Департамент жилищного обеспечения: Министерство обороны Российской Федерации. ДЖО МО РФ

За последнее время число военнослужащих, стоящих в очереди на жилье по линии Минобороны, значительно сократилось. Это признанный факт. Но процесс получения квартиры связан с решением множества вопросов, которые требуют от человека в погонах юридических знаний. В связи с этим еженедельник «ВПК» открывает своеобразную военно-жилищную консультацию, где на вопросы военнослужащих и членов их семей отвечают квалифицированные юристы Департамента жилищного обеспечения Минобороны России.

Жилые помещения в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 и 4 Правил предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, передаются военнослужащим, получившим первое офицерское звание в связи с окончанием высшего военного образовательного учреждения (для офицерского состава) либо заключившим первый контракт о прохождении военной службы (для военнослужащих контрактной службы) до 1 января 1998 года.

Остальным военнослужащим предоставляется жилое помещение по договору социального найма, которое они могут оформить в свою собственность в порядке бесплатной приватизации.

2. Почему не обеспечиваются жильем от Минобороны России военнослужащие, уволенные в 90-х годах?

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями определен статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей жилыми помещениями от Минобороны России обеспечиваются военнослужащие, уволенные после 1 января 2005 года либо уволенные до 1 января 2005 года, но оставленные в списках очередников в войсковых частях.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не попадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий, подлежат обеспечению жилым помещением от органов местного самоуправления.

3. Почему учитывается собственность военнослужащих и членов их семей, полученная не от государства (наследство, дарение, приобретенная за собственные средства)?

В соответствии с пунктом 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (в собственность бесплатно) гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь этого жилого помещения.

Это же определено и в пункте 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция): размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

Кроме того, при предоставлении военнослужащему жилого помещения по договору социального найма (в собственность бесплатно) учитываются все действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями. Такие сделки и действия учитываются за последние пять лет (в соответствии с пунктом 8 статьи 57 Жилищного кодекса).

4. Как решается жилищный вопрос граждан, проживающих в военных городках, утративших статус «закрытый военный городок»?

Действующим законодательством Российской Федерации для граждан, проживающих в закрытых военных городках, включенных в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р (далее – Перечень), в рамках федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрено право на переселение путем оформления и выдачи им Министерством обороны Российской Федерации государственных жилищных сертификатов (ГЖС).

Граждане, проживающие в военных городках, утративших статус «закрытый военный городок» в связи с исключением из Перечня, не могут быть обеспечены сертификатами, поскольку не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Минобороны России, и проживание на территории закрытого военного городка является единственным основанием для оформления им Минобороны России ГЖС.

Объекты недвижимого имущества военных городков, исключенных из Перечня, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Вопрос жилищного обеспечения указанных граждан подлежит разрешению органами местного самоуправления по месту жительства на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

5. Со мной не заключают договор социального найма на квартиру, мотивируя это необходимостью предоставления справки о сдаче прежнего жилья. Чем это предусмотрено?

Предоставление документов о сдаче жилых помещений и снятии военнослужащих с регистрационного учета при получении жилого помещения по избранному месту жительства предусмотрено пунктом 14 статьи 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.

В случае невозможности по тем или иным причинам своевременно предоставить справку о сдаче жилого помещения она может быть передана военнослужащим в день заключения договора социального найма при условии, что все иные документы, необходимые для заключения договора, были предоставлены ранее.

Вместо справки о сдаче служебного жилого помещения согласно указаниям министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 205/2/610 может быть предоставлено нотариально удостоверенное обязательство об освобождении жилого помещения.

6. Решением жилищных вопросов военнослужащих занимается только Департамент жилищного обеспечения Минобороны России? Есть ли у него структурные подразделения? Если есть, то где?

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Минобороны России осуществляет свои функции через четыре региональных управления.

1. Прошу предоставить мне сведения о распределении лимитов жилой площади для постоянного проживания, выделяемых для войсковой части [номер части] на 2010 год, а также на каждый последующий год до года предоставления мне и членам моей семьи жилья по избранному постоянному месту жительства для постоянного проживания.

Жилищная консультация от юристов ДЖО Минобороны РФ

В случае если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 11 июля 2019 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Департамент жилищного обеспечения

5. В процессе своей деятельности Департамент жилищного обеспечения взаимодействует с заместителями Министра обороны Российской Федерации, центральными и иными органами военного управления, в установленном порядке с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

С 1 мая по 30 июня 2019 г. 1 отделом ЗРУЖО выдано военнослужащим 102 справки о сдаче служебных жилых помещений при получении постоянных жилых помещений по избранному месту жительства. Жилые помещения распределены военнослужащим-очередникам и планируются для предоставления слушателям высших военно-учебных заведений.

Военный суд отменил распоряжение Департамента жилищного обеспечения МО РФ

Пунктом 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Сайт Минобороны о жилье для военных

Для удобства посетителей и возможности более точно рассчитать сумму, положенную к выплате, Минобороны на официальном сайте в феврале этого года ввело в действие онлайн-калькулятор ЕДВ. Расчёт суммы происходит после введения всех требуемых данных, для чего калькулятор снабжён удобными и понятными интерактивными подсказками:

Как послать запрос в Департамент жилищного обеспечения МО РФ

Отсутствие же в распоряжении командования войсковой части [номер части] жилого помещения в [избранное постоянное место жительства, например: городе Москве], которое могло бы быть предоставлено мне., не может служить основанием для отказа в удовлетворении моих требований об обеспечении жильём, с последующим представлением к увольнению с военной службы, поскольку совершение указанных действий в отношении меня гарантировано законом.

16 апреля исполняется ровно пять лет со дня создания Департамента жилищного обеспечения Минобороны России. Сегодня это едва ли не самый значимый центральный орган военного управления, с которым так или иначе связаны ожидания большей части военнослужащих ВС РФ.

Департамент жилищного обеспечения минобороны россии

Т. ШЕВЦОВА — Поэтому первая наша идея, конечно, была предоставить нам доступ, но здесь мы немножечко упёрлись в законодательную норму, да, то, что этот реестр доступен контролирующим органам, судебным органам, но не другим органам федеральной исполнительной власти. Но в данном случае были услышаны и Росреестром, и Министерством экономического развития, и такие поправки депутаты тоже подготовили, и сегодня все ведомства за, вот, вопрос принятия этого законопроекта. Но, опять-таки, квартиры мы должны давать сегодня. И ждать, когда будет принята такая поправка, мы тоже не можем. Поэтому мы сегодня с Росреестром договорились всё-таки каким образом? Министерство обороны направляет списки военнослужащих в Росреестр. Росреестр нам отрабатывает эту информацию в течение 14 дней, как по закону. И отправляет нам информацию о том, что у, там, того количества военнослужащих, которые мы направили, собственности нет. Ну, например, я отправила на 100 военнослужащих, да? И мне Росреестр направляет – 99 – нет, а у Иванова Сергея Ивановича есть. Тогда моя задача в принципе состоит поработать только с этим Ивановым. Сказать – Иванов, у тебя собственность есть. Либо говори, какая, либо сам неси справки из Росреестра. То есть мне, вот, сейчас надо получить информацию, что у него нет жилья на 50000 военнослужащих, с кем я должна заключить договор социального найма. Так вот, работу с Росреестром мы сегодня организовываем, и нашим военнослужащим сегодня говорим о том, что предоставляйте документы только без этой информации, а информацию по собственности мы узнаем сами.

Департамент жилищного обеспечения Минобороны России подвел первые итоги предраспределения жилья военнослужащим

Вопрос обеспечения жильем военнослужащих сегодня стоит очень остро. По данным Минобороны России, в период с 2010 года по 2014 год квартирами обеспечено 189,5 тыс. военнослужащих, при этом на 1 января 2014 года необеспеченными остались 12,9 тыс. семей (то есть около 40 тыс. человек).

Справочный материал о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации

16 апреля 2010 года в соответствии с Директивой № Д – 32 дсп Министра обороны Российской Федерации был организован Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который является центральным органом военного управления и осуществляет деятельность по реализации задач, связанных с обеспечением жильем военнослужащих и членов их семей.

Форум для военнослужащих

В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. Командованием войсковой части [номер части] не предпринимаются меры, направленные на обеспечение меня жильём и представление к увольнению с военной службы.

Оспаривание бездействия Департамента жилищного обеспечения МО РФ

В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №(далее – Положение), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

Департамент жилищного обеспечения Минобороны России приступает к предварительному распределению жилья в Москве

По его словам, первый опыт предварительного распределения квартир в подмосковных Мытищах (где из 2300 квартир уже распределено 1460 квартир, а еще 500 квартир ожидают своих хозяев) уже получил положительные отзывы от военнослужащих, в том числе от общественной организации «Офицеры России».

СУДЕЬНЫЕ СПОРЫ С ДЖО МО РФ

В нашей практике значительное место занимают судебные споры с Министерством обороны Российской Федерации - с воинскими частями, учреждениями в системе МО РФ, а также и с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В этой статье мы хотели бы прояснить основные вопросы, возникающие у военнослужащих (бывших военнослужащих) в связи с обращением в суд с иском, в частности, к ДЖО МО РФ.

1. В какой суд обращаться.

На вопрос в какой же суд обращаться, - в гражданский или военный, - дан исчерпывающий ответ в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»:

«…дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.»

В дополнении к изложенному стоит отметить, что речь идет именно о спорах, связанных с воинской службой, или спорах, проистекающих из военно-служебных правоотношений.

Так, споры о приватизации жилья подсудны гражданским, а не военным судам именно потому, что в данном случае, правоотношения сторон основаны на Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ», а не на Законе «О статусе военнослужащих» или, например, на контракте военнослужащего. В то же время спор о предоставлении жилья будет подсуден военному суду, поскольку право на получение квартиры обусловлено именно статусом военнослужащего, ну и, разумеется, Законом «О статусе военнослужащего».

Полагаю необходимым обратить ваше внимание, что приведенные выше принципы определения подсудности в большей степени важны при предъявлении гражданских исков.

В случае предъявления военнослужащим административного иска к органу военного управления или к воинскому должностному лицу, то таковые без каких-либо исключений подсудны военному суду.

1.1. В какой военный суд обращаться с иском.

В случае подачи гражданского иска, то ответ на вопрос в какой суд обращаться, - очевиден - в суд по месту нахождения Ответчика.

В то же время Кодекс административного судопроизводства (КАС) решает данный вопрос несколько иначе:

Статья 24 КАС:

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

В контексте обобщения практики судебных споров с ДЖО МО РФ следует отметить, приведенные выше нормы КАС РФ позволяют военнослужащему обратиться с административным иском к ДЖО не в Московский гарнизонный военный суд - по месту нахождения ДЖО, а в другой военный суд - по месту жительства (которое, как правило, совпадает с местом службы) военнослужащего.

2. Повторное получение квартиры после развода (расторжения брака)

Ст. 53 ЖК РФ:

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

В случае расторжения брака после получения жилья офицеры часто оставляют квартиру семье.

Очевидно, такие действия признаются добровольным ухудшением жилищных условий. Однако, с учетом содержания все той же ст. 53 ЖК РФ, по истечении 5 (пяти) лет офицер вправе вновь встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снова получить квартиру в соответствии с законом «О статусе военнослужащего».

Можно лишь предположить, что такая возможность повторно получить квартиру часто используется и на основе искусственно созданных предпосылок.

Полагаем, что именно этими причинами обусловлено появление новых формулировок в отказах ДЖО в предоставлении жилья.

Вот, текст одного из отказов ДЖО:

«Из представленных документов следует, что в связи с прохождением военной службы ФИО от Минобороны России в 1998 году было предоставлено жилое помещение…

В последующем решением --- городского суда снят с регистрационного учета по месту жительства. В настоящее время в жилом помещении проживает бывшая жена - ФИО и дочь - ФИО.

Согласно статьям 15 и 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) реализация права на жилье военнослужащих заключивших контракт о прохождениивоенной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления от Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма) Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.

Таким образом, Министерству Обороны Российской Федерации должно быть сдано ранее предоставленное жилое помещение.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 установлено, что если военнослужащий обеспечивался ранее от Минобороны России жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что ФИО ранее был обеспечен жилым помещением, которое в установленном порядке не сдано и в настоящее время в нем проживают третьи лица, оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется

Полагаем, необходимым дать краткий юридический анализ изложенных выше доводов и формулировок:

1) На наш взгляд ошибочным является суждение ДЖО о том, что Закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность или по договору социального найма) только один раз за все время службы.

Действительно, о таком правиле упоминается в пункте 14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащего»:

«Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.»

Между тем, действие приведенной выше нормы закона распространяется на военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Таким образом, на действующих военнослужащих п.14. ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», с учетом перечисленных в нем критериев, не распространяется.

2) Представляется спорной ссылка ДЖО на п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8.

В названном пункте Пленума указывается: «Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств»

Согласно п.1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма

Как следует из приведенной нормы закона право на получение жилья в порядке Закона «О статусе военнослужащих» возникает у действующего военнослужащего по истечении 20 лет службы.

Очевидно, что если офицер получил квартиру по договору социального найма до того, как отслужил 20 лет, то в данном случае он реализовал свое право на получение жилья в порядке Жилищного Кодекса Российской Федерации, а не в порядке Закона «О статусе военнослужащих», поскольку продолжительность его службы в ВС РФ составляла менее 20 лет.

Учитывая, что в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 речь идет именно о реализации права на жилое помещение в порядке Закона «О статусе военнослужащих», то в случае получения офицером ранее жилья в порядке ЖК РФ названный пункт Пленума применению не подлежит.

Руководитель юридической практики

Сахарментов А.Р. 89167258493

ПАМЯТКА
военнослужащему, представляющему документы для получения жилого помещения по договору социального найма

1. Для получения жилого помещения по договору социального найма представляются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов семьи - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены семьи) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Справочно: представляются заверенные должностным лицом воинской части с приложением печати данной воинской части копии:
2, 3, 5-12 листов паспорта;
свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов.
Документы заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу. Военнослужащий вправе представить копии документов, заверенные нотариально:
б) выписку из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи.
Справочно: выдаются должностными лицами воинских частей в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.
в) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака).
Справочно: представляется копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, заверенная должностным лицом воинской части с приложением печати данной воинской части. Документы заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу. Военнослужащий вправе представить копии указанных документов, заверенные нотариально;
г) документы с мест жительства военнослужащего и членов семьи с 1991 года:
выписки из домовых книг;
справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;
Справочно: указанные документы представляются с целью установления фактов:
участия военнослужащего и членов семьи в приватизации жилых помещений до 31 января 1998 г. и наличие у них указанных жилых в собственности в настоящее время;
совершения военнослужащим и членами семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Выписки из домовых книг представляются со всех адресов регистрации по месту жительства военнослужащего и членов семьи, в случае невозможности их представления - архивные справки о регистрации по месту жительства.
Справки (сообщения) бюро технической инвентаризации (до 31 января 1998 г.) представляются со всех населенных пунктов, где военнослужащий и (или) члены семьи были зарегистрированы по месту жительству (согласно представленным выпискам из домовых книг).
В случае смены фамилии (имени, отчества) (например, в связи с заключением (расторжением) брака, усыновлением (удочерением) и т.д.) представляются справки бюро технической инвентаризации, в том числе на прежние фамилии (имена, отчества).
Выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов семьи выдают организации, эксплуатирующие жилищный фонд (ЖЭУ, ДЕЗ, управляющие компании и т.д.).
Архивные справки о регистрации по месту жительства выдаются отделами федеральной миграционной службы, обслуживающими соответствующие населенные пункты (районы населенных пунктов).
Данные документы представляются в оригиналах;
д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов семьи за последние пять лет до подачи заявления;
Справочно: указанные документы представляются с целью установления фактов совершения военнослужащим и (или) членами семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Данные документы представляются в оригиналах;
е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего и членов семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г. (далее именуются - Выписки);
Справочно: Выписки представляются с целью установления факта наличия (отсутствия) у военнослужащего и членов семьи жилых помещений в собственности на всей территории Российской Федерации.
При отсутствии в тридцатидневный срок, с даты получения извещения о распределении жилого помещения Выписок представляются сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам семьи по прилагаемой форме с примером ее заполнения.
Данные документы представляются в оригиналах;
ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справочно: справки кадровых органов о наличии у военнослужащего в соответствии с пунктом 8 статьи 15 от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» права на дополнительную общую площадь жилого помещения представляются в оригиналах. Указанные справки выдаются должностными лицами воинских частей в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.
з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов семьи.
Справочно: копии свидетельств о присвоении идентификационного номера налогоплательщика представляются на военнослужащего и всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних.
Военнослужащий вправе представлять другие документы, подтверждающие его право на получение жилого помещения.
Справочно: справка об увольнении военнослужащего выдается кадровым органом в день его обращения и представляется в оригинале. Копии постановления местной администрации о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, ордера на жилое помещение, договора найма жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, договора безвозмездной передачи в совместную собственность граждан жилого помещения (приватизации) заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.

В целях сокращения сроков заключения договоров социального найма жилых помещений (далее именуются - договоры), получаемых (полученных) Министерством обороны Российской Федерации, ТРЕБУЮ:
1.Обеспечить представление военнослужащими, которым распределены жилые помещения, документов, определенных пунктом 5 Приложения к указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 205/2/832 (далее именуются - документы), в региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1135 закреплены территории, где указанные военнослужащие проходят военную службы (далее именуются - управления).
2. Уведомить военнослужащих, документы которых после прохождения проверки в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Департамент) направлены в органы военного управления, о необходимости прибывать с документами в управления для оформления договоров.
3. Департаменту с 11 апреля 2011 г.:
направлять в Росреестр для рассмотрения сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности у военнослужащих членов их семей (далее именуются - сведения). Получать в Росреестре сообщения на представленные сведения (далее именуются - сообщения). В отношении военнослужащих, представивших документы в соответствии с пунктом настоящих указаний, направлять сообщения в соответствующие управления еженедельно;
осуществлять проверку документов и по ее результатам с учетом поступивших сообщений принимать решения о предоставлении жилых помещений по договорам (далее именуются - решения) или давать мотивированные отказы;
заключать договоры с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, проходящими (проходившими) военную службу на всей территории Российской Федерации;
вручать военнослужащим решения (выписки из решений), уведомления о необходимости явки в эксплуатирующую организацию и договоры, заключенные с указанными военнослужащими, Информировать командование воинских частей, в которых военнослужащие проходят военную службу, о дате заключения договоров с указанными военнослужащими в день заключения договора с военнослужащим;
направлять списки военнослужащих, с которыми заключены договоры (далее именуются - списки), с приложением подписанных Департаментом актов приема-передачи жилых помещений в трех экземплярах в эксплуатирующую организацию для их подписания и передачи указанным военнослужащим жилых помещений и последующею оформления документов на техническое обслуживание ежедневно;
направлять списки в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации еженедельно;
снимать с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам, военнослужащих, с которыми заключены договоры, а также военнослужащих, утративших право на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам;
вносить по результатам проводимой управлениями проверки документов изменения в сведения реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам,
4. Управлениям с 11 апреля 2011 г.:
осуществлять прием документов, представляемых в соответствии с пунктом 1 настоящих указаний, и направлять в Департамент в электронном виде по согласованным с Росреестром форматам списки военнослужащих и членов их семей, представивших документы:
осуществлять проверку представляемых документов и по ее результатам с учетом поступившего из Департамента сообщения принимать решения или давать мотивированные отказы, копии которых представлять в Департамент в течение трех рабочих дней после получения сообщения:
заключать договоры с военнослужащими, проходящими военную службу на территориях, закрепленных за управлениями в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1135:
вручать военнослужащим решения (выписки из решений), уведомления о необходимости явки в эксплуатирующую организацию и договоры, заключенные с указанными военнослужащими, Информировать командование воинских частей, в которых военно¬служащие проходят военную службу, о дате заключения договоров с указанными военнослужащими в день заключения договора с во¬еннослужащим:
направлять списки с приложением подписанных управлениями актов приема-передачи жилых помещений в трех экземплярах в эксплуатирующую организацию для их подписания и передачи указанным военнослужащим жилых помещений и последующего оформления документов на техническое обслуживание ежедневно;
еженедельно по средам информировать Департамент о ходе заключении договоров и о заселении распределенных жилых помещений.
5. Эксплуатирующим организациям: в день обращения военнослужащего:
организовать подписание военнослужащими поступивших из Департамента или управлений актов приема-передачи жилых помещений, один экземпляр которого передавать нанимателю жилого помещения, второй - направлять в Департамент или управления, должностное лицо которого заключило договор, третий - оставлять у себя:
оформлять документы па техническое обслуживание указанных жилых помещений;
выдавать нанимателю жилого помещения ключи от него;
направлять в Департамент или управления, представивший списки, сведения о военнослужащих, не прибывших в эксплуатирующую организацию в десятидневный срок со дня заключения договора ежедневно.
6. Квартирно-эксплуатационным органам с 11 апреля 2011 г. прекратить заключение договоров социального найма.
Контроль за выполнением настоящих указаний возложить на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В ЮВО есть один офицер, который взаимодействует с Южным РУЖО и делает так, что в пятидневный срок претенденты узнают о поступлении фамильных извещений в управление, дело остается за малым приехать военнослужащему или представителю воинской части с доверенностью на получение извещения и забрать его. Плюс пять дней на рассмотрение извещения и при его согласии на распределенное жилье 30 дней на сбор документов, причем выписку из ЕГРП делать не надо, а просто написать заявку на нее и оставить в РУЖО. После сбора документов и сдачи их в ЮРУЖО (не в ДЖО - некоторые офицеры так и поступили, минуя РУЖО, теперь ждут), девочки из 12 кабинета сразу же выносят решение на заселение (им надо отдать должное, работают даже в выходные - разгребают кучу документов). Но есть такие товарищи, которые даже за извещениями не приезжают - из 2000 извещений, пришедших с начала года, не получили еще 150 человек, а это квартиры, которые могли бы достаться другим. Схема с момента оповещения до заключения договора соц. найма заработала, за последние пол месяца уже заключили ДСН около 150 человек, когда с начала года показатели были нулевые, это еще связано с тем, что функции по принятию решения ДЖО в апреле передал в РУЖО