Скорбящая церковь на большой ордынке. Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» и его настоятель

Скорбященская церковь на Ордынке , вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

История Скорбященской церкви на Ордынке начинается в темной, почти не проницаемой глубине веков. В церковных ведомостях построение храма относится к 1685 году; но это надлежит понимать о церкви каменной, потому что деревянная церковь Преображения с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского упоминается в писцовых книгах в 1657 году.

Деревянный Скорбященский храм был очень бедный. В первоначальном своем виде он просуществовал до 1685 года, когда некая вдова Евдокия Васильевна Акинфова заменила деревянную постройку каменной — но тоже очень скромной.

Миновало, однако, всего три года, и ничем не примечательный замоскворецкий храм прославился: в 1688 году произошло первое чудотворение от пребывающей в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» .

С течением времени чудотворения не иссякали, ордынская Скорбященская церковь приобретала все более известности и храм решили перестроить более основательно. Согласно проекту, храм получал трапезную с двумя приделами — прп. Варлаама и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — и трехъярусную колокольню. К концу 1780-х годов перестройка завершилась, была окончена и внутренняя отделка, и 24 октября 1790 года, в самый день, когда чествуется икона Божей Матери «Всех скорбящих Радость», совершил освящение церкви.

Недолго, однако, ордынская Скорбященская церковь радовала жителей Замоскворечья своей новозданной красотой. В 1812 году она пострадала настолько сильно, что легче оказалось построить новый основной храм, что и было осуществлено в 1820—1830-е годы. Проект составил незабвенный в истории послепожарной Москвы Осип Иванович Бове.

Постройка нового Скорбященского храма продолжалась почти пятнадцать лет. Его освящение в 1836 году стало достопамятным событием в жизни .


Саша Митрахович 26.09.2017 07:47


В своей истории Скорбященская церковь на Большой Ордынке знавала разное. Но была любима москвичами всегда. Для скольких прихожан храм стал родным домом, сколькие получили утешение здесь — теперь и не счесть...

Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм XVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О. И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошелся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.

Говоря о «баженовских элементах», следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объем со скругленными углами. Этой «округлости» трапезной соответствует и колокольня — «совершенная по форме», как аттестует ее сабашниковский путеводитель. Она составлена из трех последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довел до логического завершения заданную Баженовым скругленность очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников «своего» — московского — ампира.

Скорбященский храм на Ордынке привыкли видеть в классическом ампирном — охристо-белом — одеянии. Между тем такая разновидность колера — не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя «только красными» храмами — свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, — бледно-розовую окраску решено было не применять.


Саша Митрахович 26.09.2017 16:08


Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:

«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».

Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.

Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами и . Росписи во время ремонтных работ 1947—1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств.

До 1790 года она называлась "Преображение Господне, что на Б.Ордынке". Несмотря на то, что престол Преображения находится в центральной части основного храма, церковь с конца 18 века более известна под именем "Скорбященской". Впервые церковь Преображения на Б. Ордынке упоминается в книгах патриаршего Приказа 1625 года. Первоначально она состояла из главного предела Преображения Господня и придела во имя преподобного Варлаама Хутынского. В писцовых книгах 1657 года церковь упоминается как деревянная. По сообщению церковных ведомостей в 1685 году на средства замоскворецкой жительницы Евдокии Акинфовой вместо бревенчатой церкви была построена каменная.
Со второй половины 17 века церковь на Б.Ордынке получает новое название в честь чудотворной иконы Божией Матери.
Образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", который находился в Преображенском храме, был прославлен силой чудотворений в 1688 году, исцелив родную сестру патриарха Иоакима - рабу божию Евфимию. Она страдала от тяжелой болезни и готовилась к смерти.Будучи глубоко верующей, она со слезами молилась и взывала о помощи к Божией Матери. И по наитию свыше, Евфимия услышала голос, советующий ейпригласить в дом священника из храма на Ордынке с образом Богоматери и совершить молебен с водосвятием. Болящая так и сделала. По окончании молебна, испив воды и получив окропление, Евфимия исцелилась.


С этого времени храм Преображения на Ордынке стал известен всей верующей Москве под именем "Скорбященского" и в честь Матери Божией в 1713 году был устроен небольшой придел.Позднее на средства прихожанки Любовниковой в 1777 году к церкви был основательно пристроен придел во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". И уже во всех указах Московской духовной Консистории с 1801 года храм на Ордынке стал называться по чудотворному образу Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
С устройством нового придела завершился первы период в истории Скорбященской церкви. второй строительный период связан с именем русского зодчего второй половины 18 века Василия ивановича Боженова. Строительство началось по инициативе московских купцов братьев Долговых, которые предложили построить на месте прежней новую Скорбященскую церковь. Средства на эту постройку были собраны в результате " подаяния к Образу Божией Матери", но более всего от пожертвования московского первой гильдии купца Афанасия Долгова- прихожанина церкви. В качестве архитектора приглашается муж племянницы луки Долгова - В.И. Баженов.
Строительство начинается в 1783 году. По проекту В.И. Баженова была построена трапезная с двумя приделами: Скорбященским и Варлаамским, а также колокольня. В строительстве храма В.И. Баженов сохраняет принцип ярусной высотной композиции, характерный для древне-русского зодчества, с богато декорированнымит четвериками, восьмериками колоколни, вводит круглые пластичные объемы.
Первый по значимости придел в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" был освящен в день её праздника, то есть 24 октября (6 ноября н.с.)1790 года митрополитом московским Платоном левшиным.
Второй придел в честь Варлаама Хутынвкого Чудотворца был освящен 26 января 1791 года епископом Дмитровским Серапионом, викарием московской епархии. Придел преподобного Варлаама хутынского был сооружен не случайно. Его постройка находится в связи сособым отношением московских великих князей и царей к Хутынскому монастырю в Великом Новгороде. Хутынский монастырь был основан в 12 веке Преподобным Варлаамом. в 1462 году, когда великий князь Иван Васильевич III был в Хутынском монастыре и пожелал видеть открытые мощи преподобного, из его гроба выпвалось пламя, чудесно поразившее князя, но не причинившее ему никакого вреда. Именнно тогда и начинается почитание преподобного Варлаама московскими князьями. Сын Иоанна III, Василий III, глубоко чтил преподобного, предсказавшего ему победу над Литвою и крымским ханом.
По убеждению царя Иоанна Васильевича Грозного своей победой над Казанским ханством он был обязан заступничеству и молитвам преподобного Варлаама. заступничество преподобного Варлаама в борьбе московских князей с Ордой и послужило причиной постройки в 17 веке церкви Преображения с приделом Варлаама Хутынского на большой Ордынке.
Третий период период строительства храма начался в 1831 году и связан с именем известного зодчего Осипа Ивановича Бове.20 сентября 1836 года церковь во имя Преображения Господня была освящена митрополитом московским Филаретом (Дроздовым).

В ХРАМЕ

Киоты с чудотворной иконой "Всех Скорбящих Радость" и чтимой иконой преподобного Варлаама Хутынского чудотворца помещены на значительной высоте и для подхода к ним молящихся сделаны возвышения, к которым с двух сторон ведут полукруглые лестницы. Центральную часть композиции занимают сами чтимые иконы, каждую из которых как бы держат скульптурные изображения двух ангелов, выполненных из белого мрамор.Увенчаны иконы также двумя фигурами сидящих ангелов. над изображением Девы Марии они держат корону, как бы увенчивая ею Царицу неба и земли, а над изображением преподобного Варлаама Хутынского - скрижали с десятью заповедямиМоисеевыми. Под каждой из икон помещены написанные на бронзовых досках тексты молитв. Оба иконостаса обоих приделов совершенно одинаковы, они различны только помещенными в них иконами. Справа и слева помещены иконы Спасителя и Божией Матери в нижнем ряду и по две круглых иконы праздников выше. В центре между колоннами помещаются резные ажурные царские врата с овальными иконами Благовещения и круглыми Святых евангелистов. над аркой царских врат помещены иконы Тайной Вечери. Иконостас придела в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" увенчивает икона коронования Девы Марии, а придела преподобного Варлаама Хутынского - Вознесения. По бокам этих икон помещены овальные иконы страстей Христовых. В храме находятся особо чтимые иконы: мч.Лонгина Сотника,Казанской Божией Матери, Светителя Николая и др.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
В начале 1930-х гг. храм был закрыт, с колокольни сбросили колокола. Здание было передано под запасник Третьяковской галереи, и во многом благодаря ее сотрудникам удалось сохранить многое из уникальных интерьеров даже во время Великой Отечественной войны. В 1948г. храм был заново освящен, и в 1950г. там уже регулярно стали проводиться службы.
При храме сохранились также дом причта и чугунная ограда, поставленные на государственную охрану. Об этом храме не раз упоминала Анна Ахматова, которая, останавливаясь в Москве в квартире Ардовых на Ордынке, посещала в нем службы.
При храме открыты воскресная школа, библиотека, центр реабилитации для жертв нетрадиционных религий.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” - “Где же мне найти такую исцелительницу?” - спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, - отвечал невидимый голос, - образ Мой, именуемый “ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ”.
Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление.
Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Вел. кн.Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711, с переведением царской резиденции из Москвы в Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование имп. Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" по адресу Шпалерная, д.35-а. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, имп.Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др. Сейчас чудотворный образ находится в Троицком храме ("Кулич и Пасха") проспект Обуховской обороны 235.
Эта икона впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляла собой копию с иконы, привезенной из Москвы кн.Наталией, простого письма. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы "Скорбящих Радости", которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими к иконе.
Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6 декабря 1890 был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2 на 3 декабря, во время сна, он услышал голос: "Николай!" - и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: "Николай, поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори". Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен.
Иконография
Божья Матерь стоит на возвышении в окружении ангелов и людей. В верхней части иконы изображение Cпасителя, чуть пониже надписи. Различается икона с прорисоваными грошиками. Их должно быть двенадцать. Известны разные варианты иконы. Внизу на другой иконе много надписей и вверху изображена Пресвятая Троица, а Богоматерь держит Младенца.

Источник: www.days.ru

МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЮ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ":


"О пресвятая Владычице Богородице, преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дарзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими,всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков."

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

Православный собор находится под руководством Московской епархии РПЦ. Сегодня храм является любимейшим местом для верующих столицы, несмотря на то, что архитектура строения всегда подвергалась неоднозначным оценкам со стороны критиков. Скорбященский собор, который имеет иное название - «Преображенский», богато украшен, выделяется золотистыми оттенками и повсеместно отражает духовную независимость соотечественников.

История постройки

На месте нынешнего храма в середине XVI столетия стояла деревянная постройка, освященная во славу Варлаама Хутынского, являвшегося покровителем русского воинства.

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке

  • Каменное сооружение, заменившее обветшалое, имело форму пятиглавого четверика, к которому добавлялась трапезная и колокольня.
  • Икона «Всех скорбящих …», являющаяся главной святыней, демонстрировала чудеса исцеления, поэтому к церкви начало стекаться большое количество христиан. Этот образ Богородицы стали называть «Патриаршим», а сам собор приобрел наименование «Скорбященского».
  • В XVIII столетии в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих…» освятили престол, переделанный в 1770 г. на пожертвования богатых помещиков. Вскоре финансирование местного купца А. Долгого позволило приделать к собору две пристройки. Главным проектировщиком назначили В. Баженова, работа совершалась в стиле классицизма: обширную трапезную декорировали четырехколонными портиками, овальными и круглыми очертаниями оконных проемов, колокольня состояла из множества ярусов.
  • В 1788 г. мастера соорудили иконостас, куда поместили святые образы, написанные преподобным иеромонахом Вонифатием.

Через два десятка лет Скорбященский храм получил в дар изображения главных Архангелов на дверях в жертвенный зал, а также лики Николая Угодника и архидиакона Лаврентия Римского, испытавшего великие мучения за веру.

История храма в XIX-XX веках

Скорбященский собор значительно пострадал после нашествия французской армии на Москву в 1812 г. Через 25 лет восточную сторону церкви (Преображенский придел) реконструировали благодаря вложениям местных помещиков, архитектором назначили О. Бове.

  • Основной объем здания представлял ротонду с высоким куполом и овальными оконными проемами, периметр обрамляли ионический портик и изысканный фриз (бордюр на стене у потолка). Помещение, издающее золотистые оттенки, удивляло помпезной пышностью, подкрепленной габаритными декорациями окон. Бове сделал все возможное, чтобы ротонда гармонично сочеталась с частями церкви, возведенными ранее.

Богослужение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • В 1904 г. внешние стены Скорбященского собора были отделаны мраморным камнем и декорированы рельефными фигурами, интерьер дополнился обновленной росписью и отреставрированным иконостасом, а также ризницей. Церковный пол выложили чугунными плитами с затейливым орнаментом. Внутренние колонны стилистически напоминали внешние.
  • В 1922 г. советские власти изъяли бо́льшую часть драгоценных реликвий, в 1930 г. церковь лишилась колоколов, а спустя три года её официально закрыли. Пережив ужасы ВОВ и большевистских репрессий, в 1948 г. Скорбященский собор был торжественно освящен заново. Настоятелем назначили отцам Киприана, а церковный хор обрел всероссийскую славу.

После ВОВ в церкви велись неосторожные восстановительные работы, в результате чего некоторая часть росписи и стеклянная перегородка в восточном приделе были уничтожены. Удачная реставрация прошла в 1974 г., Скорбященскому собору вернули недостающие фрагменты украшения и отделки.

Описание архитектуры

Москвичи чрезвычайно почитают и любят Скорбященскую церковь, они отмечают уникальную архитектуру и непередаваемую атмосферу умиротворения. Примечательной особенностью считаются грандиозные панно, созданные в стиле западного христианства.

Прихожан также поражает единство частей церкви, созданных в разное время. Пройдя через трапезную, созданную раньше, верующий вступает в помещение ротонды, сотворенную несколько позже. Триумфальный иконостас, колонны из белого мрамора, чугунный пол, изящные оконные проемы даруют церкви богатую торжественность, напоминающую о нескончаемой красоте божественных сооружений.

Интерьер церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

При возведении в 1683 г. трапезной и шатровой колокольни мастера использовали осевую схему, которая явилась неким архитектурным экспериментом. Подобный опыт пришелся по душе ведущим проектировщикам, в последующие годы он не раз применялся в строительстве церковных зданий.

Интересно! Колокольня, сооруженная В. Баженовым, считается настоящим произведением искусства, иллюзорно парящим над поверхностью.

Внешние её линии равномерно тянутся кверху, а колонны и пилястры (вертикальные выступы на стене) придают композиции земной тяжести. Изящная выразительность колокольни возникает посредством рационального размещения балюстрады (ограждения верхнего яруса).

Скорбященская церковь на Ордынке прошла нелегкий путь становления в эпоху российских царей, разграбления в век богоборчества и возвращения былого величия. Врата храма, выделяющегося особенной архитектурной композиций, ежедневно принимает православных верующих, ищущих успокоения в стенах Божьего Дома.

Святыни храма

В Преображенском храме верующие имеют возможность увидеть несколько старинных ликов, созданных в период с середины XVIII до начала XX вв. В церкви хранится чудотворная икона Казанской Богоматери, образы великомученика Лонгина, преподобного Николая Угодника, святителя Варлаама.

Здесь же находится ковчег с чудотворными останками И. Предтечи, учеников Христа Петра и Павла, а также великомученика Дионисия.

Икона Пречистой Девы, называемая «Всех скорбящих Радость», хранится в левой пристройке. У святыни, память которой отмечается 24 октября, всегда собирается множество православных верующих. Рядом с чудотворным образом располагается высокий подсвечник, украшенный фигурами святых, которые были спасены после разрушения церкви Спасителя.

Киот с чудотворным храмовым образом церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве

Чтобы вознести свечное пламя, работники собора подносят деревянную лестницу.

Информация для паломников

Церковь располагается по адресу: Москва, улица Большая Ордынка, дом № 20. Ближайшей станцией является «Третьяковская». Чтобы дойти до собора, следует повернуть налево от выхода из метро и дойти до пересечения с Большой Ордынкой, храм находится справа.

Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно с 8:00 до 18:00, в воскресные дни и праздники проходит ранняя литургия в 7:00.

На заметку! В четверг и субботу прихожане имеют возможность принять участие в водосвятных молебнах об исцелении перед святынями.

Текущая деятельность

В 2009 г. состоялось возрождение церковного хора, особенное рвение в этом деле проявил регент А. Пузаков. В 2012 г. началась очередная реставрация под руководством архитектора И. Калугина.

При церкви работает хор, православная детская школа, благотворительный фонд и богословские курсы.

Сегодня при церкви работает православная просветительная организация, объединяющая деятельность духовенства и прихода. Структура занимается социальными и миссионерскими делами, управляет воскресной школой, молодежным клубом и центром милосердия. Настоятелем храма с 2009 г. является преподобный отец Илларион, ранее служивший в Черниговском подворье.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора . По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.

С июня 2012 года по ноябрь 2013 года в храме параллельно с богослужением проходили ремонтно-реставрационные работы. Здание сильно пострадало от времени – почти полностью разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находятся окна и двери.

В ходе реставрации усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), прихожан и благодетелей был возрожден первоначальный облик храма. На прихрамовой территории была восстановлена колокольня.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ".

Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.

Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».

Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.

Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» - икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.

Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.

Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.

Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.

Находится в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке , г.Москва