Интересная программа по внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "город мастеров" для начальных классов по фгос рабочая программа на тему
В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения;
- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно - нравственное
- Общеинтел-лектуальное
- Общекультурное
- Социальное
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно - ценностное общение
- Досугово - развлекательная деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
- Кружок
- Студия
- Секция
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
- Посещение спортивных секций
- Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
- Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Общекультурное:
- Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
- Проектная деятельность;
- Участие в научно-исследовательских конференциях;
- Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
- Тематические классные часы.
- Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
- Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Социальное:
- Проведение субботников.
- Работа на пришкольном участке.
- Разведение комнатных растений и уход за ними.
- Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам:
- Словесно-логические.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
- Беседы на различные темы
- Дискуссии
- Собрания
- Конференции
- Лекции
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
- Образно-художественные формы
- Концерты
- Спектакли
- Праздники
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
- Трудовые формы внеурочной деятельности
- Работа на пришкольном участке
- Работа по оформлению и уборке кабинета
- Уход за комнатными растениями
- Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
- Помощь школьному библиотекарю
- Трудовые десанты
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
- Игровые (досуговые) формы работы
- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Неделя театра, танца, вокала
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- Туристические походы
- Экскурсионные прогулки в парк
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
- Психологические формы
- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс |
Школьник знает и понимает общественную жизнь |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом |
Второй уровень. 2-3 классы |
Школьник ценит общественную жизнь |
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Достигается в дружеской детской среде. |
Третий уровень. 4 класс |
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальным субъектом. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель Директор
ШМО учителей __________/В.М. Марчук/
Протокол № 1
Рабочая программа
по общекультурному направлению
«Город мастеров»
для начальных классов общеобразовательных школ
Составитель:
Бурова Любовь Петровна,
Учитель начальных классов
г. Кемерово
2016
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Город мастеров»…………………………………………………………………….3 – 11
3. Тематическое планирование……………………………………….…33 – 40
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» по общекультурному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Город мастеров»
В результате изучения курса внеурочной деятельности при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности .
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Город мастеров» при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном .
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс
Форма организации | Вид деятельности |
|
Творческая мастерская | Введение. Вводное занятие Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях. | Беседа. |
Волшебная страна цвета Знакомство с живописью. Учимся рисовать кистью. Техника нанесения мазков, их виды. | Беседа Практическая работа |
|
В гостях у весёлой кисточки Использование кисточек разного вида. | Коллективный рисунок |
|
Монотипия. Чудесные превращения . Технология монотипии. Изготовление бабочки. | Беседа Практическая работа |
|
Пейзаж. Осенний этюд . Приёмы работы с красками. Знакомство с пейзажем, этюдом. | Беседа Наблюдения за окном |
|
Отрывная аппликация. Способ приклеивания на лист. Композиционное расположение. | Практическая работа |
|
Изготовление куклы из ниток Изготовление куклы из ниток | ||
Понятие «скульптура», «объём», «фактура», «ритм». Последовательность лепки животных пластическим способом, приёмы украшения лепного изделия. | Проект |
|
Использование стеков, различных приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, прищипывание). | Проект |
|
Создание композиции в полуобъеме из пластилина | Проект |
|
Лепка из теста и пластилина Плоская картина «Кораблик» Изготовление изделия, применяя мозаичную технику, плоскую композицию на листе. | Практическая работа |
|
Изготовление способом оригами поделок из бумаги. | Беседа Выставка |
|
Открытка к праздникам для близких и друзей | Практическая работа |
|
Знакомство с японским способом складывания бумаги. Искусство оригами. | Беседа Конкурс |
|
Оригами. Игрушка – стаканчик Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. | Практическая работа |
|
Оригами. Зайчик . Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. | Практическая работа |
|
Цветы для мамы. Тюльпаны Знакомство с искусством флористики. Материалы и инструменты. Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология из изготовления цветов из креповой бумаги. | Практическая работа |
|
Цветок для мамы. Ромашка. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. | Практическая работа. |
|
Цветок для мамы. Букет . Знакомство с технологией создания издеталий из бумажных полос. | Проект |
|
Мобили из картона. Основные декоративные элементы интерьера. Технология изготовления мобилей из бумаги и картона. | Беседа Практическая работа |
|
Мастерская Деда Мороза. Снежинка . Ёлочная игрушка Изготовление украшений для классной комнаты | Украшение классной комнаты |
|
Новогодний коллаж Знакомство с коллажем и его сфера применения | Выставка работ |
|
Забавные птички Закручивание круга в конус (низкий), Закручивание полукруга в конус (высокий). Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их | Практическая работа |
|
Город башмачков Приёмы бумагопластики. Работа с инструкционной картой. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. | Проект |
|
Знакомство с упаковкой. Применение на практике искусство упаковки. Придумывание упаковочной коробки. Украшение различными материалами. | Практическая работа. |
2 класс
Форма организации | Вид деятельности |
|
Творческая мастерская | Введение. Вводное занятие | Беседа. Инструктаж по технике безопасности. |
Рассматривание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, нахождение в них цвета радуги. Объяснение смысла понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные | Коллективный рисунок |
|
Какого цвета осень. Живая природа. Пейзаж в живописи Определение красок осени на картинах живописцев и соотнесение их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывание суждений о понравившемся осеннем пейзаже живописца. | Беседа Наблюдения |
|
Рассматривание пейзажей живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Выполнение упражнений на повтор приёма раздельного мазка. | Практическая творческая работа |
|
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция Сопоставление приёмов передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, нахождение сходства и различия (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений. | Беседа Практическая работа |
|
Объяснение значения понятия натюрморт. Определение формы, цвета, размера осенних плодов в природе и соответствие их в изображениях плодов в натюрмортах живописцев. | Наблюдения |
|
Выполнение работ с приёмами: раскатывание и обрубовка пластилина | Практическая работа |
|
С амостоятельное изготовление выпуклой аппликации из пластилина | Выставка работ |
|
Торцевание на пластилине Выполнение торцевания на пластилине | Коллективная практическая работа |
|
Лепка из теста и пластилина . Использование стеков, различных приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, прищипывание). | Практическая работа |
|
Дизайн, как разновидность художественного творчества в современном мире. Понятие «дизайн», «дизайнер». Выполнение аппликации из круглых салфеток. | Беседа Проект |
|
Мозаика из бисера и пайеток. Божья коровка Основные виды бисерного искусства. Современные направления бисероплетения. | Практическая работа |
|
Мастерская Деда Мороза Изготовление новогодних сувениров и поделок из бисера, бумаги, блестящей плёнки, пайеток, бусинок, природных материалов и т.д. | Выставка |
|
Аппликация из пуговиц. Изготовление коврика Традиционные виды аппликации Последовательности пришиванию пуговиц в изделии коврика | Выставка |
|
Оформление фигурки из гипса. Оформление фигуры животного из гипса | Выставка |
|
Обрывная аппликация. Утёнок. Изготовление объёмной аппликации-открытки . | Практическая работа |
|
Кукла на картонной основе. Вырезание куклы (мальчик, девочка) по шаблону и наклеивание на картонную основу | Игры с речевым сопровождением. |
|
Пальчиковые куклы . Изготовить пальчиковую куклу | Спектакль |
|
Моделирование из полос. Складывание бумаги из цветной бумаги японским способом | Практическая работа |
|
Мозаика из объёмных деталей оригами. Выполнение мозаики из объёмных деталей оригами. | Коллективная работа |
|
Мозаика из плоских деталей оригами. Фантики, цветная бумага Выполнение мозаики из плоских деталей оригами используя фантики и цветную бумагу | Коллективная работа |
|
Объёмная композиция из деталей оригами. Изготовление поделки из бумаги способом оригами. | Коллективная работа |
|
Выполнение сюжетной композиции из деталей оригами на плоскости | Проект |
|
Соединение различных техник в одной работе. | Практическая работа |
|
Обсуждение технологии изготовления рамочки из бумаги и картона. | Практическая работа |
|
Аппликация из птичьих перьев Обсуждение дизайна, как разновидность художественного творчества в современном мире, на примере родного края. Изготовление аппликации из птичьих перьев | Беседа Выставка |
|
Аппликация из кружев Изготовление аппликации из кружева | Выставка |
|
Мозаика из ватных комочков Изготовление аппликации из ватных комочков | Выставка |
|
Складывание гармошкой Изготовление книжку складыванием гармошкой | Выставка |
|
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки | Конкурс |
|
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. | Практическая работа |
|
Самостоятельное выполнение объёмных цветов из модуля «Трилистник» | Практическая работа |
|
Треугольный модуль оригами . Сказочные образы на основе формы «чаша» | Сочинение сказки |
|
Художественные образы объёмной формы Украшение коробки различными материалами | Практическая работа |
|
Сборка изделия из модулей на каркасе . Изделие из модулей на каркасе | Коллективная работа. |
3 класс
Форма организации | Вид деятельности |
|
Творческая мастерская | Введение. Вводное занятие Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях | Беседа Инструктаж по технике безопасности. |
Волшебная страна цвета Произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства. На основе своих наблюдений за природой исследовать характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки | Наблюдения за природой |
|
Красуйся, красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки Смысл понятий - цвет, оттенки Смешивание на палитре белой гуаши с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. | Коллективный рисунок |
|
Создание живописными средствами композиции осеннего пейзажа согласно заданной теме и условиям исполнения. Выражение в творческой работе осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному краю | Наблюдения за природой |
|
Объяснение смысла понятий цветовой круг, цветовой контраст. Выбор сюжета для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке) | Творческая работа |
|
Объяснение смысла понятия симметрия. Графика. Общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст). | Практическая работа |
|
Аппликация из жатой ткани Самостоятельное выполнение аппликации из жатой ткани | Практическая работа |
|
Аппликация из распущенного трикотажа Самостоятельное изготовление аппликации из распущенного трикотажа | Практическая работа |
|
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений . Приём раскатывания пластилина для получения плоских изображений. | Практическая работа |
|
Сервировка стола при помощи бумажных салфеток | Практическая работа |
|
Изготовление подарка для мамы из разных материалов | Творческая работа |
|
Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито Изготовление пластилиновых нитей для аппликации через металлическое сито | Практическая работа |
|
Разрезание пластилина. Выполнение мозаики из разрезных деталей | Практическая работа |
|
Лепка кораблика из теста и пластилина | Практическая работа |
|
Моделирование из конусов Моделирование из конусов различные постройки | Выставка |
|
Игрушки из картона с подвижными деталями Изготовление игрушки-льва из картона с подвижными деталями из картона и проволоки | Игры с речевым сопровождением. |
|
Рисование ватой по бархатной бумаге. Зимний пейзаж . Рисование зимнего пейзажа ватой по бархатной бумаге | Творческая работа |
|
Симметричное вырезание. Бабочка Вырезание бабочки приёмом симметрии | Практическая работа |
|
Надрезание бахромой, скручивание в жгут Надрезание бахромы из ниток и скручивать в жгут | Практическая работа |
|
Моделирование из фольги. Моделирование из фольги новогодней игрушки | Практическая работа |
|
Моделирование цветов из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Практическая работа |
|
Изготовление ёлочки многослойным торцеванием | Практическая работа |
|
Объёмные украшения для костюма сказочного героя из гофрированной бумаги. Изготовление объёмных украшений для костюма сказочного героя из гофрированной бумаги | Творческая работа |
|
Нитяная бахрома для шарфа Выполнение бахромы для шарфа из шерстяных ниток | Практическая работа |
|
Приклеивание ниток по спирали Изготовление аппликации улитки путём приклеивания ниток по спирали | Практическая работа |
|
Аппликация из нитяных валиков Изготовление аппликации снеговика из нитяных валиков | Практическая работа |
|
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу Изготовление аппликации на бумаге из ткани | Практическая работа |
|
Вышивание по ткани Вышивание по ткани разными стежками | Творческая работа |
|
Шитьё по выкройкам Шитьё одежды для куклы по выкройкам | Конкурс |
|
Конструирование забавных фигурок из модуля по своему замыслу | Игры с речевым сопровождением. |
|
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Цветная, белая, упаковочная бумага | Практическая работа |
|
Объёмное конструирование из деталей оригами | Практическая работа |
|
Объёмные изделия из треугольных модулей. Украшение из цветной бумаги объёмных изделий из треугольных модулей | Практическая работа |
|
Моделирование из помпонов Шерсть, картон, проволока Моделирование изделия из помпонов шерстяных ниток | Практическая работа |
4 класс
Форма организации | Вид деятельности |
|
Творческая мастерская | Введение. Вводное занятие Введение в образовательную программу. Правила поведения на занятиях. | Беседа Инструктаж по технике безопасности. |
Произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Изображение пейзажной композиции по летним впечатлениям. | Беседа Творческая работа |
|
Деревья разнообразных пород в природе родного края. Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень). | Коллективный рисунок |
|
Мой край родной. Моя земля. Главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов живописи и графики XIX-XX вв. (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Выполнение композиции пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. | Творческая работа |
|
Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи Приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Выполнение росписи цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами» | Коллективный рисунок |
|
Графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Выполнение по памяти или по представлению изображения неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. | Практическая работа |
|
Символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Цветовые оттенки ткани для изображения зимнего неба, снега для передачи состояние зимней природы . | Практическая работа |
|
Выполнение аппликации из синтепона со сдвижкой | Практическая работа |
|
Вязание крючком. Верёвочка Вязание верёвочки крючком | Практическая работа |
|
Шитьё мягкой игрушки «Рыбка» Шитьё мягкой игрушки - рыбки | Выставка |
|
Аппликация с раздвижкой. Портрет Выполнение аппликации с раздвижкой из журнальной бумаги | Проект |
|
Лепка крокодила из пластилина на проволочном каркасе | Выставка |
|
Изготовление резной вазочки из пластилина | Практическая работа |
|
Изготовление тарелочки папье-маше на пластилиновой форме. | Выставка |
|
Выполнить объёмные изделия в технике многослойного торцевания. | Практическая работа |
|
Выполнение объёмного моделирования из бумаги (изделие по-выбору) | Творческая работа |
|
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочной основе. Змея . Моделирование змея из гофрированной бумаги на проволочной основе | Практическая работа |
|
Моделирование из фольги. Открытка. Моделирование из фольги открытки ко Дню Победы | Практическая работа |
|
Веерное гофрирование Изготовление опахало (веер) | Практическая работа |
|
Аппликация из рельефной бумаги. «В лесу» Выполнение аппликации «В лесу» из рельефной бумаги | Сочинение рассказа |
|
Изготовление «Забавные фигурки. Модульное оригами». | Игры с речевым сопровождением. |
|
Конструирование цветов. Цветок для мамы . Конструирование цветов в подарок для мамы. | Практическая работа |
|
Конструирование птиц сложной формы | Практическая работа |
|
Изготовление многоэтажного дома соединяя модули разного размера в одном изделии | Проект |
|
Изготовление изделия в технике «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками | Практическая работа |
|
Изготовление коллажа из различных материалов | Практическая работа |
|
Изготовление ёлочной игрушки из гофрированной бумаги | Практическая работа |
|
Новогодний коллаж Выполнение Новогоднего коллажа из гофрированной бумаги и цветной | Практическая работа |
|
Выполнение Новогодний коллаж из гофрированной бумаги | Практическая работа |
|
Конструирование забавной птички с подвижными деталями по своему замыслу (используя региональный компонент) | Спектакль |
|
Конструирование игрушки (пингвин) с подвижными деталями | Игры с речевым сопровождением. |
|
Конструирование транспортных средств. Конструирование транспортного средства, используя красочные коробочки | Проект |
|
Конструирование архитектурного сооружения, используя различную упаковку и красочные коробочки | Проект |
|
Выполнение изделия с деталями круглой формы. | Практическая работа |
3. Тематическое планирование
1 класс
№ П/п | Наименование раздела, темы | Количество Часов |
Раздел 1. Введение (1 ч) |
||
Вводное занятие | ||
Раздел 2. Волшебная страна цвета (4 ч) |
||
Волшебная страна цвета | ||
В гостях у весёлой кисточки | ||
Монотипия. Чудесные превращения. | ||
Пейзаж. Осенний этюд. | ||
Отрывная техника. Аппликация. | ||
Изготовление куклы из ниток | ||
Декоративный натюрморт | ||
Лепка из теста и пластилина. Жираф | ||
Лепка из теста и пластилина. Черепаха | ||
Лепка из теста и пластилина. Змея | ||
Лепка из теста и пластилина. Плоская картина «Кораблик» | ||
Изготовление объёмной открытки | ||
Изготовление открытки с добавлением различных материалов | ||
Открытка-рисунок. | ||
Весёлые оригами. Базовые формы | ||
Оригами. Игрушка - стаканчик | ||
Оригами. Зайчик. | ||
Цветы для мамы. Материалы и инструменты. Тюльпаны. | ||
Цветок для мамы. Ромашка. | ||
Цветок для мамы. Букет | ||
Раздел 5. Дизайн (6 ч) |
||
Мобили из картона. | ||
Мастерская Деда Мороза. Снежинка. Ёлочная игрушка. | ||
Новогодний коллаж | ||
Раздел 6. Конструирование (4 ч) |
||
Забавные птички. | ||
Город башмачков | ||
Упаковка. Красочные коробочки | ||
Итого |
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество Часов |
Раздел 1. Введение (1 ч) |
||
Вводное занятие | ||
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета | ||
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи | ||
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы | ||
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция | ||
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция | ||
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч) |
||
Раскатывание и обрубовка пластилина | ||
Выпуклая аппликация из пластилина | ||
Торцевание на пластилине. | ||
Лепка из теста и пластилина. Инструменты. Приёмы. | ||
Аппликация из круглых салфеток. Салфетки для торта | ||
Мозаика из бисера и пайеток. | ||
Аппликация из пуговиц. Пуговицы, картон | ||
Рисование пластилином | ||
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч) |
||
Обрывная аппликация | ||
16 | Скручивание в жгут. Аппликации. | 1 |
17 | Скатывание в комок. Мозаика. | 1 |
18 | Моделирование из полос. | 1 |
19 | Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа | 1 |
20 | Мозаика из плоских деталей оригами. Работа из фантиков | 1 |
21 | Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа | 1 |
22 | Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости | 1 |
23 | Соединение различных техник в одной работе | 1 |
Раздел 5. Дизайн (6 ч) |
||
24 | Моделирование из картона. Рамочка | 1 |
25 | Аппликация из птичьих перьев | 1 |
26 | Аппликация из кружев | 1 |
27 | Мозаика из ватных комочков | 1 |
28 | Складывание гармошкой | 1 |
29 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки | 1 |
|
||
30 | Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу. | 1 |
31 | Объёмные цветы из модуля «Трилистник» | 1 |
32 | Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша» | Раздел 1. Введение (1 ч) |
1 | Вводное занятие | 1 |
Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч) |
||
2 | Волшебная страна цвета | 1 |
3 | Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки | 1 |
4 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет | 1 |
5 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст | 1 |
6 | Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии | 1 |
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч) |
||
7 | Аппликация из жатой ткани | 1 |
8 | Аппликация из распущенного трикотажа. «Море» | 1 |
9 | Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. | 1 |
10 | Сервировка стола при помощи бумажных салфеток | 1 |
11 | Подарок для мамы из разных материалов | 1 |
12 | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. Аппликация | 1 |
13 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | 1 |
14 | Лепка из теста и пластилина на каркасе. «Кораблик» | 1 |
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч) |
||
15 | Моделирование из конусов. Постройки. | 1 |
16 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Дергунчик-клоун | 1 |
17 | Рисование ватой по бархатной бумаге. Животное. | 1 |
18 | Симметричное вырезание. Бабочка. | 1 |
19 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Шарф | 1 |
20 | Моделирование из фольги. Звезда | 1 |
21 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Ромашка | 1 |
22 | Многослойное торцевание. Ёлочка | 1 |
23 | Объёмные украшения для костюма из бумаги. | 1 |
Раздел 5. Дизайн (6 ч) |
||
24 | Нитяная бахрома. Салфетка. | 1 |
25 | Приклеивание ниток по спирали. Круглый коврик | 1 |
26 | Аппликация из нитяных валиков. Снеговик | 1 |
27 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Медвежонок. | 1 |
28 | Вышивание по ткани | 1 |
29 | Шитьё по выкройкам. Одежда для куклы | 1 |
Раздел 6. Конструирование (5 ч) |
||
30 | «Забавные фигурки. Модульное оригами» | 1 |
31 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | 1 |
32 | Объёмное конструирование из деталей оригами | 1 |
33 | Объёмные изделия из треугольных модулей | 1 |
34 | Моделирование из помпонов | 1 |
Итого | 34 |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
|
Раздел 1. Введение (1 ч) |
|||
1 | Вводное занятие | 1 |
|
Раздел 2. Волшебная страна цвета (5 ч) |
|||
2 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 |
|
3 | Древо жизни - символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 |
|
4 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 |
|
5 | Цветущее дерево - символ жизни. | 1 |
|
6 | Вольный ветер - дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 |
|
Раздел 3. Калейдоскоп идей (8 ч) |
|||
7 | Аппликация из ткани. Зимние фантазии | 1 |
|
8 | Аппликация из синтепона со сдвижкой | 1 |
|
9 | Вязание крючком. Верёвочка | 1 |
|
10 | Шитьё мягкой игрушки «Рыбка» | 1 |
|
11 | Аппликация с раздвижкой Журнальная бумага | 1 |
|
12 | Лепка из пластилина на проволочном каркасе «Крокодил» | 1 |
|
13 | Резьба по пластилину. Вазочка. | 1 |
|
14 | Папье-маше на пластилиновой форме. Тарелочка | 1 |
|
Раздел 4. Чудесная бумага (9 ч) |
|||
15 | Объёмные изделия в технике многослойного торцевания. | 1 |
|
16 | Объёмное моделирование из бумаги | 1 |
|
17 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном основе | 1 |
|
18 | Моделирование из фольги | 1 |
|
19 | Веерное гофрирование | 1 |
|
20 | Аппликация из рельефной бумаги | 1 |
|
21 | «Забавные фигурки. Модульное оригами». | 1 |
|
22 | Конструирование цветов. Цветок для мамы. | 1 |
|
23 | Конструирование птиц сложной формы | 1 |
|
Раздел 5. Дизайн (6 ч) |
|||
24 | Соединение модулей разного размера в одном изделии. Многоэтажный дом | 1 |
|
25 | Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками | 1 |
|
26 | Коллаж из различных материалов | 1 |
|
27 | Мастерская Деда Мороза. Ёлочная игрушка. | 1 |
|
28 | Новогодний коллаж | 1 |
|
29 | Трубочки из гофрированной бумаги Новогодний коллаж | 1 |
|
Раздел 6. Конструирование (5 ч) |
|||
30 | Конструирование игрушки с подвижными деталями. Забавные птички. | 1 |
|
31 | Конструирование игрушки с подвижными деталями. Пингвин. | 1 |
|
32 | Конструирование транспортных средств. Красочные коробочки | 1 |
|
33 | Конструирование архитектурных сооружений Упаковка. Красочные коробочки | 1 |
|
34 | Изделия с деталями круглой формы. Свободный выбор изделия. | 1 |
|
Итого | 34 |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательное учреждение
Принято на педагогическом совете №_____ Утверждаю_________________
От «___»_____________ Директор МКОУ Зюзинской СОШ
Л.В.Монастырева
Программа внеурочной деятельности
обучающихся начальной школы
в соответствии с ФГОС
на 2015-2016 учебный год
2015 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
Условия реализации программы
8.1. Кадровое обеспечение
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;
Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;
Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный опыт.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подрастающего поколения.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность таким образом, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся не только педагогами школы, привлечены сотрудники дополнительных центров: сотрудники цента ДОД, сотрудники СДК «Аккорд», общественные деятели со стороны родителей.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Цель и задачи внеурочной деятельности:
Цель внеурочной деятельности : разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации детей, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной от города школы;
Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;
Формировать навыки позитивного общения;
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Направления реализации программы.
Программа организации внеурочной деятельности работает в соответствии со следующими направлениями:
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Общеинтеллектуальное;
Общекультурное;
Социальное.
Формы работы по направлениям.
Спортивно-оздоровительное
Работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, теннису, ОФП;
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
Проведение бесед по охране здоровья;
Проведение на уроках игровых моментов, физ.минуток;
Участие в районных и городских соревнованиях;
Введение факультатива «Разговор о правильном питании».
Духовно-нравственное
Организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида и культуры поведения;
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
Оформление уголков о боевой и трудовой славе россиян;
Конкурсы и фестивали патриотической песни;
Посещение школьного музея боевой славы.
Общеинтеллектуальное
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры;
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Общекультурное
Участие в общественной жизни класса и школы;
Участие в различных театральных постановках;
Выставки творческих экспозиций;
Выступление на сцене с различными номерами.
Социальное
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке;
Разведение комнатных цветов;
Общение вне школы в рамках кружков.
Распределение рабочего времени по каждому направлению:
Спортивно-оздоровительное-2 часа в неделю
Духовно-нравственное-2 часа в неделю
Общеинтеллектуальное - 5 часов в неделю
Общекультурное- 9 часов в неделю
Социальное- 3 часа в неделю.
Всего 21 час в неделю внеурочной занятости детей в кружках и секциях.
Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.
Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:
Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
Развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;
Совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.
Учащиеся школы
Администрация школы
Учителя предметники
Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей
Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы
Родители
Классный руководитель
Взаимодействие
В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.
В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Конкретное планирование деятельности;
Кадровое обеспечение программы;
Методическое обеспечение программы;
Материально- техническое обеспечение.
8.1. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Педагоги школы, реализующие программу;
Библиотекарь;
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Педагоги дополнительного образования.
8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподователями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесска | Семинары с психологом, социальным педагогом и медицинским работником (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений. Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проведение семинаров по реализуемым программам. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков. |
Активизировать вовлечение работников культуры в систему общешкольных мероприятий. | Организация и проведение общешкольных мероприятий. |
8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся | Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. |
Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся. | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы, интернет ресурсов. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся мет.литературы |
8.4. Материально-техническое обеспечение:
Компьютеры;
Телевизор;
Проекторы;
Музыкальный центр;
Музыкальная профессиональная установка;
Спортивный инвентарь;
Спортивный зал;
Актовый зал;
Библиотека;
Музей «Боевой славы»;
Музей «Русская изба».
8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:
Зам.директора по ВР;
Классные руководители;
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учитель ОБЖ;
Учитель физической культуры;
Библиотекарь;
Руководитель музея;
Учителя-предметники.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
Укрепление здоровья обучающихся;
Развитие творческой активности каждого ребенка;
Укрепление связей между школой и семьей ребенка.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Предполагаемыми результатами работы школы и семьи являются:
Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
Развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Направления успешной организации внеурочной деятельности между школой и родителями:
Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми;
Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;
Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки, и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
Рост социальной активности обучающихся;
Рост мотивации к активной познавательной деятельности;
Уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
Оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
Анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;
Анкетирование школьников и их родителей(законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;
Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
Результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Готовность к производительному труду;
Готовность к дальнейшему образованию;
Сформированность мировоззрения;
Сформированность общей культуры;
Сохранение здоровья;
Сформированность потребностей и умений творческой деятельности.