Лошади Шайры (Shire) — самые крупные тяжеловозы на Земле. Лошади шайр: описание и характеристики

Экстерьер: массивная голова с широким лбом, средних размеров уши с острыми кончиками, короткая, хорошо посаженная шея, мускулистые плечи, короткая, прочная спина, широкий и длинный круп, достаточно высоко поставленный хвост, мощные ноги, на которых от запястного и скакательного сустава наблюдается пышная оброслость — «фризы», копыта большие и прочные.

Высота в холке: 165-185 см.
Вес: 800-1225 кг.
Масть: главным образом вороная, гнедая или караковая, реже — серая. На голове и ногах — белые отметины.
Особенности: Шайры — самые крупные, самые тяжелые и самые сильные лошади.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Шайр — английские тяжеловозы , ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. На сегодняшний день трудно однозначно сказать как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами.

Слово «шайр» (Shire) также пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан» (schyran), обозначающего «сдвиг» или «водораздел», следовательно, и слово «шайр» является синонимичным этой местности. И такое название порода получила благодаря Королу Генри VIII, который впервые применил Наименование «Шайр» к этим лошадям в начале 16-ого века.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Судьба Шайров неразрывно связана с историей Англии. В период между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по 1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби.

Один из авторов того времени описывает этих флемишских лошадей в основной массе как вороных, с белыми отметинами на морде и ногах, зачастую все четыре ноги у них были белы до суставов. Они были рослыми, мускулистыми, на крепких ногах, окаймленных длинными густыми щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию, были приняты в 1535 и 1541г.

Подобно остальным тяжеловозным породам, в разные периоды истории Шайры улучшались путём прилития крови других пород, особенно заметный след оставили в породе северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Существуют довольно подробные записи, повествующие об этом, сделанные более 1000 лет назад. В течение этого времени продолжалось прилитие крови и других пород.

В течение 18 в. эти лошади стали использоваться для тяжёлой работы на фермах. С усовершенствованием дорог и широким распространением дилижансов появился большой спрос на тяжеловозов. В это время заводчик по имени Роберт Бэйквилл (Robert Bakewell) значительно повлиял на Шайров, известных в те времена под именем лейцестерширской каретной лошади (Leicestershire Cart Horse), путём прилития крови лучших голландских лошадей – фризов.

Судя по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались как военные.

Большинство людей думают, да и историки утверждают, что рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на Шайрах. Не все разделяют это мнение, однако, даже в Англии некоторые сомневаются, что это правда. С исчезновением турниров и тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи, тянули повозки по ухабистым неровным дорогам и плуги по фермерским полям.

Когда на первый план вышли не битвы, а развитие коммерции и сельского хозяйства, в 19 в. шайры стали едва ли не национальным достоянием Англии. В 19 в. лошади стали главной рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности, особенно в доках и на железных дорогах. Крупные шайрские мерины работали в доках и на улицах городов. Потребности империи и нравы времени требовали от лошади экстраординарной массивности, огромной мускульной силы и послушания.

Английские животноводы и фермеры откликнулись на это созданием одним из самых замечательных пород – Шайров. Они стали самыми крупными и самыми мощными тяжеловозными лошадьми Британии. Шайры использовались, и используются до сих пор, пивоварами в городах в стилизованных запряжках, везущих пивные бочки, в соревнованиях на силу тяги и соревнованиях по вспашке.

Шайры разводились во всех частях Англии, но в таких округах, как Линкольн, Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были особенно популярны. В истории упоминаются такие названия породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь» (Great Horse), «Военная лошадь» (War-Horse), «Каретная лошадь» (Cart Horse), «Староанглийская вороная» (Old England Black Horse), «Линкольнширский гигант» (Lincolnshire Giant) и, наконец, «Шайр» (Shire) . Существовали и различия между внутрипородными типами Шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры, происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого телосложения и более выносливые.

Хотя первый Шайр был импортирован в Америку в 1853г., существенный импорт не набирал силы вплоть до 1880г. На заре нового, 20-го века, шайр в Америке мог поспорить с першеронами в популярности. С 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, почти 80% этого поголовья было рождено в Америке.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Из-за своих большого роста и эффектных движений, Шайры стали чрезвычайно популярны у горожан Америки. По окончании Первой Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали для работ на полях более мелких, и экономичных в содержании лошадей.

На рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения Шайров переместился на запад США. В 1940-х и 1950-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня Шайры, как и большинство тяжеловозных пород, возрождаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121 Шайр.

Не стоит забывать, что развитие и популяризация Регистра Английских Шайров (English Shire Registry) было, по крайней мере, частично благодаря Американцам, желающим зарегистрировать своих лошадей. Это, конечно, стоило того, так как только зарегистрированных животных можно было разводить как Шайров, но уже на Американской земле.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Наблюдая необходимость в Американских заводчиках с целью продвижения и улучшения породы, британские благотворительные фонды помогали проводить регистрацию в США. В последствии эта задача была возложена на Американскую Ассоциацию Шайров (American Shire Horse Association), организованную 28 апреля 1885. Официально зарегистрирована она была 21 мая 1885.

Одной из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для них выделяются Ассоциацией из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс. фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров ежегодно экспортируются во все части света. Действующие Ассоциации формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.

Шайры очень крупные животные: взрослые жеребцы достигают роста от 162 до 176 см в холке. Кобылы и мерины немного менее массивны. Тем не менее, многие из лучших представителей породы достигают в холке выше 185 см. У них сравнительно большие, широко посаженные и выразительные глаза, профиль слегка выпуклый (римский). Плечи сильные и широкие, корпус с глубокой грудной клеткой.

Встречаются среди шайров настоящие великаны. В 1846 году в Англии родился необыкновенно крупный жеребёнок. В честь библейского богатыря его назвали Самсоном , но когда жеребец стал взрослым и достиг высоты в холке 219 см, его переименовали в Мамонта . Под этой кличкой он вошел в историю коневодства, как самая высокая лошадь из всех, когда-либо живших на свете.

Лошадь - это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают , что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.

На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.

Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть . Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь , но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

Исторические данные

Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.

В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.

Название «шайр» появилось не сразу . Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

Галерея: английский тяжеловоз или шайр (25 фото)























Внешние характеристики

Кони этой породы бывают трёх мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

Окрас может иметь немного белых пятен .

Рост жеребцов - от 173 см в холке и выше. Вес - от 900 кг. Грудная клетка - от 215 см. Передняя пясть - от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы - от 163 см.

Особенности экстерьера

Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

У шайров пушистая ниспадающая грива . Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:

  • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
  • кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.

Экспорт

Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве , чем в Европе.

В Россию кони завозились с целью улучшения местных пород, но вытеснить российских тяжеловозных лошадей им не удалось.

Рекордсмены

Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.

В наше время самая большая лошадь в Европе - это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день - жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

Уход

Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.

Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.

Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами - особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.

Характер

Шайры - удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

Шайры отлично носят грузы, но скакать галопом их трудно заставить. Впрочем, галоп для тяжеловоза может быть опасным занятием, и хозяину не стоит рисковать с подобного рода занятиями.

Разведение шайров

На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

Шайры восхищают своим внешним видом и прекрасными характеристиками. Цена коней соотносима с элитными. В России английский тяжеловоз продаётся за миллион рублей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Английские тяжеловозы породы Шайр – самые крупные и могучие лошади на планете. Предки этих коней были верными боевыми друзьями рыцарей. Им отдавали предпочтение не случайно. Лошади приходилось в течение долгого времени возить закованного в латы воина. Заботливые хозяева считали своим долгом защитить железной броней и скакуна. Представьте, какой силой нужно обладать, чтобы выстоять под такой нагрузкой!

Шайр — рыцарский конь. Представители породы крупные и мощные.

Для шайров характерна увесистая крупная голова с роскошной гривой, объемным крепким лбом и носом с типичной для этой породы горбинкой. Короткая, мощная шея переходит в крепкую спину с могучими плечами и лопатками. Далее следует объемный и массивный круп с высоко посаженным хвостом. Мускулистые ноги с широкими пястями украшены длинными и пышными кистями — фризами.

Благодаря стараниям селекционеров, порода лошадей шайр представлена тремя основными мастями:

  • гнедой;
  • вороной;
  • серой.

Для кобыл характерна также чалая масть.

Не исключено наличие светлых пятен. Например, белая линия, идущая ото лба вдоль носа, и лохматые белые фризы. Средний рост лошадей составляет от 1,66 до 1,76 м в холке. Крупные образцы достигают 1,85 м.

Кони обладают мощной головой с длинной челкой, массивный крупом и высоким ростом.

Своеобразие характера

Шайры отличаются добротой, уравновешенным спокойным нравом. Они миролюбивы, послушны и покладисты. Для них характерны верность, отсутствие нервозности и бесстрашие. Эти качества сделали коней незаменимыми для средневековых сражений и турниров. Ведь боевой конь не должен бояться грохота оружия, криков разъяренных воинов и взмахов клинков.

Английские силачи послушно таскают груженые повозки и плуги. Выполняют любые требования хозяев — терпения им не занимать. Для управления таким конем необходима сила. Шайра сложно разогнать в галоп, лучший вариант походки для него — аллюр.

В галоп шайров разогнать сложно, предпочтительней аллюр.

История породы

Этот английский тяжеловоз имеет глубокие исторические корни. Считается, что впервые его предков завезли в Англию из Голландии в ХIII веке по приказу принца Джона. В XVI веке началась усиленная работа по улучшению породы. Во времена правления Генриха XVIII было принято решение запретить разведение тяжеловозов, чей рост был ниже 154 см.

При королеве Елизавете поголовье тяжелоупряжных лошадей существенно выросло. На племя шли только те экземпляры, рост которых превышал допустимый минимум. Местных английских кобыл скрещивали с фламандскими, фризскими и немецкими жеребцами. Фризы подарили английским шайрам свободу движений, скорость и гибкость. Наследие неторопливых фламандцев в большей степени проявилось во внешнем облике животных — они приобрели вороную масть.

Вороная масть у шайров от фламандцев.

К началу XVII века тяжелые доспехи упразднили, и воины пересели на грациозных, резвых скакунов. Но рост промышленности и сельского хозяйства не позволил добродушным гигантам остаться не у дел. Отныне их основным предназначением стала перевозка тяжелых грузов и работа в поле.

Свой теперешний облик лошади приобрели в XVIII веке. В то время их разводили во всех регионах Англии. В Линкольншире, Кембриджшире, Дерби и других графствах заводчики именовали эту породу по-разному. Известны следующие названия: «Великая лошадь», «Большая английская вороная», « Шайр».

Крупная тяжеловесная лошадь активно использовалась в сельском хозяйстве и при перевозке грузов.

Основателем породы считается конь, который жил в деревне Packington с 1755 по 1770 год. Его хозяева дали ему кличку «Слепая лошадь». Неизвестно, что заставило их это сделать – реальная проблема со зрением коня или какие-то другие причины. Когда в 1878 году общество конезаводчиков учредило Племенную книгу шайров, эта лошадь удостоилась чести быть зарегистрированной в качестве родоначальника.

Внутрипородные типы

Особи, появлявшиеся на свет в разных частях страны, имели свои особенности. Представители Йоркшира отличались жилистым телосложением, а лошади из Кембриджшира и Линкольншира — массивным скелетом и пышными фризами.

Пышные фризы считаются украшением породы.

Разведение и селекция

В начале XX века шайры появились в России. Для нужд промышленности и сельского хозяйства требовалась новая порода лошадей, способная возить тяжелые грузы и адаптированная к местным климатическим условиям. Селекционеры отмечали, что шайры требуют гораздо больше корма, чем представители других пород. Их потомство оказывалось эффективным лишь при условии обильного кормления, объем которого в три раза превышал обычную норму.

Сложности вызывал подбор кобылы для покрытия шайрским жеребцом. Ее рост должен был соответствовать габаритам могучего самца, иначе возникал риск получить потомков с непропорциональным телосложением. По этим причинам российские селекционеры отдавали предпочтение шотландским клейдесдалям. Но все же среди предков Владимирских тяжеловозов есть кровь и английских предков.

Покорение Америки

Впервые лошади шайр пересекли Атлантику в 1853 году. Но массово их стали завозить в Америку только в конце IX века. Эмигранты оказались серьезными соперниками местным тяжеловозам – першеронам. Транспортировка через океан была сложной и нерентабельной. Поэтому конезаводчики начали разводить английскую породу на месте. В начале ХХ столетия численность шайров, выращенных в Америке, составила 80% мирового поголовья.

Прославленные представители породы

Отдельного внимания заслуживает знаменитый конь Мамонт. Жеребенка вначале назвали Самсон – именем легендарного силача. Но когда он вырос, было решено, что это имя не подходит. В холке рост этого гиганта составлял 2,19 м. Он считается самым крупным тяжеловозом из всех, существовавших в мире.

Среди современных шайров самым высоким в Европе считается жеребец Крекер. Его рост в холке составляет 1,98 м. Мировое первенство удерживает австралиец Нодди — обладатель роста 2,05 м.

Племенная книга

Представителей этой породы регистрируют в племенной книге, разделенной на три категории. В первый раздел — «Основной» — попадают чистопородные особи. Потомство, появившееся в результате союза чистокровного жеребца и незарегистрированной кобылы, заносят во второй — «А». Жеребят, родившихся от самки из категории «А» и чистопородного жеребца, регистрируют в третьем разделе — «Б». И только потомки кобылы из последней категории и самца из первого раздела считаются чистокровными шайрами.

В племенной работе с шайрами придерживаются строгих правил.

На грани исчезновения

Развитие промышленности привело к тому, что в середине ХХ века численность тяжеловозов сократилась. Возникла серьезная опасность полного исчезновения этой породы. И только самоотверженность заводчиков помогла исправить положение и восстановить популяцию.

Нюансы ухода

Животным требуется гораздо больше корма, нежели представителям других пород. В сутки им дают от 17 до 25 кг сена или свежей травы, в рацион включают яблоки, морковь, свеклу. Лошади любят свежие фрукты и овощи.

Обязателен регулярный уход за гривой, хвостом и фризами. Чтобы предотвратить спутывание, их расчесывают и заплетают. Для мытья используют специальные шампуни и кондиционеры. Чтобы избежать проблем с мокрецами, ноги лошади обмывают и присыпают опилками, а после вычесывают мелкую стружку из шерсти. Животным необходимы ежедневные прогулки и нагрузки.

Грива и фризы шайров требуют усиленного ухода. Коней надо регулярно мыть и расчесывать.

Современные реалии

Стоимость лошадей этой породы доходит до 1 000 000 рублей. Хозяева берегут коней, поэтому практически не используют их для тяжелой работы. Современные шайры участвуют в выставках и соревнованиях. Животных задействуют при реконструкции исторических событий, во время праздничных шествий, снимают в рекламе и кино. Но это не значит, что английские богатыри не могут, как и много лет назад, перевозить грузы и таскать плуги. Они и сегодня остаются могучими, трудолюбивыми и послушными великанами, обладающими исключительной добротой и преданностью.

Выносливые, самые высокие и самые красивые, одни из самых древнейших на планете, потомки лошадей, на которых гордо восседали римские воины – это все касается породы лошадей Шайр, давно ставшей популярной в разных уголках земного шара.

Как видно на фото 1, это действительно самые сильные, мощные и тяжелые лошади. «Как выглядят эти удивительные животные, когда они появились и как лошадей используют в наши дни?»: на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы вместе с вами.

История происхождения лошадей породы Шайр

История создания и использования лошадей неразрывно связана с историей Англии, но ее начало покрыто мраком веков. Известно только, что шайрская древнейшая тяжеловозная порода появилась благодаря многоэтапной работе английских селекционеров, скрещивающих местных кобыл с жеребцами, привезенными из Голландии. Свое название они получили от английского «шир», что в переводе означает – графство. Так лошадей стали называть с легкой руки Генриха VІІІ.

Дошедшие до наших дней картинки, датированные 15 веком (фото 2), подтверждают тот факт, что лошади изначально использовались в военных целях. Хотя, на этот счет, тоже нет единого мнения. Кто утверждает, что лошади были отличными живыми танками, а кто, наоборот, находит доказательства того, что шайры и тогда таскали повозки и плуги по рытвинам да ухабистым дорогам и земельным участкам местных фермеров. Когда битвы остались позади, благодаря силе, массивности и выносливости, лошади Шайр стали незаменимы в фермерских хозяйствах, выполняли тяжелую работу по перевозки грузов, работали на полях (фото 3), и т.д. Как же можно было не восхищаться лошадью, которая могла тащить груз весом три с половиной тонны по разбитым дорогам, покрытым грязью и рытвинами.

Спустя время, лошадей Шайр скрестили с фризами, в результате чего те стали более легкими, гибкими, быстрыми и ловкими, хотя габариты их остались прежними.

В 17 веке за шайрами прочно закрепилось прозвище «английская ворона», так как вороная масть получила особое распространение в те годы.

В 19 веке эти послушные и крупные тяжеловозы стали особенно популярны, к ним выросло внимание и интерес иностранных специалистов. Лошади работали не только в армии или на фермерских полях, а и перевозили грузы в Британских портах, возили пассажиров в дилижансах и безотказно выполняли любые, поставленные перед ними задачи.

Среди лошадей породы Шайр много рекордсменов. К примеру, Самсон, лошадь, изображенная на фото 2, и названа в честь библейского персонажа, имела рост более двух метров. А рост австралийского жеребца Нобби был больше двух метров, при весе больше тонны, поэтому многие сравнивали его с автомобилем повышенной проходимости.

С началом технического прогресса, потребность в использовании лошадей этой породы заметно снизилась, а их численность с каждым годом становилась все меньше и меньше. Возможно, они исчезли бы навсегда, если бы не самоотверженные коневоды, пытавшиеся спасти этот вид от вымирания любой ценой. Энтузиасты сохранили племенных лошадей, а вскоре общественный интерес к ним снова вырос. Сегодня шайры снова популярны и востребованы, в хозяйствах Англии их насчитывается около тысячи, столько же за ее пределами.

В наши дни представители породы Шайр задействованы пивоварами в костюмированных представлениях на английских улочках в качестве живой рекламы, они участвуют в музыкальных шоу, красочных представлениях, соревнуются по скорости вспашки (фото 3), состязаются в силе, и т.д. Только одно шоу шайров, проводимое в Питерсборо, собирает больше пятнадцати тысяч их поклонников ежегодно. Люди приезжают сюда со всего мира, чтобы полюбоваться изяществом и грациозностью этих удивительных по своей красоте животных. Когда выходят эти гиганты, холеные, ухоженные, с вплетенными в гриву или хвост разноцветными яркими лентами, хочется верить, что англичане постараются сделать все для того, чтобы эта порода не исчезла в скором времени с лица Земли.

Внешний вид лошадей породы Шайр

Такими, как мы видим их сегодня, шайры стали недавно – всего двести – триста лет тому назад. На фото 4 справа видно, что представители породы отличаются не только мастью, и другими внешними признаками. Одни имеют такие размеры, что могут идти только спокойным, размеренным шагом. Другие – подвижные и ловкие, поэтому быстро справятся с возом, плугом, телегой или выполнят другие задачи.

Как показано на фото 5, у них пропорциональное туловище, высокие, мощные ноги, крупная кость, широкая грудь, поэтому они сильны и выносливы. У лошадей хорошее здоровье, отличный аппетит, они подвижны и активны.

Прекрасно выглядят молодые годовалые кобылы. Они подтянуты, у них крупная шея, высокие, мощные ноги, высокий круп и ровная спина.

На фото справа показаны тяжеловозы – красавицы, их легко отличить по характерной лысине на голове и белым отметинам на ногах, чаще всего — на задних Их «белые чулки» — фризы, не дают спутать их даже с самыми крупными сородичами. Спрос на лошадей с такими отметинами на современном рынке, в последние годы, заметно вырос.

Характер лошадей породы Шайр

Порода отличается уравновешенным характером, терпением, выносливостью и покладистостью. Известно, что лошадей Шайр любят дети, они не бояться подходить близко к животным, и те тянут к ним голову, как будто приветствуя их.

Животные отличаются спокойным темпераментом, поэтому до сих пор используются как селекционный материал для получения послушного и контактного потомства.

Интересные факты:

  • Скрещивание с мужскими особями породы Шайр – непростое занятие. Кобыла должна быть под стать крупному и высокому жеребцу, если это не учитывать, можно получить потомство, имеющее неудовлетворительные пропорции тела и низкие показатели эффективности;
  • Завезенные в Россию еще в прошлом веке, тяжеловозы Шайр были использованы для создания новой породы лошадей – владимирских тяжеловозов (фото 6);
  • За сутки им требуется в три раза больше корма, чем представителям других пород, но, несмотря на расходы по их содержанию, они остаются популярны и востребованы. Самое главное — чтобы для них было достаточно травы и сухого сена, а конюшня была светлой, теплой и просторной. Кроме этого шайры, как и представители других пород, любят заботу, ласку и внимание

Сегодня лошадей разводят и продолжают скрещивать для получения упряжных пород в станах Европы (Франции, Германии, Бельгии, и т.д.), а так же в Канаде, Новой Зеландии и США. С ними можно познакомиться на выставках разной тематики, посетив специализированные фермы или племенные хозяйства действующих Ассоциаций конезаводчиков. Одной из самых крупных является Американская Ассоциация Шайров, официально зарегистрированная еще в мае 1885 года.

Интерес к ним возродился после того, как для жеребцов была утверждена специальная премия. Посетив ежегодную мартовскую выставку можно стать свидетелем ее вручения. Это незабываемый праздник для любителей лошадей, ведь только за один день здесь выдается сумма более 35 тысяч фунтов стерлингов.

Среди скакунов есть свои рекордсмены по высоте. Хрестоматийно известен факт, что самые маленькие в семействе лошадиных - это пони. Однако о самых больших его представителях мало кто осведомлен. Эти исполины немногим меньше азиатского слона. Некоторые особи вырастают до 2 м и более, а вес достигает 1 т. Приведенный фактаж относится к породе Шайр. Лошади этой разновидности в наши дни утратили свою популярность, но по-прежнему считаются одними из наиболее красивых на планете.

Узкоспециализированная разновидность, полученная селекционным методом в рамках скрещивания английских рабочих кобыл с голландскими жеребцами. Процесс ее создания связан с историей Англии. Слово «шайр» произошло от английского «шир», что переводится как «графство». Это название придумал Генрих VІІІ. До этого тяжеловесов именовали Каретные, Великие, Древнеанглийские вороные, Английские упряжные, Военные и Линкольнширские великаны.

В летописях родоначальники породы впервые упоминаются в 1066 г. По одной из версий они были завезены в страну во времена правления Вильгельма І Завоевателя.

Вехи развития породы:

  1. Потомками шайров считаются средневековые военные Great Horse, позже переименованные в English Black.
  2. В XII в. Генрих II отдал приказ о скрещивании шайров с фландрскими лошадьми. Селекция длилась несколько веков.
  3. Генрих VIII издал указ, не разрешающий разводить тяжеловесов, рост которых менее 154 см. Несоблюдение этого правила каралось на законодательном уровне.
  4. Коневод Р. Бэйквилл обновил генофонд шайров фризской кровью. Это стало поворотным пунктом в усовершенствовании разновидности. Несмотря на тяжеловесность, шайры получили маневренность.

  1. Основателем современной версии породы является слепой жеребец из Пэкингтона. Он был внесен в племенную книгу как первый представитель шайрской разновидности
  2. В 1878 г. возникла ассоциация заводчиков, занимающихся разведением этих тяжеловесов.
  3. В 1880 г. был сформирован студбук, который содержал информацию о породе и сведения о выставочных лошадях.

  1. В 30-х гг. прошлого века на смену тяжелоупряжным разновидностям пришли тракторы. Начиная с 50-х гг., количество шайров стремительно уменьшалось. Однако стараниями коневодов в 80-х гг. вернулся интерес к тяжеловесам.
  2. В середине прошлого столетия их скрещивали с клейдесдалями. Это спровоцировало образование шелковистых фриз на конечностях. Подобная манипуляция была необходима для избавления животных от мокрецы.

В России шайры использовались для улучшения характеристик местных тяжелоупряжных пород. Кровь английских жеребцов течет в венах владимирских тяжеловозов.

Современное состояние породы

Своему возвращению из опалы шайры обязаны учреждением солидного денежного вознаграждения для жеребцов. Это спровоцировало вспышку разведения породы.

Одной из популярных тенденций в Англии является скрещивание шайров с чистокровками, что дает возможность получить хороших упряжных лошадей. Самыми востребованными являются лошади, имеющие на конечностях белые пятна.

Целевое назначение

Изначально эта разновидность использовалась в военных целях. Массивные животные были в состоянии выдержать вес тела рыцаря в доспехах. Затем они участвовали в сельскохозяйственной деятельности. После усовершенствования дорожного полотна они стали востребованы для перевозки дилижансов. В XIX в. были главным орудием труда в доках и на железных дорогах.

Эта порода не является однородной. Некоторые ее тяжеловесные представители подходят исключительно для медленной езды, другие - для плуга.

В наши дни шайры используются в следующих мероприятиях:

  1. Праздничные торжества.
  2. Пивные фестивали
  3. Состязания по вспашке.
  4. Соревнования по силе тяги.
  5. Выставки.

Единственной областью, в которой шайры используются по своему прямому назначению, являются лесные хозяйства. Егеря активно их эксплуатируют для санитарной вырубки лесных посадок. С помощью тяжеловесов можно вытаскивать большие деревья в труднодоступных для трактора местах. Помимо этого на отдаленных угодьях более выгодным считается содержание лошади, чем специализированной техники.

Внешний вид

Внутри разновидности известно несколько типов. Представители йоркширского направления отличаются сухой фактурой. Лошади из Кембриджшира и Линкольншира обладают выразительными щетками на конечностях и более костисты.

Характеристика масти

У жеребцов может быть несколько вариантов окраса - гнедой, вороной, рыжий и седой. Белый встречается редко. Согласно стандартам допустимы светлые пятна на теле. Часто у самцов наблюдется расположенная от носа ко лбу белая полоска.

В отношении чистоты породы у кобыл возможна небольшая вольность. Помимо основных допускается чалая масть. Количество отметин также не подлежит строгому регламентированию.

Особенности экстерьера

Животные этой разновидности отличаются крупной костью, широкой грудиной и мощными конечностями. Это делает их сильными и выносливыми. Лошади обладают отличным аппетитом и хорошо держат корпус.

Таблица 1. Характеристика

Параметр оценки Характеристика
Рост в холке От 165 до 180 см. Средний показатель у самцов колеблется от 166 до 176 см. Кобылы немного меньше. Встречаются особи, чей рост превышает 190 см.
Вес До 1,2 т.
Голова Массивная и увесистая.
Шея Небольшая, мускулистая с высоким выходом.
Глаза Большие, выразительные.
Уши Небольшие, компактные.
Нос Одним из признаков разновидности является маленькая горбинка.
Грива Красиво ниспадающая, пышная и густая.
Круп Широкий и поджарый.
Холка Низкая.
Хвост Высоко посаженный.
Грудная клетка Широкая, мускулистая.
Спина Прочная, ровная, небольшая, с крепкими плечами.
Конечности Мощные и длинные.
Копыта Широкие, крепкие и плоские.
Шерсть Для волосяного покрова типично наличие густых фриз - ниспадающей от колена длинной шерсти.

Некоторые животные вырастают до 2 и более метров

Стандарты породы

Согласно правилам минимальный порог показателей следующий:

  • рост в холке жеребца - от 173, кобылы - от 163 см;
  • масса тела - от 900 кг;
  • обхват грудины - от 215 см;
  • пясть передней ноги - от 25 см.

На основании характеристик пясти делают вывод о качестве сухожильного аппарата и костяка. У тяжеловозов встречается преимущественно округлая форма без ярко выраженных очертаний сухожилий.

Оценивая лошадь, много внимания уделяют характеристикам конечностей. Тазовые кости должны быть прямыми, а дистальные участки покрыты щетками. У шайров длинные и сильные ноги с пышными фризами на скакательном и запястном суставах. Копыта - крупные, позволяющие выдержать вес лошади.

Особенности хода

Этот параметр зависит от массы тела и размеров. Некоторые особи предпочитают размеренный шаг. Более подвижные легко справляются с телегой. Рысь не характерна для этой породы и является отклонением от стандартов.

Характер шайров

Лошади отличаются уравновешенным и спокойным нравом.

По отзывам заводчикам представители этой породы легки в управлении и послушны. Это качество сделало их востребованными для улучшения «непослушных» разновидностей.

Они очень терпеливы, особенно к детям. Не боятся вступать в контакт с другими видами животных. Эти тяжеловесы очень чувствительны и сильно привязываются к хозяину.

Достоинства и недостатки породы

Питомцам свойственно множество положительных качеств, среди которых следующие:

  • большая грузоподъемность;
  • спокойный темперамент;
  • трудолюбие;
  • хорошая обучаемость;
  • неприхотливость в содержании;
  • дружелюбность.

Среди недостатков фермеры выделяют большой аппетит. На протяжении суток одно животное съедает почти в 2 раза больше представителей других пород.

Помимо этого к небольшим минусам относят следующие характеристики:

  • повышенную фризистость;
  • недостаточную приземистость у некоторых особей;
  • сырость.

По мнению заводчиков эти недочеты будут исправлены в обозримом будущем.

Под «фризистостью» понимают густую и большую гриву, хвост, а также характерные щетки на нижней части конечностей. Эти признаки встречаются у фризских лошадей. При скрещивании они частично перекочевали к шайрам.

Размещение, правила гигиены и кормление этой разновидности практически не отличается от содержания других тяжеловесов. Коррекцию следует сделать в части расхода кормов и обустройства помещения из расчета высоких показателей роста животных.

Обустройство конюшни

Поскольку это искусственно выведенная разновидность, в естественной среде животные практически не встречаются. Обязательным условием для их разведения является наличие стойла.

Существует ряд требований к организации конюшни:

  1. Помещение. Хорошим вариантом будет бокс с паддоком - примыкающим загоном.
  2. Параметры. Большие габариты шайров диктуют соответствующие размеры помещения. Оптимальный вариант длины и ширины - 5×5 м, высоты - 3 м.
  3. Стены. При строительстве необходимо использовать теплоизоляционные материалы. Они позволят поддерживать нужный микроклимат. Между стойлами делают металлические перегородки. Деревянные не подходят, поскольку лошади могут грызть древесину. Разделители должны быть в 2 раза меньше высоты помещения.
  4. Пол. Делается из нескользящего покрытия. Это поможет избежать возможных травм. Учитывая вес лошадей, необходимо сделать его прочным. Для этих целей подойдет керамзит. Этот материал прочный и не скользящий. На пол нужно выложить толстый слой опилок.

  1. Двери. Лучшим вариантом для денников являются раздвижные двери с 2-мя или 3-мя оцинкованными засовами.
  2. Дополнительные устройства. Автопоилки, кормушки и ясли должны быть выполнены из натуральных материалов. Любые токсичные примеси вредны для организма тяжеловесов. Поскольку шайры являются высокими животными, устанавливать это «снаряжение» необходимо выше, чем для остальных разновидностей лошадей.
  3. Вентиляция. Каждое стойло следует снабдить вентиляционным отверстием.

  1. Освещение. Желательно его поддерживать на уровне 200 люксов. Продолжительность светового дня - 16 часов. Это положительно отразится на работоспособности и настроении питомцев. Для увеличения потока света в помещении должно быть много окон.
  2. Температурный режим. Оптимальная температура содержания - от 13 до 15°С. Летом приветствуется прохлада, а зимой тепло.
  3. Влажность. Максимально допустимый порог - 60%. Необходимо избегать сырости и сквозняков.

Шайры считаются неприхотливой породой. Они отлично справляются и с холодом, и с жарой.

Уборка и гигиена

Ежедневное очищение стойла - главное правило разведения лошадей. Скопление навоза и других отходов жизнедеятельности приводит к тяжелым последствиям для здоровья питомцев. Помимо этого образуется неприятный запах, затрудняющий процесс уборки. Также необходимо регулярно менять подстилку, мыть пищевой инвентарь и чистить стены.

  1. 1 раз в неделю необходимо полное мытье с использованием щетки и специального шампуня для лошадей.
  2. Фризы очищают после каждого загрязнения.
  3. Не рекомендовано купание в сильную жару.
  4. После чистки шерсть промокают шерстяной тряпкой или сушат на солнце.
  5. Чтобы сохранить хвост и гриву, плетут косы.

Для профилактики мокрицы конечности и копыта скрупулезно очищают от грязи и посыпают опилками. Спустя 2 часа их удаляют.

Видео — Уход за лошадьми

Технология кормления

Достаточное количество сбалансированного рациона считается залогом здоровья крупногабаритных пород.

Главное отличие схемы питания шайров состоит в отсутствии необходимости использования концентратов и пищевых добавок для ускорения роста.

  1. Свежая питьевая вода всегда должна быть в открытом доступе.
  2. Оптимальным кормом является трава, травяная мука, сено и овощи.
  3. В сутки лошадь ест от 15 до 20 кг пищи, некоторые особи - до 25 кг.
  4. Если существует необходимость в использовании концентратов - подойдет жмых. Рекомендуемая норма составляет 7 кг в сутки.
  5. Лошади очень любят морковь, яблоки и кормовую свеклу. Полезно обогащать рацион капустой.
  6. У животных постоянно должна быть в наличии поваренная соль.
  7. Овес и сено кладут в разные емкости. Частота кормления - 5 раз в день. Оптимальная дозировка - 12 кг сена и 10 кг зерновых на каждые 500 кг животного.

  1. Необходимо плавно переходить от кормления свежей травой к сену. В противном случае пищеварительная система животного не успеет выработать необходимые для его переваривания ферменты. Это чревато диареей.
  2. После родов самку нельзя перекармливать. Овес следует исключить на несколько дней из схемы питания. Перед каждым приемом пищи дают овсянку, положительно влияющую на выработку и качество молока.

Спустя 10 недель после рождения жеребенка постепенно отлучают от питания материнским молоком. Начинают этот процесс со скармливания измельченного овса и овсянки.

В наши дни шайры не относятся к популярным породам. В Европе, например, насчитывается всего несколько сотен представителей этой породы. Однако селекционная работа над этой разновидностью продолжается и возможно в ближайшем будущем эта разновидность вновь станет актуальной.