Религия в жизни общества. Эссе на тему “Роль религии в современном мире” Эссе на религиозную тему

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

«Религия в современном мире. Функции религии».

Выполнил: студентка Э-2728 гр.

Воробьева А.А.

Проверил: преподаватель

Янович Г.В.

Курган 2010

Введение……………………………………………………………………………….....3

Религия в современном мире

1. Изменения религиозной области жизнедеятельности общества……………4

2. Численность последователей современных религий……………………….10

Функции и роль религии………………………………………………………………..11

1. Функции религии………………………...…………………………………...11

2. Роль религии………………..……...………………………………………….13

Вывод…………………...………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………………..17

Введение

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции.

Религия (от лат. religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера - это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех.

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религиозной области жизнедеятельности общества современного мира присущи важнейшие изменения.

1.Секуляризация

В XX веке завершился процесс секуляризации общественной жизни, вытеснения из нее религии, начало которого совпадает с началом Нового времени. Это значит, что религия – и как институт, и как мировоззрение – окончательно утратила свою роль и значение в тех случаях, когда речь идет о принятии решений в политической, социальной или культурной сферах. Если вспомнить знаменитые высказывания из эпохи Просвещения, то, с одной стороны, "гипотеза Бога" так и осталась излишней, но, с другой стороны, не нужно и "выдумывать Бога", поскольку даже Его символическое присутствие не работает в современном социально-политическом пространстве.

Современное общество ориентировано, прежде всего, на ощутимый результат всякого усилия и всякой деятельности. Более того, в нем существует своеобразный культ эффективности. Побеждают ценности прикладной науки: любая идея ценна настолько, насколько она может быть реализована в производственной практике. В конечном счете, все сводится к технологии, у которой один критерий – технологичность.

Часто говорят об утилитаризме современного человека, озабоченного материальной выгодой, одержимого потребительством. Вместе с тем потребление – не что иное, как оборотная сторона эффективного менеджмента. Быть может, главное социальное последствие не в том, что люди превратились в "потребителей", а в том, что для общества определяющей стала сама эффективность "машины" – экономической, финансовой, политической, научной, социальной и т.д.

Подобное положение называют дегуманизацией. Это, в частности, означает, что сегодня профессиональная деятельность и социальный статус человека сплошь и рядом не зависят от мировоззрения, религиозной веры, нравственных ориентиров, особых талантов, личных пристрастий. Прежде всего другого они зависят от способности "вписаться" в существующие механизмы.

Надо иметь в виду, что в досекулярном прошлом религия выполняла двойную функцию. С одной стороны, она, конечно же, участвовала в социальной "прагматике", выполняя роль общественного интегратора: религия давала сакральную санкцию общественному устройству, определяла мораль, мотивировала поступки, а также направляла мысль, "одушевляла" общество. Но, с другой стороны, религия указывала человеку (как члену общества) на сверхвременные, духовные истины и тем самым придавала его существованию в мире внутреннюю глубину, а также нравственный смысл, далекий от "разумного эгоизма". Она учила, что человек человечен настолько, насколько он превышает простую "человеческую данность" – потому что вечный Бог призвал его к духовному росту и свершению по ту сторону здешней, земной "результативности".

Когда же появились другие социальные интеграторы и "мотиваторы", религия превратилась в "частное дело" отдельных индивидуумов. Это касается того исторического периода, когда множество членов общества все еще остаются христианами, но "прогресс человечества", то есть ориентация на эффективность, никак не связанную с религиозной верой, не имеет ничего общего с Церковью; скорее, наоборот. Подобная ситуация, когда "христианские ценности" еще в какой-то мере определяют жизнь общества, характерна и для части стран современного времени.

Однако можно утверждать, что с завершением процесса секуляризации христианская религия перестает быть "частным делом" отдельных людей. Если раньше она еще могла укрываться в душах и умах тех, кто в обыденной жизни следовал законам "новой прагматики без Бога", то теперь – и именно теперь – христианство по существу становится принципиальным оппонентом современной постхристианской культуры.

Религия перестала быть социально полезной, "функциональной" – и поэтому секуляризация совершилась. Но религия имеет дело с "вечным в человеке" и через человека присутствует в обществе и истории. Религия – социальна, даже если она "социально неэффективна". Место религии в жизни человека и общества не может занять ничто другое, потому что она отвечает на особые вопросы человека: об отношении к Богу и об отношении к другому – перед лицом Бога.

2. Фундаментализм.

Фундаментализм религиозный - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней.

Под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего для так называемых авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии и культурологии

Эссе

« Роль религии в современном мире »

Выполнила студент 1 курса

стоматологического факультета

СИ-13 группы

Е.А. Смирнов

Научный руководитель

Кафедры философии и культурологии

Я.А Голубинов

В целом религия всегда играла и играет стержневую роль в попытках найти опору, с помощью которой можно если не перевернуть мир, то хотя бы не выпасть из него самого. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Сложно недооценить роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам».

Невозможно однозначно оценить влияние религии на развитие общества, поскольку в любой момент времени можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны религии.

Религия в современном обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических политических.

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.

Несмотря на процессы секуляризации, роль религии в современном обществе продолжает оставаться серьезной. Наука, решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, вынудив религию встать на рискованный для нее путь модернизации, отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее, проблемам, более сложным по философской глубине. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку наглядного мира. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной» - все это дает новый шанс для религиозного мировосприятия, не говоря уже о том, что сама гигантски возросшая мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и, стало быть, его нравственной состоятельности.

В наш век религии вступили с грузом традиций сопротивления новым знаниям и движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. Поэтому в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.

В то время, когда социальные волнения и стремление к демократизации общества охватили весь мир, религия оставалась оплотом тех сил, которые противились любым переменам, стремились сохранить старые порядки. На этом фоне укрепилось влияние марксизма с его критикой религии.

Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала религиозную веру, доверие к церковным властям, оправдывающим «свои правительства» и их участие в войне. Церкви - и прежде всего римско-католическая - дискредитировали себя поддержкой одиозных и антинародных режимов в разных странах. Однако уже в 20-30-е гг. и, особенно в годы Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния.

Тяготы и лишения войны создавали благоприятную почву для массового распространения таких чувств и переживаний, как страх за себя и своих близких, одиночество, отчаяние. Даже в СССР, где атеизм активно пропагандировался в течение 20 лет, народ потянулся к религии. Трудно оценить позицию церкви в годы войны однозначно. С одной стороны, церковь часто выступала духовной опорой Сопротивления, с другой стороны, трудно обойти вниманием такой факт, что в годы войны римско-католическая церковь в лице папы римского продолжала активно сотрудничать с фашистской Германией. После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда бы то ни было, вступают в диалог с «миром». Католическая и православная церкви осудили марксизм, заняли более гибкую позицию, порвав с традициями холодной войны: церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы. Второй Ватиканский собор отразил тенденцию сближения церкви с «миром» , поставив задачу повернуть церковь лицом к современному миру, его заботам и нуждам. В настоящее время религиозные организации обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но, в первую очередь, к проблеме предотвращения ядерной войны. Практически все конфессии и церкви высказались сегодня по вопросам губительности войн, необходимости решения экологических проблем, ценности семьи и семейных отношений, безнравственности, беспорядочных половых связей, употребления наркотиков. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво и оценить ее роль, возможности и перспективы однозначно невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности является развитие секуляризации общественного сознания. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества.

Доброго вечера, мой дорогой друг!

Итак, как ты понимаешь, начну я, опять же, с основного. Что такое религия и для чего она вообще нужна? Все определения религии сводятся к одному: система верований, основанная на поклонению кому-либо или чему-либо. Религии присущи так же обрядность, организованность (то есть объединение в религиозные общины, простейший пример – церковь), влияние на культуру и мировоззрение тех или иных людей. В каждой религии есть своего рода моральные нормы, которых должен придерживаться человек. Религия действительно всеобъемлюща, каких только верований не существует в мире. Однако, лично мое понимание религии включает в себя еще одну важную деталь. Религия – способ управления человечеством. Я полагаю, что ты уже где-то мог слышать это утверждение. Да, некоторые люди и вправду думают так, но много ли из них могут доказать, обосновать это? Ведь сейчас, увы, человек часто произносит то, что остается для него непонятным. Я не люблю делать так, и поэтому хочу объяснить тебе, почему же придерживаюсь о религии столь категоричного мнения. Опять же, будет небольшой, но очень важный экскурс в историю.

Поговорим о появлении религии. Первые верования появились вместе с первыми людьми. Во многих книгах, и совершенно справедливо, утверждается, что наши прародители из-за недостатка знаний не могли объяснить простейшие природные явления, такие как, например, дождь, снег, рост дерева, рождение человека. Поэтому вполне логично, что, находясь в поисках истины, они списывали все на некие сверхъестественные силы природы. В то же время они понимали, что от многих природных процессов зависит их жизнь, пропитание и возможности. Таким образом, две эти мысли, соединившись в голове древнего человека, дали простую логическую цепочку: чтобы я мог жить, я должен с поклонением относится ко всему, что позволяет мне это делать. Этой мыслью человек автоматически делал из себя раба. Но, в то же время, он начинал беречь природу. Собственно, так появилось язычество, одна из самых добрых, на мой взгляд, религий планеты. Однако уже в ней наблюдаются тенденции ограничения человеческих мыслей, а ведь этот период – только зарождение нашей цивилизации. Дальше - страшнее. Человечество, эволюционируя, приобретая новые знания, начинает организовываться в более или менее крупные группы: общины, кланы, племена. И естественно, появляется первое управление. В каждой такой группе начинают возвышаться ее главы, люди, к которым относятся более уважительно, чем ко всем остальным. Именно тогда и появляются властолюбие и жажда править. Люди, которые главенствуют в этих социальных группах, начинают хотеть управлять своими соплеменниками. Самые находчивые из них подключают к этому религию. Они понимают, что просто так люди не пойдут за тобой, нужно оружие, которое будет максимально влиять на их умы, нужно давить на самое важное. В условиях того времени таким оружием являлась именно религия. Люди действительно сильно зависели от нее, будучи непросвещенными и многого не знающими о мире. Поэтому властолюбцы начинают приплетать ее в угоду себе. Тогда же появляются первые теории о том, что, допустим, если ты не принесешь богам жертву, то будешь проклят. Посуди сам, это же обыкновенное средство наживы. Жрецу приносили еду, одежду, а он вместо этого питал людей надеждами о том, что теперь у них все будет хорошо. Недаром одними из самых богатых людей в те времена как раз и были священнослужители. Такого рода ситуации как раз и запустили на полную катушку мощнейшую машину, которая в дальнейшем стала глобальным средством управления нациями и даже огромнейшей коммерческой организацией.

Теперь перенесемся в более позднее время, когда религия стала вполне развитой системой. Здесь ситуация откровенно ухудшается, я думаю, ты и сам знаешь, почему. Я могу привести тебе тысячи примеров. Допустим, рассмотрим крестовые походы. Ты, я думаю, способен оценить, сколько крови было пролито во время всех крестовых походов, и ради чего, друг мой? Ради того, чтобы убедить одну нацию в том, что тот дяденька на небесах, в которого верят они, неправильный, и нужно верить в другого дяденьку. Убийства ради истинной веры – скажут одни. Убийства ради новых территорий – вот, что скажу я. Неужели непонятно, что религия – это просто прикрытие, обозначение якобы благородной миссии принести в мир истину? Боже мой, конечно же, нет. На крестовых походах наживались, прежде всего, религиозные общины, феодалы и рыцари. Во многих источниках описаний награбленных богатств гораздо больше, чем описания радостных и благородных мыслей, которые переполняют воина, несшего в мир правильную веру. По-моему, прекраснейший пример для доказательства того, что религия – мощнейший способ управления и ведения политики. Религиозные воины были всегда и продолжаются по сей день, а все почему, друг мой? Потому что очень просто наводнить умы людей пафосной идеей, сделать из них марионеток и управлять по своему желанию. Среди примеров управленческой роли религии могу привести тебе так же Реконкисту, по сути своей похожую на Крестовые Походы. Да что уж говорить, все религиозные войны мира – вот тебе пример тонкого и хитрого управления народами через религию. Религия – это рабство.

Немного ранее я обмолвилась о том, что религия – это еще и коммерческая организация. И это в действительности так. Обратимся к истории вновь. Вспомни XVI – XVII века, когда католическая церковь раскололась на протестантов, лютеран, кальвинистов и так далее. Если углубляться, то можно обнаружить, что раскол произошел во многом из-за злоупотреблений католическими священнослужителями своими полномочиями. Происходила так называемая торговля индульгенциями. Тогда умы людей все еще были заключены в религиозные рамки (освобождаться от них они начали только лишь в эпоху Ренессанса), и посему очень и очень многие старались при жизни освободить себя от совершенных грехов. Согрешивший человек приходил в церковь, исповедался, и в знак того, что ему отпущены его грехи, получал специальную бумагу – индульгенцию. Конечно, священники, которые и так были привилегированным сословием, старались не упускать своего. Они стали продавать индульгенции, и в итоге самыми безвинными становились те, у кого было много денег. Феодалы, которые дарили церкви земли, попадали в Рай вне очереди. Таким образом, что мы видим? Все верно, друг мой. Именно в тот момент коммерческая религия начала действовать в полную силу. Никого не интересовала твоя вера, нужны были лишь твои деньги. Странно, что всемогущий Иисус, в существовании которого меня до сих пор пытаются уверить, ничего с этим так и не сделал. Ну а те, кто были против окоммерчивания религии, откололись и как раз - таки образовали протестантизм и прочие ответвления католичества. Увы, и в современном мире религия коммерцией быть не перестала. Во-первых, сейчас появилось множество сект. И все знают, что их основная цель – одурманить людей, чтобы получить с них больше денег и прочих благ. Тут, мне кажется, разъяснения не требуются. Во-вторых, хочу привести конкретный пример. Быть может, ты слышал когда-то о таком человеке, как Димитрий Энтео. Этот юноша занимается религиозной агитацией крайне православных граждан России, регулярно устраивает митинги и носится по центральным площадям Москвы с многочисленными плакатами, призывающими уверовать и искоренить, как он считает, бесовщину на Руси. Единственное, что я могу сказать обо всем этом, так это то, что если тебе нужны деньги, ты готов будешь заниматься даже такими вещами. Не буду уточнять, кто его работодатель, но, думаю, платит он ему неплохо, раз господин Энтео все еще при делах. Гораздо более яркий пример – это патриарх Российской Федерации Кирилл (в миру Гундяев). Не так давно, год – два назад в прессе освещался тот факт, что наш глубокоуважаемый патриарх носит на руке часы за несколько миллионов долларов, ездит на дорогой машине и имеет квартиру в центре Москвы. В подлинности данных фактов сомневаться не приходится, если ты хочешь, я могу предоставить тебе множество доказательств. Здесь религия снова играет коммерческую роль. Чем выше твой церковный сан, тем больше ты можешь себе позволить. К чему я все это? Для меня настоящий священник, настоящий верующий – это тот, кто полностью посвящает себя богу, он не думает об удобствах и удовольствиях, этот человек живет в труде и аскетизме, но он морально, нравственно чист. Я пытаюсь подвести тебя, мой друг, к моему второму восприятию религии. Что бы я там ни говорила, но некоторые вещи из той же Библии (хотя ее подлинность давно опровергнута) позволяют воспитать нравственно здорового человека. И именно это радует меня в религии и позволяет не придерживаться о ней сугубо отрицательного мнения.

Надеюсь, ты не очень утомлен. Поговорим о том, как все-таки религия влияет на нравственность человека. Возьмем за основу небезызвестные семь божественных заповедей. Среди них есть такие, как «Не убий» и «Не прелюбодействуй». На мой взгляд, убийство – один из тяжелейших негативных поступков человека (если же оно, конечно, было не в процессе самообороны или подобного рода ситуации). И эта заповедь как нельзя лучше ограничивает человека там, где его как раз действительно стоит ограничивать. То же самое с прелюбодеянием. Это как один из примеров. Кстати, довольно забавно, что люди в тех же Крестовых походах убивали других, чтобы привить им религию с заповедью «Не убий». Это я называю религиозной слепостью, когда человек, по сути, верит, но не знает, во что, и готов сделать все ради того, чего не понимает сам. Такая тенденция наблюдается в основном в мусульманстве, так законы этой религии невероятны строги и очень часто жестоки, и детей мусульман с самого начала воспитывают очень верующими. Они не должны принимать ничего, кроме ислама, и в любой ситуации стоять за него. Исламисты устраивают теракты из-за веры, но из них единицы понимают, ради чего все это делается. В основном, глубинное понимание веры отсутствует, и из-за этого начинаются все проблемы. Но, слава богу, что все-таки в каждой религии и нации найдутся люди, для которых религия – средство самовоспитания, нравственного совершенствования, а не коммерция и управление. Мне посчастливилось быть знакомой с таким человеком. По вероисповеданию он православный христианин. Этот человек бесконечно добр, а его философские рассуждения о религии, парадоксальности Библии невероятны мудры. Если бы все рассматривали религию так, как он, то наше общество было идеальным. Как-то он привел мне простой пример. В православии принято поститься. Во время поста человек ограничивает себя в питании, и, таким образом, тренирует силу воли. Вот где лежит вся глубина, весь основной религиозный смысл. Но, увы, часто люди до этого попросту не доходят. Они начинают кричать о боге, упрекать всех, кто не верует, однако сами настолько слепы и настолько не ориентируются в собственной религии, что становится одновременно смешно и грустно. Мне смешно и грустно смотреть на эти расплодившиеся крайне православные партии во главе с такими, как Энтео, на этих патриархов и пап, которые говорят о нравственности и чистоте мышления, а сами пользуются айпадами и ездят на дорогих машинах. Мне смешно и грустно слушать все эти «Аллах един», «Иисус наш бог», «Ярило наш покровитель». Я считаю, что истинная вера у человека в сердце, и он не будет кричать о ней, потому что он не будет в ней сомневаться. Религия – вещь опасная. Но если ее правильно применить и рассмотреть, она может стать лучшим другом. Увы, в условиях нашей современности, когда людям нужны деньги, оружие и как можно больше власти, религия, по большей части, является оружием уничтожения и помыкания.

На этом я оканчиваю свое эссе, мой дорогой друг. Я жду твоих вопросов, отзывов, только искренних. Если тебе и вправду есть, что сказать – не молчи. Удачной тебе недели!

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

Удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию.

Регулятивная функция религии. Она заключается в том, что каждая религия имеет свод установленных правил и моральных норм, которых должен придерживаться каждый верующий. Поэтому можно сказать, что религиозные организации создают и обосновывают морально-этические и поведенческие нормы, которым следует вся верующая часть гражданского общества.

Воспитательная функция религии. Принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех верующих, поэтому многие люди после прихода в церковь корректируют свое поведение и даже избавляются от вредных привычек.

Утешительная функция религии. В моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение. В религиозных организациях люди могут не только получить нужную поддержку от верующих, но и обрести надежду на лучшее, поверив в возможность помощи высших сил.

Коммуникативная функция религии. Практически во всех религиозных организациях верующие общаются между собой, находят среди единоверцев товарищей и друзей. Религия объединяет людей одной конфессии в группу, дает им определенные моральные, духовные и ценностные ориентиры.

«Религия одна, но в сотне обличий». (Б.Шоу)

Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.

Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество. Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».

Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил, то есть Бога и Богов.

Человек - существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.

Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить? Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.

Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально - государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире). Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).

Делая вывод из вышеизложенного - вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они - просто разные формы одного - возвышения человеческой души.

"Семья - основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел" (Г.К.Честертон)

Семья - это важный социальный институт. Гилберт Честертон, известный не только как автор детективов, но и как христианский мыслитель, говорил, что ценности,заложенные семьей,придают человеку его истинное лицо,отличают от всех общественных животных. Какие же это ценности,святыни? Можно предположить, что это любовь, забота о близких и уважение к другим людям. Я абсолютно согласна с высказыванием автора, поскольку те сообщества, которые образуют животные, не дают им каких-либо духовных ценностей, они объединяются в них, чтобы ухаживать за потомством или чтобы легче было защищаться от врагов. Семья же дает человеку нечто большее. Так, например, именно с семьи начинается процесс социализации человека, то есть формирования индивида как личности. Таким образом, она предстает как то истинное начало, которое является основой сообществ и,наконец,проводит четкую границу между социальными животными и человеческим обществом.

«Создаёт человека природа, но развивает и образует общество» В.Г.Белинский

В своём высказывании русский писатель В.Г.Белинский рассматривает проблему развития человека. Человек - это представитель вида homo sapiens, единение духовного и телесного начал. Как отмечает автор, человека создаёт природа - естественная среда обитания человека во всем многообразии своих проявлений, обладающая законами, независимыми от воли и желания человека. Общество же (в наиболее широком понимании) - это обособившаяся от природы часть материального мира. Общество способствует развитию личностных качеств человека, только в обществе возможна социализация индивида. Социализация - это процесс усвоения человеком норм и правил, принятых в обществе. Я согласна с позицией автора, т.к. известны случаи, когда ребёнок жил и рос среди животных, и после возвращения в человеческое общество не мог стать его полноценным членом. Я думаю, что примеры таких случаев подтверждают правоту В.Г.Белинского, ведь только общество может способствовать развитию и образованию человека.

"Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как" "(Ф.Ницце)

В своем высказывании Ф.Ницце,поднимает немаловажную проблему смысла жизни.Что он подразумевает под словами"Зачем и как"?Думается,под словом "зачем" он понимает слово цель,а под словом "как" способы ее достижения.

На современном этапе развития общества,люди стали стремиться к росту,не важно какому:карьерному,духовному,культурному или же просто как личности.Каждый сам выбирает для себя приоритеты.Очевидно,многие люди научились ствавить для себя цель.А что же такое цель?Цель-это то ради чего предпринимаются действия,идеал желаемого результата,в основе неё лежат мотивы,обусловленные интересами.Несомненно,стоит понимать,что такое мотивы.Мотивы-это побуждения к деятельности,связанные с удовлетворением потребностей.Итак,по-моему мнению мы выяснили,чт же значит слово "зачем" в высказывании.

Под словом "как",я понимаю,те жизненные тудности,препятствия,проблемы,которые предстоит выдержать ради достижения цели.Достаточно, вспомнить высказывание В.Г Белинского:"Без цели нет деятельности,без интересов нет цели,а без деятельности нет жизни"Да,человек которому незачем жить,не к чему стремиться,безусловно,очень тяжело.Он просто теряется в "кипящем обществе".Все куда то бегут,чего то добиваются,а этот человек идет медленным шагом,постепенно деградируя ка личность.В итоге у него нет жизни.

Рассмотрев другой пример,например,предвыборную кампанию,на должность мере города,мы можем наблюдать абсолютно другое.Допустим человек ставит цель-попасть в список кандидатов на должность мера.Затем он дает предвыборную программу,пишет о том,что он может сделать для города.В итоге он полуает эту должность,т.е можно сказать что он прошел четкий путь от интереса к цели,от цели к деятельности,а деятельность значит жизнь.

В заключении хочется отметиь,что если у человека "горят глаза,он готов идти вперед"те.е ему есть "зачем"это делать,то он никогда не отступится,найдет пути решения всех трудностей и пройдет все преграды

"Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век"(С.Паркинсон)

История человечества насчитывает не одно тысячелетие.Проходя путь своего развития,люди стали понимать необходимость упорядоченности:правовой,струтурированнной жизни.Был создан институт гос-ва,придуман принцип разделения властей,появились экономические и соц.отношения.В современном мире все четко,понятно и в большинстве случаев применимо для человека.Мы живя в правовых обществах,чувствуем свою защищенность,знаем границы свободы и вседозволенности.

Иногда Возникают ситуации,когда группа,казалось бы активных людей,пытается влиять на принятие того или иного решения.Зачастую эта масса в проявлении своей активной позиции ведет себя неадекватно.Это может быть и молодежь,и люди среднего возраста,и пожилые люди.Когда народ,объединенный одной идеей,становится безумным,выходит из под контроля,то он превращается в толпу.

А психология толпы -это неповиновение,анархия,сила,сметающая все на своем пути.Причем,интересно то,что любой человек легко поддается толпе:она его затягивает,пугает,страшит,принуждает.

В такой ситуации массы забывают о законах,традициях,о контроле своих эмоций.И если идти на поводу толпы,забыв о ценностях,нормах поведения,морали,о том,что есть и компромиссные способы решения проблем,то это-шаг назад,ка утверждает Паркинсон "Возвращение в каменный век"