На языках алтайской семьи говорят. Народы алтайской языковой семьи
В мире существует большое количество языковых семей и разнообразнейших языков. Последних существует более чем 6000 на планете. Большинство из них относятся к наибольшим в мире языковым семьям, которые выделяются по лексическому и грамматическому составу, родству происхождения и по общности географического положения их носителей. Однако следует отметить, что общность проживания не всегда является неотъемлемым фактором.
В свою очередь, языковые семьи мира делятся на группы. Они выделяются по схожему принципу. Существуют также и языки, не относящиеся ни к одной из выделенных семей, а также так называемые изолированные языки. Также учеными принято выделять макросемьи, т.е. группы языковых семей.
Индоевропейская семья
Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Выделять ее начали еще в древние времена. Однако относительно недавно начали вестись работы по изучению протоиндоевропейского языка.
Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков, носители которых проживают на обширных территориях Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными языками ее являются английский и немецкий. Также многочисленной группой является романская, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской семье относятся и восточноевропейские народы, говорящие на языках славянской группы. Это белорусский, украинский, русский и др.
Данная языковая семья не является самой большой по количеству входящих в нее языков. Однако на этих языках говорит почти половина населения Земли.
Афро-азиатская семья
Языки, представляющие афро-азиатскую языковую семью, используются более чем четвертью миллиона человек. В нее входит и арабский, и египетский, и иврит, и многие другие, в том числе и вымершие языки.
Данную семью принято делить на пять (шесть) ветвей. Сюда относится семитская ветвь, египетская, чадская, кушитская, берберо-ливийская и омотская. В общем, в афро-азиатскую семью входит более 300 языков африканского континента и части Азии.
Однако данная семья не является единственной на континенте. В большом количестве, особенно к югу, в Африке существуют и другие, не связанные с ней языки. Выделяют их не менее 500. Практически все они не были представлены в письменном виде до XX в. и применялись только в устной форме. Некоторые из них по сей день являются исключительно устными.
Нило-Сахарская семья
Языковые семьи Африки также включают в себя и нило-сахарскую семью. Представлены нило-сахарские языки шестью языковыми семьями. Одна из них - сонгай-зарма. Языки и диалекты другой - сахарской семьи - распространены в Центральном Судане. Также существует семья мамба, носители которой населяют Чад. Другая семья - фур - также распространена в Судане.
Наиболее сложной является шари-нильская языковая семья. Она, в свою очередь, делится на четыре ветви, которые состоят из языковых групп. Последняя семья - кома - распространена на территории Эфиопии и Судана.
Языковые семьи, представленные нило-сахарской макросемьей, имеют значительные различия между собой. Соответственно, они представляют большую сложность для исследователей-лингвистов. На языки данной макросемьи большое влияние оказала афро-азиатская макросемья.
Китайско-тибетская семья
Китайско-тибетская языковая семья насчитывает более миллиона носителей относящихся к ней языков. В первую очередь это стало возможным благодаря большой численности китайского населения, говорящего на входящем в одну из ветвей данной языковой семьи китайском языке. Помимо него в эту ветвь входит дунганский язык. Именно они и образуют в китайско-тибетской семье отдельную ветвь (китайскую).
К другой ветви относятся более трехсот языков, которые выделяют как тибето-бирманскую ветвь. Носители ее языков составляют примерно 60 миллионов человек.
В отличие от китайского, бирманского и тибетского, большинство языков китайско-тибетской семьи не имеют письменной традиции и передаются из поколения в поколение исключительно в устной форме. Несмотря на то что данная семья глубоко и долго изучалась, она все же остается недостаточно исследованной и скрывает множество пока еще не раскрытых тайн.
Северо- и южноамериканские языки
В настоящее время, как известно, подавляющее большинство северо- и южноамериканских языков относится к индоевропейской либо романской семьям. Заселяя Новый свет, европейские колонисты принесли с собой и собственные языки. Однако наречия коренного населения американского континента не исчезли вовсе. Многие монахи и миссионеры, прибывшие из Европы в Америку, записывали и систематизировали языки и диалекты местного населения.
Так, языки североамериканского континента севернее нынешней Мексики были представлены в виде 25 языковых семей. В дальнейшем некоторыми специалистами было пересмотрено данное разделение. К сожалению, Южная Америка не была изучена настолько же хорошо в языковом плане.
Языковые семьи России
Все народы России говорят на языках, относящихся к 14 языковым семьям. Всего же в России насчитывается 150 различных языков и диалектов. Основу языкового богатства страны составляют четыре основные языковые семьи: индоевропейская, северокавказская, алтайская, уральская. При этом большая часть населения страны говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Эта часть составляет 87 процентов от всего населения России. Причем славянская группа занимает 85 процентов. К ней относятся белорусский, украинский и русский, составляющие восточнославянскую группу. Данные языки очень близки друг к другу. Их носители практически без труда могут понимать друг друга. Особенно это касается белорусского и русского языков.
Алтайская языковая семья
Алтайская языковая семья состоит из тюркской, тунгусо-манчжурской и монгольской языковых групп. Разница в количестве представителей их носителей в стране велика. К примеру, монгольский представлен в России исключительно бурятами и калмыками. А вот к тюркской группе причислено несколько десятков языков. В их числе хакасский, чувашский, ногайский, башкирский, азербайджанский, якутский и многие другие.
К группе же языков тунгусо-манчжурской относятся нанайский, удэгейский, эвенский и другие. Данная группа находится под угрозой исчезновения вследствие предпочтения их народов-носителей пользоваться с одной стороны русским, с другой - китайским. Несмотря на широкое и длительное изучение алтайской языковой семьи, специалистам крайне трудно определиться в воспроизведении алтайского праязыка. Это объясняется большим количеством заимствований его носителей из других языков вследствие тесного контакта с их представителями.
Уральская семья
Уральские языки представлены двумя большими семьями - финно-угорской и самодийской. К первой из них относятся карелы, марийцы, коми, удмурты, мордва и другие. На языках второй семьи говорят энцы, ненцы, селькупы, нганасаны. Носителями уральской макросемьи в большой степени являются венгры (более 50 процентов) и финны (20 процентов).
Название данной семьи происходит из названия Уральского хребта, где, как считается, происходило формирование уральского праязыка. Языки уральской семьи оказали некоторое влияние на соседние с ними славянские и балтийские. Всего же языков уральской семьи насчитывается более двадцати как на территории России, так и за ее пределами.
Северокавказская семья
Языки народов Северного Кавказа представляют собою огромную трудность для лингвистов с точки зрения их структурирования и изучения. Само по себе понятие северокавказской семьи довольно условно. Дело в том, что слишком мало изученными являются языки местного населения. Однако благодаря кропотливой и глубокой работе многих лингвистов, изучающих данную проблематику, стало понятно, насколько разобщенными и сложными являются многие из северокавказских наречий.
Трудности касаются не только собственно грамматики, структуры и правил языка, например, как в табасаранском языке - одном из самых сложных языков на планете, но и произношения, которое порой просто недоступно для людей, не владеющих данными языками.
Значительное препятствие для изучающих их специалистов представляет труднодоступность многих горных районов Кавказа. Однако данную языковую семью, несмотря на все противоречия, принято делить на две группы - нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую.
Представители первой группы населяют преимущественно районы Чечни, Дагестана и Ингушетии. К ним относятся аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши и др. Вторая же группа состоит из представителей родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов и др.
Другие языковые семьи
Языковые семьи народов России далеко не всегда являются обширными, объединяющими в одну семью многие языки. Многие из них очень малы, а некоторые даже являются изолированными. Такие народности в первую очередь проживают на территории Сибири и Дальнего Востока. Так, чукотско-камчатская семья объединяет чукчей, ительменов, коряков. Алеуты и эскимосы говорят на алеутско-эскимосском.
Большое количество народностей, разбросанных по громадной территории России, будучи крайне немногочисленными (несколько тысяч человек и даже меньше), обладают своими собственными языками, которые не входят ни в одну известную языковую семью. Как, например, нивхи, населяющие берега Амура и Сахалин, и кеты, расположившиеся у Енисея.
Однако проблема языкового вымирания в стране продолжает угрожать культурному и языковому разнообразию России. Под угрозой исчезновения оказываются не только отдельные языки, но и целые языковые семьи.
тюркские , монгольские , тунгусо-маньчжурские ; корейские (иногда включаются), японо-рюкюские (иногда включаются); айнский язык (редко включается)У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами . Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .
Внутренняя классификация
По наиболее распространённой точке зрения, алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами наиболее спорно).
Внешнее родство
В рамках одного из подходов современной макрокомпаративистики , алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Данная позиция, однако, была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной и её выводы не принимаются многими компаративистами , которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную . На первых порах алтайские и уральские языки считались родственными (урало-алтайская гипотеза). В настоящее время учёные отошли от этого представления, лишь некоторые из них (Д. Немет , М. Рясянен , Б. Коллиндер) допускают объяснение лексических параллелей в уральских и алтайских языках их родством .
Грамматическая характеристика праязыка и его развитие
Фонология
Примечания
- Кормушин И. В. Алтайские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
- Georg et al. 1999: 73-74
- Altaic languages (неопр.) . Британская энциклопедия .
- Interactive Maps The Altaic Family from The Tower of Babel
- Языки мира. Тюркские языки (1996). С.7
- Georg et al . 1999: 81
- 2006. «Methodological Observations on Some Recent Studies of the Early Ethnolinguistic History of Korea and Vicinity.» Altai Hakpo 2006, 16: 199-234.
- Alexander Vovin, 2005. «Koguryǒ and Paekche: Different Languages or Dialects of Old Korean?» Journal of Inner and East Asian Studies , 2005, Vol. 2-2: 108-140.
Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства.
Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения. Сейчас насчитывается более 7000 языков из более чем 100 языковых семей языков.
Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.
Семья языков | Число языков |
Всего носителей языка |
% от населения Земли |
---|---|---|---|
Индоевропейская | > 400 языков | 2 500 000 000 | 45,72 |
Сино-тибетская | ~ 300 языков | 1 200 000 000 | 21,95 |
Алтайская | 60 | 380 000 000 | 6,95 |
Австронезийская | > 1000 языков | 300 000 000 | 5,48 |
Австроазиатская | 150 | 261 000 000 | 4,77 |
Афразийские | 253 000 000 | 4,63 | |
Дравидийская | 85 | 200 000 000 | 3,66 |
Японская (японо-рюкюсская) | 4 | 141 000 000 | 2,58 |
Корейская | 78 000 000 | 1,42 | |
Тай-кадайская | 63 000 000 | 1,15 | |
Уральская | 24 000 000 | 0,44 | |
Прочие | 28 100 000 | 0,5 |
Как видно из списка ~45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.
Языковые группы языков.
Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группы имеют много совпадений в корнях слов, в грамматическом строе и фонетике. Имеется и более мелкое деление групп на подгруппы.
Индоевропейская семья языков - самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли. Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад. Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.
Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.
Индоевропейская семья языков | |
---|---|
Языковые группы | Входящие языки |
Армянская | Армянский язык (восточноармянский, западноармянский язык) |
Балтийская | Латышский, Литовский |
Германская | Фризские языки (Западнофризский, Восточнофризский,Севернофризский языки), Английский язык , Шотландский (англо-шотландский) язык, Нидерландский язык, Нижненемецкий язык, Немецкий язык , Еврейский язык (идиш), Исландский язык, Фарерский язык, Датский язык, Норвежский язык (Ландсмол, Букмол, Нюнорск), Шведский язык (Шведское наречие в Финляндии, Сконское наречие), Гутнийский |
Греческая | Новогреческий язык, Цаконский язык, Итало-румейский язык |
Дардская | Глангали, Калаша, Кашмири, Кхо, Кохистани, Пашаи, Пхалура, Торвали, Шина, Шумашти |
Иллирийская | Албанский язык |
Индоарийская | Сингальский, Мальдивский, Хинди, Урду, Ассамский, Бенгальский, Бишнуприя-манипури, Ория язык, Бихарские языки, Панджаби, Лахнда, Гуджури, Догри |
Иранская | Осетинский язык, Ягнобский язык, Сакские языки, Язык пушту Памирские языки, Белуджский язык, Талышский язык, Бахтиярский язык, Курдский язык, Диалекты Прикаспия, Диалекты Центрального Ирана, Зазаки (язык заза, димли),Горани (гурани), Персидский язык (фарси), Хазарейский язык, Таджикский язык, Татский язык |
Кельтская | Ирландский язык (Ирландский гэльский), Гэльский язык (Шотландский гэльский), Мэнский язык, Валлийский, Бретонский, Корнский языки |
Нуристанская | Кати (камката-вири), Ашкун (ашкуну), Вайгали (калаша-ала),Трегами (гамбири), Прасун (васи-вари) |
Романская | Аромунский, Истрорумынский, Мегленорумынский, Румынский, Молдавский, Французский , Нормандский, Каталанский, Провансальский, Пьемонтский, Лигурский (современный), Ломбардский, Эмилиано-романьольский, Венетский, Истророманский, Итальянский , Корсиканский, Неаполитанский, Сицилийский, Сардинский, Арагонский, Испанский , Астурлеонский, Галисийский, Португальский , Мирандский, Ладино, Ретороманский, Фриульский, Ладинский |
Славянская | Болгарский язык, Македонский язык,Церковнославянский язык, Словенский язык,Сербско-хорватский язык (штокавский), Сербский язык (экавский и иекавский), Черногорский язык (иекавский), Боснийский язык, Хорватский язык (иекавский), Кайкавское наречие, Молизско-хорватский, Градищанско-хорватский, Кашубский, Польский, Силезский, Лужицкая подгруппа (Верхнелужицкий и Нижнелужицкий, Словацкий, Чешский, Русский язык , Украинский язык, Полесский микроязык, Русинский язык, Югославско-русинский язык, Белорусский язык |
Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков. Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.
Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.
Аудиокурс VoxBook поможет вам в изучении английского языка
Дополнительные материалы по языковым семьям.
Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.
Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья.
Сино-тибетская - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает более 350 языков, говорящих более 1200 млн. чел.
Китайско-тибетские языки делят на 2 группы, на китайскую и тибето-бирманскую.
● Китайскую группу образует китайский язык
и его многочисленные диалекты, число носителей языка более 1050 млн. человек. Распространен в Китае и за его пределами. и миньские языки
с числом носителей языка более 70 млн. человек.
● Тибето-бирманскую группа включает около 350 языков, с числом носителей около 60 млн. человек. Распространены в Мьянме (бывшая Бирма), Непале, Бутане, юго-западном Китае и северо-востоке Индии. Основные языки: бирманский (до 30 млн. говорящих), тибетский (более 5 млн.), каренские языки (более 3 млн.), манипури (более 1 млн.) и другие.
Алтайская (гипотетическая) языковая семья включает тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую языковые группы.
иногда включают Корейскую и Японо-рюкюскую языковые группы.
● Тюркская языковая группа - широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Число говорящих более 167,4 млн человек. Делятся на следующие подгруппы:
・ Булгарская подгруппа: чувашский (мертвые - булгарский, хазарский).
・ Огузская подгруппа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский (мертвые - огузский, печенежский).
・ Кыпчакская подгруппа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский. (мертвые - половецкий, печенежский, золотоордынский).
・ Карлукская подгруппа: узбекский, уйгурский.
・ Восточно-хуннская подгруппа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский. (мертвые - орхонский, древнеуйгурский.)
● Монгольская языковые группа включает несколько близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана.
Включает современный монгольский (5,7 млн. чел.), халха-монгольский (халха), бурятский, хамниганский, калмыцкий, ойратский, шира-югурский, монгорский,
баоаньско-дунсянский кластер, могольский язык - Афганистан, дагурский (дахурский) языки.
● Тунгусо-маньчжурские языковая группа родственные языки в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и севера Китая.
Число носителей 40 - 120 тысяч человек. Включает две подгруппы:
・ Тунгусская подгруппа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский, нанайский, удэйский, ульчский, орочский, удэгейский.
・ Маньчжурская подгруппа: маньчжурский.
Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы - Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей (число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.).
Делятся на следующие группы:
● западные австронезийские языки
● языки восточной Индонезии
● океанийские языки
Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья.
● Семитская группа
・ Северная подгруппа: айсорский.
・ Южная группа: арабский; амхарский и др.
・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).
・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).
● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.
● Берберская группа: туарег, кабил и др.
● Чадская группа: хауса, гвандараи др.
● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.
Входят языки доиндоевропейского населения полуострова Индостан:
● Дравидийская группа: тамильский, малалаям, каннара.
● Группа андхра: телугу.
● Центральноиндийская группа: гонди.
● Язык брахуи (Пакистан).
Японо-рюкюская (японская) семья языков распространены на Японском архипелаге и на островах Рюкю.
японский - это изолированный язык, который иногда относят к гипотетической Алтайской семье.
В состав семьи входят:
・японский язык и диалекты.
Корейская языковая семья представлена одним единственным языком - корейским. Корейский - это изолированный язык, который иногда относят гипотетической Алтайской семье.
В состав семьи входят:
・японский язык и диалекты.
・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).
Тай-кадайския (тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) семья языков, распространена на полуострове Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая.
●языки ли (хлай (ли) и цзямао)Тайские языки
・северная подгруппа: северные диалекты чжуанского языка, буи, сэк.
・центральная подгруппа: тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка.
・юго-западная подгруппа: тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахомский язык, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын.
●Дун-шуйские языки: дун, шуй, мак, тхен.
●Бе
●Кадайские языки: лакуа, лати, языки гэлао (северный и южный).
●языки ли (хлай (ли) и цзямао)
Уральские языковая семья, включает две группы - финно-угорскую и самодийскую.
●Финно-угорская группа:
・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.
・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.
・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.
・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.
・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.
●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:
・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.
・южная подгруппа: селькупский язык.
Это в известной мере гипотетическая языковая семья, объединяющая три языковые группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую. Некоторые языковеды относят к алтайским языкам также языки корейский и японский. Однако общность указанных языковых групп не доказана, и они могут рассматриваться как отдельные языковые семьи. Название «алтайские языки» применяют иногда и для обозначения языков народов, живущих на Алтае - хакасов, алтайцев, тувинцев и других.
Народы алтайской языковой семьи на Северном Кавказе представлены тюрками. На монгольском языке говорят калмыки (самоназвание «хальмг» - численность более 150 тыс. человек), генетически восходящие к монголам — ойратам, выселившимся из Джунгарии в Россию в XVII в. Но калмыки географически тяготеют не к Северному Кавказу, а к Нижнему Поволжью, и мы их не рассматриваем.
Народы тюркской группы
В бывшем Советском Союзе тюрки составляли самую разветвленную группу, в которую входило около 25 языков и наречий с общей численностью до 25 млн. человек. Основная их масса проживала в Средней Азии (узбеки, казахи, туркмены, киргизы, уйгуры, каракалпаки), Сибири (якугы, тувинцы, хакасы, алтайцы), Повол — жско-Уральском регионе (татары, башкиры, чуваши) и на Кавказе (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы). После распада СССР в конце 1991 г. пять крупных тюркских народов образовали самостоятельные государства (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). В число народов Северного Кавказа входят кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы.
Кумыки. Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченской республике и в Северной Осетии. Численность кумыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Самоназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений - башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел. Утамыш) и т. д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюртовский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).
Литературным является хасавюртовский диалект. Различия между диалектами постепенно стираются (62, с. 421).
Этногенез кумыков представляется в настоящее время как процесс этнической миксации, т. е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагестана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из сс- всрокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я. А.Федорова, первой волной таких кочев — ников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры - народ гуннского происхождения. В V — VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растянувшаяся на несколько столетий (108, с. 114-117).
Вторую волну тюркизации Я. А. Федоров связывает с тюркоязычным народом хазар, создавшим обширный и могущественный Хазарский каганат, существовавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья - Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI — XIII вв., когда в степях Предкавказья появились массы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монголами около середины XIII в. часть кипчаков мигрировала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, положив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской группе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки представляют типичный кавказский народ.
В XVI-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на крупной земельной собственности. Класс феодалов, возглав — лившийся Шамхалом Тарковским, включал в себя беков, чайков, узденей и мусульманское духовенство: кумыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была категория чагаров-крспостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г., переплетаясь с патриархально-родовыми пережитками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть (62, с. 432 - 434).
В годы Советской власти у кумыков была ликвидирована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журналы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махачкале.
Карачаевцы. Территория древнего расселения карачаевцев до начала XX в. ограничивалась бассейном верховьев Кубани, подразделяясь на Большой Карачай (истоки р. Кубань с аулами Карт-Джурт, Учкулан, Хур — зук) и Малый Карачай (ущелье р. Тебсрды с притоками и аулами Теберда, Сенты). Восточнее г. Кумбаши и по р. Подкумку карачаевцы до советского времени не жили, как и в верховьях Большого Зеленчука (аул Архыз основан в 1923 г. и принял около 150 семей переселенцев). Горное малоземелье и одновременный рост населения побуждали карачаевцев переселяться в предгорные районы, продвигаясь вниз по Подкумку. Обживались казачьи станицы Зеленчукская, Кардоник — ская, Сторожевая, Прсградная. Таким образом, территория расселения карачаевцев за годы Советской власти претерпела существенные изменения, расширилась и стала основой возрождения этого небольшого народа: в начале XX в. карачаевцев, по некоторым данным, насчитывалось 15 тыс. человек (сейчас более 150 тыс.; 107, с. 131).
Самоназвание карачаевцев «карачайлы». Язык их, как и кумыкский, относится к кипчакской группе тюркских языков, но в отличие от кумыкского имеет ряд схождений с осетинским языком. Последнее обстоятельство вряд ли может объясняться языковыми связями и заимствованиями позднего средневековья - карачаевцы территориально не имеют контактов с осетинами. Это явление находит наиболее вероятное объяснение в особенностях формирования карачаевского народа, сходных в основных чертах с этногенезом кумыков - языковая тюркизация и этническая ассимиляция местного дотюркского населения, т. е. вер — хнскубанских алан, какой-то группой средневековых тюрок. Различные тюркские группы (болгары, хазары) проникали в верховья Кубани и Пятигорьс с VII — VIII вв., но серьезно демографическую ситуацию здесь не изменили. Приблизительно с середины XI в. из степей Предкавказья в предгорья продвигается наиболее мощное тюркское племенное объединение половцев, или кипчаков. Их расселение в верховьях Кубани радикально изменило демографию региона и привело к постепенной ассимиляции местной группы ираноязычных алан кипчаками, к окончательной языковой тюркизации этих алан, смешавшихся с кипчаками. Этноним «аланы», которым мегрелы Западной Грузии называют карачаевцев и сохранение этого этнонима в исторической памяти карачаевцев подтверждают вероятность охарактеризованного процесса сложения карачаевского народа (108, с. 100 - 104). Таким образом, карачаевский этногенез можно отнести к XI-XIII вв. и считать этот народ, как и родственных балкарцев, самым молодым народом Северного Кавказа.
Под современным названием «карачаи» интересую^ щий нас народ стал известен с первой половины XVII в., когда через их земли прошли в Мегрелию московские послы Ф. Елчин и П. Захарьев (109, с. 7 - 8). В это время в Карачас существовали уже феодальные отношения и феодалы, в русских источниках именуемые
мурзами, тогда как крестьяне назывались в тех же документах «мужиками». В 1828 г. Карачай был присоединен к России. Основным хозяйственным замятием карачаевцев до революции 1917 г. было отгонное скотоводство с преобладанием мелкого рогатого скота, карачаевская порода овец традиционно считалась одной из лучших пород.
Для этнографического быта карачаевцев характерны некоторые специфические черты. Прежде всего это домостроительство: тогда как у большинства народов Северного Кавказа жилье и хозяйственные постройки возводились из камня, традиционным жилищем карачаевцев был сруб из толстых бревен с двускатной земляной крышей и пристенным очагом (62, с. 250 - 253). В Карачас нет боевых и жилых башен, столь широко представленных в более восточных районах Северного Кавказа. Почти нет склсповых сооружений и святилищ, также широко бытовавших восточнее. Причины подобного своеобразия строительной культуры карачаевцев пока не раскрыты.
С XVII в. в Карачае начинает распространяться ислам. В настоящее время карачаевцы мусульмане-сунниты. В 1926 г. было начато строительство г. Карачаевск как центра экономической и культурной жизни карачаевского народа. Сейчас этот живописный город, окруженный невысокими горами, разросся и действительно стал таким центром. Великолепными горными курортами, превосходящими по природно-климатическим характеристикам курорты Швейцарии, стали горные долины Тсберды, Домбая и Архыза. Их ждет большое будущее. В Нижнем Архызе (ущелье Большого Зеленчука) находится Специальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук с самым большим в Европе телескопом (диаметр зеркала 6 м).
В годы второй мировой войны карачаевский народ был репрессирован и полностью депортирован в Среднюю Азию. Карачаевская автономная область, сущс — ствовавшая с 1926 г., была ликвидирована, территория Карачая в основном отошла к Грузии в качестве Клу — хорского района ГССР. Карачаевская государственность была восстановлена в 1957 г. в рамках Карачаево — Черкесской АО в составе Ставропольского края, и карачаевцы возвратились в родные места. В 1991 г. статус государственности был повышен и создана Карачаево-Черкесская республика со столицей в г. Черкесск. Характерной чертой общественно-политической жизни Карачаево-Черкесской республики в последующие годы была относительная стабильность и уравновешенность межнациональных отношений, несмотря на полиэтнич — ность ее населения. Этот положительный баланс оказался нарушен в мае-июне 1999 г. в связи с выборами первого президента республики: наиболее реальными претендентами на высший пост оказались карачаевец В. Семенов и черкес С. Дерев. Это обстоятельство провело черту этнического раскола между двумя «титульными» народами Карачаево-Черкесии и привело к противостоянию и небывалому ранее росту напряженности, что лишний раз обозначило всю сложность и остроту ситуации на Северном Кавказе. В результате выборов победу одержал В. Семенов, но «черкесская партия» с поражением своего кандидата не смирилась, и скрытое противостояние продолжалось.
Балкарцы. Живут в Баксанском, Чегемском, Че — рекском, Хуламо-Безенгийском ущельях и в некоторых равнинных населенных пунктах Кабардино-Балкарии. Численность балкарского народа — около 90 тыс. человек (107, с. 132). Самоназвание балкарцев «таулу» - горцы, но существуют более частные наименования по названию горных ущелий и, соответственно, обществ: малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, чегемлслыла. В письменных документах название балкарцев впервые встречается в первой половине XVII в. (108, с. 104), но это не значит, что история балкарского народа началась в XVII в. Происхождение балкарцев, как и
их тюркский язык кипчакской группы, по существу одинаковы с этногенезом и языком карачаевцев, о чем выше уже говорилось. Это народы-братья, вероятно, происходившие из одних общих корней и, возможно, некогда составлявшие одну этническую общность, позже разделившуюся на две обособленные части. Сходную картину мы уже видели у адыгов, образовавших три близкородственных, но отдельных народа. Территориальное и культурное обособление в условиях очень труднодоступного высокогорья и бездорожья привели и к небольшим диалектным отличиям между карачаевцами и балкарцами. В языке балкарцев, в частности, выявлены так называемые «дигоризмы» - дигорцы являются ближайшими восточными соседями балкарцев и имели с ними традиционные связи. Кроме того, есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-монгольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наиболее молодые народы Северного Кавказа.
Письменность на балкарском языке создана в 1924 г., а в основу литературного языка положен баксано-че — гемский диалект. Наиболее крупным и известным балкарским поэтом является Кайсын Кулиев.
Основой хозяйства балкарцев традиционно было животноводство с преобладанием мелкого рогатого скота, в первую очередь овец грубошерстной карачаевской породы. Значительная часть скота и лучшие пастбища и сенокосы находились в руках местных феодалов-тау- бисв. В годы Советской власти в горах Балкарии появились промышленные предприятия. Наиболее крупным стал вольфрамо-молпбденовый комбинат в городе Тырны-Ауз (Баксанскос ущелье).
В отличие от Карачая, в Балкарии преобладали каменные жилые дома с плоскими перекрытиями и открытыми очагами (62, с. 280-281). Еще одно отличие
4 Заказ №1610 Q7 состоит в том, что в Балкарии возводились каменные боевые башни и сооружались каменные погребальные склепы, бытовавшие до XVIII-XIX вв. В XVIII в. в Балкарию проник ислам, и сейчас балкарцы мусульма — не-сунниты.
В 1944 г. балкарский народ был подвергнут необоснованным репрессиям и полностью депортирован в Среднюю Азию, где пробыл до 1957 г. После разоблачения культа личности Сталина все репрессированные народы Северного Кавказа вернулись на свою историческую родину и пережили бурный период возрождения. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР со столицей в г. Нальчик. В январе 1991 г. Кабардино-Балкария была провозглашена республикой в составе Российской Федерации с президентской формой правления. Вскоре после этого в Балкарии появилась политическая тенденция, ориентированная на создание отдельной Балкарской республики и, следовательно, на раскол единой и оправдавшей себя государственности кабардинцев и балкарцев. После острых дискуссий невозможность подобного размежевания и земельного передела была осознана и осуждена, балкарский народ проявил трезвость и дальновидность, не поддержав идеи сепаратизма.
Ногайцы. Между Тереком и Курой простирается Ногайская степь, представляющая засушливую зону, административно входящую в Караногайский район Дагестана и Ачикулакский район Ставропольского края. Это территория кочевания ногайцев до XX в., причем кочевья были разбросаны на огромном и плоском, иногда полупустынном (Ачикулак) пространстве. Загонов для скота ногайцы не делали, корм впрок не заготавливали. Типичным явлением для этой суровой природной среды был недостаток воды: колодцев-копаней в степи было очень мало. При кочевой системе скотоводства постоянной угрозой массового падежа скота летом была жара и отсутствие воды, зимой - снежный покров, когда скот не мог добыть ссбс корм из-под снега. Поэтому ногайцы занимали в Предкавказье территорию, в хозяйственном отношении всегда представляющую зону повышенного риска и наименее выгодную для жизнеобеспечения.
Часть ногайцев расселилась в более благоприятных условиях в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртовском районах Дагестана, частично в притеречных районах Чечни, в Кочубеевском и Минсраловодском районах (аул Канглы) Ставрополья. Живут ногайцы также в Карачаево-Черкесии, составляя население 7 аулов. Общая численность ногайцев более 75 тыс. человек, но точных данных мы не имеем. Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и включает в себя три диалекта: караногайский, ачикулакс — кий и акногайский (в Карачаево-Черкесии). Диалекты отражают соответственно три этнографические группы ногайского народа (108, с. 117).
Происхождение ногайцев связано с монгольскими племенами мангытов и других, вошедших в улус золотоордынского темника XIII в. Ногая и смешавшихся с тюркоязычными кипчаками-половцами (110, с. 5 - 6). В процессе этой миксации и ассимиляции язык кипчаков победил и стал языком этнического новообразования ногайцев. Долгое время считалось, что самоназвание народа «ногай» происходит от имени упомянутого темника Ногая, достигшего значительного военно-политического могущества. В настоящее время высказано иное объяснение: этноним «ногай» происходит от социального термина «кочевник» («нагай»; Ю. А. Евстигнеев, 111, с. 80-81). Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в., а в XVI в. распалась на Большую и Малую Орды. В XVII в. под натиском переселившихся в Поволжье калмыков ногайцы Большой Орды откочевали на запад и юг, осваивая и степи Северного Кавказа.
Как у многих народов Северного Кавказа, у ногайцев господствовали феодально-патриархальные отно — шсння. Феодальный класс состоял из мурз и султанов (последние были равны с мурзами), кайбаши - мелкой знати, дворян, подобных адыгским уоркам, и мусульманского духовенства. Зависимое население состояло из асланбийке-свободных крестьян и йоллы кул-крс — постных. Постоянный голод и болезни без оказания медицинской помощи вели к систематическому снижению численности народа. Ногайцев называли вымирающим народом. Как и другие народы Северного Кавказа, ногайцы жестоко страдали от эпидемий. Так, в 30-х годах XIX в. бушевала холера, от которой почти вымерло население Канглов.
Огромные сдвиги в жизни и культуре ногайцев произошли в годы Советской власти. В 1928 г. создана ногайская письменность на латинской графической основе, в 1938 г. она переведена на алфавит с русской основой. Начато издание учебников и ногайской литературы на родном языке, процент грамотности вырос до 90. Происходит процесс формирования ногайской интеллигенции, появляются кадры своих ученых. Центром изучения ногайского народа и его культуры стал Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт в г. Черкесске. Своего национально-государственного образования ногайцы не имеют вследствие как немногочисленности народа, так и распыленности его в разных районах Северного Кавказа и отсутствия территории компактного проживания. Тем не менее, ногайская проблема существует, ногайские лидеры ставят вопрос о территориальной автономии, что кажется нереальным. Болес реальным представляются два варианта решения ногайской проблемы, предложенные А. В. Авксентьевым: создание на — ционально-культурной автономии и ногайское представительство в региональных и федеральных органах власти (107, с. 134).
Мы в самом сжатом виде познакомились с многими народами Северного Кавказа и убедились в том, что этот наиболее южный регион Российской Федерации является и наиболее пестрым и сложным регионом российского государства. Нарисованная выше картина историко-этнологической действительности Северного Кавказа не является статичной. Она по-разному в разных частях региона изменяется, находясь в постоянном движении. За последние 10 лет Северный Кавказ стал зоной самых активных массовых миграций в Российской Федерации, после вооруженных конфликтов в Закавказье и в результате нарастающих экономических проблем в суверенных закавказских государствах на Северный Кавказ переселились сотни тысяч армян, грузин и азербайджанцев. Нельзя не заметить, что основные потоки этих мигрантов (а они для России иностранцы) направляются не в национальные республики Северного Кавказа, а в Ставропольский и Краснодарский края. Тем самым постепенно демографическая ситуация в этих краях изменяется, этническая структура населения и сложившийся демографический баланс претерпевает качественные перемены. Опасность неконтролируемых и неуправляемых массовых миграций, на наш взгляд, в местных условиях заключается в латентном накоплении отрицательной социальной энергии, могущей привести к напряжению межнациональных отношений в ранее стабильных районах Северного Кавказа. Если учесть, что после распада СССР именно Северный Кавказ, по А. В. Авксентьеву, «оказался эпицентром этнических конфликтов в России», подобное развитие демографической (следовательно, и политической) ситуации в регионе может повести к крайне негативным последствиям.
Языковые ветви, а также корейский язык-изолят . На этих языках разговаривают на территории северо-восточной Азии, центральной Азии, Анатолии и восточной Европы (турки , калмыки) . Группа названа в честь Алтайских гор , горной цепи в центральной Азии.
У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами. Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .
Другое мнение принимает факт существования алтайской семьи, но включает в неё только тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую ветви. Этот взгляд был распространён до 1960-х, но почти не имеет сторонников сегодня .
Внутренняя классификация
По наиболее распространённой точке зрения алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами гипотетично).
Прародина
Название «алтайские» указывает на предполагаемую прародину семьи (Алтай), которая, впрочем, по последним данным находилась южнее, на территории нынешнего Северного Китая (Маньчжурия - Культура Хуншань). Вплоть до начала н. э. Алтай населяли индоевропейские племена (Пазырыкская культура). Сибирь «алтайцы» начали осваивать во времена глазковской культуры (II тыс. до н. э.). В Японию они вторглись в эпоху Яёи (I тыс. до н. э.).
Внешнее родство
В современной макрокомпаративистике алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Предположение об особой близости алтайских языков с уральскими (гипотеза урало-алтайской семьи языков существует с XVIII века) может сниматься в рамках ностратической теории; специфические схождения уральских и алтайских языков в области лексики, словообразования и типологии объясняются сходной средой обитания и многочисленными контактами на разных хронологических уровнях.
Грамматическая характеристика праязыка и его развитие
Фонология
Фонологические системы совр. алтайских языков имеют ряд общих свойств. Консонантизм : ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем, тенденция к открытому слогу . Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе-слабости или по звонкости-глухости; глоттализация не встречается. Отсутствуют фонологически релевантные поствелярные (увулярные в тюркских языках - аллофоны велярных при гласных заднего ряда). Эти системы являются развитием следующей системы фонем, восстанавливаемой для праалтайского языка.
Праалтайский консонантизм реконструируется в следующем виде:
p h | p | b | m | ||||
t h | t | d | n | s | z | r | l |
č h | č | ǯ | ń | š | j | ŕ | ĺ |
k h | k | g | ŋ |
Вокализм включал 5 монофтонгов (*i, *e, *u, *o, *a) и 3 дифтонга (*ia, *io, *iu), которые возможно были упередненными монофтонгами: *ä; *ö; *ü. Дифтонги встречаются только в первом слоге. Для праалтайского восстанавливается отсутствие сингармонизма . Для вокализма большинства алтайских языков характерен сингармонизм различных типов; сингармонистические системы реконструируются по крайней мере для пратюркского и прамонгольского языков. В части языков имеются долгие гласные, а также восходящие дифтонги (в тунгусо-маньчжурских, некоторых тюркских языках; для определённого периода развития монгольских языков).
В алтайских языках практически отсутствует фонологически значимое силовое ударение . Для языков японско-корейской ветви характерны системы с музыкальным ударением; реконструируется пракорейско-японская система тонов . В отдельных тюркских языках отмечены тоновые и фонационные просодические различия . Для праязыка, по-видимому, релевантно было противопоставление гласных по долготе-краткости (по тюркско - тунгусо-маньчужрским соответствиям) и по тону (высокий-низкий, по японо-корейским соответствиям).
Общие тенденции в фонетическом изменении алтайских языков - склонность к установлению сингармонизма различных типов, сложные позиционные изменения, редукция фонологической системы в анлауте , компрессия и упрощение сочетаний, приводящие к уменьшению длины корня. Это вызывало резкое увеличение количества омонимичных корней, компенсируемое сращением корней с аффиксальными элементами, что затрудняет выделение праоснов, установление их значений и сопоставление их в рамках алтайской теории.
Морфология
В области морфологии для алтайских языков характерна агглютинация суффиксального типа. Имеются и определённые типологические различия: если западные тюркские языки являются классическим примером агглютинативных и почти не имеют фузии , то в монгольской морфологии находим ряд фузионных процессов, а также не только морфонологические , но и морфологические распределения аффиксов, то есть явное движение в направлении флексии. Восточные тюркские языки, попавшие в сферу монгольского влияния, также развивают мощную фузию.
Грамматические категории имени в алтайских языках материковой ветви - число, принадлежность, падеж ; в японском и корейском - падеж. Для аффиксов числа характерно большое разнообразие и тенденция к нанизыванию в пределах одной словоформы нескольких показателей множественного числа с последующим склеиванием их в один; многие показатели обнаруживают материальное сходство с суффиксами коллективных имён, от которых, по-видимому, и происходят. Лёгкий переход значения аффикса от деривационного собирательного к грамматической множественности связан с характером употребления множественного числа в алтайских языках: оно выражается лишь в маркированном случае, иногда только лексически. Для праалтайского восстанавливается большое число аффиксов собирательности с разнообразными оттенками значений.
Аффиксы принадлежности в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках восходят к постпозитивным личным местоимениям, а в тюркских образуют особую систему (возможно, также восходящую к личным местоимениям); особый аффикс принадлежности 3-го лица -ni, не сводимый к местоимениям 3-го лица, возводится к праалтайскому состоянию. В тунгусо-маньчужрских языках аффиксы принадлежности 1-го лица множественного числа различают, как и личные местоимения, инклюзивность и эксклюзивность. Во всех трёх материковых семьях форма принадлежности 3-го лица используется для выражения определённости.
Практически для всех алтайских падежных систем характерен именительный падеж с нулевым показателем; форма с нулевым падежным показателем используется также при многих послелогах. Такая форма восстанавливается и для праязыка. Реконструируются также аффиксы винительного, родительного, партитивного, дательного и творительного падежей. Имеется ряд общих показателей с локализационными, направительными и подобными значениями, частично задействованных по языкам в именных парадигмах, частично проявляющихся в наречных образованиях. Эти показатели часто присоединяются друг к другу и к падежным аффиксам «основных» падежей, первоначально для выражения оттенков локализационно-направительных значений; затем тонкие различия стираются и возникают этимологически сложные падежные показатели.
Личные местоимения тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков обнаруживают существенные совпадения (ср. различие прямой (bi-) и косвенной (m-) основ у местоимений 1-го лица; основа местоимения 2-го лица в монгольских языках (*t- > n-) отличается от тюркской и тунгусо-маньчжурской (s-). В монгольских и тунгусо-маньчжурских различаются инклюзивные и эксклюзивные местоимения 1-го лица мн. числа. Притяжательные местоимения производны от личных; в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках имеются возвратно-притяжательные местоимения. Указательные местоимения совпадают формально и семантически в монгольских и тунгусо-маньчжурских языках; в тюркских древняя система (имеются три степени дальности). В корейском имеются общие с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими указательные местоимения i (*e) ‘этот’ и te ‘тот’. Восстанавливается два вопросительных местоимения с противопоставлением по личности/неличности. В монгольских языках имеется особая категория местоглаголий (этимологически - глаголы, производные от указательных и вопросительных местоимений); к этой же категории относят отрицательный глагол е-, общий для монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.
Вопреки часто высказывавшемуся мнению, для алтайских языков реконструируется система общих числительных от 1 до 10.
В алтайском глаголе находят две исконно глагольные формы: повелительное наклонение (в форме чистой основы) и желательное наклонение (на -s-). Прочие финитные формы этимологически представляют собой различные отглагольные имена, стоящие в предикатной позиции, или оформленные аффиксами предикативности (обычно выражают лицо и число). Показатели этих отглагольных имён (играющие ныне роль видо-временных и совершаемостных) обнаруживают значительное материальное сходство, однако их первоначальная семантика и употребление сильно затемнены внутрисистемными изменениями. Категория залога в алтайских языках является скорее словообразовательной; при общей структурной близости она сохраняет мало материально тождественных показателей. Для тюркских и тунгусо-маньчжурских языков характерно включение в глагольную парадигму категории отрицания, но показатели её не совпадают. Имеется несколько общих модальных показателей. Личное согласование глагольных форм представлено в языках внутреннего круга; его показатели восходят в конечном счёте к личным местомениям. В японском и корейском как функциональный аналог личного согласования выступает развитая категория вежливости.
Алтайские языки демонстрируют значительное число общих словообразовательных показателей, главным образом имён от глаголов и глаголов от имён.
Синтаксис
Алтайские языки - языки номинативного строя с преобладающим порядком слов SOV и препозицией определения. В тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках встречаются изафетные конструкции с посессивным показателем при определяемом слове. Применяется в основном бытийный способ выражения обладания (то есть «у меня есть», а не «я имею»), кроме монгольских, где обладание выражается с помощью особого прилагательного на -taj (типа «я есмь лошадный»; прилагательные обладания и необладания есть и в других материковых алтайских языках). В японском и корейском предложении обязательно формально выражено актуальное членение. Термин «алтайский тип сложноподчинённого предложения» связан с предпочтением, оказываемым алтайскими языками абсолютным конструкциям с глаголом в нефинитной форме перед придаточными предложениями.
История исследования
Возникновение научной алтаистики связано с именем Б. Я. Владимирцова , Г. Й. Рамстедта и Н. Н. Поппе . Г. Рамстедт обосновал родство не только тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, но и корейского. Впоследствии Р. Миллер выдвинул, а С. А. Старостин окончательно обосновал принадлежность к той же семье японского языка. Ряд исследователей (А. М. Щербак, А. Вовин, C. Георг, Г. Дерфер, Ю. Янхунен) считает родство алтайских языков недоказанным, оставляя за алтайской общностью лишь ареальный и типологический статус. Основные претензии вызывает введённая в алтайское сравнение лексика: утверждается, что все алтайские лексические сопоставления могут быть объяснены разновременными заимствованиями и что общими для алтайских языков оказываются как раз слова, по своему значению относящиеся к «проницаемым» частям лексической системы. Реальная основа такого воззрения состоит в следующем: компаративистской процедуре в алтайских языках действительно приходится сталкиваться с возмущающим фактором многократно возобновлявшихся тесных контактов между тюрками, монголами и тунгусо-маньчжурами, вследствие которого лексика любого материкового алтайского языка полна заимствований из других алтайских языков. Дополнение алтайского сравнения японским и корейским языками значительно повышает надёжность лексического сопоставления, уменьшая вероятность объяснения лексических совпадений ранними контактами.
Примечания
Литература
- Ахатов Г. Х. Местные диалекты - надежный источник для сравнительно-исторического изучения языков" // «Вопросы диалектологии тюркских языков». Баку, 1963.
- Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и её изучение. - М., 1981.
- Кормушин И. В. Системы времён глагола в алтайских языках. - М., 1984.
- Котвич В. Исследование по алтайским языкам. - М., 1962.
- Рамстедт Г. И. Введение в алтайское языкознание. - М. 1957.
- Старостин С. А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. - М., 1991.
- Achatow G. Unsere vielsprachige Welt. - Berlin: NL, 1986.
- Haguenauer, Charles: Nouvelles recherches comparées sur le japonais et les langues altaïques , Paris: l’Asiathèque, 1987
- Miller R.A. Japanese and the other Altaic languages. - Chicago, 1971.
- Poppe N. Vergleichende Grammatik der Altaischen Sprachen, 1. Wiesbaden, 1960.
- Ramstedt G.J. Einführung in die altaische Sprachwissenschaft, Lautlehre. Helsinki, 1957.
- Starostin S.A., Dybo A.V., Mudrak O.A. The etymological dictionary of Altaic languages. Leiden, Brill, 2003.
Ссылки
- Алтайская этимологическая база данных на сайте «Вавилонская башня» С. А. Старостина .
Языковые семьи Евразии | ||
---|---|---|
Языковые семьи | абхазо-адыгская австроазиатская австронезийская андаманская дравидийская енисейская индоевропейская картвельская монгольская мяо-яо нахско-дагестанская семитская сино-тибетская тай-кадайская тунгусо-маньчжурская тюркская уральская чукотско-камчатская шомпенская эскимосско-алеутская юкагирская японо-рюкюская | |
Изолированные языки | айнский баскский бурушаски корейский кусунда нахали нивхский | |
Исчезнувшие |