Научные знания и технологии ацтеков. Достижения ацтеков – достояние человечества


Образ жизни ацтеков

Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет “плавучих садов” чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана -Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно - от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса - наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием “калпулли” - своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием “куикакалли” (“дом песни”), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах - так сказать, на своем поле битвы, - сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями - одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.


Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая - от ягуаров, вторая - от ураганов, третья - от всемирного пожара, четвертая - от потопа. Современная ацтекам эпоха “Пятого Солнца” должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца (“кролик”, “дождь” и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде “Два Олень” или “Десять Орел”) получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Литература:
Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949
Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961
Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962
Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985
История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985
Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991


Несмотря на усилия историков, археологов и прочих специалистов, изучающих события прошедших лет, древность все равно частично остается покрыта загадками. А современные открытия и найденные артефакты, приоткрывая завесу тайн, вызывают удивление и восхищение. Весьма интересны цивилизации Инков, Ацтеков и Майя, так как их быт и технологии являлись передовыми, и даже на сегодняшний день многие моменты остаются нам не ясны.

Предки этой цивилизации пришли с севера на место поселения еще 10 тысяч лет назад, после окончания ледникового периода, но культура этих индейцев, какой ее привыкли считать, стала формироваться в 2000 г. до н.э., то есть примерно через 6 тысяч лет, после освоения местности.

У них была своя структура правления, при которой власть дана лишь "потомкам богов". Но и у остальных людей была масса важных занятий. Земледелие, например.

В этой сфере майянцы развили неплохую технологию: в зонах, подтопленных болотами, делались насыпи из земли, а туда где почва сухая, проводили колоссальные каналы от моря и рек. К слову, данные водяные коммуникации, активно использовались в качестве транспорта, индейцы выдалбливали лодки из бревен. На своих землях они одними из первых культивировали кукурузу, бобовые, какао. А так же пасленовые: табак, картофель и томаты, возделывание которых впоследствии перенял весь мир.


До начала колонизации, в Южной и Северной Америке лишь Майя придумали письменность. Она представляла собой набор иероглифов и "иконок" - стилизованных изображений того, что они должны олицетворять. Еще среди их достижений имеет место простая математика: использовались лишь сложение и вычитание, но майянистской системе счета существовало понятие нуля, в отличие от современников Майя из Старого света.

Была и медицина, в специальных книгах найдены описания около двусхта заболеваний, а для их лечения выращивали лекарственные растения.

Люди собирали нефрит и ракушки, из которых затем ремесленники изготавливали фигурки и предметы быта, с помощью инструментов: пил, сверл и абразивной пыли в качестве полироли. Немало удивила исследователей синяя краска, которую нашли в древних городах. До сих пор не ясен ее рецепт. Она не выцветает, не боится высокой температуры, и даже не разрушается кислотами.

Индейцы жили в достатке, по причине трудолюбия и развитой торговли. В обороте находились различные вещи и продукты: от ракушек до инструментов, в качестве валюты приморские города использовали соль, а жители удаленных от моря поселений, рассчитывались зернами дерева какао, впрочем, котировался и просто обмен.


Очень волновала майянцев астрономия, в которой они достигли определенных успехов. Составили несколько календарей, с ничтожными погрешностями даже по современным меркам. Ради этой деятельности они отстроили несколько обсерваторий, окна в них точно соответствовали траекториям наблюдаемых объектов. Все их наблюдения строго документировались в сакральных книгах.


Все государство Майя состояло из 200 городов, из которых около 10% - мегаполисы, численностью 50 тыс. жителей. И большинство городов радовали глаз шедеврами архитектуры. Множество построек стоит на пирамидообразных основаниях, и тем выше пирамида, чем объект важнее. Облицовка домов сделана известняком, а кое-где витиеватые узоры и лепнины. В зданиях общего назначения видны колонны и украшение мозаикой. Эта роскошная инфраструктура включала в себя даже площадку для игры в мяч. Эта игра называется .

В 1441 году история расцвета майянцев стала подходить к финалу. Всему виной изменение климата, приведшего к сильной засухе. Засуха, в свою очередь, лишила народ пищевых продуктов - самого необходимого ресурса. На фоне всеобщих негативных настроений пошел распад сложившегося уклада и некогда огромное сплоченное общество разделилось на мелкие племена. Последней соломинкой стали конкистадоры. В начале 16 века колонисты пришли на эти земли, и к его середине "добили" культуру и цивилизацию, а кто успел защититься и бежать, погибал от вирусов и болезней, привезенных из-за океана.


Эта цивилизация наиболее молодая, так как стала формироваться лишь к 12 веку. Что, между прочим, не воспрепятствовало ей стать самой многочисленной (6-12 млн. человек) в доколумбовой Америке, и завоевать немалые площади. Место основания империи способствовало ее развитию. Плодородная земля и особенности климата давали постоянный богатый урожай, поэтому можно было уделять меньше внимания земледелию и сконцентрироваться на войне.

Но покорение других народов начиналось не с насилия, к иноземцам несколько раз приходили послы, мирно предлагали присоединиться, преподносили гостинцы и дары. И только после этого в случае отказа принимались за военные действия. На вооружении у Инков имелись луки, топоры, камни. А так же психологическое воздействие. При наступлении солдаты громко кричали, играли на духовых музыкальных инструментах и барабанах. Это очень сильно деморализовывало противника, разгромить которого становилось гораздо проще.

К завоеванным племенам относились лояльно, не вмешивались в их традиции и обычаи. От них требовали лишь признание императора, уважение к инкской религии и уплаты налога. Попытки восстания подданных пресекались на корню. Во избежание рецидива, половина восставших расселялась по разным городам, а к другой половине подселялись более верные граждане.

Армия Инков не зря считается столь могущественной. С 10 лет мальчики ходили на "учения". Опытные командиры готовили детей к рукопашным схваткам, обращению с оружием, давали знания по тактике.

В основной массе своей, народ занимался войной и земледелием - выращивали подсолнух, ананас, перец. Но так же было множество специалистов и в других областях. Это одни из немногих индейцев, кто умел выплавлять металл. И много месторождений золота и серебра, открытые ими разрабатывают и сейчас. Золота было настолько много, что из этого металла делали облицовку некоторых построек.

Одним из значимых достижений Инков считается их колоссальная сеть дорог по всему государству. Большинство путей просто протаптывалось, но влажную землю, чтоб она не раскисала, заливали смесью из камней и глины. А если маршрут пролегал через болото, то на этом месте строилась дамба из булыжников. В местах, где дорогу пересекал обрыв или река, строили мосты на сваях или навесные. А вдоль дорог организовывали склады и каждые 3 км. почтовые сооружения, в каждом из которых находился гонец. Сама посылка передавалась от одного к другому, по принципу эстафеты, что позволяло посылке преодолеть до 400 км. за сутки.

Хоть Инки не обладали письменностью, зато имели уникальную систему учета под названием "кипу". Записи велись на полуметровой веревочке. Цвет веревки означал провизию, людей и прочее. Для обозначения единицы, десятка, сотни, вязался узел с одной петлей. Чтоб показать двойку, двадцать, двести, завязывали узел с двумя петлями, и так далее по аналогии. Причем система эта работала без ошибок, и во многом благодаря ей, в государстве не было денег, существовал обмен, а различные продукты строго распределялись между людьми правительством.

Все было организовано настолько хорошо, что не было бедных и богатых, в достатке жили все, даже недееспособные, их поддерживали за счет налогов. Практически не было преступности, ведь за это чаще всего казнили.

Главным животным для империи являлась лама. Она была транспортом, источником мяса, удобрений и шерсти.

Поразительно, но уже тогда инкские лекари пользовались пенициллином. Они его не открыли и не знали что это, но работали с плесенью в которой он содержится.

Жизнь этой империи закончилась почти одновременно с Майя. Так же пришли колонизаторы, но к ним еще присоединились предатели, и испанцы довольно легко разрушили цивилизацию.


Они стали появляться параллельно с Инками, в 1256 г. к пику расцвета население было около 10 млн. В связи с тем, что раса относительно молодая, они немало знаний и достижений переняли от более древних соседей, и умели эффективно ими воспользоваться.

Но с письменностью тоже было печально, из-за конкисты не успели ее развить, вместо этого пользовались рисунками.

Но это не помешало строить жизнь в роскоши. Считается что красивее остальных жили именно Ацтеки. Было даже что-то вроде ландшафтного дизайна: красивая высадка деревьев и кустов вокруг домов, клетки с птицами, и каменные аквариумы.


А городская инфраструктура включала в себя рестораны, отели, парикмахерские, аптеки, театры, стадионы для тлачтли, при которых имелись "букмекеры". Строили даже учебные заведения, где обучали ремеслу, военной подготовке, истории, торговле и религии.

Социальные прослойки тоже отличались разнообразием: знать, воины, торговцы, обычные горожане, рабы и самая низшая каста - военнопленные.

В основном эта империя существовала за счет дани с захваченных городов. Но как это не парадоксально, дела у захваченных территорий становились лучше. И лишь один народ они не смогли захватить - Пурепеча. Но все равно контактировали и торговали с ними.


Ацтекские достижения включают в себя: добычу металлов и угля; постройка акведуков - каменные желоба для подачи воды; обучали лекарей и культивировали лекарственные растения, многие неизвестны даже в наше время.

Рацион составляли такие продукты как индейка, креветки, кукуруза, помидоры, ваниль и многое другое.

Технологичным был процесс выращивания растений: в озере вбивали сваи на которых находилась платформа с землей. Данный способ давал до 7 урожаев за год. Так высаживали перечисленные выше пищевые культуры, а так же хлопок.

С приходом Испанцев, так же как и всем прочим коренным народам, Ацтекам быстро пришел конец. Покорению помогло то, что их приняли за богов и никак им не препятствовали.


Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.

На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.

Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.

Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.

1. Плавающие сады.

Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.

Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).

2. Всеобщее образование.

У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.

В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.

Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.

3. Спортивные игры.

Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.

В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.

Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.

«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».

4. Народная медицина.

Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.

Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.

В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.

Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.

Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.

5. Кошениль.

До испанского завоевания ацтеков европейцы получали красный оттенок с помощью растительного экстракта под названием «безумный красный». Он был бледнее, чем тот, что делали ацтеки. Их секретный ингредиент — крошечный жук «кошениль», который обитает на кактусах «опунция». Четверть тела жука состоит из карминовой кислоты. Чтобы получить 450 г экстракта, требуется 70000 насекомых. Испанцы более 300 лет вывозили кошениль в Европу, пока в конце 19 века не был изобретен синтетический заменитель. Сейчас кошениль используют в производстве некоторых продуктов питания.

Умелое ведение сельского хозяйства, спортивные игры, медицина, система воспитания и даже «боевая раскраска» — все было направлено на то, чтобы всячески укрепить дух и тело воина. Некоторые достижения ацтеков оказались настолько полезными, что «перекочевали» в Европу и используются до сих пор.

Существовали два основных календаря: цолькин – «год Луны» – 260 дней и хааб – «год Солнца» – 365 дней. Ученый Л. Шульце – Йена высказал предположение, что продолжительность цолькина определялась периодом беременности и рождения человека. Третьим элементом системы календаря был «календарный круг», состоящий из 18980 дней, а четвертым – длинный счет «катунам» по 20 лет от исходной даты 3113 г. до н. э. Окончание каждого цикла отмечалось грандиозными праздниками. Месяцы в календаре состояли из 20 дней, в году было 18 месяцев и 5 дней без названия. Начало года приходилось на 23 декабря, а каждый четвертый год считался несчастливым или високосным, поскольку в нем был «лишний» месяц.

Священными цифрами в календаре и науке майя были 13, 20 и др. Существовала двадцатеричная система вычислений с использованием понятия нуля. При записи цифры обозначались точками и черточками. Для вычислений применялись счетные доски. Особые знаки фиксировали цифры в десятки и сотни миллионов. Зачем им понадобились столь сложные расчеты – еще одна загадка культуры. Известно более 400 видов лекарств, применяемых майя, многие из которых используют в современной медицине. Изучение анатомии позволило широко применять хирургические операции, лечить опухоли. Борьба

с язычеством индейцев, которая способствовала уничтожению их книг, привела

к забвению многих достижений науки. Они возрождаются и переосмысливаются уже в наше время.

5.3. Культура ацтеков

Ацтеки (или теночки) на территорию современной Мексики пришли вместе с другими воинствующими племенами. От кочевого образа жизни они перешли к оседлому, обосновавшись в долине Мехико в ХIII в., и стали властителями, создав в 1427 г. союз городов – государств «Тройственную лигу». Это была рабовладельческая империя, а название «ацтеки» распространилось на

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

всех носителей культуры их государства. Однако развитие их цивилизации было прервано в период конкисты. В 1519 г. испанец Э. Кортес возглавил военную экспедицию в район проживания ацтеков и был принят подобно богу. Эта миссия закончилась разорением их империи. В 1521г. испанцы казнили последнего правителя страны, разграбили столицу и другие города. Из снятых с индейских построек каменных блоков был возведен новый европейского типа город Мехико.

Пораженные новым миром, представшим перед ними, испанцы сохранили сведения о нем в исторических работах, этнографических описаниях, таких как «Подлинная история завоевания Новой Испании» (12 книг) монаха Б. де Саахуна. Это были сведения повседневной жизни индейцев, культов и обрядов, описавшие их с точки зрения христианина европейской цивилизации.

Языческая мифология ацтеков представляла весь мир как борьбу двух противоположных начал: свет – мрак, жара – холод и т.п. Из двух частей бога – чудовища Тлальтекутли появилась Вселенная, где правили многочисленные божества. Пантеон ацтеков состоял из различных групп богов: стихий и дождя; солнца, ночного неба и творца мира; астральных богов, а также божества священного напитка октли; смерти и преисподней, а завершает эту систему пятая группа богов – творцов.

Главным в пантеоне был бог Солнца Уицилопочтли. Самих ацтеков называли «детьми Солнца», которому приносили на алтарь человеческие сердца. Божество огня Уэуэтеотль требовало сожжения жертв, богу плодородия Тлалоку даровали жизни детей, а богине Земли жертвовали женщин. Миллионы людей были принесены на алтарь ацтекских богов. Индейцы постоянно воевали во благо своих богов, которым нужна была кровь людей – «божественная влага». Эта пища поддерживала божественную жизнь.

Мифология, как и вся культура ацтеков, формировалась под влиянием тольтеков. Таким стал их общий бог Кетцалькоатль или «Пернатый Змей». Он

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

был героем, владыкой, жрецом и богом. Необычный, согласно легендам, образ этого светлокожего бога и стал причиной особого отношения ацтеков к испанцу Эрнану Кортесу.

Центральной частью ацтекских городов были комплексы пирамид. Их храмы, более низкие, чем у майя, стоят на массивных пирамидах. На земле ацтеков когда-то возвышался храм в г. Чолуле, пирамида которого была больше знаменитой египетской пирамиды Хеопса. Священные военные ритуалы проходили в уникальном храме Малиналько, вырубленном в скале в течение 14 лет. Известно, что ацтеки достраивали свои храмы в соответствии с 52летними циклами, носившими мистическое значение.

Самые значительные храмовые постройки были в столице ацтеков – г. Теночтитлане. Главный храм города имел высоту 46 м, а на его вершине возвышались два святилища – бога Солнца и Дождя. Существуют легенды о возникновении главного города ацтеков. Они повествуют о странствиях этого народа и пророчествах верховного жреца, о знаке, ставшим символом основания столицы. Это был орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею. Этот знак привел ацтеков в долину с сетью озер, площадь которой была 6500 кв. км. На острове озера Тескоко и был в 1325 г. построен удивительный город с четырьмя кварталами, искусственными островками и дамбами. Впоследствии ему дали название «американская Венеция». Одноэтажный и возведенный из дерева дворец правителей империи насчитывал 300 комнат и отличался комфортом и роскошью. В одном из таких тайных помещений солдаты Э. Кортеса обнаружили сокровищницу империи.

В 1972–1982 гг. проводились археологические раскопки в столице Мексики, что позволило обнаружить и изучить более 7000 предметов материальной культуры ацтеков. Подобные исследования проводили к сенсационным находкам, таким, как «Камень Солнца» диаметром 3,5 м. и весом

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

24 т., обнаруженный в 1790 г. На этом, некогда цветном диске, фиксировались астрономические и астрологические представления ацтеков.

Культовый календарь индейцев во многом повторяет календарь майя. Его основу составлял 52-летний цикл, завершавшийся праздником «Нового огня». Число дней в году делилось на четыре периода в соответствии со сторонами света. Особое понимание в календарных циклах времени и пространства оказало влияние на мировоззрение ацтеков. Четыре царства было в мире живых и в обители мертвых. Воины, купцы, жертвы богам отправлялись в восточный мир, умершие при родах – в западное царство. Северная земля называлась Миктлан – здесь души умерших четыре года странствовали по девяти «кругам ада».

С поклонением богам связаны у ацтеков особые фестивали, «цветочные войны», похожие на современные военные учения, а также культовая игра в мяч. Войну ацтеки считали одним из видов служения богам, а пленные, приведенные с полей сражений, были обречены стать жертвой ацтекским богам.

На периоды или эры разделили ацтеки и историю человечества: первая – царство ягуаров, которые истребили гигантов; вторая – эра ветра, завершилась ураганами, период огня закончился всемирным пожаром. Эру воды уничтожил потоп, а последняя, современная нам эра, исчезнет в результате гигантского землетрясения.

Подобные представления индейцев были неразрывно связаны с их религией, служившей в обществе основой образования и воспитания. В школах при храмах суще6ствовало совместное обучение девочек и мальчиков. Детям аристократии жрецы преподавали историю, военное дело, астрономию, основы государства и управления, грамматику и различные системы письма.

Пиктографическое письмо ацтеков основано на фонетических, иероглифических символах и значках для передачи звучания слов. Большое значение имел цвет рисунка, который нес смысловую нагрузку. При записи

Введение. 3

1. История культуры ацтеков. 6

2. Шедевры искусства ацтеков. 9

2.1 Пирамиды Майя. 9

2.2 Ацтекские изделия из перьев. 9

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.

Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.

Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.

Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).

Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.

Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.

Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.

Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.

Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.

"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".

Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.

Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.

Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.

Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.

В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

2. Шедевры искусства ацтеков

2.1 Пирамиды Майя

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

2.2 Ацтекские изделия из перьев

К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня - порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.

Церемониальный нож, искусство чиму,ок. 1000-1400 гг., золото и серебро, инкрустация бирюзой. Музей золота Перу, Лима.

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков

Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препятствия и горы Перу. Ремесленное искусство тоже достигло высокого уровня техники, например в работах из золота, серебра или бронзы. Гончары делали филигранные изделия, в основном геометрических форм.

Многочисленные золотые предметы инков, главным образом драгоценности и принадлежности религиозного культа, возбудили алчность испанцев, захвативших Перу около 1530 г. Украшенные камнями (здесь бирюзой), они иногда создавались с помощью техники литья и представляли собой весьма увесистые цельнометаллические предметы. Они изготовлялись также техникой ковки "дутого золота" и тогда были полыми и легкими.

Статуя бога Кетцалькоатля,искусство ацтеков, начало XVI века, красный порфир, 44 см (высота), Музей человека, Париж.

Ацтеки переняли у тольтеков не только технику и художественную форму, но и богов. Так Кетцалькоатль, бог растительности и возвращения весны, стал у ацтеков богом жрецов, религиозной мысли и искусства.

Бубенец в виде воина-орла.Ацтеки. Происхождение неизвестно.

Подвеска-бубенец выполнена в виде получеловека - полуорла. Полое тулово подвески имеет грушевидную форму, внутри которой находится медная бусина. При малейшем движении бусина, ударяясь о стенки, звенит. Именно поэтому подобные подвески и получили название бубенцов. Две половинки орлиного клюва образуют своего рода шлем, из которого смотрит суровое лицо с хорошо моделированными, несмотря на миниатюрность, чертами. В ушах - большие круглые вставки, на верхушке шлема изображен убор из перьев. На груди воина мастер поместил овальную пектораль. В жизни такие украшения носили на веревке: её завязанные узлом концы изображены на обратной стороне фигуры. Руки воина покрыты перьями, в одной из них он держит скипетр, в другой - три дротика и небольшой круглый щит. Скипетр и щит также украшены перьями. В нижней части фигуры видны когтистые орлиные лапы. Вся композиция заключена в прямоугольную рамку, составленную волнистыми линиями. Две массивные петли на затылке указывают на то, что бубенец носили на цепи или на веревке. Многие детали этой подвески производят впечатление золотых проволочек, припаянных на поверхность изделия, однако в действительности бубенец отлит целиком в обычной для Мексики технике утраченного воска. Иногда из-за обманчивого сходства таких деталей с отдельно изготовленными проволочками их называют "ложной филигранью". Идея подобных украшений, по всей видимости, была заимствована ацтеками у миштеков, знаменитых своими златокузнецами. Известны миштекские подвески, напоминающие эрмитажный бубенец. Попав под власть ацтеков, миштекские мастера продолжали работать, создавая шедевры для новых властителей.

В искусстве ацтеков нередко встречались изображения воинов в наряде орла или ягуара, реже змеи. Среди наиболее выдающихся памятников - терракотовые фигуры воинов-орлов размером в человеческий рост из Главного храма в Мехико. В произведениях хронистов упоминаются некие объединения воинов-орлов, куда входили представители аристократических ацтекских семей. Возможно, именно они и носили на груди подобные золотые бубенцы. Сегодня известна только одна такая подвеска. Уникальность эрмитажного памятника еще и в том, что до нас дошло лишь небольшое количество золотых вещей Мексики: обрабатывать металлы в этом регионе научились незадолго до прихода конкистадоров, а главное, множество изделий из золота было отправлено испанцами в переплавку.

Заключение

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Список литературы

1. Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949

2. История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985

3. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962

4. Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991

5. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961

6. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985