взаимодействия в жизнь.

Заблуждение 2. Ребёнок ещё не созрел для того, чтобы безболезненно переживать обидные комментарии, которые часто провоцирует онлайн-общение.

Многие взрослые на своём опыте знают, как неприятно читать критику и едкие шуточки в свой адрес. И далеко не все могут похвастаться умением не воспринимать это болезненно. Но, к сожалению, это - часть жизни. Обидные комментарии начинаются на игровой площадке и сопровождают нас во взрослой жизни. Онлайн или офлайн, дети сталкиваются с неприятием, непониманием и другими негативными вещами, с которыми нужно учиться что-то делать, преодолевать. Сети усугубляют ситуацию лишь тем, что в них очень легко оставить любой комментарий. Но это - особенность сегодняшнего дня, в наш век трудно избежать онлайн-общения.

Если не знать, как пользоваться спичками, нужно совсем немного времени, чтобы случился пожар. Даже если ребёнок проводит в сети пять минут, он должен представлять, что, например, нельзя давать свои личные данные незнакомым людям, что бывают сетевые мошенники и платные приложения, которые можно совершенно случайно купить. Ограничение длительности онлайн-сессий решает другие проблемы, прежде всего связанные с дисциплиной и здоровьем.

Заблуждение 4. Ребёнок не должен пользоваться социальными сетями до достижения 13 лет (16, 18 и так далее).

Самые распространённые онлайн-приложения устанавливают в пользовательском соглашении «возрастной порог»: заводить свои учётные записи в них могут только пользователи, достигшие 13 лет. Это связано с законодательством в сфере охраны личных данных. Но это не значит, что существует волшебная дата, после которой сети автоматически станут для ребёнка безопасными и безвредными. В каком бы возрасте человек не завёл свою первую страничку, ему нужно будет освоиться в новом для себя мире онлайн-общения.

К примеру, именно поэтому сотрудники Лаборатории Касперского советуют родителям не сопротивляться движению детей в сторону онлайн-общения, а возглавить его и попутно рассказать о всех тонкостях. Начать можно с помощи в создании личной странички. При этом ребёнку следует рассказать о настройках конфиденциальности, о том, что Интернет - публичное пространство, поэтому всегда нужно иметь в виду, кто увидит размещённые тобой фотографии и сообщения.

Большая часть проблем, которые возникают при общении в социальных сетях, связана с ощущением, что здесь всё ненастоящее, всё игра. Нужно обязательно объяснить, что здесь всё как в обычной жизни, и неаккуратное слово может по-настоящему обидеть собеседника.

Так же, как мы объясняем правила поведения в общественных местах, нужно объяснять и правила поведения онлайн. Основную мысль сформулировать просто: твои действия в сети не менее реальны, чем действия офлайн, и не менее реальны могут быть последствия. Детям в раннем возрасте объясняют, что опасно доверять незнакомым взрослым. Рассказывают, как быть в случае навязчивого внимания со стороны незнакомой персоны. То же самое относится и к общению в сетях.

Любопытный разговор состоялся во время передачи на радио «Эхо Москвы» от 21 декабря 2014 года, посвящённой безопасности детей в Интернете. Член рабочей группы по разработке правил поведения школьников в соц.сетях говорил о необходимости проводить для детей образовательные курсы по безопасности, а приглашённый учитель информатики отстаивал позицию, что знакомство с правилами поведения в Интернете должны происходить во время непосредственной деятельности ученика. Не разделяя культуру онлайн и офлайн, можно во время совместных занятий и общения обращать внимание на правила безопасности, распространения информации, возможности коммуникации. В конце концов, социальные сети созданы для общения, и они могут активно использоваться в процессе обучения.

Относиться к социальным сетям только как к тому, что нужно запрещать либо строго контролировать - значит не замечать важного момента. Ребёнок завёл страничку «Вконтакте»? Отлично! Теперь у вас есть ещё один канал, с помощью которого вы можете лучше узнать его внутренний мир, увлечения, друзей. Здесь вы сможете вместе разбирать различные жизненные ситуации. Здесь так удобно обмениваться интересной информацией и связываться с близкими по духу сообществами. В конечном счёте, именно взрослый своим личным примером и в совместной деятельности может показать ребёнку, что делать с социальной сетью: «зависать» в ней или использовать как инструмент для более интересных задач.