Когда загорается вифлеемская звезда. И зажглась звезда вифлеемская

Вифлеемская звезда – загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». Увидев эту «звезду» на востоке (более точный перевод: на восходе) и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский, где их путеводная звезда остановилась над местом, в котором увидели «Младенца с Мариею, Матерью Его». Поскольку она ознаменовала Рождество Христово, правильнее её называть «звездой Рождества».

Значимый атрибут празднования Рождества у христиан и иконографии «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов».

Библейское сказание

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот царь Ирод с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П. Джеймс и Н. Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.

Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение – хотя одного здравого смысла было бы достаточно – «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно – в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки, как правило, очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi – маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из Древнего Вавилона, чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду – от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Религиозное толкование

Церковь считает, что Вифлеемская звезда была не обязательно естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив свое назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, она скрылась, чтобы ее не мог увидеть Ирод, потом снова вернувшись.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением т. н. «звездного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых».
(Чис.24:17)

Поклонение волхвов и принесение ими даров также соотносят с пророчеством Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

«Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева».

Отцы церкви, в частности Иоанн Дамаскин и Ориген, согласились с тем, что вероятно, это была комета:

«она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

– Ориген

Тертуллиан и Мануил I Комнин предположили, что это было соединение планет.

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:

«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

– Феофилакт Болгарский

Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

«Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], – говорит профессор Хьюз. – Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом».

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет – когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

«Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», – объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Тим О’Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», – говорит он.

«После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы «обгонять» их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», – объясняет О’Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет. Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб – то есть в одном из знаков Зодиака.

«Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, – подчеркивает О’Брайан. – Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то, что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они — «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. […]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

«Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять – солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает «хвост» из кометного материала», – рассказывает О’Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, – один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

«Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы «останавливаются» над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», – говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами. Менее вероятный, но более знаменитый кандидат – комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э. Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

«Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», – говорит Хьюз.

«Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями – чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, – рассуждает профессор астрономии. – Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием». Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

«Хороший кандидат»

Существуют записи – опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке – о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом». По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание Вифлеемской звезды.

«Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, – объясняет он. – Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, – говорит он, – прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

«К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли «следовать» за этой звездой, направляясь в Вифлеем». За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

«Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались «замять» свое открытие», – говорит Хьюз.

Звезда в искусстве и литературе

Вифлеемская звезда – непременный атрибут сцены «Поклонения волхвов» как в живописи, так и в театральных постановках.

В религиозных мистериях показ Вифлеемской звезды был важен: исследователи указывают, что необходимость продемонстрировать её движение по небосводу привело к изобретению некоторых театральных механизмов.

Считается, что в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (Капелла Скровеньи, 1305 год) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 году). В связи с этим Европейское космическое агентство назвало «Джотто» космический зонд, предназначенный для встречи с кометами.

В Москве и других городах проводится рождественский фестиваль современной христианской музыки «Вифлеемская звезда».

Артур Кларк использовал факт разгадки Вифлеемской звезды в будущем в фабуле рассказа «Звезда». По сюжету священник-иезуит в качестве геофизика входит в состав астрографической экспедиции, открывшей богатое и прекрасное наследие цивилизации, погибшей в результате взрыва сверхновой. По данным экспедиции, священник-учёный вычисляет точное время, когда сверхновая была видна с Земли и её положение над горизонтом:

Пока мы не исследовали туманность на месте, нельзя было сказать, когда произошел взрыв. Теперь, обработав астрономические данные и сведения, извлеченные из скал уцелевшей планеты, я могу с большой точностью датировать катастрофу. Я знаю, в каком году свет исполинского аутодафе достиг нашей Земли, знаю, сколь ярко эта сверхновая, что мерцает за кормой набирающего скорость корабля, некогда пылала на земном небе. Знаю, что на рассвете она ярким маяком сияла над восточным горизонтом. Не может быть никакого сомнения; древняя загадка наконец решена. И все же, о всевышний, в твоем распоряжении было столько звезд! Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь затем, чтобы символ его бренности сиял над Вифлеемом?

Выводы

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.
Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели."Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.
Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие."Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени."Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он."После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака."Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Нередко кометы словно *зависают* или *останавливаются* над горизонтомВторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство."Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной."Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх."Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз."Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звездаСуществуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды."Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире".По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев."К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году."Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.
Поклонение волхвов. Боттичелли

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ: Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Евангелие от Матфея, гл. 2

Парад Трех царей

В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.