Пожелание паломникам. Советы паломникам

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси.

Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.
Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие:

совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва, причащение, исповедь, соборование),

вознесение молитв во святом месте;

Поклонение святому месту, храму, мощам, чудотворным иконам;

паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

Паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);
паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;
паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;
паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.
При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты.

Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».
«Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди.

Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом.

Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве.

Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество.

Это аскетика — от греческого „аскео", то есть „упражняюсь".

Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело — это молиться».

Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы.

Человек оставлял свой надежный мир — дом, семью, деревню.

Он становился «в путь шествующим» — беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы.

Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, — опасно.

В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение.

В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.
По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству.

И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель.

Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери — такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах.

Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества.

Паломничество — это труд, это факт биографии человека.

Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.

Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам.

Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно.

к которым вы хотите совершить паломничество .

Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов.

Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди, в том числе члены православных молодежных объединений.

Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью.

Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания.

Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь.

Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма.

Порой встречаются люди совсем не церковные, движимые в большей степени любопытством.

Если человек совершает поездку только ради любопытства — это уже не паломничество.
Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание — они открывают для многих людей мир веры.

Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.
По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

Паломничество играет важную общеобразовательную роль.

Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами.

Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

Следует указать несколько важных моментов.

Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан.

Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества.

В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству.

Такая подготовка — дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров.

Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики.

В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями. Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

Если ваша цель — получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой.

При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия.

Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ.

Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.



Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции.

Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.

из инета

Совершение обрядов Хаджа сопряжено с некоторыми физическими нагрузками, которые в купе с необычным климатом могут вызвать ухудшение самочувствия людей преклонного возраста, лиц страдающих хроническими заболеваниями. Да и здоровые паломники бывает что простужаются. Поэтому вместе с паломниками на святую землю уже который год отправляется и бригада врачей.
О том, как проходит медицинское обслуживание наших граждан, мы говорили с Гаджиевым Абдулой Набиевичем, заместителем министра здравоохранения РД, руководителем группы врачей по оказанию медицинской помощи паломникам, совершающих Хадж по программе благотворительного фонда Сулеймана Керимова.

– Абдула Набиевич, Вы на Хадже в качестве врача уже не первые раз. В чём специфика Вашей работы здесь?
– Я вместе с коллегами несу большую ответственность за состояние здоровья паломников из Дагестана, и мы стараемся организовать работу по профилактике заболеваний, как инфекционных, так и соматических, а также оказанию своевременной и качественной медицинской помощи в необходимых случаях.
Вся наша работа направлена на сохранение физического здоровья паломников, без которого невозможно выполнить все ритуалы Хаджа, которые связаны не только с физической нагрузкой, но и с нервным перенапряжением паломников.

– Как формировалась медицинская группа и по каким критериям подбирались врачи?
– Медицинская группа сформирована по инициативе муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева, по предложению которого я и возглавил группу врачей. Для поездки на Хадж я использовал, как и полагается свой очередной отпуск.
По предложению муфтия группа врачей сформирована в соответствии с количеством авиарейсов – 15 врачей, т.е. из расчета один врач на один рейс. Те же врачи сопровождают паломников на всем протяжении маршрута следования.
Четверо из нас уже были на Хадже и имеют опыт оказания помощи паломникам и знают специфику местных условий. Остальные врачи, среди которых и две женщины ранее не были на святой земле и им предоставлена возможность выполнить пятый столп Ислама. Была поставлена задача, чтобы медперсонал был сформирован из представителей разных национальностей. Весь медперсонал профессионально подготовлен, это опытные врачи. Одним из основных критериев при подборе врачей, конечно, наряду с профессионализмом, была их богобоязненность.

– По приезду в КСА, как вы развернули программу по оказанию медпомощи паломникам?
– В городе Медина медпомощь паломникам оказывалась группами врачей по месту проживания паломников в гостиницах. А в городе Мекка все паломники из благотворительных рейсов Сулеймана Керимова, а это около 2500 человек, размещены в одной гостинице. Там же на первом этаже мы развернули не совсем обычный по своей структуре медпункт, где врачи принимают больных согласно составленному графику круглосуточно. И там же есть две отдельные мужская и женская палаты из шести коек по типу дневного стационара. В тоже время прикрепленные за группами врачи не прекращают работу также по участковому принципу.

– Как вы оцениваете общее состояние здоровье паломников?
– В процессе подготовки к Хаджу многие паломники прошли обследование и лечение в амбулаториях и поликлиниках по месту жительства, а так же на уровне республиканских лечебно-профилактических учреждений. Также они получили профилактические прививки от инфекционных заболеваний. Среди паломников много пожилых людей, которые страдают хроническими сердечно-сосудистыми бронхолегочными заболеваниями. Среди паломников есть и инвалиды по зрению, плохослышащие, глухонемые, и с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, есть и больные, страдающие сахарным диабетом и заболеваниями почек и печени, различными болезнями аллергического характера и другими заболеваниями.

– Как бы Вы оценили общее состояние дел с оказанием медпомощи нашим паломникам во время Хаджа, насколько Вы обеспечены необходимым оборудованием, медикаментами?
– Созданные организаторами Хаджа условия для работы врачей позволяют нам оказывать своевременную и квалифицированную помощь больным и проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу среди паломников. Что касается медикаментов, то мы полностью обеспечены необходимыми медикаментами, применяемыми при самых разнообразных заболеваниях органов и систем организма человека. Об этом также побеспокоились организаторы Хаджа. В необходимых случаях без особых проблем мы прибегаем к услугам скорой медицинской помощи, а также консультациям и стационарному лечению в госпиталях Саудовской Аравии.
Следует подчеркнуть, конечно, в условиях жаркого климата и физических нагрузок на паломников, связанных с выполнением ритуалов Хаджа, обостряются многие хронические заболевания. А неправильное использование кондиционеров и употребление холодных напитков приводит часто к простудным заболеваниям.

– Абдула Набиевич, что вы чувствуете на этой святой земле не как врач, а как верующий мусульманин, совершая Хадж?
– Альхамдулиллях, я и ранее несколько раз совершал Хадж и те чувства, которые испытывает паломник трудно передать, их просто надо испытать на себе. Но одну скажу, что с каждым разом трепетное чувство, связанное с ощущением ничтожности земной жизни перед величием и бесконечностью Того Мира и ответственностью перед Создателем, усиливается и заставляет задуматься над смыслом бытия и собственной ничтожностью. Все происходит по воле Аллаха. Я и мои коллеги воздаем хвалу Всевышнему, за то, что мы оказались в числе тех, кто оказывает помощь братьям по вере, совершающим Хадж.

– Ваше мнение от общей организации благотворительного Хаджа Сулеймана Керимова в этом году?
– Во-первых, выражаю огромную благодарность Сулейману Керимову за финансирование Хаджа для такого огромного количества социально незащищенных людей, для которых паломничество оставалось многие годы несбыточной мечтой. Также большая благодарность муфтию Ахмаду-хаджи Абдулаеву за четкую организацию Хаджа для этой категории людей. Паломники почувствовали истинную заботу о себе. Да вознаградит их Всевышний.

– Какие будут пожелания паломникам?
– Желаю, чтоб паломники в добром здравии, совершив Хадж, вернулись к своим семьям, которые их с нетерпением ждут в родном Дагестане. Искренне желаю, чтобы они оставались пропагандистами не только Ислама, но и здорового образа жизни, ведь Ислам и здоровье это одно целое. И да примет Аллах Хадж паломников всего мира! Амин.

Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов

Настоятельница обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в архангельском селе Суре - на родине Всероссийского пастыря - о «духовном туризме» и о том, как настроить себя на паломничество и как прожить путь к святыням, чтобы это принесло наибольшую духовную пользу.

«Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)», - вспомнились слова из «Евгения Онегина», в этом случае довольно язвительные, когда в храме было объявлено об очередной поездке к святым местам в этом году, третьем, отмеченном экономическим кризисом. Израиль уже был, Кипр тоже, святыням Бари также успела поклониться на удивление сплоченная и немногочисленная группа православных путешественников, имеющих какое-то отношение к приходу. Кажется, «спонсорское», как стало принято называть этот род деятельности в некоторых епархиях. Рассказы участников группы о своих путешествиях были скупы и касались по большей части описания уровня сервиса в гостиницах, ассортимента миланских бутиков, то есть ни интереса, ни почтения к такому паломническому подвигу не вызывали…

В Суре нет пятизвездочных отелей, нет аквапарков и супермаркетов. Нет даже горных курортов. Нечем похвастаться, не «привлечь среднестатистического туриста». Тем не менее люди сюда едут. По признанию и опыту многих - «за теплом и добротой, с которыми к тебе относятся здесь». «Не чувствуешь себя чужаком, понимаешь? Ты здесь свой, тут о тебе молятся не “по запискам”, а по велению сердца. Один раз побудешь здесь, помолишься по-настоящему - и потихоньку начнешь понимать, что такое христианская любовь. Я говорю коряво… но вот ко мне, простому электрику, который приехал сюда вроде бы по делам, в монастыре относятся так, что я, похоже, начал понимать, в Кого они верят. И этот Кто-то, похоже, очень меня любит, да и нас всех», - говорил мне пожилой мужик, командированный в Суру из Карпогор, когда мы с ним растапливали печь в монастырском домике для паломников в морозный вечер.

Печь мы растопили, но чай пить пошли в трапезную обители: уж там-то он настоящий, с травами, не пакетики какие-нибудь. Еще и варенье предлагают - как, спрашивается, отказаться? Матушка Митрофания вгляделась в нас и пригласила сесть поближе: «Похоже, вы о чем-то хотите спросить. Как раз есть немного времени - давайте побеседуем!» Конечно, я хочу спросить!

- Матушка, есть паломничество, а есть «духовный туризм». Последнее явление как вы опишете?

Духовный туризм - это явление, которое, на мой взгляд, имеет место как в среде людей, еще не пришедших к вере, так и в среде тех, которые уже воцерковлены и живут церковной жизнью. Выражается он, похоже, в том, что люди - воцерковленные или нет - посещают святые места под действием рекламы, предлагаемой туристическими агентствами, из интереса, где-то даже из любопытства.

- А это представляет собой какую-то проблему, трудность?

Скорее еще одну возможность для проповеди Христа.

- Вот как? Но, согласитесь, миряне - воцерковленные или нет - все-таки нарушают привычный спокойный строй монастырской жизни.

Чтобы посещение монастырей такими группами было без лишних искушений и неприятных ситуаций, нужно, чтобы и гости обители, и обитель были готовы к встрече друг с другом. Чтобы посетители не нарушали течение монастырской жизни, должен быть выделен человек или несколько людей, скорее всего даже из среды мирских людей, прихожан монастыря, которые бы рассказали гостям о святом месте.

Дело в том, что обители, которым Господь Своей милостью вверил дар и послушание быть хранительницами святыни, не имеют духовного права закрывать двери храма для посещения его людьми. Конечно, принимать человека, не ведущего духовную жизнь и далекого от нее, всегда непросто. Порой и хочешь ему что-то рассказать, но как будто уста сомкнуты и слова не произнести. Но мы не знаем путей Господних, не знаем, для чего человек попал в эту поездку, и может, Господь Сам скажет ему гораздо больше, и скажет то, что развернет его жизнь на 180 градусов.

Большая задача по подготовке туристов к посещению монастыря лежит на человеке, который сопровождает группу. Быть руководителем группы - очень ответственная задача. В его власти настроить людей на нужный лад уже во время дороги. Донести до них, что называется, «правила поведения».

Постарайтесь в паломничестве забыть себя! Отправляйтесь в паломничество не чтобы получить, а чтобы отдать

- Хорошо, предположим, правила поведения донесены и восприняты. Что это даст?

Когда обе стороны подготовлены, остальное остается предать только в руки Божии и действию благодати. Только благодать способна преобразить человека. И даже сделать из туриста, торопливого и рассеянного, паломника, мирного и глубокого.

Боюсь, среди людей, называющих себя паломниками, многовато «духовных туристов», для которых понятие «духовность» не вмещает понятие «христианская».

Духовный туризм в среде верующих христиан - это недуг, который требует внимательности от «зараженного» им, чтобы осознать его и пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

- И что это за вещи, на ваш взгляд?

Зачастую верующие начинают «охотиться» за духовными впечатлениями и пускаются в путешествия от монастыря к монастырю. Таким людям стоит понять, что Господь всегда рядом с нами и слышит нас везде. Что главная святыня дана нам во святом Причастии. И причаститься Господу Иисусу Христу мы можем за Литургией в своем городе в том храме, прихожанами которого мы являемся, и для этого не нужно далеко ехать. Все ответы, решение всех вопросов - здесь.

- Что вы пожелаете людям, готовящимся к паломничеству?

Я лучше попрошу: если ваша душа чувствует острую потребность вырваться из круга повседневности и совершить паломничество, то наши пожелания потенциальным паломникам таковы: постараться в паломнической поездке забыть себя. Забыть себя и тот вопрос, который подвиг тебя на поездку, - нужно отдать себя Богу, хотя бы на это время. Жить теми ситуациями, которые тебе открываются в этой поездке, и отдавать себя им. Заболел ли кто-то из твоей группы - послужи этому человеку и не угнетай себя мыслью, что, сидя с ним, ты не посетишь часовню твоего любимого святого. Попросили тебя помочь в монастыре - потрудись и не думай, что пропустишь вечернюю исповедь, а утром не будет времени в полном объеме изложить священнику свою проблему. Господь ведает твои нужды. Доверься Богу!

Надо сказать, что высший пилотаж - ехать в паломническую поездку не чтобы получить, а чтобы отдать. Тогда Небо пошлет тебе «мешок благодати», как сказала одна из наших паломниц. Выражение бесхитростное, но, по-моему, точное. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34).

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам...

На фотографии Ярослава Харкевич польские православные паломники поднимаются по лестнице к храму. На вершине Секирной горы. Соловки-2005.

Слово в дорогу на Соловки...

Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Автор не известен . Слово напутствия. )

Тот... ходит или странствует по святым местам благоразумно, с мудростию, кто находит в этих местах средства или побуждение... устроять душу свою и жизнь свою для будущего века... Как часто эти... бесконечные суеты мирские опутывают людей сетьми своими до последней крайности! К стыду людей, должно сказать, что подчас они забывают Самого Бога, виновника жизни и всякого блага, вовсе не радят о своей душе... о суде и будущем воздаянии и живут как бессловесные, неразумные, немудрые...

Благоразумно, мудро поступают те, кои [еще в пути]... вдали от мятежа человеческого - наедине только с собою, - усердно беседуют со своею совестию, - беседуют о жизни, во грехах проведенной, о Боге - Судие и Мздовоздаятеле... Мудро поступают эти странники, когда, достигнув святых мест, ознаменованных особенным присутствием благодати Божией или прославленных подвигами жизни и чудотворениями святых мужей, дорожат здесь каждою минутою, каждым обрядом и священнодействием Церкви, чтобы употребить их во благо своей души, привлечь на себя благодать, даруемую свыше. Благо вам... если, исполняя здесь свои обеты, прославляя или благодаря Господа за Его милости к вам временные, молясь о своих родных и близких - живых и умерших, вы умеете изливать притом душу свою пред лицем Господа Всеведущего, умеете высказать пред Ним все горе томящейся души вашей... Эти внутренние тяжкие стенания сердца, происходящие от живого сознания "множества содеянных" вами "лютых", не отвергнутся здесь милосердым Господом...

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам... Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Очевидно теперь и то, кто из странников "ходит якоже немудрый". Это тот, кто странствует, не имея в виду содействовать спасению души своей, без мысли о Боге, о грехах своих... тот, кто странствует из пустого любопытства, для развлечения, от скуки, по охоте к праздности, по привычке к жизни на чужой счет и по другим недостойным причинам. О да помилует Господь благодатию Своею и этих странников... и да наставит их ими же весть судьбами на путь истины и спасения.

К вам же, странники богоугодные... обращаемся еще со словом предостережения. Как вам поступать далее, чтобы сохранилась крепость и возрастала начатая вами здесь новая жизнь?.. Садовник огораживает свое деревцо молодое, а иногда и прикрывает, дабы неблагоприятные действия внешних стихий не повредили его... Вы положили твердое намерение не грешить... Оградите же это намерение... измените ваши прежние обычаи... обуздайте владевшие вами страсти, дайте новый строй вашей жизни... бегите от всего, что возбуждало в вас греховные желания, - от соблазнительных предметов, лиц и вещей... иначе росток новой, духовной жизни заглохнет в вас, как растение под вредным влиянием жара, холода или росы злокачественной. Садовник, огородив свое молодое растение, поливает его, питает... Питайте и вы новый росток жизни вашей чтением и слушанием слова Божия и писаний отеческих... искреннею беседою с единомысленными вам, опытными в жизни духовной людьми... частым... хождением в церковь Божию на Божественные службы, питайте молитвою усердною и дома, в молитвенном уголке вашем. Питайте деланием добра при всяком случае ближним вашим, питайте всеми подвигами терпения, самоотвержения, любви. О, тогда ваша жизнь духовная будет как древо, насажденное при исходищах вод... В противном случае она заглохнет и замрет вовсе, как древо - на сухой и песчаной земле... Рассеянность, пристрастие и многозаботливость - три злейших врага души нашей, скоро повергающие ее в самозабвение, нерадение, беспечность. В недоумениях обращайтесь к духовным отцам своим - "вопросите старцы - и рекут вам". Паче же обращайтесь с теплою молитвою к главному Вертоградарю и Питателю нашего духовнаго сада - Господу нашему Иисусу Христу и предайте Ему души свои всецело. Молитесь и предайтесь также Пречистой Его Матери, Заступнице христиан, и святому ангелу-хранителю и всем святым. Они вас не оставят: они знают, как и каким путем вести нас к совершенству в христианской жизни, и если пойдем за ними, то они же введут нас и в вечное Царство Божие. Аминь. (Автор не известен . Слово напутствия. Духовная беседа. 1865. № 19. С. 513-519. Цит. Соловецкий календарь. 1999. )

Проблемы Соловецких паломников

"Возникающие недопонимания между представителями Церкви и государства на Соловках, на мой взгляд, объясняются тем, что сегодня государство поощряет главным образом организацию туризма. При этом развитие паломнического сектора не включено в федеральную программу. Получается, что на государственном уровне нет координации развития туризма и паломничества. Подобная ситуация уже привела к привнесению на острова духа, чуждого самобытности монастырской жизни и памяти пострадавших в ГУЛАГе. Кроме того, программы, нацеленные на развитие туризма , ведут к созданию индустрии "эстетических развлечений". Ориентация туризма на богатых людей уже сегодня приводит к поднятию цен на транспортные услуги и проживание. Это создает дополнительные препятствия для малоимущих граждан России, которые желают совершать паломничество и ознакомительные поездки к общенациональной святыне". (. Из Обращения к министру культуры РФ М.К.Швыдкому)

Тем, кто едет на Соловки
Туризм Паломничество Транспорт на Соловки Как добираться? Рассказы туристов
Истинным пилигримам

"Настоящий паломник вряд ли назовет себя туристом... он меньше всего интересуется многообразием окружающего мира, и путь к святым местам для него - больше явление внутренней географии, чем внешней...

"Истинные" паломнические путешествия организуются в Москве при некоторых православных церквях (как "Святая Русь" при Николе в Хамовниках) или организациях - при газете "Православная Москва", например, эти маршруты существуют уже 5 лет... Большую программу весной-летом этого года предлагает и паломническая служба "Радонеж" - около 50-ти маршрутов, начиная от четырехчасовой экскурсии "Чудотворные иконы Москвы" (40 руб.) до восьмидневного путешествия в Соловецкий монастырь - от 1.671 рубля " (Леонид Тарасов . Паломники. "Iностранец", Москва, 14.04.1999 ).

Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Не иссякает поток паломников на Соловки. "Едут посмотреть святые для русского человека места не только обеспеченные иностранцы из Европы, Америки и Азии. Накануне праздника всех соловецких святых, отмечаемого ежегодно прихожанами 22 августа, в Кемь специальным автобусом прибыла большая группа верующих из Крыма . Проделав трехтысячный путь с юга на север, паломники из Одессы и Севастополя 18 августа благополучно высадились на именитых островах." (Александр Гапонов . Не зарастает народная тропа. "Карелия", Петрозаводск, 25.08.1999 ).

Памяти Соловецких узников

"Памяти узников ГУЛАГа посвятила свое путешествие на Соловецкий архипелаг группа питерских паломников , многие из которых когда-то сами этими узниками и были . На теплоходе "Онего" они отправились по Беломорско-Балтийскому каналу через Медвежьегорск, Сандормоху , Заонежье, Беломорск и другие города Карелии к Соловецким островам в Белом море. Акцию благословил епископ Карельский и Петрозаводский Мануил. По пути следования на двух шлюзах они водрузят поклонные кресты в память о мучениках за веру Христову и всех узниках ГУЛАГа, чьим каторжным трудом в 30-х годах строился Беломорско-Балтийский канал". (Людмила Безрукова . Дорогой мучеников. "Труд", Москва, 27.08.1999 ).

Рассказывают, что...

В старые времена, когда паломники плыли на Соловки для поклонения соловецким святыням, они останавливались в Кижах. Это было место, где отдыхали, пополняли силы и снова плыли дальше на Соловки...

В Государственном Эрмитаже есть стенд, посвященный паломническим поездкам: удивительные святыни, привезенные православными путешественниками из далеких и близких святых мест: из Палестины и с Соловков. Кстати, есть в музее и макет Соловецкого монастыря, выполненный в начале прошлого века мальчиком-обетником, трудившимся в святой обители. Монастырь, изготовленный талантливыми детскими руками, вполне узнаваем. (Архангельский епархиальный вестник. 13.04.2004)

Новые кресты на Соловках

Справки Вы можете получить в Паломнической службе Соловецкого монастыря

164070, Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь.
Тел/Факс: +8.818.359.0298 (спросить паломническую службу)
Моб. +7.911.575.8310
[email protected]

Соловецкое подворье в г. Кемь
186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8.
Тел: +8.814.583.5368
Возможен ночлег на подворье за пожертвование.

Путь к Богу...

Непросто рассказывать о глубоко личных, сокровенных переживаниях - даже хорошему другу, еще сложнее писать об этом на газетных страницах... Богатырев Михаил. "Соловецкий магнит" . 2010 год. Соловки.

С наступлением благословенного месяца Зуль-хиджа главная святыня мусульман принимает миллионы паломников со всего мира, в том числе и от Украины. О том, как наши соотечественники готовятся выполнить пятый столп ислама, рассказал генеральный директор туристической фирмы «Космос тревел стар» Амро Ясер, которая в этом году организовывает поездку в хадж из Украины.

- Скажите, г-н Ясир, ваша тур-фирма впервые организовывает хадж?

Мы занимаемся этим вопросом впервые, но выступаем гарантом для каждого отдельно взятого паломника с момента его вылета и до возвращения на родину. Наша тур-фирма заключила договор с агентством по Хаджу и Омре, которое находится в Мекке. Другими словами, мы являемся их представителями на Украине.

- Как идет подготовка, ведь осталось всего несколько дней?

Уже все готово, недавно я вернулся из Москвы, где в посольстве Саудовской Аравии нам поставили визы, заказаны билеты, на месте нас ждет, соответственно транспорт и гостиничные номера. Каждый паломник-представитель нашей тур-фирмы получит сумку с необходимыми для совершения хаджа вещами.

- Сколько человек отправится от Украины?

Я могу вам привести статистику. По воле Всевышнего, 131 человек поедут в хадж, среди них 34 женщины. Отправятся туда 7 семей, некоторые едут с пожилыми родителями, их около 20 человек.

- А какой регион Украины лидирует по количеству паломников?

Приблизительно все равны, но большинство из Киева и Крыма, где-то по 30 человек. Из Одессы – 23, Донбасса – 15. Слава Богу, мусульмане сейчас живут в каждом регионе, соответственно в нашей группе есть представители севера и юга, востока и запада страны.

- В этом году, в разгар новой пандемии, грипп не стал помехой для паломников?

Согласно законодательству, мы отправили запрос в МИД Украины со всеми необходимыми документами еще месяц назад, откуда нам пришло официальное письмо с разрешением на выезд. Плюс каждый паломник прошел медосмотр и на руках имеет справку. Мы, со своей стороны, закупили марлевые повязки и антибактериальный гель для рук. Главное это предосторожность, но все по воле Аллаха.

- Вам что-то известно о мерах предосторожности со стороны властей Саудовской Аравии?

Конечно, все на должном уровне, ведь в один момент будет такое скопление людей. Я сам совсем недавно вернулся из королевства, мне несколько раз делали компьютерный осмотр, который сканирует весь организм. Медпункты стоят по всей территории Мекки, Медины и других районах.

- Есть ли какие-либо изменения в организации хаджа в этом году?

Модернизация происходит из года в год, Что касается самой мечети и прилегающих к ней территорий, на них ведутся застройки постоянно. Честно говоря, власти должным образом ухаживают за священными местами и ежегодно выделяют большие средства.

Изменена, также, система оформления документов, если раньше, все заполнялось вручную, то теперь за людей это делают компьютеры.

- Как будет проходить перелет, для этого предусмотрен специальный чартерный рейс?

У нас договор с турецкой и иорданской авиакомпаниями. Оба рейса в один день, четверг, только разное время. У первой группы вылет в 11:45, второй в 15:30. Самолеты делают посадку в Мединском аэропорте, который открывается только во время хаджа, откуда паломники пересядут в автобусы и отправятся в гостиницу.

- Где будут проживать наши паломники?

Выбирая гостиницу, мы стремились найти такой вариант, который предусматривал бы высокий сервис и минимальное расстояние к главной мусульманской святыне. Слава Всевышнему, мы нашли подходящий нам вариант, хотя долго мучились с этим вопросом. Гостиница, в которой будут проживать наша делегация паломников, построена год назад, а до мечети «Аль-Харам» всего 3 километра. Также, в нашем распоряжении 3 автобуса на протяжении всего пребывания в Саудовской Аравии.

- Кто будет сопровождать украинскую делегацию по святым местам?

За все организационные вопросы отвечаю я, для этого у меня специальный бейджек, который власти королевства выдают представителю каждой делегации. Также с нами будет имам Киевского исламского культурного центра шейх Имад Абу Аль-Руб, который, по нашей просьбе, будет нести ответственность за духовную и культурную программу.

- Во сколько обошлась путевка паломника в этом году?

Я думаю, цена устраивает всех. Со всеми организационными вопросами, перелетами, жильем и перевозками паломнику путевка обошлась в 3000 тыс. долларов. Стоит отметить, что через посредника, то есть российские или турецкие фирмы, цена бы выросла в полтора раза.

- И, напоследок, ваши пожелания паломникам?

Я бы хотел начать свои пожелания с благодарности (улыбается) . В первую очередь, благодарю Всевышнего, который даровал мне шанс организовать такое достойное дело. Благодарю всех, с кем я сотрудничал на протяжении всего этого времени, это ДУМУ «Умма», Крымский муфтият, Ассоциация «Альраид», посольство Саудовской Аравии в Москве и посол Украины в Саудовской Аравии Петр Голос. Они вместе с нами участвовали во многих вопросах, искренне помогали и поддерживали.

А всем паломникам я бы хотел посоветовать оставить все свои заботы и проблемы здесь в Украине, и с чистой, как белый лист, головой посвятить себя всего нашему Создателю. Ведь, действительно, такой шанс может выпасть только один раз за всю жизнь.

Инфо. отдел ВАОО "Альраид"