Внеклассное мероприятие по географии: "Знатоки географии". Путешествие в карелию Почему сгнил гранит в карелии

ЗНАТОКИ ГЕОГРАФИИ

Географическая викторина

    расширение кругозора учащихся;

    заинтересованность в познании нового;

    привитие навыков самостоятельной работы с дополнитель­ной литературой;

    развитие находчивости, смекалки;

    интеграция знаний по географии с историей, биологией, фи­зикой.

II. ВОПРОСЫ.

1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древ­ности. Кто первым употребил термин «география»?

2. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны). Ударьте такой камень палкой, и он рассыпится, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная поро­да гранит?

3. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положи­тельной температуре?

4. Какие широты принято называть «ревущими», какие «кон­скими»?

5. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некото­рое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?

6. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один из путешественников писал: «Мы нашли здесь цар­ство пурги и ветров (самое ветряное место на Земле), где порывы ветра - это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров?

7. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему... Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как назы­вается это явление?

8. Почему облака не падают на Землю?

9. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономи­ческое», «природное»?

10. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находя­щиеся на северной окраине Тибета?

11. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе?

12. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, посе­лок Соломенное?

13. В каком географическом названии надо поменять места­ми две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, распо­ложенного в одной стране, превратилось в название горного хреб­та, расположенного в другой стране?

14. Я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебря­ным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого «магического света». Как называется это явление?

15. Почему летом сумерки в экваториальных областях коро­че, чем в полярных странах?

16. В горах внезапно на фоне облаков, расположенных про­тив восходящего или заходящего Солнца, появляется гигантское изображение, например всадника, животного, идущего человека. «Призраки» двигаются. Иногда вокруг головы призрачной фигуры, внезапно возникающий перед наблюдателем на близкой поверхно­сти облаков или тумана, появляются цветные кольца. Что это за интересное и загадочное явление природы?

17. Днем и ночью в любую погоду верным путеводителем является компас? В какую сторону горизонта он показывает?

18. Какой из спортсменов затрачивает больше энергии -спортсмен в Тбилиси или в Мурманске, поднимая штангу весом в 100 кг на одну и ту же высоту?

19. Дерево равенала называют еще деревом путешественни­ков? Почему?

20. Однажды во время ночного марша карфагенского войска, которое под предводительством прославленного полководца Ган­нибала совершила переход через Альпы, острия копий у воинов вдруг загорелись ярким пламенем. Попытки потушить огонь были тщетными. Пламя не угасало. Оно не обжигало, а только слегка потрескивало, освещая все вокруг, как днем. Нередко свидетелями таких огней бывают альпинисты, когда у них вдруг начинают «вспыхивать» не только ледорубы, фотоаппараты и другие метал­лические предметы, но даже волосы. Что это за огни? Какова их природа?

21. Самое маленькое из морей земного шара. Названо оно по имени горной породы, которую нашли на одном из островов, рас­положенных в этом море. Какое это море?

22. Назовите море, лежащее выше уровня океана.

Ответы

1. Греческий ученый Эратосфен. Он написал книгу «Геогра­фия», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, до­вольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39 500 км), и описание известных в то время частей суши и морей; говорится в книге и о форме нашей планеты.

2. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.

3. В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способству­ет сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр пока­зывал температуру +3 °С, +5 °С, а вода в сосудах покрывалась тон­ким слоем льда.

4. «Ревущие» широты (англичане называют их «рычащие со­роковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны.

«Конские» широты расположены в зоне относительного за­тишья между 40° и 30° южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господ­ствовал штиль, происходила задержка в пути.

5. Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уно­сит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмо­сферная вода.

6. В Антарктиде, на земле Адели.

7. Мираж - явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом либо сбоку от него видны"его мнимые изображения.

Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотно­сти с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподня­тым и отражающимся в водной поверхности.

8. Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, по­стоянно наблюдающийся на земной поверхности.

9. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (кален­дарное время), «астрономическое» - с 22 июня (со дня летнего солнцестояния), «природное» лето имеет разные сроки. Одни уче­ные считают, что началом лета является время цветения лиловой

сирени и рассеивания плодов вяза, другие - цветение красного лу­гового клевера.

10. Н. М. Пржевальский.

11. В Луже - реке в бассейне Оки - и Тазе - реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.

12. Остров Медный находится в группе командорских остро­вов, гора Железная - недалеко от Пятигорска, мыс Золотой - на берегу Татарского пролива, море Гнилое - залив Азовского моря (Сиваш), озеро Зеркальное - в Республике Горный Алтай, станция Оловянная - в Читинской области, поселок Соломенное - на берегу Онежского озера.

13. Эльбрус - вершина потухшего вулкана на Кавказе. Эль­брус - горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.

14. Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопи­ческих малых морских организмов, главным образом простейших.

15. Обычно сумерками называют время, в течение которого солнце опускается за линию горизонта до 18°. Вблизи экватора ви­димый путь солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое солнцем для пересечения линии сумерек (18° за горизонтом), в экваториальных странах го­раздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных, отсю­да и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче.

16. Это необыкновенное природное явление носит название «брокенские призраки», которое оно получило по имени горы Бро-кен в горном массиве Гарц (в Германии), где его часто наблюдали. Долго оно внушало людям суеверный страх. Только в конце ХУП века удалось раскрыть тайну «брокенских призраков». Воздушные гигантские фигуры были тенями людей и животных, которые про­ецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличива­ются по сравнению с ростом человека или размерами животных.

Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется ди­фракцией света, а объемный характер теней - объемным характе­ром отражающей поверхности облаков или тумана.

17. Больше 3 тысяч лет тому назад в столицу Китая с ценны­ми подарками прибыли послы с юга из страны, где в настоящее время находится Вьетнам. Китайцы радушно приняли гостей и, щедро наградив их, отпустили с миром.

Однако вскоре послы вернулись. Они никак не могли найти дорогу на свою родину. Тогда китайцы подарили им интересного провожатого Чи-нана - деревянного человечка с вытянутой вперед правой рукой. Человек был укреплен на передке тележки. Куда бы ни поворачивалась тележка, рука фигурки неизменно указывала на юг, так как внутри неё находился магнитный «камень». Это был прототип современного компаса - указатель юга.

18. Центробежная сила уменьшает вес тела, находящегося близ экватора, на 1/290 часть по сравнению с весом того же тела, находящегося у полюсов. Далее, полярный радиус меньше эквато­риального примерно на 21 км, поэтому и сила тяжести на экваторе меньше, чем у полюсов. Этим еще немного уменьшается вес пред­метов на экваторе. В общей сложности потеря веса составляет 0,005 часть веса того же предмета на полюсе. Значит, 1 кг, перене­сенный с полюса на экватор, становится легче на 5 г, и поэтому спортсмен в Мурманске, поднимая штангу, затрачивает больше энергии, чем спортсмен в Тбилиси.

19. Плоды его съедобны, а в пазухах листьев, образуемых расширенными черенками, скапливается вода. Сделав ножом от­верстие у основания черенка, можно выпить содержимое и утолить жажду. Листья равенала расположены так, что крона растения на­поминает огромный веер или распущенный павлиний хвост, в тени которого может спрятаться и отдохнуть усталый путник. Свое на­звание дерево получило потому, что, давая приют путнику, оно кормит, поит и спасает его от зноя, как радушный хозяин. Родина его - остров Мадагаскар.

20. Это загадочное на первый взгляд явление природы носит название «огни святого Эльма». Свое название они получили в средние века по имени церкви святого Эльма, на куполе которой их часто наблюдали. Это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов в местах образования области сильной наэлектризованности атмосферы. Пробивая себе путь через слой воздуха, они образуют так называе­мый коронарный разряд, который происходит не сразу, как при молнии, а постепенно. Из остроконечных предметов начинает вы­летать огромное количество мельчайших электрических искр, об­разуя свечение.

21. Мраморное море. Туристы «тачтача» - от месторождения белого мрамора на острове Мармара. Площадь моря - 11 472 км 2 .

22. Аральское море - бессточное соленое озеро, расположено оно на высоте 53 м над уровнем океана.

В природе происходит непрерывное разрушение поверхности Земли. Не избежали этой участи и самые твердые каменные породы (граниты, диабазы, кварциты и др.)р которые слагали когда-то горные цепи Карелии.

Процессы разрушения горных пород геологи называют выветриванием. С одной стороны, это процессы чисто физического и механического характера (физическое выветривание), с другой - активные химические процессы. изменяющие самый состав горных пород и их минералов (химическое выветривание). И, наконец, породы могут разрушаться под воздействием живых организмов (органическое выветривание).
Древние карельские горы были разрушены главным образом путем физического выветривания. Смена дня и ночи и времен года, вызываемая различным положением Земли в отношении Солнца,-первая причина разрушительной работы. Вследствие этого происходят резкие колебания температуры в течение суток и более спокойные ее сезонные изменения. Расширение камня от нагревания и сжатие от охлаждения на протяжении огромных промежутков времени, измеряемых миллионами и сотнями миллионов лет. в итоге ведет к образованию сначала почти невидимых трещин в скале, а зате\ и открытых, зияющих разломов, которые нарушают связность и монолитность породы. Рано или поздно скала оказывается с поверхности разбитой на угловатые глыбы, которые, в свою очередь, по трещинам раскалываются на мелкие обломки и щебенку.

Особенно легко разрушаются при резких колебаниях температуры воздуха грубозернистые породы и породы черного цвета.
В Питкярантском районе, например, можно встретить выходы гранитов, сложенных зернами (кристаллами) красных полевых шпатов до!-2 сантиметровв поперечнике, кварца и черной слюды (биотита). Каждый из этих минералов от дневного нагревания и последующего охлаждения расширяется и сжимается неодинаково, или, как говорят физики, имеет разные коэффициенты расширения и сжатия. На границе соприкосновения указанных минералов появляются тонкие трещины; процесс распада постепенно проникает все глубже и глубже, в результате чего глыба крупнозернистого гранита распадается в дресву. Такой гранит называют рапакиви , что значит по-фински «гнилой камень». Выветрившиеся граниты рапакиви дают прекрасный материал для строительства шоссейных дорог.

В окрестностях города Питкяранты часто встречаются крупные валуны гранита-рапакиви, которые сохраняют внешнюю форму цельного камня. Но стоит тронуть их молотком или даже лопатой, как они рассыпаются в грубый песок, состоящий из угловатых зерен полевого шпата, кварца и пластинок черной слюды.

Темноокрашенные и особенно черные породы, наиболее сильно нагреваемые днем, при ночном охлаждении отслаивают целые пласты, которые иногда с треском отделяются от коренного выхода. В пустынях с резкими колебаниями температуры воздуха днем и почыо такой вид физического выветривания наблюдается очень часто.

Итак, под воздействием беспрерывных резких изменений температуры на протяжении миллионов лет карельские горы - карелиды - превратились в каменные обломки, щебенку и дресву, из которых па поверхности гор образовалась каменная россыпь - элювий. Отдельные глыбы элювия под влиянием собственной силы тяжести скатывались вниз, и у основания склонов накапливались целые пирамиды из обломочного материала.

Трещины атакует и другой разрушитель гор - вода, которая при замерзании с неудержимой силой расширяется и разрывает породу.
Огромную разрушительную работу производят также текучие воды в виде ручьев и рек на поверхности Земли (наземные воды) или в виде потоков, проникающих внутрь земной коры (подземные воды). Непрерывный круговорот воды на протяжении нескольких геологических периодов влечет за собой на поверхности
и в недрах Земли более страшные разрушения, чем процесс разрывания скал замерзающей в их трещинах водой. Текучие наземные и подземные воды способны механически размывать любую горную породу (это явление называется эрозией, то есть размывом) или химически растворять ее. Разрушительную работу выполняют даже капли выпадающего дождя. Недаром в народе говорят «капля камень точит».

Река Суна, выработавшая русло в твердых диабазовых скалах и сотворившая водопад Кивач,- яркий пример размывающей деятельности воды. Стремительная в этом участке. Суна размыла и унесла валуны, гальку и песок ледниковых наносов, покрывавших скальные выходы зеленовато-черных диабазов, и стала обрабатывать скалы. Встречая на своем пути стенку обрыва диабаза, воды Супы надают с высоты 8 метров и ударами мощных вертикальных струн подмывают нижнюю часть уступа, постепенно разрушая ее.

Процесс разрушения крепкой и вязкой породы диабаза здесь усиливают песок и камни, подхваченные рекой в пути. Вооружившись каменными снарядами, Суна энергично долбит и разрушает у основания Кивача свое дно. Под действием водной лавины камни приходят во вращательное движение и буровят котлы и колодцы в диабазовом ложе. Их можно хорошо видеть па обнаженных участках диабазовых скал, которые теперь не заливаются водой.

Результаты размывающей деятельности древних рек, стекавших по склонам карелид, были грандиозными. Реки выносили с горных массивов бесчисленные массы обломочного каменного материала, подготовленного разрушительной работой солнца и замерзающей воды, перемещали и отлагали его в пониженных участках в виде валунов, гальки, речного песка и глины. Этот каменный материал обычно складывался в устьях рек на уровне озера или морского водоема, то есть в тех местах, где сила течения горных рек ослабевала.

Вековая работа таких всесокрушающих факторов, как колебания температуры воздуха (деятельность солнца), подрывная работа замерзающей в трещинах скал воды и эрозия горных пород наземными текучими водами привели к постепенному разрушению, сглаживанию и общему понижению древних горных цепей. Горные обвалы и оползни скал усиливали этот процесс.

Могучей разрушительной силой обладают прибойные волны морей и больших озер, а также подземные воды.
Пользуясь малейшей трещиной в скале и порами в рыхлой породе, вода легко проникает внутрь земной коры, размывает встречающиеся па пути горные породы.

Потоки подземных вод невелики по своим размерам, и их размывающая работа не была бы столь заметной, если бы на помощь им не приходили процессы химического растворения. Проникающая в глубь пород вода всегда насыщена газами воздуха и почвы, через которую она проходит. Из воздуха вода берет его активные газы (кислород и углекислый газ), из почвы получает огромное количество углекислого газа - продукта разложения остатков растений и жизнедеятельности почвенных бактерий. Кислород окисляет любой минерал, в составе которого его не содержится. Вооружившись такими химически активными веществами, подземная вода разрушает горные породы.

Хороший пример таких реакций представляют известные в Карелии марциальные воды в Кондопожском районе у деревни Дворцы. В залегающих здесь черных сланцах содержится серный колчедан (соединение серы с железом - FeS2). Просачивающиеся в породу атмосферные воды окисляют его и дают начало источнику минеральной воды, богатой кислородом, в состав которой входит железный купорос (FeS04).
Железный купорос марциальных вод подвергается процессу дальнейшего окисления: из прозрачного раствора купоросной воды выпадает бурый хлопьевидный осадок водной окиси железа - Fe(OH)3, который представляет собой вполне окисленное соединение железа - минерал бурый железняк (лимонит), используемый в качестве стойкой минеральной краски. Водный раствор углекислого газа обладает уже настоящими свойствами кислоты, способной растворять и разрушать большинство минералов и пород.

Особенно легко поддаются разрушительной работе известняковые породы. Они хороню растворяются в углекислой воде.
Все эти изменения в геологии носят название химического выветривания пород и их минералов.

Наконец сама вода для многих пород (например, для каменной соли и гипса) служит хорошим растворителем. В результате непрерывной размывающей, растворяющей и разлагающей деятельности подземных вод горные породы теряют огромное количество своего каменного материала. Трещины в них расширяются, образуя внутри полости и даже пещеры, в которые нередко обрушиваются массы покрывающих их пород.

Подземная вода, встречая на своем пути водоупорные слои пород, например, глины, задерживается здесь, размягчает и вымывает их. Вышележащие породы, лишившись устойчивой опоры, оседают или сползают по наклонной плоскости в речные долины или горные ущелья. В результате нередко образуются гигантские оползни и обвалы, особенно на крутоспадающих пластах.
Для иллюстрации широко распространенного в природе явления оползней можно привести такой пример. В 1911 году на Памире в долине реки Мургаб произошел горный обвал. С высоты 600 метров внезапно обрушилась в долину подмытая масса земли объемом в 3-4 тысячи миллионов кубических метров. Целиком запруженная огромным валом рыхлого материала река образовала большое озеро в 75 километров длиной и 1,5 километра шириной. Глубина озера доходила до 262 метров.
Так подземные воды помогают разрушению гор.

Судьба карельских древних горных цепей не в меньшей степени зависела и от воздействия на них твердой воды - льда. Приведенный в движение лед намного сильнее действует па горные породы, чем жидкая вода.
Кроме сплошного оледенения, в Карелии, как и во всякой высокогорной стране, существовали и отдельные ледники, спускавшиеся ледяными потоками crop в выработанные долины. Геологи нашли доказательство существования таких древних ледников в виде своеобразных горных пород «тиллитов» (погребенных ледниковых наносов). Эти породы представляют собой сильно уплотненные и измененные (перекристаллизоваиные) окаменевшие валунно-глинистые отложения (морены) древних карельских ледников. Их пластообразные скопления залегают среди других древних пород, которые относятся ко времени формирования карелид.

Большое разрушающее влияние на древние горы Карелии оказывали также ветер и живые организмы.
Ветер способен выдувать из выветрившейся ранее породы мелкие частицы, уносить их и при ослаблении своего движения отлагать в форме гряд песков и дюнных холмов. Дюнные пески в некоторых местах восточного побережья Онежского озера (в частности, между Повенцом и Медвежьегорском)-пример такой работы ветра в не столь отдаленные от нас времена.

Когда ветер песет в себе твердые частицы пород, его разрушительная сила удесятеряется. Процесс разрушения скал ветром, особенно резко выраженный при сухом климате, называется развеванием (дефляцией).
Многие растения (например, мхи и лишайники) селятся на поверхности скал. Своими кислыми соками они химически разрушают верхние слои камня. Корни древесных растений, закрепившихся в трещинах скал, механически разрушают их во время своего роста. Этот процесс разрушения горных пород носит название органического выветривания.

Карелиды, как все древние горные системы, под совокупным действием описанных геологических процессов должны были неминуемо погибнуть. Таким же образом разрушились древние горы Донбасса, среднего Урала и др.
Горные цени Карелии превратились в так называемый пенеплен - почти равнину, на которой мы сейчас находим только невысокие холмы, сложенные каменным материалом бывших карелид.

Литература:


  1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии./И.И.Баринова, Л.Н.Елховская, В.В.Николина. М., Просвещение, 1988, с. 152.

  2. Даринский А.В. Методика преподавания географии. М. Просвещение,1975.с.368

  3. Душина И.В. Как научить школьников географии./И.В.Душина, Г.А. Понурова.
«Московский Лицей», 1996. ст

  1. Куприн А.М. Занимательная картография. М. Просвещение. 1989 с.191.

  2. Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. Минск. 1980.
с.143

6. Смолин Н.К. Внеклассная работа по географии. М. Просвещение. 1979. с160.

7. Журналы «География в школе».

8.Разумовская О.К. Веселая география. Ярославль. Академия развития.

Разработки мероприятий


Вечер «Знатоки географии».
В вечере принимал участие каждый желающий ученик с 8 по 11 класс. Задачи данного вечера расширить кругозор учащимся, заинтересовать познанием нового, привить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. Данный вечер расширяет знания учащимся, развивает находчивость, смекалку, умственные способности школьников, учит наблюдательности, помогает глубже понять сущность отдельных явлений и процессов, позволяет интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой.

Для оценки результатов участников вечера было выбрано жюри, в состав которого вошли учителя, старшеклассники. Победителям были вручены призы.


Вопросы, предложенные участникам вечера.

  1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?
(Ответ: греческий ученый Эратосфен.Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39500 км.), и описание известных в то время частей суши и морей, говорится в книге и о форме нашей планеты.)

  1. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны). Ударьте такой камень палкой, и он рассыплется, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит? (Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже гранит.)

  2. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?. (В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3, +5С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.)

  3. Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?. («Ревущие широты (или, как их называют англичане, «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40 и 30 южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.)

  4. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?. (Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.)

  5. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветреное место на Земле), где порывы ветра – это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра в этом районе достигает 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров? (В Антарктиде, на земле Адели.)

  6. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему… Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление? (Мираж – явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом, либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.)

  7. Почему облака не падают на Землю?. (Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.)

  8. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?. («Метеорологическое лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» - 22 июня (со дня летнего солнцестояния). «Природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивание плодов вяза, другие – цветения красного лугового клевера.)

  9. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета. (Н.М.Пржевальский).

  10. Водится ли рыба в Луже? А в тазе? (В Луже – реке в бассейне Оки – и в Тазе – реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.)

  11. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное? (Остров Медный находится в группе Командорских островов, гора Железная – недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое – залив Азовского моря (чаще называют Сиваш), озеро Зеркальное – В Республике Горный Алтай, станция Оловянная – в Читинской области, поселок Соломенное – на берегу Онежского озера.)

  12. В каком географическом названии надо поменять местами две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране? (Эльбрус – вершина потухшего вулкана на Кавказе в СНГ. Эльбурс – горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.)

  13. « я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого магического света». Как называется это явление?. (Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.)

  14. Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах.? (Обычно сумерками называют время, в течении которого Солнце опускается за линию горизонта до 18 градусов. Вблизи экватора видимый путь Солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое Солнцем для пересечения линии сумерек (18 гр. за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных. Отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче.)

  15. В горах внезапно на фоне облаков, расположенных против восходящего или заходящего Солнца, появляется гигантское изображение, например всадника, животного, идущего человека. «Призраки» двигаются. Иногда вокруг головы призрачной фигуры, внезапно возникающей перед наблюдателем на близкой поверхности облаков или тумана, появляются цветные кольца. Что это за интересное и загадочное явление природы?. (Гигантские воздушные фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней – объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.)

  16. Дерево равенала называют еще деревом путешественников. Почему? (Плоды его съедобны, а в пазухах листьев, образуемых расширенными черенками, скапливается вода. Сделав ножом отверстие у основания черенка, можно выпить содержимое и утолить жажду. Листья равенала расположены так, что крона растения напоминает огромный веер или распущенный павлиний хвост, в тени которого может спрятаться и отдохнуть усталый путник. Свое название дерево получило потому, что, давая приют путнику, оно кормит, поит и спасает его от зноя, как радушный хозяин. Родина его – остров Мадагаскар.)

  17. Самое маленькое из морей земного шара. Названо оно по имени горной породы, которую нашли на одном из островов, расположенных в этм мире. Какое это море? (Мраморное море (турецкое «мармара» - от месторождения белого мрамора на острове Мармара). Площадь моря – 11472 кв. км.

  18. Назовите море, лежащее выше уровня океана. (Аральское море – бессточное соленое озеро, расположено оно на высоте 53 м над уровнем океана.)

Игра «Счастливый случай».


В дни недели географии провели игру «Счастливый случай» для 8-10 классов.

Игра способствует расширению кругозора, закрепляет знания, развивает мышление, пробуждает интерес к предмету и вызывает чувство гордости за свою команду.

Для музыкального оформления записали музыку, которая сопровождала всю игру.

На классной доске написали название игры, вывесили рисунки учеников: бегущие лошадки, смеющиеся рожицы, вопросительные знаки.


Ход игры.

1. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы)

2 Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления (метаморфизация)

3 Погода без ветра (штиль).

4.Изменение свойств воздушных масс (трансформация).

5. Мелководная часть моря (шельф)

6. Линия на карте, соединяющие места, где отмечается одинаковая средняя температура воздуха (изотермы).

7. Сорняк для щей (крапива).

8. Птица- любительница кедровых орешков (кедровка).

9. Отношение количества осадков к испаряемости (коэффициент увлажнения).

10. Вода в твердом состоянии (снег, лед).

11. Положение какой-либо территории на карте (физико-географическое положение)

12. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная радиация).

13. Туман на большой высоте (облака).

14. Модель Земли (глобус).

15. Сосновый лес (бор).


9 класс.

1. Укрупнение производства (концентрация).

2. Проход судов вдоль границ другого государства (большой каботаж).

3. Мероприятия по улучшению состояния земель (мелиорация).

4. Наука о населения (демография).

5. Количество груза, транспортируемого на определенное расстояние за единицу времени (грузооборот).

6. Удобрение, летающее в воздухе (азот).

7. Вода в газообразном состоянии (пар).

8. Связи с целью производства готовой продукции (кооперирование).

9. Выпуск однородной продукции предприятием, районом или страной (специализация).

10. Тот, кто дает деньги в долг (кредитор).

11. Посредник между продавцом и покупателем (брокер).

12. Место регистрации безработных (биржа труда).

13. Запасы, ценности, средства, возможности (ресурсы).

14. То, что продается и покупается на рынке (товар).

15. Отрасль экономики, осуществляющая реализацию товаров путем купли-продажи (торговля).

16. Роща из дуба (дубрава).
10 класс.

1. Карта с изображением стран мира (политическая).

2 Политика невмешательства в войны между другими государствами (нейтралитет).

3. Эмигранты, возвратившиеся на родину (реэмигранты).

4. Государство с едиными центральными органами управления (унитарное).

5. Измеритель цены (деньги).

6. Затраты на изготовление продукции (издержки).

7. Процесс обратный импорту (экспорт).

8. Снижение покупательной способности населения (инфляция).

9. Нарушение правильных соотношений между частями производства (диспропорция).

10. Срастание соседних городских агломераций (мегалополис).

11. Глава Ватикана (папа римский).

12. Она видна по полету (птица).

13. Преданность интересам Родины (патриотизм).

14. Страна, где впервые приготовили спагетти (Италия).

15. Название Бразильской фермы (фазенда).

16. Самое длинное государство (Норвегия).

17. Еловый лес (ельник).

18. Небольшие участки березового леса (колки).
Второй гейм «Гонка за лидером».

8 класс


    Понижения земной поверхности (впадины).

  1. Газообразная вода (пар).

  2. Модель Земли (глобус).

  3. Время суток после ночи (утро).

  4. Путь Земли вокруг Солнца (орбита).

  5. Нелетающая птица (киви, страус, пингвин).

  6. Период вращения Земли вокруг своей оси (сутки).

  7. Хитрый наматывает, ленивый дует (ус).

  8. Форма Земли (геоид).

9-10 классы.

1. Судоходство между портами одной страны (малый каботаж).

2. Провоз грузов или пассажиров через промежуточные пункты (транзит).

3. Лицо, занимающееся частной торговлей (коммерсант).

4. Конторский служащий (клерк).

5. Совладелец предприятия (компаньон).

6. Приспособление к изменяющимся условиям (адаптация).

7. Владелец акций (акционер).

8. Натуральный товарообмен (бартер).

9. Наличие незанятого рабочего места (вакансия).

10. Специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий (менеджер.

11. Нотариально оформленный договор купли-продажи недвижимости (купчая).

12. Самое маленькое государство (Ватикан).

13. Резкий подъем сельского хозяйства за счет новых технологий (зеленая революция).

14. Столица самого северного государства (Рейкьявик).

15. Новая столица Казахстана (Астана).

16. Биологический зачинщик гриппа (вирус).

17. Коренной житель (абориген).
Третий гейм «Заморочки из бочки».

8 класс.


1. «В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины Земли».

Кому принадлежат эти строки? О ком идет речь?

(Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов были высажены на льдину у Северного полюса в 1937 году и пробыли на ней 272 дня, проплыв 2,5 тыс.км. Автор строк – Исаевский.).

2. Поэт П.Богданов пишет:

«Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что на каком-то там меридиане

От полюса до полюса вода».

Существуют ли такие меридианы? (Да)

3. Все мы любим поэзию А.С.Пушкина, и стихи, которые я прочту, вам известны.

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя». (Зимний вечер.)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась….» «Зимнее утро).

О каких атмосферных процессах идет речь? (О циклоне).

4. «Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный».

Какому атмосферному процессу дается определение? (Антициклон).

«Был новогодний день.

Праздничный. Середина лета!»

Возможно ли это? (Да. В тропических странах южного полушария.)

6. Полюс холода в южном полушарии на станции «Восток» (-88,3). Где полюс холода в северном полушарии? (Оймякон).

7. На улицах нашего города встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются? (Ямы).

8. Писатель Н.Н.Михайлов (он был географом) в свой книге «Иду по меридиану» пишет, что день длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».

1. Уважаемые Знатоки!

Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб – всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокие урожаи?.

(Озимую пшеницу в Сибири не выращивают, так как там сильные морозы и ее посевы вымерзают.)

2. Где зародилась аквакультура и что это такое?.

(Аквакультура – искусственное разведение рыбы, возникла в Китае.)

3. О каком природном явлении писал И.Бунин:

«В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Ее уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны». (Прилив)
Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады».

Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении (мировой круговорот воды в природе).

5. «…В этой стране вечного льда и снега выращивают дыни, арбузы, виноград и даже бананы и ананасы! В стране случаются катастрофические наводнения, которые совершенно не связаны с изменениями погоды и сменой времен года На каждого жителя этой республики приходится 4,5 овцы».

Как называется страна и ее столица, о которой говорится в этом отрывке?.

(Исландия).


Четвертый гейм «Самое, самое»

Участник команды называет и показывает географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Например, самое глубокое озеро (Байкал), самые высокие горы (Гималаи). Набирает больше баллов тот, кто за 1 мин ответит на большее количество вопросов.


Пятый гейм «Темная лошадка».

Под фонограмму участники игры исполняют свои частушки.

Например: Ах, подружка моя,

Как тебе не стыдно.

Географию не учишь,

Думаешь не видно!

Заключение.


  1. Звучит музыка, жюри оглашает итоги.

  2. Команды получают сувениры.

Географический конкурс эрудитов «По странам и континентам».


Цель конкурса:

  1. Углубить знания учащихся по географии.

  2. Формирование умений самооценки уровня своих знаний.

  3. Развивать познавательный интерес учащихся по географии.

Учащиеся делятся на группы – команды. За правильный ответ участник получает один балл, за неполный ответ – полбалла.


  1. Конкурс «Материки».
Каждая команда получает лист и выбирает для своего материка рекорды.

Части света.

Евразия. Африка. Антарктида. Австралия. Северная Америка. Южная Америка.

Более 90% всех запасов пресной воды на Земле.

¼ территории континента – зона вечной мерзлоты.

Самый сухой климат на планете (2/3 ее территории пустыни и полупустыни).

Вдоль какого материка протянулся коралловый риф?

Самый крупный материк (1/3 всей суши).

Самое крупное озеро.

Самый малонаселенный материк на Земле (менее 0,4% от всех жителей на Земле).

Самый холодный из всех материков.

Где находится величайшая на Земле река.

Самый населенный материк на Земле (3/4 всех жителей на Земле).

Грандиозный каньон, который прорыла река в горном плато на западе континента.

На этом материке две крупнейшие страны мира.

Самый одинокий материк (по удаленности от других).

Второй по величине материк Земли.

Самый высокий материк на планете (более 2000м – средняя высота).


  1. Конкурс «Угадай столицу».
Россия (Москва) Аргентина (Буэнос – Айрес)

Германия (Берлин) Китай (Пекин)

Португалия (Лиссабон) Япония (Токио)

Эфиопия (Аддис-Абеба) Мексика (Мехико)

Франция (Париж) Чили (Сантьяго)


  1. Конкурс «О путешественниках и открытиях».

    1. Кто первым осуществил плавание из Европы в Индию? (Васко-да-Гама).

    2. Английский мореплаватель, изучавший Австралию. (Дж. Кук).

    3. Английский полярник, погибший в 1912 году во время экспедиции к южному полюсу Земли. (Р. Скотт).

    4. В каком году Х. Колумб открыл Америку? (1492г).

    5. Какое открытие сделал С.И.Дежнев и в каком году? (в 1648г открыл мыс, назвал его Большим Каменным носом, открыл пролив разделяющий Азию и Америку)

    6. Кто открыл Антарктиду? (М.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен).

    7. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. (Семен Челюскин, м. Челюскин)

    8. Известный путешественник, возглавивший в 1519 – 1522гг первое кругосветное путешествие. (Фернандо Магеллан).

    9. Голландский путешественник 17 века, исследовавший северные и северо-западные берега Австралии. (Абелл Тасман).

    10. Когда и кем впервые был покорен Южный полюс?. (Руаль Амундсен 1911г)

    11. Назовите имя пирата, именем которого назван самый широкий в мире пролив? (Френсис Дрейк).

    12. Этот путешественник исследовал Азию в течении 24 лет. (Марко Поло)

    13. Известно, что география зародилась в глубокой древности. Кто первым употребил термин география? (Эратосфен)

    14. Кто создал первый глобус? (М. Бехайм).

    15. Первым человеком, доказавшим предположение Пифагора о шарообразности Земли, был… (Аристотель).

    16. Кто написал книгу «Хождение за три моря»? (Афанасий Никитин)

  2. Конкурс «О какой стране идет речь».
Страна туманов. (Великобритания).

Страна восходящего Солнца. (Япония).

Страна озер. (Финляндия)

Страна «льда и огня». (Исландия).

Рай для туристов. (Франция).

Главный сад Европы. (Италия).


  1. Конкурс «Что это значит?»
Джомолунгма (с тибетского «богиня»-мать Земли).

Эверест (в честь крупного геодезиста 19в Д.Эвереста).

Гималаи (с непальского «снежная гора»).

Везувий (с древнего итальянского «Дым»).

Лабрадор (с португальского «земля пахаря»)

Камчатка (по имени русского землепроходца И.И.Камчатского).

Терек («тополь» с тюркских языков)

Миссисипи («большая река»).

Ниагарский водопад (с индейского «гремящая вода»)

Вдп. Анхель (в честь венесуэльского летчика Х. Анхеля, который его открыл.


  1. Конкурс переводчиков.
Что означают слова?

Кебрачо (дерево «сломай топоооооор»)

Ранчо (усадьба, хутор)

Гуачо (наездник, пастух).

Пончо (короткий плащ из прямоугольного куска ткани с вырезом для головы

посередине)

Самум (песчаная буря)

Бедуин (обитатель пустыни)

Гоби (монгольское пастбище).

Сельва (лес).

Пампа (пространство, лишенное древесной растительности).

Прерия (саванна Северной Америки).


  1. Конкурс «Самое, самое, самое…»
От каждой команды к доске выходят по одному ученику, задаются вопросы,

географические объекты назвать и показать на карте. Если ответа нет или

неправильный, отвечает соперник.


  1. Самый большой материк (Евразия).

  2. Самый большой полуостров (Аравия).

  3. Самое маленькое море в России (Азовское)

  4. Самая высокая вершина России (Эльбрус)

  5. Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли (Северный
Ледовитый океан).

6 .Самые молодые горы России. (Кавказ)

7. Самый большой остров мира (Гренландия)

8.Самый сухой материк (Авсралия).

10. Самое высокое место в мире (Эверест).

11. Самое соленое озеро в мире (Мертвое).

13. Самое большое озеро мира (Каспийское).

14. Самое глубокое озеро мира (Байкал).

15. Самый большой полуостров России (Таймыр).

17. Какой город считается самым холодным в России (Оймякон).

18. Самое соленое море (Красное).

19. Самый большой российский остров (Сахалин).

20. Самое глубокое место в океане (Марианский желоб)

21. Самый влажный материк (Южная Америка).

24. Самый широкий пролив (Дрейка).

8. Конкурс «Знаешь ли ты».

От каждой команды выбирается по одному знатоку.


  1. Только одна из всех частей света носит имя путешественника. Какая это часть
света и в честь кого она названа? (Америка, по имени итальянского

мореплавателя Америго Веспуччи).


  1. Страны Центральной и Южной Америки называют Латинскими странами.
Почему их так называют? Какие языки являются государственными в странах Латинской Америки?. (Бразилия- португальский, Гаити- французский, остальные испанский. Эти романовские языки развились на основе латинского языка, отсюда и название).

  1. Название какой страны Южной Америки указывает на особенность
географического положения ее? (Эквадор)

  1. Какие государства расположены в разных частях света?.
(Россия, Турция, Дания, Египет).

  1. Конкурс «Географические загадки».

  1. Одна из жительниц небольшого аргентинского города Сан-Хусто,
расположенного более чем в 500 км к северу от Буэнос- Айрес

потому что он вдруг закричал: «Смотри, корова летит по воздуху». Я обернулась и обомлела. Действительно, по воздуху летела корова. Она

упала в метрах 30 от нас». Следствием какого грозного явления природы

могло стать описанное выше событие? Что является причиной его возникновения? (смерч, скорость170 км в час, воздух

кружится по спирали со скоростью 100км в сек.).


  1. Эти широты называют на Земле ревущими, а вторые – конскими.
Что это за широты и почему их так называют?

(40-е широты южного полушария, для которых характерны сильные

ветры, штормы – ревущие, 30-35-е широты с.ш. и ю.ш. – конские.

Корабли, шедшие в Вест – Индию, встречали здесь штиль, были длительные остановки, из-за недостатка пресной воды выбрасывали за борт лошадей,

взятых для различных работ).


  1. Конкурс «90 секунд».
В течение 1,5 мин. Участники отвечают на вопросы. Количество баллов

Определяется количеством правильных ответов.


  1. Пролетая над экватором, вы можете увидеть снег? (Килиманджаро).

  2. Как называется пустыня, если в названии ее отбросить последнюю букву,
мы часто употребляем это вещество (Сахара).

  1. Это чудесное растение произрастает на реке Амазонка, но оно часто звучит
как «победа». Назовите растение.(Виктория)

  1. Скажите, где находится на Земле Мертвое море? (на Аравийском п-ве).

  2. Что получают люди из гевеи? (каучук)

  3. Что означает слово «кенгуру» на английском языке? (не понимаю).

  4. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские)

  5. Назвать полуостров, название которого означает в переводе «земледелец»?
(Лабрадор).

9. Назовите море, которое Колумб принял за зеленую землю? (Саргассово).

10. Знаете ли реку, высокие берега которой называют «раскрытой книгой»?

(Колорадо).

11.У какого моря нет берегов? (Саргассово).

12. Соленое озеро на Прикаспийской низменности? (Баскунчак).

13. Назовите растения Антарктиды. (мхи, лишайники, водоросли).

14. Крупнейший из Японских островов. (Хонсю).

15. В каком заливе самые высокие приливы в мире? (Фанди, США)

16. Крупнейший остров мира. (Гренландия).

17.Самый восточный остров России..(Ратманова)

18. Коренные жители США? (индейцы).

19. Какие океаны омывают Антарктиду? (Тихий, Индийский, Атлантический).

20. Каким поясом не подпояшешься? (географическим)

21. Виден край, да не дойдешь. (горизонт).

22. Где в апреле и мае много овощей и фруктов? (южное полушарие,

сбор урожая)

11. Подведение итогов. Награждение лучших знатоков географии и команды, набравшей наибольшее количество баллов.

На территории Европы встречается достаточно много так называемых следовиков – камней с отпечатками рук или ног. Эти следы на камне молва приписывает святым или божествам. Они различны и по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и даже по характеру самих изображений.


Интересно, что представляют собой эти необычные камни на самом деле? Об этом рассказал известный карельский этнограф, вице-президент общества «Расея» Алексей Попов .

Камни российского Севера

– Алексей, почему для своих исследований вы выбрали именно Карелию?

– Дело в том, что Карелию, которая расположена на северо-западе России, можно назвать полноценным мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся важной частью культурного ландшафта в целом. Он нес отпечатки живой традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины тысячелетий.

– Официальная наука подтверждает необычные свойства этих валунов?

– Современное отношение официальной науки к священным камням звучит как приговор: «При современном состоянии источников научной базы значительная часть так называемых "священных” валунов должна быть изъята из научного оборота в силу непроверяемости сведений о них и неосуществимости комплексного изучения объектов».
Много священных камней уже погибло: их разбили, зарыли, утопили. Гибнут они и сегодня. Энтузиасты спасают их, как живых существ, создавая сады и музеи камней. Но вырванный со своего места священный камень теряет свою «святость», свое окружение, свои легенды…

Учение древних народов

– Откуда пошел культ камней?

– Во II веке нашей эры древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал: «Существует исконное древнее учение, которым занимались древнейшие народы, государства и мудрые люди – египтяне, ассирийцы, гиперборейцы, кельтские друиды и геты…» Очень немногое из этого «исконного учения» сохранилось до наших дней. Одна из самых больших загадок такого рода реликтов – мегалитические сооружения, выполнявшие некогда религиозные, астрономические и магические функции и служившие, как показывают современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными скрытыми силами природы.


– О каких мегалитах идет речь?

– Наибольшее распространение имеют, несомненно, почитаемые камни с изображениями, получившие в России название «следовики». Изображения варьируются в широком диапазоне: от явно рукотворных, с четкой проработкой контуров, до маловыразительных, практически наверняка являющихся игрой природы. Но их общей чертой всегда остается то, что в народном восприятии данные изображения являются именно следами – «божьими», «бесовыми», «чертовыми», следами Богородицы, различных святых и т.д. – даже в тех случаях, когда само изображение лишь отдаленно напоминает по форме след.

Индоевропейский след

– С кем же чаще всего у людей ассоциируется камень-следовик: с бесами или святыми?

– Камни-следовики очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от обычных до огромных), и их природа (известны, помимо человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и предположительно определяемый возраст следов. Тогда как существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке приводит исследователей известная связь камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы.

Сегодня никто не может точно сказать, какое назначение имели подобные камни, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было. Хотя целый ряд серьезных исследователей связывает их появление с древнейшими арийскими верованиями, в частности, с легендой о трех шагах Вишну, символизирующих движение Солнца от восхода до заката через точку в зените. Камни-следовики – немые свидетели древнейшего продвижения с севера на юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов.


Свидетели древних знаний

– В чем суть этих культов?

– На протяжении веков многим из этих памятников сопутствовали предания, повествующие о происхождении камней или знаков на них, а также обрядовая практика – молебны; культовым камням приписывались чудодейственные целебные свойства. Большинство таких камней-следовиков лежат около троп или дорог. В стародавние времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди не только понимали язык зверей и растений, но и при помощи магии могли изменять структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова легенда, до сих пор бытующая в Карелии. Местное население бережно хранит легендарные страницы прошлых эпох. К науке, конечно, это не имеет отношения, но, как говорят старики, имеет отношение к жизни. Существует много свидетельств и целебных свойств следовиков. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в углублениях, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Сельское население Карелии свято верит в волшебную силу загадочных камней.

Тени прошлого на скалах Белого моря

– Какие следовики в Карелии наиболее известны?

– У нас только официально «зарегистрированных» камней-следовиков достаточно много, но самыми известными могут, пожалуй, считаться знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трех сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Это так называемые «Бесовы следки». По большей части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы). На фоне этого разнообразия особенно интересна цепочка следов, ведущая к изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся символом некоего божества.

На рисунке изображен человек, стоящий на одной ноге, с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом. Эта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и российских исследователей не получила серьезного осмысления. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга» или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» человека (шамана, мага), стоящего в этой позе, прямо связана с архаическими культами богов смерти и магии (сравните одноглазого Одина в скандинавской традиции, одноногую Бабу-ягу – в славянской, одноногих стражей иного мира в валлийском эпосе и т.д.).



В древности считалось, что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым – иной мир (мир духов).
Таким образом, данное изображение, на мой взгляд, является именно изображением шамана (мага) в сакральной позе и прямо связано с традиционным северорусским шаманизмом.

Образ является ключом к сакральным тайнам Белого моря, к далекому гиперборейскому прошлому современного российского Северо-Запада. Поэтому и выбитая на скалах цепочка следов, с заложенным в них глубоким магическим смыслом, выполняет свою вполне конкретную роль, не понятую учеными, но прекрасно осознаваемую коренными жителями этих мест: дольмены, сейды, каменные лабиринты, камни-следовики – все это «входы» в невидимый мир таинственных сил, которым поклонялись древние…

Задачи:

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. заинтересованность в познании нового;
  3. привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  4. развитие находчивости, смекалки;
  5. интеграция знаний по географии с историей, биологией, физикой.

Жюри: учителя географии, биологии, физики, истории, старшеклассники.

Ход игры

I . Вопросы , предложенные участникам игры

  1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?
  2. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны).Ударьте такой камень палкой, и он рассыпится, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит?
  3. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?
  4. Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?
  5. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?
  6. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один из путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветряное место на Земле), где порывы ветра - это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров?
  7. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему... Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление?
  8. Почему облака не падают на Землю?
  9. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?
  10. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета?
  11. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе?
  12. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное?
  13. В каком географическом названии надо поменять места ми две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране?
  14. Я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого «магического света». Как называется это явление?
  15. Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах?

ОТВЕТЫ

  1. Греческий ученый Эратосфен. Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39 500 км), и описание известных в то время частей суши и морей; говорится в книге и о форме нашей планеты.
  2. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.
  3. В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3 °С, +5 °С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.
  4. «Ревущие» широты (англичане называют их «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40° и 30° южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.
  5. Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.
  6. В Антарктиде, на земле Адели.
  7. Мираж - явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.
  8. Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.
  9. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» - с 22 июня (со дня летнего солнцестояния), «природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивания плодов вяза, другие - цветение красного лугового клевера.
  10. Н. М. Пржевальский.
  11. В Луже - реке в бассейне Оки - и Тазе - реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.
  12. Остров Медный находится в группе командорских островов, гора Железная - недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое - залив Азовского моря (Сиваш), озеро Зеркальное - в Республике Горный Алтай, станция Оловянная - в Читинской области, поселок Соломенное - на берегу Онежского озера.
  13. Эльбрус - вершина потухшего вулкана на Кавказе. Эльбрус - горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.
  14. Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.
  15. Обычно сумерками называют время, в течение которого солнце опускается за линию горизонта до 18°. Вблизи экватора видимый путь солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое солнцем для пересечения линии сумерек (18° за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных, отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче. Это необыкновенное природное явление носит название «брокенские призраки», которое оно получило по имени горы Брокен в горном массиве Гарц (в Германии), где его часто наблюдали. Долго оно внушало людям суеверный страх. Только в конце XVII века удалось раскрыть тайну «броненских призраков». Воздушные гигантские фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней - объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.

Жюри подводит итоги.

II . «Загадочные страны».

Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны. Жетон получает та команда, которая сделает это быстро.

III . Блицтурнир «Угадай страну».

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.
  2. «Молочная ферма» Европы.
  3. «Стальное герцогство».
  4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт,игорный рай.
  5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км2, а население - на 17 млн. человек.
  6. Страна тюльпанов.
  7. Страна-банкир.
  8. Государство - теократическая монархия.
  9. Страна, непрерывно воюющая с морем.
  10. Страна розового масла.
  11. «Лесной цех» Европы.
  12. Бывшая «мастерская мира».
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица - на острове.
  14. В стране работает фабрика «Кох-и-нор», выпускающая 1 млн. карандашей в день.
  15. Страна - родина паровозов и метрополитена.
  16. Страна 80 тысяч озер.

Жюри подводит итоги.

ОТВЕТЫ К БЛИЦТУРНИРУ

I. Германия, Словакия, Исландия, Норвегия.

  1. Греция.
  2. Швейцария.
  3. Люксембург.
  4. Монако
  5. Германия.
  6. Нидерланды.
  7. Швейцария.
  8. Ватикан.
  9. Нидерланды.
  10. Болгария.
  11. Финляндия.
  12. Великобритания.
  13. Дания.
  14. Чехия.
  15. Великобритания.
  16. Финляндия.

V . «Знаешь ли, кто «самый-самый»?»

Перед игрой класс делится на две половины, затем ведущий по очереди задает вопросы командам. За каждый правильный вопрос команда получает одно очко. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков.

Примерные вопросы:

  1. Назовите самое большое море, у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, площадь которого равна 2 млн. 300 тыс. км)
  2. Назовите самое маленькое море? (Это Азовское море, его площадь - 38 тыс. км)
  3. Назовите самое глубокое море у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, так как его средняя глубина более 1500 м, а максимальная равна 4473 м)
  4. Назовите самое мелкое море, омывающее Российскую Федерацию? (Это Азовское море, его средняя глубина около 8 м, а макси мальная равна 13 м)
  5. Назовите самое большое озеро в России (и в мире)? (Каспий ское море, площадь которого - 372 тыс. км 2)
  6. Назовите самое глубокое озеро в России (и в мире)? (Байкал, его глубина - 1620 м)
  7. Назовите самый большой полуостров на территории РФ?(Таймыр, его площадь равна 400 тыс. км 2)
  8. Назовите самый большой остров на территории РФ? (Сахалин, его площадь - 76,4 тыс. км)
  9. Назовите самую многоводную реку в России?(Енисей, его среднегодовой сток равен17400м /с)
  10. Назовите самый высокий действующий вулкан на территории России? (Ключевская Сопка, его высота - 4570 м)
  11. Назовите самый высокий действующий вулкан в Африке? (Килиманджаро)
  12. Назовите самую высокую вершину Алтая? (г. Белуха)
  13. Назовите самое пресное море в России? (Балтийское)

Жюри подводит итоги.

VI . «Отгадай, кто я?»

Оборудование: физическая карта мира.

Перед игрой на стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Ведущий рассказывает историю происхождения географических названий, а ученики по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.

Примерные вопросы:

  1. Название ее произошло от слова «амасуну», которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)
  2. Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и на звании его именем. (Анхель)
  3. С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)
  4. Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибрал тарский)
  5. Название переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)
  6. С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)
  7. Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)
  8. С тибетского языка это название переводится, как «богиня - мать Земли». (Джомолунгма)
  9. В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)
  10. Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)
  11. Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)
  12. Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)
  13. Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)
  14. Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)
  15. Это название образовалось от инкского «анта», что означает - «медь». (Анды)
  16. В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает погоду». (Ильмень)
  17. В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)

Жюри подводит итоги.

VII. «Географические ассоциации»

Участники делятся на две команды. Затем учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.

Примерные задания:

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)
  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)
  3. Ветер; вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Жюри подводит итоги.

VIII . «Пять подсказок»

Оборудование: географическая карта.

Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.

Примерное задание:

1-я подсказка - площадь его примерно 7 млн. км 2 .

2-я подсказка - он расположен в Южной Америке.

3-я подсказка - здесь собирается вода примерно с половины территории континента.

4-я подсказка - на его площади находится река Амазонка и ее притоки.

5-я подсказка - это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.

(Бассейн реки Амазонки)

IX . Географические загадки - шутки

  1. Какой город Алтайского края «рожает волчат»? (Волчиха.)
  2. Какая река Тамбовской области «каркает»? (Ворона.)
  3. Какая река Рязанской области «плавает» и из воды выходит сухой? (Гусь.)
  4. Какой город Кировской области «рожает ежат»? (Ежиха.)
  5. Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули.)
  6. Какая станция самая холодная? (Зима.)
  7. Какой город Удмуртии «развлекает» не только детей, но и взрослых? (Игра.)
  8. Какой город Армении и река Красноярского края «носят популярное в Армении мужское имя»? (Кама.)
  9. Какой приток реки Онеги «покрывает тело человека, животного»? (Кожа.)
  10. Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама.)
  11. Какой приток реки Волги «любит мед»? (Медведица.)
  12. Какой город Орловской области «летает»? (Орел.)
  13. Какой город Томской области имеет «2 конца»? (Палочка.)
  14. Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная.)
  15. Каким городом татарские женщины «покрывают головы»? (Шали.)
  16. Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки.)
  17. Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую на родную сказку? (Щучье.)
  18. Какой полуостров «говорит о своей величине»? (Ямал.)
  19. Какой город Оренбургской области хорошо «видимый»? (Ясный.)
  20. Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер.)
  21. Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир.)
  22. Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок.)
  23. Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива.)
  24. Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно.)
  25. Какой город Павлодарской области носит имя покорителя Сибири? (Ермак.)
  26. Какой город Саратовской области является «неиссякаемым источников доходов» (Золотое.)
  27. Название какого города на Камчатке используется в народных загадках о карандаше? (Ивашка.)
  28. Назовите «сладкий» город. (Изюм.)
  29. Название какого города Воронежской области похоже на хлеб в форме замка с дужкой? (Калач.)
  30. Какая река Новосибирской области «говорит» о своей величине? (Карапуз.)
  31. Какой город Кировской области «смертельно жалит»? (Кобра.)
  32. Какой город Самарской области «ловит ведра в колодце»? (Кошки.)
  33. Какой город Краснодарского края - «символ христиан ского культа»? (Кресты.)
  34. Какой город на Камчатке «жжется»? (Крапивная.)
  35. Какая река Алтайского края «летает»? (Лебедь.)
  36. Какая река Якутии носит женское имя? (Лена.)
  37. Какой город в Якутии можно «найти на часах»? (Стрелка.)
  38. Какая река Томской области «хитрая»? (Лисица.)
  39. Каким мысом Камчатки можно «копать землю»? (Лопатка.)
  40. Какой остров Ленинградской области «указывает на свою силу»? (Мощный.)
  41. Какая гора Челябинской области «притягивает железо»? (Магнитная.)
  42. В какой реке Амурской области «живет» лиса? (Нора.)
  43. Какой город Пермской области «жалит»? (Оса.)
  44. Какую реку Хабаровского края особенно «любят охотники»? (Охота.)
  45. Какой город Магаданской области «атрибут туриста в походе»? (Палатка.)
  46. Какой город Кировской области «горит и светится»? (Свеча.)
  47. Какой город Магаданской области «летает»? (Сокол.)
  48. Какую реку Оренбургской области можно «выжать»? (Сок.)
  49. Какой город Пензенской области «живет рядом»? (Соседка.)
  50. Какую реку Тюменской области можно «перенести с водой»? (Таз.)
  51. На каком городе Ставропольского края можно «отдохнуть и выспаться»? (Тахта.)
  52. Какая река Амурской области «бежит по проводам»? (Ток.)
  53. Какой город Хабаровского края «дружно поет»? (Хор.)
  54. Какой город Красноярского края «поднимет шум»? (Шумиха.)
  55. Какой город Свердловской области «не боится огня»? (Асбест.)
  56. Какой город Амурской области «не имеет имени»? (Бе зымянный.)
  57. Какая река Сахалинской области «вращается»? (Вал.)
  58. Какой город Смоленской области является «первым ростком посевов»? (Всходы.)
  59. Какой город Смоленской области «сочинял музыку»? (Глинка.)
  60. Какой город Вологодской области «символ мира»? (Голуби.)
  61. Какой город Тульской области - «русская народная игра»? (Горелки.)
  62. Какой город Саратовской области «написал известную сказку»? (Ершов.)
  63. Какой город Свердловской области - «драгоценный камень зеленого цвета»? (Изумруд.)
  64. Какой город Красноярского края «зовет на помощь»? (Караул.)
  65. Какой город Московской области «вышибаешь»? (Клин.)
  66. По какому городу Алтайского края «трудно ездить»? (Кочки.)
  67. Какая река Московской области «ценится дорого»? (Лама.)
  68. Какую реку Ленинградской области «косят»? (Луг.)
  69. Какой город Мурманской области «трудно плавится»? (Никель.)
  70. Какая река Красноярского края может «заменить все существительные женского рода»? (Она.)
  71. Какой город Бурятии имеет «кличку лошади»? (Орлик.)
  72. Название какой реки Оренбургской и Самарской областей при чтении слева направо - «бежит по проводам», а справа налево - «домашнее животное»? (Ток.)

Подведение итогов. Награждение победителей медалями: «Лучшему знатоку географии».

Список используемой литературы:

  1. Предметные недели в школе: География. Сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  2. Занимательная география на уроках географии и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007г.
  3. Журналы «География в школе», «Воспитание школьника»
  4. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1996.