Принципы и сущность государственной власти. Основные признаки и черты публичной власти

  • Государственный суверенитет, его внутриполитические и внешнеполитические аспекты.
  • Действие нормативных актов во времени.
  • Действие правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
  • Диспозитивность и императивность норм права, их характеристика.
  • Договорная теория происхождения государства и естественно-правовая теория права: взаимосвязь и особенности.
  • Доктрина естественного права и её значение для разработки концепции приоритета прав человека.
  • Законодательная процедура, ее основные стадии их характеристика.
  • Значение теории права и государства для профессиональной подготовки юриста.
  • Категории « законность» и «правопорядок», их соотношение.
  • Категории «общественный порядок» и «правопорядок»: их соотношение.
  • Классификация нормативно-правовых актов и их соотношение между собой.
  • Классификация органов государственной власти, их виды.
  • Либерально-демократический политический режим, понятие и особенности.
  • Место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
  • Методология науки «Теория права и государства». Основные методы познания сущности права и государства.
  • Механизм государства: понятие и структура.
  • Многопартийность и политический плюрализм в современных государствах. Роль политических партий и их влияние на государство.
  • Обстоятельства, исключающие противоправность деяний. Основания освобождения от юридической ответственности.
  • Общая характеристика органов судебной власти государства.
  • Объект правоотношения: понятие и виды.
  • Основания юридической ответственности.
  • Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
  • 1. Теологическая теория происхождения государства
  • 2. Патриархальная теория происхождения государства.
  • 3. Психологическая теория происхождения государства
  • 4. Договорная теория происхождения государства
  • 5. Теория насилия (завоевания)
  • 7. Органическая теория происхождения государства
  • 8. Марксистская теория.
  • Основные подходы и доктрины к определению сущности права.
  • Основные признаки и черты публичной власти.
  • Основные теоретические концепции о понятии, происхождении и сущности права.
  • Парламентская и президентская республики: общие черты и различия.
  • Периодизация исторических типов государств.
  • Политическая система общества, структура и виды
  • Понятие диспозиции правовой нормы и ее виды.
  • Понятие и виды нормативно-правовых актов, их общая характеристика.
  • Понятие и виды правоотношений.
  • Понятие и виды правоспособности и дееспособности различных субъектов в праве.
  • Понятие и виды социальных норм
  • Понятие и классификация принципов права. Значение принципов права для правотворчества и реализации правовых норм.
  • Понятие и логическая структура нормы права.
  • Понятие и признаки юридической ответственности.
  • Понятие и принципы законности.
  • Понятие и содержание функций права.
  • Понятие и структура правовой культуры.
  • Понятие и характеристика основных элементов системы права.
  • 65. Понятие личности и особенности ее правового статуса при разных формах государственного устройства.
  • 66. Понятие объективного и субъективного права. Их соотношение.
  • 67. Понятие отрасли права. Материальные и процессуальные отрасли права.
  • 68. Понятие политического режима и его виды.
  • Понятие правомерного поведения, его виды.
  • Понятие системы права. Основания деления права на отрасли.
  • Правовое сознание: понятие, структура и виды.
  • Предмет и задачи науки «Теория государства и права».
  • Предпосылки возникновения государства, его отличие от родоплеменной организации общества.
  • Представления и доктрины о соотношениях понятий «личность» и «государство».
  • 89. Приемы (способы) толкования норм права.
  • 91. Принципы юридической ответственности.
  • 93. Раскрытие сущности категории «закон» через признаки.
  • 95. Современные виды монархических государств.
  • Современные концепции о сущности и понятии права.
  • Содержание правоотношения в раскрытии категорий «субъективное право» и «юридическая обязанность».
  • 98. Соотношение внутригосударственного и международного права, роль международных договоров в правовой системе государства.
  • 99. Соотношение понятий «государство» и «право».
  • 100. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов.
  • 101. Состав правоотношения и общая характеристика его элементов.
  • 102. Стадии процесса применения правовых норм и их характеристика
  • 103. Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • 105. Сущность государства и факторы ее определяющие.
  • 106. Сущность и особенности принципа разделения властей в правовом государстве.
  • 107. Теория различения права и закона, их соотношение.
  • 108. Толкование правовых норм: понятие и виды.
  • 109. Уяснение правовых норм. Способы уяснения правовых норм. Толкование по объему.
  • Виды толкования по объему:
  • 110. Федерализм и виды современных федераций.
  • 111. Форма правления государства: понятие и виды.
  • 112. Формационный и цивилизационный подходы в типологии государств.
  • Формационный подход к типологии государств.
  • Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 1. В соответствии с периодами исторического развития:
  • 113. Формы государственно-территориального устройства современных государств.
  • 114. Формы вины как субъективной стороны правонарушения.
  • 115. Формы деформации правового сознания и их структурный анализ.
  • 116. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование права).
  • 117. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного строя.
  • 118. Юридические факты: понятие и классификация.
  • 3) По количественному составу:
  • 4) По продолжительности действия:
    1. Основные признаки и черты публичной власти.

    Публичная власть - этовласть, выделенная изобществаи не совпадающая снаселениемстраны, являющаяся одним из признаков, отличающихгосударствоотобщественного строя. Обычно противопоставляетсяобщественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

    Публичная властьодин из важнейших признаковгосударства.

    Публичная властьвключает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

    Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

    Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

    Органы безопасности и полиция (милиция);

    Суды и прокуратура;

    Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

    Особенности публичной власти:

    - отделена от общества;

    - не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

    - чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

    Осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

    - опирается на писаное формализованное право;

    - подкреплена принудительной силой государства.

    1. Основные теоретические концепции о понятии, происхождении и сущности права.

    Сущность права -это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества . Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия.

    Естественно-правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима. В этой школе различали:

    1) естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти;

    2) позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

    Историческая школа права возникла в начале XIX в. на территории Германии.

    Согласно этой школе нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику.

    Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

    Психологическая школа права , сложившаяся в конце XIX – начале XX вв.

    Основоположник–Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право. Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер.

    Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX в.

    Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма». Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.

    Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах. Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях. Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев и др.

    Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями. Поэтому важнейшими функ­циями права признавалась принудительная, репрессивная, каратель­ная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.

      Особенности монархической формы правления и системы государственной власти в монархиях .

    Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением. По форма правления выделяют монархические и республиканские государства.

    Монархия – форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии:

    а) наличие единоличного главы государства;

    б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

    в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

    г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

    Виды монархии:

    а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне). К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

    б) Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

    Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

    – парламентарная – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т.д.);

    – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т.д.);

    Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

      Особенности республиканской формы правления .

    Республика (лат. res publica, «дело народа») - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

    Республике присущи следующие признаки:

    Существование единоличного главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

    Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

    Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

    Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

    Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

    Как избирается парламент,

    Как формируется правительство,

    Какой объём полномочий принадлежит президенту.

    Основные типы республик:

    Парламентская республика;

    Президентская республика;

    Суперпрезидентская;

    Смешанная республика.

    "

    Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

    Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

    Принципы системы органов государственной власти

    Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

    • единство системы;
    • разделение властей;
    • демократизм.

    Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

    Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

    Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

    Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

    Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

    Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

    Виды органов государственной власти

    Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

    По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

    По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

    По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

    По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

    По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

    По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

    В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

    Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

    По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

    Система органов государственной власти

    Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

    Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

    1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

    Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

    Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

    Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

    Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

    В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

    Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

    Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

    2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

    Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

    Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

    Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

    В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

    3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

    Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

    Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

    Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

    Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

    Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

    Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

    В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

    Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

    Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

    Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

    Коротко и по делу:

    ст 3К РФ

    1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

    2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

    Власть осуществляется в 3х основных формах:

    1)государственная власть

    2)общественная власть

    3)власть местного самоуправления

    - Государственная власть

    8) акты гос.власти распространяются на всех граждан

    имеют общеобязательный характер

    методы-убеждения,агитации, воспитания,гос.принуждения

    осуществляет - сам народ посредством референдумов и выборов

    Органы гос.власти (группа граждан или 1 гражданин, которым поручено осуществление задач и функций государства, образован в надлежащем порядке, действует в установленном порядке

    9) Разделение гос власти на 3 ветви: законодательная,исполнитальная судебная.

    Вопрос к какой ветви относится Президент ??Уполномоченный по правам человека тоже не понятно куда..так же авакьян говорит о наличии учредительной власти как самостоятельной ветви.(народ или Конституционное собрание принимают Конституцию) , Прокурор не является частью судебной власти-->значит можно говорить еще и о прокурорской власти.Счетная палата РФ как контрольная власть.

    10) Государственная власть едина!!

    Существование системы сдержек и противовесов

    Разделение власти по вертикали. Федеральные органы, и органы субъектов федерации.

    2.Общественная власть.

    Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах,а также их внутренних подразделений

    политические партии

    профсоюзы

    религиозные организации

    трудовые коллективы и др.

    Имеют свой устав.

    Правила обязательны только для участников объединения

    Санкции- замечания,предупреждения, исключение из состава объединения. Не может прибегатьк гос.принуждению.

    3. Власть местного самоуправления

    Является смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа.

    11) Решение вопросов местного характера, но возможно возложение на ОМСУ отдельных государсвтенных полномочий.в этом случае так же возможно применение гос.принуждения.

    Решения обязательны для населения,проживающего на данной территории.

    Бла-бла-бла J

    Власть народа – это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов.

    Власть народа характеризуется следующими чертами:

    1)публичная (осуществляется в интересах всего народа, ее целью является общественное благо; пространством осуществления власти народа во всех ее формах являются общество и государство; власть народа обращена ко всему обществу и к каждому человеку; доступна всем; осуществляется народом в целом, его частью, избранными народом представителями, сформированными им органами; использует методы убеждения, воспитания, поощрения, принуждения; осуществляется открыто);

    2)политическая (осуществляется в политически организованном обществе; осуществление власти основано на формировании политических концепций, форм и методов; осуществление власти носит организованный и постоянный характер, протекает посредством политических процедур и механизмов; на осуществление власти влияют граждане как группами, так и через политические и иные общественные объединения).

    Власть народа в РФ осуществляется в трех основных формах: государственная, общественная и местного самоуправления.

    1)Государственная власть. Акты государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории ее действия, имеют общеобязательный характер. Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система государственных органов. Высшим выражением прямого осуществления государственной власти народом являются референдум (РФ, субъекта РФ или местный) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти, а также государственных выборных должностных лиц. Государственную власть народа осуществляют и органы государства, делают они это на постоянной основе. Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, в К РФ делятся на 3 вида – законодательной (представляют народ и принимают законы), исполнительной (исполняют законы, управляют государственными делами) и судебной (осуществляют функции правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). По уровням государственные органы в РФ делятся на федеральные органы (Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ и другие ФОИВ, суды РФ) и органы субъектов РФ (законодательные органы государственной власти субъектов, главы исполнительной власти субъектов, уставные суды);

    2)общественная власть. Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений. Например, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе – уставе, регламенте. Правила носят обязательный характер для тех, кто состоит в коллективе. Общественная власть не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей;

    3)власть местного самоуправления . Смешанная общественно-государственная форма власти народа. Местное самоуправление существует в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и т.д. Данная форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т.е. управлять жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само либо на сходах граждан по месту жительства, либо на местных референдумах. Оно также избирает представительные органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При решении вопросов местного характера проявляется негосударственная природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой.

    Государственная власть является сложным и многомерным является, которая затрагивает и влияет на все аспекты жизни общества.

    Как мы уже говорили , государственная власть – это инструмент или способ поддержания установленного порядка общественного бытия, основанный на принципах подчинения и субординации, возможности и праве одних людей подчинять своей воли других.

    Сущность государственной власти раскрывается в ее социальной , политической , идеологической и нормативно-правовой природе .

    Так, социальная природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия осуществляются в конкретно закрепленной форме: органов, учреждений, должностных лиц. Единственным источником государственной власти является легитимные и легальные институты управления обществом в рамках государства.

    Политическая природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия в данном случае публичны, затрагивающие интересы и распространяющиеся на всех и каждого.

    Идеологическая природа государственной власти отражает ее внутренний образ, именно она оправдывает и объясняет монопольное право государства на социальное насилие.

    Нормативно-правовая природа государственной власти заключается в наличие иерархии нормативно-правовых актов, закрепляющих легальность, легитимность и порядок осуществления властных полномочий.

    Принципы государственной власти

    Осуществление государственной власти реализуется на основе принципов государственной власти , которые предопределяют функционирование основных институтов и органов власти.

    Основополагающие принципы государственной власти:

    1. Принцип суверенитета , который закрепляет верховенство, единство и независимость государственной власти.

    2. Принцип легитимности , который закрепляет связь между народом и властью на основе согласия . Низкий уровень легитимности неукоснительно ведет к усилению силового блока и принятию решений с позиции силы.

    3. Принцип легальности , который определяет необходимость четкого и неукоснительного соблюдения норм права со стороны государственных органов.

    4. Принцип законности , который закрепляет такой политико-правовой режим, при котором основой общественного бытия является строгое соблюдение предписаний нормативно-правовых актов со стороны всех участников общественных отношений.

    5. Принцип иерархии , закрепляющий такую систему организации государственной власти, при которой властные институты находятся в позиции соподчинения .

    6. Принцип разделения властей является одним из основных принципов осуществления государственной власти современных демократических государств, при котором ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) независимы друг от друга.

    7. Принцип выборности и коллегиальности закрепляет базис, на основе которого наиболее важные государственные должности должны быть выборными , а значимые решения должны приниматься с учетом мнения общественной и на основе заключения экспертного сообщества.

    8. Принцип профессионализма определяет позицию государственной власти к собственным кадрам, иными словами кадровый состав органов государственной власти должен обладать необходимыми знаниями и квалификацией, которая позволила бы решать им поставленные задачи.


    Структура государственной власти

    Структура государственной власти раскрывает ее внутренние строение и иерархию, она может значительно различаться в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и формы правления.

    В наиболее общем виде, в соответствии с принципом разделения властей мы можем выделить следующую структуру государственной власти большинства современных государства:

    Законодательная власть – выборная власть, осуществляемая высшим законодательным органом на основе принципа профессионализма и коллегиальности.

    Исполнительная власть – назначаемая власть, осуществляемая высшим должностным лицом государства, правительством и иными органами государственной власти.

    Судебная власть – независимая власть, осуществляемая на основе принципа профессионализма специально уполномоченными на то органами и лицами. Судебная власть играет важную роль в системе сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти, выступает в качестве гаранта законности и справедливости в государстве.


    Методы осуществления государственной власти

    Необходимо отметить, что методы осуществления государственной власти значительно разнятся в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и других факторов.

    Так или иначе, государственная власть опирается на два основных метода: убеждения и принуждения .

    Метод принуждения основывается на возможности и праве применения силы властью по отношению к населению с целью подчинения государственной воли. Применение метода принуждения должно быть строго регламентировано правовые нормы и не должны переходить разумные рамка дозволенного насилия.

    Метод убеждения основывается на необходимости внушения населению положительного образа государственной власти и образа должного поведения посредством применения всего спектра средств идеологического и информационного воздействия.

    К второстепенным методам относятся: метод стимулирования (поощрение моральное и материальное), нормативный метод (регламентирование, система правовых актов), информационный метод (дозирование информации и дезинформации).