Интересная программа по внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "город мастеров" для начальных классов по фгос рабочая программа на тему

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно - нравственное
  3. Общеинтел-лектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно - ценностное общение
  • Досугово - развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

  1. Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

  1. Образно-художественные формы
  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

  1. Трудовые формы внеурочной деятельности
  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

  1. Игровые (досуговые) формы работы
  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

  1. Психологические формы
  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

«Принято» «Утверждаю»

Руководитель Директор

ШМО учителей __________/В.М. Марчук/

Протокол № 1

Рабочая программа

по общекультурному направлению

«Город мастеров»

для начальных классов общеобразовательных школ

Составитель:

Бурова Любовь Петровна,

Учитель начальных классов

г. Кемерово

2016

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Город мастеров»…………………………………………………………………….3 – 11

3. Тематическое планирование……………………………………….…33 – 40

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» по общекультурному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Город мастеров»

В результате изучения курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности .

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Город мастеров» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном .

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс

Форма организации

Вид деятельности

Творческая мастерская

Введение. Вводное занятие

Введение в образовательную программу.

Правила поведения на занятиях.

Беседа.

Волшебная страна цвета

Знакомство с живописью. Учимся рисовать кистью. Техника нанесения мазков, их виды.

Беседа

Практическая работа

В гостях у весёлой кисточки

Использование кисточек разного вида.

Коллективный рисунок

Монотипия. Чудесные превращения .

Технология монотипии. Изготовление бабочки.

Беседа

Практическая работа

Пейзаж. Осенний этюд .

Приёмы работы с красками. Знакомство с пейзажем, этюдом.

Беседа

Наблюдения за окном

Отрывная аппликация. Способ приклеивания на лист. Композиционное расположение.

Практическая работа

Изготовление куклы из ниток

Изготовление куклы из ниток

Понятие «скульптура», «объём», «фактура», «ритм». Последовательность лепки животных пластическим способом, приёмы украшения лепного изделия.

Проект

Использование стеков, различных приёмов лепки (раскатывание, вытягивание,

прищипывание).

Проект

Создание композиции в полуобъеме из пластилина

Проект

Лепка из теста и пластилина Плоская картина «Кораблик»

Изготовление изделия, применяя мозаичную технику, плоскую композицию на листе.

Практическая работа

Изготовление способом оригами поделок из бумаги.

Беседа

Выставка

Открытка к праздникам для близких и друзей

Практическая работа

Знакомство с японским способом складывания бумаги. Искусство оригами.

Беседа

Конкурс

Оригами. Игрушка – стаканчик

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.

Практическая работа

Оригами. Зайчик .

Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание.

Практическая работа

Цветы для мамы. Тюльпаны

Знакомство с искусством флористики.

Материалы и инструменты. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология из изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая работа

Цветок для мамы. Ромашка.

Изготовление цветов из гофрированной бумаги.

Практическая работа.

Цветок для мамы. Букет .

Знакомство с технологией создания издеталий из бумажных полос.

Проект

Мобили из картона.

Основные декоративные элементы интерьера. Технология изготовления мобилей из бумаги и картона.

Беседа

Практическая работа

Мастерская Деда Мороза. Снежинка . Ёлочная игрушка

Изготовление украшений для классной комнаты

Украшение классной комнаты

Новогодний коллаж

Знакомство с коллажем и его сфера применения

Выставка работ

Забавные птички

Закручивание круга в конус (низкий),

Закручивание полукруга

в конус (высокий).

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их

Практическая работа

Город башмачков

Приёмы бумагопластики.

Работа с инструкционной картой. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных

криволинейных (цилиндрических) элементов.

Проект

Знакомство с упаковкой.

Применение на практике искусство упаковки. Придумывание упаковочной коробки. Украшение различными материалами.

Практическая работа.

2 класс

Форма организации

Вид деятельности

Творческая мастерская

Введение. Вводное занятие

Беседа.

Инструктаж по технике безопасности.

Рассматривание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, нахождение в них цвета радуги. Объяснение смысла понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные

Коллективный рисунок

Какого цвета осень. Живая природа. Пейзаж в живописи

Определение красок осени на картинах живописцев и соотнесение их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывание суждений о понравившемся осеннем пейзаже живописца.

Беседа

Наблюдения

Рассматривание пейзажей живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях.

Выполнение упражнений на повтор приёма раздельного мазка.

Практическая творческая работа

Цвета радуги в новогодних игрушках.

Декоративная композиция

Сопоставление приёмов передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, нахождение сходства и различия (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Беседа

Практическая работа

Объяснение значения понятия натюрморт.

Определение формы, цвета, размера осенних плодов в природе и соответствие их в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.

Наблюдения

Выполнение работ с приёмами: раскатывание и обрубовка пластилина

Практическая работа

С амостоятельное изготовление выпуклой аппликации из пластилина

Выставка работ

Торцевание на пластилине

Выполнение торцевания на пластилине

Коллективная практическая работа

Лепка из теста и пластилина .

Использование стеков, различных приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, прищипывание).

Практическая работа

Дизайн, как разновидность художественного творчества в современном мире. Понятие «дизайн», «дизайнер».

Выполнение аппликации из круглых салфеток.

Беседа

Проект

Мозаика из бисера и пайеток. Божья коровка

Основные виды бисерного искусства. Современные направления бисероплетения.

Практическая работа

Мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних сувениров и поделок из бисера, бумаги, блестящей плёнки, пайеток, бусинок, природных материалов и т.д.

Выставка

Аппликация из пуговиц. Изготовление коврика

Традиционные виды аппликации Последовательности пришиванию пуговиц в изделии коврика

Выставка

Оформление фигурки из гипса.

Оформление фигуры животного из гипса

Выставка

Обрывная аппликация. Утёнок.

Изготовление объёмной аппликации-открытки .

Практическая работа

Кукла на картонной основе.

Вырезание куклы (мальчик, девочка) по шаблону и наклеивание на картонную основу

Игры с речевым сопровождением.

Пальчиковые куклы .

Изготовить пальчиковую куклу

Спектакль

Моделирование из полос.

Складывание бумаги из цветной бумаги японским способом

Практическая работа

Мозаика из объёмных деталей оригами.

Выполнение мозаики из объёмных деталей оригами.

Коллективная работа

Мозаика из плоских деталей оригами. Фантики, цветная бумага

Выполнение мозаики из плоских деталей оригами используя фантики и цветную бумагу

Коллективная работа

Объёмная композиция из деталей оригами.

Изготовление поделки из бумаги способом оригами.

Коллективная работа

Выполнение сюжетной композиции из деталей оригами на плоскости

Проект

Соединение различных техник в одной работе.

Практическая работа

Обсуждение технологии изготовления рамочки из бумаги и картона.

Практическая работа

Аппликация из птичьих перьев

Обсуждение дизайна, как разновидность художественного творчества в современном мире, на примере родного края.

Изготовление аппликации из птичьих перьев

Беседа

Выставка

Аппликация из кружев

Изготовление аппликации из кружева

Выставка

Мозаика из ватных комочков

Изготовление аппликации из ватных комочков

Выставка

Складывание гармошкой

Изготовление книжку складыванием гармошкой

Выставка

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

Конкурс

Модуль «Трилистник».

Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

Практическая работа

Самостоятельное выполнение объёмных цветов из модуля «Трилистник»

Практическая работа

Треугольный модуль оригами . Сказочные образы на основе формы «чаша»

Сочинение сказки

Художественные образы объёмной формы

Украшение коробки различными материалами

Практическая работа

Сборка изделия из модулей на каркасе .

Изделие из модулей на каркасе

Коллективная работа.

3 класс

Форма организации

Вид деятельности

Творческая мастерская

Введение. Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях

Беседа

Инструктаж по технике безопасности.

Волшебная страна цвета

Произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства. На основе своих наблюдений за природой исследовать характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки

Наблюдения за природой

Красуйся, красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

Смысл понятий - цвет, оттенки

Смешивание на палитре белой гуаши с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета.

Коллективный рисунок

Создание живописными средствами композиции осеннего пейзажа согласно заданной теме и условиям исполнения. Выражение в творческой работе осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному краю

Наблюдения за природой

Объяснение смысла понятий цветовой круг, цветовой контраст.

Выбор сюжета для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке)

Творческая работа

Объяснение смысла понятия симметрия. Графика. Общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст).

Практическая работа

Аппликация из жатой ткани

Самостоятельное выполнение аппликации из жатой ткани

Практическая работа

Аппликация из распущенного трикотажа

Самостоятельное изготовление аппликации из распущенного трикотажа

Практическая работа

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений .

Приём раскатывания пластилина для получения плоских изображений.

Практическая работа

Сервировка стола при помощи бумажных салфеток

Практическая работа

Изготовление подарка для мамы из разных материалов

Творческая работа

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

Изготовление пластилиновых нитей для аппликации через металлическое сито

Практическая работа

Разрезание пластилина.

Выполнение мозаики из разрезных деталей

Практическая работа

Лепка кораблика из теста и пластилина

Практическая работа

Моделирование из конусов Моделирование из конусов различные постройки

Выставка

Игрушки из картона с подвижными деталями

Изготовление игрушки-льва из картона с подвижными деталями из картона и проволоки

Игры с речевым сопровождением.

Рисование ватой по бархатной бумаге. Зимний пейзаж .

Рисование зимнего пейзажа ватой по бархатной бумаге

Творческая работа

Симметричное вырезание. Бабочка Вырезание бабочки приёмом симметрии

Практическая работа

Надрезание бахромой, скручивание в жгут

Надрезание бахромы из ниток и скручивать в жгут

Практическая работа

Моделирование из фольги. Моделирование из фольги новогодней игрушки

Практическая работа

Моделирование цветов из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Практическая работа

Изготовление ёлочки многослойным торцеванием

Практическая работа

Объёмные украшения для костюма сказочного героя из гофрированной бумаги.

Изготовление объёмных украшений для костюма сказочного героя из гофрированной бумаги

Творческая работа

Нитяная бахрома для шарфа

Выполнение бахромы для шарфа из шерстяных ниток

Практическая работа

Приклеивание ниток по спирали Изготовление аппликации улитки путём приклеивания ниток по спирали

Практическая работа

Аппликация из нитяных валиков Изготовление аппликации снеговика из нитяных валиков

Практическая работа

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Изготовление аппликации на бумаге из ткани

Практическая работа

Вышивание по ткани

Вышивание по ткани разными стежками

Творческая работа

Шитьё по выкройкам

Шитьё одежды для куклы по выкройкам

Конкурс

Конструирование забавных фигурок из модуля по своему замыслу

Игры с речевым сопровождением.

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Цветная, белая, упаковочная бумага

Практическая работа

Объёмное конструирование из деталей оригами

Практическая работа

Объёмные изделия из треугольных модулей. Украшение из цветной бумаги объёмных изделий из треугольных модулей

Практическая работа

Моделирование из помпонов Шерсть, картон, проволока

Моделирование изделия из помпонов шерстяных ниток

Практическая работа

4 класс

Форма организации

Вид деятельности

Творческая мастерская

Введение. Вводное занятие

Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях.

Беседа

Инструктаж по технике безопасности.

Произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям.

Беседа

Творческая работа

Деревья разнообразных пород в природе родного края.

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень).

Коллективный рисунок

Мой край родной. Моя земля.

Главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов живописи и графики XIX-XX вв. (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).

Выполнение композиции пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания.

Творческая работа

Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи

Приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами».

Выполнение росписи цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами»

Коллективный рисунок

Графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах

(точка, линия, штрих, светотеневое пятно).

Выполнение по памяти или по представлению изображения неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.

Практическая работа

Символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве.

Цветовые оттенки ткани для изображения зимнего неба, снега для передачи состояние зимней природы .

Практическая работа

Выполнение аппликации из синтепона со сдвижкой

Практическая работа

Вязание крючком. Верёвочка

Вязание верёвочки крючком

Практическая работа

Шитьё мягкой игрушки «Рыбка» Шитьё мягкой игрушки - рыбки

Выставка

Аппликация с раздвижкой. Портрет Выполнение аппликации с раздвижкой из журнальной бумаги

Проект

Лепка крокодила из пластилина на проволочном каркасе

Выставка

Изготовление резной вазочки из пластилина

Практическая работа

Изготовление тарелочки папье-маше на пластилиновой форме.

Выставка

Выполнить объёмные изделия в технике многослойного торцевания.

Практическая работа

Выполнение объёмного моделирования из бумаги (изделие по-выбору)

Творческая работа

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочной основе. Змея .

Моделирование змея из гофрированной бумаги на проволочной основе

Практическая работа

Моделирование из фольги. Открытка. Моделирование из фольги открытки ко Дню Победы

Практическая работа

Веерное гофрирование

Изготовление опахало (веер)

Практическая работа

Аппликация из рельефной бумаги. «В лесу» Выполнение аппликации «В лесу» из рельефной бумаги

Сочинение рассказа

Изготовление «Забавные фигурки. Модульное оригами».

Игры с речевым сопровождением.

Конструирование цветов. Цветок для мамы .

Конструирование цветов в подарок для мамы.

Практическая работа

Конструирование птиц сложной формы

Практическая работа

Изготовление многоэтажного дома соединяя модули разного размера в одном изделии

Проект

Изготовление изделия в технике «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками

Практическая работа

Изготовление коллажа из различных материалов

Практическая работа

Изготовление ёлочной игрушки из гофрированной бумаги

Практическая работа

Новогодний коллаж Выполнение Новогоднего коллажа из гофрированной бумаги и цветной

Практическая работа

Выполнение Новогодний коллаж из гофрированной бумаги

Практическая работа

Конструирование забавной птички с подвижными деталями по своему замыслу

(используя региональный компонент)

Спектакль

Конструирование игрушки (пингвин) с подвижными деталями

Игры с речевым сопровождением.

Конструирование транспортных средств.

Конструирование транспортного средства, используя красочные коробочки

Проект

Конструирование архитектурного сооружения, используя различную упаковку и красочные коробочки

Проект

Выполнение изделия с деталями круглой формы.

Практическая работа

3. Тематическое планирование

1 класс

П/п

Наименование раздела, темы

Количество

Часов

Раздел 1. Введение (1 ч)

Вводное занятие

Раздел 2. Волшебная страна цвета (4 ч)

Волшебная страна цвета

В гостях у весёлой кисточки

Монотипия. Чудесные превращения.

Пейзаж. Осенний этюд.

Отрывная техника. Аппликация.

Изготовление куклы из ниток

Декоративный натюрморт

Лепка из теста и пластилина. Жираф

Лепка из теста и пластилина. Черепаха

Лепка из теста и пластилина. Змея

Лепка из теста и пластилина. Плоская картина «Кораблик»

Изготовление объёмной открытки

Изготовление открытки с добавлением различных материалов

Открытка-рисунок.

Весёлые оригами. Базовые формы

Оригами. Игрушка - стаканчик

Оригами. Зайчик.

Цветы для мамы. Материалы и инструменты. Тюльпаны.

Цветок для мамы. Ромашка.

Цветок для мамы. Букет

Раздел 5. Дизайн (6 ч)

Мобили из картона.

Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Ёлочная игрушка.

Новогодний коллаж

Раздел 6. Конструирование (4 ч)

Забавные птички.

Город башмачков

Упаковка. Красочные коробочки

Итого

2 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество

Часов

Раздел 1. Введение (1 ч)

Вводное занятие

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)

Раскатывание и обрубовка пластилина

Выпуклая аппликация из пластилина

Торцевание на пластилине.

Лепка из теста и пластилина. Инструменты. Приёмы.

Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для торта

Мозаика из бисера и пайеток.

Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон

Рисование пластилином

Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)

Обрывная аппликация

16

Скручивание в жгут. Аппликации.

1

17

Скатывание в комок. Мозаика.

1

18

Моделирование из полос.

1

19

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

1

20

Мозаика из плоских деталей оригами. Работа из фантиков

1

21

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

1

22

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

1

23

Соединение различных техник в одной работе

1

Раздел 5. Дизайн (6 ч)

24

Моделирование из картона. Рамочка

1

25

Аппликация из птичьих перьев

1

26

Аппликация из кружев

1

27

Мозаика из ватных комочков

1

28

Складывание гармошкой

1

29

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки

1

30

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

1

31

Объёмные цветы из модуля «Трилистник»

1

32

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»

Раздел 1. Введение (1 ч)

1

Вводное занятие

1

Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч)

2

Волшебная страна цвета

1

3

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

1

4

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет

1

5

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст

1

6

Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии

1

Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)

7

Аппликация из жатой ткани

1

8

Аппликация из распущенного трикотажа. «Море»

1

9

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений.

1

10

Сервировка стола при помощи бумажных салфеток

1

11

Подарок для мамы из разных материалов

1

12

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. Аппликация

1

13

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей

1

14

Лепка из теста и пластилина на каркасе. «Кораблик»

1

Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)

15

Моделирование из конусов. Постройки.

1

16

Игрушки из картона с подвижными деталями. Дергунчик-клоун

1

17

Рисование ватой по бархатной бумаге. Животное.

1

18

Симметричное вырезание. Бабочка.

1

19

Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Шарф

1

20

Моделирование из фольги. Звезда

1

21

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Ромашка

1

22

Многослойное торцевание. Ёлочка

1

23

Объёмные украшения для костюма из бумаги.

1

Раздел 5. Дизайн (6 ч)

24

Нитяная бахрома. Салфетка.

1

25

Приклеивание ниток по спирали. Круглый коврик

1

26

Аппликация из нитяных валиков. Снеговик

1

27

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Медвежонок.

1

28

Вышивание по ткани

1

29

Шитьё по выкройкам. Одежда для куклы

1

Раздел 6. Конструирование (5 ч)

30

«Забавные фигурки. Модульное оригами»

1

31

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

1

32

Объёмное конструирование из деталей оригами

1

33

Объёмные изделия из треугольных модулей

1

34

Моделирование из помпонов

1

Итого

34

4 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Раздел 1. Введение (1 ч)

1

Вводное занятие

1

Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч)

2

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

1

3

Древо жизни - символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

1

4

Мой край родной. Моя земля.

Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

1

5

Цветущее дерево - символ жизни.

1

6

Вольный ветер - дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

1

Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч)

7

Аппликация из ткани. Зимние фантазии

1

8

Аппликация из синтепона со сдвижкой

1

9

Вязание крючком. Верёвочка

1

10

Шитьё мягкой игрушки «Рыбка»

1

11

Аппликация с раздвижкой Журнальная бумага

1

12

Лепка из пластилина на проволочном каркасе «Крокодил»

1

13

Резьба по пластилину. Вазочка.

1

14

Папье-маше на пластилиновой форме. Тарелочка

1

Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч)

15

Объёмные изделия в технике многослойного торцевания.

1

16

Объёмное моделирование из бумаги

1

17

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном основе

1

18

Моделирование из фольги

1

19

Веерное гофрирование

1

20

Аппликация из рельефной бумаги

1

21

«Забавные фигурки. Модульное оригами».

1

22

Конструирование цветов. Цветок для мамы.

1

23

Конструирование птиц сложной формы

1

Раздел 5. Дизайн (6 ч)

24

Соединение модулей разного размера в одном изделии. Многоэтажный дом

1

25

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками

1

26

Коллаж из различных материалов

1

27

Мастерская Деда Мороза. Ёлочная игрушка.

1

28

Новогодний коллаж

1

29

Трубочки из гофрированной бумаги Новогодний коллаж

1

Раздел 6. Конструирование (5 ч)

30

Конструирование игрушки с подвижными деталями. Забавные птички.

1

31

Конструирование игрушки с подвижными деталями. Пингвин.

1

32

Конструирование транспортных средств. Красочные коробочки

1

33

Конструирование архитектурных сооружений Упаковка. Красочные коробочки

1

34

Изделия с деталями круглой формы. Свободный выбор изделия.

1

Итого

34


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательное учреждение

Принято на педагогическом совете №_____ Утверждаю_________________

От «___»_____________ Директор МКОУ Зюзинской СОШ

Л.В.Монастырева

Программа внеурочной деятельности

обучающихся начальной школы

в соответствии с ФГОС

на 2015-2016 учебный год

2015 г.

Содержание:

Пояснительная записка.

Условия реализации программы

8.1. Кадровое обеспечение

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;

Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный опыт.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подрастающего поколения.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность таким образом, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся не только педагогами школы, привлечены сотрудники дополнительных центров: сотрудники цента ДОД, сотрудники СДК «Аккорд», общественные деятели со стороны родителей.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Цель внеурочной деятельности : разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации детей, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной от города школы;

Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;

Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;

Формировать навыки позитивного общения;

Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Направления реализации программы.

Программа организации внеурочной деятельности работает в соответствии со следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное;

Духовно-нравственное;

Общеинтеллектуальное;

Общекультурное;

Социальное.

Формы работы по направлениям.

Спортивно-оздоровительное

Работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, теннису, ОФП;

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

Проведение бесед по охране здоровья;

Проведение на уроках игровых моментов, физ.минуток;

Участие в районных и городских соревнованиях;

Введение факультатива «Разговор о правильном питании».

Духовно-нравственное

Организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида и культуры поведения;

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

Оформление уголков о боевой и трудовой славе россиян;

Конкурсы и фестивали патриотической песни;

Посещение школьного музея боевой славы.

Общеинтеллектуальное

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры;

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Общекультурное

Участие в общественной жизни класса и школы;

Участие в различных театральных постановках;

Выставки творческих экспозиций;

Выступление на сцене с различными номерами.

Социальное

Проведение субботников;

Работа на пришкольном участке;

Разведение комнатных цветов;

Общение вне школы в рамках кружков.

Распределение рабочего времени по каждому направлению:

Спортивно-оздоровительное-2 часа в неделю

Духовно-нравственное-2 часа в неделю

Общеинтеллектуальное - 5 часов в неделю

Общекультурное- 9 часов в неделю

Социальное- 3 часа в неделю.

Всего 21 час в неделю внеурочной занятости детей в кружках и секциях.

Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

Развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся школы

Администрация школы

Учителя предметники

Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей

Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы

Родители

Классный руководитель

Взаимодействие

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Конкретное планирование деятельности;

Кадровое обеспечение программы;

Методическое обеспечение программы;

Материально- техническое обеспечение.

8.1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

Педагоги школы, реализующие программу;

Библиотекарь;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Педагоги дополнительного образования.

8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподователями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесска

Семинары с психологом, социальным педагогом и медицинским работником (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.

Активизировать вовлечение работников культуры в систему общешкольных мероприятий.

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

Систематизация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся

Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы, интернет ресурсов.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся мет.литературы

8.4. Материально-техническое обеспечение:

Компьютеры;

Телевизор;

Проекторы;

Музыкальный центр;

Музыкальная профессиональная установка;

Спортивный инвентарь;

Спортивный зал;

Актовый зал;

Библиотека;

Музей «Боевой славы»;

Музей «Русская изба».

8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:

Зам.директора по ВР;

Классные руководители;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Учитель ОБЖ;

Учитель физической культуры;

Библиотекарь;

Руководитель музея;

Учителя-предметники.

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

Укрепление здоровья обучающихся;

Развитие творческой активности каждого ребенка;

Укрепление связей между школой и семьей ребенка.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Предполагаемыми результатами работы школы и семьи являются:

Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

Развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Направления успешной организации внеурочной деятельности между школой и родителями:

Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми;

Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки, и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Рост социальной активности обучающихся;

Рост мотивации к активной познавательной деятельности;

Уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

Оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;

Анкетирование школьников и их родителей(законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.

Образовательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Готовность к производительному труду;

Готовность к дальнейшему образованию;

Сформированность мировоззрения;

Сформированность общей культуры;

Сохранение здоровья;

Сформированность потребностей и умений творческой деятельности.