Численность населения россии. Население мира

>>География: Численность и воспроизводство населения

Численность и воспроизводство населения

1. Численность населения мира: очень быстрый рост!

Гeoгpaфы и демографы в своих работах широко пользуются данными переписей населения. Bceгo с начала XIX в. в мире было более 2 тыс. таких переписей, которые в наши дни в большинстве развитых стран проводятся раз в пять или в десять лет. .

По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек. Но на протяжении почти всей этой истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период новoгo и в особенности новейшего времени. Так, за последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для втоpoгo 250, для третьего около 100, а для четвертого нeмногим более 40 лет. Это значит, что никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в середине и второй половине ХХ в.! В 1950 г. оно достигло 2,5 млрд, в 1980 г., 4,4 млрд, в 2006 г. 6,5 млрд. человек. .

Пример. Если в начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10 - 15 млн, а в середине века 40-50 млн, то в 80-90-x п. ХХ в. он достигал 80-85 млн человек , что превышает число жителей в любом европейском гocyдарстве, кроме России .

1 Этнология (этнография, от греч. ethпos племя, народ) - наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.

2 Демография (от греч. deтos народ и gгapho пишу) наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая eгo численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д.

Однако в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих - очень быстро. Это объясняется различным характером eгo воспроизводства. (Задание 1.)

2. Понятие о воспроизводстве населения.

Научная теория нapoдонаселения рассматривает нaceление, участвующее в труде , как главную производительную силу общества, основу вceгo общественнoгo производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население и это каждый из вас ощущает на самом себе выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения один из важных факторов развития каждой страны, да и вceгo человечества.

В свою очередь, рост численности населения зависит от характера eгo воспроизводства.

Под воспроизводством (eстественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и eстеcтвeннoгo прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость, смертность, ecтественный прирост населения в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье. Уровень смертности зависит прежде всегo от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения . Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая мнoгo споров в науке. Как правило, по мере роста благосостояния и культуры, все большегo вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания «цены ребенка» рождаемость снижается. Но рост дoxoдов может служить и стимулом к ее повышению.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к oгpoмнымлюдским потерям как в результате нeпосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.

В самом упрощенном, генерализованном виде можно говорить о двух типах воспроизводства нaселения.

3. Первый тип воспроизводства населения: демографический кризис.

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соотвественно eстecтвeннoгo прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время pacтет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности населения.

Однако, помимо демографическoгo фактора, большую роль играют и причины социально-экономического характера, вызывающие повышенную смертность от болезней, жизненной неустроенности, военных конфликтов, роста преступности, производствeннoгo травматизма, разного рода природных и техногенных катастроф, несчастных случаев , а также от ухудшения качества окружающей среды. Но и среди стран первого типа воспроизводства можно выделить три подгруппы. Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения примерно 0,5% (или 5 человек на 1 000 жителей, или 5%0). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех ceмей имела двоих детей, а половина троих. Два ребенка со временем «замещают» родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и компенсирует отсутствие потомства у бездетных. но и обеспечивает достаточный общий прирост.

Во-вторых, это страны с нулевым или близким к нему естественным приростом. Такой прирост уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стaбилизируется на достигнутом уровне.
Пример. Все страны второй подгруппы находятся в Европе. Это Бельгия, Дания, Португалия, Польша. Швеция. Численность населения в этих странах уже не pacтет.

В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость.
В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией 1 (или дeмографическим кризисом ). Наиболее характерна она для Европы.

Пример. В начале ХХI в. в Европе насчитывалось уже 15 стран с отрицательным eстeственным приростом населения. Из стран СНГ в их число входят Россия, Украина, Белоруссия, в которых на показателях eстeствeннoгo прироста населения скaзался социально-экономический кризис, наступивший в 90-x гг. ХХ в. (см. таблицу 12 в «Приложениях»).

1 Д е поп у л я ци я (от франц depopulatioп) уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к eгo абсолютной убыли.

Переход от характерной для старой России многодетной семьи к малодетной совершился в нашей стране еще в период существования Советского Союза. Но в 90-х гг. ХХ в. прежде вceгo с возникновением глубокого социально-экономического кризиса начался настоящий «обвал)) показателей естеcтвeннoгo прироста населения. Показатель рождаемости в России (10,4 человек на 1000 жителей) и в начале XXI в. остается еще очень низким.

Еще сравнительно недавно тот тип воспроизводства населения, который сложился в экономически развитых странах, нeредко называли рациональным . Однако в первой половине 90-x п. ХХ в. eгo показатель снизился до 2% 0 , а в начале XXI в. фактически стал нулевым. При этом многие страны Eвpопы уже вступили в полосудeморафического кризиса , который отрицательно сказывается или может сказаться в будущем на всем их развитии.

4. Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв.

Для втopoгo типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и eстecтвeннoгo прироста и относительно низкие показатели смертности. Он xaрактерен прежде вceгo для развивающихся стран.

После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому coкращению смертности. Рождаемость же большей частью остaлась на высоком уровне.

Конечно, это во мнoгoм объясняется стойкостью тысячелетних традиций ранних браков и многодетных семей. . Cpeдний размер семьи и теперь составляет 6 человек; как правило, это трехпоколенная семья (родители, их дети и внуки). К тому же она остается основным средством сохранения прожиточного минимума и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Да и детская смертность в этих странах остается еще значительной. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный ypoвень образования, слабое вовлечение женщин в производство.

В начале XXI в. среднегодовой показатель eстecтвeннoгo прироста в развивающихся стpaнах составлял 1,6%, т. е. был в 16 раз выше, чем в экономически развитых странах!

Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где живет 800 млн человек, или более 1/10 вceгo населения планеты. Они отличаются самыми высокими показателями рождаемости и eстeствeннoгo прироста (2,4%); вот почему именно среди них и следует искать «рекордсменов мира».

«Рекордсменов» по среднегодовому приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии. . (Задание 2.)

Такой феномен быстрого pocта населения в странах втopoгo типа воспроизводства в середине ХХ в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва . В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится более 4/5 вceгo населения планеты и более 95% eгo годового прироста. Это значит, что из 130 млн детей, ежегодно появляющихся на свет, 124 млн рождаются в развивающихся стpaнах. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 40 млн человек, Африки почти на 30 млн, Латинской Америки более чем на 9 млн.

Если в 1900 из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находились в Европе, пять в Азии и три в Америке, то в 2005 в этом списке остались только две европейские страны (ФРГ и Россия), но зато стало восемь азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Филиппины), а также три американских (США, Бразилия, Мексика), две африканских (Нигерия, Египет) (см. таблицу 14 в «Приложениях»).

Наряду с этим нельзя не обратить внимание на то, что в нeкоторых более «продвинутых» развивающихся странах началось уже довольно заметное снижение показателя eстecтвeннoгo прироста населения. При мерами такогo рода могут служить Бразилия, Индия, Турция, Марокко, Тунис. А Китай, Аргентина, Чили, Шри-Ланка, Таиланд уже фактически перешли в группу стран первого типа воспроизводства.

Тем не менее развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и вocпроизводство населения, в первую очередь определяя демографическую ситуацию во всем мире. (Творческое задание 3.)

5. Демографическая политика управление воспроизводством населения.

В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством нaселения, про водя государственную демографическую политику.

Демографическая политика - это система административных, экономических, nроnагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде вceгo на рождаемость) в желательном для себя направлении. Понятно, что направление демографической политики зависит прежде вceгo от демографической ситуации в той или иной стране.

В странах первoгo типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаем ости и eстecтвeннoгo прироста населения. Она про водится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику могут служить Франция, Япония, Россия.

Большинство стран втopoгo типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и eстественно прироста населения. Пожалуй, наибольшие усилия в этом отношении прилагают две самые большие страны мира Китай и Индия.



Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья - один ребенок». Осуществление этой политики уже дaло результаты.

Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из четырех человек под девизом: «Нас двое - нам двоих». В peзультате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еше почти 1/5 всех новорожденных в мире дети, появляющиеся на свет в Индии.

Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-e п. ХХ в. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления котopoгo резко выступила католическая церковь. . Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой дeмографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.

6. Теория демографического перехода.

Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода , которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такoгo перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа , который охватывал почти всю историю человечества, были xapaктерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и coответственно очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде вceгo успехам медицины) при coxpaнении традиционной высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.

Для третьего этапа xaрактерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» нaceления). Рождаемость тоже снижается, но обычно все же нeсколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения.

При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения. (Задание 4.)

7. Качество населения как новое комплексное понятие.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития дeмократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

В последнее время ООН и дpyгие международные организации при определении качества нaceления страны главное внимание обращают на состояние eгo здоровья, которое, в свою очередь, во мнoгoм зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни. Во второй половине ХХ в. в этом отношении были достигнуты заметные успехи, в том числе и в развивающихся странах. Однако многие проблемы остаются еще нерешенными.

Пример. Средний для мира показатель младенческой смepтности 55 детей на 1000 живорожденных. В экономически развитых странах он составляет вceгo 8 детей, тогда как в развивающихся 60, а в наименее развитых 100. Более тoгo, в Африке и Азии есть еще страны, где этот показатель достигает 150-160 (Либерия, Нигер, Сьерра-Леоне, Афганистан).

Другим важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни 1 . В начале XXI в. он составляет в среднем для всегo мира 66 лет (64 года для мужчин И 68 лет для женщин). Соответствующие показатели для экономически развитых стран составляют 72 и 80, для развивающихся 62 и 66, и в том числе для наименее развитых стран 51 и 53 года.

Пример 1. Самый высокий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в Японии 82 года (мужчины 79, женщины 86). Почти тaкие же показатели у Швеции, Исландии, Испании, Канады (см. таблицу 15 «Приложений»).

Пример 2. Самый низкий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в африканских странах Замбии и Сьерра-Леоне (32-34 года). Heмногим выше аналогичные показатели для некоторых других стран Тропической Африки (см. таблицу 15 «Приложений»).

1 С редняя продолжительность жизни - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая олределяется с помощью расчетов, основaнных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта. Измеряется числом лет.

Средняя продолжительность жизни в России в 90-x гг. под влиянием социально-экономического кризиса снизилась, составив в 2005 г. около 65,3 лет (59 лет для мужчин и 72 года для женщин). Кстати, такoгo oгpoмнoгo разрыва между показателями обоих полов нет ни в одной другой стране мира.

Еще один важный показатель качества населения - уровень грамотности. В экономически развитых странах неграмотность фактически полностью или почти полностью ликвидирована. Но в развивающихся стpaнах, несмотря на достигнутые в последнее время успехи, образовательный уровень в целом еще довольно низок, особенно среди сельских жителей.

Пример. В Нигере, Мали и Буркина-Фасо неграмотны более 80% всех жителей, в Сомали более 70%, в Сенегале, Либерии, Эфиопии, Пакистане, Бангладеш более 50%.

По данным ООН, в 1990 около 960 млн человек не умели ни читать, ни писать. С тех пор в условиях продолжающегося дeмографического взрыва общее число нeгpaмoтныx сократилось на 150 млн. Абсолютная численность неграмотных людей ocoбенно велика в Южной и Bocточной Азии и в Африке к югу от Сахары. В Южной Азии неграмотные составляют около половины Bceгo населения.

Демография - наука о народонаселении . Население мира - это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

Изучением народонаселения занимается демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного движения населения проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности населения мира в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел демографический взрыв - бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население Германии сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является низкая рождаемость.

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В развитых странах Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в Беларуси государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

Прогнозируемая продолжительность жизни населения мира составляет 72 года для женщин и 68 лет для мужчин. Лидерами являются Япония, и Франция, где продолжительность жизни более 80 лет. В Беларуси она составляет 72 года, в странах Африки (Замбия, Ангола, Свазиленд) - 45-50 лет.

С продолжительностью жизни тесно связана возрастная структура населения, влияющая на уровень развития хозяйства. Население среднего возраста самое трудоспособное, на него ложится ответственность за материальное обеспечение страны, за обеспечение людей пожилого возраста всеми необходимыми благами жизни. (Как решается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами в странах Европейского союза?) Численность населения пожилого возраста за последние 50 лет возросла более чем в два раза. Различия в качестве жизни населения усугубляют нестабильность взаимоотношений между странами и внутри их.

Значительная часть населения стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, стран Центральной Америки страдает от голода и недоедания. На территориях, где людям постоянно не хватает продуктов питания, проживает 2/3 населения мира. Отсюда высокий уровень детской смертности, низкая продолжительность жизни.

Различия в качестве жизни населения в разных регионах Земли сегодня являются одной из причин миграции населения. Перемещение людей из одной страны в другую, часто большими группами и на большие расстояния, происходит по экономическим, религиозным, национальным причинам, а также в результате войн, стихийных и экологических катастроф. В поисках работы люди переселяются в основном из развивающихся стран в развитые страны Европы, Северной Америки (трудовые миграции). В экономически развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и др., миграция существенно восполняет численность трудоспособного населения.

В последнее время отмечается рост нелегальной миграции в страны с более благоприятными социально-экономическими условиями, возрастание вынужденной миграции из-за вооруженных конфликтов и обострения межнациональных отношений, выезд лиц с высоким уровнем образования в США, Францию, Швецию.

Основные современные миграционные потоки направлены из стран Северной Африки, Восточной Европы в Западную Европу, из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии - в США, из стран Центральной Азии - в Россию.

Основные современные демографические тенденции - это ускоренный рост численности населения мира за счет менее развитых стран; различия в качестве жизни населения между развитыми и развивающимися странами; приток иммигрантов в развитые страны. Сущность современных демографических проблем заключается в территориальной диспропорции динамики роста населения между высокоразвитыми и развивающимися странами мира.

Процесс заселения полуострова, увеличение численности его населения сопровождались изменением специализации и форм хозяйственного освоения территории.
Издавна в северной равнинной части Крыма обитали племена скотоводов-кочевников. Несколько позже, в VII в. до н.э., появились античные города-крепости, население которых занималось земледелием и торговлей. В средневековье земледелие распространилось на горный и предгорный Крым, расширились торговые связи. При этом заселенные территории занимали относительно небольшие площади. В связи с необходимостью защиты городов от набегов кочевников возводились оборонительные стены, которые ограничивали рост городов вширь. Особенно показательно в этом отношении сравнение площадей и численности населения средневековых и современных городов. Например, Мангуп-кале (столица княжества Феодоро) при численности населения, равной современному населению г.Бахчисарая, занимал территорию, которая составляла лишь 1/8 площади города, Бахчисарая.
После присоединения Крыма Россией (1783 г.) произошли существенные изменения в социально-экономическом развитии по сравнению с прежним периодом. Стали развиваться новые виды хозяйствования, что не могло не отразиться на расселении населения. Появляются новые поселения, как сельские (например, Петровская слобода, Зуя, Мазанка, Изюмовка и др.), так и городские (Севастополь, Симферополь). Быстро развиваются старые города - Керчь, Евпатория, Феодосия.
В годы Крымской войны 1854-1855 гг. и в послевоенный период значительно уменьшилась численность населения. Крым покинули почти 150 тысяч крымских татар и 5 тыс. ногайцев. Из 687 крымских населенных пунктов 315 совершенно опустели. После отмены крепостного права, начиная с 1865 по 1897 год, население Крыма увеличилось почти в 3 раза и достигло численности 545 тыс.чел. (см.Приложение 2). Основную массу населения составили государственные крестьяне из числа русских и украинских переселенцев, за которыми закреплялись наделы земель.
Таким образом, население - это очень динамичная социально-экономическая категория общества. После 1897 г. под влиянием экономических, социальных и политических факторов численность населения Крыма постоянно изменялась во времени. К 1913 г. численность населения составляла 729 тыс.чел. Однако в результате октябрьских событий 1917 г. численность населения в Крыму уменьшилась до 711 тыс.чел. К началу второй мировой войны (к 1940 г.) численность населения возросла до 1 млн 127 тыс. человек. В годы второй мировой войны потери людских ресурсов в Крыму были крайне велики (свыше 85 тыс.чел. были вывезены в Германию, 90 тыс.чел. было уничтожено). На уменьшение численности в тот период сказалась и антинародная сталинская политика. Насильственно, в канун войны из Крыма были выселены первоначально немцы, затем в мае 1944 г. крымские татары, в июне - греки, болгары и представители других национальностей. Численность населения республики к 1950 г. уменьшилась до 823 тыс.чел. С конца 40-х - начала 50-х годов Крым интенсивно заселяется переселенцами из западных областей Украины и Центральных областей (преимущественно из Центрально-Черноземного экономического района) России и Белоруссии. В результате этого к 1959 г. численность населения в Крыму возросла до 1 млн 202 тыс.чел. Все последующие годы по 1993 г. численность населения постоянно возрастала. Наиболее быстрыми темпами население увеличивалось за период с 1985 по 1993 г. Среднегодовые темпы роста за этот период составили 1,5% (за период с 1980 по 1985 г. среднегодовые темпы роста населения составляли менее одного процента). Высокие темпы роста населения в последние годы объясняются массовым возвращением в Крым депортированных крымских татар и представителей других национальностей.
На динамику численности населения оказывает влияние не только механическое, но и его естественное движение. Значение естественного движения как источника увеличения численности населения в Крыму постоянно снижается. В конце 80-х - начале 90-х годов наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости, возрастания смертности, уменьшения средней продолжительности жизни и, в целом, - уменьшение темпов прироста населения (за исключением миграционного притока крымскотатарского населения). Некоторое увеличение рождаемости наблюдалось в 1983-1984 гг., когда рождаемость в целом по Крыму составляла 16-17‰, затем началось снижение рождаемости и, соответственно, естественного прироста. В последние годы рождаемость в Крыму упала до 12‰, а смертность возросла до 10,9‰, следовательно, естественный прирост находился на уровне всего 1,1 ‰ (1991 г.). Особенно ухудшилась демографическая ситуация в городах. Так, если в сельской местности естественный прирост с 1985 г. уменьшился в два раза, то в городах за этот период он уменьшился в 17 раз

Состояние и развитие общества в значительной степени определяются численностью и составом населения. Население характеризуется и как элемент производительных сил, и как носитель производственных отношений. Ему присуще и самовоспроизводство.

Население – это естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории – в селе, городе, районе, регионе, стране.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой – не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Население – это все люди независимо от их характеристик, т. е. это самое широкое понятие для обозначения человеческих ресурсов. Нередко в этом же смысле в социально-экономической литературе используется понятие «народонаселение».

Вместе с тем население – это тот источник, тот «материал», из которого получаются все другие группирования людей (например, те, что в экономике труда обозначаются экономически активным населением, трудовыми ресурсами). Поэтому изучение численности, состава и динамики населения (это предмет исследования науки демографии) чрезвычайно важно и для экономики труда. Экономисты рассматривают население как источник ресурсов для труда, как носителя определенных экономических отношений и, что очень важно, как потребителя, который формирует спрос.

Численность населения Украины постоянно сокращается (приблизительно на 0,4 млн ежегодно, начиная с 1994 г.). Это сокращение вызвано, с одной стороны, уменьшением численности родившихся и увеличением количества умерших (ежегодное естественное уменьшение населения превышает в последние годы 300 тыс. чел., а с другой – отрицательным сальдо внешней миграции (почти 100 тыс. чел. ежегодно). Эти две причины обусловили сильное уменьшение численности населения Украины за последнее десятилетие. Тревожный показатель в динамике населения – увеличение количества людей пенсионного возраста и соответственного уменьшения части молодых, что показывает процессы старения населения и уменьшает источник ресурсов для работы.


Миграционные, социальные и экономические движения населения взаимозависимы и взаимосвязаны. В совокупности они определяют численность и качественные характеристики населения.

В естественном движении населения различают типы его воспроизводства : традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный).

Традиционный тип воспроизводства характеризуется высокой нерегулированной рождаемостью и высокой смертностью (по причине неразвитости медицины, низкого уровня жизни, войн, эпидемий). В результате взаимодействия этих факторов общие темпы роста численности населения невысокие, в структуре преобладает доля молодых людей. Этот тип характерный для ранних этапов развития человеческого общества.

Современный тип воспроизводства обусловлен социально-экономическим развитием, ростом уровня жизни, достижениями медицины, эмансипацией и привлечением в экономическую деятельность женщин, другими причинами, в результате которых резко уменьшился уровень рождаемости, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни, снизился уровень смертности, выросла численность людей старшего возраста в структуре населения.

Различают три режима воспроизводства населения: расширенное, простое, суженное.

Расширенное воспроизводство характеризуется преобладанием рождаемости над смертностью (и в абсолютных показателях, и в расчете на 1000 чел.) и, соответственно, естественным приростом населения.

Простое воспроизводство означает постоянное количество населения в результате приблизительно одинаковой рождаемости и смертности.

Суженное воспроизводство , или депопуляция, характерно для стран, в которых показатели смертности превышают показатели рождаемости, в результате чего происходит абсолютное уменьшение количества населения, что мы и наблюдаем сейчас в Украине.

Особенности исторического развития Украины сильно повлияли на динамику численности всего населения, и в частности трудовых ресурсов. В XX веке жизнь всех поколений и практически каждого человека была встревожена и ухудшена тяжелыми драматическими событиями (Первая и Вторая мировая и гражданская войны, индустриализация, коллективизация, голодоморы, массовые репрессии, участие в военных конфликтах (в частности, в Афганистане), Чернобыльская трагедия, глубокий кризис 90-х годов). В результате не только погибали или становились инвалидами тысячи и даже миллионы молодых здоровых людей, но и резко уменьшалась рождаемость, деформировалась половозрастная структура населения. Поэтому воспроизводство населения и трудовых ресурсов для работы в Украине происходило и происходит не равномерно, а «волнообразно»: определенные подъемы изменяются глубокими падениями.

Воспроизводство трудовых ресурсов – это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Поскольку трудовые ресурсы – часть населения, то и воспроизводство трудовых ресурсов отображает состояние и характер воспроизводства населения как части целого. Динамика численности всего население определяет динамику численности экономически активного населения, но эта зависимость непроста. То есть увеличение (уменьшение) численности населения приводит к увеличению (уменьшению) численности трудоактивного населения лишь при других одинаковых условиях, а в реальной жизни, под действием разнообразных причин, эти изменения происходят не одновременно и не в одинаковом масштабе.

Например, рождение детей увеличивает количество населения сразу, а количество трудовых ресурсов – лишь через 15–20 лет, и то при условии, что эти люди станут экономически активными. Смертность нетрудоспособных людей уменьшает количество населения, но не изменяет ресурсы для труда. При неизменном количестве населения трудовые ресурсы могут значительно увеличиваться (уменьшаться) за счет роста (спада) трудовой активности населения, например вследствие изменения уровня жизни.

В воспроизводстве трудовых ресурсов, как и в воспроизводстве всего населения, различают виды движения, типы и режимы .

Естественное, миграционное и экономическое движение населения влияют на количественные характеристики трудовых ресурсов, социальное – на качественные. Каждый вид движения обуславливается действием многочисленных разнообразных причин, а их взаимодействие и взаимозависимость определяют количество экономически активного населения, которое является фундаментальным показателем для любого общества или государства. Поэтому важно проанализировать влияние на динамику экономически активного (трудоактивного) населения любого из этих факторов в отдельности.

Типы воспроизводства трудовых ресурсов сравнительно с типами воспроизводства населения имеют разное смысловое значение. Экстенсивный тип воспроизводства связан с изменением качества человеческих ресурсов: возрастанием образовательного уровня, квалификации, улучшением здоровья, умственных способностей и т. п., что означает наращивание трудового потенциала.

Таким образом, воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т. п.

Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные параметры, необходимые для анализа и оценки демографических процессов, выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения .

Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.

Численность и состав населения во всех странах мира определяются с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 2001 г. Ее основные данные опубликованы и стали базой для получения демографических данных в последующий период. Переписи дают наиболее точные данные о численности населения.

Весьма важным является прогнозирование численности населения. Прогнозные расчеты позволяют выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране, определить численность трудовых ресурсов, изменение их образовательного и профессионально-квалификационного уровня, проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс.

По классификации Международной организации труда (МОТ) население старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в Украине – 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безработные и вне рабочей силы. Занятые и безработные составляют рабочую силу или население, активное в данный период. Лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представляет население, которое в данный момент экономически неактивно.

Разделение по методике МОТ

Подробное решение тема Тема 3 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника.

Население Земли к 2010 г увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.

Задание 2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Задание 3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».

Первый тип воспроизведение характерен для стран Европы, Северной Америки, СНГ, Китая, Австралии и Океании, стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, Таиланд), некоторых стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай). Однако это группа неоднородна по показателю прироста, так стран Европы и СНГ характере практически нулевой или близкий к нему прирост населения, в то время как для стран Северной Америки (США и Канада) прирост составляет от 3 до 6 чел. на 1000 жителей, или 3-6%о. В таких странах (например, США, Австралия, Канада) обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Второй тип воспроизведение характерен для стран Африки, большинства стран Латинской Америки, Азии.

Задание 4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что население Земли в целом за указанный период (с 1950 по 2010 гг) увеличилось в 2,7 раза. Однако темпы прироста населения в разных регионах мира отличаются. Самые быстрые темпы характерны для Африки (население к 2010 г увеличилось в 4,6 раз), затем идет Латинская Америка (в 3,5 раза) и Зарубежная Азия (в 2,9 раз). Средними темпами прироста отличается Северная Америка и Австралия с Океанией (в 2 раза). Наименьшие темпы характерны для стран СНГ и Европы (в 1,5 раз и в 1,3 раз соответственно).

Задание 5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Демографический переход включает в себя 4 этапа:

Для 1 этапа характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост (ныне он уже почти не встречается);

2-ой этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости (характерен для Бутана);

При 3-ем этапе наблюдаются низкие показатели смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения), снижение рождаемости тоже снижается, но обычно она всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения (Турция);

На 4-ом этапе показатели рождаемости и смертности совпадают (страны Европы).

Задание 6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.

Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке, что объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше. Также на это влияет ряд других факторов: уровень жизни, наличие войн в истории страны/региона и пр. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Касательно половой структуры населения в мировом масштабе, то оно примерно одинаково (100 женщин к 101 мужчине).

Задание 7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Для стран с преобладанием первого типа воспроизводства населения характерно либо одинаковое количество населения детского (0-14 лет) и пожилого (старше 60 лет) возраста, либо незначительное преобладание детей (для Европы 16% детей и 17% людей пожилого возраста). В то время как в странах со вторым типом воспроизводства населения количество детей в общей структуре населения в несколько раз превышает население пожилого возраста (для Азии 28% детей и 6% людей пожилого возраста, Африка 42% и 3% соответственно).

Задание 8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Для стран с первым типом воспроизведения населения характерно примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в возрастно-половой структуре, что объясняется высоким уровнем жизни и медицины. В странах со вторым типом воспроизведения наблюдается преобладание мужчин в возрастных группах от рождения до 30 лет, что объясняется социальным положением женщины в обществе (принижение, ранние браки, предпочтение рождения детей мужского пола в связи с религией и пр.). Затем количество женщин и мужчин в возрастной структуре выравнивается, что можно объяснить повышенной смертностью мужчин в связи с тяжелым физическим трудом и не очень высоким уровнем медицинского обслуживания.

Задание 9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

По результатам переписи населения 2010 г общая численность населения 142 856 536 чел. Данные взяты с http://www.gks.ru

Задание 10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Самая распространённая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел., принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Задание 11. Объясните:

11.1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

Индия, Пакистан, Бангладеш долгое время были колониями Великобритании, в связи с чем там распространен английский язык. А так как Великобритания обладала обширными колониальными владениями и вела торговлю по всему миру, то английский язык стал одним из основных языков для международного общения. США, Канада, Австралия и Новая Зеландия - страны, которые были основаны переселенцами из Старого Света, в том числе и из Великобритании.

11.2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Так как с 16 века Испания стала проводить активную политику по завоеванию новых земель в Новом Свете (Латинская Америка), которые затем были колониальными владениями Испании на протяжении нескольких веков.

11.3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Распространение арабского языка в Северной Африке связано с завоеванием этих территорий и включением их в состав арабского государства Халифат (основано в начале 7 века на территории Саудовской Аравии) и распространением ислама как основной религии данного государства.

Задание 12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Наиболее распространёнными религиями является христианство (католицизм, протестантизм и православие), ислам и буддизм. В Старом и Новом свете преобладает католицизм и протестантизм), также данные ветви христианства распространены в Австралии и Африке, что связано с колониальным прошлым этих регионов. На территории стран СНГ распространено православие. Ислам широко распространен на территории Северной и Центральной Африки, а также Юго-Западной и Центральной Азии. Приверженцы иудаизма главным образом проживают на территории Индии и соседних с ней стран. Также в число наиболее распространённых религий входит буддизм (Китай, восток России).

Задание 13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наибольшая плотность населения характерна для Европы, Южной Азии (Индия, Бангладеш), Юго-Восточной Азии. На плотность населения влияют природные и исторические факторы. Люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории: низменности и равнины, расположенные на высоте до 500 м над уровнем моря, регионы с теплым, благоприятным климатом. Также на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Задание 14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел./км2): 1) менее 10; 2) от 10 до 100; 3) от 101 до 200; 4) от 201 до 500; 5) свыше 500.

Задание 15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Плотность населения в стране никак не связана с уровнем ее социально-экономического развития, так среди стран с максимальной плотностью (>500) есть как развитые страны (Сингапур, Монако), так и развивающиеся (Бангладеш).

Задание 16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 17. Используя рис. 14 и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Наибольшее число крупных городов (более 5 млн чел) расположены в Северной и Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), которые представляют собой наиболее густозаселенные регионы мира. Можно выделить тенденцию по формированию таких агломераций (более 5 млн) в Африке (Лагос).

Задание 18. С помощью интернет-сайта googl-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.

Проанализировав спутниковые снимки крупнейших агломераций мира можно сделать вывод, что зачастую ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Задание 19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.

Наиболее урбанизированные страны характерны для Северной и Латинской Америки, Европы, СНГ, Австралии и Юго-Западной Азии. Средне- и слабоурбанизированные страны характерны для Африки и Азии. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран: 1 - быстрые темпы роста городского населения (особенно в менее развитых странах), 2 - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, 3 - «расползание» городов, расширение их территории.

Задание 20. Используя данные табл. 4, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.

Вывод: За вторую половину 20 века население Земли увеличилось с 750 млн чел до 3,7 млрд чел. Особенно быстрыми темпами выросло население Азии, Африки и Латинской Америки.

Задание 21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2010 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».

Задание 22. Работа в тетради.

22.1. На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».

22.2. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:

а) Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой?

Ответ: Снижение смертности наблюдается за счет повышение уровня медицины в развивающихся странах и постепенного улучшения уровня жизни.

б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику?

Ответ: Китай и Индия - мировые лидеры по количеству населения. В связи с этим у них наблюдаются проблемы обеспечения населения продовольствием, рабочими местами, образованием и пр. Проводя плановую государственную политику Китай и Индия стараются регулировать рождаемость и как результат количество населения, чтоб повысить уровень жизни в стране.

в) Население мира размещается неравномерно?

Ответ: Мировое население размещено неравномерно. Так 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши.

г) Городское население концентрируется прежде всего в больших городах?

Ответ: Крупные города обладают лучшей инфраструктурой, что привлекает население из сельской местности в города. Однако стоит отметить, что нет единого для всех стран понятия «город». Так для некоторых стран крупный город будет с населением более 100 тысяч человек, а для другой страны с населением 5000 тысяч и меньше.

22.3. Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы.

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Экономическая активность населения - степень вовлечения населения в хозяйственное производство.

22.4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?

При создании карт, характеризующих население мира, используется огромное количество картографических способов, среди которых наиболее распространены:

Способ качественного фона (для обозначения численности и плотности населения, смертности, рождаемости и пр.);

Точечный способ (используется для обозначения населенных пунктов);

Знаки движения (применимы к таким социальным явлениям как миграции населения);

Картодиаграммы и картограммы (служат для перевода в наглядный образ таких статистических данных как уровень рождаемости, религиозный и национальный состав и пр.).

22.5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».

Демографический взрыв – образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг. Основной причиной, которая привела к данному взрыву является снижение уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости. На снижение уровня смертности повлияло: развитие здравоохранения, распространение мер гигиены, улучшение материальных условий жизни. Темпы прироста населения отличаются в развитых и развивающихся станах. Особенно быстро население растет в развивающихся странах, в то время как в развитых странах темпы ниже.

Следствия демографического взрыва: чрезвычайно быстрый рост населения Земли, усиление неравномерности в размещении населения мира (9/10 населения Земли проживает в развивающихся странах).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

На размещение населения влияют природные факторы, так в первую очередь население заселяет территории с благоприятными условиями. Значительную роль играет исторический фактор. Сегодня на размещение населения влияет уровень экономического развития региона мира, страны.

3. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать, что привело к новому «миграционного взрыв». Основная причина этих миграций - экономическая, так как в разрушенных после войны странах была плохая экономическая ситуация.

4. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?

Главные черты процесса урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах с развитой инфраструктурой, расширении городов за счет включения в городскую черту новых территорий с сельским населением.

Как вы думаете:

1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?

Так как человек может изменить среду обитания под себя, то выбор места проживания человеком может не зависеть от природных условий и основываться только на его предпочтениях.

2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Так как население Земли постоянно растет, то увеличивается и средняя плотность населения

3. Почему один из отчётов ООН был назван «Наш демографически разделённый мир»?

Уровень социально-экономического развития страны влияет на рождаемость. Так в развитых странах рождаемость низкая (чуть больше смертности, равна или меньше её). В развивающихся странах ситуация противоположная. Так высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности. Таким образом мир разделен на регионы, которые сильно отличаются между собой по уровню естественного прироста населения.

4. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Данное мнение имеет право быть, так как в развитых странах наблюдается нулевой или отрицательный естественный прирост, что приводит к увеличению людей пожилого возраста в возрастной структуре. Так как все больше стран выходит на высокий уровень социально-экономического развития, то можно предположить, что в этих странах также будет увеличиваться доля пожилых людей.

Знаете ли вы:

1. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства: 14-8=6 или 22-8=14?

Вторая формула характеризует страны с вторым типом воспроизведения.

2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?

Страны перечисленные в пункте А - это страны со вторым типом воспроизведения населения. В пункте Б перечислены страны с первым типом воспроизведения населения.

3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

Ответ: Хиндустанцы, русские, англичане.

4. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина; 2) Нидерланды; 3) Италия; 4) Греция; 5) Филиппины; 6) Индонезия; 7) Судан; 8) Аргентина?

Ответ: Италия, Филиппины, Аргентина.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. Привести примеры стран, находящихся на втором, третьем и четвёртом этапах демографического перехода?

1-ый этап: Судан.

2-ой этап: Бутан.

3-ий этап: Турция.

4-ый этап: Германия.

4. Указать, какие из приведённых ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Мозамбик, Судан, Таджикистан, Уганда, Филиппины, Австралия?

К первому типу воспроизведения относятся: Австрия, Италия, Австралия, Филиппины.

Ко второму типу воспроизведения: Индия, Мозамбик, Судан, Уганда, Иордания, Таджикистан.

5. Охарактеризовать географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах?

Первый тип воспроизведения населения характерен для стран Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и некоторых стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили).

Второй тип воспроизведения: страны Африки, Азии, большинство стран Латинской Америки.

6. Рассказать о значении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни и дать его количественную характеристику?

Ожидаемая продолжительность жизни является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале XXI в. ожидаемая продолжительность жизни для всего мира 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляют 75 и 81, для развивающихся - 66 и 69, в том числе для наименее развитых стран - 55 и 58 лет.

7. Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира?

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Данное родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного праязыка. Самая распространённая из них - индоевропейская семья. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском.

8. Выбрать правильный ответ: ислам исповедует большинство жителей: Испании, Индии, Ирана, Пакистана, Индонезии, Алжира, Бразилии?

Ответ: Иран, Пакистан, Индонезия, Алжир.

9. Указать, какие из перечисленных ниже регионов и стран являются главными очагами привлечения трудовой миграции населения: Западная Европа, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия, Северная Афри-ка, Северная Америка, Россия, Австралия, Германия?

Ответ: Западная Европа, страны Персидского залива, Северная Америка, Германия, Австралия.

10. Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира.

(Данные взяты за 2015 г)

11. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

Ответ: Эфиопия – 15% от населения страны, Китай – 47% от населения страны, Германия – 75%, США – 80%, Аргентина – 87%, Австралия – 88%, Великобритания – 89%.