Экономические реформы александра 1 таблица. Реформы Александра I — удачи и неудачи государя

После смерти в результате заговора Пав­ла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович. Сразу же по восшест­вии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее не­приятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введе­ны некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типо­графий.

При Александре I важную роль стал играть так называемый Негласный коми­тет (действовал с 1801 по 1803 г.), в состав которого входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот неофициальный орган сыграл решающее значение при выработке реформ, проведенных во время правле­ния Александра I. Особую роль комитет придавал крестьянскому вопросу. 20 фев­раля 1803 г. в соответствии с указом «О вольных хлебопашцах», помещики полу­чили право освобождать своих крестьян от крепостной зависимости. При этом кре­стьянин получал земельный надел, но за достаточно большой выкуп. Этим указом воспользовалось совсем немного помещиков, однако само его появление продемон­стрировало обществу готовность власти идти на уступки в решении крестьянского вопроса.

На заседаниях Негласного комитета обсуждалась также возможность реформи­рование системы государственного управления. Результатом этих дискуссий стало издание указа в сентябре 1802 г. о реформе высших государственных учреждений. Вместо коллегий были созданы соответствующие министерства, а, кроме того, Го­сударственное казначейство, которое имело те же полномочия что и созданные ми­нистерства. Комитет министров контролировал деятельность министерств и их взаимодействие между собой.

Дальнейшее реформирование системы государственного управления связано с именем М. М. Сперанского, который в 1807 г. занял должность статс-секретаря Алек­сандра I, а в 1808 г. - должность министра юстиции. По проекту Сперанского законо­дательным органом империи должна была стать Государственная Дума, которая бы имела приоритетное значение в принятии законов страны. Исполнительным органом власти должны были стать министерства. Совещательным Органом при императоре предполагалось сделать Государственный Совет, в состав которого должны были входить высшие сановники. При этом у императора оставалось преимущественное право назначения министров, внесение законодательной инициативы. Сословную структуру общества предполагалось сделать более мобильной (т. е. речь шла о возможности перехода из одного сословия в другое с приобретением соответствующих гражданских прав). В результате, большая часть преобразователь­ских планов Сперанского осталась лишь на бумаге, однако они оказали определен­ное влияние на взгляды Александра I, который 1 января 1810 г. издал указ о форми­ ровании Государственного Совета. Во главе его канцелярии встал М. М. Сперан­ский. Хотя функции нового органа и были исключительно совещательными, даже в таком виде они не оправдали надежд Сперанского. Одновременно с этим были уточнены функции и полномочия министерств (июнь 1811г.). Их деятельность должна была строиться на принципе единоначалия, т. е. вся ответственность за при­нятие решений ложилась на министра. Инициатива Сперанского реформировать Сенат была заблокирована Государственным советом.

Несмотря на то, что большинство предложений Сперанского не были реализова­ны, даже те преобразования, на которые пошел Александр I, вызвали резко отрица­тельную реакцию значительной части дворян. Поэтому в марте 1812 г. Сперанский был уволен и отправлен в отставку, а затем сослан в Пермь.,

Вторая половина правления Александра I и его внутренняя политика были тесно связаны с только что закончившейся войной 1812 г. и заграничными походами рус­ской армии. После 1815 г. в русском обществе идеи либеральных преобразований находили все больший отклик, и популярность их стремительно росла. Александр I не мог не реагировать на изменение общественного мнения. В 1815 г. в Польше бы­ла введена конституция, которая гарантировала основные гражданские права поль­скому населению. В 1820 г. был издан проект реформирования системы центрально­го управления Российской империи, составленный Н. Н. Новосильцевым при актив­ном участии П. А. Вяземского. Государственный сейм, состоящий из двух палат, должен был стать высшим законодательным органом с правом наложения вето, при этом законодательная инициатива оставалась в руках императора - главы исполни­тельной власти. Кроме того, предполагалось ввести некоторые гражданские свободы и независимость судебной власти. Однако, как и предыдущие предложения М.М.Сперанского, эти проекты не были реализованы, что в некоторой степени было связано с ухудшением внешнеполитической ситуации.

Военные поселения. Аракчеевщина. С именем военного министра А. А. Арак­чеева связано создание военных поселений (с 1810 г.). (В действительности, учреж­дение военных поселений было инициировано самим Александром I, а не Аракчее­вым). С помощью этих военных поселений предполагалось оптимизировать расходы на содержание армии. По мысли Аракчеева, военные поселяне должны были одно­временно работать, т. е. обеспечивать себя, и заниматься военной службой. Такая инициатива не встретила понимания у военных. В военных поселениях периодиче­ски вспыхивали волнения, которые жестоко подавлялись. Хотя в итоге и удалось сэкономить на содержание армии, качество военной подготовки заметно снизилось. Кроме того, их содержание тяжким бременем ложилось на жителей тех местностей, где располагались эти военные поселения. Официально они так и не были отменены и фактически сошли на нет к 1857 г

Внеш. полит. России в первой половине 19в.

Внешняя политика

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона с 1804 г. заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия, Англия. В ноябре 1805 г. войска Австрии потерпели поражение под Аустерлицем и Австрия вышла из войны, коалиция распалась.

В 1806 г. по инициативе России образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия, Швеция. Однако фр. армия в течение всего неск. недель вынудила Пруссию капитулировать. В 1807 г. Россия проиграла сражение под Фринляндом. Александр I вступает с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807 г. Россия и Франция заключают Тильзитский мир, согласно которому: Россия должна разорвать полит. отношения с Великобританией и примкнуть к ее блокаде, что было невыгодно для России, так как это означало разрыв торговых связей с Англией, что наносило большой ущерб экономике России; из отторгнутых от Пруссии польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Стремясь усилить свои позиции на ближнем Востоке, Россия вступает в войну с Турцией 1806-1812 гг. Она проходила с переменным успехом и имела затяжной характер. После назначения Кутузова в 1811г. командующим Дунайской армией турки терпят поражение на берегах Дуная, что вынуждает их идти на переговоры о мире. В мае 1812 г. подписан Брестский мир: России отошла Бессарабия, значит. участок Черноморского побережья Кавказа с г.Сухум, получ. автономию Молдова, Валахия, Сербия. Победа над Турцией расстроила планы Наполеона на помощь турецкой армии.

1804-1813 гг. – русско-иранская война. Причина – успехи России на Кавказе. Ирану не удалось предотвратить российское проникновение в Закавказье. В ходе войны Россия завоевала территорию Северного Азербайджана. 1813 г. – Гюлистанский мирный договор: Иран признавал владычество России над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря.

1808-1809 гг. – русско-шведская война: Россия завоевала Финляндию, которая вошла в состав России как автономное гос-во.

Отечественная война

Причины: стремление достичь Наполеоном мирового господства. Повод: нарушение Россией континентальной блокады Англии (нарушение условий Тильзитского мира). Наполеон собрал армию до 678 тыс. чел, что превосходило численный состав армии России. Вооруженными и хорошо обученными войсками командовали Даву, Бертье, Ней, Мюрат во главе с Наполеоном. Уязвимым местом был многочисленный нац. состав армии.

Войска России также хорошо были вооружены, имели мощную артиллерию. Войска возглавляли Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Милорадович. Преимущество: патриотический дух всех слоев населения, большие людские ресурсы, запасы продовольствия. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812г, переправившись через Неман. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход битвы в одном или неск. приграничных сражениях. Русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения, вели бои с отд. частями противника, изматывая его и нанося ему отдельные потери. 22 июля 1-я и 2-я армия соед. под Смоленском – это было решение одной из 2-х главных задач русской армии. 2-ая задача – установление единоначалия – была решена 8 августа назначением Кутузова Главнокомандующим. 26 августа произошло Бородинское сражение, нанеся большие потери обеим сторонам. Русские войска начали отступать к Москве. Кутузов принял решение оставить Москву. Наполеон вошел в нее 2 сентября, Москва была сожжена, все ее жители покинули ее до этого. Армия Наполеона осталась без продовольствия, превратилась в сборище мародеров и грабителей. Наполеон начал отступление по разоренной им же Смоленской дороге – беспорядочное бегство. Его армию преследовали русские войска и партизанские отряды. Наполеон бросил свою армию и бежал в Париж. 25 декабря 1812 г. Манифест царя ознаменовал завершение Отечественной войны.


В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге – "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А. Смита, Дж. Бентама, Ч. Беккариа, Ш. Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М. М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М. М. Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

Реформа М. М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет- законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н. М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н. Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А. А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.



Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой — Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой.

Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 — ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные — в руках Сената, исполнительные — у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне — права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована — Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии — он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I — Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла — Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол взошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был недоволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили, править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1-й обещал следовать политическому курсу Екатерины 2-й.

1-й этап преобразований

Начало правления Александра 1-го ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. был создан Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялось министром, каждый министр подчинялся сенату.

2-й этап реформ

Александр ввел в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручил разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные, и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась . После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1-го.

Послевоенные реформы

В 1817-1818 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект Государственной уставной грамоты Российской империи, утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1-го был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1-й запретил в России тайные общества, включая масонство.

В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге - "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А.Смита, Дж.Бентама, Ч. Беккариа, Ш.Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М.М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М.М.Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

По мнению Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, укрепить законность, сохранив в то же время в руках императора основные полномочия для проведения реформ.

Реформа М.М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н.Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М.Л. Магницкий и Д.П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А.А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.