Ян амос коменский биография. Семейное воспитание в педагогике Коменского

Ян Амос Коменский (родился 28.03.1592 в Нивнице, Моравия, умер 14.11.1670 в Амстердаме, Нидерланды) - чешский реформатор системы образования и религиозный деятель. Известен инновационными методами обучения, в частности языкам.

Ян Амос Коменский: биография

Младший из пяти детей, Коменский родился в умеренно зажиточной семье набожных членов протестантской общины Богемских братьев. После смерти его родителей и двух сестер в 1604 году, предположительно от чумы, он жил с родственниками и получил посредственное образование, пока в 1608 г. не поступил в латинскую школу богемских братьев в Пршерове. Три года спустя благодаря патронату графа Карла Жеротинского он под влиянием Иоганна Генриха Альстеда поступил в Реформатский университет в Херборне. Многие аспекты мысли Коменского очень напоминают философию последнего. Альстед, противник Аристотеля и последователь Петра Рамуса, глубоко интересовался Раймундом Луллием и Джордано Бруно, в теологии был хилиастом и работал над собранием всех знаний в своей знаменитой «Энциклопедии» (1630). После окончания учебы в Гейдельберге в 1614 г., Ян Коменский вернулся на родину, где сначала преподавал в школе. Но в 1618 году, через два года после его рукоположения священником Богемских братьев, он стал пастором в Фульнеке. Его первый напечатанный труд, «Грамматика латыни», датируется этими годами.

И битва на Белой горе в ноябре 1620 г. оказали значительное влияние на жизнь Коменского, так как большая часть его работы была направлена на возвращение его народу земли и веры. В течение следующих восьми лет он не был в безопасности, пока окончательное изгнание братьев из имперских земель не привело его в Лешно, Польша, где он предварительно побывал, договариваясь о возможности поселения.

Ян Амос Коменский, биография которого за эти годы была отмечена смертью его первой жены Магдалены и их двоих детей, в 1624 году женился во второй раз. Он закончил «Лабиринт света и рай сердца» в 1623 году и Centrum securitatis в 1625-м, опубликовав их в 1631 и 1633 годах соответственно на чешском языке.

С 1628 по 1641 год Ян Коменский жил в Лешно как епископ для своей паствы и ректор местной гимназии. Он также находил время для работы по реформированию знаний и педагогики, письма и помимо всего прочего для своей первой большой книги Didactica magna. Написанная на чешском, она была опубликована в 1657 г. на латыни как часть Opera didactica omnia, в которой содержится большая часть работ, созданных с 1627 г.

Еще одна книга, которую написал в это время Ян Амос Коменский, «Материнская школа», посвящена первым шести годам воспитания ребенка.

Неожиданная популярность

В 1633 г. Ян Коменский неожиданно получил европейскую известность благодаря публикации Janua linguarum reserata («Открытая дверь к языкам»), увидевшей свет в том же году. Это простое введение в латынь в соответствии с новым методом, основанном на принципах, вытекающих из Вольфганга Ратке и учебников, изданных испанскими иезуитами Саламанки. Реформа языкового обучения, ускорившая и упростившая его для всех, была характерной для общего реформирования человечества и мира, которого все хилиасты стремились добиться за оставшиеся часы до возвращения Христа.

Ян Коменский заключил договор с англичанином Сэмюэлем Хартлибом, которому он послал рукопись своего «Христианского всезнания» под названием Conatuum Comenianorum praeludia, а затем, в 1639 году, Pansophiae prodromus. В 1642 г. Хартлиб опубликовал английский перевод под названием «Реформа школ». Ян Амос Коменский, вклад в педагогику которого вызвал большой интерес в определенных кругах в Англии, был приглашен Хартлибом в Лондон. В сентябре 1641 г. он прибыл в столицу Великобритании, где встретил своих сторонников, а также таких людей, как Джон Пелл, Теодор Хаак и сэр Чейни Калпепер. Он был приглашен навсегда остаться в Англии, планировалось создание пансофского колледжа. Но Ирландское восстание вскоре положило конец всем этим оптимистическим планам, хотя Коменский оставался в Британии до июня 1642 г. Пребывая в Лондоне, он написал труд Via Lucis («Путь света»), который распространялся в виде рукописи в Англии, пока не была напечатан в 1668 году в Амстердаме. В то же время чешский педагог получил предложение от Ришелье продолжить свою деятельность в Париже, но вместо этого он посетил Декарта близ Лейдена.

Работа в Швеции

В Швеции Ян Коменский снова встретился с трудностями. Канцлер Оксеншерна хотел, чтобы он писал полезные книги для школ. Коменский же, по настоянию своих английских друзей, предлагал работать над пансофией. Он сосредоточился на двух проблемах одновременно, удалившись в Эльбинг в Пруссии, в то время находившийся под властью Швеции, между 1642 и 1648 годами. Его труд Pansophiae diatyposis был опубликован в Данциге в 1643 году, а Linguarum methodus nouissima - в Лешно в 1648 г. В 1651-м «Пансофия» была издана на английском языке в качестве образца универсального знания. Его «Натуральная философия, реформированная Божественным Светом», или Lumen divinuem reformatate synopsis (Лейпциг, 1633), появилась в том же году. В 1648 г., вернувшись в Лешно, Коменский стал двадцатым и последним епископом Богемского братства (впоследствии преобразованного в Моравское).

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 году педагог Ян Коменский получил вызов от князя Сигизмунда Ракоци из Трансильвании, младшего брата Георга II Ракоци, прибыть в Шарошпатак для консультаций по вопросам школьной реформы и пансофии. Он ввел много изменений в местной школе, но, несмотря на напряженную работу, его успехи были небольшими, и в 1654 г. он вернулся в Лешно. В то же время Коменский подготовил одно из самых известных своих произведений, Orbis sensualium Pictus («Чувственный мир в картинках», 1658), на латыни и на немецком. Важно отметить, что работа открывалась эпиграфом из «Бытия», когда Адам давал имена (Быт. 2: 19-20). Это была первая школьная книга, в которой для обучения языкам использовались изображения предметов. Она иллюстрировала основополагающий принцип, который исповедовал Ян Амос Коменский. Кратко он звучит так: слова должны сопровождаться вещами и не могут изучаться отдельно от них. В 1659 году Чарльз Хул издал английскую версию учебника, «Видимый мир Коменского, или Изображение и перечень всех главных вещей, которые существуют в мире, и человеческих занятий».

Отсутствие успеха в Шарошпатаке, вероятно, объясняется в значительной степени увлеченностью фантастическими пророчествами визионера и энтузиаста Николая Дарбика. Не первый раз Коменский поставил на пророка последнего дня - слабость, которой поддавались и другие хилиасты. Они слишком доверяли прогнозам апокалиптических событий и неожиданных поворотов, которые должны произойти в ближайшем будущем, например о падении дома Габсбургов или о конце папства и римской церкви. Публикация этих высказываний с целью оказания влияния на политические события имела негативное влияние на репутацию выдающегося педагога.

Последние годы

Вскоре после возвращения Коменского в Лешно между Польшей и Швецией началась война, а в 1656-м Лешно было полностью разрушено польскими войсками. Он потерял все свои книги и рукописи и снова был вынужден покинуть страну. Его пригласили поселиться в Амстердаме, где он провел оставшиеся годы своей жизни в доме сына своего бывшего покровителя Лоуренса де Гира. В эти годы он закончил большую работу, которая занимала его, по крайней мере, двадцать лет, De rerum humanarum emendatione consultatio catholica. Состоящая из семи частей книга подвела итоги всей его жизни и стала всеобъемлющей дискуссией на тему об улучшении человеческих вещей. «Пампедии», наставлениям по всеобщему образованию, предшествует «Пансофия», ее основы, за которой следует «Панглоттия», наставления по преодолению смешения языков, которая сделает возможной окончательную реформацию. Хотя некоторые части работы были опубликованы еще в 1702 году, она считалась утерянной до конца 1934 года, когда книга была найдена в Галле. Впервые она была опубликована в полном объеме в 1966 году.

Коменский похоронен в церкви Валлонии в Наардене, недалеко от Амстердама. Его мысли были высоко оценены немецкими пиетистами XVIII века. В своей собственной стране он занимает видное место как национальный герой и писатель.

Путь света

Ян Амос Коменский труды свои посвящал быстрому и эффективному реформированию всех вещей, имеющих отношение к жизни человека в сфере религии, общества и знания. Его программой был «Путь света», предназначенный для обеспечения максимально возможного просветления человека до его скорого возвращения в земное тысячелетнее царство Христа. Универсальными целями были благочестие, добродетель и знание; мудрость достигалась преуспеванием во всех трех.

Таким образом, источником и целью всех работ Коменского было богословие. Его убеждения и устремления разделяли многие из его современников, но его система была, безусловно, наиболее полной из многих, которые были предложены в XVII веке. Это был, по существу, рецепт спасения через знания, поднятые до уровня всеобщей мудрости, или пансофии, поддерживаемые соответствующей программой образования. Божественному порядку вещей того времени, когда считалось, что грядет последний век, соответствовала возможность достижения всеобщей реформы посредством изобретения печати, а также расширения судоходства и международной торговли, которые впервые в истории обещали всемирное распространение этой новой, реформирующей мудрости.

Поскольку за его работой скрывается Бог, человек должен открыться для трех откровений: видимому творению, в котором явлена сила Божья; человеку, созданному по образу Божию и проявляющему доказательство его божественной мудрости; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку. Все, что человек должен знать и не знать, должно быть извлечено из трех книг: природы, разума или духа человека и Писания. Для достижения этой мудрости он наделен чувствами, разумом и верой. Так как человек и природа являются Божьими творениями, они должны разделять один и тот же порядок, постулат, гарантирующий полную гармонию всех вещей между собой и с человеческим разумом.

Знать себя и природу

Эта известная доктрина макрокосма-микрокосма дает уверенность в том, что человек действительно способен обрести до сих пор нереализованную мудрость. Каждый, таким образом, становится пансофистом, маленьким богом. Язычники, которым не хватает явленного слова, не могут достичь этой мудрости. Даже христиане до недавнего времени терялись в лабиринте ошибок по причине традиции и под влиянием потока книг, которые в лучшем случае содержат разрозненный знания. Человек должен обращаться только к божественным произведениям и учиться при прямом столкновении с вещами - с помощью аутопсии, как это называл Коменский. Ян Амос педагогические идеи основывал на том, что все обучение и знания начинаются с чувств. Отсюда следует, что ум имеет врожденные представления, которые делают человека способным постичь порядок, с которым он сталкивается. Мир и жизнь каждого индивида являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты - священниками в храме природы. Человек должен знать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Чтобы найти выход из лабиринта, человеку нужна метод, с помощью которого он будет видеть порядок вещей, понимая их причины. Этот метод должен подаваться в книге о пансофии, в которой порядок природы и порядок ума будут постепенно двигаться к мудрости и проницательности. Она не будет содержать ничего, кроме конкретного и полезного знания, заменив все другие книги. Полная запись сведений, организованная таким образом, представляет собой настоящую энциклопедию, во многом совпадающую с «хранилищем» Роберта Гука природных диковинок в Королевском обществе, организованных в соответствии с категориями Джона Уилкинса в его «Опыте о подлинной символике и философском языке». Следуя этому естественному методу, люди смогут легко обретать полное и всестороннее владение всеми знаниями. Результатом этого будет истинная всеобщность; и снова будет порядок, свет и мир. Благодаря этому преобразованию человек и мир вернутся в состояние, подобное тому, которое было до грехопадения.

Новаторство в образовании

Ян Коменский, педагогика которого требовала того, чтобы с самого раннего детства ребенок учился сопоставлять вещи и слова, считал родную речь первым знакомством с реальностью, которая не должна быть затуманена пустыми словами и плохо понимаемыми понятиями. В школе иностранные языки - прежде всего соседних стран, а затем латынь - должны изучаться на родном, а школьные книги должны следовать методу пансофии. «Дверь к языкам» будет предлагать тот же материал, что и «дверь к вещам», и обе будут представлять собой небольшие энциклопедии. Школьные учебники должны делиться по возрастным группам и касаться только тех вещей, которые находятся в пределах опыта ребенка. Для всеобщего общения лучше всего подходит латынь, но Коменский с интересом ожидал появления совершенного философского языка, который отражал бы метод пансофии, не вводил в заблуждение и не был бы неинформативным. Язык - это просто носитель знаний, но его верное использование и преподавание являются верными средствами достижения света и мудрости.

Жизнь как школа

Ян Коменский, дидактика которого была направлена​ ​не только в сторону формального школьного образования, но также на все возрастные группы, считал, что вся жизнь является школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны учиться вместе. Так как все люди имеют врожденное стремление к знаниям и благочестию, они должны обучаться в спонтанной и игривой манере. Телесные наказания не должны применяться. Плохая учеба не является виной ученика, а свидетельствует о неспособности учителя выполнять свою роль «слуги природы» или «акушера знаний», как говорил Коменский.

Ян Амос, педагогические идеи которого считались наиболее значимым и, возможно, его единственным вкладом в науку, сам считал их лишь средством всеобщего преобразования человечества, основой для которого была пансофия, а теология - единственным направляющим мотивом. Обилие библейских цитат в его произведениях является постоянным напоминанием об этом источнике вдохновения. Ян Коменский книги пророчеств Даниила и откровений Иоанна считал главными средствами обретения знаний для неминуемого тысячелетия. История о раздаче Адамом имен в «Бытии» и сформировали его представление о человеке и его убежденность в порядке, который нашел отражение в пансофии, потому что Бог «все расположил мерой, числом и весом». Он полагался на сложные метафорические и структурные свойства храма Соломона. Для него человек был, как Адам, в центре создания. Он знает всю природу и таким образом контролирует и использует ее. Поэтому преобразование человека было лишь частью полного преобразования мира, которое воссоздало бы его первоначальную чистоту и порядок и было бы конечной данью своему создателю.

Человек своего времени

Ян Амос Коменский не внес никакого вклада в естествознание и был глубоко чужд развитию науки, которое происходило в то время. Делались и другие оценки его творчества, но они полностью игнорировали его зависимость от априорных постулатов и его богословскую ориентацию. С другой стороны, несколько выдающихся членов Королевского общества показали близкое родство с большей частью его мыслей. Девиз общества Nullius in Verba занимает значительное место в книге Коменского «Натуральная философия, преобразованная Божественным Светом», и в обоих контекстах он имеет такое же значение. Это напоминание о том, что традиции и авторитет больше не являются арбитрами истины. Она дана природе, и наблюдение является единственным источником конкретного знания. Широко обсуждаемая проблема взаимосвязи между Коменским и ранним Королевским обществом все еще не решена, в основном потому, что обсуждение этого вопроса основано на скудном знакомстве с его произведениями и почти полном неведении о его корреспонденции.

Утверждения о влиянии чешского реформатора на Лейбница сильно преувеличены. Он был настолько типичным проявлением верований, доктрин и проблем того времени, что те же мысли высказывались другими, занимающими более значимое место в ранних работах Лейбница. Ян Амос Коменский идеи свои черпал из теологии Богемских братьев (с их сильными хилиастическими тенденциями), а также у таких известных личностей, как Иоганн Валентин Андреэ, Якоб Беме, Николай Кузанский, Хуан Луис Вивес, Бэкон, Кампанелла, Раймунд де Сабунде (Theologia naturalis которого он опубликовал в Амстердаме в 1661 г. под названием Oculus fidei) и Мерсенн, чья переписка свидетельствует о положительном отношении к Коменскому и его работе.

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории.

Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Теорию всеобщего универсального образования Комен- ский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
- школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);
-для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);
-академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.
2. Разработка возрастной периодизации.
3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.
4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.
5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» - первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.

МГУим. М.В.Ломоносова

Факультетфилософии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса с/о

Москва2004

Введение. Краткая биография ЯнаАмоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике ЯнаКоменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22


Введение. Краткая биография Яна АмосаКоменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии.После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины,занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии,Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменскийстал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский былосновоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросамобучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание вкачестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественныхотношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменскогопрослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Егорелигиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования,созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения егоучения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы,семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принципприродосообразности

Одним из важнейших положений Коменского,на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принципприродосообразности.

Это общенаучный принцип рациональногознания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природногомира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен,ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природычеловека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базезнаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рациональногонаучного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этогопроцесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойствоприроды – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своемупредназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает –развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри,ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах».Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия истремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял рольвоспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство»естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не простоимманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогическийпроцесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственногодостоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, кучебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено –это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природныхсил и способностей.

На основании принципа природосообразности,Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитаниячеловека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научнуюобоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствиепедагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональнуюорганизацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменскийпредставил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый иопределил для каждого этапа задачи.

Исходя из природычеловека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно отрочество - от 6 до 12 лет юность - от 12 до 18 лет возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления онкладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическимростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображенияс их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанныхкачеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость- развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этихвозрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природеребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет онпредлагаетматеринскую школу, под которой он подразумевает дошкольноевоспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняяшкола родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношейдолжна быть в каждом городе латинская школа , или гимназия . Длявозмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия .

Конечно, говорит Коменский, не каждыйсклонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академияпредполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначилаприрода». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому,чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной иблагочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка,Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка.Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменскийнеобходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо,считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», вкотором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли каквладыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой«как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений,история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (новсе-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», этитрадиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основаминаук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку –его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать,уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения уКоменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода»,который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, наразностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжнуюученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание втрудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедическиобразованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности иВозрождения, католической теологии и протестантизма, современного емугуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства,утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное длянего - избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведениячеловека до его сословного облика, до орудия национально-государственных ирелигиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека квыполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую игуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая напротяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщегообразования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в«микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельностьв «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфережизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование»,дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах обществачеловека.

Человек сам является сложным миром,«микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия ипороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму,нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в еговнутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «житьточно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять своепредназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепциячеловека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистическийхарактер всей системы. Цель воспитания определена на основе признаниясамоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминируетдуховно-нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это«строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику каксознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу,она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всехискусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменскогооптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможностивоспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения«возвышенных, мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступениКоменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека,воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательныйпроцесс.

На каждой возрастной ступени вводятсяэтические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначениекоторых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям,к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменскийспециально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этикесредневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность,мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышатьдуховность человека Коменский стремился к формированию нравственности иблагочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека:«Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».

В таком ключе - человек сам выстраиваетсвой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека(сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственныхстремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить,услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.).Его инструментами являются и наставление, и «примеры порядочной жизни», иупражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной, нравственнонаправленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложитьпривычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздностии безделью.

Кладези нравственной мудрости иблагочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание иразмышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружиемзащищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умеритьрадость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведяэтот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулированиенапряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизнивоспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранитьдушевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и«предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Длягуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия надличностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образомподобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. Вто же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственнойпозиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьнойдисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки насамодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращаласьв любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытогорасположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся»,«любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то противволи, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когдаученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себятуда, куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменскоговозможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, целькоторого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил испособностей растущего человека.

Цель реализуется в организациижизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видовдеятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса,в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачипедагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание«перерастает» в самовоспитание.

Результат педагогического процесса –достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития,включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшемусаморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личностивоспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется вобразцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органическивписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальностипедагогических открытий Коменского.

Дидактическиепринципы Яна Коменского

В педагогическойлитературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические(частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее местозанимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическимипринципами.

Коменский впервые в историидидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами вобучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности иактивности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности исистематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности иактивности

Этот принцип предполагаеттакой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки имеханических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания инавыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и взнании господствует формализм.

Коменский разоблачилгосподствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, каксхоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность изакрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает главнымусловием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, ихпонимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать вголовы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точноиз живого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский также считает основнымсвойством сознательного знания не только понимание, но и использование знанийна практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил,покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый рядуказаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из нихявляется требование: «При образовании юношества все нужно делать как можноболее отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякогозатруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучениинеразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет:«Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будетживого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, однимиз самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и леньучащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрываетпричины лени и дает ряд указаний о том, как ее укоренить.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду всоединении с леностью».

Лень учащихся, поКоменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себесвет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд,потребный для достижения такого просвещения». Изгонять лень, по мнениюКоменского, нужно трудом.

Воспитание активности исамостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо,чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так,чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал всепроизносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваюсамостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, какединственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец,блаженства».

2) Принцип наглядности

Принцип наглядности обученияпредполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственныхнаблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядностив процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности исамой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение.В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядностибыла предана забвению, и ее прекратили использовать в педагогической практике.Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогическогопринципа.

В основе учения Коменского онаглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, чтозаранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядностьи ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинноеи прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение ичувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлятьвсе собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали,обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., ониизбавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей игаллюцинаций...»

3) То, что нужно знать о вещах, должнобыть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно,выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либозаменяющие их изображения».

4) «Кто сам однаждывнимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит всевернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этогочеловеческими глазами».

То есть, Коменский считал наглядностьне только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществлениянаглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы инепосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели икопию предмета;

3) картинки как изображение предметаили явления.

Учебный эффект всякогонаблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что идля чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить еговнимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности исистематичности знаний

Последовательное изучениеоснов наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципомобучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знаниемв определенной логической и методической последовательности.

Последовательность исистематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образомраспределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучениеи в какой последовательности построить его; как установить связь между новым иуже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить междуотдельными этапами обучения и т.п.

Итак, какое содержаниевносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»?

Первое требование Коменскогосостоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени,поскольку «порядок - душа всего».

Второе требование касаетсясоответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебныхзанятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касаетсятого, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Четвертое требование – «подкреплятьвсе основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. нетолько показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать,почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называтьвещь в причинной связи».

Коменский формулирует рядконкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны бытьраспределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час былипоставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманыучителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должнырешаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственнозадачам отдельных классов.

3. Один предмет следуетпреподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бытьраспределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался напредшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти отболее общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «отизвестного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходитьот исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблениюкаждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин ссобственным движением».

4) Принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками

Показателем полноценностизнаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Во времена Коменского вшколах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменскийже ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил передними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности иактивности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическомузапоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Коменский связываетупражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковатьсябеспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механическогозапоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в умтолько то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Также большое вниманиеКоменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значениеупражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил дляосуществления этого принципа в обучении:

«Обучение нельзя довести доосновательности без возможно более частых и особенно искусно поставленныхповторений и упражнений».

В одной и той же школедолжен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях».

«Ничего нельзя заставлятьзаучивать, кроме того, что хорошо понятно».

На каждом уроке послеобъяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников,который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто онсам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он вчем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому исделать то же самое...»

По мнению Коменского, такоеупражнение принесет особую пользу, ибо:

«I. Учитель всегда будетвызывать к себе внимание со стороны учеников»

«II. Преподавательопределеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми.Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки».

«III. Когда столько разповторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенноенастолько, чтобы идти наравне с остальными».

«IV. Благодаря этому столькораз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем присамом долгом домашнем корпении над ним».

«V. Когда таким образомученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительскихобязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением ивыработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете передсобранием людей, а это будет особенно полезно в жизни».

Коменский разработал такие требования дляпринципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплятьпрактику»

2. «Ученики должны делать не то, что имнравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальныхуроках, проводимых по нашему методу».

4. «Каждая задача преждеиллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли лиони ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из этих положений видно, чтоКоменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного ипрочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные имправила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Семейное воспитаниев педагогике Коменского

Воспитанию в семьеКоменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются впопечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всегоестественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаныжизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.

“Однако при многообразиилюдей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы самивоспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бынеобходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, прикотором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающимзнаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенноназывают наставниками, учителями… ”.

Коменский ставитучителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю,основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество исправедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья,по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейноговоспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремленияучиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями,учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьнымначальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учениии об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги,красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того,которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманногоотношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством,чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей кучителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того,что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”

Подчеркивая всю важностьи необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создаетобраз материнской школы, как первой ступени образовании.

О ступенях образования ужеговорилось в первой главе данной работы, сейчас же мы более подробно рассмотримсущность именно материнской школы.

Цель школы Коменскийвидел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучалисьобращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Основные характерныечерты этой школы Коменский описывает следующим образом:

“В первые же годы деревототчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметьи которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким жеобразом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - всеэто должно быть преподано ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводитсписок предметов (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать вматеринской школе.

Метафизика вобщих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все вобщих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают,осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишьпотом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают пониматьобщие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, непохоже и т. п., что в общем и является основой метафизики.

В естествознании вэто первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такоевода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица,рыбы и пр.

Начала оптики ребенокполучает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень иразличия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошлонедавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если этобудет хотя бы только по-детски.

Корниарифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало имного; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше,чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр.

А также начала геометрии,статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией,политикой. Учение о нравственности и пр.

Итак, на семьювозлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит:“Все всего легче образуется в нежном возрасте”. В соответствии с принципамиприродосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейноевоспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этаповдетского воспитания и обучения.


Использованная литература

1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогическиесочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н.,Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский.- изд 2-е, М.: Педагогика, 1970

5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня.- СПб.: Глаголь, 1995

6. Пискунов А. И. Хрестоматия по историизарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.


МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса с/о

Москва 2004

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа , или гимназия . Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия .

В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

9. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Ян Амоса Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Основные положения его учения, такие как принцип природосообразности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею "учить всех всему" - на рациональную организацию "массовой школы".

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске "естественного (природосообразного) метода", который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на "живое знание", а не традиционную "книжную ученость", которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать "всеобщее образование юношества". Главное для него - избежать "соблазна" исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

В концепции Коменского человек помещен в "микромир", наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в "микромире".

Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного "общежития человеческого", объединения "возвышенных, мужественных, великодушных людей".

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: "Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства".

2) Принцип наглядности

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) "Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".

2) "Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций..."

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть "преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения".

4) "Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами".

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку "порядок - душа всего".

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы "вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы".

Третье требование касается того, чтобы "все изучалось последовательно с начала и до завершения".

Четвертое требование – "подкреплять все основания разума - это значит, всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это, значит, называть вещь в причинной связи".

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. "Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим".

5. Обучение "должно идти от более общего к более частному", "от более легкого - к более трудному", "от известного - к неизвестному", "от более близкого к более отдаленному" и т.д.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. "Правила должны поддерживать и закреплять практику"

2. "Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя".

3. "Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу".

4. "Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения".

Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Семейное воспитание в педагогике Коменского

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни".

Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. "Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.


В Европе активно начинает развиваться психология, и многие лаборатории функционируют на базе учебных заведений. Появляются первые тесты IQ, первые личностные тесты (Кеттелл). Приходит в педагогическую психологию язык математики. Некоторые представители Анри Бине, Пиаже, Эббингауз, Дюи, Мейман, Блонский, Выготский, Скиннер и др. 3. Третий этап. Развитие и практическое приложение педагогической...

... – разделы педагогической психологии. Раздел, посвященный проблемам обучения и развития, равно принадлежит возрастной и педагогической психологии (А.В. Петровский). 2. Предмет, задачи и структура педагогической психологии Объект педагогической психологии – человек. Предмет – механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Образовательный, ...

Становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце 19 в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами). 2.2. Этапы становления педагогической психологии. Первый этап – с середины 17 в. и до конца 19 в. – описательная стадия (в рамках...

4 2. 2. Источники и движущие силы психического развития 2 6 3. 3. Закономерности и тенденции развития психики 2 6 4. 4. Основной вопрос возрастной и педагогической психологии. Обучение и развитие 4 10 5. 5. Проблема периодизации детских возрастов 2 6. 6. Развитие ребенка до поступления в школу 2 4 7. 7. ...