Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями пример. Музыкотерапия как одно из средств оздоровления детей с ОВЗ

Райкова Лариса Сергеевна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБУДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 23.01.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

зам. директора по УР

Л.С. Райкова

г. Благовещенск, 2016г.

2 В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В последнее время всё чаще в учреждения дополнительного образования обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, такие дети никогда не посещали подобного рода образовательные учреждения. Задача преподавателей, занимающихся с такими учащимися состоит не столько в том, чтобы научить детей музыке, сколько в реабилитации детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.
3 О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Ещё философ Платон полагал, что существуют музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины». Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью. Затем идеи Платона получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В его теории была представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства. Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях, знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы: проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов, психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации, то есть снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие речевой функции.
4 Для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ заключается в том, что она: - помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; - помогает ускорить процесс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; - музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; - формирует чувство внутреннего контроля и порядка. Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ОВЗ можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии как можно раньше. В раннем возрасте у детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Но у них есть одно свойство – подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Таким образом, несомненна актуальность и значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм
5 ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Поэтому мы верим, что внутренняя сила способна победить любые недуги. И пусть эти дети не станут профессиональными музыкантами, зато они получат ряд положительных эмоций, научаться дарить радость себе, близким и окружающим, поймут, что они нужны людям, обществу. А главное – поверят в себя!
6
Использованная литература.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений/Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. 2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963. 4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. 5. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно – активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование, 2005, №1. 6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. − М.: Наука, 2012.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным терапевтом.

Музыкальная терапия - это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов. Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями клиентов. Музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, школах, центрах раннего развития, исправительных учреждениях, домах престарелых во многих странах Европы, в США, Австралии, Китае, Японии, а теперь и в России и странах бывшего СНГ.

https://youtu.be/WTK1WIkEomA

Музыка терапевтична по своей природе. Именно поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Именно поэтому, выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это - ещё не музыкальная терапия.

У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т. п.) : именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыкотерапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала - в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции).

Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:
импровизация
прослушивание специально подобранной музыки
написание песен
обсуждение текстов песен
музыкальные игры
рисование под музыку
медитация под музыку
обучение посредством музыки
структурированные музыкальные упражнения
музыкальное выступление (клиента или пациента)

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

Параллельно с музыкальным взаимодействием, между терапевтом и клиентом постепенно выстраиваются доверительные терапевтические отношения, которые помогают пациенту полнее раскрыть свой потенциал в терапии, а музыкальному терапевту - эффективнее выстраивать стратегию терапии.

Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии.

“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).

Кому может помочь музыкальная терапия?

Детям, подросткам и взрослым c:

Нарушениями психического здоровья,
- особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособностью,
- болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями,
- наркотической зависимостью и алкоголизмом,
- черепно-мозговыми травмами,
- острыми и хроническими болями;
- матерям во время родов.

(Американская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2009)
(с) МузТерапевт. Ру, 2013-2014
Использование материалов возможно только для некоммерческих целей и только при активной ссылке на {......... } . Перепечатка материалов без письменного разрешения автора запрещена.

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Выступление на педсовете

«Педагогический опыт – крупицы творчества»

Тема выступления: Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы.

Подготовила:

учитель музыки

РЦДО Белорецк

Нигматуллина Лилия Сергеевна

Согласовала:

заведующая обособленного

структурного подразделения

РЦДО Белорецк

Кроткова Наталья Сергеевна

_________________________

октябрь, 2018г

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Да, если на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические, но и музыкально-терапевтические методы обучения.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Для меня стало интересным знакомство внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки. А именно применение арт –терапии в работе с младшими школьниками.

Отмечу, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение учащихся.

Достоинствами музыкотерапии являются:

Абсолютная безвредность;

Лёгкость и простота применения;

Возможность контроля;

Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

    Все должны чувствовать себя комфортно.

    Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.

Активная музыкотерапия -это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах. Но перед пением обязательно нужна:

1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса, куда входят:

    Дыхательная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения на развитие резонаторных ощущений

    Попевки с использование различных слогов

Все это нравится детям, т.к. проходит в игровой форме.

Пассивная форма музыкотерапии - слушание музыки. Слушая музыку народов мира мы с детьми отправляемся в вертуальное путешествие по разным странам, различным эпохам, рассматриваем видеофильмы. Используем музыкальные игры, занимательные упражнения.

И любимая детьми сказкотерапия.

Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.

На уроках использую приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. А так же практикую рисование под музыку и передачу заданного образа движениями. Дети с удовольствием показывают руками и мимикой танцующего медведя, прыгающего зайчика, восход солнца, осенний дождь. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.

Детям очень нравится играть в муз. игры. Здесь я применяю игротерапию . Игры помогают снятию упрямства, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.

Немаловажно и роль вокалотерапии.

Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Им очень нравится петь, и я заметила, что они все песни переживают через себя: плачут, смеются, они непосредственны и искренни.

Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и один из эффективных способов - улыбкотерапия.

В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка. И поэтому я часто начинаю уроки с того, что прошу улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека. Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Надежда Анатольевна Шергина
Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта «Музыка детских сердец»

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем Реабилитационном Центре регулярно проводятся занятия по музыкальной терапии , которые посещает большинство детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего Центра – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей значимы следующие проблемы :

Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;

Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;

Не сформирована коммуникативная компетенция.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер .

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку , полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки , помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

В нашем Центре ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию . Начинается эта работа на занятиях музыкой и ритмикой и продолжается на репетициях музыкальных кружков , при подготовке праздников, развлечений совместно с воспитателями и родителями, а так же в концертной деятельности и участии в конкурсах.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий по музыкотерапии в группах , неоднородных как по возрастному составу детей , так и по структуре и тяжести дефекта, автором был разработан и апробирован проект групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музыка детских сердец » .

За время работы проекта сформировались музыкотерапевтические группы , в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией . Как правило, до объединения детей в группу , каждый ребенок проходит этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности . Работа по данному проекту строится в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.

Цель проекта : ввести ребенка в мир музыки , обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально -эстетического сознания.

Задачи :

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре .

Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

Развивать творческие способности в музыкально -художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

Развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания , от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности . Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. Музыкальные занятия – основная форма организации . На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

В музыкальной деятельности существуют два этапа : первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке , импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте , участвует в концертах, театральных постановках и т. д. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей .

Подготовительный этап.

Выявление уровня музыкального развития детей , определение реабилитационного потенциала , составление плана реабилитационных мероприятий .

Основной этап.

На данном этапе организуется музыкальная деятельность по реализации цели и задач проекта , которая содержит четыре направления :

«Музыка с мамой » - для детей младшего возраста ;

«Праздник каждый день» - для детей старшего возраста ;

«Волшебный мир творчества» - занятия в музыкальной студии ;

«Подари улыбку миру» - музыкальная гостинаядля выпускников.

Музыка с мамой .

Это музыкальная программа раннего развития детей . Основной идеей программы является совместное участие в музыкальной деятельности детей , родителей и педагога.

Лучшим учителем музыки является мама ребенка. Полюбит ли малыш музыку , научится ли петь и ритмично двигаться, освоит ли какой-нибудь музыкальный инструмент – все это в большей мере зависит от маминых усилий. Организованные педагогом музыкальные занятия , позволяют маме заниматься с малышом пением и ритмикой, подбирать на слух песенки, играть в музыкальные игры , что поможет не только вырастить малыша музыкально одаренным , но и развить его мышление, память, любознательность.

Праздник каждый день.

Данная программа помогает превратить каждое занятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки , поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. Основные элементы занятий : логоритмика, слушание музыки , пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.

Волшебный мир творчества.

Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях , влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно участвовать в работе студии «Волшебный мир творчества» .

Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок , в музыкально-дидактических играх . Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно , через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Подари улыбку миру.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями – это непрерывный процесс и он не заканчивается по достижению ребенком 18 лет. Для выпускников Центра организована работа музыкальной гостиной «Подари улыбку миру» . Здесь каждый делает то, что ему больше по душе, отвечает его интересам и способностям : кто-то занимается вокалом, кто-то участвует в постановках спектаклей, кто-то увлекается танцем. Украшая свою жизнь яркими красками творчества, выпускники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.

Заключительный этап.

На этом этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности , отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы в рамках проекта .

В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем Реабилитационном Центре . Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты . Ребята принимают активное участие в концертных программах для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, других гостей Центра, благотворительных марафонах, неделях добра. Показывают свои таланты в областных и городских конкурсах творчества детей с ограниченными возможностями. Музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей , посещая их на дому.

Многие воспитанники Центра, не останавливаются на достигнутом и продолжают свою творческую деятельность, посещая различные студии нашего города.

Музыкальная школа – 12 человек ;

Художественная школа – 9 человек;

Вокальная студия «Шанс» – 5 человек;

Танцевальные студии – 11 человек;

Цирковая студия «Арлекино» – 3 человека.

Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает к самосовершенствованию.

Анастасия Адвахова
Реферат «Значение музыкотерапии, использование ее в работе с детьми с ОВЗ»

РЕФЕРАТ на тему :

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ , ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Работу выполнила музыкальный руководитель

Адвахова Анастасия Константиновна

1. История возникновения музыкотерапии , как средства воздействия на организм человека.

Музыка рассматривается как фактор эстетического, эмоционального, творческого и нравственного развития. Тем не менее, недостаточно изучен аспект, связанный с развитием умственной активности детей. Исследование теоретических вопросов данной проблемы прослеживается в трудах таких философов, как Платон, Демокрит, Аристотель, Пифагор и др. Вопросы воспитания детей средствами музыкального искусства волновали также Аль-Фараби, который музыкальное образование и воспитание связывал с такими вопросами, как врожденные и приобретенные способности человека, а также подчёркивал, что музыку можно познать и постичь непосредственно обучением. Также Аль-Фараби сформулировал дидактическое кредо, способствующее умственной активности детей : целенаправленные и систематические музыкальные занятия , последовательная учеба; активная аналитическая работа и накопление музыкального опыта . Итак, мы видим, что начиная с древности, знаменитые философы разных стран мира отмечали колоссальное значение музыкального воспитания в умственном развитии детей. В трудах вышеупомянутых ученых и философов, а также педагогов, были заложены основы воспитания, которые способствовали бы музыкальному и умственному развитию детей. Среди известных педагогов, исследовавших благоприятное воздействие музыкального воспитания на умственное развитие ребёнка, были Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Знаменитый педагог Я. А. Коменский считал, что музыкальное воспитание непременно должно начинаться с самого рождения. По мнению Я. А. Коменского, не надо ждать, когда ребенок вырастет, потому что, чем дольше родители будут затягивать с музыкальным воспитанием и обучением, тем хуже это будет для развития ребенка, а возможные его способности все больше будут затухать. Как мы видим, ценность замечания Я. А. Коменского состоит в том, что музыкальное воспитание должно охватывать, несомненно, все периоды развития детей, начиная сразу с младенчества.

В. А. Сухомлинский также акцентировал внимание на колоссальные возможности музыки в умственном развитии детей. По словам В. А. Сухомлинского, музыка является могучим источником мысли, а также могучим средством самовоспитания. Музыка способна пробудить скрытую энергию даже у самых инертных детей, она вливает в клетки мыслящей материи чудодейственную силу.

Таким образом, мы видим, что известные педагоги считали, что музыка является могучим стимулятором мысли, без которого практически невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Именно благодаря этим педагогам, наметилась устойчивая тенденция к изучению музыки , как вида искусства, которое способно эффективно воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу детей. Также немалый интерес к воспитанию умственной активности детей средствами музыки проявили такие психологи, педагоги, искусствоведы, как М. Т. Арановский, О. А. Апраксина, Б. В. Астафьев, Т. Л. Беркман и другие. В трудах этих видных исследователей можно выделить несколько подходов к решению проблемы музыкального воспитания . Так, некоторые из них решали вышеупомянутую проблему с позиции соотношения эмоционального и рационального в музыке . Другие же рассматривали специфику музыкального мышления , а также его значение в обучении детей и профессиональной деятельности музыкантов . Третьи же видели в музыке также способ познания детьми окружающего мира . А четвертые обращали внимание на значение музыкального восприятия в развитии интеллектуальной сферы.

Отмечая взаимосвязь музыки и интеллектуальной сферы, ученые и педагоги-музыканты указывают , что сущность восприятия нового музыкального произведения заключается в стремлении слушателя почувствовать и понять позицию композитора, а также идею, которую он стремился передать слушателям, дать оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры . По мнению исследователей, условиями активизации музыкального восприятия детей , как способа их умственного развития, являются :

Обучение слуховому наблюдению музыки , т. е. наблюдению и осмыслению ее течения, развития происходящих в ней процессов;

Расширение опыта детей по слушанию музыки , привлечение произведений искусства для пробуждения у детей интереса к музыке ;

Активизация собственной деятельности детей в процессе знакомства с музыкальными произведениями ;

использование только высокохудожественных музыкальных произведений ;

Анализ музыкальных средств ;

Вопросы, которые направляют и заостряют слуховое внимание;

Сравнение и сопоставление музыкальных произведений , формирование знаний об особенностях музыкального языка и др .

Таким образом, музыка - это искусство , которое помогает познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию детей.

Творческая деятельность детей, несомненно, также играет немаловажную роль в процессе их умственного развития. Проблема музыкального творчества , как средства формирования умственной активности детей, легла в основу исследования Н. А. Ветлугиной, которое показало, что творческая деятельность доступна всем детям, необходимо лишь создать условия, способствующие проявлению индивидуальных возможностей ребёнка.

Можно сказать, что развитие творчества в процессе музыкальной деятельности детей способствует проявлению и развитию их умственной активности. Колоссальное влияние музыки на формирование интеллекта детей, как части их духовной культуры, отмечал Д. Б. Кабалевский, композитор и видный музыкант-просветитель . Теория формирования музыкальной культуры детей в программе Д. Б. Кабалевского продвинулась от концепции музыкального обучения и воспитания, к системе взглядов на музыку , как на источник и на способ развития ребенка, а также как на метод освоения содержания других предметов, почву, на которой может произрастать духовное, нравственное, интеллектуально-творческое совершенствование ребенка.

Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет нам сделать следующие выводы : проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов , психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей.

2. Что такое музыкотерапия ?

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия” , дословно - “исцеление музыкой” , от лат. musica “музыка” и греч . therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия. Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма :

Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции. Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус. Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться. Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра» .

Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия. Выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии :

Эмоциональное активирование; регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей.

Музыка… . Когда мы слышим это слово - для каждого из нас в воображении звучит что-то своё. Но, безусловно, это всегда та мелодия, которая даёт нам силы, заряжает энергией и позитивом. Различают следующие формы музыкотерапии :

Активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий);

Пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Интегративную

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики :

1. Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом) .2. Музыкоизотерапия - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи. Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы. Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию, которая помогает работе сердечно-сосудистой системе и фольклоротерапию, которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике

Музыкотерапия - это лекарство , которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Например, мирный и ласковый плеск волн снимает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

Многие ученые заметили, что музыка действует избирательно : в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется . Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Но, несомненно, самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Музыка снимает меланхолию , а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе. Музыка может умиротворять , расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Слишком громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Музыка Баха , Моцарта, Бетховена, напротив, оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

В развитых странах, таких, как Япония, Германия, Дания, Швеция, музыкотерапия заняла достойное место.

Созданы научные общества музыкотерапевтов , готовятся специалисты этого профиля.

Например, в Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д. В настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения. По совету врача беременные женщины предоставляют не родившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. При использовании музыкотерапии число осложнений в родах резко уменьшается, а малыши появляются на свет более спокойными.

Для детей с ограниченными возможностями развития наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий с детьми . Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста музыкальная ритмика осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы , когда исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку ) заикающихся детей. Конечно, громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время очень тихим.

Разработка и проведение занятий по музыкотерапии в дошкольном возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами . Использование музыкотерапии при ограничениях в развитии органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Также анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыкотерапии на учебную деятельность, повышение мотивации учения, возрастание удовлетворенности. Из многочисленных работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений ; пение песен; ритмические движения под музыку ; сочетание музыки и изо деятельности .

Как показывает педагогический и исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует :

Улучшению общего эмоционального состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации) .

Таким образом, педагогический опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми , имеющими ограниченные возможности, подводит к следующим выводам :

1) использовать для прослушивания можно только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

2) лучше всего использовать музыкальные пьесы , которые знакомы детям, так как они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность музыкального прослушивания должна составлять не более десяти минут в течение всего музыкотерапевтического занятия . Как правило, используется только одно музыкальное произведение .

4. Музыкотерапия в ДОУ для детей с ОВЗ.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит , что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно , в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Особое внимание педагогам следует уделить музыкально -рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н . Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!» . Для этого используется тихая , нежная, легкая, радостная музыка . Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания . Услышав звучание привычной музыки , малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях , но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов : внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Исходя из вышесказанного следует вывод : при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в образовательных учреждениях. Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми , многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия . Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности . Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства , обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка : снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Так, например : - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф . Шопена : «Мазурки» , «Прелюдии» , «Экспромты» ; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А . Вивальди и В. А. Моцарта; - для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла» , «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского

Музыкотерапия , применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптировать к окружающей среде. Все выше сказанное говорит о том, что музыкальная терапия является одним из главных способов коррекции разных психических процессов : внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.