Растительный и животный мир умеренных поясов.5 класс. Проверь кроссворд

Основные древесные породы, образующие эти леса, - дуб, липа, клен, ясень, вяз, бук и другие широколиственные деревья.

На севере - в тундре и даже в тайге - вода не проблема. Каждой весной талые воды в избытке пропитывают почву. В этих высоких географических широтах даже в самой середине лета солнце не поднимается высоко и не печет так сильно, чтобы растительности могла угрожать засуха. Поэтому структуру растительных зон определяют там не осадки, а температура и продолжительность вегетационного периода. Именно поэтому тундра и тайга опоясывают Арктику двумя концентрическими полосами.

К югу от полосы тайги следующий растительный пояс уже не образует третьего концентрического круга. Он распадается на несколько отдельных отрезков, отличающихся различными условиями влажности.

В умеренном климате уже не температура является наиважнейшим фактором жизни растений и животных. Здесь наиболее важную роль начинает играть влажность - количество воды, доступной растениям. При этом особенно существенно распределение осадков по сезонам в течение года.

Лиственный лес - это наиболее требовательная к условиям среды формация умеренного климата. Для жизни этого леса нужна умеренная температура - без сильных морозов зимой и жары летом. К тому же лиственный лес нуждается в относительно большом количестве осадков - не менее 500 миллиметров в год, достаточно равномерно распределенных по сезонам. Разумеется, такие условия можно встретить лишь в областях с морским климатом, где суша находится под смягчающим влиянием океана и где ветры со стороны моря приносят частые и обильные дожди. Такова, например, Европа, западные берега которой омываются теплым течением, а частые северо-западные ветры несут атлантический воздух в глубь материка.

К зоне лиственных лесов относится южная Норвегия, юг Швеции и вся Западная и Средняя Европа. На востоке лиственные леса образуют постепенно суживающуюся полосу, пересекающую Европейскую часть Советского Союза и доходящую до Урала.

Другая область лиственных лесов охватывает Уссурийский край в Советском Союзе, большую часть Японии и Кореи, а также Китай - приблизительно от Пекина на юг до междуречья Хуанхэ и Янцзы и узкую полосу, протянувшуюся к западу от Чунцина до Тибета. Этот район тоже находится под сильным смягчающим и увлажняющим влиянием океана.

Наконец, третья полоса лиственных лесов умеренного пояса находится в Северной Америке, где она занимает восточную часть США, начиная от Великих озер на севере и почти до Флориды на юге и от Атлантики на востоке до бассейна Миссисипи на западе.

Разумеется, не надо представлять себе, что повсюду существует резкая граница, к северу от которой находится тайга, а к югу - лиственный лес. Между этими зонами образуется довольно широкая пограничная полоса, где встречаются и смешиваются друг с другом животные и растения обоих биомов.

Типичный для этой зоны климат нам хорошо знаком - это климат Восточной Европы: зима с морозом и снегом, деревья теряют листья, вегетационный период продолжительный, охватывающий остальные времена года, осадки распределяются достаточно равномерно.

Животное население лиственных лесов повсюду довольно однородно. Естественно, в каждой области этой зоны мы находим виды, характерные только для нее, но в целом состав, экологический облик фауны сходен. Всюду здесь древесные и наземные животные, травоядные и хищники, при этом соотношение между ними в разных областях зоны сходно. Для примера разберем жизнь лиственных лесов Европы.

Особенно чутко на смягчение климата реагируют пресмыкающиеся и земноводные: ведь холоднокровные животные особенно чувствительны к температуре окружающей среды. В зоне лиственных лесов количество видов, принадлежащих этим классам животных, удваивается по сравнению с тайгой. Например, в Польше мы встречаем свыше двадцати видов животных этих классов.

Следующий существенный фактор, определяющий богатство животного мира, - это разнообразие растительности. В лиственных лесах намного светлее, чем в тайге, особенно ранней весной, когда листья на деревьях распустились еще не полностью. Обилие света определяет бурное развитие подроста - молодых деревьев, растущих под сводом леса, подлеска из кустарников и нижнего яруса растительности - различных, порой пышно разросшихся трав. Таким образом, лес имеет отчетливую вертикальную ярусную структуру.

Легко представить, сколько новых возможностей открывается перед животными кроме тех, которые давала им тайга. Здесь можно жить и в кустарнике, и под ним, в травяном покрове. Пищевые запасы более разнообразны. В таких лесах даже сами древесные кроны представляют большой выбор кормов - уже за счет разнообразия пород. К этому надо добавить множество семян, плодов (например, орехи, желуди, буковые орешки), кору молодых деревьев и кустарников - важные объекты питания, доступные в любое время года, а также листья, луковицы, корневища и зелень трав.

Число животных, находящих здесь благодатные условия существования, велико. Разнообразие окружающей среды и более мягкий климат служат причиной того, что фауна беспозвоночных (насекомых, пауков, брюхоногих моллюсков) и прочих групп сложнее и обильнее, чем на севере. То же можно сказать и о птицах, из которых особенно многочисленны певчие как по числу видов, так и по числу особей. Например, для зоны лиственных лесов характерны черный дрозд (Turdus merula), обычный почти в каждом городском парке Средней Европы, западный соловей (Luscinia megarhynchos) , маленькая бойкая зарянка (Erithacus rubecula), ярко окрашенные большая синица (Parus major) и лазоревка (P. coeruleus)

В каждом лиственном лесу встретишь зяблика (Fringilla coelebs) с бросающимися в глаза двумя белыми полосками на крыле и очень эффектную в желто-зеленом оперении зеленушку (Chloris chloris) . Невозможно обойти молчанием иволгу (Oriolus oriolus) : каждый хорошо знает ее голос, но мало кто видел саму эту красивую птицу с золотистыми головой и грудью и черными крыльями и хвостом. В лесах и в глубине запущенных парков нередко можно услышать глухой голос лесного голубя вяхиря (Columba palumbus).

В лиственных лесах, так же как и в тайге, живут горностай, ласка, барсук, лисица, волк, рысь и бурый медведь - виды, отличающиеся высокой биологической пластичностью, позволившей им широко распространиться по всей Европе (за исключением субтропиков) и значительной части Азии. Бурундук - таежный зверек; он не встречается в зоне европейских лиственных лесов, но на Дальнем Востоке прекрасно себя чувствует в лиственных лесах Амуро-Уссурийского края.


К сожалению, о многих видах зверей этой зоны приходится говорить в прошедшем времени. Лесной кот (Fells silvestris), некогда распространенный по всей Европе, сегодня почти истреблен; он сохранился лишь в наиболее безлюдных уголках, таких, как польские Бещады или горы северной Шотландии. Экологическую нишу соболя в Европе занимают три вида хищников: лесная куница (Martes martes), ведущая главным образом древесный образ жизни, каменная куница (Martes foina) и хорек (Mustella putorius).


Обилие растительной пищи в лиственных лесах обусловливает значительное разнообразие травоядных. В лиственных лесах Европы встречается и местами еще многочислен благородный олень (Cervus elaphus), а на Дальнем Востоке - изюбрь (Cervus nippon) . С зоной лиственных лесов тесно связана и серна (Rupicapra rupicapra). Область ее распространения почти полностью совпадает с территорией этого биома. Очень типичен в этой зоне зубр (Bos bonasus), который дожил до нашего времени лишь благодаря заботливой опеке любителей природы; до XVII века здесь был распространен и другой дикий бык - тур, ныне уже повсюду истребленный.


Следует также упомянуть о среднеевропейской лошади, которую называют лесным тарпаном (в отличие от настоящего степного тарпана). Лесной тарпан был низкорослым, легкого сложения, мышастой масти. Это было очень выносливое и холодоустойчивое животное, которое вымерло в первой половине прошлого века. Обычные в польском Замосце билгорайские лошадки, вероятно, очень близки к дикой лошади, и из них удалось вывести породу, внешне напоминающую лесного тарпана.


Но значительно более типичен для лиственного леса другой вид копытных - дикий кабан (Sus scrofa). Он потребитель желудей, буковых орешков и орехов лещины и корневищ трав. Ярус крон населяют белки и четыре вида сонь: садовая соня (Eliomys quercinus), лесная соня (Dryomys nitedula), соня-полчок (Glis glis) и орешниковая соня (Muscardinus avellanarius ). Эти небольшие приятные зверьки немного похожи на белок, но мордочки у них мышиные, а хвосты не столь пушисты. Эти сони широко распространены, но мало кто встречался с ними, поскольку они ведут ночной образ жизни.


В лесных водоемах этой зоны обитают сильно сократившиеся в настоящее время в числе ценные своим мехом крупные грызуны - бобры. Они строят свои хатки из ветвей деревьев и отрезков стволов и устраивают плотины на ручьях и лесных речках. Образовавшиеся запруды помогают бобрам добираться до новых прибрежных зарослей и по воде транспортировать срезанные их мощными резцами деревца. Бобр питается исключительно молодыми ветками, почками и листьями деревьев. Этот типичный житель лиственных лесов проникает в таежную зону только вдоль рек, где по берегам растут вербы, осины, березы и рябины.

Биоценоз лиственных лесов исключительно разнообразен и состоит из многих растительных и животных компонентов. Существуют целые группы видов с очень близким образом жизни и со схожими потребностями. Эти виды заменяют друг друга в сходных биоценозах. Естественный лес - это уравновешенная система. Но равновесие динамично: все находится в движении, кто-то кого-то пожирает, кто-то рождается, кто-то погибает в борьбе. Каждый организм занимает в биоценозе свое место, поддерживая естественное равновесие комплекса.

Создаваемые же человеком искусственные насаждения, например монокультуры сосны, так же как и посевы зерновых культур, представляют собой очень бедные по составу биоценозы, имеющие столь же слабо дифференцированную структуру, как биоценозы арктической тундры, к тому же неустойчивые без постоянной заботы человека.

<<< Назад
Вперед >>>

Структура, состав и внешний вид растительного покрова пустынь несут на себе печать приспособления к крайней засушливости климата и повышенной засоленности почв. Недостаток влаги вызывает разреженность растительного покрова и преобладание в его составе многолетних ксероморфных полукустарников, с одной стороны, и эфемеров и эфемероидов, торопящихся использовать весеннюю влагу, – с другой. Из полукустарников ведущая роль принадлежит различным видам полыни (Artemisia) и солянкам – растениям из семейства маревых (Chenopodiaceae).

Полынно-солянковый разреженный покров представляет зональный тип растительности пустынь на глинистых и суглинистых почвах. Наиболее крупные отклонения от него наблюдаются в трех случаях: на песках, солончаках и речных поймах. Пески покрыты растениями псаммофитами, обладающими приспособлениями к жизни на подвижном субстрате. К солончакам приурочены галофиты – солеустойчивые виды собственно солянок (Salsola), солерос (Salicornia herbacea), сарсазан (Halocnemum strobilaceum). Некоторые из солончаковых растений относятся к суккулентам, обладающим сочным, мясистым стеблем и нередко такими же листьями. Поймы рек покрыты тугайными (приречными) лесами, зарослями кустарников и лугами.

Общий запас фитомассы в пустынях составляет всего 2,5-5 т/га, из них 90-95% приходится на подземную часть. Саксаульники по запасам фитомассы (25-50 т/га) приближаются к разнотравным степям и редколесьям лесотундры. Значительная часть биологического запаса (30-60%) пустынных группировок поступает в ежегодный опад, который, главным образом за счет отмирающих корней, снабжает почву большими дозами азота и зольных элементов. В итоге «по абсолютному количеству зольных элементов, поступающих при минерализации опада в почву, плакорные пустынные сообщества в среднем заметно опережают хвойные леса и сближаются с широколиственными лесами, иногда превосходят их».

Таким образом, пустыни представляют собой зону достаточно активного малого биологического кругооборота зольных веществ. Его особенность здесь в отличие от зон с положительным балансом влаги (тайги, смешанных лесов) заключается в «подземном» течении.

Несмотря на низкую продуктивность надземной растительной массы, пустыня имеет большое хозяйственное значение как естественная кормовая база для развитого здесь с давних времен овцеводства, верблюдоводства, коневодства и мясного скотоводства. Малоснежная и более теплая, чем в полупустынях, зима позволяет пасти животных круглый год, за исключением севера зоны, где непастбищный период для овец составляет в среднем около 30-60 дней.

Саксаул, особенно черный (Haloxylon aphyllum), а также некоторые кустарники и полукустарнички широко используются на топливо. В зоне пустынь (дельты рек Волги, Урала, Или, Амударьи, долины рек, берега озер) размещаются основные запасы тростника (Phragmites communis), идущего в молодом состоянии на корм скоту, а позднее используемого как ценный строительный материал (производство камышитовых плит) и сырье для целлюлозно-бумажной промышленности. Урожайность тростника в пустынях (12-15 т/га) примерно в 3 раза выше его урожайности в степной и лесостепной зонах Украины и Молдавии.

Животный мир пустынь небогат по сравнению с другими зонами, лучше обеспеченными зелеными кормами и влагой, и отличается высокой степенью специализации. Многие животные имеют «пустынную» – серовато-желтую или бурую – окраску, гармонирующую с голой почвой. Исключительного совершенства эта приспособительная черта достигает у ушастой круглоголовки (Phrynocephalus mystaceus), легко меняющей свою окраску в соответствии с окраской песка. Бедность кормами, редкие водопои и естественные укрытия выработали у некоторых животных пустынь способность к быстрому передвижению. Подавляющая часть животных зоны спасается от летнего дневного зноя в земле, в вырытых для этого норах и ведет активную жизнь только в ночное время или в утренние и вечерние часы. В отличие от других зон в пустыне совершенно отсутствуют мелкие зверьки, устраивающие свои гнезда не в земле, а на траве пли ветвях. У обитателей пустыни еще резче, чем в полупустыне, выражен период летней спячки.

Типичная для зоны антилопа джейран (Gazella subgutturosa), еще недавно имевшая промысловое значение, сейчас сильно выбита, и охота на нее запрещена. Кулан, или дикий осел (Equus hemionus), в начале этого столетия встречался огромными стадами – до тысячи голов. Ныне он на территории зоны полностью истреблен. Небольшое стадо куланов в целях реакклиматизации завезено из Туркмении на остров Барсакельмес (Аральское море). Многочисленны в пустынях тушканчики и песчанки, но в отличие от более северных зон почти нет полевок, питающихся зеленым кормом, которого в пустыне мало. Большая песчанка (Rhombomys opimus) – один из самых распространенных и вредных грызунов пустынь. Она уничтожает надземные и подземные части растений, семена, затрудняет закрепление песков, повреждает земляные валы арыков; кроме того, норы песчанок служат убежищем для клещей и москитов (Phlebotumus) – переносчиков опасных болезней.

Другие характерные представители зоны – барханная кошка (Felis margarita thinobius), манул (Felis manul), заяц толай (Lepus tolai), степная черепаха (Testudo horsfieldi), дрофа-красотка, или джек, чернобрюхий и белобрюхий рябки (Pterocles orientalis, Pt. alchata).

Пожалуй, наиболее многочисленны в пустыне ящерицы, которых только на равнинах Средней Азии насчитывается 35 видов. Самая крупная из них – серый варан (Varanus griseus) достигает 1,5 м в длину; прочная кожа варана используется в промышленности для галантерейных и обувных изделий. Много в пустынях змей, в том числе ядовитых; разнообразен мир насекомых, особенно жуков, велика роль в ландшафте муравьев. Вместе с тем вызывает интерес отсутствие на юге зоны дождевых червей – этих важнейших почвообразователей более северных зон . В среднеазиатских пустынях дождевые черви встречаются только на орошаемых землях, в зональных условиях их развитию мешает сухость и засоленность почв. Запасы зоомассы здесь малы, особенно ничтожны они – всего 2-4 кг/га – в глинистых и каменистых пустынях. Значительно выше они в песчаных пустынях.

Литература.

1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. - М. : Мысль, 1977. - 296 с.



  • равнина , поросшая травянистой растительностью , в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов)


  • Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды . В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации , Казахстана , Украины и Монголии . Средние температуры зимних месяцев от 0ºС до −20ºС, а летних от +20ºС до +28ºС.


  • Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль , типчак , тонконог , мятлик , овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.
  • Степи богаты луковичными растениями (тюльпан ).


  • Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы ; из грызунов - строящие сложные норы суслики , сурки , слепыши и прыгающие виды: тушканчики , кенгуровые крысы . Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл , дрофа , степной лунь , степная пустельга , жаворонки . Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые .


слепыш

сурок





Дрофа

Жаворонок



Лиственные леса

  • лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
  • На долю лиственных лесов в Европе приходится 24 %.


  • Леса этого типа высокие, 25-40 м, представлены в основном двумя ярусами деревьев , ярусом кустарников и травянистым покровом, в котором можно также выделить два - три яруса по высоте трав. Характерной чертой лиственного леса является преобладание видового разнообразия трав над разнообразием деревьев.


  • Лиственные леса делятся на
  • широколиственные , в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью и требовательностью к почве, светолюбивы, к ним относятся дуб , клён , липа , ясень , вяз . Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата;
  • мелколиственные леса , в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые , осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы и менее требовательны к плодородию почвы, они также более морозоустойчивы.










  • Фауне лиственных лесов свойственна сезонность, это связано с сезонными изменениями климата и с тем, что в зимний период лес, лишённый листвы, не обеспечивает надёжное укрытие лесным обитателям. В лиственном лесу обитают в основном перелётные птицы , также характерны виды птиц, живущие в дуплах и кронах деревьев.

Соловей













  • характеризующийся преобладанием хвойных лесов , образованных в основном, бореальными видами ели , пихты , лиственницы и сосны .








  • http:// img-2007-05.photosight.ru/26/2110968.jpg
  • http://litra-don.ucoz.ru/_ si/0/66621.jpg
  • http:// stalkerkz.narod.ru/Oboi/Step_HR.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/% D1%F2%E5%EF%FC
  • http:// www.tuvaonline.ru/uploads/posts/2012-07/1341122271_suslik.jpg
  • http:// img-fotki.yandex.ru/get/6612/38229061.92/0_76de6_86105b22_XL
  • http:// content.foto.mail.ru/mail/el.davidova/1/s-19.jpg
  • http:// pofigist.files.wordpress.com/2009/10/tawnyeagles.jpg
  • http://faunazoo.ru/wp-content/uploads/2012/07/ Дрофа. jpg
  • http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/817/85817571_zhavoronok_polevoy.jpg
  • http:// demiart.ru/forum/uploads/post-27806-1175717978.jpg
  • http:// crosti.ru/patterns/00/01/21/864f2c130b/preview.jpg
  • http:// ecofriendly.ru/sites/default/files/images/eco_162.jpg
  • http:// mydiz.ru/sites/default/files/resize/userfiles/hedge_Carpinus_fruit-800x652.jpg
  • http:// s41.radikal.ru/i094/1104/74/ed9616c27abf.jpg
  • http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/103/78103635_large_05b41bc2e05bab01fec5869c1d5.jpg
  • http:// knightswood.narod.ru/tour/wross/r41.jpg
  • http:// dezgefest.ru/images/image/zhyk_koroed.jpg
  • http://macroid.ru/_ data/04/N_1.jpg
  • ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%EB%E5%F1
  • http:// gallery.ykt.ru/galleries/old/komuza/431590.jpg
  • http:// www.vashsad.ua/i/gallery/wallpapers/26/1600_1200/x9tX63Y8.jpg
  • http:// open.az/uploads/posts/2012-04/1335783226_8x10-z-ermine-aimg_1505-1024x819.jpg
  • http:// сезоны-года.рф /животные%20леса. html
  • http:// northerntreetransplanters.com/index_html_files/133.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0#. D0.A4.D0.BB.D0.BE.D1.80.D0.B0

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.

Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи:

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
  • Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
  • метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
  • личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока : «исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент. (1 мин)

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) ( Презентация 1)

Учитель : (слайд 1)

«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы».

Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.

Актуализация опорных знаний .

Учитель : Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. Какие природные зоны мы можем там встретить.

Учитель : Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления).

Учитель : Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

- (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).

- (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).

- (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).

Учитель : Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

Учитель : какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)

Учитель : Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.

Учитель : Выполнить тестовое задание. (слайд 5)

Я утверждаю, что:

1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
8. Животные пустынь охотятся днем.
9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
Взаимопроверка. (Ответ: 2,4,6,9)(слайд 6)

Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2 ).

Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

Учитель задает вопросы:

1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)

4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Учитель : Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)

Учитель : И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(ответ: Степь. Связать с местом проживания)

Учитель : Какие территории мы будем исследовать?

Учитель : Давайте составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса.
5.Приспособления. (слайд 10)

Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)

  • I группа Степи
  • II группа Лиственные леса
  • III группа Тайга

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 1 мин (слайд 13)

Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)

Отчет 1 группы по плану «Степь».

Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». (слайд 19-24)

Учитель : Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)

Учитель :

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)

Игра «Отгадай природную зону»

1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.

3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)

Учитель : Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)

Так захотелось посетить эти места!

А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).

Что же делать?

Сообщение обучающегося. (опережающее задание)

Приложение 2, Приложение 3 Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)

Итог урока

Учитель : А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.

Время работы 6 минут.

Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или (слайд 40-44)

Рефлексия (3 мин.)

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как вы помогли друг другу при выполнении задания?

Домашнее задание

  • Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
  • Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)

Cлайд 1

Растительный мир лесов умеренного пояса Моргунов Николай 2 «Б» класс МОУ «Лицей» № 41 г. Владивосток Учитель: Лебедева Л.В.

Cлайд 2

Лесная зона В умеренном поясе находятся несколько природных зон. Из них самая широкая − лесная зона, которая находится между тропиками и районами полюсов. Леса растут в тех местах, где достаточно влаги и тепла для роста деревьев, там, где могут найти себе приют другие растения и животные.

Cлайд 3

Типы деревьев В лесной зоне существует два типа деревьев: вечнозеленые (хвойные) деревья покрыты хвоей зимой и летом, так как они не боятся мороза. Хвойные деревья создают органические вещества круглый год; опадающие (лиственные) деревья сбрасывают все листья в одно время, поэтому часть года они стоят голыми, отдыхая. Когда достаточно солнца и влаги, они дают новые листья.

Cлайд 4

Ель Ель может достигнуть высоты 50 метров и дожить до 300 лет, имеет конусовидную крону. Еловыми шишками питается клёст. Ель является одним из главных символов Нового года и Рождества. вечнозеленые (хвойные) деревья

Cлайд 5

Кедр Кедр − дерево очень крупное. В прошлом веке встречались кедры, из которых выпиливали доски шириной 178 см. Средняя высота кедра обычно не более 25 м, диаметр отдельных кедров до 1 м. Кедр доживает до 800 лет. Шишками кедра питается кедровка. вечнозеленые (хвойные) деревья

Cлайд 6

Сосна Сосна распространена на всей территории России. Сосна достигает высоты 50−55 м при толщине ствола до 1,5 м, растет более 500 лет. Это очень морозостойкое и жаростойкое дерево. Хвоя сосны темно-зеленая, растет на ветке в пучках по две штуки. вечнозеленые (хвойные) деревья