Потребление и потребительство. Что такое Потребительство? Потребительское отношение к материальному миру

Потребительство - как историческое явление

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

Потребительство, как характеристика потребления

Критика потребительства

Потребительство в современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания . Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.

Основная критика идеологии потребительства развивается в религиозной среде. С религиозной точки зрения, оно игнорирует духовные ценности, если они вне сферы рыночных отношений, эксплуатирует и поощряет страсти, эмоции, пороки, в то время, как все основные религии призывают к их обузданию, ограничению. Примером критики потребительства в христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus » (1991), согласно которой потребительство - одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма .

Контраргументы сторонников потребительства

Процессы, которые превратно истолковываются как дурновкусие, маниакальный шопинг и показуха, вовсе не сводятся к названным досадным проявлениям. Экономист начала ХХI века Александр Долгин пишет, что «неприятие культурных трендов потребления вызвано тем, что многие в принципе не разобрались в устройстве общества потребления … Современным обществом все активнее управляет некое разумное символическое начало, ничуть не менее властное, чем конкуренция за материальные ресурсы. Из этого вырастают иные жизненные реалии и, под стать им, иная мораль, о которой неверно судить с прежних позиций». Вещи говорят больше, чем о богатстве, одновременно они маркируют вкус, ментальность, социальную принадлежность и прочие качества индивида.

Потребительское общество предоставляет в распоряжение людей сигнальную систему и практики, обслуживающие необходимость в сближении и дистанцировании. Причем эффективность этой сигнальной системы зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на качество коммуникаций и, в конечном счете, на качество жизни.

Демонстративная трата - как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров

Траты напоказ бытовали испокон веков, и видеть в них пустое фанфаронство наивно (как в принципе неверно отказывать в содержательности любым устойчивым социальным практикам). Вожди, удачливые купцы и фабриканты, военные и юристы - все время от времени прибегали к нефункциональной трате. При этом они не потакали своим капризам, а действовали более чем здраво - создавали о себе необходимое для дела впечатление с помощью антуража, а когда требовалось - широких жестов.

Демонстративная трата работает как залог предсказуемости и основа доверия со стороны потенциальных партнеров. (К слову, в основе имиджевой рекламы тоже лежит логика задатка: тот, кто не производит гарантированно хорошую продукцию, не станет тратиться на свое паблисити, ведь, сделав плохой товар узнаваемым, его, как правило, трудней продать. Покупатели считывают этот сигнал на уровне подсознания.) Такова фундаментальная логика траты как превентивной жертвы - она лишь кажется необязательной, на деле это инвестиция в информацию о будущем, в доверие.

Кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком

Статусная трата - почти императив для подавляющего большинства членов общества. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Логика статусов родилась не вчера, но раньше она наиболее заметно затрагивала верхушку общества. Для средних слоев предназначались вещи попроще, а низшим разнообразие было не по карману. Сословный диктат в одежде был нужен затем, что сегодня достигается без принуждения, - чтобы сразу было видно, кто есть кто.

Информационное общество и гуманизм потребительской культуры

В информационном обществе игра в показное потребление стала всенародной. На кону стоят не только имущественные статусы, но и множество характеристик личности. Все страны на своем уровне вовлечены в складывание и разгадывание тех же шифров и семиотических кроссвордов, что и состоятельная публика. Причем для всякого уровня запросов обеспечен свой потребительский минимум. Так, среди наиболее массовых и потому дешевых продуктов пиво плюс чипсы плюс футбол, а также музыка, интернет-серфинг, кино, компьютерные игры… - все, что позволяет, как минимум, заполнить время, спастись от его невыносимой тягучести.

Желающим перейти в более высокую лигу пути, как правило, закрыты ограниченностью ресурсов и неравноценной оплатой труда, что, во многом, и является катализатором роста преступности. Потребительская культура по-прежнему не может удовлетворить весь спрос (поскольку он непрерывно растет), но, при этом, провоцирует общественное расслоение ещё сильнее, чем в прошлые времена.

Поэтому пенять кому-то на его, условно говоря, попкорн - это не понимать, что именно благодаря ему ты отличаешь своих от чужих (либо, напротив, бравировать своим пониманием).

Примечания

Литература

  • Долгин А. Б. Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006-632 стр.
  • Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. M.: «АСТ», 2010. - 256 c.
  • Ильин В. И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008.
  • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. СПб: Интерсоцис, 2007.
  • Ванн Д., Нэйлор Т. Х., Де Грааф Дж. . Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру . Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. ISBN 5-9681-0070-2

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Потребительство" в других словарях:

    Иждивенство, иждивенчество Словарь русских синонимов. потребительство сущ., кол во синонимов: 4 иждивенство (3) … Словарь синонимов

    потребительство - потреб ительство, а … Русский орфографический словарь

    А; ср. Неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Энциклопедический словарь

    ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО - совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. П.,… … Словарь по этике

    потребительство - а; ср.; неодобр. Стремление только к удовлетворению своих потребностей. Бороться с потребительством … Словарь многих выражений

    Идеи и теории Спектакль · Энафизм · Культура глушения · Корпоративная преступность · Предвзятость СМИ · День без покупок · Альтернативная культура · Опрощение · … Википедия

    Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… … Википедия

    Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    Нахлебничество, потребительство, иждивенчество Словарь русских синонимов. иждивенство сущ., кол во синонимов: 3 иждивенчество (3) … Словарь синонимов

Книги

  • Круто! Как подсознательное стремление выделиться правит экономикой и формирует облик нашего мира , Анетт Асп, Стивен Кварц. Цитата "Согласно доктрине консюмеризма, без одежды вы не просто голы - вы бессмысленны. Это объясняется тем, что в потребительской культуре вещи живут двойной жизнью, будучи, с одной стороны,…

Алёна и Юрий Виндт

Потребительское отношение к материальному миру

Потребительство - игра «в одни ворота». Цель потребительского существования - создание себе максимально комфортных условий любой ценой, даже ценой собственной жизни. Ведь постоянное притекание энергий в виде вещей, денег и т. д. распирает маленький мирок, пока тот не лопается, как воздушный шар. Взамен потребитель ничего не даёт окружающему миру.

Основа потребительства - признание собственной обездоленности, слабости и беспомощности, и получение удовольствия от нахождения в этих состояниях. Делать ничего не надо, ведь заранее известно, что ничего не получится. А другая сторона этого комплекса неполноценности - громадная претензия на важность и исключительность своей персоны. Так что окружающие должны осознать, какое им выпало счастье - жить рядом с потребителем и, естественно, исполнять все его прихоти и желания. Потребительское отношение приводит к Долгам. Долги ограничивают возможности человека, постоянно указывая ему на необходимость изменений.

Долг - страж материального Мира, который не даёт потребительству расцветать пышным цветом. Люди ощущают Силу данных обязательств и работают с ними, то есть долги отдают, а обещания выполняют. Невозвращенный Долг - канал, по которому утекает Жизненная Сила. Кроме того, по такому каналу в любой момент у вас могут потребовать энную сумму, и хорошо, если только ту, которую вы задолжали.

Вместо потребительского отношения Человек выстраивает с материальным Миром взаимодействие по принципу сотрудничества и целесообразности. То есть он знает, с какой целью совершает то или иное действие, а вещи наполняет содержанием, и они выполняют свою задачу, усиливая Быт и Социум. Человек излучает Благодарность окружающему, т. к. именно материальный Мир дарит пришедшему сюда физическое тело, способное действовать, творить и созидать.

Махмутов Гамиль

Потребительство, или «Брат-2»

Хотите узнать, что на самом деле является потребительством? Нет? А!!! Значит, вы боитесь, что вас могут разоблачить! Вот скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите на занятия? Знания получать? Хорошо! А ещё для чего? Заниматься? Здорово!!! А как вы думаете, опытом надо делиться? А когда вы последний раз делились опытом?

Представьте себе такую картину: молодой человек проснулся утром и обнаружил, что у него нет нормальной пары носков. В ванной лежат его грязные носки, в шкафу лежат чистые, но дырявые. Что же делать? - Ладно, возьму у своего брата пока, потом отдам как-нибудь. С этими словами он незаметно пробирается в комнату брата и берёт носки из его шкафа. Но оказывается, тот не спал, а просто лежал с закрытыми глазами. И когда первый братан забрался в шкаф - второй брат тихонечко спросил: «Ну и чего ты там забыл?». Но тот не растерялся: «А помнишь, ты надел мою шапку и ничего не сказал?! Так вот, настало время восстановить справедливость!» - сказав так, он внаглую взял носки своего брата и ушёл в свою комнату. Брат-2, конечно же, не стал терпеть такой наглости и пошёл на разборки! Далее были слышны лишь крики, шум, грохот и возня…

Брат № 1 поленился постирать и зашить свои носки, и воспользовался чужими. Затем, когда его цапнули, нагло оправдался (хотя такому поступку нет оправдания) и продолжил своё чёрное дело.

Это отдалённо напоминает то, что происходит на наших занятиях. Да-да!!! Вы пришли на занятие, получили знания. На следующее занятие вы приходите так же получать знания, не воспользовавшись первичными. К примеру, у вас дома или на работе появились какие-то проблемы (в случае с братьями это оказались грязные носки). Вы знаете, как справиться с проблемами, но предпочитаете рассказывать об этом другим, чтобы те приняли за вас решение или даже совершили какое-то действие. Вы это оправдываете «дружескими отношениями». И даже если вы понимаете, что поступаете нехорошо, всё равно продолжаете потреблять своего друга, либо инструктора (вообще-то, настоящий инструктор не позволит этого), убеждая себя в правильности своих действий. Возможно, вы считаете, что у вас есть большая внутренняя сила, раз вам удаются манипуляции тем или иным человеком, но на самом деле вами руководит какое-то качество и, манипулируя в первую очередь вами, использует других людей. Получается, что у вас не хватает сил даже справиться с самим собой и остановить это позорище! Может быть, громко сказано, но верно! И знайте, что якобы решив эту ситуацию (проблему), вы не приобрели никакого опыта, кроме опыта потребления. И эта ситуация к вам снова вернётся, потому что вы по-настоящему не решили проблему, а Силы снова вам подсунут такую «бяку», но в более пикантном варианте. И что будет, если не окажется рядом того человека, кем вы воспользовались в прошлый раз? Да к тому же, вдруг тот самый человек тоже решит воспользоваться вашей помощью в этот неподходящий момент и придёт к вам уже со своей проблемой. Вы же не будете рисковать своими дружескими отношениями, не так ли?

Есть такая закономерность: как вы относитесь к окружающему миру, так и он относится к вам. Если вы видите, что у кого-то трудности в чём-то и помогаете справиться с ними, то и вам помогут в трудную минуту. Но это не значит, что надо делать всё за других - стирать и штопать носки!!! Иначе вас могут неправильно понять и вместо вас пойдут на свидание с вашей девушкой!

Если же вы ничего не делаете при виде того, как другие мучаются, запутавшись в своих проблемах, то при возникновении проблем у вас всем так же будет наплевать. Если же вы постоянно пользуетесь чужими вещами, идеями, силами и т. д., создавая другим проблемы, то поразмышляйте, откуда у вас столько проблем.

Итак, выбор за вами…

Добавить в избранное

Потребительство это внутреннее стремление человека видеть только один смысл жизни и цель – материального обогащения. Морально-этические аспекты жизни таких людей как правил интересуют меньше всего. Они находят счастье в вещах, их использовании.

Причиной Потребительства, является само развитие общества и социума, по техногенному пути развития. Большое значение имеет искусственно поощряемое мнение о значимости материальных вещей для человека. Иногда Потребительство превращается в манию или зависимость от которой сложно избавится.

В гигантских городах, в гигантских странах людьми управляют, как вещами и всё, что эти люди покупают, становится мусором.

Жить в обществе потребления не так и просто. Потребительство – это искусственно навязанные избыточные стандарты общества, для получения прибыли. Фактически все наше существование на планете земля напоминает прожорливых червей, которые нагло, безжалостно, неэкономно, алчно и бездумно сжирают все на своем пути.

Желание человека жить лучше - естественно и нормально. Но во всём нужно знать меру. В потребительстве она отсутствует. В неестественном раздувании чувства потребительства отсутствует материальная и моральная основа.

Человек утрачивает возможность стать целостной личностью, которая гармонично удовлетворяет свои физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности

Потребительство крадет у человека осознание себя и смысла жизни, заменяя его эгоизмом и корыстью.

Жизнь предназначена для развития внутренних начал, для пробуждения или осознания духовных ценностей.

На первое место среди жизненных целей, необходимо ставить приоритеты, связанные с самосовершенствованием, личностным ростом.

Личностный рост и ценности подвергаются забвению. Смысл жизни человека предается глубокому забвению. Потребительство сегодня превратилось в пагубную зависимость. Для него характерно, маниакальный шопинг, рисовка и показушничество. Для человека, ставшего обладателем такого качества личности как Потребительство, товары утрачивают свои естественные характеристики, становясь лишь символом элитарности, избранности, возможностью пустить понты, потешить Тщеславие собственной крутизной и значимостью.

Вкус Счастья, да и само , такие люди связывают с уровнем потребления материальных благ. В конечном итоге он становится целью и смыслом жизни.

Потребительство не воспитывает в человеке добродетели. Наоборот провоцирует Гордыню, Зависть, Тщеславие, Эгоизм.

Человек стремится урвать у других, становится беспринципным, когда речь заходит о потреблении, безудержно рвется к наживе, переступая через нравственность и совесть.

Потребительство реализуется в жесткой конкурентной, соревновательной среде, поэтому отстающие проявляют недовольство жизнью, осуждают тех, кто действовал бессовестно, но более проворно.

Это общее для всей нашей России чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравновесить создавшееся положение возвращением вечных ценностей, которыми на протяжении многих поколений руководствовалась наша страна. Необходимо настойчивое и глубокое внедрение таких ценностей, как Любовь, Вера, Семья, Ответственность, Благородство, Дружба, Честность.

Помните: ценность человека и смысл его жизни это — настоящая любовь к другому человеку, бесконечное стремление вселенной к совершенству и красоте.

Само собой разумеется, что все это пошло, нагло и безвкусно. Однако в фотографиях с сайта Rich Kids of Instagram («Богатые дети в Instagram»), о котором писала на прошлой неделе Guardian, есть кое-что еще, не сводящееся к обычному отвращению к грубой демонстрации роскоши. На этих фотографиях юноши с четырьмя часами Rolex на руках и другого юноши, позирующего перед своим вертолетом, на бесчисленных машинах, яхтах, туфлях, особняках, бассейнах и испорченных белых мальчишках, кривляющихся в частных самолетах, изображая гангста-рэперов из черных гетто, лежит тень чего-то худшего. После просмотра нескольких десятков подобных картинок возникает непонятное, но тревожное чувство.

Разумеется, такие фотографии, по идее, должны возбуждать зависть. Однако вместо этого от них несет отчаянием. Юноши и девушки теряются на фоне собственной дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Голова лежащей на кровати девушки едва виднеется из-под завала пакетов Chanel, Dior и Hermes. Подписи гласят «шоппинг-шоппинг» и «#золотаялихорадка», однако вместо картины изобилия перед нами наглядный образ пустоты. Эта сцена буквально пропитана отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.

Возможно, я проецирую свои предубеждения. Однако мои ощущения подтверждаются впечатляющим количеством психологических исследований. Психологи утверждают, что «вещизм» — свойство, которое встречается и у бедных и у богатых и которое исследователи определяют, как «систему ценностей, основанную на пристрастии к вещам и к создаваемому ими социальному образу», разрушителен как для общества, так и для отдельного человека. Он лишает тех, кто ему поддался, радости жизни и душевного спокойствия и несет тревогу, депрессию и крах отношений.

Корреляция между вещизмом, несчастьем и неспособностью к сопереживанию и взаимодействию с людьми была замечена давно. Однако исследования, проводившиеся в последние годы, устанавливают причинно-следственную связь. Например, серия экспериментов, результаты которых в июле опубликовал журнал Motivation and Emotion, продемонстрировала, что рост вещизма снижает человеческое благополучие (качество отношений, автономность, осмысленность жизни и т. д.). Когда вещизма становится меньше, люди, напротив, становятся благополучнее.

В ходе одного из исследований ученые работали с группой 18-летних. Затем — через 12 лет — они снова проверили ту же группу. Исследуемых просили оценить важность различных целей — работы, денег и статуса с одной стороны, и принятия, общности интересов и причастности к сообществу, с другой. После этого им давали стандартный диагностический тест, выявляющий проблемы с душевным здоровьем. И в 18 лет, и в 30 лет, люди, более склонные к вещизму, были больше склонны и к психическим расстройствам. Но те из них, в ком за это время вещизма стало меньше, стали счастливее.

В другом случае психологи изучали то, как исландцы переносили экономический коллапс, который произошел в их стране. Одни пытались найти опору в вещизме, а другие стали меньше интересоваться деньгами и больше обращать внимания на семью и общественную жизнь. Вторая группа продемонстрировала более высокий уровень благополучия, чем первая.

Эти исследования — при всей своей показательности — устанавливают только корреляцию. Однако затем исследователи пропустили группу подростков через церковную программу, направленную на то, чтобы переключить детей с трат на помощь и сбережение. Самооценка участвовавших в программе детей, которые до этого проявляли вещизм, заметно возросла, в то время, как у их собратьев в контрольной группе — нет. У тех, кто не страдал от вещизма до программы, самооценка не изменилась.

В другой статье, вышедшей в Psychological Science, сообщается о контролируемом эксперименте, в ходе которого на людей постоянно воздействовали образами предметов роскоши, текстами, адресованными не гражданину, а потребителю, и словами, ассоциирующимися с вещизмом (такими, как «покупать», «статус», «престижный» и «дорогой»). Подопытные демонстрировали незамедлительный, но временный рост материальных устремлений, тревожности и депрессии. Они также становились более склонными к конкуренции и эгоистичными, у них снизились чувство социальной ответственности и склонность участвовать в трудоемкой социальной деятельности. Исследователи подчеркивают, что, так как реклама постоянно бомбардирует нас подобными образами, а наши СМИ постоянно представляют нас именно потребителями, эти временные эффекты могут возникать на более или менее постоянной основе.

Наконец, авторы третьей работы, опубликованной, парадоксальным образом, в Journal of Consumer Research, наблюдали в течение шести лет 2 500 человек. Исследование выявило двухстороннюю взаимосвязь между вещизмом и одиночеством: вещизм взращивает в людях социальную изоляцию, которая, в свою очередь, развивает вещизм. Люди, отдалившиеся от окружающих, привязываются к вещам, и эта привязанность в дальнейшем вытесняет социальные отношения.

Оба варианта вещизма, приводящие к этому эффекту — использование вещей как мерила успеха и поиск счастья через приобретение — можно увидеть в Rich Kids of Instagram. Только прочтя эту статью, я понял, что в этих фотографиях так выбивало меня из колеи: они выглядят как своего рода сознательное нанесение себе социальных увечий.

Вероятно, это отчасти объясняет, почему основанная на безостановочном росте экономическая модель продолжает, на свой лад, преуспевать, пусть и оставляя за собой хвост из неоплатных долгов, душевных болезней и разрушенных отношений. Социальная атомизация — это, возможно, лучшая стратегия продаж в истории, а бесконечный маркетинг выглядит почти идеальным методом атомизации.

Вещизм заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Вредоносный сайт о «богатых детях» издевательски иллюстрирует и грубо подстегивает эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у тебя четыре «ролекса», а у кого-то — пять, тебе не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Материальное выражение самооценки снижает самооценку.

Я хочу подчеркнуть, что говорю не о различиях между богатыми и бедными: бедные могут поддаваться вещизму не хуже, чем богатые. Речь идет об общей социальной тенденции, порожденной государственной политикой, действиями корпораций, коллапсом сообществ и общественной жизни и нашей покорностью системе, которая выедает нас изнутри.

Мы делаем ужасную ошибку, позволяя себе верить, что чем больше у нас будет денег и вещей, тем благополучнее будет наша жизнь. В это верят не только несчастные запутавшиеся дети с фотографий, но и почти каждый министр почти каждого правительства. Суетные амбиции, страсть к материальному, безостановочный рост: вот формула массового несчастья.