Граф Николай Петрович Шереметев: биография. Истории любви Шереметьев николай петрович

В нашей семье журнал "Наука и жизнь" выписывают с 60-х годов прошлого века. Я внимательно читаю все, что опубликовано под рубрикой "По Москве исторической". В 1997 году рассказывалось о Никольской улице. Цитирую: "На месте строения № 10 находился большой участок князей Черкасских, перешедший к Шереметевым как приданое Варвары Алексеевны Черкасской, вышедшей замуж за Б. П. Шереметева, в роду которого участок находился до самой революции.

Этот участок, как правило, сдавался внаем, и в 1862 году один из арендаторов, А. А. Пороховщиков, выстроил на нем по линии Никольской трехэтажный корпус для гостиницы, называвшейся "Шереметевское подворье".

Совсем недавно на месте Шереметевского подворья появился торговый центр "Шереметьевский". Мне кажется, что, следуя московским традициям, владельцы нового торгового центра должны были назвать его по-старомосковски, без мягкого знака. Хотелось бы знать, что думает на этот счет постоянный автор журнала Александра Васильевна Суперанская.

З. Михайлова (Москва).

Древний боярский, впоследствии графский род Шереметевых имеет общих предков с родом бояр Романовых, из которых в 1614 году был избран на царство Михаил Федорович, первый из династии Романовых. Предок обоих родов, согласно архиву Коллегии иностранных дел, звался Андрей Иванович Кобыла . Он был потомком прусского короля Вейдевута. Согласно преданию, отец его, устав от ратных дел, выехал со своим сыном и придворными на службу к русскому великому князю Александру Ярославичу Невскому. "По восприятии святого крещения дано ему имя Иоанн, а сыну Андрей Иванович, прозванный по просторечию Кобыла, от коего пошли Сухово-Кобылины, Романовы, Шереметевы, Колычевы, Яковлевы... У сего Андрея Ивановича был праправнук Андрей Константинович Шереметь (с мягким знаком на конце), коего потомки Шереметевы ".

Как отмечает известный языковед Николай Александрович Баскаков, имя Шереметь , безусловно, тюркское. Добавим, что в родословных записях российских князей и бояр часто присутствует элемент "выезда" из какой-нибудь страны или земли на службу к русскому князю или царю. Несмотря на официальную версию о прусских (западных) корнях, имя Шереметь говорит о связи этого рода с Востоком. Тот факт, что в русских грамотах имя Шереметь писалось с "мягким знаком" на конце, говорит о мягкости конечного т . А от мужских имен, оканчивающихся на мягкие согласные, притяжательные прилагательные и фамилии образовывались с суффиксом -ев : Шереметев , как Игорев , Лазарев , Кесарев .

Баскаков выдвинул несколько версий происхождения этого имени: а) от чувашского шеремет - "бедняга, бедненький, жалкий"; б) чувашское шеремет может быть заимствовано из персидского шэрмэнде - "сконфуженный, скромный, застенчивый"; в) от турецкого шеремет , восходящего к персидскому шир мэрд и относящегося к характеристике лошади: "имеющая легкий шаг" или "горячая (лошадь)". В роду Шереметевых многие имели "лошадиные" нехристианские имена, начиная с Андрея Ивановича Кобылы и его брата Федора, имевшего второе имя Шевляга - "кляча". Боярин Семен Александрович Кобылин имел нецерковное имя Жеребец ; г) наконец, имя Шеремет может происходить от тюркского имени Шеримбет , которое, в свою очередь, состоит из персидского шер/шир - "лев" и мусульманского имени Мухаммед - "достойный хвалы, похвалы".

В настоящее время в Москве живут две семьи с фамилией Шереметевы и более 70 семей с фамилией Шереметьевы , 16 семей с фамилией просто Шеремет (явно восточного происхождения) и четыре семьи с фамилией Шереметовы , образованной от имени или фамилии Шеремет , а также две семьи с фамилией Шеремета и одна - с фамилией Шеремето .

Фамилия Шереметьев образовалась от имени Шереметий , сравните: Василий - Васильев, Прокофий - Прокофьев. Фамилии, оканчивающиеся на -ьев , для русского языка более естественны.

То же самое касается географических названий. Евгений Михайлович Поспелов в своем словаре отмечает:

Остановочный пункт Шереметьевская Савеловского направления Московской железной дороги; открыт в 1901 году на землях, принадлежавших графскому роду Шереметевых, и получил название по фамилии землевладельцев;

Рабочий поселок Шереметьевский ; в середине XVIII века земли, на которых сейчас находится поселок, были приобретены графом П. Б. Шеремете вым, и на них выросло имение Шереметь ево.

Итак, у Е. М. Поспелова последовательно дается: фамилия Шереметев , географические названия Шереметьево , Шереметьевский .

Фамилию Шереметьевы носили принадлежавшие графам крепостные крестьяне: при отмене крепостного права и получении удостоверений личности (паспортов или справок) они могли быть записаны по фамилии своих прежних хозяев. И поскольку для русского словообразования типичнее форма Шереметьев , а документы выписывались крестьянам с их слов (до тех пор у них официальных документов не было), то, естественно, в новых документах преобладала форма Шереметьевы .

Теперь что касается вновь открытого пассажа. Если он посвящен графам Шереметевым (здесь находилось Шереметевское подворье), то должен быть Шереметевским . Если же он как-то связан с географическими названиями, то может быть назван Шереметьевским .

Павел Сергеевич Шереметьев (19 мая 1871-20 ноября 1943, Москва) - историк, художник.

родился в семье графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны, урождённой Вяземской. Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В течение года отбывал обязательную воинскую повинность в лейб-гвардии Измайловском полку. Вышел в запас в чине прапорщика. В 1899-1911 годах - звенигородский уездный предводитель. В 1900 году получил чин камер-юнкера, в 1906 году - колежского советника, в 1910 году - камергера. Участник русско-японской войны (1905-1906 годы). Состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста от московского дворянства. При его участии во Владивостоке был организован военный госпиталь на 1000 мест, в станице Новокиевской оборудован санитарный склад. В 1906 году награждён медалью Красного Креста «За труды, понесённые во время военных действий на пользу больных и раненых воинов». С началом Первой мировой войны прапорщик запаса граф Шереметев был призван в ополчение, где так же занимался помощью раненым. В действующей армиии пробыл весь 1915 год.

Член Общества любителей древней письменности; Русского генеалогического общества, Историко-родословного общества, член-соревнователь Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, член Санкт-Петербургской и Ярославской учёных архивных комиссий, член Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. С 1903 года - член либерального кружка «Беседа», участником которого был В. И. Вернандский. Член кружка «Патриаршая беседа». Член комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года. Член комитета по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. С 1916 года - член Гос. Совета от дворянских обществ.

Талантливый художник. Ученик К. Я. Крыжицкого и А. А. Киселёва. В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда художников и председателем Комитета выставки иконописи и художественной старины.

После Октябрьской революции до 1927 года был заведующим Музеем-усадьбой Остафьево под Москвой, где работал над описанием коллекций живописи и скульптуры, осуществлял систематизацию коллекций оружия, гемм, литографий и книг. В июне 1928 года - уволен. С осени 1929 года, после ликвидации музейного статуса Остафьева, был выселен и жил с семьей в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, писал статьи, оставшиеся в рукописях.

Член Всероссийского союза писателей (1921). В 1911 году П. С. Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве».
Вместе с гравёром Николаем Пановым издавал историко-художественный сборник «Русские усадьбы», где Шереметев писал тексты.

С 1921 года женат на Прасковье Васильевне (урождённой княжне Оболенской;1883-1941), которая в 1922-1928 годах работала с мужем в музее Остафьево. В браке родился сын:
Василий (1922-1989) - художник.

«Бог сохраняет все».

Это девиз рода Шереметевых. Род военных, политиков, интриганов, театралов, неисправимых романтиков.

Шереметевы ведут свое происхождение с середины XIV века, от боярина Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка дома Романовых. Представители этого рода всегда отличались храбростью, остротой ума, уменьем служить Родине и государю.

Первым из Шереметевых, кто проявил интерес к искусству и занялся (в понимании XVIII века) меценатством, был генерал от инфантерии, сенатор, обер-камергер Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. В фамильном поместье Кусково он собрал лучшую в то время портретную галерею. Также Борис Петрович славился любовью к музыкальным и театральным постановкам.

Его сын, Николай Петрович, стал одним из первых русских меценатов. Молодой граф Шереметев воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. С детства Николай Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гименея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений - Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он освоил театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, свел знакомство с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов была ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

Екатерина II не доверяла людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве. Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И.А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. За 20 лет Шереметев поставил около сотни опер, балетов и комедий. Но главной была комическая опера - Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Граф Шереметев был увлечен Театром Просвещения, реформаторскими операми Глюка и его последователей, первым в России обратился к реформаторским операм Глюка «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста». Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, сценический псевдоним - Жемчугова (1768-1803). Граф Николай Петрович Шереметев, едва увидев ее на сцене, влюбился раз и навсегда.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. И хотя милости и почести сыпались на него, как из рога изобилия, его единственным, самым горячим желанием в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Граф не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок - специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», - злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева - одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги - большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи - дворец; внутри - убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов», богадельни на 100 «призреваемых» (50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии - восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII -- XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Сын Николая Петровича Шереметева -- Дмитрий Николаевич -- не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший -- Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова. шереметьев меценат зодчество

Многие сочинение русских и зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизвестными, прозвучали впервые именно в его концертах. В феврале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осуществил концертное исполнение оперы Вагнера «Парсифаль». «Пусть... критики возмущаются, что «Парсифаль» шел под управлением «любителя», - писал графу вскоре после концертов дирижер и композитор П.П. Шенк. - Первое исполнение «Парсифаля» будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России».

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П. Шереметева -- Александр Дмитриевич -- оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле.

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Пятница, 10 Августа 2007 г. 00:12 + в цитатник

Этот рассказ сегодня добавляю в свой дневник в знак исполнения обещания Rusinka , после обмена взаимными комментариями в ее дневнике на данную тему, а также в знак моего глубокого уважения ко многим русским людям из рода Шереметевых. Этот пост большой по объему, но мне не хотелось его разрывать на части. Терпеливый и интересующийся русской историей (особенно историей меценатства) и отчасти романтикой, мне думается, не пожалеет о потраченном на чтение времени. Если это повествование вызовет интерес в узком кругу моих читателей, то со временем здесь появится продолжение рассказа о славном семействе Шереметевых
Почему именно сегодня, 9 августа, это рассказ я решил разместить в дневнике?
Он составлен мной ровно год назад.

В этот день 255 лет (теперь 256 лет) назад родился граф Николай Петрович Шереметев, блестяще и разносторонне образованный человек.

Будучи одним из самых богатых дворян, он был щедрым благотворителем той, столь далекой от нас, эпохи. Немного о предках графа Н.П.Шереметева:
Корни шереметевского рода уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Дед Николая Петровича, Борис Петрович Шереметев (1652-1719), - знаменитый фельдмаршал и сподвижник Петра I. Отец, Петр Борисович Шереметев (1713-1788), - генерал, сенатор, камергер, много сил и средств потративший на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля.

И. Аргунов. Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1760

Кусково

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце.

Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева. 1798

В восьмилетнем возрасте Шереметев, по традиции, был записан сержантом, а потом поручиком лейб-гвардии Преображенского полка.
Граф получил отличное образование. Известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года".

Усадьба Кусково

План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке.

Вид на усадьбу Кусково

Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства.

Семья крепостных художников

Семейная картинная галерея в Кусково

В результате Шереметев рос и воспитывался в особой атмосфере, получив серьезное музыкальное образование: он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Фрагмент интерьера во дворце. Кусково

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам.

Московская застава. Гравюра XVIII в.

Цель - обучение в Лейденском университете (Голландия). В путешествии Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом (последнему, к слову, даже помогает материально). Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии.
По возращении в Россию начинается успешная карьера Шереметева при дворе. В 1774 году двадцатитрехлетний Шереметев был произведен в камергеры, в 1777 году избран московским уездным предводителем дворянства, а в 1786 году назначен тайным советником и сенатором. Императрица Екатерина II любит и не раз посещает усадьбы Шереметевых, особенно Кусково.

Интерьер дворца в Кусково

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом, возглавляет все церемониальные шествия и почти ежедневно обедает и ужинает с императором.

В дворце Кусково

В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса.
Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем.

Вид села Останкино. Неизвестный художник

За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге.

Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Фрагмент интерьера усадьбы в Останкино

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству.

Н. Аргунов. Портрет мальчика семьи Шереметевых. 1803

Главной актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова (1768-1803), дочь обыкновенного деревенского кузнеца.

При желании, продолжение рассказа читайте в комментариях

Рубрики:



Метки:

Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы

Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.

Кроме графской, существуют и менее известные нетитулованные ветви рода; одной из них принадлежал Юринский замок.

История

Великие династии. Шереметьевы.

Подобно Романовым, выводят своё происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов).
В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В это время Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.


Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы.


Шереметевы в XVI веке


Иван Андреевич (? —1521) — старший сын Андрея Шеремета, сын боярский и воевода, убит в бою с крымскими татарами в 1521, первый носитель фамилии.
Иван Васильевич Большой (? —1577) — боярин и воевода.
Иван Васильевич Меньшой (? —1577) — боярин и воевода.


Елена Ивановна — дочь Ивана Меньшого, жена царевича Иоанна Иоанновича

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

«Иван IV Грозный и Иван Иванович», картина И. Е. Репина


Семён Васильевич (? —1562) — боярин и воевода.


Фёдор Васильевич (? — вскоре после 1590) — окольничий и воевода.

Шереметевы в XVII веке

Борис Петрович Шереметев (1652—1719) — граф (1706), сподвижник Петра I, ближний боярин (1686), генерал-фельдмаршал (1701).

Иван Аргунов. Посмертный портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, 2 жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Михаил Борисович Шереметев (1672—1714) — генерал-майор.

Боярин Федор Иванович Шереметев сдает сохраненные им в Смутное время царские сокровища.


Фёдор Иванович Шереметев (ок. 1570—1650) — русский государственный деятель.
Шереметевы в XVIII веке



Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки

Пётр Борисович Шереметев (1713—1788) — генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), товарищ детства императора Петра II,

камергер комнаты принцессы Анны Леопольдовны (1739),

сенатор (1762), с 1768 в отставке.


Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — покровитель искусств, муж крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Вид на Странноприимный дом

Наталия Борисовна Шереметева (1714—1771), в замужестве княгиня Долгорукова — одна из первых и самых знаменитых в России мемуаристок.

Иван Алексеевич Долгоруков (1708-1739)- князь, придворный, фаворит императора Петра II


Шереметевы в XIX веке

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — сын Д. Н. Шереметева, российский музыкальный меценат, основатель Российского Пожарного общества.

Александр Дмитриевич Шереметев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной на костюмированном балу 1903 года

Василий Александрович Шереметев (1795—1862) — действительный тайный советник (1857).


Кипренский О.А. Портрет графа Д.Н.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871) — сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалевой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.

Аргунов Н. . 1771 - после 1829 Портрет графа Н. П. Шереметева.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы,Ш. де Шамиссо


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — сын Д. Н. Шереметева, историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии Наук (1890), член Государственного совета (1900).

Sergey Dmitrievich Sheremetev

Егермейстер, Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, в наряде фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметьева с портрета, хранившегося в селе Кусков.

Александра Павловна Сипягина(1851-1929), ур. Вяземская и Дмитрий Сергеевич Сипягин, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и Екатерина Павловна Шереметева (1849-1929), ур. Вяземская.


Василий Васильевич Шереметев (1794—1817) — убит на «четверной дуэли» (24.11.1817 Шереметев—Завадовский—Грибоедов—Якубович) из за балерины Истоминой.

Портрет А.И. Истоминой. (1815-18)

Николай Васильевич Шереметев (1804—1849) — участник Северного тайного общества. Брат В. В. Шереметева.

Шереметевы в XX веке


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — русский государственный деятель, коллекционер, историк.


Дмитрий Сергеевич Шереметев (1862—1943) — граф, флигель-адъютант, друг детства императора Николая II.

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — российский меценат и музыкант-любитель.


Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943) — граф, историк и художник.

Шереметев, Николай Петрович (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева, скрипач и концертмейстер Театра Вахтангова, супруг актрисы Цецилии Мансуровой.

Цецилия Мансурова


Пётр Петрович Шереметев (род. 13 сентября 1931, Кенитра, Марокко) — архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.


Николай Дмитриевич Шереметев (28 октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж),

муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Ксения Николаевна Шереметева-Сфирис

Музей-усадьба Останкино.


Усадьба Останкино. Москва Вид с монорельсовой дороги.

Москва. музей, парк, усадьба Кусково


Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

Вид на Странноприимный дом

Странноприимный дом сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Шереметевых на Фонтанке.

Юринский замок Шереметевых. республика Марий Эл.



Юринский замок.

Серия сообщений " ":
Великие династии
Часть 1 -
Часть 2 - Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы