Митрополит казанский и татарстанский анастасий. Анастасий

Нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия его новая паства в Ульяновске встретила отнюдь не по-христиански. Пресловутый гей-скандал 2013 года, который разгорелся в Казани, аукнулся новому владыке сегодня, но уже в нашем городе. Когда священнослужитель направлялся в Спасо-Вознесенский собор, чтобы провести там первую на ульяновской земле службу, верующие под предводительством двух местных священников, не пожелавших принять решение Синода РПЦ, начали кричать новому митрополиту «анаксиос», что в переводе с греческого значит «недостоин».

Зачатки скандала

Ровно неделю назад стало известно о том, что митрополит Феофан, приехавший в Ульяновск буквально в мае прошлого года, оставляет наш город и переезжает в Казань, чтобы стать там митрополитом Казанским и Татарстанским. В свою очередь глава Казанской епархии - владыка Анастасий должен был переехать в Ульяновск, чтобы занять место Феофана. Таково было решение Священного Синода русской православной церкви.

Однако среди ульяновского духовенства нашлись такие, кто (хочется верить) из благих побуждений позволил себе не согласиться с мнением руководства РПЦ и патриарха Кирилла. Ими оказались местные протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, которые крайне болезненно восприняли тот самый скандал.

История из прошлого

Напомним, тогда владыка Анастасий был ректором духовной семинарии. В ноябре в нее внезапно нагрянули с проверкой представители РПЦ, которым от семинаристов поступила информация, что проректор по воспитательной работе семинарии, а по совместительству и пресс-секретарь владыки Анастасия игумен Кирилл якобы приставал к мальчикам. Подлил масла в огонь знаменитый диакон Андрей Кураев, который обнародовал стенограмму того «разноса», который устроил Анастасий учащимся за «донос».

Закончилась эта история тем, что наш новый владыка пост ректора семинарии покинул, однако архипастырем быть не перестал. И руководство РПЦ этому не противилось.

Что сегодня?

Хотя история эта осталась в прошлом, осадок остался. И видимо, больше всего этого осадка оказалось в душах двух ульяновских священников, которые нашли сторонников в рядах верующих. Основные их аргументы сводятся к тому, что Анастасий после нашумевшего скандала «на обелился». Согласно законам православной церкви, он должен был доказать свою непричастность содомскому греху.

Свое мнение они решили отстаивать весьма экстравагантным способом. Сегодня нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Спасо-Вознесенский собор в буквальном смысле не хотели пускать, чтобы тот не смог отслужить здесь свою первую службу.

По словам сразу нескольких очевидцев, достаточно большая толпа хором скандировала обидное для священнослужителя греческое слово «анаксио», которое переводится как «недостоин», и мешала старцу пройти в храм. Митрополита в свою очередь окружили другие священники и казаки, которые не давали агрессивной пастве подходить к нему близко. При этом сам владыка нес в руках икону, которая должна была его защитить. Очевидцы утверждают, что драки в буквальном смысле чудом удалось избежать.

Пугающая ситуация закончилась, к счастью, благополучно. Анастасий все-таки попал в храм, и его первая служба все-таки состоялась. Уже после нее он взял слово. По словам очевидцев, она растрогала сердца тех, кто все-таки остался до конца. Тем не менее, как будут в дальнейшем складываться взаимоотношения архипастыря и его паствы, пока не ясно.

Валерий Васнецов

Видео с Youyube (пользователь Марина Коротина) и "Вконтакте" (пользователь Иришка Брехова)

Дата рождения:

Дата хиротонии:

Дата пострига:

День ангела:

Биография:

Родился 27 августа 1944 г. в д. Столбово Кимрского р-на Калининской обл. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелкова.

В 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры.

С 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии.

5 сентября 1976 г. пострижен в монашество и возведен в сан игумена. В этом же году назначен настоятелем Никольского кафедрального собора г. Казани и секретарем Казанского епархиального управления.

В 1985 г. возведен в сан архимандрита.

В 1975 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — Московскую духовную академию.

11 декабря 1988 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Казанского и Марийского.

С 11 июля 1993 г., после выделения из состава Казанской епархии Йошкар-Олинской и Марийской епархии, — Казанский и Татарстанский.

С 1998 г. — ректор Казанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 46) назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 22) освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии.

С июня 2012 г. по май 2015 г. временно управлял Чистопольской епархией.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 44) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии.

Образование:

1975 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1983 г. — Московская духовная академия.

Место работы: Симбирская митрополия (Глава митрополии)

Епархия: Симбирская епархия (Правящий архиерей)

Награды:

Церковные:

  • 2013 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2008 г. — орден свт. Алексия Московского;
  • орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • государственный орден «Знак Почета»;
  • «Медаль за вклад в наследие народов России»;
  • медаль 1000-летия Казани.

Епископ Холмский

Вскоре образовался новый румынский фронт, и архиепископ Анастасий опять оказался в непосредственной близости от театра военных действий. И тут он часто посещал воинские части с целью их пастырского окормления и воодушевления.

Архиерей в Константинополе

Возвратившись на краткое время в Россию, он посетил Новороссийск , Ростов и Новочеркасск , где вошел в сношение с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России , возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким) , исполнял некоторые его поручения и в года снова выехал через Одессу в Константинополь. 15 октября года ВВЦУ Юго-Востока России назначило владыку на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло. 22 ноября года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до 175 000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до года.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей. В году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден после Пасхи года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию , где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии . Затем он переехал в Югославию для участия в очередном Архиерейском Соборе .

По поручению последнего он отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон , для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат Лиги Наций на управление Палестиной , он прибыл в Святую Землю в декабре года.

Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним. Архиепископ Анастасий оставался здесь в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра . Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием , после выхода его из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай .

Архиепископ Анастасий в те годы признавал подлинность «Завещания» патриарха Тихона года , в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов , но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» . О патриаршем местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» .

С года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября года. На другой день после приезда, 25 ноября, владыка освятил только что законченный каменный храм в честь Святой Троицы в Джорданвилльском монастыре , после чего состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви на котором митрополит Анастасий впервые совершил чин варения и освящения мира , которое Церковь получала прежде от Сербской. Резиденцией владыки митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке , под Нью-Йорком .

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удолось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию », в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы , в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукопологать новых архиереев: Антония (Синкевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.); Калифорнию и годах.

Беспрестанные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в году на праздник Успения Божией Матери , когда владыка, несмотря на шок и травмы, не дал отвезти себя в больницу, совершил литургию и произнёс назидательное слово. Однако после этого владыке митрополиту пришлось довольно долго поправляться.

Узнав о приближающемся в году 50-летнем юбилее архиерейского служения владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско . Митрополит Анастасий стал всё больше недомогать, был помещен в больницу на исследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Чувствуя свою немощь, митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы 27 мая года новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , а владыка митрополит Анастасий ушёл на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.

22 мая года вечером, в возрасте девяносто-одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. В лице митрополита Анастасия ушёл из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. 23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона , Западно-Американского и Сан-Францисского.

Его завещание, вскрытое после его кончины, гласило:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.

Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Труды

  • О промысле Божием (против деистов) , 1897 (кандидатское сочинение).
  • «Послание преосвященного Анастасия, еп. Холмского и Люблинского», , 1915, № 44.
  • «Слово в день нового года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, январь.
  • Религиозные мотивы в современной литературе и искусстве , 1908.
  • «Речь, сказанная при встрече в Холмском кафедральном соборе», Прибавления к Церковным ведомостям , 1914, № 34 (45?), 1874.
  • «Слово за божественной литургией 11 октября 1915 года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 43, 2231.
  • «Послание Преосвященного Анастасия», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, № 4, 71-72.
  • Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны , Иерусалим, 1925, 24 с.
  • Беседы с собственным сердцем , Белград, 1935 (переизд. Джорданвилль, 1948; Санкт-Петербург, Библиополис, 2002; и т. д.).
    • http://www.holytrinitymission.org/books/russian/mitropolit_a...htm - полный текст
  • Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшаго Митрополита Анастасия Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви. С портретом и жизнеописанием автора , Джорданвилль, 1948, 398 с.
  • Нравственный облик Пушкина , Джорданвилль, 1949, 24 с.
  • Архипастырския послания, слова и речи Высокопресвященнейшаго Митрополита Анастасия Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник к дню 50-ти летия архиерейскаго служения 1906-1956 , Джорданвилль, 1956, 262 с.
  • Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви , Мюнхен, 1963.
  • «Избрание и поставление Святейшаго Патриарха Тихона. Характер его личности и деятельности», Православная Русь , 1975, № 6, 4-11.

Литература

  • Церковные ведомости , 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
  • Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 44, 2248.
  • Изв. Каз. еп. , 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
  • ЖМП , 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
  • Прав. Собес. , 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
  • Кормчий , 1915, № 29, 342.
  • Холмский народный календарь 1917 год , 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
  • Миссионер. Календарь , 1907, 128.
  • Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия .
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год , 166-167.
  • Булгаков, 1406.
  • , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
  • Православная Русь , 1963, 15, 5.
  • Православная Русь , 1965, 10, 4f.
  • Зернов, Н. М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 , Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР) , Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
  • Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни

    Письмо князю Г. Н. Трубецкому.

    Слова на св. Владимирском торжестве в Белграде, 15 июля 1936, цитата по Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.

«Церковная рокировка» породила православный майдан на родине Ленина и тревожные перешептывания в Казани

«Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду!» - заявил накануне бывший казанский митрополит Анастасий, комментируя шумную обструкцию, которую устроила ему в Ульяновске группа местных прихожан. В том, как и почему в околоцерковной среде Казани и Ульяновска создается искусственное напряжение, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

Фото: simbeparhia.ru

«АНАКСИОС! АНАКСИОС!»

Неласковой оказалась встреча владыки Анастасия , который вот уже неделю именуется митрополитом Симбирским и Новоспасским, в Ульяновске. В понедельник, 20 июля, он прибыл в столицу своей новой епархии. Первое богослужение с его участием было назначено в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе на 17 часов вечера. Тогда же новый архипастырь должен был явить себя симбирской пастве и клиру. Но приезд бывшего казанского митрополита неожиданно обернулся церковным майданом.

Вечером на площадь перед ульяновским Спасо-Вознесенским кафедральным собором съехались на «Газелях» противники митрополита Анастасия. Как заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе симбирской митрополии, их было не больше 40 - 50 человек, однако ульяновские интернет-ресурсы сообщают о сотнях православных «протестантов». На видео, появившемся в сети, действительно можно увидеть внушительную группу людей - в основном женщин среднего и пожилого возраста в головных платках, которые при появлении Анастасия начинают скандировать вряд ли им прежде знакомое греческое слово «Анаксиос!» (с греч. «недостоин!» - прим. ред .).

Бывший казанский митрополит, как это хорошо видно на видеозаписи, быстро проходит мимо толпы, прикрываясь высоко поднятой над головой иконой. Но гонители иерарха врываются следом за ним в Спасо-Вознесенский собор, продолжая гневно кричать. Растерявшие казаки (их на площади, как нам рассказали в Ульяновске, было от силы человек 15), которые должны были обеспечить порядок, пытаются противостоять провокаторам, но не могут ничего сделать против фанатично настроенных женщин. Редкие потасовки с мужчинами, участниками православного майдана, не перерастают в драку. В церкви скандирование фактически срывает намеченную литургию: многие из толпы снимают происходящее на мобильные телефоны. Митрополита не видно, но несколько фигур в церковном облачении растерянно стоят в алтаре. По версии ульяновских СМИ, Анастасию в этот момент стало плохо с сердцем.

Между тем скандал можно было предвидеть, благо зреть он начал сразу после того, как стало известно о «церковной рокировке». В интернете появилось открытое письмо за подписью симбирского протоиерея Иоанна Косых и его единомышленника, ульяновского иерея Георгия Рощупкина , в котором они предъявляли претензии к новому митрополиту по поводу того, что он не «обелился» от обвинений в гей-скандале полуторагодовой давности (скандал в Казанской духовной семинарии, связанный с якобы имевшими место сексуальными домогательствами к семинаристам со стороны проректора заведения - прим. ред .). При этом священнослужители обращались к своему бывшему владыке митрополиту Феофану , который, уже получив назначение в Казань, оставался некоторое время в Ульяновске.

«Когда мы узнали о том, что вас, горячо любимого нами архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением, - писали Косых и Рощупкин Феофану. - Однако еще большей болью отозвалось назначение на древнюю симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».

Далее симбирские священники припоминали Анастасию «позорящие его» публикации, появившиеся с легкой руки протодьякона Андрея Кураева во всемирной паутине, и недоумевали: почему он не попытался оправдаться? Ведь к его услугам, по мнению авторов письма, были СМИ и суд, в который можно было подать иск о защите чести и достоинства. В том, что именно так и надлежало сделать, Косых и Рощупкин не сомневались, ссылаясь при этом на 90-е правило свода Карфагенских соборов (точнее 79-е правило Карфагенского поместного собора образца 401 года от Рождества Христова). То обстоятельство, что в начале V века не существовало ни СМИ, ни тем более интернета, священнослужителей не смутило. Открытое письмо содержит и прямую цитату из карфагенского свода: «Попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года». Таким образом, Анастасию, следуя логике этого правила, следовало либо «обелиться», либо уйти на покой. А он, не сделав ни того ни другого, вместо этого занял симбирскую кафедру.

Под обращением к митрополиту Феофану священникам Косых и Рощупкину, как говорят, удалось собрать подписи некоторых своих прихожан. По крайней мере, призыв подписываться под письмом прозвучал в пятницу, 17 июля, по окончании ульяновского крестного хода, посвященного памяти святых царственных мучеников.

Не дождавшись, впрочем, реакции на свои обращения, авторы кампании выступили уже с гневным воззванием, которое в ночь на 20 июля было опубликовано на странице «ВКонтакте» Иоанна Косых : «Сегодня... мы услышим голос народа на встрече митрополита Анастасия, - сообщал священник. - Готов ли митрополит услышать «Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!» Приходите, братья и сестры! Ведь без вас голос Церкви не полный, без вас Церковь не соборная». Как оказалось, призыв достиг цели.

АНАСТАСИЙ: « ДА, Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК... »

История, однако, на этом не заканчивается. Дерзкие и наверняка искренние в своем негодовании симбирские клирики Косых и Рощупкин вспомнили мало кому известные правила Карфагенского собора, но при этом забыли хорошо всем знакомую цитату из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить...» В ней Христос тоже ничего не говорит про суд и СМИ, зато предписывает (в другом месте Нового Завета) «благословлять проклинающих вас». Отталкиваясь от этого азбучного «блаженства» и выстроил речь в свою защиту митрополит Анастасий.

Как только гул проклинающих его голосов в Спасо-Вознесенском соборе утих, Анастасий нашел в себе силы обратиться к пастве: «То, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа, - сказал в своей обычной мягкой манере митрополит Анастасий. - Я не могу ничего сказать в свое оправдание, потому что я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин (почитаемый старец РПЦ, осужденный в 1950 году за антисоветскую агитацию - прим. ред .), у которого я воспитывался и много лет находился под духовным руководством, по навету вот таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. А я, слава Богу, только сегодня услышал такие анафематствования - думаю, не от православных людей».

Анастасий напомнил, что он прослужил церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. «Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность, - предположил Владыка. И указал на наглядные успехи своей епархии. - Кто бывал в Казани, наверняка знают, какие прекрасные храмы и какие святыни находятся в нашем городе...»

В заключение своей краткой речи новый митрополит Симбирский и Новоспасский практически впервые не постеснялся публично упомянуть имя своего главного обидчика. «Никакие Кураевы (протодьякон Андрей Кураев , выступивший основным обвинителем Анастасия - прим. ред .) и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», - подвел черту Анастасий.

Вчерашний праздник иконы Казанской Божией Матери прошел в Ульяновске спокойно. Правда, на всякий случай рядом со Спасо-Вознесенским собором дежурил полицейский наряд. На праздничной литургии Анастасий уже более уверенно обратился к своим новым прихожанам. Он признал, что «вчерашнее событие потрясло и патриарха, и наших синодальных архиереев», но «с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сестры, таких выступлений больше не будет».

«Да, я грешный человек, - продолжил митрополит, - и не достоин, может быть, пасторского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь - мой судья, Господь - мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

Конечно, вряд ли священники Косых и Рощупкин жаждали именно «мученической смерти» владыки Анастасия, но в злом умысле на организацию внутрицерковной смуты в симбирской епархии их уже обвиняют. «Против нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Ульяновске прошла спланированная акция, - прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online в пресс-службе симбирской митрополии. - Однозначно, это не глас народа. Больше нигде никаких подобных акций в Ульяновске не проходило».

Пока неизвестно, будет ли эта акция иметь последствия для своих организаторов или мягкосердечный Анастасий положится на Божий суд, оставив в небрежении земную юрисдикцию. Тем не менее напряжение в Ульяновске продолжает сохраняться, и не только в околоцерковной, но и в чиновничьей среде. Насколько известно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов , хорошо и плодотворно работавший с Феофаном, пока не встретился с новым митрополитом и не высказал свою позицию по поводу последних событий.

ЗА НАЗНАЧЕНИЕ ФЕОФАНА ОТВЕТИЛ КОЗЛОВ?

Некоторое напряжение, связанное с неожиданной церковной рокировкой, чувствуется и в Казани. Здесь, в свою очередь, тоскуют по владыке Анастасию, считая его «миротворцем» и опытным архипастырем в деле налаживания диалога между разными конфессиями и национальностями. Феофана же пока, похоже, побаиваются.

Околоцерковные дискуссии тоже разворачиваются в интернете, но в отличие от Ульяновска, они не выходят за рамки виртуальной паутины. По крайней мере, встреча нового митрополита Казанского и Татарстанского в Благовещенском соборе Казанского кремля прошла спокойно и торжественно.

На этом фоне диссонансом прошла разве что новость о возможном увольнении одного из татарстанских чиновников - начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Владимира Козлова . Согласно распространенной агентством Regnum информации, Козлов в настоящее время отправлен в отпуск на два месяца, что не исключает его последующую отставку. Источник агентства предположил, что Козлов поплатился за то, что «прозевал» назначение в Татарстан нового митрополита и «не смог предупредить подобное развитие событий». В результате казанский Кремль оказался поставлен перед фактом: хорошо знакомый и «удобный» Анастасий неожиданно отбыл в Ульяновск, а вместо него в столице РТ появился совершенно самостоятельный и близкий к московскому патриарху архипастырь Феофан.

В тот же день местный ресурс KazanFirst со ссылкой на отдел кадров АП РТ распространил информацию, что Козлов написал заявление об отпуске с последующим увольнением еще 2 июля, то есть за 11 дней до того, как на заседании священного синода в Петербурге рассказали о смене Анастасия на Феофана. Вскоре, однако, эта новость была с сайта удалена, что, разумеется, породило еще больше слухов.

Сам владыка Феофан в своих неоднократных заявлениях как в Ульяновске, так и в Казани не перестает повторять, что он за мир и диалог между конфессиями, за конструктивные отношения с местными властями. Более того, в этом он обладает большим опытом. Разумеется, меньше всего в каком-либо напряжении в столь деликатной сфере заинтересованы в Кремле.

Тем не менее пока что ни президент РТ Рустам Минниханов , ни кто-либо еще из официальных лиц республики не нашли времени для публичной встречи с только что назначенным митрополитом, что вполне объяснимо плотным графиком. Однако в этой связи в РПЦ не могут не обратить внимание на анонсированную на правительственном сайте встречу татарстанского лидера с предстоятелем русской православной старообрядческой церкви Корнилием , который по этому случаю сегодня специально приедет в Казань. Что это: протокольный ляп или осознанный сигнал?

Сегодня на Священном cиноде РПЦ в Санкт-Петербурге было принято решение о переводе митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в Симбирскую митрополию. Налицо рокировка: место владыки Анастасия занимает митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Чем запомнит паства годы правления митрополита Анастасия, и чем известен его преемник? Об этом в материале «Реального времени».

«Черный декабрь»-2013

О том, что Казанскую кафедру ждут перемены, заговорили в конце 2013 года, когда в Казанской духовной семинарии разразился скандал. Группа семинаристов (и немаленькая!) обратилась с письмом в патриархию. Это была жалоба на проректора семинарии Кирилла Илюхина, домогавшегося семинаристов.

Началось разбирательство, приехал проверяющий из Москвы, факты подтвердились, Илюхина уволили и проводили подальше, ребят-подписантов перевели учиться в Москву, дабы не было преследований за критику. Параллельно с официальными событиями активную деятельность развил дьякон Андрей Кураев, известный богослов, блогер и автор многих популярных книг на церковную тематику. Он взял сторону семинаристов.

По некоторой просочившейся из патриархии информации, механизм увольнения с казанской кафедры владыки Анастасия (Меткина) чуть было не запустили в то самое время, но активность Кураева сыграла злую шутку. Могло получиться, что кадровое решение принимает не патриархия, а дьякон. Скандал тогда вроде бы сошел на нет.

Дьякон Андрей Кураев развил активную деятельность во время скандала в духовной семинарии

Но в конце марта 2014 года митрополит Анастасий внезапно ушел с должности ректора семинарии, вслед за ним написали заявления об уходе и несколько педагогов, замешанных в скандале. А 31 марта прошлого года учащимся и педагогам был представлен новый ректор - игумен Евфимий (Моисеев), до этого возглавлявший издательский отдел в патриархии. Выбор его на должность ректора был идеален - филолог, богослов, настоящий, а не дутый кандидат наук, с большим стажем педагогической деятельности. В семинарии наступило иное время.

За год с небольшим новый ректор снискал авторитет и в семинарии, и у светских властей, и у прихожан. Он первый заговорил о возрождении в Казани духовной академии, которая некогда была одной из самых авторитетных в России. И нашел поддержку у врио президента Татарстана Рустама Минниханова по этому вопросу. А блестящие статьи игумена Евфимия по истории церкви, опубликованные в СМИ, можно считать талантливейшими образцами церковной публицистики. Таким образом, за судьбу семинарии и семинаристов теперь не приходится волноваться.

При владыке Анастасии началось возрождение монастырей, в том числе Раифской обители

На кафедре - более четверти века

Правящему до 13 июля этого года Казанской митрополией митрополиту Анастасию в августе исполняется 71 год. По церковным законам на покой владыки выходят в 75 лет. Казалось, что в ближайшие четыре года в Казанской митрополии перемен не будет. Но в патриархии решили по-другому, и это стало неожиданностью.

Перевод в Симбирскую митрополию, которая и по величине, и по авторитету гораздо меньше Казанской, можно расценивать и как откровенное понижение, и как возможность… вежливо отказаться и раньше срока уйти на заслуженный отдых, что, в принципе, неплохо. Но владыка Анастасий, как сообщил источник в Казанской митрополии, пакует вещи, собирает митры и намерен все-таки уехать на родину Ленина.

Чем он запомнится пастве? Плохо или хорошо, но он встал у руля более двадцати пяти лет назад, в эпоху перемен. А вообще его церковная деятельность в Казани - это около полувека. В момент назначения его епископом Татарстанским и Марийским наша епархия насчитывала более десятка храмов. Сейчас их более трех сотен.

При нем началось возрождение монастырей, в том числе нашей жемчужины - Раифской обители, при нем вернулся к жизни Свияжск с его храмами и монастырями. При владыке Анастасии открылась духовая семинария, началось повсеместное строительство новых храмов.

Наверное, как большинство управленцев, он совершал ошибки. Но тот, кто без греха, пусть первым бросит камень. Одна из таких ошибок - кадровая. Окружил себя не теми людьми - одно назначение на должность проректора студента девятнадцати лет от роду чего стоит. Но кто не совершает ошибок? И будут ли их помнить? А возрождение Раифской обители, Богородицкого мужского монастыря, где сейчас хранится подаренная понтификом Казанская чудотворная икона Богоматери, десятки воскресных школ для детей и их родителей, да и много других добрых дел - все это останется последующим поколениям православных края. И помнить будут это.

Вот ирония судьбы! Первый храм, возвращенный при владыке Анастасии его титаническими усилиями, - собор Петра и Павла в Казани, один из самых красивых в митрополии и нежно любимый верующими. И об отставке митрополита весть пришла 12 июля, в престольный праздник этого собора. Круг словно замкнулся.

Первый храм, возвращенный верующим усилиями Анастасия, - Петропавловский собор в Казани

Священник, дипломат, общественный деятель

Налицо рокировка: наш владыка едет в Ульяновск (если не передумает в последний момент), а владыка с родины Ильича митрополит Феофан (Ашурков) отныне займет его рабочий кабинет в здании митрополии на улице Карла Маркса в Казани. Возможно, все было решено еще в мае этого года, когда в Симбирскую митрополию приезжал с визитом патриарх, просто фигуранты дела узнали об этом решении позже, как часто бывает.

Можно сказать, что нашей пастве повезло: митрополит Феофан - один из авторитетнейших иерархов РПЦ. Судя по его биографии, он преуспел и на дипломатическом поприще, и как пастырь. Он родился в небольшом городке в Курской области, очень рано решил посвятить себя церкви и постригся в монахи. Это случилось в 1973 году, что само по себе уже было смелым шагом, - в Стране Советов не поощряли церковную деятельность.

Уже через четыре года нес послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, потом была дипломатическая служба в качестве секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, дипломатическая работа в Сирии и Египте. Два последних места работы - штрих важный: наш новый митрополит хорошо знаком с исламом и наверняка сможет установить хорошие отношения с мусульманами республики. С образованием у него тоже все в порядке - духовная семинария и академия, кандидат богословия.

Есть в биографии митрополита Феофана еще несколько ярких и необычных страниц, говорящих о его человеческой смелости. В бытность его архиепископом Ставропольским и Владикавказским, ему приходилось принимать решения в чрезвычайных ситуациях, помогать людям практически по законам военного времени. Осенью 1993 года он был в числе переговорщиков, убеждал не делать неверных шагов и Руцкого, и Хасбулатова. Во время бесланской трагедии разместил раненых детей в монастырях епархии, обеспечивал медикаментами, следил, чтобы лечили и выхаживали.

Во время конфликта в Северной Осетии в 2008 году по его указу в одном из женских монастырей открыли пункт для реабилитации пострадавших детей. Что уж тут говорить - биография мужская, героическая. По сути, владыка прошел многие «горячие точки», где риск был не фантазийным, а обыденным, ежедневным.

Во время бесланской трагедии Феофан разместил раненых детей в монастырях епархии

Участие в деятельности в общественных структурах - тоже на самом высоком уровне. Был членом Общественной палаты, руководил несколькими рабочими группами, в том числе той, что занималась снятием напряженности на Северном Кавказе. Церковная карьера тоже протекает удачно - возглавлял митрополии Челябинскую и Симбирскую.

Но, пожалуй, деятельность владыки Феофана на Северном Кавказе - это все-таки отдельная и важная страница, авторитетные источники сообщают, что в установлении мира и светского, и межконфессионального в этом регионе есть и его немалая лепта. Казанская митрополия, безусловно, благополучный регион, но приход на кафедру энергичного, яркого, харизматичного священника-дипломата можно только приветствовать.

Фото: Роман Хасаев, pravmir.ru, raifa.ru, tatarstan-mitropolia.ru, prav-news.ru, а также из из архива журнала Московской патриархии

Татьяна Мамаева