Можно ли считать евгения онегина лишним человеком. Сочинение на тему: Лишний человек в романе Евгений Онегин, Пушкин

Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина «Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, который «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить. Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил «Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

(362 слова)

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах « », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.



Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Вязкова Вероника

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Онегин – «лишний» человек в обществе.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Произведению были отданы восемь лет упорной работы. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах»,- писал В.Г.Белинский. При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности А.С. Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала 19 века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

«Герой времени» представлен в образе Евгения Онегина. Он образованный человек, но «лишний» для общества. Стремясь не только показать, но и объяснить причины появления в русской жизни такого героя, Пушкин подробно рассказывает о том, что происходило с ним до начала сюжетного действия. Перед нами предстает картина воспитания, образования, времяпрепровождения и интересов типичного богатого светского молодого человека. Внешне насыщенная, жизнь его оказывается однообразной. Это приводит к появлению у Онегина своеобразной «болезни века»- хандры. Герой пытается чем – нибудь заняться: он читает, пишет, но «труд упорный ему был тошен». Это уже не столько влияние среды, сколько качество его натуры. Онегинская лень и апатичность проявляются и тогда, когда он переезжает в деревню. Там происходит встреча «русского европейца» и мечтательной девушки, искренней в своих порывах и способной на глубокое чувство. Эта встреча могла бы стать для Онегина спасением. Но одним из следствий его болезни является «преждевременная старость души». По достоинству оценив Татьяну, он не находит в себе душевных сил, чтобы ответить на чувство девушки. В его монологе- «проповеди» в саду звучит и искренняя исповедь души, и осторожность светского человека, но главное- черствость и эгоизм. Для такой личности свобода превыше всего, она не может быть ограничена ничем, в том числе и семейными узами. Только в результате трагических событий в герое начинаются перемены. Смерть Ленского- вот цена преобразования Онегина. «Окровавленная тень» друга пробуждает в нем застывшие чувства, совесть гонит его из этих мест. Нужно было время, чтобы осознать, что свобода может стать «постылой», чтобы возродиться для любви. В последней главе романа изменился масштаб мироощущения Онегина, который, наконец, осознал себя не только самостоятельной личностью, но и частью огромной страны с богатой историей. Теперь для светского общества он стал чужим, а родную душу он ищет в такой же не похожей на всех Татьяне.. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Обретет ли Онегин нравственную опору в жизни или станет человеком еще более опустошенным - неизвестно: финал романа открыт. Пушкин не подсказывает однозначные решения, на подобные вопросы может ответить только сама жизнь. «Что сталось с Онегиным потом?.. Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»- писал В.Г.Белинский.

Я думаю, что Онегин самый печальный персонаж, самый трагичный. Он не преодолел жизненные препятствия, упустил своё счастье и продолжал страдать до конца, мучаясь от угрызений совести за смерть друга, от осознания, какая его жизнь была бесцветной, тусклой, бессмысленной. Евгений продолжает лишь существовать до самого конца. Я считаю, именно в этом весь трагизм этого персонажа – он был никому не нужным, лишним в этом мире.

Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Эти люди, мятущиеся по жизни в поисках своего места и достойного дела, так и не смогли обрести свое призвание и угадать предназначение, не смогли излечиться от своего ужасного недуга. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.