Порядок работы иностранных граждан на территории рф. Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельност

На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то и само пребывание, и занятия граждан другого государства на территории Российской Федерации оформляются так, как того требуют установленные правила, закрепленные в соответствующих документах.

Вы – иностранец, который планирует официально трудоустроиться в неродной для себя стране? Вы – работодатель, планирующий трудоустроить жителя другой страны? Ознакомьтесь с этой информацией.

Необходимость рамок закона

По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

  • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
  • всю систему учета мигрантов;
  • процесс оформления их трудоустройства.

Статус иностранца, устраивающегося на работу

Граждане других стран могут находиться на территории РФ в разном качестве. Возможность и особенности их трудоустройства зависит от двух важных моментов:

  • с визой или без нее они въехали в страну;
  • пребывает или проживает ли иностранец на территории РФ, временно или постоянно.

Рассмотрим особенности каждой группы.

Была ли нужна виза?

Вышеупомянутый Федеральный закон делит въехавших в Россию иностранцев относительно режима их прибытия на 3 подгруппы.

  1. Иностранцы, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, к ним дополнительно причисляют белорусских граждан.
  2. Те, кому для въезда понадобилось оформлять визу (все жители стран, не входящих в СНГ, плюс грузины и туркмены).
  3. Жители государств, с которыми у России действует безвизовый режим (большинство стран СНГ).

Пребывание или проживание

Каждый иностранец в нашей стране является обладателем одного из трех статусов:

  • постоянно проживающий - имеющий вид на жительство (ВНЖ) в РФ (или приравненный к ним гражданин Белоруссии);
  • временно проживающий - иностранный гражданин, получивший разрешение на проживание в течение определенного срока;
  • временно пребывающий - оказавшийся в стране на основании визы или миграционной карты.

Каждый статус имеет сои нюансы касательно трудоустройства

У иностранца есть вид на жительство

Это самый простой вариант как для самого потенциального сотрудника, так и для работодателя. Закон не предусматривает никаких ограничений в трудоустройстве по сравнению с российским подданным. У работодателя есть 2 обязанности, которыми он не имеет права пренебречь касательно сотрудника-иноземца с ВНЖ:

  • регулярно уточнять сроки действия его документа, подтверждающего право на жительство;
  • сообщить в региональное отделение МВД России о том, что договором зафиксированы трудовые отношения с гражданином другого государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информирование МВД обязательно при трудоустройстве мигрантов, имеющих любой статус, без исключений (п.8 ст.13 ФЗ о правовом статусе иностранных граждан). Ранее эти сведения требовалось передавать в ФМС РФ, упраздненную в апреле 2016 г.

Разрешено временно проживать

Если у гражданина другой страны есть разрешение на временное проживание в России, по статусу он не слишком отличается от имеющего ВНЖ. Разница лишь в том, что это разрешение придется ежегодно подтверждать в службе миграции. Процедура трудоустройства аналогична претендентам с ВНЖ.

Собственно иностранные работники

Таковыми Закон о правовом положении иностранцев в п. 1 ст. 2 признает лиц, имеющих статус временно пребывающих в РФ. Их легальное оформление в качестве сотрудников будет отличаться по тому, находится ли страна, откуда они явились, в визовых отношениях с Россией.

Работать намерен визовый мигрант

Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

  1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
  2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
  3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
  4. Подача в МВД (ранее - в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
  5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
  6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
  • заявление;
  • фото будущего сотрудника;
  • копия его загранпаспорта.

На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

  1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
  2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

Планируем сотрудничество с безвизовым мигрантом

Тут все немного проще для работодателя: разрешительные документы, оформляемые в МВД, для этой категории не требуется. Для таких претендентов на работу есть нюанс, о котором, в отличие от въезжающих по визе, должен позаботиться сам будущий трудящийся из другой страны или его доверенное лицо: получить патент, дающий право работать в РФ.

Патент – бумага, которую желающий работать в РФ иностранный гражданин должен выправить в течение месяца после прибытия, иначе легально трудоустроиться невозможно. Количество патентов, которые реализует государство, ограничено: квоты ежегодно обновляются.

«Предпатентный» пакет документов:

  • заключение медицинской комиссии;
  • результаты тестов по языку, истории и российскому законодательству;
  • годичный полис медицинской страховки;
  • квитанцию об уплате патентного налога за 1 месяц (сумма зависит от региона трудоустройства);
  • загранпаспорт с нотариально заверенным переводом;
  • документ о дактилоскопии;
  • фото;
  • заявление.

ВНИМАНИЕ! Патент необходим только временно пребывающим безвизовым иностранным гражданам. Лицам, имеющим статус временно или постоянно проживающего, оформлять его не нужно.

Патент и сроки

Полученный на руки патент может быть действителен в течение от 30 суток до года. Если до этого времени не был заключен трудовой договор, действие патента останавливается. При необходимости действие патента можно продлевать на срок, начиная от месяца. Продлить документ можно не менее, чем за декаду до истечения его действия.

«Патентованный» сотрудник имеет право трудиться на одного работодателя не дольше, чем 2 года подряд, затем ему понадобится обновить въезд в страну (выехать и вернуться), и, естественно, заново оформить патент.

Просрочка оплаты ежемесячных авансовых платежей за патент ведет к его аннулированию и утрате права работы.

Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

Штрафы за нелегальное трудоустройство иностранцев

Труд нелегальных мигрантов сурово преследуется законом. Чрезмерно «экономному» или не желающему обременять себя официальным оформлением предпринимателю не избежать административной ответственности в виде солидных штрафов за:

  • неполный пакет документов;
  • истекший срок действия документов;
  • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
  • не оформленный трудовой договор;
  • отступление от процедуры трудоустройства;
  • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
  • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

Физическое лицо вынуждено будет заплатить от 5 до 7 тыс. руб. за процедурные нарушения и 35-70 тыс. руб. за нелегальное трудоустройство иностранцев. Организация уплатит от 400 тыс. до 1 млн. руб., также может быть приостановлена ее деятельность на период от 2 недель до 3 месяцев.

Сам работник-иностранец тоже подвергнется денежной санкции в размере от 2 до 5 тыс. руб.

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Прием иностранных граждан на работу в 2018 году: ВНЖ, РВП, Патент, Разрешение на работу иностранных граждан; пошаговая инструкция действий работодателя поможет быстро найти ответ на вопрос, как оформить иностранных граждан, и какие документы для этого нужны.

В каком порядке производится прием иностранных граждан на работу в 2019 году

Так же как и обладатели российского гражданства, по достижении 18 лет иностранцы вправе вступать в трудовые отношения, которые заключаются трудовым договором на неопределенный срок или срочным трудовым договором. Также иностранцы могут заключать гражданско-правовой договор.

Для приема иностранных граждан на работу в 2019 году в трудовом договоре должны быть указаны сведения о документе, которые подтверждает правовое положение иностранца в России (ст. 327.2 Трудового кодекса РФ (в редакции 01.10.2017 г.):

  • разрешение на работу или патент – при приеме на работу иностранца, временно пребывающего в России. Эти документы подтверждают право на временное осуществление трудовой деятельности. Разрешение на работу требует получение визы миграционного учета, временная работа по патенту не требует получения визы;
  • разрешение на временное проживание – при приеме на работу временно проживающего в России. Этот документ выдают до получения вида на жительство;
  • вид на жительство – при приеме постоянно проживающего в России иностранца;
  • условие оказания медицинской помощи временно пребывающему иностранному работнику в течение срока работы у работодателя – реквизиты полиса добровольной медицинской страховки работника или договора о предоставлении платных медицинских услуг (об оказании первичной медицинской помощи), заключенного между работодателем и медицинской организацией.

Какие документы должен предоставить иностранный гражданин при приеме на работу в 2019 году

Лица без российского гражданства наряду с документами, которые положено предъявлять поступающим на работу гражданам России, представляют документы, полученные в соответствии с правовым положении иностранцев. Требовать у иностранных граждан документы воинского учета не нужно, потому что они не военнообязанные в России.

  1. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в РФ, – это паспорт иностранного гражданина или другой официальный документ;
  2. Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в РФ, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в редакции от 01.09.2017 г. это:

1. официальный документ, выданный иностранным государством, удостоверяющий личность лица без гражданства;

2. вид на жительство – для лиц постоянно проживающих на территории РФ;

3. разрешение на временное проживание – для временно проживающих на территории РФ;

  1. Разрешение на работу или патент – при заключении трудового договора с временно пребывающими иностранцами на территории РФ (если это требуется); Разрешение на работу может быть представлено работодателю после заключения с ним трудового договора, если этот официальный договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступит в силу не раньше дня получения разрешения на работу. Сведения о разрешении на работу затем вносятся в трудовой договор в приложении к трудовому договору, либо заключается отдельное соглашение сторон, которое тоже становится частью трудового договора.
  1. Трудовая книжка;
  2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  3. Документы об образовании и наличии специальных требуемых знаний или подготовки;
  4. Справку об отсутствии судимости и факта уголовного преследования, при поступлении на работу, к которой, в соответствии с законодательством, не допускаются лица имевшие судимость;
  5. Справку о том, что у работника не было административного наказания за потребление наркотических средств, при поступлении на работу, к которой не допускаются, в соответствии с федеральными законами, лица, имеющие такие наказания;
  6. Страховой полюс (договор) добровольного медицинского страхования, действующий на территории России, в случае, если в условиях с работодателем, им не заключается договор с медицинской организацией по оказанию платных медицинских услуг иностранному работнику (при заключении трудового договора с временно пребывающим на территории России).

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан в 2019 году

Разберем по шагам, как проходит трудоустройство иностранца.

Шаг 1. Документы

Иностранный гражданин для заключения трудового договора представляет имеющиеся у него необходимые документы. Далее все зависит от того, из какой страны приехал иностранец.

Шаг 2. Документы от иностранцев из ЕАЭС

Если иностранец прибыл из страны, члена Евразийского экономического союза – Армении, Беларуси, Казахстана, и Кыргызстана, то принимаем его в упрощенном объективном порядке, так же как и российских граждан. Для трудоустройства в России гражданам этих стран не надо разрешения на работу или патента, им не нужно виз и приглашений на работу.

В соответствии с п. 1 и п. 5 статьи 97 «Договора о Евразийском экономическом союзе» работодатели могут привлекать иностранцев из этих четырех стран без учета ограничений по защите национального рынка труда. Срок пребывания трудящегося и его семьи в России определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора.

Работники из этих стран, пребывающие в России без вида на жительства или разрешения на временное проживание, должны предоставить страховой полис добровольного медицинского страхования, если в условиях приема не оговорено, что работодатель заключает договор с организацией по оказанию медицинских платных услуг работнику.

Шаг 3. Документы от иностранцев из стран, помимо ЕАЭС

По документам, представленными работниками-иностранцами из других государств – не членов Евразийского экономического союза, определяем их временной статус в России:

Вид на жительство

Если у иностранца есть вид на жительство в РФ – переходим к шагам 4 и 5. Иностранцы, имеющие вид на жительство в РФ, являются резидентами. Они оплачивают НДФЛ в размере 13%, их правовой статус фактически приравнен к гражданам России. Им не требуется патента или разрешения на работу, не нужно предъявлять страховой медицинский полис.

Разрешение на временное проживание

Если работник представил разрешение на временное проживание – переходим к шагам 4 и 5 нашей пошаговой инструкции. В 2018 году прием производится по аналогии с приемом на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в России.

Иностранный гражданин с разрешением на временное проживание относится к категории нерезидентов, которые оплачивают НДФЛ в размере 30% (исключение - граждане Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана. У них налог 13%).

Разрешение на работу или патент

Если у работника нет вида на жительство или разрешения на временное проживание, он должен предоставить разрешение на работу или патент, а также страховой полис добровольного медицинского страхования (если по условиям, работодатель не заключает договор с медицинской организацией по оказанию платных услуг работнику). Далее переходим к шагам 4 и 5 нашей инструкции.

Работодатели в 2018 году имеют право принимать временно пребывающих в России граждан на работу, если имеют разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников (ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ).

А иностранцы имеют право заключать трудовые отношения, если у них есть разрешение на работу или патент. Это условие не распространяется на иностранных граждан, которые:

  • как мы уже отметили, постоянно или временно проживают в РФ;
  • являются участниками Государственной программы по переселению соотечественников;
  • обучаются в российских образовательных организациях и в случаях;

При приеме на работу иностранного гражданина в 2018 году работодатели имеют право привлекать иностранцев к работе без разрешения на использование труда иностранцев в случае, если иностранные граждане:

  • прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании наличия у них патента или они прибыли из стран, с которыми есть соглашение о безвизовом въезде в Россию);
  • являются высококвалифицированными специалистами или членами их семей;
  • обучаются по очной форме в образовательных организациях высшего образования и в некоторых других случаях.

Шаг 4. Правила трудового распорядка

После того как иностранный гражданин представит все нужные документы для оформления, ознакомится с правилами внутреннего трудового распорядка и другими необходимыми нормами, связанными с работой на новом месте, работодателем оформляется трудовой договор и издается приказ о приеме на работу. Приказ объявляют новому работнику в трехдневный срок до начала работы.

Шаг 5. Миграционная служба

Последний шаг при трудоустройстве иностранного гражданина в 2018 году - уведомление в миграционную службу. Организации в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства нового работника обязаны уведомить о приеме иностранца миграционное территориальное отделение.

Уведомление подписывается руководителем организации, закрепляется печатью и представляется непосредственно в местный орган УВМ ГУ МВД или отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении, или может быть отправлено в электронной форме.

Образец заполнения уведомления(ФМС) ГУВМ МВД РФ о заключении трудового договора с иностранным гражданином:

обратная сторона:

Образец заполнения уведомления ФМС о расторжении трудового договора с иностранным гражданином.

Приём на вакантные рабочие места граждан других государств является вполне законной процедурой при условии, что эти лица находятся в России легально. Но некоторые сложности с официальным оформлением приводят к попыткам со стороны работодателей обойти законы РФ, что создаёт поток нелегалов, пытающихся получить низкооплачиваемую и вполне доступную работу.

Следует напомнить, что подобные недобросовестные действия могут обернуться для работодателя большими и вредом для его бизнеса. Поэтому следует не забывать о правовом положении иностранцев и законных правилах их приёма на рабочие места с учётом последних изменений, внесённых в законодательные нормы.


До начала 2015 года устройство на работу мигрантов, а именно они чаще всего ищут работу на территории нашей страны, регулировалось президентским указом об использовании иностранцев в качестве рабочей силы. Затем был принят отдельный Закон, определяющий права иностранцев в РФ, и некоторые положения президентского указа утратили своё значение.

Изменения касались порядка въезда иностранных граждан, их учёта и приёма на вакантные рабочие места.

В настоящее время все вопросы в указанных сферах регулируются согласно упомянутому Закону.

Изменения 2016 года связаны с упразднением службы, занимавшейся учётом мигрантов. В настоящее время все полномочия ФМС переданы Министерству внутренних дел. А патенты, выдающиеся лицам без визы, оформляются на срок от одного до двенадцати месяцев. Форма этого документа осталась прежней (утверждена приказом миграционной службы под номером 638 в декабре 2014 года).

Порядок приёма

Перед работодателю необходимо разобраться со статусом гражданина. Различают три основные категории иностранцев:

  • лица, живущие на территории РФ постоянно и имеющие вид на жительство;
  • лица, получившие разрешение на временное проживание, в том числе и на работу;
  • лица, оформившие визу или могущие работать по миграционной карте.

То есть фактически различают временно и постоянно проживающих на территории РФ иностранцев.

Для всех перечисленных категорий существует общее правило. Работодатель обязан уведомить Министерство внутренних дел (раньше уведомлялась ФМС) о заключении согласно 13-й статье Закона о правовом положении иностранных граждан. Исключений из этого правила не предусмотрено! Оно действует как для временно, так и для постоянно проживающих в РФ иностранцев.

Уведомление отправляется работодателями в трёхдневный срок.

Дальнейшее оформление работника зависит от его статуса.

Лиц, получивших временное разрешение

Лица, получившие временное разрешение на работу и проживание, оформляются точно так же, как и граждане, оформившие вид на жительство и проживающие в РФ постоянно. Единственное отличие заключается в необходимости подтверждения своего статуса временно проживающего. Порядок для этой категории зависит от наличия или отсутствия визы.

Если у будущего работника есть виза либо предполагается её выдача, работодатель обязан:

  1. Обратиться в местную службу занятости с заявкой на привлечение к работе иностранца. Этот орган рассмотрит целесообразность такого привлечения и выразит своё письменное согласие либо несогласие.
  2. Подать заявку также и в Министерство внутренних дел (его местное отделение) с целью получения разрешения на использование иностранной рабочей силы.
  3. Внести в государственную казну пошлину за каждого работника в размере 10 000 рублей.
  4. Подать о выдаче соответствующего приглашения на въезд (сейчас подаётся в местный орган МВД).

Приглашение оформляется в течение двадцати дней. При его получении также вносится пошлина в размере 800 рублей. Затем подаётся пакет (обычно в него входит фотография работника, копия его паспорта и заявление работодателя). После рассмотрения заявления МВД выдаётся разрешение, за которое дополнительно уплачивается в казну 3 500 рублей. Затем приглашение отправляется иностранному работнику.

После его прибытия в трёхдневный срок отправляется соответствующее уведомление в МВД и заключается трудовой контракт.

Работников, у которых отсутствует виза

Если у будущего работника отсутствует виза, работодателям не требуется получать разрешение на его приглашение. Но при этом иностранцу придётся оформить специальный патент.

С 2016 года этот документ необходимо получать всем без исключения лицам, прибывшим на территорию РФ без визы, но при этом желающим найти подходящее рабочее место. Стоимость такого разрешения целиком зависит от срока пребывания иностранца и региона, в котором он желает осуществлять трудовую деятельность. Фиксированный платёж составляет 1 568 рублей, но по факту для каждого региона он свой.

Работодателям необходимо учитывать, что в настоящее время максимальная продолжительность действия патента составляет один год . А период его продления не может превышать одного месяца. По истечении этого срока работник обязан покинуть территорию РФ, а затем официально на неё въехать и обратиться повторно за получением патента в качестве вновь прибывшего лица.

Патенты в настоящее время выдаются Министерством внутренних дел. За их получением может обращаться как сам иностранец, так и его доверенное лицо. При себе необходимо иметь пакет документов. составляется по месту обращения.

Для продления действия документа на один месяц необходимо обратиться в МВД минимум за десять дней до окончания его действия. По факту просрочки производится расторжение трудового контракта и отстранение работника от исполнения трудовых обязанностей.

Обратиться за получением патента необходимо в течение тридцати дней с момента пересечения государственной границы. В пакет документов кроме заявления включается:

  • паспорт, удостоверяющий личность просителя;
  • миграционная карта с уточнением цели приезда;
  • медицинский страховой полис;
  • квитанция, подтверждающая факт внесения в казну соответствующей пошлины;
    медицинские справки, подтверждающие отсутствие инфекционных заболеваний и наркотической зависимости;
  • документ, подтверждающий знание русского языка, а также истории РФ.

Следует отметить, что получить иностранца в качестве сотрудника с визой, могут только компании и предприятия, имеющие права (разрешение) на трудоустройства мигрантов. На самостоятельный поиск работы гостям без визы отводится ровно 90 дней.

И если этот поиск окончился неудачей, иностранцу придётся покинуть территорию РФ.

Приём лиц, приравненных к гражданам РФ

Льготное трудоустройство предусмотрено для лиц, приехавших из Казахстана, Армении и Беларуси. На них не распространяются ограничения, связанные с защитой российского рынка труда. Работодатель не обязан уведомлять о приёме на работу таких граждан. И получать соответствующее разрешение на работу им не нужно.

Также льготное оформление на рабочее место предусмотрено для других иностранцев, получивших вид на жительство. Его оформляют в течение семи дней с момента пересечения границы. Либо эта обязанность ложится на работодателя.

Пакет документов формируется:

  • из иностранного паспорта;
  • из (при её отсутствии оформлением занимается кадровый отдел по месту новой работы);
  • из медицинского страхового полиса;
  • из документов о полученном образовании;
  • из вида на жительство (белорусам, армянам и казахам этот документ предъявлять не нужно!).

Следует отметить, что в случае заключения трудового контракта с иностранным гражданином, работодатель обязан внести в него информацию согласно требованиям 57-й статьи ТК. Для временно проживающих на территории РФ лиц вносится информация по патенту или визе, а также оговариваются условия оказания медицинской помощи.

Для постоянно проживающих лиц указываются сведения о виде на жительство. Кроме того, вносится информация по оплате расходов на переезд работника и членов его семьи, включая возвращение на родину.

Государственные взносы

Обязательные взносы рассчитываются в процентном отношении к окладу на основании статуса работника. Страховые отчисления вносятся в Пенсионный (ПФР) и страховой фонд (ФСС), а также Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

При временном проживании в страховой фонд вносится 1,8% от размеров , а в ПФ выплаты осуществляются по тарифу.

Лица, имеющие гражданство Армении, Беларуси и Казахстана, оплачивают все взносы по общему тарифу, установленному для конкретной организации или предприятия.

Что касается налога на доход физических лиц, его размеры также устанавливаются в зависимости от статуса работника:

  • 13% для резидентов, находящихся на территории страны более 183 дней;
  • 30% для нерезидентов, находящихся на территории страны меньше 183 дней;
  • 13% для граждан Армении, Беларуси и Казахстана (отчисления производятся с первых дней трудовой деятельности).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

С 2016 года ужесточился контроль и надзор государства за приёмом на работу иностранцев. Те же правила действуют и для 2019 года.

Административное взыскание, налагаемое на предприятие или компанию, нарушившую установленные правила и допустившую на работу нелегалов, может достигать 1 000 000 рублей.

Такие меры приняты государством с целью сокращения потока нелегальных работников. Как известно, Россия занимает 2-е место в мире по наплыву мигрантов согласно докладу ООН, что требует более жёсткого контроля российского рынка труда.

Трудоустройство гражданина РФ и иностранца

Основные отличия для указанных выше категорий следующие:

Как принять на работу иностранца, зависит от правового статуса иностранного гражданина на территории РФ, от того, является ли иностранец высококвалифицированным специалистом, требуется ли мигранту получение визы или он прибыл в Россию в безвизовом порядке, а также от его гражданства.

Прием на работу иностранных граждан

Основными документами, отличающими прием на работу иностранца от приема на работу гражданина России, являются разрешение на привлечение и использование иностранных работников (для работодателей), разрешение на работу или патент (для иностранного гражданина) ().

Трудовая деятельность иностранных граждан в России регламентируется Законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Покажем в таблице, в каких случаях необходимо иметь патент или разрешение на работу иностранному гражданину, а также в каких случаях работодателю нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:

Статус иностранного гражданина Документ, подтверждающий разрешение на нахождение на территории России Разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(для работодателя)
Разрешение на работу в России или патент
(для иностранца)
Временно пребывающий из стран с визовым режимом с Россией (ст. 5 , ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Виза, миграционная карта Нужно Разрешение на работу
Временно пребывающий в безвизовом порядке (кроме граждан из стран — участниц ЕАЭС) (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Миграционная карта Не нужно Патент на работу
Граждане из стран, входящих в состав ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014) Паспорт соответствующего государства Не нужно Не нужно
Временно проживающий в РФ (ст. 6 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Разрешение на временное проживание Не нужно Не нужно
Постоянно проживающий в РФ (ст. 8 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство либо отметка в национальном загранпаспорте о временном проживании в РФ Не нужно Не нужно
Высококвалифицированный специалист (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство,
виза (при необходимости)
Не нужно Разрешение на работу, где в графе «Особые отметки» указано «Высококвалифицированный специалист»

Список стран с описанием режима въезда в Россию иностранных граждан (визовый, безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд .

Также следует отметить, что временно пребывающие в России граждане других государств могут работать только в должности, указанной в разрешении на работу, и только в том регионе, на территории которого им было выдано разрешение на работу или патент (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). Временно проживающий в России иностранец может работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ).

Уведомление о приеме на работу иностранного работника

При приеме на работу иностранного гражданина работодателю необходимо уведомить МВД по месту работы иностранца о заключении с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты подписания договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N N 115-ФЗ ).

За неуведомление территориального органа МВД РФ работодателю грозит штраф на должностных лиц в размере от 35 000 руб. до 50 000 руб., на работодателя — от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 суток до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ ).

Подробнее об уведомлении о заключении трудового договора с иностранцем читайте .

Разрешение на работу для иностранных граждан

Оформление визовых иностранцев на работу в 2019 году, а также высококвалифицированных специалистов производится при наличии разрешения на работу. О том, как получить разрешение на работу в России иностранным гражданам, определено в Приказе МВД России от 01.11.2017 N 827 .

Разрешение на работу для иностранцев (прибывших в визовом режиме, высококвалифицированным специалистам) выдается ГУВМ МВД России, а также подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России (п. 22 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, временно пребывающим из стран с визовым режимом с Россией, работодатель представляет следующий пакет документов (п. 45 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827):

  • заявление об оформлении разрешения на работу отдельно на каждого иностранца по форме, утвержденной Приказом МВД России от 14.08.2017 N 637 ;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца;
  • медицинское заключение о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний у иностранного гражданина по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н ;
  • сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции.

Решение о выдаче разрешения на работу иностранцам, временно пребывающим в РФ в порядке, требующем получения визы, принимается в течение 15 рабочих дней со дня приема документов (п. 31 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Работодателям важно обращать внимание на два момента в разрешении на работу иностранного работника:

  • территория действия разрешения, указанная на оборотной стороне документа, должна совпадать с тем регионом, где мигрант будет фактически трудиться;
  • профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранца должна соответствовать указанной в разрешении на работу.