Биография рида томаса майна. Биография майн рида Томас майн рид биография

Я продолжаю входить в одну реку дважды и перечитываю книги, которые в детстве породили сильное впечатление, но не оставили четких воспоминаний...

Название намекает нам: эта книга о том как можно потерять голову из-за любви. Что характерно - не факт, что из-за своей...

Сюжет.
Некая семья (папа, доча, сына и племяш) переезжают из Луизианы в Техас. Т.к. племянник из того сорта людей, которые знают лучше тренера как играть в футбол, лучше врача как лечить больного и лучше мэра как управлять городом, то он поносит проводника, выгоняет того домой смотреть вечернее ток-шоу и в итоге в прерии заблуждается в меру своих возможностей. Но тут на караван, словно ангел-хранитель, падает некий ловец мустангов и давай всем помогать. И покоряет он почти всех: папа расточает комплименты, дочь стреляет глазками в окно кареты, сын просто доброжелательный парень. Злится только племянник, который имеет виды на кузину, а избавится от неожиданного соперника возможности нет: тот живет в лачуге без телевизора и смотреть ток-шоу не спешит.

Впечатления.
Приключенческая литература позапрошлого века, возглавляемая Майн Ридом, штука достаточно шаблонная. У нее стандартные плюсы и минусы. Сначала о последних:

1. Начало обычно захватывающее в плане сюжета, но весьма часто затянутое в плане описаний и деталей. Не умели тогда еще авторы показать мысли персонажей их действиями, а красоту пейзажа парой-тройкой мазков. Было принято не давать читателю домысливать. Так что завязка одновременно и завлекает, и слегка охлаждает пыл. Этот минус не столько недостаток, сколько галочка на страничке "Стоит иметь в виду".

2. Финал яркий и интересный как правило оканчивается или эпилогом, или окончательными абзацами, превращающими любые события в патоку. В том числе и в данном произведении: убрать последние пару эпизодов про то как все оставшиеся в живых стали жить-поживать и добра наживать, и на мой взгляд вкуснее получится.

3. Стереотипность героев. Наличие юной красотки, молодого и сильного красавца, мерзкого типка и знойной соперницы. При этом красавицы почему-то стремятся к проявлению феминизма: усиленно скачут на лошадях по мужски и учатся бросать лассо. Главный красавец, который выглядит как ковбой, обязательно оказывается не просто джентльменом, а весьма благородным и главное - богатым. И вообще он из тех, кто "О боже какой мужчина"...
Но и этот недостаток стоит больше рассматривать как издержки театральной сцены: актеры одни и те же, а спектакли разные.

Теперь о достоинствах.

1. Главное что удается Риду из раза в раз: преподносить Дикий Запад с новой стороны. С разных позиций.
2. Не менее важно: автор дает читателю именно то, на что рассчитываешь, беря в руки книгу подобного жанра - приключения. С погонями, слежкой, стрельбой, виски, жгучими креолками. Нормальный такой вестерн.
3. Не знаю так ли это, но человек без головы, сидящий на лошади, вроде бы, впервые встречается в реалистической литературе. До этого был только в фольклоре, в легендах, в том числе про Сонную лощину.
4. Несмотря на полнейший реализм произведения писателю удалась та краска, которая отвечала за суеверия и мистику. Разумеется ни современник Рида, ни тем более нынешний читатель ни на секунду не поверит в чёрта на коне или даллахана во плоти, но герои, т.е. люди, сталкивающиеся с неизвестностью лицом к лицу, таки верят. И это получилось правдиво и в меру эффектно.
5. Очень мне понравились похождения следопыта, который разыскивал труп на конячке. Все эти тропинки, вмятинки, веточки сломанные... Это любопытно. Конечно, по закону жанра, ему жутко повезло, но тут уже воля автора - привнести в работу правосудия лепту возмущения самой природы.

Что меня режет при чтении таких книг, так это обращение с животными. Особенно к лошадям - как к роботам. Конь главного героя несколько дней носил на себе мумию, боялся всего подряд, устал как лошадь - и физически, и морально. Но не успел вздохнуть от облегчения, а его сразу снова - в галоп. Никакого уважения к непарнокопытному. А сколько раз им, бедным, вонзали шпоры до крови - не сосчитать. Про змеючку я вообще молчу. Козлы эти джентльмены, в общем...

Вывод.
Кому стоит читать книгу? Тем, кто любит приключения и сказки. Возраст значения не имеет, важно настроение. Этот роман отнесен не к классике серьезной литературы, а как раз к классике развлекательной. Вот так и относитесь - как приятному времяпровождению. А выискивать глубину мысли, как некоторые здесь уже пытались... Не там копаете, господа. Это Техас, а не Калифорния или Аляска, здесь золото только у Монтесумы встречается... Да и он не в Техасе, а в Мексике.


Биография Майн Рида началась в Англии в апреле 1818 года. Родители будущего писателя - ирландцы по происхождению, были бедны и мальчику приходилось много работать, что бы хоть как то поддержать семейный бюджет. Не смотря на занятость и достаточно скудную жизнь, Рид рос очень развитым и любопытным ребенком, с детства любил сочинять и фантазировать. Именно из этой страсти и вырастет в будущем его писательский талант.

Приключенческая жилка всегда была присуща писателю. Именно она диктовала новые повороты биографии Майн Рида. Стремясь не только заработать деньги, но и посмотреть мир Майн Рид, в возрасте двадцати двух лет отправляется репортером одной из газет на Мексиканскую войну. Ему нравиться эта работа, полная событий и эмоций. В 1848 году Рид получает серьезное огнестрельное ранение. Выписавшись из госпиталя, он уходит в отставку и принимает решение присоединится к лагерю повстанцев в Баварии и Венгрии, но опаздывает, прибыв на место, после апогея всех событий. Разочарованный Рид возвращается Лондон и решает всецело посвятить себя литературе. Уж вскоре, в 1850 году, выходит первый роман писателя - «Вольные стрелки». Сюжет романа всецело составляют события, очевидцем которых стал сам Рид, за два проведенных на фронте года. Публицистический стиль романа пришелся по вкусу читателям, и первый тираж быстро ушел с книжных полок. В 1853 году Майн Рид жениться на Элизабет Хайд, дочери своего издателя.

Семейная жизнь у Рида складывалась не очень хорошо. Элизабет была вдвое моложе своего мужа, к тому же, выросшая в аристократической семье девушка была абсолютно не приспособлена к ведению хозяйства. Рид, проведший большую часть жизни в гарнизонах, также был склонен к мотовству и транжирству. Семья еле сводила «концы с концами». И, даже вышедший в 1965 году и прославивший Рида, знаменитый «Всадник без головы», не смог поправить финансовой ситуации.

В 1867 году биография Томаса Майн Рида делает новый виток - писатель решает вернуться в США. В Америке он основывает научно-популярный журнал, продолжает заниматься писательской деятельностью. Но, отвыкшая от его литературного слога, американская публика встречает новые произведения автора прохладно. Из - за постоянных переживаний у Рида воспаляется полученное на Мексиканской войне ранение, и он вынужден несколько месяцев провести в госпитале. После выписки писатель с супругой возвращаются в Англию и поселяются в местечке под названием Херефордшир. На новом месте Рид пытается вернуться к писательской деятельности, но его работы получают меньший успех у публики. Основной доход семьи составляет пенсия за военные заслуги на Мексиканской войне, выплачиваемая Майну Риду американским правительством.

До конца жизни писатель много болел и находился в состоянии сильного эмоционального истощения, несколько раз проходил лечение в стационаре, которое не было успешным. Последние несколько лет Майн Рид с трудом передвигался на костылях.

В 1840

1846 -1848

В 1848

1850

В 1840 году в поисках приключений он уезжает в Америку и устремляется на еще не освоенные просторы Запада, охотясь, торгуя с индейцами, даже промышляя трапперством. Какое-то время он был учителем и репортером.

В качестве корреспондента газеты "Спирит оф тайм" Майн Рид принял участие в мексиканской войне 1846 -1848 годов, не очень задумываясь тогда о характере этой войны, захватнической со стороны Америки. Тяжелое ранение в ногу, полученное им в бою под Чапультепеком, беспокоило его всю жизнь.

В 1848 году в чине капитана Майн Рид выходит в отставку, но тут же спешит уехать в Европу, чтобы принять участие в революционном движении сначала в Баварии, затем в Венгрии. Но прибывает он туда слишком поздно. Майн Рид оседает в Лондоне. Испытав неудачи на коммерческом и журналистском поприще Рид пытался основать новый журнал), он решает посвятить себя литературе.

Первый роман Майн Рида "Вольные стрелки", вышедший в 1850 году, описывал события мексиканской войны. В течение последующего десятилентия выходят лучшие романы писателя: "Охотники за скальпами", "Квартеронка", "Оцеола, вождь семинолов" и другие. Им сопутствует бурный успех.

В тридцать три года капитан решает жениться, и брак этот выглядит не менее романтичным, чем приключения его героев: женой Майн Рида становится пятнадцатилетняя девушка из английской аристократической семьи.

Однако коммерческая непрактичность молодого писателя, экстравагантность и склонность к романтической экзотике в конце концов привели его на грань банкротства. Тогда в сорок девять лет Рид решает вторично попытать счастья в Америке, где прошла его юность. Нужно сказать, что писатель сочувственно относился к молодой республике.

В 1860 -е годы, в разгар гражданской войны между северными и южными штатами Америки, он решительно выступил с осуждением расового угнетения, заявив о своей солидарности с делом северян.

Но успех не дается ему и в Америке, и спустя три года, едва собрав денег на обратный путь, Риды возвращаются в Англию - уже навсегда. В последние годы жизни Рид, переживший свою известность, сочиняет научно-популярные книги для юношества. Все это время он страдает от физического и нервного расстройства и в 1883 году умирает.

Гуманизм и сочувствие силам справедливости, мастерство сюжета и сегодня вызывают интерес к книгам Майн Рида, делают его одним из популярнейших авторов во многих странах.

Томас Майн Рид (англ. Thomas Mayne Reid, 4 апреля 1818 - 22 октября 1883) - английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества. Родился в Ирландии в семье пастора (Майн Рид был по происхождению шотландцем как по отцовской, так и по материнской линии), получил образование в Белфасте и в 1840 уехал в США в поисках приключений.

В качестве журналиста участвовал в Мексиканской войне 1846-1848 гг. Будучи раненым, вернулся в Европу и начал литературную деятельность в Лондоне, издав в 1850 роман «Вольные стрелки», посвящённый событиям Мексиканской войны.

Из ревнивых женихов выходят равнодушные мужья.

Рид Томас Майн

Впоследствии Майн Рид написал 22 повести для детей и юношества под псевдонимом «Капитан Майн Рид» (хотя, судя по военному реестру, он не поднялся выше ранга лейтенанта) и 28 романов для взрослых. Сказалась тяжелая болезнь.

В последние годы жизни Майн Рид превратился в калеку: он не мог передвигаться без костылей. Он умер в Лондоне в 1883 году.

В дореволюционной России, а затем в Советском Союзе книги Майн Рида пользовались большой популярностью (Что Миша читает? Совершенно не могу себе этого представить. Мальчик Майн Рида - это цветок без запаха, а Миша Майн Рида не читает. (Аркадий Аверченко Аркадий Аверченко, «Миша Троцкий»)), тогда как на родине и в США в XX в. писатель был уже почти не известен широкой публике.

В настоящее время интерес к писателю на Западе возрождается, и уже есть переиздания его книг в наше время.

При крещении мальчику было дано имя Томас Майн, в честь прадеда. Впоследствии, чтобы не путать его с отцом, также носившим имя «Томас Майн», первое имя употреблять перестали. По-английски полное имя писателя пишется «Thomas Mayne Reid» и по правилам транскрипции должно передаваться в русском языке как «Томас Мейн Рид». Однако в издании М. Вольфа писали «Майн Рид», что и стало традиционным.

В русском языке сложилась традиция употреблять имя Томаса Майна Рида в форме «Майн Рид», при этом склоняется только вторая часть имени («урок посвящён творчеству Майн Рида», «учитель рассказал о Майн Риде»).

Произведения
- 1840-е
* Военная жизнь, или Приключения офицера легкой пехоты / War Life; or, The Adventures of a Light Infantry Officers (1849)
- 1850-е
* Вольные стрелки / The Rifle Rangers (1850)
* Охотники за скальпами / The Scalp Hunters (1851)
* Жилище в пустыне / The Desert Home (1852)
* В поисках белого бизона / The Boy Hunters (1853)
* Гудзонов залив / The Young Voyageurs (1854)
* Изгнанники в лесу / The Forest Exiles (1854)
* Охотничий праздник / The Hunter’s Feast (1855)
* Белый вождь / The White Chief (1855)
* В дебрях Южной Африки, или Приключения бура и его семьи / The Bush Boys; or, The History and Adventures of a Cape Farmer and His Family in the Wild Karoos of Southern Africa (1855)
* Wild life: or, Adventures on the frontier: a tale of the early days of the Texas republic (1856)
* Юные охотники, или Повесть о приключениях в Южной Африке / The Young Yagers; or, A Narrative of Hunting Adventures in Southern Africa (1856)
* Квартеронка / The Quadroon (1856)
* Тропа войны / The War Trail; or, The Hunt of the Wild Horse (1857)
* Охотники за растениями / The Plant Hunters (1858)
* На море / Ran Away to Sea: An Autobiography for Boys (1858)
* Оцеола, вождь Семинолов / Oceola (1859)
* Морской волчонок / The Boy Tar (1859)
- 1860-е
* Необычные люди: Популярное описание экзотических человеческих рас / Odd People: Being a Popular Description of Singular Races of Men (1860)
* The Wood Rangers (1860)
* Отважная охотница / The Wild Huntress (1861)
* Жак Депар / Despard the Sportsman (1861)
* Охотники на медведей / Bruin (1861)
* Охотник на тигров / А Него in Spite of Himself (1861)
* Мароны / The Maroon (1862)
* Крокет / Croquet (1863)
* Ползуны по скалам / The Cliff Climbers (1864)
* Затерянные в океане / The Ocean Waifs (1864)
* Белая перчатка / The White Gauntlet (1864)
* Молодые невольники / The Boy Slaves (1865)
* Всадник без головы / The Headless Horseman; A Strange Tale of Texas (1865)
* Бандолеро, или Свадьба в горах / The Bandolero: or, A Marriage Among ihe Mountains (1866)
* Водяная пустыня / Afloat in the Forest (1866)
* Четвероногие, кто они такие и где водятся: Книга по зоологии для ребят / Quadrupeds, What They Are, and Where Found: A Book of Zoology for Boys (1867)
* Охотники за жирафами / The Giraffe Hunters (1867)
* Вождь гверильясов / The Guerilla Chief and Other Tales (1867)
* Жена-девочка / The Child Wife (1868)
* Остров дьявола / The Planter Pirate: A Souvenir of the Mississippi (1868)
* Беспомощная рука, или Возмездие дикого леса / The Helpless Hand; or, Backwoods Retribution (1868)
* Голубой Дик / The Yellow Chief: A Romance of the Rocky Mountains (1868)
* Белая скво / The White Squaw (1869)
- 1870-е
* В дебрях Борнео, или Приключения потерпевших кораблекрушение / The Castaways: A Story of Adventure in the Wilds of Borneo (1870)
* Уединённое жилище / The Lone Ranche; A Tale of the Staked Plain (1871)
* Перст судьбы / The Finger of Fate (1872)
* Кубинский патриот, или Прекрасная креолка. Эпизод из кубинской революции / The Cuban Patriot; or, The Beautiful Creole. An Episode of the Cuban Revolution (1873)
* Смертельный выстрел / The Death Shot; A Romance of Forest and Prairie (1873)
* Сигнал бедствия / The Flag of Distress: A Story of the South Seas (1876)
* Гвен Уинн: Роман долины реки Уай / Gwen Wynn: A Romance of the Wye (1877)
* Чёрный мустангер / The Wild-Horse Hunters (1877)
* Гаспар гаучо / Gaspar the Gaucho: A Tale of the Gran Chaco (1879)
* Королева озёр / The Captain of the Rifles; or, The Queen of the Lakes (1879)
- 1880-е
* Американские партизаны / The Free Lances (1881)
* Охота на Левиафана / The Chase of Leviathan (1881)
* Затерявшаяся гора / The Lost Mountain (1882)
- Изданные посмертно
* Переселенцы Трансвааля / The Vee-Boers: A Tale of Adventure in Southern Africa (1883)
* Огненная земля / The Land of Fire (1884)
* Пронзённое сердце и другие рассказы / The Pierced Heart and Other Stories (1885)
* Дерево-ловушка и другие рассказы / Trapped in a Tree and Other Stories
* Призрак у ворот
* Без пощады! / No Quarter! (1888)
* Натуралист в Силурии / The Naturalist in Siluria (1889)
* Популярные приключенческие повести / Popular Adventure Tales (1890)


Введение

Биография Т. М. Рида

Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида

Заключение

Список использованных источников


Введение

рид приключенческий роман путешествие

Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг, описывающих путешествия, растительный и животный мир Азии, Африки и Америки («Охотники за растениями», «Ползуны по скалам»). Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени («Зоология для детей», «Популярное описание различных человеческих рас»). Майн Рид родился в Ирландии, в семье священника.

В 1840 г., не желая идти по стопам отца, он отправился в Америку в надежде найти себе там дело по душе и выбиться в люди. Но Америка оказалась менее гостеприимной и более прозаичной, чем это казалось романтически настроенному ирландцу. Переменив множество мест и профессий, Майн Рид поселился в 1843 г. в Филадельфии и занялся журналистикой. В 1846-1848 гг. участвовал в войне США с Мексикой. Событиям этой войны посвящен первый роман Майн Рида «Вольные стрелки» (1850), проникнутый искренним сочувствием к мексиканскому народу.

Взгляды Майн Рида проявились в период революционных событий 1848-1849 гг., в которых писатель, вернувшись в Европу, принял участие. Воспоминания об этом периоде легли в основу романа «Жена-дитя», опубликованного только после смерти писателя. Лучшие романы Майн Рида созданы в основном в первые 10-15 лет его творчества («Белый вождь», 1855; «Квартеронка», 1866; «Оцеола, вождь семинолов», 1858; «Мароны», 1862; «Всадник без головы», 1866). В этих произведениях писатель затронул актуальные для своего времени вопросы: торговля людьми и истребление индейцев, жестокость плантаторов Юга и все подавляющая власть золота. Эти важные вопросы органично вплетены у Майн Рида в ткань авантюрно-приключенческого романа, увлекающего напряженным сюжетом и загадочными событиями, пробуждающего симпатию к смелым, находчивым, благородным героям. Лучшие его книги, оставаясь увлекательным чтением, выходят за рамки приключенческой литературы, воспитывают в читателях чувство гуманизма и справедливости, правдиво и ярко рассказывают о мире природы.

.Биография Т. М. Рида


Томас Майн Рид родился в деревне Баллирони (графство Даун <#"justify">2.Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида


Расцвет творчества Рида приходится на 1850-60 гг. Именно в этот период он написал свои известнейшие романы: «Белый вождь» («The White Chief», 1855), «Квартеронка» («The Quadroon», 1856), «Оцеола», «Всадник без головы» («The Headless Horseman», 1865). Pид плодотворно продолжил традиции Д. Дефо и Дж.Ф. Купера, объединяя в своем творчестве черты романа странствований и приключенческого романа. Писатель стремился синтезировать в своих романах развлекательные и поучительные элементы. В тогдашней Великобритании, которая была могущественным колониальным и морским государством, большую популярность получили книги о жизни Африки, Индии, Америки. Это был период географических открытий и экспедиций, результатами которых всегда живо интересовался Рид. В конце концов, жизнь самого Рида - неутомимого путешественника - стало ценным материалом для его творчества. Личные наблюдения писатель дополнял сведениями, заимствованными из документальных источников, затем безупречность его описаний флоры и фауны экзотических стран признавали даже географы.

Описания природы сыграют в романах Рида особую роль. Писатель нередко делает перерыв в самый напряженный миг рассказа, чтобы рассказать о неизвестному европейскому читателю животном или растении. Взаимоотношения человека с миром природы, познание этого мира и борьба с ним под пером Рида приобретает очертания увлекающего приключения, становится важным звеном в развитии сюжета (следует вспомнить хотя бы эпизод спасения Виргинии от аллигатора в «Оцеоле» или бегство Луизы и Мориса от диких мустангов в «Всаднике без головы»). Иногда Рид вообще отказывается от традиционной романной интриги, выдвигая на передний план сугубо просветительские задачи. Так, содержание небольшой дилогии «Охота на растений» («The Plant Hunters», 1857) и «Скалолазы» («The Cliff Clim-bers», 1864) составляют эпизоды, в которых речь идет о знакомстве двух путешественников Каспара и Карла с богатой флорой и фауной Индии. Вместе с героями читатель узнает об особенностях поведения экзотических животных: быков чоури, горного козла, губастого медведя, о свойствах сока пальмиры или ореха поуни.

В романах Рида ведущую роль сыграют не характеры, а события. Его герои страдают от неверной судьбы, попадают в зависимость от случайного стечения обстоятельств, вынуждены преодолевать неожиданные препятствия. Персонажи Рида являются довольно условными, они не наделены глубокими психологическими характеристиками. Положительные герои отличаются исключительным благородством, они способны быть преданными друзьями и пылкими любовниками, и их привлекательная внешность является отражением их внутренней сущности. Вместе с тем их антагонисты - люди низменные, подлые, алчные, а нередко еще и безобразные снаружи. Тем не менее именно герои, созданные Ридом, стали ручательством популярности его романов. Несокрушимые в злоключениях, мужественные и справедливые, они всегда стремятся к победе добра над взлом и призваны стать жизненным примером для юных читателей Рида.

Своеобразность приключенческого романа Рида заключается в том, что остросюжетность писатель объединяет с важными проблемами современности. Так, в «Квартеронке» главным препятствием на пути героев к счастью становится рабство Авроры. Автор, предаваясь ярким деталям, обосновал мысль о постыдности и антигуманности рабства. Читатель становится свидетелем жестокой пытки, которую испытают невольники, преследование рабов-беглецов с помощью специально натренированных собак, продажи рабов с аукциона. Лишь неожиданное стечение обстоятельств, своевременная помощь влюбленного в Аврору Эдварда и ее бывшей хозяйки Эжени Безансон спасают героиню от посягательств коварного негодяя Доминика Гайара, который купил ее на аукционе. Рид не являлся активным сторонником аболиционизма, считая, что движение за отмену рабства в Америке приводит лишь к усилению вражды между Севером и Югом, тем не менее картина рабства, созданная в «Квартеронке», пафос негодования писателя дает основания приичислить этот роман к произведениям аболиционистской литературы, рядом с «Хижиной дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

В «Оцеоле, вожде семинолов» («Oceola, the Seminole», 1858) Pид анализирует проблемы американской политики в отношении к индейцам, перекликаясь, таким образом, с пенталогией о Кожаном Чулке Купера. Сюжет «Оцеолы» связан с историческими событиями 30-х гг. XIX ст., когда американское правительство предприняло шаги для окончательного искоренення индейского племени семинолов с территории Флориды, которое привело к войне <#"justify">1.Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-СПб. «Педагогический музей» 2008 г. 880 с.

.Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М., Советская энциклопедия, перераб. и доп. 2010 г. 979 с.

.Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М. переизд. 2007 г. 642 с.

.Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948 г. переизд. М. «Эксмо» 2011 г. 473 с.

.Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930 г. 378 с.

.Крашина А. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение, 1980 г. № 9, 320 с.

.Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М. 2001 г. 415 с.

.Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. т.1 СПб. «Светская литература» 670 с.

.Наркевич А. Майн Рид. М. «Детская литература»,1938, №14, 97 с.

.Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М.: «Детгиз»,1956 г. переизд в собр. Литературных сочинений «Классическая литература» М. «Дрофа» 2010 г. 790 с.

.Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без головы. М.:Правда,1982 г. переизд. М. «Эксмо» 2011 г. 216 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.