Город где живут корейцы. От депортации до репатриации

Мировая численность данного народа составляет более 82 млн человек. Конечно же, основная их масса проживает на земле одноименных государств: Северного и Южного.

Второе место занимает Китай. Завершает тройку лидеров по количеству корейцев - США. В этих государствах проживает чуть больше 2 млн человек. Япония расположилась на четвертом месте. Здесь азиатов чуть больше 900 тысяч. Россия находится после Канады, которая стоит на пятой позиции. Среди русскоязычной нации проживает 170 тыс. азиатского народа, в то время как в североамериканском государстве их чуть больше 200 тыс. Откуда корейцы в России?

Основная часть корейского населения является атеистами, однако также распространены буддисты и христиане. При этом таковых много лишь в Южной Корее, а в Северной части в основном проживают те люди, которые все-таки не придерживаются ни одной из религий.

Более подробно о жизни нации

Среди населения корейского полуострова сильное распространение получили такие праздники, как первый год со дня рождения ребенка, Новый год, 60-летний юбилей. Помимо этого, ежегодно отмечается День урожая, причем как в Южной Корее, так и в Северной.

Основным продуктом питания является рис. Чаще всего корейцы употребляют в пищу именно его и некоторую другую пищу животного происхождения. Это связано с тем, что в давние времена многие в государстве не способны были позволить себе овощи и фрукты. Именно поэтому традиционные корейские блюда представлены перечисленными видами. Также популярными являются морепродукты. Скорее всего, многим известен тот факт, что корейцы предпочитают острую еду. В их рационе часто можно встретить блюда с большим содержанием перца: красного, чили или молотого.

Если говорить о манере одеваться, то это нация, в отличие от других азиатских, предпочитает белый цвет в традиционных одеждах.

Имена корейцев, как правило, состоят из трех слогов. Первой записывается фамилия, далее идет имя. Оно складывается из двух частей. Наиболее популярными родовыми именами этой нации являются Ким, Ли, Пак, Чхве (Чой, Цой). После замужества женщина оставляет девичью фамилию.

Корё-сарам

Корё-сарам - название этнических корейцев, которые проживают на постсоветской территории и считаются потомками коренных представителей нации. Если расшифровать это «имя», то первая часть является отсылкой к государству народа, которое существовало с 918 по 1392 год. «Сарам» с языка этого народа переводится как «человек». Но все же многих интересует вопрос: откуда корейцы в России?

Кем являются советские и постсоветские корейцы? Это люди, которые называют себя прямыми потомками азиатов, проживающие на с 60-х годов XIX века. Как правило, они являются переселенцами из северных регионов соответствующего полуострова. Среди них много православных, буддистов, протестантов. Большая часть представителей этого народа говорит на русском языке, а своего родного они не знают.

Корейцы в России массово начали появляться еще с 1860 г. Миграция достигла своего пика в 1930 г. Стоит отметить, что ее не смогла остановить даже революция. Почему появилось такое желание у корейцев переселиться в Россию? Стимулом стала нехватка земель в их родном государстве, хорошее отношение местных чиновников к народу, а также оккупационные действия со стороны Страны восходящего солнца. Интересным фактом является то, что китайская и японская общины на территории СССР были уничтожены, в то время как корейцы в России смогли выжить и даже начали развиваться.

В 1917 г. здесь уже проживало более 100 тысяч представителей этой нации. Больше всего их было в Приморском крае (90%). Когда к власти пришел Сталин, описываемый народ был первым, кого решили депортировать по национальному признаку. Однако уже в 1935 г., согласно переписи населения, на территории СССР проживало более 200 тысяч корейцев. Через 2 года они были депортированы в Казахстан и Узбекистан.

Стоит заметить, что в Приморье до осуществления данных действий со стороны правительства народ достаточно хорошо и быстро развивался. Причем переселение корейцев в Россию продолжилось. Здесь было открыто два азиатских района, 77 сельсоветов, 400 школ, техникумов, институтов, существовал театр. На этой территории издавалось несколько журналов и газет на корейском языке.

В 1993 году, по постановлению правительства Российской Федерации, Корё-Сарам были признаны жертвами

На данный момент на территории бывшего Советского Союза проживает больше 500 тыс. корейцев. Лидером по их количеству является Узбекистан. Второе место заняла РФ. И сколько корейцев проживает в России? Согласно переписи населения, которая была осуществлена в 2010 году, здесь их живет более 150 тысяч человек. После того как распался Советский Союз, большая часть корейских жителей мигрировала на территорию России и Украины.

Население Северной Кореи на территории России

Некоторая часть населения временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.

Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.

Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.

Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.

На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.

На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».

Беженцы из Северной Кореи

Из-за того, что экономический рост в Северной Корее постепенно уменьшается, увеличивается количество беглецов в Россию. По состоянию на 1999 год переселенцев на территории РФ было от 100 до 500 человек. К сожалению, более точных данных нет. Также на границах русскоязычной страны находится достаточно много беглых северокорейцев, не зарегистрированных официально.

Северные корейцы в России постоянно живут на Дальнем Востоке. Подавляющая часть их сбежала из Стоит заметить, что южнокорейское посольство отказывается предоставлять беженцам с Севера помощь в укрытии, а российское правительство задержало как минимум одного беглеца, который пытался попасть в консульство. После предпринимались попытки депортировать этого человека.

Общество «Мемориал» на данный момент помогает беженцам оформлять соответствующие документы о признании их таковыми. Оно регулирует обращения людей в органы Федеральной миграционной службы. Лишь после проведения этой процедуры беженцы на официальном уровне могут покинуть свою страну. Затем они приезжают в Москву и обращаются в посольство Южной Кореи или любого другого государства. Россия предоставляет каждому переселенцу 3 месяца временного убежища. После истечения этого периода они должны получить статус беженца в определенной стране и затем переехать туда на ПМЖ.

«Русские» корейцы

После распада Советского Союза правительства Южной и Северной Кореи стали активно пропагандировать свои территории. Иными словами, началась борьба за соотечественников. Подавляющая часть обратила внимание на Южную Корею. Сначала азиаты радовались, что получили хорошие места. Однако, поработав немного, русские корейцы полностью разочаровались в своих «собратьях». Они трудились без выходных за маленькую зарплату, которую часто не выплачивали. Во многом из-за этого в 90-е года XX века увеличилось количество корейцев, мигрирующих на территорию Российской Федерации. Практически за всю свою жизнь эти люди переняли менталитет страны и ее обычаи. Поэтому часто коренные жители жалуются, что российские корейцы в России переняли слишком много плохих привычек и теперь очень похожи на окружающих их людей.

Сейчас особенно в тех местах, где ее представители работают на земле, образует достаточно тесные группы. С населением, а точнее, с коренным народом, эти люди практически не контактируют - их интересы не пересекаются. Хочется сказать, что было бы здорово, если бы корейцы и русские искали больше точек соприкосновения. Так можно было бы избежать этнических конфликтов.

Сахалинские корейцы

Сколько корейцев в России? Речь идет не об общем количестве, а лишь о сахалинских представителях. Численность этой диаспоры составляет около 45 тыс. человек. 10% из них - это представители Корё-сарам, остальные же 90% являются потомками южнокорейских рабочих, которые были привезены в качестве рабсилы на Сахалин. Произошло это в период аннексии Кореи Японией. Все они до сих пор проживают на острове Сахалин. Зачастую народ рассматривается в качестве отдельной диаспоры, которая никак не контактирует с другими корейцами.

Формирование этой группы началось после 1870 г. Первая перепись корейцев на Сахалине была произведена писателем Чеховым, который посетил остров. В 1897 г., согласно подсчету населения, здесь находилось чуть больше 65 азиатов из 28 тыс. жителей. В период с 1905 по 1937 гг. небольшая группа сахалинских корейцев, как и Корё-сарам, были депортированы в Среднюю Азию.

Известные корейцы в России

Известные корейцы России, которые родились на территории СССР и нынешней РФ, - это Нелли Ким и Виктор Цой.

Нелли Владимировна Ким появилась на свет 29 июля 1957 года. Местом ее рождения является город Шураб, находящийся на территории Таджикской ССР. Нелли прославила Советский Союз, будучи пятикратной олимпийской чемпионкой, пятикратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой Европы и многократной чемпионкой СССР. В 1976 г. ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Ее отцом является сахалинский кореец, мать - татарка. Свое детство она провела на юге Казахстана. Спортом Нелли начала заниматься в 10 лет. И уже к 1970 г. она стала достойным соперником. В 1975 г. Нелли победила на чемпионате Европы. Через год получила уже третью победу на Олимпийских играх в Монреале. В 1977 г. она вышла замуж за белорусского гимнаста и переехала с ним Минск. В 1979 г. ей было присвоено звание абсолютной чемпионки мира. Надо отметить, что Ким является первой гимнасткой, которая участвовала в Олимпийских играх, получившая максимальную оценку (10 баллов) за и вольные упражнения.

После того как ее карьера была окончена в 1980 году, Нелли стала заниматься тренировкой национальных сборных. В этот же период она получила должность международного арбитра, также судила все наиболее крупные соревнования мира. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени. На данный момент Нелли проживает с новым мужем и дочкой в США.

Виктор Цой смог за короткий срок стать легендарным рок-музыкантом, автором песен и художником. Он же является лидером и основателем группы «Кино». В ней он пел, играл на гитаре, писал стихи и музыку к ним. Снялся в нескольких кинолентах.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Деятельность в качестве поэта, певца и композитора он начал в 1978 г. Его отец - Роберт Цой - инженер, имеет корейское происхождение, мать - обычная преподавательница физкультуры. Родители Виктора в 1973 г. развелись, но через год снова вступили в брак. Цой учился в художественном училище, однако за неуспеваемость был отчислен. После этого он поступил учиться на резчика по дереву. В молодости Виктор фанател от Боярского и Высоцкого. На него оказал сильное влияние Брюс Ли. Он стал подражать его имиджу, начал увлекаться восточными единоборствами.

Группа «Кино» в биографии Виктора занимает значимое место. Этот коллектив стал по-настоящему легендарным. Просуществовал он недолго: основан в 1984 г. и в 1990 г. расформирован. Последний концерт группа дала 24 июня финального года. После него Цой с другом уединился на даче, где был записан новый альбом. Он был выпущен в декабре того же года и назывался «Черный альбом». Обложка полностью соответствовала названию. Вероятно, группа существовала бы намного дольше и получила бы мировое признание… Однако в августе 1990 года на 28 году жизни Виктор Цой погиб. Согласно официальной версии, он уснул за рулем и врезался в автобус. Фанаты называют своего любимого исполнителя, композитора человеком с большой буквы. Они до сих пор посвящают ему песни и посещают его могилу. Эта трагедия стала шоком для всех.

Жизнь корейцев в России

Как нетрудно догадаться, корейская диаспора в России неоднородна. Связано это с тем, что азиаты постоянно переселялись с места на место и меняли районы, где они обитают. Как правило, на Дальний Восток попадали жители Северной Кореи, на Сахалин - Южной. На данный момент многих азиатов интересует, нужна ли корейцам виза в Россию, однако об этом позже.

Диаспора еще состоит и из тех, кто приехал на территорию РФ в качестве студентов. Они, как правило, остаются жить в государстве после окончания высшего учебного заведения на постоянной основе. Корейское население, проживающее на делится на 3 типа.

  • Первая группа состоит из тех, кто имеет местное гражданство.
  • Во вторую входят те, кто зарегистрирован в Северной Корее, однако получил разрешение на постоянное место жительства.
  • В третью группу попали те, кто не смог получить гражданство.

Стоит также сказать о том, что отношения между членами корейской диаспоры достаточно напряженные. Когда на территорию Сахалина были направлены азиаты из Средней Азии и Казахстана, они, ввиду того, что хорошо знали русский язык, постоянно претендовали на руководящие должности. Именно поэтому пытались подчеркнуть свое превосходство над другими азиатами. После того как Россия улучшила связи с сахалинскими корейцами, они из-за хорошего владения собственным языком получили возможность устраиваться на должности переводчиков и менеджеров в международные компании, посольства, представительства и церкви. К северокорейским беженцам всегда было настороженное отношение. Причем это проявляется не только со стороны России и Южной Кореи, это также заметно и в действиях родственного государства.

Корейцы в России уже изменили свой быт и традиции, которые давно претерпели некоторые изменения. Население, из-за влияния на них русской культуры, немного поменяло свой образ жизни. Многие из азиатов приняли Крещение.

Сейчас корейская диаспора в России является одной из самых крупных на территории. Подавляющая часть этих людей говорит на русском языке. Лишь около 40% владеют корейским.

В основном эти люди исповедуют православие. Однако в некоторых группах, преобладают конфуцианство и буддизм.

На данный момент корейская культура стала развиваться на территории России. Люди восстановили школы, начали печатать издания. Помощь в этом им оказывает посольство Республики Корея.

Визовый режим

Нужна ли корейцам виза в Россию? Однозначный ответ - да. Ее следует оформить, так как въехать и находиться на территории РФ на законных основаниях при ее отсутствии невозможно. Для того чтобы получить визу, необходимо приглашение. Неважно, это способен сделать как обычный человек, так и организация. Виза для корейцев в Россию (она может быть туристической, частной, бизнес или рабочей), оформляется при помощи обращения в консульство РФ на территории Южной Кореи. Порядок оформления и сроки будут указаны специалистом непосредственно в посольстве.

Северная Корея в начале этого года предлагала России перейти на безвизовый режим. Однако этот вопрос до конца не решен.

Корейцы о России и русских

Корейцы постоянно рассказывают о том, что россияне достаточно много пьют. Кстати, многие свято верят, что Россия - это СССР. И очень удивляются, когда приезжают и понимают, что это не так.

Корейцы про Россию рассказывают достаточно интересно. Некоторые думают, что в летний период здесь тепло не бывает. Также многие переселенцы удивляются тому, что здесь есть низкорослые девушки. По их мнению, все дамы должны быть выше 170 см.

КНДР можно смело назвать одной из наиболее специфических стран Азии. Закрытость общества и строгий политический режим привели к тому, что желающих переехать в республику из других стран – единицы. Это превратило Северную Корею в моноэтническую страну: 99 % населения полуострова – корейцы, которые к представителям других наций и народностей относятся довольно предвзято.

Статистика и цифры

Во Второй мировой войны погибло около 20 % жителей государства, что сильно сказалось на демографической обстановке. Более 20 лет время КНДР уступала своей соседке по темпам заселения. Южная Корея быстрее восстановила довоенный показатель – объяснить это можно высоким экономическим уровнем и притоком эмигрантов. Однако за последние двадцать лет в КНДР резко поднялась рождаемость. Опираясь на эту статистику, северокорейское правительство прогнозирует, что уже к середине века страна обгонит капиталистическую соседку.

На начало 2017 года в Северной Корее было зарегистрировано 25 миллионов 230 тысяч человек. Из них — 12 миллионов 442 тысячи мужчин и 12 миллионов 913 тысяч женщин. При этом в государстве, в отличие от соседних стран – Южной Кореи, Японии и Китая – нет старения нации. 69 % жителей страны – это работоспособные люди, которые обеспечивают все сферы жизни.

Численность нации развивалась неравномерно. С начала 50-х годов произошел резкий скачок рождаемости, который снизился к 1960-м. С 90-х годов начался стабильный период – в день рождается около 1000 человек, а умирает более 600.

Этнический состав

Помимо корейцев, на полуострове живут небольшие общины других наций, которые держатся обособленно. Они состоят, в основном, из людей, депортированных в военное и послевоенное время.

К таким группам относятся:

  • китайцы;
  • японцы;
  • вьетнамцы;
  • монголы;
  • русские.



Большинство народностей, которые исторически жили на территории Серверной Кореи, слились с местным населением. Отдельно воспринимают себя те группы, которые образовались уже после распада страны на две части. Крупные волны миграции в КНДР были сразу после завершения войны и в 60-х годах, когда государство начало приглашать студентов и специалистов из других стран.

Население Северной Кореи предвзято относится к представителям других народностей. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, такое восприятие сформировалось во время войны, когда другие азиатские народы ущемляли права корейцев. Во-вторых, эта политика поддерживается государством: военизированное мировоззрение проще навязывать, когда у народа есть общие внешние враги. В-третьих, этнический состав страны настолько однороден, что «чужаки» воспринимаются как угроза на психологическом уровне.

Внутреннее устройство общества

В Северной Корее используется специфическая национальная система деления людей на классы, которая называется сонбун.

В соответствии с ней жители страны разделены на три больших категории:

  • основная – рабочий класс;
  • враждебная – люди, исключенные из партии, репатрианты из Японии и Китая, неблагонадежные члены общества;
  • колеблющаяся – группы людей основного класса, которые проявляют склонности к поведению, противоречащему линии партии.

Эта система имеет структуру, которую можно сравнить с любым кастовым обществом. Люди, попавшие во враждебный слой, обрекают на ту же участь детей и родственников по отцовской линии. Перейти можно только в класс, низший по статусу. Случаи, когда семья восстанавливала доброе имя, единичны.


Система сонбун – это не просто формальность. Корейцы, причисленные к враждебной касте, лишаются ряда прав и привилегий. Они не могут получить работу на престижном предприятии, поступить в институт, претендовать на жилье в столице. Кроме того, действуют ограничения на продукты питания – по «враждебным» карточкам можно получить только урезанный набор продовольствия.

К этому классу относятся:

  • служители религиозных конфессий;
  • люди, которые были на «неправильной» стороне во время японского гнета и во Второй мировой;
  • выходцы из семей помещиков и предпринимателей;
  • политические преступники.

Правительство пыталось усовершенствовать систему, разделив классы на более мелкие структуры. Для этого были созданы специальные формирования, которые назывались «группы 640». Три основные категории разделили на 51 мелкую. На деление повлияли происхождение, род занятий и благонадежность человека. Однако, как показали результаты, такое деление не принесло очевидных плодов. Точно определить количество людей сложно даже в больших группах, а маленькие только усложнили задачу.

Ситуация стала быстро меняться с начала 1990-х годов. Политическая обстановка в мире оказала сильное влияние на устои КНДР. Система сонбун сохранилась и существует в наши дни, но ее значимость уменьшилась. Теперь у людей с «враждебным» происхождением появился шанс на получение престижной работы или поступление в вуз. Однако для достижения этих целей им приходится преодолевать намного больше препятствий, чем благонадежным гражданам.

История государства Южная Корея (Республика Корея) ведет свой отсчет с 1945 года, когда произошло разделение Корейского полуострова после советско-американского соглашения, а затем в 1948 г. образование двух государств — Северной (КНДР) и Южной Кореи. В те годы население Южной Кореи составляло 19 млн человек, а сама страна была одной из самых слаборазвитых и бедных в регионе.

Перепись населения в древнее время

Государство Корея имеет многовековую историю. Еще с древних времен население Кореи (Южной и Северной) находилось под строгим учетом. Занимались этим старосты в деревнях, которые каждые три года подавали сведения чиновникам о количестве семей и людей в каждом селе. Сведения собирались по уездам, затем по провинциям и сводились в общие цифры уже в столице.

Однако надежность этих сведений давно подвергается сомнениям, т. к. было возможно занижение реальной численности (предположительно, не менее чем в 2 раза). Каждое село и провинция были заинтересованы в более низком количестве проживающих людей, чтобы меньше платить налоги или идти в армию.

Ученые предполагают, что в 15-м веке население Кореи составляло около 8 млн человек, а к началу 19-го века выросло до 15 млн. Большая часть корейцев проживала в деревнях (около 97%). Численность жителей столицы колебалась за это время от 100 до 150 тыс. человек (время правления династии Ли).

Население Кореи в 20-21-м веках

Первая вполне надежная перепись состоялась только в 1910 году и дала цифру 17 млн чел. Для сравнения: население России в то время составляло 160 млн.

В 1948 году страна была поделена на два государства: Северную Корею и Южную (9 и 19 млн граждан соответственно). С тех пор процентное соотношение проживающих на разных концах полуострова сохраняется почти неизменно (2:1 - Юг:Север).

К 1998 году количество населения в Южной Корее составляло уже 46,44 млн чел., и она уже могла соревноваться по численности с большими европейскими странами: Англией (57 млн), Польшей (38 млн), Францией (58 млн), Испанией (40 млн).

Демографические показатели

До начала 20-го века женское население Кореи было молодым, а рождаемость очень высокой. Одна кореянка рожала в среднем 7-10 детей, но треть из них умирала в младенчестве и другая треть — в возрасте до 10 лет. Продолжительность жизни у мужчин составляла 24 (!), а у женщин — 26 лет. Таким образом, в те годы высокая рождаемость вполне компенсировалась высокой детской и взрослой смертностью, потому общее количество населения увеличивалось довольно медленно.

В эпоху колонизации страны Японией (первая половина 20-го века) демографические цифры улучшаются за счет появления новых методов лечения, новых лекарственных средств и снижения смертности. К 1945 году средняя продолжительность жизни у мужчин составляла 43 года, у женщин — 44, т. е. почти в 2 раза больше.

Самый большой скачок роста рождаемости произошел между 1945 и 1960 годами (период становления экономики), и тогда же правительство стало беспокоиться, что население Южной Кореи слишком быстро увеличивается. В связи с этим случались попытки ограничить рождаемость корейцев.

Изменения в эти цифры внес экономический прогресс страны: по мере роста образованности и улучшения жизни рождаемость стала падать. К 1995 году корейцы живут уже 70 лет, а кореянки — 78, что в 3 раза больше по сравнению с началом 20-го века.

В 2004 году число корейцев составило 48,4 млн, продолжительность у женщин — 72,1, мужчин — 79,6 года.

Прирост населения Кореи, ее столицы и демографических показателей в 20-21-м веках

По таблице можно проследить динамику увеличения числа жителей Республики и значительное изменение демографических показателей за более чем 100 лет.

Таблица. Демографические показатели (Республика Корея)

Население,

млн чел.

Столица Сеул, количество жителей, чел.

Средняя продолжительность жизни (мужчины/женщины), лет

(Север + Юг)

нет данных
нет данных
нет данных

9,9 млн (без пригородов)

нет данных
нет данных

23 млн (с пригородами)

К 2017 году Республика Корея стала одной из самых высокоразвитых стран в мире. Современные кореянки имеют в среднем 1,18 ребенка. Хотя большинство из них не работает, они не проявляют желания иметь много детей. Это связано с дорогим образованием, которое нужно обеспечить детям, и более поздним возрастом, когда дети начинают работать и вносить свой вклад в семейный бюджет.

Национальность корейцев

Государственный язык — корейский, хотя имеет 6 диалектов с отличиями в произношении и грамматике. С середины 20-го века тексты стали писать слева направо, 50% слов заимствовано из китайского языка.

Какое население Южной Кореи по национальному составу и религиозному? Корейцы составляют 90% населения страны, а 10% - нац. меньшинства, среди которых преобладают китайцы (20 тыс.). В страну приезжает на заработки большое количество людей из Китая, Филиппин и островов Малайзии.

По последним данным статистики 2016 года, 46% корейцев не относят себя ни к какому вероисповеданию, остальная часть придерживается буддийских и конфуцианских религиозных течений, а также есть протестанты и католики.

Плотность населения довольно высокая — 508 чел./км 2 , причем 47 % населения проживает в двух городах — Сеуле (11 млн) и Пусане (4 млн).

В 2016 г. население Республики составило 51,634 млн. Самые крупные города — Сеул, Пусан, Инчхон, Тэгу, Тэчжон, Ульсан.

Черты корейского характера

Самая главная черта корейцев — трудолюбие, которое лежит в основе национального характера. Карьера для молодых граждан является главной жизненной целью.

Особенности корейского характера:

  • всегда «сохраняют лицо», не повышают голос, не проявляют обиду, злобу или слабость;
  • почтительное отношение к гостям, все лучшее — им;
  • уважение старших, молодой человек всегда и во всем соглашается со старшим (братом, отцом, дедом);
  • патриотическая солидарность, всегда готовы оказать помощь своему другу и дома, и за границей.

Трудолюбивые корейцы только совсем недавно перешли на 5-дневную рабочую неделю и рабочий день по 8 часов (до этого была 6-дневка по 10 часов в день). Корейцы почти непрерывно учатся или работают, у них даже не принято пойти в бар и выпить пива с друзьями, а уж играть по несколько часов в день на компьютере им и в голову не придет. Корейский ребенок в среднем развлекается 1 час в день и 10-12 часов отводит время учебе, затем сдает экзамены, становится студентом и т. д.

Экономическое развитие

Сейчас Республика Корея стала индустриальной страной с высокоразвитой промышленностью.

А ведь после окончания Корейской войны в 1953 году она оказалась с полуразрушенной экономикой, ее ВВП был ниже уровня слаборазвитых африканских стран. Причем природные ресурсы в этой стране находились на минимальном уровне.

Прошло немногим более 60 лет — и теперь это индустриальная страна с высокоразвитой промышленностью. ВВП на душу населения (Южная Корея) составил в 2016 г. более 37 тыс. долл., уровень безработицы за 2016 г. — 3,6%.

В чем же загадка этого преображения? Специалисты утверждают, что ответ на этот вопрос нужно искать, прежде всего, в самих корейцах. Ведь и правительство (начиная с 1961 года, когда к власти пришел президент Пак), и само население Южной Кореи поставили перед собой цель — создать страну с высокообразованными специалистами, и все силы и средства были этому подчинены. В стране выучилось целое поколение людей с высоким уровнем образования, которые заложили основу производственного и экономического процветания.

Также Президент Пак с помощью увеличения своих полномочий и силового управления заставил богатых корейцев направить инвестиции в промышленность своей страны, в частности в создание судостроения.

Занятость населения Южной Кореи в 2016 г. составила 65% для жителей трудоспособного возраста (15-64 года), которые имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди мужчин эта цифра выше (76 %), чем у женщин (55 %).

Корейцы по праву гордятся своим уровнем (85% взрослых получили полное среднее образование) и качеством образования. В стране очень высокий уровень жизни, средний семейный доход на 1 человека составил в 2016 году более 19 тыс. долл. в год.

Городское и сельское население

За период «корейского экономического чуда» (1960-1985) Южная Корея стремительно превращалась из сельскохозяйственной в урбанизированную страну с высоким уровнем промышленности. В сельском хозяйстве за счет механизации людей требовалось все меньше, а в городах при таком промышленном росте — все больше. Это процесс повлиял на городское население Южной Кореи. Численность населения городов за эти годы выросла с 34 до 65% за счет произошедшего массового переезда крестьян.

До 1970 г. южнокорейская столица представляла хаотичное нагромождение одноэтажных домиков. Теперь Сеул удивляет туристов своей сверхвысокой плотностью застройки, что объясняется не только дороговизной земли, но и сложившимися еще раньше традициями в корейских деревнях отводить как можно большую площадь под дефицитную землю для вспашки.

Мегаполис Сеул

Размещение населения Южной Кореи отличается высокой плотностью - 453 чел./кв км в среднем по стране, а также высокой долей урбанизации: за последние 60 лет процент городского населения увеличился с 34% (1960) до 80% (2015).

Особая роль в урбанизации отводится Сеулу, который почти 5 последних столетий населяли 100-150 тыс. человек. Но в 1936 г. Сеул населяло уже 727 тыс., в 1945 — 901 тыс., в 1960 — 1,5 млн. Начиная с 1993 года, когда количество жителей его достигло 10,9 млн, численность начала падать и к 2000 году сократилась на 9%.

Экономисты связывают это с появлением городов-спутников Сеула, в которые начали переезжать жители столицы. Их привлекает туда более дешевое жилье, свежий воздух и хорошая экология. Все эти спутники соединяются с Сеулом линиями метро.

В огромной зоне Сеула и его спутников (более 80 км в окружности) проживает сейчас 45% всего населения Республики, что является примером сверхвысокой концентрации населения в столичной зоне (к примеру, в Лондоне проживает только 13% английского населения).

Экономная нация

Корейцы — очень экономная нация. Интересно узнать, как и сколько население Южной Кореи тратит денег на коммунальные и другие расходы? Главный принцип здесь — разделение счетов и расходов. Любая корейская семья заводит несколько счетов, что позволяет разделить траты на обучение, еду и др.

Самая большая часть — это обучение в вузе, на которое начинают откладывать деньги с первых месяцев жизни ребенка. На покупку продуктов и посещение ресторана (национальная традиция) — свой отдельный счет, на коммунальные услуги — также. Причем продукты корейцы чаще всего покупают через Интернет (это на 40% дешевле, чем в магазине). А за проезд в городском транспорте они вообще придумали расплачиваться кредитной картой.

Корея вымирает?

Недавно Национальная ассамблея Республики Корея высказала прогноз, что население Южной Кореи постепенно вымирает из-за низкой рождаемости в последние десятилетия. Исследователи подсчитали, что это произойдет к 2750 году.

При нынешнем количестве в 50 млн человек прогнозируется уменьшение общего числа корейцев к 2136 году до 10 млн человек. Ближайшие годы подтвердят или опровергнут эти высказывания.

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Прецедент уже был в 2004 году, 10 лет назад, когда впервые за всю историю отмечалась эта дата. Вот тогда вышло распоряжение правительства Российской Федерации, которое так и было сформулировано: «О проведении мероприятий посвященных 140 годовщине добровольного переселения корейцев в Россию». Вот и сейчас есть поручение Правительства Министерства регионального развития, которое полностью будет заниматься организационной частью этих мероприятий.Создан организационный комитет, в который вошли представители регионов с компактным проживанием российских корейцев. Вот скоро должны провести второе заседание комитета, его возглавляет Игорь Слюняев – министр регионального развития Российской Федерации. Утвержден план проведения мероприятий, включающих мероприятия, как в Москве, так и в регионах.

А какого рода мероприятия?

Они очень разноплановые. Допустим, уже первое мероприятие будет в Новосибирске, потом в Москве, Владивостоке. В Новосибирске - это международная научно-практическая конференция об истории переселения корейцев в Россию. А 20 мая во Владивостоке, и в Москве 26, 27, мероприятия с такой неожиданной повесткой, но неожиданной для тех, кто впервые слышит. А для нас это одно из приоритетных мероприятий на тему – православие и корейцы. Это давняя история. Она начинается с середины 19 века, когда начали переселяться корейцы в Россию, и одним из условий переселения было приобщение к православной вере.

Но и потом есть большая история российской духовной миссии в Корее, которая была основана в конце 19 века и просуществовала вплоть до трагических событий 1917, когда наступила другая эпоха. Так что, история очень богатая и корейцы придают этому значение, потому что с православием они связывают и веру, и духовность, которая, в свою очередь, важная составляющая духовного пространства и является важной основой для интеграции. Поэтому симпозиум во Владивостоке так и будет называться «Корейцы в России: история, культура». Православие - как один из путей интеграции в культурно-духовное пространство России.

А, в свою очередь, в Корее будут мероприятия?

Там создан организационный комитет. Корейцы тоже придают большое значение данному мероприятию. Оргкомитет создан по инициативе корейскими парламентариями, депутатами. И вошли туда и бывшие послы республики Корея в России. Но в общем плане это важная для исторической родины дата. А какая поддержка будет оказана – это все в стадии обсуждения.

Скажите, а в Сеуле есть российский культурный центр?

Вот сейчас, после Нового Года, с первого января вошел в силу безвизовый режим между Россией и Южной Кореей. И в рамках вот этого важного решения было принято двустороннее соглашение об открытии культурных центров в Сеуле и Москве. В Москве он есть, при посольстве. Корейцы придают большое значение культурной составляющей. Московский культурный центр будет развиваться. Что касается Южной Кореи и присутствия российской культуры, то там частными организациями создан Пушкинский дом, при активном участии российских граждан, которые живут там. Планируется открыть при посольстве в Сеуле культурный центр для того, чтобы знакомить корейцев с русской культурой.

То есть такой запрос есть?

Да, есть. И это уже вошло в план мероприятий, которые были поддержаны на государственном уровне.

А русских в Корее много?

Временно проживающих русскоязычных насчитывается около десяти тысяч, но в основном это люди, которые приехали на работу. В меньшей степени на учебу, по делам бизнеса, туристы.

А как складывается диалог культур среди молодежи обеих стран?

Может быть, с открытием культурных центров это процесс пойдет быстрее, просто сейчас такой период, когда не очень большая часть молодежи России осведомлена, знает корейскую молодежную культуру. Что-то доходит, но, чтобы было какое-то представление, необходимо чтобы постоянно была связь не только в социальной сети. В прошлом году было несколько гастрольных туров со стороны представителей молодежи Южной Кореи: различные флэшмобы, приезжал популярный рэпер. Но это единичные акции, такого постоянного процесса нет, все это в будущем. Хотя, что касается Южной Кореи, как она смотрит на российскую культуру, то последняя принимается на «бис». Очень много и постоянно приезжают российские артисты. Популярны и даже переведены на корейский язык российские хиты.

А какое внимание к языку? Вы сказали, что переводятся тексты песен…

Вот в русском доме, который открыт южнокорейцами, там действуют курсы русского языка, бесплатные.

А что касается корейского в России?

В Корее государственная политика направлена на то, чтобы познакомить мир с корейской культурой и распространять корейский язык по всему миру. В том числе и в России. В Москве постоянно функционируют бесплатные курсы в корейском культурном центре, пользуются большим спросом. И вызывают серьезный интерес. Даже уже не хватает преподавателей, условий, чтобы всех принять. Язык – это важный компонент. Менталитет – это, прежде всего язык, он ключ к другой культуре. Приятно, что россияне проявляют интерес к корейскому языку. Иногда даже больше, чем представители русскоязычных корейцев. Есть такой парадокс.

Как вы думаете, этот взаимный интерес, диалог культур, который складывается между Кореей и Россией, на каком фундаменте существует: история, ментальность?

Если говорить о ментальности, то это вопрос серьезный, философский. Как раз за 150 лет проживания корейцев явным стал парадокс, что 5-6 поколение, которое уже живет здесь, фактически впитали черты русского менталитета. Но утратили корейский язык. Родной для них – русский, что редкость для народов, проживающих в России. В 90-х годах, когда открылись двери для бывших граждан СССР, многочисленные народы, которые имеют историческую родину за пределами России: немцы, евреи, около 2 млн немцев вернулись в Германию. Третья по численности этническая группа – корейцы, оказалось, что уехали единицы. И когда вопрос почему: оказалось, что все подходит, кроме менталитета. Потому что, в Корее он совсем другой и не привычен для русскоязычных корейцев, которые приобрели уже русские черты.

А экономические связи активны между нашими странами?

Вот три года назад, было провозглашено стратегическое партнерство между Россией и Южной Кореей, которое предусматривало активизацию экономических связей между нашими странами. Но там принимала участие и Северная Корея, потому что главный проект – это открытие Транссибирской магистрали. Она дошла до границы Северной Кореи, осталось решить политические вопросы, согласовать и тогда, экономическая картина может поменяться. Если бы Корея была единой, то было бы все проще, конечно. Диалог пока складывается трудно. Просто, если со стороны Южной Кореи он предсказуем, то со стороны Северной он трудно представляем. Но у всех есть ожидания позитивного решения. По крайней мере, такая надежда есть у всех, а что касается конкретного выражения, трудно сказать. В последний период Северная Корея послала «мессадж» о том, что она инициирует переговорный процесс. В чем это выразится? Никто не знает. Такая тенденция есть.

Как происходит расселение корейцев в России?

История тут такая. 150 лет назад – это было приморье, потом в 1937 году насильственное переселение в районы средней Азии. Там были компактные проживания и успешные. Была целая большая эра в экономике: создание корейских колхозов. В 50 – х годах примерно 250 человек были удостоены звания героя соцтруда. Это высшее звание. Вот это режим переселения он был уже либерализован, и можно было свободно выбирать место жительства. И большое число корейцев стало разъезжаться. Молодежь стала получать высшее образование, старалась качественное получать, в крупных центрах. В советское время «по удельному весу высшего образования» корейцы были на одном из первых мест. Сейчас дисперсное расселение. Те, кто занимается корейскими вопросами, мы многих не знаем. Практически нет крупного населенного пункта, где не жила бы хотя бы одна семья. Мы знаем ту прослойку, которая заметна.

Корейцы любят работать и любят учиться?

Да, это национальная ментальная черта. В каждой корейской семье приоритетным направлением деятельности является образование. Поэтому не случайно ходит легенда, что самая бедная семья старается собрать деньги, отправить ребенка учиться, чтобы он получил высшее образование. Образование - шаг к успеху.

Какова взаимосвязь между корейцами, живущими в России. Это постоянное общение, обмен?

Это в большей степени семейные связи. По последней переписи 158 тыс корейцев, по неофициальным 200 тыс. Многие приезжают из бывших республик СССР.

Да есть еще связи между общественными корейскими организациями. После 90-х годов во всех государствах бывшего СССР, были созданы общественные корейские структуры. Но основная масса населения из полмиллиона корейцев развиваются индивидуально. Они живут автономно порой. В отличие от других народов, у которых ярко выражена диаспора, тут диаспора условна в большей степени.

Скажите, пожалуйста, помимо России, где еще в мире корейцы в большом количестве проживают?

Корея одна из многих стран, которая относится к мировой нации. Южная Корея – 50 миллионов, Северная Корея – 25 миллионов, и 8 миллионов живут за пределами своей исторической родины. Расселенность такая, что практически нет такой страны, где бы не жили корейцы. Самые крупные это Китай и Америка. На первом месте Китай, там есть даже корейская автономия. Америка – это территория, на которой корейцы могут раскрыть свой личный потенциал. В Канаде много, в Южной Америке, в Европе. Наблюдая за корейцами, выходцами и гражданами тех стран, где они прижились, есть такая особенность: очень быстро адаптироваться к новой среде проживания, ассимилироваться, принимать менталитет.

Почему это так? Это своего рода свобода толерантность корейского человека?

Способность приспосабливаться к тем жизненным условиям, в которых они оказались. В 1937 корейцы не просто выжили, но и быстро добились успеха.

Может быть, потому что своя культура не такая догматичная, доминирующая?

Страна много лет была закрытой. Это, конечно, сформировало определенный генотип, но оказалось что корейцы склонны к открытости.

Вы сказали про православие, который интересно корейцам. А как насчет буддизма?

В Москве есть миссия буддистская, которая изначально является миссией от буддистской церкви в Корее. Но она зарегистрирована как корейский культурно-просветительный духовный центр. Там распространяется корейский язык, также знакомят с буддизмом. Образ мышления, мировоззрения – это буддизм. Есть люди, которые этим интересуются.

А для самих корейцев что популярно?

Как ни странно, самая распространенная религия – христианство.

К буддизму корейцы причисляют себя в силу происхождения, а вера самая распространенная это неправсославные ветви христианства - баптисты, пресвитерианцы, протестанты. То есть та вера, которую завезли 200 лет назад американцы, она распространилась и окрепла. Сейчас среди 40 процентов верующих популярны именно данные направления во многом, потому что когда-то были частью другой культуры, теперь, стали частью корейской.

Валентин, большое спасибо за беседу.