Использование алгоритмов в психологии. Психологический алгоритм работы с алкогольной зависимостью

Алгоритм (от имени среднеазиатского математика VIII-IX вв. аль-Хорезми) - в математике: точное предписание для выполнения «вычислительного» (комбинаторного) процесса. Обычно подразумевается, что А. служит методом решения однотипных задач, бесконечно различающихся исходными данными. Алгоритм являются, напр., осваиваемые в начальной школе правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; первоначально «Алгоритм» как раз и назывались правила счета в позиционной десятичной системе, о которой европейцы узнали из перевода (XII в.) трактата аль-Хорезми.

Однако современное понятие А. даже в математике не ограничивается выполнением операций с числами. В широком смысле алгоритмическими м. б. самые разнообразные виды управляемых операций (действий, процедур). В психологии и искусственном интеллекте существенное значение имеет противопоставление алгоритмических и эвристических методов (процессов) решения задач. В отличие от А. эвристики не являются точными, полными и надежными предписаниями. (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Алгоритм - предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической.

В психологии применяется не в строгом математическом смысле - при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде - владение некими общими приемами решения задач определенного класса - означает владение некоим алгоритмом.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Алгоритм - метод или процедура для решения конкретной проблемы, которая обязательно в конечном счете приведет к решению. В некоторых случаях существуют пригодные для использования алгоритмы, как, например, письменное деление столбиком, решение линейных уравнений и т.д.

Однако в большинстве случаев их или не существует (например, при доказательстве большинства математических теорем), или они настолько неэффективны, что не имеют никакой практической значимости (например, поиск оптимального хода в шахматной игре). Ср. с эвристикой, где ведется направленный поиск решения и успех не гарантируется.

предметная область термина

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА - логическая организация деятельности человека-оператора, состоящая из совокупности действий и оперативных единиц информации. Использование А. д. ч.-о. в инженернопсихологическом проектировании повышает надежность проектирования, снижает затраты, позволяет оптимизировать деятельность оператора. Алгоритмизация деятельности служит также основой для правильного построения обучения операторов. Следует различать предписанные и реализованные А. д. ч.-о. При проектировании СЧМ следует стремиться, чтобы предписанные и реализуемые алгоритмы были возможно ближе.

Трудности достижения полной идентичности обоих видов алгоритмов обусловлены, во-первых, недостаточной изученностью внутренней организации действий оператора, что затрудняет их идентификацию, во-вторых, тем, что человек в определенных пределах может изменить способ достижения цели в зависимости от различных условий. В этом случае Г.В. Суходольский предлагает различить достоверный (жесткий) и вероятностный (стохастический, гибкий) алгоритмы. В первом случае речь идет об однозначной последовательности, в которой действия следуют друг за другом с вероятностью, равной единице. Во втором случае предполагается неоднозначная последовательность, в которой переход от действия к действию осуществляется с вероятностью 0 < р < 1. Помимо этого А.И. Галактионов предлагает классифицировать А. д. ч.-о. по критерию некоторых условий.

АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСА­НИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - кадров государственной службы – психологическое Тестирование (определение уровня развития личностно-профессиональных качеств, особенностей мотивации, потенциала личности), экспертная оценка (определение уровня профессиональных умений, компетентности, стиля руководства, профессиональных взаимодействий), анализ документов (результаты деятельности района, перспективы, планы, организация работы администрации), опросы, включающие оценки морально-психологического климата в коллективе, оценки деятельности государственных служащих, оценки деятельности и личностно-деловых качеств государственного служащего.

предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле - при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде - владение некими общими приемами решения задач определенного класса - означает владение некоим алгоритмом.

АЛГОРИТМ

от лат. algorithmi, algorismus) - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса. Понятие алгоритма применяется в психологии при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Алгоритм включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные, критерий (или правило), по которому при достижении результата процесс признается законченным. Умение решить задачу "в общем виде" означает владение некоторым алгоритмом.

АЛГОРИТМ

от имени среднеазиатского математика VIII-IX вв. аль-Хорезми) - в математике: точное предписание для выполнения "вычислительного" (комбинаторного) процесса. Обычно подразумевается, что А. служит методом решения однотипных задач, бесконечно различающихся исходными данными. А. являются, напр., осваиваемые в начальной школе правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком; первоначально "А." как раз и назывались правила счета в позиционной десятичной системе, о которой европейцы узнали из перевода (XII в.) трактата аль-Хорезми. Однако современное понятие А. даже в математике не ограничивается выполнением операций с числами. В широком смысле алгоритмическими м. б. самые разнообразные виды управляемых операций (действий, процедур). В психологии и искусственном интеллекте существенное значение имеет противопоставление алгоритмических и эвристических методов (процессов) решения задач. В отличие от А. эвристики не являются точными, полными и надежными предписаниями. (Б. М.)

Алгоритм

Процедура решения проблем, требующая регулярного повторения с целью исключения неподходящих ответов из числа возможных, до тех пор, пока не остается только правильный. Алгоритм всегда заканчивается решением задачи, если оно существует. Поскольку алгоритмическое рассуждение бывает слишком пространным, мы часто полагаемся на упрощенные методы мышления и эмпирические правила для более экономного расхода времени на решение проблемы.

АЛГОРИТМ

Метод или процедура для решения конкретной проблемы, которая обязательно в конечном счете приведет к решению. В некоторых случаях существуют пригодные для использования алгоритмы, как, например, письменное деление столбиком, решение линейных уравнений и т.д. Однако в большинстве случаев их или не существует (например, при доказательстве большинства математических теорем), или они настолько неэффективны, что не имеют никакой практической значимости (например, поиск оптимального хода в шахматной игре). Ср. с эвристикой, где ведется направленный поиск решения и успех не гарантируется.

АЛГОРИТМ

алгорифм) (от лат. algorithmi, algorismus. Первоначально – латинская транслитерация имени математика аль-Хорезми) – точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа. По существу, с A. мы имеем дело всегда, когда обладаем средствами решать ту или иную задачу в общем виде, т. е. для целого класса ее варьируемых условий (А. Л. Субботин, 2001). Наличие A. деятельности по исследованию, диагностике и управлению объектами характеризует степень развития науки. Конфликтология заимствует A. исследовательской работы по изучению конфликтов у др. наук, а также вырабатывает свои собственные A. Пока трудно сказать о разработанности A. по диагностике и профилактике конфликтов. Сделаны первые шаги в создании основы для A. завершения межличностных организационных конфликтов. См. Этапы изучения конфликтов, Программа исследования конфликтов, Последовательность саморазрешения межличностного конфликта, Последовательность действий посредника при разрешении межличностного конфликта.

АЛГОРИТМ

от лат. Algorithmi - форма имени среднеазиатского математика 9 в. аль-Хорезми, algorismus) - предписание, задающее на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решить задачу определенного класса. Ключевое для математики и математической логики понятие А. применяется в инженерной психологии, психологии труда и управления не в строго математическом смысле. Оно применяется здесь при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. А. включает указания на необходимые для решения задачи исходные критерий (или правило), по которому при достижении результата процесс признается законченным. Умение решить задачу в общем виде (т. е. владение некоторыми общими приемами решения задач определенного класса) означает владение некоторым А. А. должен обладать следующими основными чертами: детерминированностью, массовостью и результативностью. Детерминированность (или определенность) А. состоит в том, что указания, входящие в предписание, должны быть строго определенными (т. е. точно указывающими характер и условия каждого действия), общепонятными и однозначными. Массовость выражается в том, что в качестве исходных данных задачи, которая решается посредством А., может служить любой объект, принадлежащий к некоторому классу. Результативность состоит в том, что А. всегда направлен на получение некоторого результата, который (при надлежащих исходных данных) всегда получается.

Что такое "алгоритм"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

алгоритм - предписание, задающее на базе системы правил последовательность операций, точное выполнение коих позволяет решать задачи определенного класса. Понятие, ключевое для математики и логики математической. В психологии применяется не в строгом математическом смысле - при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные и критерий или правило, по коему процесс нахождения результата признается законченным. Умение решить задачу в общем виде - владение некими общими приемами решения задач определенного класса - означает владение некоим алгоритмом.

алгоритм - АЛГОРИТМ, -а, м. (спец.). Совокупность действий, правил для решения данной задачи. А. извлечения кор... Толковый словарь Ожегова

алгоритм - алгорифм, одно из основных понятий (категорий) математики, не обладающих формальным определ... Большая Советская энциклопедия

алгоритм - м. 1. Определенная последовательность операций или вычислений (в математике). 2. Программа для элек... Толковый словарь Ефремовой

алгоритм - АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi, algorismus, первоначально-латинская транслитерация имени математ... Современная энциклопедия

алгоритм - (алгорифм), единообразная математическая процедура ("рецепт") для решения однотипных задач, выполня... Энциклопедия Кольера

алгоритм - АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi - algorismus, первоначально - лат. транслитерация имени математик... Большой энциклопедический словарь

алгоритм - АЛГОРИТМ (лат. algoritmi, algoritmus; первоначально - транслитерация имени среднеазиатского ученого... Новейший философский словарь

алгоритм - последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. А. используется... Словарь бизнес терминов

алгоритм - Алгоритм - инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определ... Психологический словарь

алгоритм - (алгорифм) (от algorithm, algorismus, первонач. - лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми)... Естествознание. Энциклопедический словарь

алгоритм - Английское – algorithm. Латинское – algorizmus. Слово «алгоритм» получило распространение в русском... Этимологический словарь русского языка Семенова

алгоритм - совокупность последовательных логических действий, реализуемых машиной и аналогичных некоторым опера... Толковый переводоведческий словарь

алгоритм - набор правил и процедур, выполнение которого приводит к решению поставленной задачи; совокупность ша...

Применение алгоритма

Алгоритм действий, упорядочивающий процесс мышления, был представлен в главе 1. Давайте посмотрим, какое применение мы можем найти ему в том, что касается работы памяти.

1. Какова цель? По крайней мере три различных типа целей или задач, преследуемых в процессе мышления, предполагают участие памяти. Первая - изучить материал таким образом, чтобы его можно было без труда вспомнить через какое-то время. Это задача кодирования. Второй тип - задача воспроизведения. Она заключается в том, чтобы вы вспомнили информацию, оказавшуюся ранее в памяти. Наконец, есть еще задача устранения ошибок. Она включает в себя контроль за тем, что вы вспомнили, с целью выявления ошибок, которые могли возникнуть в процессе воспроизведения информации.

Первый шаг при использовании алгоритма - определить, какова ваша цель в данной ситуации. Изучаете ли вы новый материал, пытаетесь ли вспомнить что-то во всех подробностях или же проверяете свои воспоминания на предмет ошибок.

2. Что известно? Вы должны определить, от чего вы отталкиваетесь. Перед вами может лежать список иностранных слов, которые вы должны выучить. Возможно, вам нужно вспомнить, куда вы подевали свой бумажник, который вы определенно видели этим утром. Вы помните почти все крупные сражения, произошедшие в Европе в XIX в., но вам не удается вспомнить, какое следовало за каким. В каждой из этих ситуаций требуется воспользоваться различными навыками. Точно определяя, что вам известно или что дано, вы можете выбрать тот из них, который подходит для данного случая.

3. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели? В этой главе было описано несколько различных стратегий, способствующих развитию памяти. Вы должны выбрать из них ту, которая позволит вам добиться цели с наибольшей вероятностью. Этот выбор определяется характером цели, тем, что вам известно, и тем, сколько усилий вы готовы приложить для достижения цели. Например, если ваша цель - вспомнить фамилии людей, с которыми вы познакомились на деловой встрече или во время серии интервью, вы, скорее всего, остановитесь на приеме, которым пользовался Харри Лорейн и который состоит в создании образов, совмещающих в себе фамилии и лица. Если у вас была возможность делать записи во время ваших интервью, вам не помешает их просмотреть. Вы можете воспользоваться методом привязки к месту в том случае, если вы имеете дело с такими дисциплинами, как история или социальные науки, в которых знание точной последовательности событий исключительно важно для их понимания.

В настоящей главе были описаны перечисленные ниже техники, важные для использования памяти. Остановите свое внимание на каждом приеме и убедитесь, что вы поняли, как им нужно пользоваться:

Наблюдение за своим вниманием.

Осознание влияния стереотипов и предубеждений на то, что мы помним.

Придание смысла абстрактной информации в целях лучшего ее понимания и запоминания.

Использование организующих элементов, предваряющих новую информацию.

Упорядочение информации, с тем чтобы ее было легче вспомнить.

Создание ключей как для запоминания, так и для воспроизведения информации.

Контроль за тем, насколько хорошо вы усваиваете изучаемый материал.

Использование внешних средств помощи памяти.

Использование ключевых слов и образов, рифм, привязки к месту и первых букв в качестве внутренних средств помощи памяти.

Использование техники когнитивного интервью.

Отслеживание ошибок памяти.

4. Достигнута ли поставленная цель? Предположим, что вы выбрали мнемонический прием с ключевыми словами, использующийся при изучении иностранного языка, для того чтобы запомнить перечень терминов из курса физики. Вы просматриваете перечень, подбираете знакомые слова родного языка, которые по звучанию напоминают те, которые вы пытаетесь выучить, и т. д. Ваша работа на этом не закончена. Повторите перечень, не подсматривая в свои записи. Запомнили ли вы слова? Если нет, повторите весь прием столько раз, сколько необходимо, чтобы пройти эту проверку на качество изучения материала. Как было сказано в первой главе, отдельные шаги этого алгоритма вам, возможно, придется проделать еще раз. Быть может, вам потребуется подобрать другой мнемонический прием, если первый не приводит вас к поставленной цели. Попробуйте петь термины и их определения как песню. (Разумеется, ваш товарищ по комнате посчитает вас чудаком. Ну и пусть!) С помощью этих шагов вы будете контролировать свои результаты, пока не найдете прием, который окажется действенным.