Сведения верны или выявлены расхождения. Отчетность по НДС: какие расхождения в декларации могут вызвать вопросы

Некоторые организации после сдачи отчетности получают от налоговиков сообщение (уведомление Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) с требованием дать пояснения (Подпункт 4 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 3 ст. 88 НК РФ) о причинах несовпадения суммы показателей "Доходы от реализации" и "Внереализационные доходы" в декларации по налогу на прибыль (Утверждена Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@) с суммированной по кварталам налоговой базой в (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Должны ли эти показатели совпадать и как подготовить ответ налоговикам?

Соответствие "прибыльных" и "НДСных" показателей

Теоретически когда-то и у кого-то может соблюдаться равенство:

Но это скорее исключение. В большинстве же случаев эти показатели не будут равны.
Во-первых, всегда найдутся операции, которые приводят к появлению дохода, включаемого в базу по налогу на прибыль, но не образуют объекта налогообложения по НДС (Пункт 1 ст. 146 НК РФ). Например:
- получение имущества при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (Пункт 13 ст. 250 НК РФ);
- выявление излишков при инвентаризации (Пункт 20 ст. 250 НК РФ);
- получение дохода в виде положительных суммовых и курсовых разниц (Пункты 2, 11 ст. 250 НК РФ);
- восстановление резервов (Пункт 7 ст. 250 НК РФ);
- списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (Пункт 18 ст. 250 НК РФ);
- продажа работ, услуг, местом реализации которых не признается территория РФ (Статьи 147, 148, пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-07-08/21). Кстати, эту реализацию можно увидеть в декларации по НДС в разд. 7 по строке 010 графы 2 с кодами 1010811 и (или) 1010812 (Пункт 44.3 Порядка заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (далее - Порядок); Приложение N 1 к Порядку);
- получение процентов по выданным займам или даже процентов, начисляемых на остаток денег на банковском счете (Пункт 6 ст. 250 НК РФ). Ведь последние ежемесячно начисляются практически всем организациям при наличии на счете определенной суммы денег. В декларацию по налогу на прибыль эта сумма попадает, а в декларацию по НДС - нет.
Во-вторых, может быть и наоборот - некоторые операции являются облагаемыми НДС, но не создают "прибыльных" доходов . К примеру, безвозмездная передача товаров (работ, услуг) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ) или передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (Подпункт 2 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 159 НК РФ). В указанных случаях не требуется отражать доход для целей налогообложения прибыли, ведь передача права собственности на товары (работ, услуги), в том числе и безвозмездная, признается реализацией только тогда, когда это прямо оговорено в Налоговом кодексе (Пункт 1 ст. 39, ст. 41 НК РФ). Поэтому такие операции не отражаются в декларации по налогу на прибыль, но показываются по строке 010 (или 030) графы 3 разд. 3 декларации по НДС (Пункт 38.1 Порядка).
А если вы экспортер товаров , то вообще не могут совпасть. Ведь экспортная выручка отражается в "прибыльной" и "НДСной" декларациях в разные периоды:
- по налогу на прибыль - в периоде реализации товаров (работ, услуг) (Пункт 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ);
- по НДС - в периоде (Пункт 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ):
(или ) сбора документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС;
(или ) когда истечет 180 дней с момента отгрузки.

Объясняем налоговикам причины расхождений

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекторы выявят ошибки в ней и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо ими будут выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, они направят требование о представлении пояснений. Между тем порядок направления такого требования и представления ответа на него налоговым законодательством определен недостаточно четко. Что, безусловно, порождает массу вопросов у плательщиков НДС. В данном материале мы постарались ответить на большую их часть, опираясь в том числе на рекомендации ФНС, приведенные в Письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

В начале немного вводной информации.

Возможность истребования пояснений в случае выявления налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки расхождений в информации, отраженной в декларации по НДС и иных документах, обусловлена нормой п. 3 ст. 88 НК РФ. Требование о представлении пояснений подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@ .

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ лицам, на которых настоящим кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, направляются в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота. Иначе говоря, требование о представлении пояснений к декларации по НДС в силу п. 5 ст. 174 НК РФ будет направлено по каналам ТКС в электронной форме в порядке, утвержденном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/149@ .

В пункте 3 ст. 88 НК РФ сказано, что эти пояснения должны быть представлены в течение пяти дней (в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ - рабочих). Между тем в названном пункте не уточнено, какой момент следует принять за отправную точку для отсчета. Казалось бы, отсчет в данном случае нужно вести с даты получения самого требования о представлении пояснений. Кстати, так считают и специалисты ФНС, в Письме № ЕД-4-15/19395 они буквально указали следующее: пояснения <…> представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования . Более того, предложенный ФНС вариант толкования нормы п. 3 ст. 88 НК РФ заложен в форму требования.

Между тем обозначенный вариант подходит лишь для требования, составленного на бумаге. Его применение относительно требования в электронной форме вызывает резонные сомнения. И вот почему. Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность при получении подобного требования передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС квитанцию о приеме указанного документа. И сделать это нужно в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговиками. Интрига заключается в том, что при таком раскладе пояснения к декларации нужно представить ранее чем квитанцию о получении самого требования. Что, согласитесь, лишено всякого смысла.

По мнению автора, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ пять дней в случае с требованием в электронной форме логичнее отсчитывать с даты отправки квитанции о приеме требования, поскольку именно она удостоверяет факт получения налогоплательщиком требования и готовность его исполнения .

Итак, на сегодняшний день формулировка п. 3 ст. 88 НК РФ является, к сожалению, неоднозначной. ФНС свое мнение по поводу применения данной нормы высказала. Но вот совпадет ли оно с мнением арбитров?

Ситуацию со сроками отправки пояснений мы прокомментировали, далее проанализируем другие вопросы, связанные с ними. Информацию представим в виде таблицы.

Вопрос Ответ
1 Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования? Срок отправки квитанции о приеме данного требования? Да. Квитанцию о приеме требования налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования .

Основание:

П. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ;

П. 1 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

2 В какой срок должны быть представлены пояснения в ответ на требование? О выявлении ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок .

Основание: п. 3 ст. 88 НК РФ

3 Можно ли продлить срок для представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено? Положениями ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность продления сроков для представления пояснений в ответ на требование налогового органа
4 Что необходимо сделать при получении требования? Детально изучить требование, обратив внимание на указанные в требовании коды ошибок*.

Затем необходимо проверить корректность заполнения реквизитов записей в счетах-фактурах, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж)). Если налог, указанный в счете-фактуре, принимался к вычету по частям несколько раз, необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

Основание: п. 2 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

5 Нужно ли представлять пояснения, если после поступления требования налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и не выявил нарушений? Если после проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены , об этом факте необходимо уведомить налоговый орган, направив в его адрес пояснения , подтверждающие корректное отражение счетов-фактур в налоговой декларации.

Основание: п. 5 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

6 В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация? При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки , приведшей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.

Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию налогоплательщик может подать, но не обязан этого делать. В таких случаях может быть представлено лишь пояснение в ответ на требование.

Основание:

П. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ;

П. 3, 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

7 Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронной форме? Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде. Пояснения в формализованном виде направляются по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Основание: п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

8 В каком виде должны быть оформлены пояснения? Предусмотрен ли для этого специальный документ? Формы пояснений, утвержденной в установленном порядке, нет. Если пояснения представляются на бумажном носителе, они могут быть составлены в произвольной (свободной) форме. Также может быть использована форма ответа, рекомендованная в приложении 2.11 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Для подготовки пояснений по рекомендованной форме в формализованном виде используется формат XML (приложение 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705). При этом необходимо уточнить наличие такой возможности у оператора электронного документооборота (п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395)

9 Необходимо ли прилагать к пояснению какие-либо документы? Налогоплательщик вместе с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Основание: п. 4 ст. 88 НК РФ

10 Возможен ли отказ налогового органа в приеме пояснений? Подобный отказ возможен лишь в том случае, если нарушен формат представления пояснений в формализованном виде по каналам ТКС.

Оснований для отказа в приеме пояснений, составленных на бумажном носителе, налоговым законодательством не предусмотрено

11 Что делать, если получен отказ в приеме пояснений, направленных в электронной форме по каналам ТКС? Необходимо проверить правильность формирования и представления ответа на требование в соответствии с форматом, рекомендованным в приложении 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705, и затем повторить попытку его отправки еще раз. Это один вариант. Другой - оформить пояснения на бумажном носителе и представить их в налоговый орган в порядке, предусмотренном для такого рода документов.

Основание:

П. 2.7 Письма ФНС России № АС-4-2/12705;

П. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

12 Будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом пояснений, направленных по каналам ТКС? Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме пояснений.

Основание: п. 12 - 14 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

13 Какими могут быть последствия, если представленные пояснения не устранили выявленные в ходе камеральной проверки расхождения? Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом.

Основание: ст. 88 НК РФ

14 Если представленные пояснения устранили выявленные расхождения, обязан ли налоговый орган уведомить об этом налогоплательщика? Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по уведомлению налогоплательщика об устранении выявленных ранее расхождений.
15 Какая ответственность предусмотрена за отказ в представлении пояснений либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 88 НК РФ? Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за отказ в представлении пояснений либо их представление с нарушением установленного срока. В случае непредставления пояснений налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены расхождения.

Основание: п. 8.1 ст. 88 НК РФ

* Перечень кодов возможных ошибок, указываемых в требовании о представлении пояснений, приведен в Письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@.

Код ошибки 1 отражается, если:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки 2 указывается, если не соответствуют данные об операции между разд. 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разд. 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разд. 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

Код ошибки 3 отражается, если данные об операции между разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций).

Код ошибки 4 означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)».

Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

Аналогичное разъяснение приведено на официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» (www.nalog.ru/rn52/service/kb).

В ходе камеральной проверки декларации НДС, органы ФНС вправе потребовать у налогоплательщика пояснения относительно данных, отраженных в документе. В стать расскажем о том, как правильно составить пояснение в налоговую по НДС и подать его в ФНС, а также разберем распространенные ошибки и ответим на вопросы по теме.

Когда ФНС может затребовать пояснения по НДС

Условия, при которых ФНС вправе затребовать у плательщика пояснения по НДС-декларации, закреплены в действующих законодательных актах. Также нормативные документы регламентируют порядок, сроки и форму предоставления ответа на требование.

Законодательные акты по теме

Ниже в таблице приведены нормативные документы, которые устанавливают правила направления требований и предоставления ответа на них.

№ п/п Нормативный документ Описание
1 НК (п. 3 ст. 88) Право сотрудников ФНС требовать у плательщика пояснения по НДС закреплено в положениях НК. Согласно документу, налоговики могут направить запрос на пояснения в случае, если в ходе камеральной проверки декларации выявлены расхождения и противоречия.
2 Приказ ФНС №ММВ-7-2/189 от 08.05.15 Документ утверждает форму, в рамках которой налоговики направляют запрос налогоплательщику. Согласно приказу, ФНС направляет запрос в электронной форме по телекоммуникационным сетям связи.
3 Приказ ФНС №ММВ-7-2/149 от 15.04.15 Согласно приказу, ФНС может направить запрос в ходе камеральной проверки сразу по факту обнаружения расхождений/противоречий.
4 ФЗ-130 от 01.05.17 Федеральный закон утверждает требования, касающиеся формы предоставления пояснений. С 01.01.17 ответ на требование должен быть предоставлен только в электронном виде.
5 Письмо ФНС №ЕД-4-15/5752 от 07.04.15 В письме ФНС утверждает электронный формат пояснений по следующим темам:
  • контрольные соотношения;
  • расхождения с контрагентами;
  • сведения, не включенные в книгу продаж.

Основные причины запроса пояснений

Как видим, налоговые органы имеют право на запрос пояснений только в конкретных случаях – при выявлении расхождений, ошибок, неточностей информации, указанной в декларации. На практике налоговики запрашивают пояснения в следующих ситуациях:

  1. Выявлены арифметические ошибки в расчетах сумм налога, указанных в декларации.
    В случае если в декларации неверно указана суммы доходов, расходов, налога к оплате, при чем ошибка допущена в результате арифметических расчетов, то ФНС вправе запросить пояснения в установленном порядке. Читайте также статью: → « ».
  2. Обнаружены несоответствия показателей, отраженных в декларации, с суммами, которые указаны в подтверждающих документах.
    Еще одна распространенная причина запросов – расхождения данных декларации с подтверждающими документами. Часть сведений не включена в книгу продаж/покупок, сумма по операции, указанная в декларации, занижена по сравнению со счетом-фактурой – все эти факты являются основаниями для запроса пояснений.
  3. Выявлены расхождения по факту проведения перекрестной проверки.
    Если расхождения выявлены в результате сравнения деклараций налогоплательщика и контрагентов, а также по факту перекрестной проверки подтверждающих документов, то ФНС вправе потребовать разъяснения в установленном порядке.
  4. Плательщик подал уточненную декларацию, сумма налога в которой уменьшена по сравнению с первоначально поданным документам. Налоговик вправе запросить пояснения с расчетом и документами, на основании которых плательщиком снижена сумма налоговых обязательств.

Помимо пояснений НДС-декларации, налоговики нередко дают запросы относительно уточнения данных, указанных в декларации по налогу на прибыль.

Как и в ситуации с НДС, в случае подачи «уточненки» с суммой налога в сторону уменьшения, ФНС вправе запросить пояснения и документы. Кроме того, органы ФНС запрашивают обоснования в случае подачи «убыточной» декларации. Справедливости ради отметим: если Вы подали «уточненку» с уменьшением налога или предоставили декларацию с убытками, то ФНС запросит у Вас пояснения практически в 100% случаев. Действия ФНС в подобных ситуациях объясняются просто.

Во-первых, убытки, отраженные в декларации, могут быть фиктивными с целью снижения налоговых обязательств. Поэтому фискальная служба имеет все основания запросить документы, подтверждающие доходы и расходы, а также затребовать у плательщика письменное пояснение. Что касается «уточненки», уменьшающей налог, то налоговики в данной ситуации также вправе получить письменные обоснования и документы.

Шаг 1. Прием требования от ФНС

Первый шаг в процедуре составления и отправки пояснения – прием требования от ФНС. Согласно нормативным документам, налоговики направляют требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Факт приема требования подтверждается квитанцией, которую налогоплательщик отправляет в ответ на запрос ФНС.

Будьте внимательны: Вы обязаны принять требование и отправить квитанцию не позднее 6-ти рабочих дней с момента ее поступления. То есть если Вы получили запрос 17.07.17 (понедельник), то принять его и отправить ответную квитанцию Вы должны не позже следующего понедельника (24.07.17). В случае просрочки ФНС имеет все основания для того, чтобы заблокировать банковские счета организации и запретить переводы денежных средств в любой форме.

Шаг 2. Уточнение кода ошибки

Согласно действующему законодательству, требование ФНС направляется налогоплательщику с указанием кода выявленной ошибки. Код присваивается в соответствие со следующей классификацией:

  • При выявлении расхождений с контрагентами укажите код ошибки «1». К ошибкам применяется подобная классификация в случаях, если:
  1. контрагент не указал в декларации отраженную Вами запись;
  2. партнер передал «нулевую» декларацию, при этом Вами предоставлены данные о наличии операций с контрагентом;
  3. поставщик/покупатель не предоставил декларацию, поэтому возможность сопоставления данных отсутствует.
  • Расхождения между разделами 2 и 3 декларации классифицируются по коду «2».
  • В случае, если ФНС выявило несоответствие данных, указанных в разделах 10 и 11 декларации, то плательщику будет направлено требование с кодом «3». Как правило, ошибки с кодом «3» связаны с отражением посреднических операций.
  • Если ФНС выявило иную ошибку, не подлежащую вышеуказанной классификации, то требование будет направлено с кодом «4». При этом в скобках будет указан номер строки, в которой обнаружено расхождение.

Шаг 3. Изучение документов и расчетов, связанных с требованием.

После приема требования и отправки квитанции изучите текст требования, после чего перейдите к анализу документов и расчетов, которые привели к ошибкам и расхождениям. В зависимости от текста запроса и указанного кода возможны следующие действия со стороны налогоплательщика:

  1. Если ФНС выявила арифметические ошибки в определении суммы налога, необходимо провести дополнительный пересчет сумм для того, чтобы подтвердить допущенную ошибку.
  2. Допустим, налоговики выявили расхождения с контрагентами. В таком случае первым шагом будет запрос акта сверки, данные которого необходимо сравнить с первичными документами, выданными контрагентом и полученными от него. На основании сверки Вы сможете либо выявить собственные ошибки, либо обнаружить неточности партнера (неправильно выписан счет-фактура, сумма операции в учете не соответствует первичным документам, т.п.).
  3. Одно из наиболее распространенных оснований для запроса – расхождение в данных декларации (сведения книги покупок и книги продаж). Для уточнения причин расхождений Вам потребуется поднять первичную документацию и проверить корректность внесения данных. Причиной расхождений может быть неверно внесенная сумма по документу (сумма по счету не соответствует указанным в декларации данным) либо отсутствие информации по какой-либо операции (данные счета-фактуры не внесены в декларацию).

Шаг 4. Составление ответа на требование.

После того, как причина ошибки выявлена, составьте ответ на требование в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов (данные органа ФНС, наименование и адрес плательщика). В тексте пояснения дайте четкий и краткий ответ, касающийся причин расхождений. Факты, указанные в пояснении, подкрепляйте документами (в тексте целесообразно указывать номера счетов-фактур, актов сверок, т.п.).

Ниже предоставлен примерный образец заполненного пояснения.

Руководителю ИФНС РФ №34
г. Тула Свиридову С.Д.
от ООО «Карнавал»
ИНН 8574123654
КПП 412536874
Юридический адрес:
г. Тула, ул. Садовая, д.4
р/с 741368451284125
в Банке «Столичный»
к/с 854168451284133
БИК 884411856.

Исх. №18-5 от 17.07.17
на вх. №74/5-15 от 12.07.17

ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ
о предоставлении пояснений

В ответ на требование о предоставлении пояснении по декларации НДС за 2 кв. 2017, сообщаем следующее:
расхождение, выявленное в сумме 124.330 руб., обусловлено внереализационным доходом, полученным ООО «Карнавал» во 2 кв. 2017, в том числе:

  • 000 руб. – просроченная кредиторская задолженность с учетом НДС;
  • 330 руб. – проценты по выданным займам.

Сумма внереализационного дохода (124.330 руб.) отражена декларации по налогу на прибыль за 2 кв. 2017 (приложение 1 к листу 02, строка 100). Согласно НК (п. 3 ст. 149, п.1 ст. 146) данная сумма не учитываются при расчете налогооблагаемой базы НДС, поэтому в декларации НДС сумма не отражена.

Генеральный директор ООО «Карнавал» ______________ Серпухов Д.К.

Шаг 5. Передача пояснения в ФНС.

После того, как пояснение составлено, ответ следует передать ФНС. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 ответ на требование передается только в электронном виде по телекоммуникационным сетям связи. То есть если Вы получили запрос после 01.01.17, то ответ на него Вы можете передать только в электронном формате через спецоператора связи. Отправить пояснение необходимо не позже 5-ти дней с момента отправки Вами квитанции о его получении.

Ответственность за непредоставление пояснения

Изменения в законодательстве коснулись не только формата предоставления пояснений расхождений, обнаруженных в ходе камеральной проверки, но и ответственности, предусмотренной за нарушение порядка предоставления ответа. Итак, если Вы нарушили срок подачи ответа (5 дней с момента отправки квитанции), то в данной ситуации предусмотрен штраф в размере 5.000 руб. В случае, если порядок нарушен повторно в течение года, то сумма штрафа возрастает до 20.000 руб.

Штраф будет взыскан как в случае просрочки подачи пояснения, то и в ситуации, когда ответ не предоставлен вообще.

Распространенные ошибки при составлении

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при составлении пояснения по декларации НДС.

Ошибка №1. Ответ предоставлен на бумажном носителе.

До вступления в силу законодательных изменений, то есть до 01.01.17, плательщик мог выбрать форму предоставления ответа на требование – электронную или бумажную. После 01.01.17 ФНС принимаются только электронные ответы, пояснения, предоставленные на бумаги, считаются недействительными.

Ошибка №2. Срок предоставления ответа истекает через 5 дней после его отправки ФНС.

Точкой отчета срока предоставления ответа является день принятия требования (день отправки квитанции). То есть с момента отправки ФНС запроса плательщику дается максимум 11 рабочих дней на его принятие, а также на составление и отправку ответа: 6 дней – прием требования плюс 5 дней – отправка пояснения.

Ошибка №3. ФНС направляет запросы в течение 30 дней с момента подачи декларации.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» – 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

Если верить внутренней статистике ФНС России по части доначислений НДС на камеральных проверках, то в 2012 году процент результативных проверок составил 5,02%, за 2016 год - 7,94%. Цифра совсем небольшая, но явно имеет тенденцию к росту.

Если говорить об эффективности работы относительного нового сервиса ФНС АСК НДС-2, то здесь картина следующая:

  • 3 205 279 налоговых разрывов нашли налоговики за 2016 год в декларациях по НДС на общую сумму 2,658 трлн рублей;
  • 829 тыс. руб. - средняя сумма налогового разрыва. Это не что иное, как сумма неподтвержденных вычетов по НДС в 2016 году;
  • в 21 раз уменьшилось число однодневок в схемах с возмещением НДС, после начала применения АСК НДС-2.
Каждому бухгалтеру по собственному опыту известно, что на камералках (в том числе и по НДС) компании получают огромное количество запросов. Мы об этом .

Важно понимать, что сами инспекторы требования не выставляют (как это было до 2015 года). За них это делает в автоматизированном режиме программа АСК НДС-2. Именно поэтому требования зачастую выглядят, мягко говоря, странно по содержанию.

__________________________________________________

А начну я с небольшой истории. Иду я как-то в одну из московских налоговых и навстречу мне вся в истерике и слезах знакомая главбух. Спрашиваю, что случилось. А она мне поведала вот что. Ее п одчиненная напутала в книге покупок: написала название другого контрагента, и, естественно, что декларация не совпала с поставщиком. Обычно все обходилось пояснениями, но здесь все пошло не так: главбуха пригласили в ИФНС на комиссию. По всей вероятности, причиной послужило то, что в злосчастном счете-фактуре, с которым допустили ошибку, был отражен НДС, составлявший около 20% от квартального оборота компании.

Главбух ошибку исправила, представила уточненную декларацию и с легким сердцем пошла на комиссию, ничего такого не ожидая. Придя в ИФНС, она услышала обвинения в адрес компании о том, что та замешана в обнальных схемах! Пришлось несколько раз объяснять, в чем состояла ошибка, что ее уже исправили. Просить, чтобы инспекторы прямо сейчас уточнили сведения в своей программе. Никто слушать ее не стал, решили провести воспитание, обвиняли компанию в применении схем, раз сдается уточненная отчетность. В общем, я видела уже итог - человека довели до истерики, до слез.

____________________________________________

Учитывая сегодняшнюю ситуации по части налогового контроля бизнеса, подобная история может случиться (и случается) с кем угодно.

Расхождения по НДС: что видят инспекторы

Расхождения по НДС вызывают нервную реакцию и у главбухов и у налоговиков. Как было сказано выше - налоговики не сами шлют бесконечные запросы - их составляет налоговый монстр - АСК НДС-2. Именно она настроена таким образом, что у всех контрагентов, по всей цепи должен сходиться НДС.

Я предлагаю вашему вниманию информацию о том, как работает этот монстр и расскажу, как уменьшить число требований, с тем, чтобы отвести от компании выездную проверку.

Итак, что же видят инспекторы в своей программе на камералке по НДС?

Инспектор видит расхождения между данными контрагентов, которые бывают двух видов:

  • расхождение вида «НДС» говорит о том, что у контрагентов не сошлись суммы налога;
  • расхождение вида «разрыв» сигнализирует проверяющим о том, что контрагент либо вовсе не отчитался, либо представил нулевую отчетность, а может быть его просто нет в ЕГРЮЛ. Вот это расхождение для налоговиков очень серьезный показатель.
Какова будет реакция налоговиков, понятно - в любом случае компания получит требование о даче пояснений или представлении уточненки. Первый вид расхождения, обычно, можно нивелировать пояснениями, а по «разрыву» придется подать уточненку. Если этого не сделать, то последствия, в принципе, предсказуемы: либо доначисления налога по камералке, либо прямое попадание компании в план выездных проверок.

По этому расхождению часто бывает так, что оно возникает не по причине неотражения налога одной из сторон сделки, а потому, что контрагенты отражают операцию в разных кварталах. «Письмо счастья» налогоплательщик получит и тогда, когда, являясь покупателем, отразит вычеты позже, чем продавец реализацию. И это, несмотря на то, что перенос вычета - законное право налогоплательщика (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Если вы сделали сверку с контрагентом, все сошлось, а налоговая все равно настаивает на своем, то обратитесь к инспектору, поскольку только они в своей программе могут увидеть, в чем ошибка, какие именно реквизиты не совпали.

Когда же компания отвечает на требование, то в программе инспекторов оно закрывается, как отработанное. Если были претензии по разрывам и доначисления налога, а налогоплательщик вовремя сдал уточненку, заплатил налог, то декларация автоматически отмечается зеленым цветом.

Налоговый светофор

А теперь немного информации о том, в каких цветах в программе налоговиков выглядят налогоплательщики. Налоговики особенной фантазией в этом плане не отличились - используют цвета светофора. Цвет какой-то конкретной компании не присваивается навсегда, окрас может меняться каждый квартал (как правило, после камералки).

Что же для проверяющих обозначает их налоговый светофор?

1. Красный - компании с признаками однодневок. Это классика - компании, у которых, как правило, отсутствует офис, штат, стационарный телефон, не платят налоги или суммы платежей незначительны.

2. Зеленый - организации с реальной деятельностью, оборотами, активами, персоналом. Такие компании платят налоги, сдают отчетность, отвечают на запросы и требования налоговиков. Бухгалтерия таких организаций активно реагирует на претензии налоговиков, общается с ними, устраняет нарушения.

3. Желтый - все остальные компании, у которых бывают ошибки в реквизитах счетов-фактур, в налоговой декларации. Такие компании могут заявить вычет по контрагенту, который у налоговиков отмечен красным или также желтым цветом. В такой цвет окрашиваются, как правило декларации крупных компаний, которые отстаивают право на налоговый вычет даже тогда, когда у налоговиков имеются претензии к контрагентам.

Кому грозит выездная проверка из-за расхождений по НДС?

Как следует из статистических данных, приведенных в начале, число результативных камералок, конечно расчет, но не такими темпами, как хотелось бы налоговикам.

А все почему? Потому что на камералке практически невозможно доказать применение налоговых схем. На этих проверках налоговики сталкиваются, в основном, с ошибками ввода данных в бухгалтерскую программу, неправильным заполнением книг покупок и продаж и т.д. Поэтому сделки, которые вызывают у налоговиков на камералке какие-то подозрения, оставляют до выездной проверки.

Что еще делают налоговики на камералке? Они строят взаимосвязи между компаниями (реально рисуют схемы), отслеживают движения по этим цепочкам, стараясь найти конечного выгодоприобретателя. Вот таким выгодоприобретателем налоговики могут посчитать и «зеленую» и «желтую» компании.

Понятно, что самый большой уровень риска у «желтеньких», поскольку сюда относится крупный бизнес, у которого есть, что взять после выездной проверки.

«Зеленые» рискуют меньше, поскольку к этой группе относится, как правило, малый бизнес, которым миллионы не доначислить. В этом случае разрывов с прямыми контрагентами не наблюдается, поэтому перспектива налоговиков - поиск доказательств, что компания выстроила сложную схему, состоящую из многих звеньев.

А вот тем, которые окрашены «красным», сигнальным цветом, налоговики стараются проверки не назначать. Почему? Приведу пример из нелегкой жизни проверяющих: проверяли фиктивного посредника между двумя крупными предприятиями. Однодневка готовилась к ликвидации, а ее обороты составляли более 2,5 млрд рублей. На проверке компании не доначислили почти ничего, однако в решении разрисовали всю схему и стали проверять ее организатора.

Если есть расхождения в декларации, то как доначисляется НДС?

Понятно, что основание для доначисления - это налоговый разрыв. В судах налоговики ссылаются на свою монстрообразную программу АСК НДС-2, данные которой говорят о том, что поставщик, к примеру, не отразил у себя в декларации сделку и не начислил и, естественно, не уплатил НДС. В таких ситуациях компаниям удается отстоять свои вычеты с помощью следующих аргументов:
  • покупатель имеет право на вычет НДС независимо от того, исполняет ли контрагент свои налоговые обязанности;
  • инспекция не доказала взаимозависимость контрагентов;
  • доставку товара подтверждают накладные, показания водителей;
  • непосредственный поставщик отразил сделку, а за остальные звенья цепочки компания не отвечает.
С помощью этих доводов компании успешно выигрывают суды и в качестве примера - решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2017 №А53-31426/16, постановление 15 ААС от 13.02.2017 № 15АП-20848/2016.

Однако, арбитражная практика только складывается, поскольку налоговики используют свою программу только третий год.

Поэтому есть риск, что налогоплательщик может в суде потерпеть фиаско. К примеру, в постановлении 18 ААС от 01.02.2017 №18АП-16650/2016 инспекторы сослались на то, что поставщика второго звена на момент сделки не было в ЕГРЮЛ. Суд признал доначисление на основании АСК-НДС-2 обоснованным. То есть для того, чтобы выигрывать в суде, необходимо отслеживать подобные нюансы.

Разрывы в декларациях по НДС отнимают много времени у бухгалтерии в части подготовки пояснений, проведения сверок с контрагентами, составления уточненной отчетности, но сами по себе не так опасны. Выездная проверка грозит, прежде всего, тем, кто строит схемы с однодневками. Однако, все же лучше сократить число расхождений, отвечать на все требования по камералкам. Так вы уменьшите риск выездной проверки и отвлечете внимание инспекторов от своей компании.

Илья Макалкин,
консультант по налогообложению и бухгалтерскому учету

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС длится до трех месяцев (п. 2 ст. НК РФ). В ходе нее инспекторы могут:

  • затребовать подтверждающие документы: счета-фактуры поставщиков и первичные документы для подтверждения вычетов, документы, подтверждающие льготу или нулевую ставку, ведение раздельного учета (п. 6-8.1 ст. НК РФ);
  • получать от налогоплательщика устные пояснения (пп. 4 п. 1 ст. НК РФ);
  • получать симметричные документы от контрагентов налогоплательщика, информацию от разных лиц, в том числе от банков (п. 1 ст. НК РФ);
  • осматривать помещения налогоплательщика при проверке права на возмещение НДС (абз. 2 п. 1 ст. НК РФ).

В результате своих мероприятий инспекторы могут выявить ошибки в декларации, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям налогового органа. Чтобы получить необходимые письменные пояснения, ИФНС высылает налогоплательщику требование (п. 3 ст. НК РФ; рис. 1). В письме ФНС России изложен порядок действий налогоплательщика после получения требования по телекоммуникационным каналам связи через интернет (далее — по ТКС). Рассмотрим его пошагово и сверим с нормами НК РФ.

Рис. 1. Причины отправки требований
(
По данным сервиса Контур.НДС+ на декабрь 2015 г.)

Шаг 1. Отправка квитанции

В течение 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом в ответ на него необходимо послать по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. НК РФ). Если квитанция не будет отправлена своевременно, в течение последующих 10 рабочих дней налоговики могут принять решение о блокировке банковского счета налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. НК РФ).

Шаг 2. Проверка претензий налоговиков

К требованию приложены перечени операций (в табличном виде) из проверяемой декларации. По этим операциям установлены расхождения между данными ИФНС и данными налогоплательщика (рис. 2). Причем при выявлении расхождений в разделах 8, 9, 10, 11, а также в приложении 1 к разделам 8 и 9 декларации для каждого из них заполняется отдельная таблица.

Рис. 2. Распространенные ошибки в данных по счетам-фактурам
(По данным сервиса Контур.НДС+ на декабрь 2015 г. **КВО — коды видов операций)

Формы требования и таблиц-приложений к нему утверждены письмом ФНС России . В каждой таблице в последнем столбце (графе) для удобства указан код ошибки. В отношении одной операции может быть указан лишь один код. Всего предусмотрено четыре кода:

«1» — нестыковка с данными из декларации контрагента. Нужно проверить правильность указания реквизитов счета-фактуры контрагента с данными в журнале учета счетов-фактур, в книге (покупок или продаж) и в декларации. Если все совпадает, то придется связываться с контрагентом. Возможно, он просто что-то забыл указать, а если нет, то остается только разбираться или договариваться.

«2» — нестыковка данных об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации. Например, если при принятии к вычету суммы НДС, ранее уплаченной в бюджет по авансовому счету-фактуре, к вычету была взята сумма больше уплаченной (или наоборот).

«3» — это ошибка посредника. Означает нестыковку данных об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации. Например, комиссионер по закупке товара для комитента должен зарегистрировать счет-фактуру, полученный от продавца, в части 2 журнала учета счетов-фактур. А в графе 12 части 1 журнала он должен указать номер и дату этого же счета-фактуры.

«4» — допущена ошибка в какой-либо графе (столбце) таблицы. При этом номер графы с вероятной ошибкой указан в скобках за кодом. Например, в таблице ошибок по разделу 9 «Сведения из книги продаж» декларации в графе 23 указано «4(15)». Это значит, нужно проверить правильность кода валюты в графе 15, возможно, вместо рублей указали какую-то другую валюту.

Шаг 3. Представление пояснений или «уточненки»

С момента получения требования у вас есть 5 рабочих дней на проверку декларации, а также на подготовку и отправку пояснений или уточненной декларации. При этом налоговики в требовании могут установить и больший срок для этого (п. 3 ст. НК РФ).

Если проверка претензий налоговиков не выявила наличия ошибок в декларации, необходимо послать письменные пояснения. Некоторые разработчики бухгалтерских учетных систем или операторы электронного документооборота предоставляют возможность создать такое пояснение в формализованном виде и послать по ТКС. Если это невозможно, то представляйте ответ в ИФНС в свободной форме.

Если ошибки есть, но они не занижают сумму НДС для уплаты в бюджет, также достаточно пояснений с правильными данными. Хотя ФНС в письме и рекомендует подать уточненку, вы это в данном случае делать не обязаны (абз. 2 п. 1 ст. НК РФ). В то же время если есть цель вернуть налог из бюджета в связи с уточнением, то нужно подать уточненку.

Обратите внимание, что после подачи уточненки с уменьшением налога налоговики могут затребовать представления в течение 5 рабочих дней дополнительных пояснений (абз. 2 п. 3 ст. НК РФ). При этом вы сами можете их заранее предоставить вместе с подтверждающими документами.

Наконец, если в декларации есть ошибки, которые занижают сумму НДС для уплаты в бюджет, то уточненку представлять необходимо. А перед ее отправкой через интернет нужно доплатить недостающий налог и пени с суммы доплаты. В противном случае инспекция может оштрафовать (п. 1 ст. НК РФ). Ведь инспекция в требовании обозначила «возможные ошибки», но не утверждает, что они точно есть.

Елизавета Булавина,
эксперт по работе c НДС системы Контур.Экстерн

Как быстро ответить на требование

В Экстерне…

После отправки квитанции кликните «Ответить на требование», отобразится форма ответа: реквизиты ответа (заполнятся автоматически) и семь разделов (по количеству приложений к декларации по НДС).

В каждом разделе отображается таблица с данными по счетам-фактурам, которые, по мнению ФНС, могут содержать ошибку. Сравните эти сведения с теми, что вы отправили в составе декларации по НДС.

  • Если в строке со счетом-фактурой корректны и реквизиты, и сумма НДС, оставьте строку без изменений.
  • Если есть ошибка в реквизитах счета-фактуры, но сам документ сформирован верно, внесите правки в соответствующие графы.
  • Если допущена ошибка в сумме (графа 19) или счет-фактура был отправлен ошибочно, удалите строку из таблицы и отправьте уточняющую декларацию.

Если нужно отправить подтверждающие документы, перейдите на страницу декларации по НДС и кликните «Подготовить документы».

…Или в модуле НДС+

Если вы пользуетесь НДС+, подготовьте ответ на требование именно в этом сервисе: у вас перед глазами будут все данные по сделке. Сохраните требование на свой компьютер. Загрузите xml-файл требования в модуль НДС+. На главной странице сервиса появится сообщение, сколько счетов-фактур требуют пояснений и до какого числа нужно ответить.

Кликнув на требование, вы увидите список счетов-фактур, в которых могут быть ошибки. Они сгруппированы по контрагентам и сведены в таблицу: номер, дата, сумма, статус в НДС+ (без разногласий, разногласие, ошибка, предупреждение), описание ошибки и выбор ответа.

Кликнув на счет-фактуру, вы увидите свои данные, данные контрагента (если он загрузил их в сервис) и описание ошибки.

  • Если у вас все правильно, нажмите «Подтвердить». Можете сразу прикрепить скан подтверждающего документа.
  • Если вы заметили ошибку в своих данных, в том числе в сумме счета-фактуры, выберите ответ «Нужна корректировка». По ошибкам, которые влияют на сумму НДС, составьте уточняющую декларацию.
  • Присвоив статусы всем счетам-фактурам, кликните «Создать пояснения в налоговый орган по подтвержденным СФ» и «Выгрузить список СФ, которые нуждаются в корректировке». Первый документ — готовый для загрузки в Экстерн ответ на требование. Второй поможет вам подготовить уточненную декларацию, ничего не упустив.

Чтобы отправить ответ через Экстерн, зайдите в раздел по работе с требованиями, кликните «Загрузить и отправить документы» > «Загрузить файлы с компьютера» и следуйте указаниям системы.