Готическая церковь в селе Красном. Старицкий район

Со второй половины XVIII века владельцем усадьбы Красное стал Марк Фёдорович Полторацкий (1729–1795) – первый директор придворной певческой капеллы, который в 1763 году был пожалован в потомственное дворянство. Жена его Агафоклея Александровна была незаурядной личностью. Она жертвовала на монастыри, строила храмы, помогала бедным. Эти её качества проявились и при возведении знаменитого Преображенского храма в Красном.
С 1780-х годов в Красном начинается большое строительство. И началось оно с церкви. В 1783 году М. Ф. Полторацкий обратился к епископу Тверскому Арсению с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь в селе. 13 июня 1783 года епископ Тверской и Кашинский Арсений даёт благословение. 30 июня 1785 года храмоздательная грамота на сооружение новой церкви была Полторацкому, наконец, выдана.
Было решено построить церковь, аналогичную знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777-1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном близ Петербурга. Вероятно, супруга Марка Фёдоровича Полторацкого Агафоклея Александровна, буквально боготворившая императрицу, надеялась сооружением церкви, являвшейся полной копией Чесменской, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благорасположения. Кстати, ещё один аналогичный храм был построен в 1780 году по проекту Ю. М. Фельтена в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии.Строительство храма осуществлялось попечением и иждивением А. А. Полторацкой на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году, к 20-летию Чесменского сражения, однако освящение его во имя Преображения Господня состоялось только через 13 лет, 21 июля 1803 года. Оно было осуществлено архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.
В 1931 году была закрыта Красновская Преображенская церковь. Колокола храма уничтожили, ограду сняли и, по воспоминаниям старожилов, поставили вокруг городского сада в городе Старице. До 1998 года колхоз использовал церковь под склад.
Этот Храм - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.
12 июля 1998 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Красном открылся Преображенский храм.

Как то была немало удивлена увидев на фотографиях вельми похожую на Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге, но в другом пейзаже.

Эта в Петербурге

А эта в Тверской области

Село Красное - некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А. С. Пушкина. От усадьбы сохранились Диковинный храм Преображения Господня, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне.
Находятся они все рядом, на одной улице. Полуразрушенный, истерзанный главный дом в своём строгом убранстве кажется слишком простым, по сравнению с царственно-роскошным усадебным храмом. Прототипом для этой культовой постройки послужила церковь Чесменского дворца в Петербурге, сооружённая известным архитектором Ю.М. Фельтеном. Проект оказался настолько удачным, что получил ещё одно воплощение - в усадьбе Ланского, на Псковщине.
Это уникальный для тверского края псевдоготический памятник с необычной четырёхлепестковой композицией, в отделке которого белый камень использован гораздо шире, чем в оригинале, вплоть до скульптур над порталом.

Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, - авторское повторение знаменитой церкви уже упомянутой Чесменской - вместо обветшавшей деревянной церкви Воскресения Словущего, возведённой по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трёх одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.

Бросив от церкви взгляд на усадьбу, невольно поражаешься простоте и приземлённости построек. Двухэтажное (не считая полуподвального этажа) почти квадратное в плане здание лишено богатой отделки.


Однако нельзя сказать, что усадьба лишена своего очарования и некоторого благородства линий. Главный фасад несколько суховат или скучноват.
(C)фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля
Парковый фасад главного дома выглядит интереснее. Видно, что и здесь многое утрачено. В некоторых источниках говорится, что это был дом с мезонином. Местоположение главного дома на высоком берегу Холохольни позволяло любоваться дальними пейзажами, пока парковые аллеи не заросли и вековые деревья не стали падать.

Сейчас можно спуститься вниз к запруженной речке по старой аллее. Немного грустно.

Интересна история этого рода: Федор Филиппович Полторацкий в начале XVIII века поселился в Соснице Черниговской губернии и стал священником. В 1929 году у него родился сын - Марк, определённый отцом на учёбу вначале в Черниговскую "латинскую школу", а затем в Киево-Могилянскую духовную академию. Мальчик обладал хорошим голосом и пел в академическом хоре. В 1744 году его пение услышал Алексей Григорьевич Разумовский, сопровождавший в путешествии по Украине императрицу Елизавету Петровну. Пение юноши понравилось графу и он взял Полторацкого в Петербург для певческой службы при дворе. С этого момента жизнь молодого Марка Федоровича круто изменилась. В 1750 году он был зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу, где получил сценический псевдоним «Марко Портурацкий». В 1753 - стал регентом Придворной певческой капеллы, где его пениерегулярно слышала императрица, не раз посылая отбирать лучших певцов на Украину (кстати, в 1790 году среди отобранных был 9-летний Дмитрий Бортнянский, будущий великий композитор). Но вернемся к карьере М.Ф.Полторацкого. В 1754 он становится полковником, в 1763 - получает дворянское звание. Семейная жизнь его была благополучной. Женатый на Агафоклее Александровне Шишковой, он стал отцом 22 детей. Конечно, появились и имения в Тверской и Курской губерниях. Среди них - Красное. Уже в 1783 году Марк Федорович подал первое ходатайство о строительстве в Красном каменного храма взамен обветшавшего деревянного, разрешение было получено в 1785 году - после повторного прошения. Но лишь в 1790 году Преображенская церковь была построена, а освящение состоялось в 1803 году уже после смерти М.Ф.Полторацкого (умер в 1795). Храм был возведён по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, в основных чертах - это авторское повторение знаменитой Петербургской Чесменской церкви (1774-1780).Четырехлепестковое в плане здание обильно украшено готическими элементами. Церковь хорошо сохранилась,несмотря на то, что в 1930-е годы в ней разместили колхозный склад. В 1979-1982 была проведена консервация здания. Ныне церковь отреставрирована и действует. Меньше повезло усадебным постройкам. О старых мы просто ничего не знаем, а нынешние были возведены по всей вероятности во второй половине XIX века при потомках М.Ф.Полторацкого. Интересно, что Марк Фёдорович приходился дедушкой Анне Петровне Керн. Кстати в Красном бывал у Алексея Павловича Полторацкого, ставшего владельцем имения в 1826 году, и сам А.С.Пушкин. Далее Красное оставалось в семье Полторацких до начала ХХ века, когда владельцем усадьбы стал врач Борис Борисович Костылёв, проживший здесь до революции. Главный дом усадьбы и парк ещё долго служили людям. Пока в здании располагалась школа - все было хорошо: крышу ремонтировали, за парком следили дети. Но школа переехала в новое здание. Результат - усадьба никому не нужна, хотя и числится на учёте в Областном комитете по охране памятников. В начале 1990-х её вроде бы даже приобрела Патриархия, о чём писал в воспоминаниях Н.А.Полторацкий:"В состоявшемся на сей раз разговоре владыка Питирим нам сказал, что он недавно купил в Тверской губернии родовое имение Полторацких, в селе Красное, и, ... предложил нам совершить на предоставленной им машине поездку в это имение, дом которого сохранился без перепланировки и который владыка Питирим желает оборудовать под какое-то богоугодное заведение". Увы не вышло что-то с богоугодным заведением, и ныне по дому гуляет ветер...

Ну и в качестве бонуса несколько фотографий обеих церквей.

Село Красное находится в Тверской области в нескольких километрах от города Старица. Село Красное - некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А. С. Пушкина. От усадьбы сохранились дом, церковь, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне.



Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году и является точной копией знаменитой церкви Чесменского дворца (1777-1780) в Санкт-Петербурге, возведенной по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трех одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Храм Преображения Господня - это одна из редчайших на Тверской земле псевдоготических построек XVIII века.

Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.


Удивительная церковь расположена в жопе мира в 600 километрах от Питера, 25 километрах от города Старица и в 5 километрах от условно асфальтированной автодороги.



В самой деревне Красное ещё можно как-то передвигаться на легковой машине, но 5 км подъездной дороги от трассы... проще поехать просто по полю.


Деревня на первый взгляд более-менее приличная, ощущения разрухи не вызывает.

Но колорит присутствует:


Преображенская церковь, построена в 1790 году в усадьбе действительного статского советника Полторацкого (деда Анны Керн, про которую "Я помню чудное мгновенье" и "M-me Kern, которую с помощию божией я на днях уеб" (с) А.С.Пушкин).


Готично.


Лесенка.


Церковь строилась как авторская копия столичной Чесменской церкви, сооружённой в 1780-м году по повелению Екатерины II архитектором Фельтеном. В 1930-е годы переоборудована в колхозный склад, в 1990-е годы переоборудована обратно.

Если кто не видел, Чесменская церковь выглядит так:


(я на днях мимо проезжал).


Церкви конечно не точные копии, что хорошо заметно по мелким деталям.

Современная дорога районного значения Р88 между Старицей и Торжком полностью повторяет замысловатые пируэты старинного почтового тракта. Она проходит по живописным местам между реками Волга, Тьма и Тверца и отличается от тракта разве что тем, что в советские времена её покрыли неуверенным асфальтом. - хороший рассказ об этой трассе. А мы уже ехали в полной темноте, поэтому ничего интересного не разглядели.


Братково. Последние минуты светового дня и последние метры удовлетворительной дороги. Дальше в ночи при свете фар разгоняться быстрее 30 км/ч было бы эпичным безрассудством. Ехать в основном получалось только по встречной обочине, при том что данный позор является туристическим маршрутом "Пушкинское кольцо Верхневолжья" с кучей исторических мест и достопримечательностей.


Спасская церковь в Братково (1804, архитектор Львов).

Братская могила рядом:

В прошлом году примерно в это же время ездили в Старицкий район посмотреть готическую церковь в селе Красном. Вот она:

Церковь Спаса Преображения построена в 1790 году и является копией церкви построенной под Питером чуть раньше. Ещё одна такая же есть в Псковской области. Всего в России таких три.

Когда мы приехали, в церкви никого не было, кроме смотрительницы или я не знаю как это называется. Она радушно встретила нас и рассказа об истории церкви. Оказывается церковь построил некий статский советник господин Полторацкий, усадьба которого находится рядом в разрушенном состоянии. Вот она:

В этой церкви бывал Пушкин, по крайней мере он точно был на венчании своей какой-то подруги детства, в которую был влюблён. Церковь построена из старицкого белого камня, который в то время активно добывался, и сейчас в Старице после добычи этого камня остались так называемые старицкие пещеры.

На церкви сохранились скульптуры:

Женщина в церкви посетовала что денег на восстановление нет, поэтому реставрация идёт крайне медленно. Внутри всё плохо. В советское время тут был колхозный склад, аж до 80-х годов. Местный батюшка, священник Дмитрий Каспаров уже много лет служит тут и прилагает все усилия чтобы восстановить церковь. Если кто-то хочет помочь или приехать в гости - звоните, приезжайте 89267682444 или 89106483277

За 25 р. с человека нас пустили подняться на колокольню, откуда мы даже немного позвонили в колокол.

Вид с колокольни красивый:

Само село Красное - типичное русское село вымирающее и депрессивное. Готическая церковь посреди русской деревни - полный сюр и космос, я думаю что если её отреставрировать, то контраст с окружающей местностью станет настолько сильным, что земля тут может не выдержать и треснуть.