Кто такие англосаксы, и откуда они взялись? История англосаксов. Кто такие англосаксы на самом деле Англо саксы пришли в британию из

Скорее всего, в результате климатических изменений, начали переселяться в Британию .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Англосаксы и рождение Англии

    ✪ Беовульф и англосаксы [ДокФильм]

    ✪ Англосаксы

    ✪ Андрей Фурсов - Англосаксы против планеты

    Субтитры

Завоевание Британии

Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных варварских королевства - королевство англов, королевство саксов и Кент (королевство ютов), каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства. Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств (англосаксонская Гептархия). Это были королевства:

  • южных саксов - Суссекс ,
  • западных саксов - Уэссекс ,
  • восточных саксов - Эссекс ,
  • ютов - Кент ,
  • восточных англов - Восточная Англия ,
  • западных англов - Мерсия ,
  • северных англов - Нортумбрия (Берниция и Дейра).

Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси , Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства изначально соперничали и воевали между собой. Междоусобные войны велись ещё до полного покорения бриттов, например, у западных саксов в землях, прилегающих к долине реки Северн . Это позволило бриттам закрепиться на некоторых землях и образовать там свои королевства, которые ещё долго сопротивлялись завоевателям. На полуострове Корнуолл образовалось даже два бриттских королевства - Думнония и Корнубия. На северо-западе образовались королевства Стратклуд и Кумбрия , которые долго успешно боролись как с Нортумбрией, так и с пиктами на севере. Валлийцы и оттеснённые сюда же бритты, хоть и были разделены на множество враждовавших между собой княжеств, также отстояли свою свободу.

С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Завоеватели, однако, часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Взаимная борьба сопровождалась и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Со временем все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, и их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.

Вначале не обязательно старший сын наследовал корону. Новым королём мог стать любой из сыновей покойного короля, а также его брат или племянник (даже при наличии сыновей). Часто ещё при своей жизни король назначал себе наследника. К X веку в основном закрепилось право старшего сына на престол.

Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot - «собрание мудрых») - совет знати при короле. В него входили члены королевской семьи, епископы , элдормены , королевские тэны . Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.

Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald - «правитель Британии»). Этот титул не был номинальным [ ] : он давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли должны были [ ] время от времени собираться при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.

Король Эгберт Уэссекский в 825 году соединил большинство королевств Гептархии в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland , то есть «Земля англов»).

Общественное устройство

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство на основаниях, сходных с германскими племенами, жившими на континенте. Во главе государства утверждался король (Cyning, Cyng), вместо германского герцога (Heretoga), и исключительно сыновья и ближайшие родственники которого образовали родовую знать (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тенов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд ). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности размером пени за их убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовывали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман . В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.

Одежда и руны англосаксов

Женщины носили длинные, просторные платья, которые застёгивались на плечах большими пряжками. Были также обнаружены украшения - броши, ожерелья, булавки и браслеты. Мужчины обычно надевали короткие туники поверх облегающих брюк и тёплые плащи.

Англосаксы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун . С их помощью делали надписи на посуде, металлических украшениях и предметах из костей. С распространением христианства распространился и латинский алфавит ; некоторые рукописные книги (манускрипты) сохранились до наших дней. Иногда манускрипты украшали рисунками, свидетельствующими об образе жизни англосаксов.

Распространение христианства

Папой Григорием I в Британию был послан св. Августин - первый архиепископ Кентерберийский , который в конце VI века проповедовал христианство у Этельберта , кентского короля и мужа Берты , уже крещённой прежде дочери франкского короля. В 664 году на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской . В 668 году Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первым был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII века заложили основы управления англосаксонской церковью без прямых указаний римского папы . Несмотря на попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти, только в X веке св. Дунстану удалось расширить влияние пап в Англии. Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех прославился в этом отношении Беда Достопочтенный . Св. Бонифаций и многие другие англосаксонские и ирландские, называвшиеся тогда шотландскими, священники внесли большой вклад в распространение христианства в

Британский этнос впитал в себя множество черт народов, мигрировавших с Европейского континента на Британские острова. Однако ученые до сих пор спорят, кто же является главным предком нынешних жителей Соединенного Королевства.

Заселение Британских островов

В течение многих лет группа ученых под руководством профессора Криса Стринджера, представляющего лондонский Музей естественной истории, изучала процесс заселения Британских островов. Ученые свели воедино археологические данные за последние столетия, благодаря чему хронология заселения островов выстроилась наиболее полно.

Согласно обнародованным данным, люди предпринимали не менее 8 попыток обосноваться на территории нынешней Великобритании, и только последняя из них оказалась удачной.

Впервые человек попал на острова примерно 700 тыс. лет назад, что также подтверждает анализ ДНК. Однако через несколько сотен тысячелетий из-за похолодания люди покинули эти места. Осуществить исход было не сложно, так как острова с континентом в то время связывал сухопутный перешеек, который ушел под воду примерно за 6500 лет до н. э.

12 тыс. лет назад состоялось последнее покорение Британии, после чего люди уже ее не покидали. В дальнейшем все новые волны континентальных переселенцев оказывались на Британских островах, создавая пеструю картину глобальной миграции. Впрочем эта картина не ясна до сих пор. «Докельтский субстрат по сей день остается неуловимой субстанцией, которую никто не видел, но в тоже время мало кто станет оспаривать ее существование», – пишет британский ученый Джон Моррис Джоунс.

От кельтов до норманнов

Кельты, пожалуй, наиболее древний народ, влияние которого можно увидеть в нынешней Британии. Они стали активно заселять Британские острова с 500 по 100 год до н. э. Кельты, мигрировавшие с территории французской провинции Бретань, будучи искусными корабелами, скорее всего и привили на островах навыки мореходства.
С середины I века н. э. началась систематическая экспансия Британии Римом. Однако романизации подверглись в основном южные, восточные и отчасти центральные области острова. Запад и север, оказав ожесточенное сопротивление, римлянам так и не покорились.

Рим оказал заметное влияние на культуру и организацию жизни Британских островов.

Историк Тацит так описывает процесс романизации, проводимой римским наместником в Британии Агриколой: «Он частным образом и вместе с тем оказывая поддержку из государственных средств, превознося похвалами усердных и порицая мешкотных, настойчиво побуждал британцев к сооружению храмов, форумов и домов».

Именно в римское время в Британии впервые появились города. Также колонисты познакомили островитян с римским правом и военным искусством. Впрочем в римской политике было больше принуждения, чем добровольных побуждений.
В V веке началось англосаксонское покорение Британии.

Воинственные племена с берегов Эльбы довольно быстро подчинили себе практически всю территорию нынешнего Королевства. Но наряду с воинственностью англосаксонские народы, перенявшие к тому времени христианство, принесли на острова новую религию и заложили основы государственности.

Однако радикальным образом на политический и государственный уклад Британии повлияло нормандское завоевание второй половины XI века. В стране появилась сильная королевская власть, сюда были перенесены основы континентального феодализма, но главное – сменились политические ориентиры: со Скандинавии на центральную Европу.

Содружество четырех народов

Нации, составляющие основу современной Британии – англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы – сложились в последнее тысячелетие, чему во многом способствовало историческое деление государства на четыре провинции. Объединение четырех самобытных этносов в единую нацию британцев стало возможным благодаря целому ряду причин.
В период великих географических открытий (XIV-XV века) мощным объединяющим фактором для населения Британских островов явилась опора на национальную экономику. Она во многом помогла преодолеть раздробленность государства, какая, к примеру, была на землях современной Германии.

Британия, в отличие от европейских стран, благодаря географической, экономической и политической изолированности попала в ситуацию, которая способствовала консолидации общества.

Немаловажным фактором для единения жителей Британских островов стали религия и связанное с ней формирование универсального для всех британцев английского языка.
Еще одна особенность проявилась в период британского колониализма – это подчеркнутое противопоставление населения метрополии и туземных народов: «Есть мы, а есть они».

Вплоть до окончания Второй мировой войны, после которой Британия как колониальная держава перестала существовать, сепаратизм в Королевстве был выражен не столь явно. Все изменилось, когда из бывших колониальных владений на Британские острова хлынул поток мигрантов – индийцев, пакистанцев, китайцев, жителей Африканского континента и Карибских островов. Именно в это время и активизировался рост национального самосознания в странах Соединенного Королевства. Его апогей пришелся на сентябрь 2014 года, когда в Шотландии впервые был проведен референдум о независимости.

Тенденцию к национальной обособленности подтверждают и последние социологические опросы, в которых только треть населения Туманного Альбиона назвала себя британцами.

Британский генетический код

Проведенные недавно генетические исследования могут позволить взглянуть по-новому как на родословную британцев, так и на уникальность четырех главных наций Королевства. Биологи из лондонского University College исследовали сегмент Y-хромосомы, взятый из древних захоронений и пришли к выводу что более 50% генов англичан содержат хромосомы, встречающиеся в северной Германии и Дании.
Согласно другим генетическим экспертизам, примерно 75% предков современных британцев прибыло на острова более 6 тыс. лет назад.

Так, по мнению специалиста по ДНК-генеалогии из Оксфорда Брайана Сайкса, во многом современные кельты родословной связаны не с племенами центральной Европы, а с более древними переселенцами с территории Иберии, пришедшими в Британию в начале неолита.
Другие данные генетических исследований, проведенных на Туманном Альбионе, буквально повергли его жителей в шок. Результаты показывают, что англичане, валлийцы, шотландцы и ирландцы по своему генотипу во многом идентичны, что наносит серьезный удар по самолюбию тех, кто гордится своей национальной обособленностью.

Медицинский генетик Стивен Оппенгеймер выдвигает весьма смелую гипотезу, считая, что общие предки британцев около 16 тыс. лет назад прибыли из Испании и первоначально говорили на языке, близком к баскскому.

Гены более поздних «оккупантов» (кельтов, викингов, римлян, англосаксов и норманнов), по мнению исследователя, переняты лишь в небольшой мере.

Результаты исследований Оппенгеймера таковы: генотип ирландцев имеет всего 12% уникальности, валлийцев – 20%, а у шотландцев и англичан – 30%.

Свою теорию генетик подкрепляет трудами немецкого археолога Хайнриха Хёрке, который писал, что англосаксонская экспансия добавила к двухмиллионному населению Британских островов около 250 тыс. человек, а норманнское завоевании и того меньше – 10 тысяч. Так что при всей разнице в привычках, обычаях и культуре, у жителей стран Соединенного Королевства гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Подробности возвращения бриттов к варварскому состоянию нам не известны. С уходом римлян и утратой хотя бы внешней романизированности некому стало писать историю.

Следует, однако, предположить, что продвижение пиктов и скоттов на юг не осталось без ответа. Бритты, проживавшие на юге, могли возвратиться к своим кельтским обычаям, но и в этом случае они должны были отстаивать свои жизни и свои владения, свою развитую культуру и более высокий уровень жизни в борьбе против варваров с севера.

Об этих сражениях, о деяниях бриттов и их поражениях и бедах нам практически ничего не известно. Единственный наш источник - книга под названием «О погибели Британии», написанная около 550 г. христианским историком по имени Гильда. Историческая ценность его труда весьма сомнительна, поскольку он, судя по всему, писал свою книгу с определённой дидактической целью - а именно хотел доказать, что дурные люди обязательно понесут наказание за грехи. (Такой взгляд имеет право на существование, однако не подходит для написания объективной истории - уж слишком велик соблазн подтасовать факты, чтобы они лучше соответствовали морали.) Кроме того, некоторые свидетельства просто-напросто неверны, например, он утверждает, что Адрианов и Антонинов валы были построены около 400 г.

Так или иначе, если верить Гильде, около 450 г. бриттские правители отчаялись остановить нашествие варваров с севера. Они обратились за помощью к римскому полководцу Аэцию, заявив, что они зажаты между варварскими племенами пиктов и свирепым океаном и должны либо погибнуть от рук варваров, либо утонуть в океанских водах. Аэций не смог прийти им на помощь, что неудивительно, поскольку, хотя он и был опытным и искусным полководцем (последним на Западе), у него хватало забот с готами и гуннами.

Вождь бриттов по имени Вортигерн решил тогда в отчаянии искать помощи на стороне. Не получив поддержки с юга, он обратил свой взор на восток.

К востоку от Британии простиралось на четыреста миль Северное море. На противоположном его берегу, там, где теперь проживают датчане и немцы, в V веке обитало германское племя, которое называло себя ютами. Полуостров, на котором помещались их владения, протянувшийся на север до современной Норвегии и Швеции и сейчас представляющий собой часть датской территории, до сих пор зовется Ютландией. Южнее ютов, в землях современной Германии, граничащих с Данией (Шлезвиг), жили англы, а на запад от них, на северном побережье, - саксы.

Именно к этим германским племенам предположительно и обратился за помощью Вортигерн. Он отправил посланцев к братьям Хенгисту и Хорсе, которые правили ютами. (Некоторые полагают, что, поскольку имена Хенгист и Хорса означают соответственно «жеребец» и «конь», вся история - вымышленная, но возможно, и нет. Личные имена часто бывают странными.)

Юты с готовностью отозвались на призыв и в 456 г. высадились в Кенте (писавший в более поздние времена историк Беда Достопочтенный относит это трагическое событие к 449 г.). Не прошло и полвека после того, как старые хозяева - римляне оставили остров, как прибыли новые хозяева - германцы. Дальнейшее развитие событий нетрудно предугадать. Иноземцы, призванные для того, чтобы помочь одной из сторон во внутренней усобице, практически неизбежно обращают оружие и против предполагаемых врагов, и против своих предполагаемых союзников и завоевывают себе место под солнцем. Возможно, это самый наглядный урок, который дает история: нечто подобное происходит слишком часто, но из случившегося редко делаются верные выводы.

По легенде, Вортигерн согласился взять в жёны дочь Хенгиста Ровену, после чего состоялся большой свадебный пир, отметивший дружественный союз двух народов. На пиру юты напоили бриттов, а затем перерезали их и захватили Кент.

Следом за ними в Британию пришли и другие германские племена. В 477 г. саксы переправились через Дуврский пролив, прошли через ютские земли в Кенте и осели на южном побережье Англии. Здесь они основали самое южное из трёх саксонских королевств - Суссекс («королевство южных саксов»). Вскоре после этого другие саксы высадились западнее и основали Уэссекс («королевство западных саксов»). К северу от Кента возник Эссекс («королевство восточных саксов»). Имена Эссекс и Суссекс до сих пор значатся среди названий английских графств.

Позже, около 540 г., англы основали несколько королевств к северу от Темзы. Поначалу они высадились в землях иценов, где Боадикея подняла мятеж четырьмя столетиями раньше. Возникшее там королевство стало называться Восточной Англией. К западу от нее появилась Мерсия, чье имя происходит от слова «марка», «пограничная земля». Долгое время Мерсия оставалась пограничной территорией: далее, на западе, располагались бриттские земли.

Северной границей Мерсии была река Хамбер, впадающая в широкий протяжённый эстуарий, рассекающий восточное побережье Британии. К северу от Хамбера лежала Дейра: она занимала восточную часть территории современного Йоркшира. Севернее Дейры располагалась Берниция, протянувшаяся до залива Ферт-оф-Форт, на территории нынешней Шотландии.

Из трёх племён юты, хотя и первыми достигли Британии, были самыми слабыми. Период их могущества завершился около 600 г., Кент, где они жили, сохранил прежнее название, и память о них стёрлась.

Англы и саксы остались хозяевами острова, и, поскольку они были очень близки по языку и обычаям, их можно для простоты считать одним народом. Поэтому в современном языке прижилось обозначение «англосаксы». Но в их время ничего подобного такому термину не было.

Четыре королевства англов были больше прочих королевств и поначалу господствовали над ними. Именно в этот период времени о новых обитателях острова стало известно на континенте и континентальные хронисты стали называть остров «страной англов», или Англией.

Я, однако же, не буду употреблять термин «английский» применительно к этому периоду, поскольку он ассоциируется в сознании людей с позднейшими временами, когда очередное вторжение изменило культуру и образ жизни обитателей острова.

Говоря о давних временах истории острова, я буду пользоваться наименованием «саксы», подразумевая при этом также и англов и ютов.

Это имеет смысл, во-первых, потому, что главенствующие позиции в итоге суждено было занять одному из саксонских королевств. И во-вторых, бритты на западе называли саксами все вражеские германские народы, может быть, потому, что самые свирепые сражения разыгрывались между бриттами и племенами, населявшими Уэссекс. Мы позаимствуем этот термин из известнейших кельтских легенд, рассказывающих об этом периоде истории.

Название Англия конечно же правомерно лишь для той части острова, где господствовали англы, саксы и юты. Северные две пятых территории острова оставались по большей части кельтскими (хотя со значительными вкраплениями с юга) вплоть до Нового времени, и там возникло королевство Шотландия. Шотландцы до сих пор приходят в ярость, когда весь остров называют Англией. Остров называется Великобританией, а Англия - лишь южная его часть. (Шотландское обозначение жителей юга - сэсенеки - производное от «саксы».)

Бритты, вместо помощи, за которой они обратились (если это действительно было так), получили врага ещё более свирепого и опасного, чем те, с кем они имели дело до сих пор.

Они постепенно отходили на запад, сражаясь за каждый шаг, так же как четырьмя столетиями ранее отступали на север под натиском римлян. Как правило, бритты терпели поражение, хотя и стояли насмерть. Но, по крайней мере, один раз они одержали важную победу.

Гильда описывает большое сражение, происходившее около 500 г., в месте, которое он называет Бадонской горой. Точное положение его неизвестно, но, где бы ни разыгралась битва (вероятно, в верховьях Темзы), бритты одержали решительную победу и обеспечили себе мирную передышку на протяжении жизни целого поколения.

Гильда пишет, что предводительствовал бриттами некий Амвросий Аврелиан, который, судя по его имени, был романизованным бриттом. Амвросий, вероятно, остался в памяти бриттов как великий герой, и предания о нём продолжали жить и обрастали множеством ярких подробностей в бесчисленных рассказах и пересказах. Поздний бриттский автор Ненний, живший около 800 г., обращается к этой славной истории минувших дней.

В версии Ненния, которая, естественно, ещё дальше отходит от реальности, нежели рассказ Гильды, Амвросий превращается в мудрого помощника Вортигерна, который помогает ему бороться с саксами. Предводителем бриттов становится некто по имени Артур, выигравший двенадцать битв против саксов, из которых сражение при Бадонской горе было последним.

Здесь берёт своё начало расцвеченная со временем ещё большими домыслами легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, великая легенда, которая дает пищу нашему воображению и по сей день (последняя её версия запечатлена в музыкальной комедии «Камелот»).

Саксы, однако, несмотря на неудачу у Бадонской горы, продолжили наступление. В 577 г. саксы дошли до берегов Бристольского залива и кельтские земли оказались отделены друг от друга.

Холмистый полуостров на севере саксы назвали Уилхас. Слово означает «земля чужестранцев», и до нас это имя дошло как Уэльс. Жителей этой земли называют валлийцами. Конечно, несправедливо называть Уэльс «страной чужаков», поскольку именно саксы были здесь чужаками, однако теперь поздно что-либо менять. Сами валлийцы называют себя Кимрами - название, напоминающее о народе кимров, близких родичах бриттов.

К югу от Бристольского залива лежит область, которую саксы называли Корнуилхас, «земля сухопутных чужаков». Со временем это название превратилось в Корнуолл. (Иногда в прежние времена Корнуолл называли Западным Уэльсом, а сам Уэльс - Северным Уэльсом.)

Многие бритты вынуждены были уплыть через пролив (который с той поры стал называться Английским каналом) в северо-западную Галлию; там полуостров, некогда именовавшийся Арморика, стал Бретанью.

В Корнуолле кельтов становилось всё меньше. Постепенно их вытесняли в юго-восточном направлении, пока к 950 г. они полностью не подпали под власть саксов. Корнуолльский диалект древнего языка бриттов просуществовал многие столетия, однако к 1800 г. он полностью вышел из употребления.

Уэльс - другое дело. Он веками боролся с англичанами и, даже когда вынужден был подчиниться, сохранял свою национальную самобытность. Вплоть до наших дней Уэльс с территорией, равной штату Массачусетс, и с населением вдвое меньшим, поддерживает свои особые культурные традиции. На валлийском языке говорят более полумиллиона человек (хотя, по-видимому, он постепенно теряет свою значимость).

Подводя итог, можно сказать, что в V и VI веках в Британии сложилась ситуация, в корне отличная от ситуации в других бывших римских провинциях. Повсюду германские завоеватели не вытесняли прежнее население, но селились среди него в качестве правящего меньшинства. И как меньшинство, они постепенно воспринимали язык и верования завоёванных народов.

Саксонское вторжение в Британию привело к иным результатам. Местное население было уничтожено, изгнано или полностью порабощено. В тех частях острова, где главенствовали саксы, старый язык был полностью забыт. От него остались только географические названия. Кент, Девон, Йорк, Лондон, Темза, Эйвон и Эксетер - имена кельтского происхождения. В названии Кемберленд сохранилась память о кимрах.

Новый язык, принесённый завоевателями, принадлежал к германской языковой группе. Его называют англосаксонским или, чаще, древнеанглийским. Кроме того, саксы придерживались языческих верований, и христианство в Англии полностью исчезло.

Из всех римских провинций лишь Британия оказалась полностью германизована и отреклась от христианской религии.

Кельтские священники



Великобритания - лишь один из двух главных островов, составляющих Британские острова. А что же Ирландия?

Она оставалась полностью кельтской, гораздо более кельтской, чем Великобритания, поскольку в Ирландии так и не было римских легионов.

Но если римские воины никогда не пересекли Ирландского моря, римские священнослужители это сделали. Произошло это так.

Как раз в то время, когда римляне покидали Британию, бриттский богослов по имени Пелагий высказал ряд новых воззрений на христианскую веру, которые многие церковные иерархи на континенте сочли еретическими. Поскольку учение Пелагия распространилось в Британии, церковь решила принять меры.

В 429 г. папа Целестин I направил епископа Германа Оксеррийского (Оксерра - город в Галлии, в восьмидесяти милях юго-восточнее Парижа) в Британию для борьбы с ересью. По пути тот посетил Ирландию, где проповедовал Евангелие, затем северные земли Британии, где и умер.

Краткое пребывание Германа в Ирландии не принесло никаких видимых плодов, однако подготовило почву. Ирландия была включена в сферу интересов христианских миссионеров, и вскоре пришло время для более серьёзной миссии.

Эта роль выпала на долю некоего Патриция (римское имя, означающее «знатный», «благородный»), оставшегося в истории как Патрик. В ирландской традиции он стал святым Патриком, покровителем Ирландии.

История Патрика обросла многочисленными легендарными подробностями, но общепринятая версия гласит, что он родился около 385 г. где-то в Британии. Это до сих пор вызывает шутливое возмущение ирландцев: надо же, говорят они, святой Патрик, оказывается, англичанин.

Разумеется, это не так. Чтобы называться англичанином, Патрик должен был быть саксом, а он родился за два поколения до прихода первых германцев в Кент. Он был бриттом, то есть таким же кельтом, как любой ирландец.

Мальчиком его похитили ирландские пираты и привезли в Ирландию в качестве раба. После нескольких лет рабства он сумел бежать на корабле в Галлию, где, увы, хозяйничали германские племена.

Патрик учился в центральной Галлии, где наставником его был епископ Герман. После того как Герман побывал в Ирландии, туда в 432 г. отправился Патрик.

В северной Ирландии Патрик обратил часть жителей в новую веру и основал несколько церквей. Скорее всего, его успехи были довольно скромными. В конце концов что может сделать миссионер, как бы одарен он ни был, один в дикой языческой стране? Тем не менее позднейшие легенды приписали ему такой подвиг, как обращение в христианство всего острова. Патрик предположительно умер 17 марта 461 г., и этот день празднуется как День святого Патрика.

В следующем столетии христианство продолжало распространяться в Ирландии и одновременно обрело ряд особенностей. Владычество язычников-саксов в восточной и южной части Британии поставило барьер между Ирландией (и последними кельтскими землями Британии) и континентальным христианством.

Развитие ирландского христианства шло своим путём, и у него имелся ряд отличий, которые нам теперь кажутся пустяковыми, но в своё время представлялись крайне существенными. Чаще всего в источниках упоминается то, что ирландские монахи брили головы иначе, чем монахи на континенте, и определяли дату Пасхи в соответствии со своей собственной системой.

Так называемая «кельтская церковь» возникла в VI веке. В некотором смысле ей повезло больше, чем римской церкви того времени. Западные территории европейского континента неуклонно погружались во мрак невежества из-за новых нашествий германских племён, таких, как франки и лангобарды. Учёность была забыта в Галлии и Испании, и лишь слабая память о ней сохранялась в Италии.

Но до Ирландии германцы не добрались, даже саксы. В течение трёх столетий после смерти Патрика учёные люди могли работать в мире, переписывая книги, изучая и объясняя Писание и сохраняя другие полезные знания. Ирландские священники даже сумели каким-то образом изучить греческий язык, и в течение нескольких столетий они оставались единственными представителями Запада, которые владели этим древним языком. Это был золотой век Ирландии.

Ирландцы, никогда не знавшие владычества Римской империи, не создали епископств, которые создавались во всех континентальных церквях по образу светских административных институтов Рима. Вместо этого ирландское духовенство жило в общинах и основывало монастыри, и в их церкви ведущие позиции занимали аббаты, а не епископы.

Около 521 г. на севере Ирландии в области, где теперь находится графство Донегол, родился Колумба. Он стал монахом и прославился, поскольку под его руководством кельтская церковь развернула широкую миссионерскую деятельность. Колумба основал довольно много церквей и монастырей и в 563 г. с двенадцатью учениками заложил церковь и монастырь на острове Иона, крошечном острове, площадью не более шести квадратных миль, у западного побережья нынешней Шотландии.

Иона стал духовным центром кельтской церкви. С этого острова Колумба отправлялся в северные земли Британии и обращал в христианство дикарей-пиктов. (Примерно в это же время христианский миссионер Давид, о жизни которого практически ничего не известно, начал возрождать полузабытое христианство среди бриттов Уэльса. Давид до сих пор считается святым покровителем валлийцев.)

Колумбу сменил другой рьяный кельтский миссионер Колумбан, который родился в 543 г. в Лейнстере на юге Ирландии. Если Колумба обращал кельтов, то Колумбан пошёл дальше. В 590 г. он покинул Ирландию и направился в Галлию, где господствовали жестокие франки (которые, тем не менее, были добропорядочными последователями римской церкви), так что саму страну стали называть не Галлия, а Франция.

Во Франции Колумбан повсюду основывал монастыри и распространял учение кельтской церкви.

На континенте его, однако, постигла неудача. В VI веке Бенедикт Нурсийский основал первые монастыри в Италии, и к тому времени, когда Колумбан прибыл на континент, бенедиктинские монастыри распространились и процветали по всей территории Западной Европы.

Эти монастыри, следовавшие учению римской церкви, имели ряд преимуществ, поскольку отличались лучшей организацией и дисциплиной по сравнению с кельтскими общинами.

Ещё важнее, что в тот год, когда Колумбан начал свою деятельность на континенте, был избран новый папа Григорий I Великий. Он сам был бенедиктинским монахом, и его окружение составляли по большей части монахи. Он употребил всю мощь папской власти на то, чтобы поддержать бенедиктинцев, и, таким образом, попытки одиночки Колумбана оказались тщетными.

Епископский собор осудил некоторые спорные воззрения Колумбана, и Колумбан был вынужден вступить в спор, который продолжался несколько лет и который он в конце концов проиграл. В результате ему пришлось отправиться в Италию, где он, назло всем, основал ещё один монастырь и умер в 615 г.

С этого момента кельтская церковь уже не могла утверждать свои позиции на континенте. Если она желала найти новых последователей, это следовало делать за счёт обращения язычников.

Ясно, что ближайшим объектом для её проповеди были язычники саксы - но оказалось, что римская церковь также имеет на них виды.

Миссионеры с юга



Решающее для христианизации Англии событие произошло в Риме, но связано с северной Англией. В середине VI века образовались два королевства англов - Дейра и Берниция. В те неспокойные времена постоянные войны давали нескончаемый приток пленных, которых можно было выгодно продать в рабство. (В ранний период саксонской истории основным предметом экспорта из Британии были рабы.)

В 590-х гг., когда папой был Григорий I Великий, нескольких мальчиков из Дейры привезли в Рим и выставили на продажу на невольничьем рынке. Папа проходил мимо и увидел их. Его внимание привлекли румяные лица и длинные светлые волосы, и он поинтересовался у мальчиков, какого они рода.

Они ответили: «Мы - англы».

«Не англы, а ангелы», - заявил папа, отметив сходство слов, звучавших на латыни так же похоже, как на нашем языке.

Узнав, что англы - язычники, Григорий, который никак не мог допустить, чтобы такой красивый народ не обрёл спасения, замыслил послать в Англию миссионеров. Для этой цели он выбрал монаха из римского монастыря по имени Августин.

Августин отправился не в Дейру, на родину мальчиков-рабов, а в Кент, куда ближе всего было добраться с континента и который казался самым многообещающим с точки зрения его целей местом.

Именно в Кенте высадились первые германские племена. К тому времени, как сюда прибыл Августин, они жили в этих землях уже около столетия и превратили их в самую процветающую область Англии. К западу от Кента королевства саксов сражались с Уэльсом, а лежавшие севернее королевства англов дрались со скоттами. Кент же мог наслаждаться миром.

Первым королём Кента, о котором нам известно, был Этельберт («этель» означает «благородный»), он взошёл на престол в 560 г. Будучи язычником, едва ли он совсем уж не слышал о христианстве. В его королевстве, видимо, были рабы-бритты, которые исповедовали христианство. Кельтские проповедники также навещали Англию.

Однако позиции кельтской церкви в Кенте, удалённом от Ирландии и острова Иона, были слабы. Зато он ближе всего находился к центрам римской учёности во Франции. В 584 г. Этельберт взял в жены франкскую принцессу, которая была христианкой. Он позволил ей исповедовать её религию и привезти с собой священников. Сам он оставался язычником, но христианство, безусловно, было ему знакомо.

В 597 г. миссионер с юга Августин высадился в Кенте в сопровождении сорока монахов. Он привез с собой письмо от папы Григория, адресованное Этельберту как «королю англов». Папа использовал такое обращение, вспомнив, видимо, слова рабов-англов, которых он видел на невольничьем рынке. Во всяком случае, с тех пор жители континента стали называть эту землю «страной англов», то есть Англией. Если бы Григорий увидел рабов, привезенных из одного из сакских королевств, возможно, мы называли бы страну Шекспира и Черчилля Саксией.

Этельберт принял миссионеров вежливо, но настороженно. Прежде всего он настоял, чтобы проповеди Августина произносились на улице, чтобы те не вздумали заняться каким-либо вредоносным христианским колдовством. Позднее, убедившись в том, что вреда от миссионеров никакого нет, он позволил прибывшим воспользоваться церковью, которая принадлежала кентской королеве и её священнослужителям.

Августин основал монастырь в столице Этельберта в Кентербери. В 602 г. папа Григорий назначил Августина епископом и главой английской церкви. Августин, следовательно, стал первым «архиепископом Кентерберийским», и до сих пор епископ Кентерберийский считается высшим церковным иерархом в Англии.

Этельберт в конце концов согласился принять крещение. Это было большим достижением, поскольку власть Этельберта распространялась за пределы Кента на соседние Эссекс и Восточную Англию. Пользуясь его поддержкой, Августин мог нести своё учение дальше. Ко времени смерти Августина в 607 г. римская форма христианства прочно укоренилась в юго-восточной часта Англии. Были назначены епископы Рочестера, западного Кента, Лондона и Кентербери.

Долгое правление Этельберта (он находился у власти более полувека с 560-го по 616 г.) было периодом стабильности, что способствовало дальнейшему распространению христианства. Кроме того, Этельберт всеми силами стремился навести в королевстве порядок. Он составил первый в Англии письменный свод законов. Свод был особенно полезен, поскольку предусматривал строго определенные штрафы за разные преступления, включая убийства. Они заменили прежний обычай мести, согласно которой пострадавший отвечал обидчику ещё большим злом, тем самым сея зерна новой мести, и кровной вражды, которая оказывалась столь разрушительной для древних сообществ.

Вне влияния Этельберта оставались саксонское королевство Уэссекс на западе и королевства англов Дейра и Берниция на севере. Прославленным родоначальником королевской династии Дейры (где жили прежде рабы, виденные Григорием) был Элла.

Элла пришёл к власти около 560 г. и удачно правил королевством в течение жизни целого поколения. При нём Дейра расширила свои границы. В 586 г. часть жителей Дейры переселилась в центральные области Британии и основала Мерсию, которая вскоре стала независимым королевством.

В 593 г. Элла умер, и Этельфрит, правивший в Берниции, незамедлительно вторгся в Дейру и захватил власть. Однако сыну Эллы по имени Эадвине удалось вовремя бежать. Он нашёл приют в дружественном королевстве Восточной Англии.

Этельфрит был умелым правителем, одержал немало побед над скоттами и валлийцами, однако он не мог чувствовать себя в безопасности, пока «настоящий король» Дейры Эадвине оставался на свободе.

На короля Восточной Англии Редвальда давили с двух сторон. Эадвине делал всё от него зависящее, чтобы получить поддержку Редвальда и отправиться походом на север, а Этельфрит подкупом и угрозами добивался выдачи Эадвине.

Пока был жив кентский король Этельберт, дело не двигалось с места. Этельберт использовал своё могущество и влияние, чтобы поддерживать мир. Однако после его смерти в 616 г. Кент утратил своё главенство и никогда больше не вернул его вновь.

Вакуум, оставшийся после кончины Этельберта, заполнил Редвальд со своими амбициозными планами. Он вдруг вознамерился действовать самостоятельно и, нанеся решительный удар, утвердить свою власть над всей Англией.

Что же касается Этельфрита, то смерть Этельберта позволила ему в 617 г. двинуться на юг.

Однако ему не повезло. Чтобы выиграть в скорости и использовать фактор внезапности, он двинулся на юг с малыми силами, но столкнулся с Редвальдом, который совершенно независимо направлялся маршем на север со всей армией Восточной Англии.

Когда Этельфрит осознал превосходство сил противника, отступать было поздно. Не желая сдаваться, он решил дать бой на реке Идла, которая служила границей между двумя королевствами. Восточные англы, разумеется, победили, а Этельфрит был убит.

Эта победа сделала Эадвине правителем Дейры и одновременно Берниции, и с тех пор два королевства объединились в одно. Поскольку их земли лежали к северу от реки Хамбер, новое объединённое королевство получило название Нортумбрия.

Если Редвальд рассчитывал, что его успех позволит ему властвовать над всей Англией, а Эадвине станет его марионеткой, он ошибся. Эадвине был столь же сильным правителем, как и его враг Этельфрит. Он одержал победу над Уэльсом, распространив своё господство на запад, и при нём Нортумбрия стала самым могущественным из всех королевств германской Британии. (В этот период господства англов, последовавший за смертью кентского короля Этельберта, на континенте окончательно утвердилась привычка называть страну Англией, то есть страной англов.)

В 625 г. Эадвине подтвердил новый статус Нортумбрии, женившись на Этельберге Кентской, дочери великого Этельберта. Этельберга была христианкой и привезла с собой старого священника Паулина, одного из участников миссии Августина в Кенте. И вновь мы видим попытки королевы-христианки обратить в свою веру мужа. (Среди германских вождей в период раннего христианства это происходило нередко, а мирные учения церкви поначалу находили гораздо больший отклик у женщин, нежели у мужчин.)

Эадвине убедили, возможно, не столько просьбы жены и священника Паулина, сколько некие реальные события. История их такова.

Из южных саксонских королевств только Уэссекс мечтал обрести главенство над севером. Правитель Уэссекса задумал добиться этого, убив Эадвине. Он отправил в Нортумбрию посланца, который вместе с вежливыми речами нёс с собой отравленный клинок. Передав послание Эадвине, он выхватил оружие и сделал выпад. Лишь быстрота и решительность реакции нортумбрийского дружинника, который прикрыл Эадвине своим телом, а сам погиб, спасла короля от смерти.

Разумеется, Паулин сразу указал на то, что христианский Бог сохранил жизнь короля ради королевы-христианки. Под впечатлением этого события Эадвине обещал принять христианство, если он одержит победу над Уэссексом (с которым он, естественно, теперь собирался воевать) и вернётся живым. Так оно и произошло, и в 627 г. он и его приближённые приняли христианство.

«Римское» христианство, прежде утвердившееся на юге, теперь распространилось и на север. Столица Эадвине Йорк, где он крестился (и где несколькими столетиями ранее умерли Септимий Север и Констанций Хлор), стала центром нового епископства, а Паулин - первым его епископом. На протяжении всей последующей истории Англии архиепископ Йоркский останется вторым лицом церковной иерархии после архиепископа Кентерберийского.

Эадвине превзошёл могуществом всех прежних правителей и властвовал над весьма обширной территорией. Далеко на севере он выстроил крепость на берегу залива Ферт-оф-Форт, чтобы оборонять свои северные границы от скоттов. Легенда гласит, что вокруг этого замка со временем вырос город, который получил название Эдинбург («город Эадвине»).

Второе римское завоевание



Но не всё так хорошо и приятно складывалось для Англии. Христианство распространилось на севере и на юге, но между ними лежала обширная область, остававшаяся языческой. Это была Мерсия, некогда основанная выходцами из Дейры, но теперь ставшая могущественным самостоятельным королевством под властью зловещего короля Пенды.

Пенда - личность любопытная. Он был убежденным язычником и не признавал христианства, однако не препятствовал деятельности христианских миссионеров в своих владениях. Он, очевидно, полагал, что достойные люди невосприимчивы к христианству, а те, кто принимает это учение, слабы и не стоят того, чтобы о них беспокоиться. Более того, ему, видимо, нравилась война сама по себе, безотносительно к трофеям и завоеваниям. Постоянные стычки - вот всё, что ему было нужно, не более того.

Обращение Эадвине в христианство, видимо, показалось Пенде достаточной причиной для битвы. Пенда утвердился в качестве единоличного властителя Мерсии в 628 г., через год после крещения Эадвине, и сразу же начал войну. Он не колеблясь заключил союз с уэльским принцем Кадваллоном.

Кадваллон был христианином, но он был также валлийцем и жаждал отплатить Эадвине и Нортумбрии за поражения, которые прежде потерпел его народ. Тот факт, что для этого требовалось вступить в союз с язычником и саксом, его не смущал. Что до Пенды, то его всегда радовала перспектива втянуть в драку как можно больше людей.

В 632 г. Эадвине был вынужден дать бой врагам на Хатфилде в тридцати милях от Йорка. Он потерпел жестокое поражение и пал в этой битве. Так закончилось его пятнадцатилетнее правление.

С мстительной злобой Кадваллон принялся систематично разорять Нортумбрию. Беды, обрушившиеся на страну, должно быть, убедили нортумбрийцев в том, что обращение в христианство было ошибкой и что древние боги наказывают их за измену. Паулину и его помощникам пришлось покинуть Йорк, и вся Нортумбрия возвратилась к язычеству, словно и не было шести лет христианства.

Однако теперь маятник качнулся в другую сторону. Когда Этельфрит захватил власть после смерти Эллы, сын Эллы Эадвине нашёл прибежище на юге. Когда Эадвине вернул себе королевство, сыновья Этельфрита нашли прибежище на севере.

Один из сыновей Этельфрита, Освальд, принял христианство; однако на севере получило распространение «кельтское» христианство благодаря усилиям Колумбы. Освальд стал ярым его приверженцем и даже провел семь лет на Ионе.

В неразберихе, которая последовала за смертью Эадвине, Освальд вернулся в Нортумбрию и в 633 г. в сражении сумел убить Кадваллона.

(Кадваллон был последним правителем бриттов, отважившимся напасть на саксов. Многие столетия после этого Уэльс успешно сопротивлялся, и были времена, когда, казалось, валлийцы вот-вот обретут независимость раз и навсегда; однако со времени гибели Кадваллона до последних серьезных валлийских войн семь столетий спустя они проводили чисто оборонительную политику.)

С приходом к власти Освальда всем показалось, что возвращаются времена Эадвине. Христианство вновь вернулось в страну, хотя и в «кельтском» варианте. Освальд вступил в союз с Уэссексом, женившись на дочери уэссекского короля, и какое-то время по видимости был столь же силён, как раньше Эадвине.

Однако ещё был жив Пенда, и он правил Мерсией. Он вновь развязал войну, и история повторилась. В сражении между мерсийцами и нортумбрийцами в 641 г. нортумбрийцы опять потерпели поражение, а их король был убит.

Но история продолжалась. У Освальда был брат Освиу, который теперь захватил нортумбрийский трон и, желая упрочить своё положение, женился на дочери Эадвине. Таким способом он хотел объединить два древних правящих дома Дейры и Берниции и устранить постоянную угрозу гражданской войны. Он даже согласился, чтобы южной половиной его владений, Дейрой, правил на манер вице-короля принц из дома Эадвине Освин.

Желая избежать судьбы своих предшественников, Освиу делал всё возможное, чтобы ублажить кровожадного воителя-язычника Пенду. Одного из своих сыновей он отправил к Пенде заложником, а дочь выдал замуж за одного из сыновей Пенды (и в результате этот сын обратился в христианство). В конце концов он предложил Пенде, что станет выплачивать ему дань и признаёт его своим верховным властителем.

На старого язычника никакие подобные меры не действовали. Он уже порадовался победам над Уэссексом и Восточной Англией и в 654 г. решил, что вновь настал черед Нортумбрии. Просто подчинить её было недостаточно для его торжества.

Освиу против воли вынужден был принять бой где-то в окрестностях современного Лидса. Но с этой битвой Пенда перестарался. Нортумбрийцы, дважды потерпевшие поражение в 632-м и в 641 гг., сражались с отчаянной храбростью и наголову разбили мерсийцев. Пенда был убит, и вместе с ним умерла последняя надежда язычников, поскольку трон наследовал сын Пенды, который был христианином.

С этого времени Англия стала христианской, а последний из правителей-язычников, король Эссекса, принял крещение по настоянию Освиу.

Но какая разновидность христианства будет главенствовать? Кельтская или римская? Север был кельтским, юг - римским. Но силы были неравными. Кельтское христианство имело поддержку в лице скоттов и ирландцев, которые не играли большой роли в истории того времени. За спиной римского христианства стоял весь континент, могущественное королевство франков и ещё более могущественное папство.

Освиу, самый могущественный (со светской точки зрения) последователь кельтского христианства, был в раздумьях. Его жена, исповедовавшая римское вероучение, всеми силами пыталась склонить его на свою сторону. Римские и кельтские священники спорили и пугали друг друга адским огнем, это могло заставить задуматься кого угодно. Что, если он выбрал неверную сторону?

В 664 г. Освиу созвал епископов на «синод» в Уитби, прибрежном городе в сорока милях к северу от Йорка. Здесь король терпеливо выслушал доводы обеих сторон по поводу таких животрепещущих проблем, как форма монашеской тонзуры. Следует ли монахам выбривать волосы вокруг макушки, чтобы их прическа вызывала в памяти терновый венец Иисуса? Или они должны, наоборот, оставлять волосы только на макушке, как это практикуется в кельтской церкви (возможно, этот обычай сохранился от религии друидов)?

Кельтские священники щедро цитировали Kолумбу, однако на Освиу большое впечатление произвело заявление римских епископов, которые заявили, что они следуют наставлениям папы - преемника святого Петра, того самого святого Петра, которому Иисус сказал (Евангелие от Матфея, 16: 18–19): «…ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного».

Освиу обратился к кельтским епископам и спросил, так ли это. Кельтские епископы вынуждены были признать, что цитата верная. «В таком случае, - сказал Освиу, - я должен примкнуть к последователям Петра, и чтобы, когда я умру и отойду на небеса, хозяин ключей не запер передо мной врата небесные».

Опечаленные кельтские епископы покинули королевство и нашли приют в Шотландии и Ирландии.

Англия пережила второе римское завоевание, на сей раз религиозное. Английские миссионеры, проповедующие римскую разновидность христианства, последовали за удалившимися кельтскими проповедниками, и мало-помалу кельтское христианство прекратило своё существование. В 716 г. монастырь на острове Иона - спустя полтора столетия после того, как его основал Колумба, - присоединился к римской церкви, а кельтская церковь постепенно отмирала, пока окончательно не исчезла в XI веке.


Примечания:

Камелот - легендарная столица артуровского королевства. Местоположение её неизвестно, поскольку её, возможно, никогда не существовало. Монахи из Гластонбери, поддавшиеся очарованию кельтского прошлого, поместили Камелот на Кэдбери-Хилл, в двенадцати милях от своего аббатства. Впрочем, это могло быть уловкой для привлечения паломников, чьи визиты приносили немалый доход аббатству.

Англосаксы – единое название для таких германских племен , как англы, саксы, фризы и юты, сумевшие в шестом веке завоевать Британию и стали основой для образования британского народа. Впоследствии они поглотили и кельтов. В следующие века происходило активное смешение этих германских племен с норвежцами и датчанами.

Исторический период, называемый англосаксонским завершился в 1066 году, когда на остров вторглись армии нормандского герцога Вильгельма Завоевателя, вслед за чем произошло активное вливание французской крови и была образована английская народность.

Набеги и колонизация

В V веке римляне покидают остров , он теряет статус римской провинции, затем почти двухвековой период в истории острова считается темным, о нем мало что известно. Постоянные набеги германцев постепенно преобразуются в масштабное заселение британских земель.

Различные германские племена (саксы, англы, юты, фризы) активно переселяются и начинают покорение кельтско-римского населения , в результате независимость сохраняют лишь те племена, что жили на северо-западе. Происходит постепенное образование германских королевств.

Наиболее населенные районы – южные, этому способствует более мягкий климат, да и в период владычества Рима они были хорошо освоены, а германские племена, переселившиеся в Британию, еще на родине подвергались римскому воздействию, что способствовало сравнительно легкому процессу их ассимиляции с кельтско-римским социумом.

Королевства англосаксов

Еще до VII века на острове было создана группа англосаксонских королевств.

Это Кент , Мерсия , Уэссекс, Сассекс , Нортумбрия и Восточная Англия . Каждое королевство основывалось вождями отдельных племен, впоследствии ставшими королями. Существовали и более мелкие образования, но все они без исключения постоянно враждовали между собой.

Лишь в 825 году король Эгберт Уэссекский соединил большую часть королевств в одно целое, получившее название Англия .

Социальное устройство и управление

Практически все жители занималось земледелием, это были крестьяне – керлы , в чьей собственности находились немалые земельные наделы. Они были вправе принимать участие в управленческих решениях и составляли костяк армии англосаксов.

Родовую знать называли эрлами , дружинников – гезитами , рабов (покоренных в Уэльсе кельтов) – лэтами и уили . Землевладельцев в чьей собственности находились огромные участки — именовали глафордами , позднее они получили название «лорд ».

У англосаксов возможности короля были ограничены, он не принимал единолично решения, а разделял власть с уитенагемотом (собранием мудрых), состоявшем из представителей духовенства и знати. Этот орган был вправе избирать и свергать короля. Территория была поделена на шайры (графства). Связь графств с «собранием мудрых» осуществлялась с помощью шерифов , по сути являвшихся приказчиками короля и кроме того занимавшихся сбором налогов.

Торговые отношения и экономика

Расположение Британии благоприятствовало развитию торговых отношений с материковой частью Европы и первое расширение торговли приходится уже на VII век, тогда торговый путь проходил через Бретань, позднее и через Нормандию.

Центрами торговли становятся Лондон и крупные припортовые города. Тогда была заложена база будущего влияния Англии – производство сукна, обработка шерсти. Укрепляются связи внутри государства, многочисленные дороги, построенные еще римлянами, и пригодные для судоходства реки позволяют связать регионы.

Происходит строительство крупных крепостей , пик которого приходится на VIII век, период постоянных набегов норвежцев и датчан. Многие города строились вокруг монастырских земель, другие – с учетом выгодного месторасположения для торговли. За три столетия было образовано около 80 городов, в которых в основе экономики лежало сельское хозяйство.

Христианизация и культура англосаксов

Англия делает шаг для вступления в мир Европы в результате работы миссионеров – начинается христианизация, позволившая образовать культурные и духовные связи с европейским обществом, а также на дальнейшее развитие англосаксонского мира оказало влияние наследие римлян.

Среди произведений искусства англосаксов стоит отметить рукописи, украшенные иллюстрациями и декоративно-прикладные предметы.

Все они несли следы влияния скандинавской и кельтской культур. К наиболее ярким образцам англосаксонского искусства относят Линдисфарнское Евангелие, Книгу из Дурроу, вещи, обнаруженные в курганном некрополе Саттон-Ху, различные резные изделия.

К сожалению, до нас дошли всего два памятника литературы англосаксов – эпос «Беовульф» (найдена рукопись, датированная двенадцатым веком) и поэтический сборник «Экстерская книга».

Англосаксы - предшественники современных англичан, жившие в 5-11 веке. Изначально они представляли собой конгломерат различных германских племен. Он постепенно стал новой нацией. Резкий эволюционный скачок произошел после Нормандского завоевания Англии в 1066 году.

Происхождение термина

Англы и саксы - северно-германские племена Ютландии и Нижней Саксонии, которые завоевали и заселили большую часть Англии в период раннего Средневековья. Люди были варварами, но со временем смогли успешно влиться в православную христианскую цивилизацию.

Англосаксонское завоевание Британии представляло собой длительный процесс, который продолжался больше 180 лет. Война была между бриттами и англосаксами. Но в 6 веке борьба стала носить более выраженный характер, поэтому следствием стал распад постримской Британии на небольшие независимые государства. В процессе военных и захватнических мероприятий было истреблено огромное количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент. Другая часть была превращена в рабов, которые вынуждены были платить своим завоевателям дань.

Независимыми остались только горные кельтские области на западе и севере. Там продолжали существовать племенные объединения, которые превратились в последствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства.

В результате таких действий Англия оказалась поделенной на три значительных отрезка. Это были королевства:

  • англов;
  • саксов;
  • ютов.

Возглавляли их вожди или племена, утвердившие себя в качестве королей. В 9 веку Англия уде была поделена на восемь королевств. На самом деле их было больше, но маленькие королевства не играли какой-либо существенной роли, поэтому внимания им сильно не уделялось. Такие небольшие королевства изначально соперничали и воевали между собой.

Как жили англосаксы?

Вплоть до 9 века основная масса была представлена крестьянами-общинниками, которые владели большими участками земли. Керлы обладали полноправием, могли принимать участие в народных собраниях, иметь при себе оружие.

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство примерно так же, как это происходило у германских племен, проживавших на континенте. Во главе государства находится король. Родовую знать составляли ближайшие родственники. Хорошие привилегии были и у королев. Непосредственно король был окружен приближенными и дружиной. Из последней было постепенно сложено служилое и ленное дворянство.

В литературе много внимания уделяется и одежде, в которой ходили люди. Женщины носили длинные просторные платья, которые застегивались на плечах большими пряжками. Характерным в те времена было украшения в виде брошей, ожерелий, булавок и браслетов. Мужчины обычно надевали короткие туники, облегающие брюки и теплые плащи.

Англосаксонцы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун. С их помощью делали всевозможные подписи на украшениях, посуде или элементах из костей. Латинский алфавит был принят с приходом христианства, при этом некоторые рукописные книги того времени сохранились до наших дней.

По характеру англосаксы были бесстрашными, жестокими. Такие черты формировали склонность к беспорядочному разбою. Именно из-за этого их боялись другие племена. Люди презирали опасность. Они спускали свои разбойничьи корабли на воду и позволяли ветру нести их к любому заморскому берегу.

Распространение христианства

Папа Григорий Двоеслов поставил задачу Августину распространить христианство среди англосаксов. Борьба с суеверием проходила успешно. Начиная с середины 5 века англосаксы во времена полуторавековой борьбы с местным населением овладели восточной частью острова. деление на королевства было удобно для быстрого распространения христианство.

Церковное общество принимало очень активное участие в судьбах страны. За годы войн кельтское христианство было оторвано от римских корней. Поэтому важной частью стало восстановление утраченной связи. К 7 веку новая религия была проповедана практически по всей территории.

С конца 12 века до начала 19 века Британия становилась одной из сильнейших морских держав. В силу отдельных уникальных черт островов была построена гигантская Британская империя. Для поднятия своего статуса она неоднократно «стравливала» континентальные страны Европы в разрушительных войнах. Выигрывали в них в основном британцы, которые получали заморские колонии, богатства, отобранные у конкурентов.