Святая царица александра римская. Икона святой мученицы царицы александры

Женщинам, которым при рождении дали имя Александра, несомненно, очень повезло. Ведь день именин у них несколько раз в год. А святых мучеников, которые носили это имя, ещё больше. Скорее всего, это можно связать с терпеливым и стойким характером Александр. Им дана какая-то особая и невидимая сила, позволяющая осуществлять бесстрашные поступки не ради какой-то выгоды, а ради добра и веры.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение имени

Это красивое имя пришло к нам из Древней Греции. Сегодня оно одно из самых известных и популярных. Когда именно появилось это имя до сих пор неизвестно. Но точно известно, что мужское имя Александр в переводе с греческого языка означает «мужественный» или «защитник» . Да, изначально имя было мужским, но позднее появился женский вариант.

Это имя носили известные полководцы, учёные, поэты, императоры. Почитается оно католической и православной церковью. Имя получило распространение и в Европе благодаря великому Александру Македонскому. Известно, что после походов Македонского в мусульманские государства, там образовался мужской аналог - Искандер.

На Руси имя получило популярность после канонизации Александра Невского. Именно тогда девочек стали нарекать именем Александра . Это имя до сих пор остаётся неизменным в православии, так как оно церковное. Поэтому именины так почитаются среди православных верующих.

Мужское начало имени напрямую сказывается на характере женщины. Она упорная и сильная, цельная личность с выраженным чувством справедливости, настоящая защитница слабых людей.

Александра отличается трудолюбием и упорством , что позволяет ей быть очень успешной в разных сферах деятельности. Она прекрасно приспосабливается к любым предлагаемым условиям и способна выйти из сложных ситуаций без потерь. Женщина Саша – лидер по натуре, любая руководящая должность ей под силу. Настойчивость и дипломатичность – всё это про неё.

Однако, наличие у имени мужского аналога наделяет характер женщины некоторой нелогичностью и двойственностью, напористостью и силой воли. Но ей присущи и такие, чисто женские качества, как легковерность и безрассудность. Она зачастую сначала совершает действие (поступок), но лишь потом начинает задумываться о последствиях. Саша напролом идёт к заветной цели, не замечая ничего. И только достигнув её, задумывается, а так ли это было нужно и важно.

Честность – это, наверное, одна из главных черт характера. Из-за этого часто она и страдает. Будучи сама кристально честной с другими, она того же требует от людей. Редко прощает обман и предательство.

Саша идеальная подруга, с ней приятно и легко вести диалог, но в то же время она несколько замкнута. Женщина с этим именем сложно переносит потери близких людей.

В современном мире Александра больше деловая и независимая женщина, для которой очень важно материальное благо. Она может незаметно подчинить человека своей воле, при этом оставаясь с ним в хороших отношениях. В жизни её окружают только смелые, активные и целеустремлённые люди. Она не любит нытиков и неудачников, поэтому старается с ними не контактировать.

Александра очень любит животных, особенно собак крупных пород. Они беспрекословно ей подчиняются. Но вот уход за домашними животными неинтересен, поэтому она всячески к этому будет привлекать членов семьи.

Даты именин Александры по православному календарю

Когда и какого числа отмечаются именины? Это имя очень популярное и почитается не меньше мужского варианта имени. Если взглянуть на именины Александры по церковному календарю, то сразу будет понятно, почему оно такое почитаемое. Имя отмечено почти в каждом месяце. Число дня ангела соответствует святому. Дни ангела святых с именем Александра, которые упоминаются в церковном календаре, рассмотрим далее.

Зимние дни ангела:

  • 18 февраля. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (Кас­па­ро­ва), родившаяся в 1882 году. 18 февраля 1942 года она пострадала от рук неверующих и приняла мученическую смерть. Причислена к лику святых новомучеников 26 декабря 2006 года;
  • 23 декабря. Мученица Александра (Устюхина) родилась в 1882 году. Приговорена к расстрелу 6 декабря 1937 года и была расстреляна 23 декабря. Новомученица причислена к лику святых в 2000 году.

Летние дни ангела:

  • 26 июня. Александра Дивеевская (Мельгунова), преподобная;
  • 17 июля. Александра Романова, святая императрица, страстотерпица. Была расстреляна со всеми членами царской семьи в 1918 году.

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия - 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны - супруги Николая I, Александры Фёдоровны - супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры - «кокошники».

Резной деревянный иконостас - подарок императора Николая I - явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.


В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской.
В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия.
Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Святые покровители носящих имя Александр

Святой благоверный князь Александр Невский
Празднества, установленные в честь святого благоверного князя Александра Невского: 23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых; 30 августа/12 сентября – Перенесение святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург; 23 ноября/6 декабря – День погребения.
Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель воинов и защитник всей Руси. Сотрудники ФСБ и ДОСААФ считают святого Александра Невского своим небесным покровителем. Чтобы служба была благополучной и успешной, икону Святого Александра Невского можно поместить в офисе. Тем же мужчинам, которые носят имя Александр, лучше держать святой образ дома, он поможет им сохранить крепкое здоровье, построить хорошую карьеру.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Александра Невского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Александр Константинопольский
Дни памяти установлены Православной Церковью 3/16 июля и 23 февраля/8 марта.
Преподобный Александр Константинопольский Акамит придавался молитвенному служению Богу. Получив откровение от Бога, он основал первую обитель «неусыпающих» – акамитов, основной особенностью служения которых было круглосуточное чтение Псалтири. Примерно с XII века об акамитах в летописях уже не упоминалось, но древняя традиция нашла свое отражение в чине чтения Неусыпаемой Псалтири, который можно заказать во многих монастырях Русской Православной Церкви.
Александр Адрианопольский, епископ, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 22 октября/4 ноября.
В III веке в Андрианаполе христианская вера только начала распространяться. Язычники стремились воспрепятствовать этому процессу. Они преследовали и уничтожали христиан. Не смотря на это, епископ Александр без страха проповедовал и вел людей к истинной вере. Он успел крестить многих язычников, прежде чем его схватили. Враги стали принуждать его отречься от Христа. Получив отказ, они подвергли его мучениям. Во время пыток воин Ираклий, пораженный терпением епископа, не захотел больше поклоняться идолам, за что немедленно был казнен. После этого палачи снова взялись за Александра, но были поражены, увидев его полностью затянувшиеся раны. Четыре женщины сразу поверили во Христа. Разгневанные язычники казнили их вместе с епископом. Так святой Александр Андрианапольский принял мученическую смерть.
Священномученик Александр Адрианопольский
Фрагмент миниатюры.
Константинополь. 985 год.

Александр Африканский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 апреля.

Святой Александр служил в дружине Терентия. Войско находилось при правителе Африки Фортунатиане. События происходили во времена правления римского императора Декия, который ненавидел христиан. От него в Африку пришел указ, заставить всех жителей принести жертву языческим богам, а тех, кто этого не сделает, предать страшным пыткам. Когда пришла очередь воинам поклониться идолам, Святой Александр и вся его дружина ответили отказом. Их предводителя и еще нескольких человек заперли в темницу, остальных же стали пытать, добиваясь от них отречения от веры.

Святой мученик Александр мужественно перенес все мучения, но продолжал проповедовать Христа. Когда его привели к языческому храму, он вместе с другими воинами обратился с молитвой к Богу, и попросил доказать истину, разрушив нечистое место. В тот же миг земля затряслась, идолы и окружающие их стены рассыпались на куски. Правитель Фортунатиан поспешил отдать приказ и святой Александр Африканский, а вместе с ним и другие мученики были казнены.

Александр, мученик, воин
Святой Александр жил в IVвеке в городе Кродамна (Малая Азия) и состоял на военной службе у правителя Фикса. Однажды во сне ему было видение Ангела, передавшего Божье повеление - спасти христианку Антонину, которую по приказу Фикса за отказ отречься от веры отвели в публичный дом на поругание воинам. Александр хитростью проник в комнату мученицы и предложил ей бежать, укрывшись его плащом. Когда через некоторое время туда пришли воины и обнаружили только Александра, они в ярости схватили его и повели на суд к Фирсу. Разгневанный его поступком, правитель повелел подвергнуть его жестоким истязаниям, чтобы добиться признания, куда скрылась Антонина. В это время святая мученица добровольно явилась во дворец, решив принять мученическую смерть за Христа. Вместе с Александром ее отдали палачам, и после пыток, не добившись раскаяния, их бросили в яму с огнем. Правитель Фирс жестоко поплатился за содеянное зло. Сразу после казни мучеников Александра и Антонины, его поразила неизвестная болезнь и, промучившись семь дней, он скончался. А мощи святых были перенесены в Константинополь и сохранены в Максимовом монастыре.

Александр Египетский, мученик, воин О нем известно лишь то, что он пострадал за Христа во время гонения при императоре Юлиане Отступнике (361-363).

Александр Египетский Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону

Принял смерть за христианскую веру примерно в 303 году. Согласно словарям, имя Александр Египетский Кесарийский (Палестинский) - это имя каждого второго христианина, пострадавшего в Кесарии Палестинской во времена гонения на христиан в период правления императора Диоклетиана.

Александр Иерусалимский, епископ, свяшенномученик
Священномученик Александр жил в III веке. Был принят в ученики к Клименту Александрийскому и стал другом Оригена. Позднее святой Александр стал епископом во Флавии, в Каппадокии. В гонение правителя Септимия за непреклонность в исповедании христианской веры святитель Александр был брошен в темницу, в которой он провел несколько лет. По освобождению святой отправился по святым местам в Иерусалим. Там по откровению свыше народ избрал его соправителем патриарха Иерусалимского Наркисса. Святой Александр прослужил в сане епископа 38 лет и много потрудился для духовного просвещения. Он основал при церкви значительную библиотеку христианской литературы, открыл в Иерусалиме богословскую катехизаторскую школу. В гонение правителя Декия святой Александр был брошен в темницу, где претерпел немало мучений и скончался, не изменив своей вере.

Александр Каталитский (Калитский), кузнец, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 сентября/11 октября.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он пострадал в период правления императора Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Александр был кузнецом в деревне Калита, его призвали для проведения пытки христианина Марка. Вместе со своими братьями Александр подчинился приказу, но при начале пытки они услышали голос Свыше и уверовали в Христа, после чего и сами были преданы мучениям.

Александр Команский, епископ, священномученик Александр жил в III веке. Он получил хорошее образование, был прекрасным философом, в совершенстве знал Священное Писание. Он добровольно принял на себя подвиг юродства, стал простым угольщиком. Люди часто видели его на площади в Комане, облаченного в нищенскую одежду и с лицом черным от угольной пыли.

Случилось так, что местный епископ умер, и нужно было назначить на его место нового. В то время претендента на эту должность выбирал один или два священника из соседних селений и миряне. В Коман прибыл святитель Григорий Неокесарийский. Горожане говорили, что будущего епископа следует выбирать из знатных и богатых людей. Святитель сказал, что не это главное. В толпе прошел смех, когда кто-то выкрикнул, что раз знатный человек не нужен, на должность епископа вполне подойдет Александр угольщик. Григорий Неокесарийский попросил привести к нему этого человека. Когда его воля была исполнена, он задал, представшему перед ним, мужчине несколько вопросов. Епископ был поражен, какие грамотные и осмысленные ответы он давал. В разговоре угольщик признался, что когда-то был ученым, но выбрал для себя нищету. Григорий Неокесарийский пригласил его в свой дом, там его вымыли и дали хорошую одежду. И вот миряне получили возможность взглянуть на него по-другому, им открылось, его доброе сердце, мудрость, прекрасное знание Писания. Они выбрали Александра Команского своим епископом. Он прекрасно служил, но через несколько лет власть сменилась. Языческий император приказал казнить святого, который погиб, отказавшись поклоняться языческим Богам.

Александр Константинопольский, патриарх День памяти установлен Православной Церковью 30 августа/12 сентября.
Свя-титель Алек-сандр до начала своего патриаршего служения был викарием при пер-вом пат-ри-ар-хе Кон-стан-ти-но-поль-ском, свя-ти-те-ле Мит-ро-фане, который потом назначил его своим преемником. Святой Александр всю жизнь боролся против язычества и арианства - ереси, искажающей суть Христова учения, возникшей в IV веке. Его споры с философами-язычниками оканчивались тем, что те принимали веру Христову, ибо во время них святитель, свидетельствуя об Истине, проповедовал и словом Господним, и чудом от Него, данным святителю в помощь по молитвам святого. Молитвенными трудами святителя Александра перед Господом волею Его был наказан Арий, основатель арианства. Чудотворец и провидец Святой патриарх Константинопольский Александр провел свою долгую жизнь в трудах во славу Божию и отошел к Господу в 340 году в возрасте 98 лет.

Александр Куштский, игумен До пострига Преподобного звали Алексей. В Спасо-Каменном монастыре, пройдя все виды послушания, он уже с именем Александр стал иеромонахом. Проводя свои дни в трудах и молитвах, заметил он, что братья смотрят на него, как на Ангела. Почитание тяготило его, поэтому Александр решил удалиться от людей и пожить в одиночестве. Он построил себе хижину в густом лесу, но и сюда стали приходить люди. Тогда повстречавшийся ему святой Евфимий уступил ему свою хижину в тихой пустыне на берегу реки Кушты. Там Александр поставил крест. Он молился и работал - сам копал землю и сеял рожь. Сначала к нему пришел старец и прожил рядом 5 лет, потом с ними остался еще один человек. Обитель стала расти. Александр решил воздвигнуть храм, и все тому способствовало. Татары не смогли его разорить, княгиня Мария пожертвовала обители село, каждый год был хороший урожай зерна.

9 июля 1439 года Александр умер в возрасте 68 лет. Его похоронили там, где он завещал, вне церкви у южной стороны алтаря. На этом месте выросла рябина. Ягоды ее были целебными, люди срывали их, что бы излечиться.

Александр Ошевенский, игумен
Святой Александр Ошевенский жил в XV веке в Белозерском крае. Он вырос в богатой семье, и родители видели в нем будущего хозяина их владений. Однако юноша избрал путь христианского подвижничества. В 18 лет он ушел из дома и стал иноком Кирилло-Белозерского монастыря.

Через несколько лет Александр отправился навестить родителей. Принявший его с радостью отец не хотел отпускать сына обратно и предложил ему помощь в устроении святой обители в месте поселения семьи, в Ошевенской слободе на реке Чурьюге. Александру эта идея понравилась. Он получил на это благое дело благословение настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря и архиепископа Новгородского, который поставил его игуменом новой обители. В построенном монастыре под началом преподобного Александра собралась братия. Он учил ее терпению в нелегких трудах монастырской жизни, смирению и любви к друг другу, твердости веры. Однако строгость общежительного устава, которую требовал игумен Александр, многие иноки не выдерживали и уходили из обители. От огорчения он заболел так, что не мог ни двигаться, ни говорить. Его исцелил явившийся ему в видении преподобный Кирилл Белозерский, который обещал помощь в выбранном пути.

В свой обители святой Александр Ошевенский неустанно трудился 27 лет, до самой кончины. Мощи преподобного в настоящее время находятся в Успенском храме основанного им монастыря.

Особенно почитается этот святой среди крестьян в Прионежском крае, поскольку сам он имел крестьянское происхождение и еще при жизни прославился духовно-просветительской деятельностью среди населения Каргополья.

Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 1/14 августа.

В городе Пергии жил земледелец Александр, крещенный еще в младенчестве. Во времена правления императора Диоклетиана (284-305) христиане подвергались гонениям. Александр совершил мученический подвиг вместе с Леонитем, Киндеем, Минсифеем, Минеоном, Катуном и Евклеем. Мужчины своими руками уничтожили капище - языческий храм Артемиды. Люди императора схватили их. Избитых мужчин бросили на арену цирка, где хищники должны были их растерзать. Мученики могли только молиться. Чудесным образом звери даже не прикоснулись к ним. Зрители были поражены. Отовсюду стали раздаваться голоса: "Велик Бог христианский". Загремел гром, с неба посыпались молнии. Господь призвал мучеников в Царство Небесное. Тогда Александр и другие святые склонил свою голову под меч. Так он принял мученическую смерть.

Александр Пересвет, воин, схимник Александр Пересвет и брат его Андрей Ослябя - герои знаменитой Куликовской битвы. Они происходили из рода бояр Брянского княжества. С детских лет воспитывались как воины, призванные защищать Родину и веру христианскую. Повзрослев, прославились как храбрые богатыри. Однако, устав от беспокойной жизни, братья решили избрать путь монашества и оказались в Троицкой обители под началом Преподобного Сергия Радонежского.

XIV век был особенно тяжелым для Руси. Татарское иго не только разоряло страну, но и калечило душу народа. Страх лишал русских людей воли, делал их угодливыми рабами. Еще одним бедствием была вражда русских князей, от междуусобиц которых лилось крови не меньше, чем от нашествия татар. Спасение было в одном - в объединении и противостоянии врагу.

В 1380 году хан Мамай собрал огромное татарское войско и пошел на Русскую Землю. Великий князь Дмитрий Донской решил собрать рать и дать отпор врагам на Куликовом поле. Решающей битве предшествовала встреча князя с Сергием Радонежским и полученное благословение на ратный подвиг. Преподобный сказал: "Иди против безбожных, и ты победиши…". Князь Дмитрий попросил Сергия Радонежского дать ему на битву двух воинов-монахов - Пересвета и Ослябя, которые могли бы служить примером для его ратников. Преподобный исполнил просьбу князя, хотя это было против церковных правил. Он призвал иноков Пересвета и Ослябю и, отправляя на подвиг, повелел им вместо железных доспехов одеть на себя монашеские схимы с изображением Креста Христова.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле сошлись перед смертельной схваткой две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая побеждать, и ведомая князем Димитрием Ивановичем русская рать, вдохновляемая верой Христовой и предсказанием Сергия о победе. Битве предшествовал поединок Александра Пересвета с Челубеем, который был лучшим воином у хана Мамая. Богатыри столкнулись со страшной силой и, поразив друг друга копьями, оба упали замертво. Поединок, казалось бы, закончился вничью, но жертва Пересвета была не напрасна. Татары были напуганы, а русские воины, наоборот, воодушевились на битву. И выиграли ее! Андрей Ослябя также сражался как герой и пал на Куликовом поле.

Победа в Куликовской битве стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное - повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом.

Святые братья Пересвет и Ослябя погребены в Симоновом монастыре в Москве. Они считаются покровителями Российской армии и навсегда останутся в памяти русского народа как пример мужества, любви к Родине и несломимой веры.

Александр Пиднский, пресвитер, священномученик
Святой Александр жил в IV веке, служил пресвитером в городе Пидне. Благодаря его горячим проповедям многие язычники приняли христианство. Во времена гонений на христиан императором Максимианом святой Александр был схвачен и подвергнут страшным пыткам с требованием отказа от своей веры. Однако истязания не сломили духа святого мученика, и по приказу императора он был казнен.

Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он принял мученическую смерть за христианскую веру вместе со своими братьями и матерью Филицатой в Риме около 164 г.

Александр Римский, мученик Всего лишь 18 лет было Святому Александру, когда он принял мученическую смерть за веру христову. Это случилось в IV веке в Риме. Юноша был воином в полку трибуна Тивериана. В это время император издал указ гражданам приносить жертву в храме Зевса, и все воины должны были идти туда. Но христианин Александр не мог этого сделать. В ночь перед арестом ему явился Ангел и сказал, что Святому предстоит совершить мученический подвиг. Наутро он встретил пришедших за ним воинов и вскоре предстал перед римским императором. Подтвердив свое нежелание поклоняться языческим идолам, он стойко переносил истязания, которым его подвергли. Император велел Тивериану отвести молодого человека во Фракию, куда отправляли на пытки всех христиан.

Тяжелая дорога ждала Святого Александра и тех, кто его сопровождал. Во Фракию последовала его мать, три раза во время пути ее допустили к сыну. Мученик, видя ее слезы, в утешение, говорил, что Господь поможет ему довершить подвиг. И действительно, рядом с ним всегда был Ангел. В день казни его увидел палач, занесший меч над юношей, и не решился нанести удар. Тогда Святой Александр попросил ангела стать невидимым, и в тот же миг мучения закончились. Тело убитого юноши нашла и похоронила его мать. Вскоре во сне она увидела своего сына, который просил ее не печалиться, обещая, что скоро она перейдет к нему в Царствие Небесное.

Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 11/24 августа.

К сожалению, сведений об Александре Римском осталось крайне мало. Его имя упоминается в связи с именем его отца Клавдия, сановника при императоре Диоклетиане. Клавдий после спасительного общения с семьей мученицы Сосанны уверовал в Христа и принял Крещение вместе со всей семьей - женой святой мученицей Препедигной, сыновьями Александром и Куфием и братом мучеником Максимом. Диоклетиан, разгневанный на своего вельможу, отправил всех в изгнание, но затем непреклонных христиан предали казни через сожжение в Остии - месте неподалеку от Рима, а пепел мучеников бросили в море.

Александр I Римский, папа, священномученик
Жил в конце I - начале II века, был римским епископом. Согласно преданию, именно он ввел обычай освящать святой водой дом.

Александр Свирский, игумен Преподобный Александр Свирский - сын престарелых благочестивых родителей, которые долго молили Господа о даровании ребенка. Родившегося сына назвали Аммос. Он был отдан в обучение опытному наставнику, Аммос горячо молился о даровании разумения и вскоре превзошел в знаниях своих сверстников. Юноше были чужды житейские радости, всегда смиренно послушный воле родителей он воспротивился родительскому желанию сочетать его законным браком, и в 26 лет тайно покинул родительский дом, направившись в Валаамскую обитель, о которой давно мечтал.

Первую ночь юноша провел на берегу прекрасного озера, во сне он услышал голос, который благословил его на дальнейший путь и построение обители на месте сегодняшнего ночлега. Аммос не знал дороги в обитель, и чудесным образом ему встретился попутчик, который привел его к самым вратам монастыря. Предание говорит, что это был посланный Господом ангел.

Здесь он принял постриг с именем Александр. Тринадцать лет провел преподобный в посте и молитвах, прежде, чем до его родителей дошел слух о его монашестве. Безутешные родители приехали к сыну в монастырь. После духовной беседы с Александром его отец тоже принял монашеский постриг, мать преподобного тоже завершила свою жизнь в монастыре.

В одной из ночных молитв преподобный Александр услышал голос, который сказал ему, что пришло время возведения обители на ранее указанном месте. Испросив благословение у настоятеля, Александр отправился на озеро Рощинское. Там он поселился в пустыне, недалеко от реки Свири. Преподобный построил себе хижину в густом бору и жил в уединении и молитвах.

Слух об уединенной жизни подвижника все же дошел до ближайших селений, и брат преподобного - Иоанн, с радостью присоединился к нему. Иоанну не далось послушание, много расстройства и печали он принес Александру. Но преподобный Александр помнил наставление данное ему свыше - принимать всех жаждущих спасения и руководить ими. Ночами Александр слезно молился и смог наконец-то превозмочь в себе раздражение и досаду на брата, снискав душевный покой и принятие.

Вокруг подвижника стали собираться люди, жаждущие духовного наставничества. Так провел преподобный Александр двадцать пять лет до момента, когда ему было явлено видение необычайной силы. Преподобный сподобился такого же видения как Авраам: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: «...Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты... ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их...» . Ангел указал преподобному место для строительства храма.

Братия все возрастала, преклоняясь перед духовной мудростью и прозорливостью своего наставника, они стали уговаривать его принять сан священника. Преподобный Александр долго уклонялся, но подчинился велению Новгородского архиепископа Серапиона. На месте указанном ангелом была воздвигнута церковь во имя Святой Троицы и преподобный Александр начал в ней священнослужение. Но он никогда не прекращал черной работы, обслуживая послушников, давая им пример смирения и трудолюбия. Никому не сказал грозного слова, сбившихся с пути всегда поучал притчами, в духе прозорливости. До последней минуты своей жизни преподобный Александр оставался для своих учеников целителем душ и телесных недугов. Сила его молитвы творила чудеса. Со всех концов к преподобному шли за советом и утешением. Незадолго до своей кончины преподобный Александр назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена, вверяя братию предстательству Богородицы, заповедовал им хранить смиренномудрие.

Александр Севастийский, мученик Святой Александр - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь молитвой.

К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.

Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.

Пострадал за христианскую веру в период правления императора Аврелиана в конце III века. Поддерживаемый Господом с великим терпением вынес все мучения и был казнен. Необъяснимым образом его судья - правитель Антонин, скончался сразу же после смерти святого Александра.

Александр Солунский (Фессалоникийский), мученик
Святой мученик Александр Солунский пострадал за Христа в начале IV века в период правления императора Максимиана. Когда все вокруг приносили жертвы языческим богам, мученик Александр открыто исповедовал христианство. И перед лицом самого императора не побоялся открыто заявить о своей вере. Святого Александра хотели принудить принести жертву богам, но он перевернул жертвенник. Максимиан в страшном гневе приказал отсечь святому Александру голову. После совершения казни все увидели, что душу святого мученика на небеса сопровождает ангел. После такого чуда император разрешил христианам благочестиво похоронить тело святого Александра.

Александр Эгейский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 мая/2 июня.

Этот святой был палачем в городе Эгеи, ему приходилось, выполняя указания правителя, мучать осужденных христиан. Согласно преданию, по Божескому промыслу во время пыток мученика Фалалея, которому было назначено особо жестокое испытание, не смог выполнить приказа. Увидев силу Господа тут же исповедовал себя христианином и был казнен.

Александра Царица [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Александра Царица увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Александра Царица с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.

Можно предположить, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, - с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

Краткое житие Александры Царицы переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90).

Гимнография

Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и Александры Царицы - в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: "Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу" (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: "Аки Екатерина, подобием такова".

Мученица царица Александра Римская. Икона, конец XIX века

Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе "Четыредесятница", кон. XIV в. (ГТГ); на иконе "О Тебе радуется" из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене "Похвала Богородицы", кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери "Знамение" с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.

В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Использованная литература

Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.).

Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E. L. Excavationes at Nassana II: Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128-142 [папирусные фрагменты]; Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung // Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wiss. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3. S. 1-40; 78-83 [публ. апокрифов]; Мусульманское сказание о святом Георгии // Этнографическое обозрение. Т. 26. С. 122-134.

Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43- 52; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 192; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998. С. 91; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 89-90; Миjовић. Менолог. C. 338; Антонова, Мнёва. Т. 1. № 218. Илл. 168; Т. 2. № 640. Илл. 80; Сорок сороков. М., 1992-1995. Т. 2. № 38, 90. Т. 3. № 39, 273; Бутиков Г. П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1996. С. 87, 95; Вздорнов Г. И. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (перечень композиций) / Музей фресок Дионисия. М.; Ферапонтово. 1998. С. 11. № 79; Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX в. Кат. выст. / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000 г. С. 444-447. R-237, R-239.

***

Молитва мученице царице Александре Римской:

  • Молитва мученице царице Александре Римской . Царица Александра, возможно, была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, при котором она и пострадала. Ей молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях.

Акафист мученице царице Александре Римской:

Канон мученице царице Александре Римской:

  • Канон мученице царице Александре Римской

Житийная и научно-историческая литература о мученице царице Александре Римской:

  • Мученица царица Александра Римская - Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Уже много столетий Православная церковь хранит память о подвиге царицы Александры, которая была супругой римского императора. На иконах святая Александра изображена в царских одеждах, молодое прекрасное лицо выражает спокойствие. Перед лицом мученической смерти она сумела сохранить достоинство и твердую веру, являясь примером для многих поколений христиан.

В православии много икон, посвященных разным святым с именем Александра. Но самой известной, пожалуй, является жена императора Диоклетиана. Жила она в конце 3 в., пострадала в начале 4 в. Имя ее тесно связано со святым Георгием Победоносцем, даже праздник установлен в тот же день. О подвиге женщины известно из жития святого. Видя его пытки, она не смогла больше скрывать свою веру, неугодную при дворе.

Шумная толпа окружала место, где мучили связанного Георгия. Царица стала молиться Господу, чтобы Он помог ей подойти к нему. Она открыто признала себя христианской, чем повергла в шок всех, в том числе императора. Это его очень сильно уязвило, потому что Диоклетиан считал своего бывшего военачальника не более, чем могущественным колдуном.

Икона мученицы Александры не показывает ее страданий. Она изображается уже в обновленном состоянии, как и все святые. Встречаются как поясные иконы, так и в полный рост. Узнать Александру Римскую можно по нескольким признакам:

  • в правой руке императрица держит крест;
  • левая рука либо прижата к груди, либо открытой ладонью направлена вперед;
  • на голове — корона;
  • длинные богатые одежды, обычно красного и голубого цвета.

Императрица может стоять на фоне города с рекой, либо просто на золотом фоне. Этот цвет является типичным для многих икон, обозначает сияние вечности, райские обители, иногда — самого Бога. Так иконописцы сообщают, что святые пребывают там, где нет больше боли, страданий и смерти.

Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом — откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост — источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить — и просящий получит, стучать — и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.

Александра Федоровна

В самом начале нынешнего века Русская православная церковь официально признала святой семью последнего российского императора, в том числе его жену Александру Федоровну. Принцесса немецкого происхождения поначалу не была одобрена в качестве кандидатки на корону, но Николай был упрям. Ему удалось связать жизнь с любимой. Жили они дружно, и пострадали тоже всей семьей.

Существует отдельная икона царицы Александры, есть и образ, на котором представлены ее муж и дети. Императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя находятся и критики, которые не щадят заграничную принцессу. Много шума наделала, например, тесная связь Распутина с царской семьей. Но время все расставляет по местам — только добродетельная жизнь становится основанием для канонизации.

  • На ряде икон царица держит в одной руке дворец, в другой — крест. Одежды ее расшиты двуглавыми орлами, на голове — белоснежный платок. Есть образы, имеющие очень большое портретное сходство, на лице — макияж, на шее — дорогие украшения. Вероятно, это не совсем канонически выдержанные иконы, от приобретения которых лучше воздержаться, поскольку они скорей похожи на фотографию, а икона должна показывать душу человека.

На рождение младенцам принято заказывать мерные иконы, они делаются по росту малыша. Такие образы становятся семейными реликвиями, которую ребенок со временем сможет передать уже собственным детям.

Другие святые жены

Православие знает многих святых с именем Александра. Выбрать покровительницу себе можно по личному желанию, ознакомившись с житием.

  • В числе 7 дев, пострадавших за веру при Диоклетиане, была одна под именем Александра. Женщины уже достигли старости, но это не остановило мучителей. Узнав, что они являются христианками, их подвергали унизительным мучениям, затем утопили в озере.
  • Благочестивая дворянка Агафья, жившая в 18 в., по иконам известна как преподобная Александра. Будучи из богатого рода, женщина искала лишь тишины монашеской жизни. Потеряв малолетнюю дочь, она расценила это как знак окончательно уйти в монастырь. Матушка Александра была насельницей Дивеева, помогала бедным, строила церкви, много молилась.

Подарок на крестины

Многие считают, что именная икона будет ангелом-хранителем для малыша. Если ребенок назван в честь мученицы Александры, то такой образ в доме действительно не помешает. Совсем необязательно вешать его над кроваткой — это не оберег. Многие уверены, что достаточно купить в храме свечку, повесить дома «сильные» иконы — и счастье обеспечено. Но подобных «христиан» ждет разочарование. Откупиться от Господа нельзя — ему не нужны свечи или деньги.

Защита для ребенка — Божья благодать, которая пребывает везде на земле, а не только вокруг освященных предметов. Чтобы ребенок был здоров, необходимо молиться, посещать службы, участвовать в жизни церковной общины. Господь благоволит тем, кто хранит в сердце его заповеди, а не приходит в храм пару раз в год. Именная икона Александры вполне может находиться в домашнем иконостасе. Только следует понимать, что сама по себе доска с изображением никакой силы не имеет.

Святые наставницы

О чем напоминают нам святые? Хотя на иконах лики лишены отпечатков повседневной жизни — морщин, усталости, это все были живые люди, из плоти и крови. Но они смогли так исповедать веру, что даже после смерти по их молитвам творятся чудеса. Икона святой Александры напоминает, что женщина должна хранить добродетель, быть верной, скромной, послушной Господу. Тогда она для своих близких сможет стать той вдохновляющей силой, которая сможет их привести к Богу.

Молитва первая святой Царице-мученице Александре

О преславная страстотерпице, боговенчанная царице Александро Новая, скорая наша помощнице и заступнице и неустанная о нас молитвеннице.

Предстояще пред образом святым твоим и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе, молим тя: приими прошения наша и вознеси их ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко велие и преславное дерзновение к Нему имущая; испроси всем, притекающим к тебе, и всем, чтущим святую память твою — вечное спасение и временное благодействие, от всяких бед и скорбей — скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша и царице, тебе, предстоящей Престолу Божию ведомы нужды наша, духовныя и житейския, призри на нас материнским твоим оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие; да всем: словесы, писании и делы славится посреди нас Всесвятое имя Отца, и Сына, и святаго Духа, Единаго Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая ко святой Царице-мученице Александре новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим — чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности — мудрая окормительнице; сирых и скорбных — жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых — крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим — милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.

Икона Святой Александры — значение, история, в чем помогает was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub