Антропогенные факторы изменения природы. формы воздействия человека на природу

Для человека, как и для любого другого биологического вида , природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования , которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Глобальные проблемы современности

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

И природы. Глобальные проблемы современности

Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества

Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих.

П. Кууси

1. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

2. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997, № 11.

3. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве. Брянск, 1993.

4. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992, №3.

6. Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам // Человек. 1993, № 5.

7. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

9. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

«Не то, что мните вы, природа./ Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык», – так в поэтической форме Ф.И. Тютчев выразил основной мотив философских размышлений о сущности природы и ее роли в жизни человека.

Природа – это непосредственно окружающий нас материальный мир, к которому еще не притронулась рука человека. Природа – это естественные условия существования человека и общества, и, следовательно, неизбежна философская постановка проблемы их взаимоотношений. Человек вышел из природы, но существует в ней. И. Гете так писал о взаимоотношениях человека и природы: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее».

Наука, которая занимается взаимодействием живых организмов, человека и общества с окружающей природной средой и является естественно-научной основой философии природы называется экология (от греч. oikos – жилище, logos – учение). Этот термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. В философии к понятию природы тесно примыкает понятие биосферы . Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (географическая среда). Огромный вклад в изучение биосферы внесли Ч. Дарвин и В.И. Вернадский.


Географическая среда включает в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Но в ходе трудовой деятельности человек создает «вторую природу», т.е. мир вещей, которые нигде в природной среде не встречаются. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера : орудия труда, техника, здания, коммуникации. В XX в. В научный оборот вошло понятие ноосфера – разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера, названная В.И. Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощным фактором глобальных изменений на Земле.

Определим роль природы для общества и человека.

Во-первых, природа – это биологическая составляющая человека, «рождающее нас начало».

Во-вторых, природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей. Например, как отмечают многие исследователи, климат оказал немаловажное влияние на характер труда на Руси. Россия – страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл – 4-5 месяцев – заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай. Развивает эту мысль В.О.Ключевский: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Не найдем мы, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности. Космос России – Север суровый, присоединенный к линии умеренных широт, и поэтому у нас естественно замедленны все процессы. Эти обстоятельства определяют экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребительских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности, аритмический характер трудолюбия и лень. Однако, чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения. Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. «Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в духовность, она не может обратиться к истории, связанной с оформлением… Русский человек чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их», – писал Н.А.Бердяев. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Неблагоприятная природная среда превратила его в фаталиста. Он верит больше в удачу и случай. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем. Им кажется, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь.

Сторонники геополитики – политологической концепции – считают, что внешняя политика государства определяется географическими факторами (положением страны, природными ресурсами, климатом). К примеру, природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти в России. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. Государство в России явилось не только защитником, но и главным эксплуататором народа. Г.Д. Гачев замечает: «Государство – главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации. И вот у Народа и Государства в России разные темпо-ритмы во Времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя. Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться, исполняя наряд организующей воли Державы». В русском менталитете всегда тлеет анархическое стремление к бунту против собственного государства. Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С другой стороны, изначально суждено было русским вступать с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами в разнообразные этнические процессы смешения; в целях собственной безопасности строить отношения с ними на началах мира и согласия. Отсюда сформировались важные черты менталитета русских – комплементарность, толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство.

В-третьих, природа является источником всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.).

В-четвертых, природа является, безусловно, объектом эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа – это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице.

Подробное решение итоговое задание Задание к главе 3 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов О. А. Котова, Т. Е. Лискова 2016

1. Кратко ответь на вопросы.

1) Какова роль природы в жизни человека и общества?

Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.

Природа ― источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы ― основа развития народного хозяйства, создания материальных благ социалистического общества.

Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.

2) Что такое экология?

Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

3) Почему проблема экологии особенно обострилась в наши дни?

Потому что сейчас много заводов, машин и т д. Производство расширяется и попутно увеличиваются отходы. Все это способствует накоплению токсичных отходов, загрязнению воздуха, воды и ухудшению экологической обстановки.

4) Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы?

Неисчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования (воды мирового океана, атмосферный воздух, солнечная радиация). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).

5) Как загрязнение природы связано со здоровьем человека?

Загрязнённые воздух, вода, суррогатная пища, отравленная пестицидами, морепродукты с примесью нефти.

Иммунитет ослабляется, организм быстро зашлаковывается. Увеличивается количество аллергических заболеваний, сердечно-сосудистых, гипертония, рак.

Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.

Люди, подверженные воздействию загрязнителей воздуха, могут испытывать как краткосрочные, так и отдаленные последствия в зависимости от действующих факторов. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами.

6) Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своих территориях, но и в других районах мира?

Потому, что государства разные, а планета одна на всех и страны в которых экономика развита и стабильна проявляют беспокойство об экологическом балансе в масштабе всей планеты.

7) Что значит выражение «ответственно относиться к природе»?

Надо понимать, что природа, ее запасы не безграничны. Если идет, например, добыча полезных ископаемых, то делать это надо так, чтоб эти ископаемые добывать без ущерба для природы, не образовывать большие пустоты, вести добычу экологически эффективными способами. Если мы собираем лекарственные травы, то сбор надо производить, отрезая эти травы ножом, а не выкорчевывая их с корнем. То же самое можно сказать про сбор грибов и ягод. Вылавливая рыбу, надо позаботиться не только о том, как бы побольше ее выловить, но и о том, как сохранить ее количество и преумножить. Можно разводить мальков и потом выпускать их в водную среду. Запуская новое производство, установить средства очистки сливных вод и максимально уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

Даже просто отдыхая "на природе" можно бережно к ней относиться: разводить костры в строго разрешенных местах, убирать после себя мусор, не оставлять осколки от бутылок.

Природа молчит, когда мы делаем ей больно. Но она может ответить нам землетрясениями, пустынями и палящим солнцем. Не надо забывать об этом

8) Может ли государство, союз государств решить проблему охраны природы без привлечения к охранной деятельности рядовых граждан? Почему?

Может, мало того - обязано, раз уж оно берет на себя функции регулирования природопользования. Однако помощь рядовых граждан тоже понадобится, потому что начинать бережно заботиться о природе нужно с себя.

2. Закончи предложения.

Человеку, как и всем животным, свойственны врождённые формы поведения - инстинкты. Но целый ряд человеческих качеств вырабатывается в течение жизни. От животных человека отличает, например, способность осознавать свои действия, а у животных почти все действия заложены в крови. Эта способность особенно важна во взаимодействии с другими людьми и в отношении к природе. Безответственно относясь к природе, человек причиняет не всегда поправимое зло окружающим людям, потому что жизнь людей тесно взаимосвязано с природой. Следовательно, охраняя природу, ты приносишь пользу обществу.

3. На уроках ты узнал об удивительном человеке - Альберте Швейцере, отдавшем свою жизнь служению обществу. Какие факты его биографии заслуживают уважения?

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

Познакомься с небольшим фрагментом размышлений А. Швейцера об отношениях человека и природы и выполни задания.

«Поистине нравственен человек только тогда, когда внутреннее убеждение помогать любой жизни, которой он может помочь, удерживает его от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает; ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого...

Этика благоговения перед жизнью... признаёт добром только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло. Она не признаёт никакой практической взаимной компенсации этики и необходимости».

1) Найди и выпиши основную идею текста.

Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт.

2) Объясни самостоятельно или пользуясь словарём значения слова «благоговение» и словосочетания «благоговение перед жизнью».

Благоговение – Глубочайшее почтение, нравственное чувство, выражающее любовно почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность.

Благоговение перед жизнью – принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. Суть данного принципа - «выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.

3) Объясни, чем теория А. Швейцера отличается от общепринятых норм.

Отличается этикой милосердия и служения людям личным примером. Швейцер дал миру формулу этического абсолюта: уважение к жизни. Под общепринятыми нормами в данном случае подразумевается господство материального над духовным, общественного над индивидуальным.

4. Американский учёный Б. Коммонер сформулировал четыре правила, которые люди должны учитывать в своей деятельности.

Объясни смысл каждого из принципов.

Всё связано со всем. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие.

Природа знает лучше. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.

Всё должно куда-то деться. Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

За всё надо платить. (Ничто не даётся даром.) Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

5. Учёные проводили опрос жителей нескольких регионов России: «Как бы вы оценили экологическую ситуацию в своём регионе?». Результаты представлены в виде диаграммы. Изучи их и ответь на вопросы.

1) Какова позиция большинства опрошенных?

Большинство опрошенных считают, что их регион находится в удовлетворительном экологическом состоянии.

2) Предположи, почему некоторые не смогли оценить экологическую ситуацию в своём регионе.

Возможно, потому что не знают всех источников загрязнения своего региона или не осведомлены об их наличии.

3) Правомерно ли сказать, что хорошая оценка экологической ситуации позволяет не предпринимать активных действий по охране природы? Свой ответ поясни.

Нет, конечно. Человек очень сильно подпортил экосистему своей деятельностью, и разбираться с этим придется еще не одному поколению. Так что этим нужно активно заниматься и вводить в прививку, валяется-убери, и все будет чистенько.

6. Общественные организации, регулярно проводящие экологические акции, получили следующую информацию о готовности граждан участвовать в экологических акциях. Она представлена в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?

Больше половины граждан готовы участвовать в акциях. Это говорит о том, что населению не безразлично состояние окружающей среды. Люди, принимающие участие в таких мероприятиях, понимают всю величину проблемы.

Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.

Если все граждане буду участвовать в природоохранных мероприятиях это спасет природу и поспособствует профилактике культуры чистоты.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это прежде всего среда жизни человека . Это первая и важнейшая роль природы.

Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.).

Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.

Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.

Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.

Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека .

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ. ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

В результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей природной средой в природе постоянно отмечаются какие-то изменения. Эти изменения носят название антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Воздействие человека на природу необходимое условие его существования. В результате этого воздействия возможно непрерывное обеспечение людей жизненными благами и воспроизводство человеческого общества.

Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы. В последние годы воздействие человека на окружающую среду становится соизмеримым с воздействием геологических сил и неизбежно влечёт за собой изменения в экологических системах, ландшафтах, природных комплексах.

Причинами тому являются прежде всего:

рост народонаселения;

рост масштабов производства;

рост интенсивности воздействия каждого нового поколения.

Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:

1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.

2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.

3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.

4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.

Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог.

Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.

Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории: преднамеренные и попутные. Примером преднамеренных преобразований можно назвать освоение земель под с/х культуры или многолетние насаждения, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий и населённых пунктов, осушение болот, изменение направления течения рек и пр. Попутные изменения - это изменения газового состава атмосферы, загрязнения окружающей среды, развитие эрозионных процессов, обеднение видового состава животного мира, образование фотохимических туманов (смога), ускорение коррозии металлов и др.

Что же касается форм воздействия людей на природу, то существуют разные классификации воздействий. Мы здесь выделим только некоторые группы:

1. Прямое и косвенное воздействие. Прямое заключается, прежде всего, в использовании человеком природы для удовлетворения свих потребностей, преимущественно в пище, воде, одежде, сырье. Сюда относится охота, рыбная ловля, сбор плодов и пр. Чтобы предоставить себе косвенное воздействие достаточно вспомнить последствия осушения болот в Прибалтике; создание каскада водохранилищ на реках Волга, Днепр и других; освоение целинных земель в Казахстане; последствия ядерных испытаний и пр.

Преднамеренное и непреднамеренное.

Индивидуальное и производственное.

Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.

Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.

Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.

Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.

Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.

Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.

Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.

Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.

Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.

Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.

Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды - питается и утоляет жажду.

За годы своего существования, помимо пользования естественными благами, люди научились оборачивать их в свою пользу для удовлетворения собственных потребностей в комфорте. Большинство продуктов питания растительного происхождения человечество научилось выращивать самостоятельно, нередко создавая искусственные условия для получения лучшего урожая. С этой же целью селекционерами выводятся новые сорта растений. Многие дикие животные были одомашнены, для получения продуктов питания высшего качества.

Полезные ископаемые человечество также использует для собственных благ. Добываемые ресурсы перерабатываются и отправляются в дальнейшее производство, позволяя развиваться таким отраслям как машиностроение, строительство, легкая и пищевая промышленность и т.д.

Влияние природы на человека

Несмотря на промышленный и технический прогресс человек над природой не властен. На биологическом уровне она влияет путем изменения атмосферного давления, магнитных бурь и т.д.

Естественные процессы в земной коре и атмосфере, провоцирующие землетрясения и цунами, тайфуны и разрушительной силы ураганы, наносят существенный урон возведенным городам и поселениям, полям, садам и т.д.

Загрязненная химической и тяжелой промышленностью, а также токсичными отходами земля, растения и атмосфера также влияют на население планеты, провоцируя развитие недугов, снижая иммунитет и ухудшая качество жизни, в целом.

Влияние человека на природу

Несмотря на развитие технического и научного прогресса человечество обязано считаться с природой. При неграмотном пользовании ресурсами, урон будет нанесен вначале ей и уже после отразится на людях.

Яркой иллюстрацией подобного обращения является глобальное потепление. Значительные выбросы в атмосферу углекислого газа и появление озоновых дыр спровоцировали постепенное повышение температуры и, как следствие, таяние ледников, рост уровня воды в мировом океане. Возросло число ураганов и погодных катаклизмов, которые наносят материальный урон и приводят к большим человеческим жертвам.

Еще одним губительным фактором является вырубка лесов, провоцирующая загрязнение атмосферы и перекос баланса кислород /углекислый газ в сторону последнего. Истребление растений и животных малочисленных популяций приводит к их полному исчезновению.

Чтобы подобных дисбалансов, приводящих к губительным последствиям, не было, разбирающимися в вопросах грамотного природопользования специалистами создаются организации, призывающие человечество к разумному пользованию естественными ресурсами.

Для этого правительствами государств и социально активными гражданами создаются заповедные зоны и заказники, высаживаются новые леса и сады. Перед добычей ископаемых проводится тщательный анализ месторождений с прогнозом влияния их на окружающую среду при условии разработки.

На сегодняшний день подобная практика актуальна лишь для развитых государств. Так называемые, страны третьего мира, где большая часть населения пребывает за чертой бедности, продолжают истреблять природные ресурсы, попутно загрязняя землю и воды токсинами, и невзирая на нерациональность такого подхода.