Почему древние египтяне почитали кошек. Почему в египте кошка священное животное

Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

1. Гарем священного быка


Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

2. Домашнее животное - гиена


Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных. 5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.

Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.

3. Причина смерти - гиппопотам


Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

4. Священные мангусты


Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами. Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев.

Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов. Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.

5. Убийство кошки каралось смертью


В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

6. Траур по кошке


Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

7. Охота с гепардами


На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

8. Город священного крокодила


Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

9. Зарождение жуков-скарабеев


Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Египтяне считали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой. И все они, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов. Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.

10. Война из-за любви к гиппопотамам


Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

По материалам: listverse.com

Древний Египет был аграрной цивилизацией, поэтому , уничтожавшая мышей и крыс, покушавшихся на их запасы, а также представлявших угрозу жизни змей, представляла такую ценность, что со временем была возведена в ранг священного животного. Только фараон мог считать кошек своей собственностью, поэтому все они были под его защитой и убийство любой из них каралось смертной казнью. При этом для египетского законодательства не было никакой разницы в том, что стало причиной смерти – несчастный случай или преднамеренные действия.
Согласно Геродоту, во время пожара египтяне должны были стоять вокруг горящего здания, чтобы воспрепятствовать кошке прыгнуть в огонь. Считалось, что животное могло вбежать в дом, чтобы проверить нет ли там котят.

Каждый пытался заманить в свой дом пушистого зверька, считалось, что кошка, проживающая в доме, хранит в нем мир и покой. Те, кто не смог заручиться покровительством обожествляемого животного, заказывали его статуэтки из дерева, бронзы или золота. Самые бедные вешали в доме папирусы с изображением грациозных зверьков.

Когда кошка умирала, все домочадцы в знак глубокого траура должны были сбривать брови. Зверька мумифицировали по всем правилам, завернув в ценную ткань виссон и обработав мумию ценными . Кошек хоронили, положив в специальные сосуды или украшенные золотом и драгоценными камнями саркофаги, туда же складывали все то, что должно было скрасить их загробную жизнь – кувшинчики , сушеную рыбу, мышей и крыс.

Кошки и египетские боги

Богиня Баст или Бастет - дочь бога солнца Ра, жена бога Птаха и мать львиноголового бога Маахеса изображалась в виде женщины с головой кошки. Она была покровительницей женщин, детей и всех домашних животных. Также Баст считалась богиней, защищающей от заразных болезней и злых духов. Именно ее египтяне почитали и как богиню плодородия. Часто Баст изображали с погремушкой, это было связано с тем, что кошки, рожавшие часто и помногу, а также нежно заботящиеся о потомстве – были символами материнства.
Женщины, просившие у богини Баст детей, носили амулеты с изображением котят. Количество котят на украшение было равно тому, сколько ребятишек они хотят иметь.

Также древнеегипетские кошки считались «глазами бога Ра». Это высокое звание видимо было дано им в связи с особенность кошачьих зрачков – при свете они сужаются, становясь похожими на месяц, а в темноте расширяются, делаясь круглыми как солнце. Именно такими представляли себе египтяне два ока Ра – одно солнечное, другое лунное.

Я читала несколько версий, объясняющих, почему кошка в Египте заслужила звание священного животного. Египтяне первыми приручили кошку и сумели по достоинству ее оценить. Культ кошки в этой стране достиг полного апогея и тому много причин, как религиозного, так и экономического характера.

Причины культа кошки в древнем Египте

1. Ученые высказали предположение, что немалую роль в становлении культа сыграла чрезвычайная плодовитость кошки. Почитаемую богиню материнства и плодородия Баст (Бастет) древние египтяне изображали в виде женщины с кошачьей головой. Иногда в образе кота, вступившего в схватку со змеем, являлся верховный бог Солнца Ра. Даже способность кошки изменять зрачок считалась высшим даром, ту же способность в мифах описывали у бога Ра.

2. Кошки помогали египтянам защищать свой урожай от вреда, наносимого грызунами. Кошки-крысоловы помогли избежать эпидемии чумы, а их неприязнь к змеям также ассоциировалась с божественным началом: по преданиям Бог Ра каждую ночь спускался в подземелье, чтобы уничтожить змея Апопа.

3. Египетские жрецы всегда считались лучшими в мире специалистами магических искусств и толкований. С их точки зрения, кошка, живущая в семье, способствовала благополучию этой семьи и выполняла функцию кармической разгрузки рода. В кошке египтяне видели воплощение души умершего родственника, поэтому случайно приблудившийся котенок почитался и окружался заботой и вниманием.

4. Египтяне верили, что кошки чуют и защищают от нечистой силы свое жилище, предполагалось, что даже вампиры способны пасть от мягких кошачьх лап.

Кошка – священное животное

Египтяне почитали кошек, кормили и опекали их, после смерти мумифицировали и соблюдали траур, длительное время их запрещалось вывозить из страны. Убийство кошки считалось страшным деянием и каралось смертной казнью. Даже при стихийном бедствии из дома первой спасали кошку. Однажды египтяне разгромили греческий квартал, уничтожив и разогнав его жителей, только за то, что один из греков утопил котят.

После запрета культа Баст кошки перестали быть объектом поклонения, но и до сих пор в Египте их стараются не обижать, очевидно, генетическая память предков дает о себе знать.

По мнению большинства ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое, почетное место в истории Египта. Именно египтяне первыми приручили это гордое и независимое животное, одомашнив его. Многие исследователи вообще склонны считать, что сама история возникновения домашних кошек неразрывно связана с историей Египта.

Официальная позиция ученых гласит, что именно на территории этой страны произошло скрещивание дикой евро-африканской кошки с камышовым котом, что и послужило толчком к возникновению домашних пород кошек, которые знакомы нам в современности. Археологи в один голос утверждают, что самые первые изображения кошек датируются примерно двухтысячным годом до нашей эры!

Почему же египтянам так приглянулись именно кошки?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, не стоит забывать о том, что Египет всегда считался аграрной страной, для которой самым настоящим бедствием были грызуны. Спасение урожая от этих мелких вредителей становилось практически делом государственной важности. Сохранение зерновых запасов в периоды разлива Нила означало, что население не будет голодать. Именно поэтому сама природа подтолкнула грациозную кошку к восхищенным ее ловкостью и охотничьими навыками египтянам. Кроме того, многие египтяне существенно преуспели в таком нелегком деле, как дрессировка кошек. Оказалось, что эти умные животные прекрасно слушаются команд и с легкостью могут охотиться на всевозможную пернатую дичь и мелких грызунов.

Однако если бы египтяне просто содержали кошек в хозяйственных целях, вряд ли они бы стали таким ярким событием в их жизни и практически наверняка не стали бы частью истории страны. Но египтяне не просто обожали кошек, они стали поклоняться этому животному, возведя его в один ряд с божественными существами, практически сделав их богами. Для подтверждения этого, можно упомянуть тот факт, что вывоз кошки из Египта (а это расценивалось как похищение кошки у фараона) считался наистрашнейшим преступлением и карался смертной казнью.

Наивысшего расцвета культ поклонения кошек достиг к 1813 году до нашей эры. Именно в это время в дельте реки Нил был возведен храм богини Баст, традиционно изображавшейся в виде женщины с головой кошки. Это место стало центром паломничества египтян со всех уголков страны. Богине преподносили в дар специально созданные маленькие статуэтки кошек, выполненные из керамики и отлитые из бронзы. Неподалеку от храма размещался некрополь, где были забальзамированы и захоронены в специальных саркофагах умершие кошки.

Однако такая огромная любовь к кошкам однажды очень дорого обошлась египтянам. В 525 году до нашей эры Египет подвергся нападению персов. Их царь, Камбиз Второй, пошел на коварную подлость. Зная о невероятной любви и о чувствах святости египтян к кошкам, он приказал своим воинам привязать к своим щитам кошек. Таким образом, у египтян просто не осталось выбора - они не могли стрелять в священное животное и были вынуждены открыть ворота и сдаться практически без боя. Тем самым, Камбиз своей изощренной жестокостью смог завоевать Египет.

Изображения кошек встречаются практически на всех папирусах и стенах гробниц. Археологи и по сей день находят статуэтки кошек, выполненные из самых разнообразных материалов - слоновой кости, камня, глины и многих других. У египетских девушек было принято носить специальные амулеты с начертаниями кошек, которые символизировали плодородие. Кошкам же молились о детях, поэтому и количество котят на амулетах означало то количество детей, которое семья хотела бы иметь.

Отношение к кошкам сегодня в Египте похоже на отношение к ним в любой другой стране: кто-то их на дух не выносит, а кто-то просто обожает. Но многовековое поклонение этим изящным животным не могло не оставить свой отпечаток - кошек стараются не обижать, и до сих пор кошек с упоением рисуют на картинах, снимают о них фильмы, упоминают в повседневных разговорах. Любовь и почитание к кошке, пожалуй, заложено в египтянах на генетическом уровне.

Египтяне издавна почитали кошку как священное животное, недаром они поклонялись богине-кошке Бастет. В данной статье мы расскажем, почему в Древнем Египте существовал культ кошки, о действиях местных жителей при её смерти и убийстве, а также о том, как распространилась любовь к этим свободолюбивым животным в разных странах.

Культ кошек

Коты в Древнем Египте издавна отождествлялись с богом Ра, это было связано с необычным строением их глаз. При дневном свете они сужают зрачки, а, согласно верованиям, бог Ра также имел способность менять глаза в разное время суток.

Египтяне считали, что в дневное время суток коты глазами впитывают солнечный свет, а ночью отдают его.

Начало культа почитания кошек в Древнем Египте произошло во времена правления Второй Династии, его расцвет связан с возведением фараоном Шешонком I города Бубастиса в дельте Нила, в котором находился храм богини Бастет.

Важно! Чтобы уберечь Египет от разлива Нила, проводили ритуал с участием статуи богини Бастет, которую нужно было извлечь из храма и везти на ладье вдоль берегов этой реки.

Храм Бастет был огражден украшенной рельефами стеной и хорошо обозревался со всех сторон. Храмовое здание со статуей Богини было ограждено рощей деревьев.
Богиня Бастет выглядит как женщина с головой кошки, держащая в руках музыкальный инструмент ситрум. В Египте она была признана общенациональным божеством и олицетворяла солнечный и лунный свет.

Ее почитали как богиню плодородия, веселья, любви, домашнего очага, деторождения.

Семь раз в год более ста тысяч жрецов собирались в Бубастисе для воздаяния почестей великой богине.

В Бубастис съезжались и египтянки, чтобы чествовать богиню. Это было самое многочисленное египетское паломничество, количество участниц могло достигать 700 тысяч женщин.

В других городах также строили храмы, посвященные Бастет, многие египтяне носили амулеты этой богини.

Изображения священных животных делали из слоновой кости, камня, дерева, бронзы и золота.

Важно! Молодые девушки в Египте носили амулеты «утчат», количество котят на котором символизировало количество желаемых детей.

Культ кошек влиял и на ход военных сражений. В 525 году до н. э. эти священные животные повлияли по ход осады египетского города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II.

Зная, как египтяне почитают этих существ, персидский царь отдал приказ своим солдатам привязать к своим щитам котов и двигаться на штурм.

Боясь причинить животным вред, фараон не осмелился применять к врагам оружие. Среди египтян возникла паника, и бой был проигран.

Образ жизни

В храме Баст находилось очень много кошек, которым обеспечивали наилучшие условия для жизни. К этим священным животным приставлялись слуги, в почетную обязанность которых входило кормление и всяческая забота о них.
В рацион входили молоко и хлеб, а также специально выращиваемая рыба с отсутствующей чешуей.

В поведении этих животных жрецы видели знаки богини Бастет и всячески пытались их расшифровать.

В Древнем Египте считалось, что проживающая в доме кошка приносит ему благодать. Поэтому почти во всех семьях египтян жили коты, которым обеспечивали наилучший уход. При возгорании дома спасение этих животных было первоочередным делом, даже родных детей спасали позже.

Знаете ли вы? Отпечаток носа кошки так же уникален, как отпечатки пальцев у человека.

Когда животное заболевало, его владелец шел в храм, чтобы молить о выздоровлении, и жертвовал богам домашнюю скотину или немалую часть своих запасов. Жрецы принимали дары и читали молитвы, прося богов об исцелении священного животного.

Смерть и убийство

Если кошка умирала, хоронили ее с большими почестями. Все члены семьи носили траурную одежду, пели ритуальные песни и сбривали брови. В течение семидесяти дней соблюдался траур, во время которого семья ежедневно читала молитвы и ела только скромную еду.

Животное оборачивали тканью из льна, умащивали благовониями и делали мумию, используя бальзам. Египтяне верили, что только в этом случая душа священного животного сможет снова родиться, но уже в новой телесной оболочке.

В могилу умершей домашней любимицы помещали ее игрушки и мумии грызунов, чтобы в загробном мире у животного было все самое необходимое.

Состоятельные хозяева умершей кошки оборачивали ее труп в красиво разукрашенное полотно со священными текстами и накладывали на ее голову маску из золота.
Местом захоронения был саркофаг, изготовленный из дерева или известняка.

Убийство кошки в Древнем Египте, даже непредумышленное, рассматривалось как наистрашнейшее преступление, за это казнили или карали очень большим денежным штрафом.

Степень суровости наказания определялась статусом и материальным положением ее владельцев. Чем богаче и влиятельнее были хозяева кота, тем суровее была кара для того, кто лишил ее жизни.

Миграция в другие страны

На вывоз этих священных животных за границы Египта был наложен суровый запрет, такое действие приравнивалось к похищению имущества самого фараона.

Знаете ли вы? Когда египтяне находились за пределами Египта и видели там кошку, они считали своим долгом купить или украсть ее и вернуть в свою страну, которой она принадлежит.

Распространению кошек за пределы Египта поспособствовали финикийцы.
Они осознавали их ценность как товара и тайно увозили их из страны, чтобы продать иностранным правителям и просто состоятельным людям.

Таким образом, эти животные появились во многих странах.

Первыми странами, в которых появились кошки, были Индия, Бирма (Мьянма) и Сиам (Таиланд), это произошло приблизительно в 1500 г. до н. э.

Греция увидела их в 500 г. до н. э., в Европе эти животные появились спустя несколько веков после Рождества Христова.

Коты в Таиланде занимали особое положение. А редких сиамских кошек, появившихся там шесть столетий назад, очень почитали. Им делали комфортные жилища, они даже присутствовали при различных официальных церемониях.

И сейчас в Таиланде существует традиция кормить уличных котов, которым владельцы кафе и ресторанов выносят еду.
В Европе кошек очень любили, существовало большое количество примет, связанных с этими животными. В первое время после принятия христианства они считались чистыми животными и даже могли жить в женских монастырях.

Но после того как пала Римская империя, христианская церковь укрепила свою власть и резко изменила отношение к котам. Они стали считаться существами из преисподней и олицетворением колдовства.

Папа Римский Иннокентий VII отдал распоряжение инквизиции подвергать гонениям почитателей котов, а проводивших религиозные обряды с участием кошек признавать еретиками.

Гонения на кошек длились в Европе продолжительное время и окончательно завершились лишь в начале XIX века. После этого они снова пользуются уважением, их охотно заводят в качестве домашних любимцев.
Культ обожествления кошек существовал не только в пределах Древнего Египта. В Галлии при раскопках были обнаружены амулеты и статуэтки с этими животными, а в некоторых городах Британии археологами обнаружено их массовое захоронение.

Египтяне издавна веровали в священное предназначение кошек и почитали их как божество. Смерть кошки вызывала глубокую скорбь семьи, а убийство жестоко каралось.

Благодаря распространению этих животных за пределы страны фараонов и сфинксов, мы теперь тоже можем искренне радоваться появлению этих милых пушистиков в наших домах.

Была ли эта статья полезна?