Какое природное явление можно наблюдать в тундре. Причины и следствия природных явлений

«Зона тундры» - К природе тундры люди должны относиться очень бережно! Месторасположение. Земля оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Решение экологических проблем. Лето очень короткое. Растительный мир. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

«Природа тундры» - Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Лето короткое, прохладное. Основное занятие северных народов – оленеводство. Природа тундры необыкновенно ранима. Необходимо защитить тундру от вредного действия транспорта. Зима в тундре долгая(7-8 месяцев) и очень суровая(мороз до -50).

«Тундра 8 класс» - Экологические проблемы. Арктические пустыни. Зона тундры. Наиболее распространенный тип автоморфных почв Арктики – аркто-тундровые почвы. «Гонка за нефтью». Почвы распространены в северной части арктической зоны на выровненных участках островов, сложенных мелкоземистыми или щебнисто-мелкоземистыми отложениями, с очень разреженной растительностью.

«Тундра география» - Граница тундры. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые. Какие бывают тундры. Климат. Растительный мир тундры. Название. Источники информации. Животный мир тундры. Растительный мир. Тундра находится севернее зоны тайги. Животный мир. Тундра. Повсеместно тундры подразделяется на три подзоны:

«Природные ресурсы Европы» - Природные предпосылки для развития промышленности. Водные ресурсы зарубежной Европы обильны. 3. Лесные и водные ресурсы. Обеспеченность растений влагой зоны увлажнения: Балтийский щит. Обеспеченность водными ресурсами. На юге - зона молодой складча-тости. Лесные ресурсы. ? В каких странах устойчивое земле- делие нуждается в искусственном орошении?

Цель и задачи урока: используя произведения Л.Лапцуя, сформировать в учащихся образ тундры; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, стихотворения Л. Лапцуя, атласы, карточки-инструкции.
Ход урока

Изучение нового материала

На доске эпиграф урока:

“Кто не был в тундре нашего Ямала,
Не ночевал, в снегу прорыв нору,
Не шел, когда над тропкой на ветру
Живая туча комаров плясала,
Кого, невесть откуда налетая,
Слепая вьюга не валила с ног,
Кто не искал среди болот дорог, -
Как может он судить о нашем крае?”
Л. Лапцуй

Учитель объявляет тему и задачи урока.

Класс предварительно делится на 3 группы. Группы получают карточки - задания.

Самостоятельная работа группы.

Инструкционная карточка №1. Общая для 3 групп.

1. Используя карты атласа и рис.48 с.106-107 учебника определить географическое положение зоны и тундры.

2. Описать внешний облик зоны тундры, испоьзуя высказывание М.В. Ломоносова и Л. Лапцуя. М.В.Ломоносов в своем труде “О слоях земных” писал: “Тундрами называются места мхами зарослые… каковыми заняты на большей части берега северного океана”, у Л.Лапцуя тундра такая:

По широкой тундре едешь дни и ночи,
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек,
Да в снегу кустарник борозду полощет”.

Сообщения групп об особенностях внешнего облика тундры.

Что такое тундра?

Учитель географии. Мы живем на Севере, зона тундры рядом с нами. Это наш край, а поэтому мы должны его знать хорошо. Увидеть красоту, неповторимость тундры нам поможет поэзия Л. Лапцуя.

Учитель литературы. Кто такой Л. Лапцуй вы, наверное, знаете. Это ненецкий поэт, детство, юность и вся жизнь которого прошла в тундре. Родился он в 1932г. в стойбище. Его отец, Василий Лапцуй, был опытным пастухом и удачливым охотником. Знакомство с миром шло у ненецкого мальчика с колыбельной песней матери. Подростком Леонид Лапцуй рыбачил наравне со взрослыми, был проводником в геологической партии, пас оленей…Мальчик рос трудолюбивым, наблюдательным.

Учитель географии. Используя стихотворения Л.Лапцуя определить особенности природы тундры.

Инструкционная карта №2. I группа.

Описать климат тундры, используя климатическую карту и стихи Л. Лапцуя.

Из-под нахмуренных бровей
Сердито Север летом глянет,
И ветер с ледяных морей
По небу тучи - льдины тянет.
И начинаются дожди,
Дожди такие проливные,
Что вертолета зря не жди -
Пути закрыты неземные.

Какой климатический фактор оказывает большое влияние на климат тундры?

Ночь северная в звездном одеянье,
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар - незримый стужи вал -
То океана мощное дыханье.

Какие типы погод преобладают в тундре?

Вдали темнеют тучи недовольно.
Внизу - туман заплаканный стоит,
И, как дитя, доверчиво, невольно,
Он к солнцу тянет пальчики свои…
Седые тучи морщатся спросонок,
Слезятся их недобрые глаза…

Где в году,
По двести дней бураны
Пляшут, как истошные шаманы,
А ветра голодною волчицей
Воют так, что даже и присниться
Не всегда такое людям может…

Полярной ночью, в ноябре,
Метет, свистит пурга,
Кладет снега - гора к горе,
Глубинные снега…

Как климат влияет на речную сеть и количество озер в тундре?

Голубая река, ледяная река!
Все вы реки ямальские схожи на вид!
Над бегучей волной серебро гребешка,
И вода словно полымем белым горит.

Окованы стужей, заплакали тучи небес,
Их чистые слезы бегут по земле родниками.
Ручьи голубые, сливаясь в могучую Обь,
Спешат в океан, чтобы снова вспарить облаками.

Бесконечная тундра
Моя предо мною.
Смотрит в мир голубыми глазами озер.

Инструкционная карта №3. II группа

Описаны в стихах Л. Лапцуя и природные явления, характерные тундре. Назвать эти явления, прочитав, стихотворения. Объяснить причины их проявления.

…Куражится тундра…
Дело к осени, брат, наплывает шуга.
Мерзлота моя, словно гагара, пестра.
Скоро здесь долговечные лягут снега, -

Мелькнет совой короткий зимний день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Откуда Солнце краем глаза глянет
И спрячется, опять в ночную тень
Ему зимой подняться в небо лень.
Полярные ночи летят без оглядки,
Один за другим поглощая рассвет,
И в снег зарываются дни - куропатки,
Да так, что и с неба не виден их след.

Словно сторож, ночью и днем
Бродит, бродит солнце над тундрой,
И порой не сразу поймем
То ли вечер, а то ли утро…
Поднимает солнце весна
На высокую эту орбиту.
Тундра!
Кажется, что она
Белой шкурой оленя покрыта.
Ходят белые по ней.

О каком явлении идет речь?

“Когда полярным вечером весенним
Даль загоралась тысячью цветов,
Свет вспыхивая - то красен, то лилов, -
Казалось мне, что это покрывало
С девичьих кос каштановых упало;
Оно перед взором свесилось моим,
Все в ярких блестках, в радугах багровых,
И, рот раскрыв, я любовался им
На фоне красок Севера суровых.

Опережающие задания

1. Индивидуальное задание. Сообщение о причине северных сияний.
2. Индивидуальное задание. Сообщение о причинах проявления полярной ночи и дня.

Инструкционная карта №4. III группа.

Описать растительный мир тундры.

Там в ягельной простерлась пастушья страна -
Стада, словно волны, то буйствуют, то отдыхают.

Но нигде не встретить леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек
Да в снегу кустарник борозду полощет.

С яростной пургою лишь ерник поспорит…

По склонам ложбинок и впадин
На ночках - веселый наряд.
Березок зеленые пряди
Над самой землею висят…
И всюду алеет морошка.

Назовите животных тундры:

Сидит лисица у норы песцовой,
Спит куропатка под кустом в снегу
Следа мышей во мраке ищут совы,
Крадется волк, согнувшийся в дугу.

Он в тундре живет с незапамятных пор.
И Север представить нельзя без оленя.
Олень - это тундры пятнистый ковер,
Ее вдохновенье, ее откровенье…

О какой особенности тундры идет речь?

…когда над тропкой на ветру
живая туча комаров плясала…

После заслушивания сообщений групп, учитель географии задает вопрос.

Назовите приспособления растений и животных и условиям выживания в тундре.

Учитель литературы. Вы видите как относится поэт к родной природе, чувствует ее, подмечает тончайшие особенности природных явлений. Увлечение поэзией родилось у мальчика в Ново-Портовской школе-интернате, там он получил и имя Леонид, его ему дала его учительница. Там, в школе-интернате, наверное мальчишку захотелось “сердца людей согреть певучим словом”. Давайте посмотрим, как относился к человеку - труда, как лписывал жизнь коренных жителей. Поэту удается подчеркнуть каждую черту характера народа, его отношение с природой и между собой. Ему это удается, ведь по ненецки имя его Вэсако, т.е. Мудрый Старец.

Учитель географии.

Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов.
А рыбацкая бригада
Привезет большой улов.

Назовите виды деятельности коренных жителей тундры.

Учитель литературы.

В любой зайдите чум - вас ждет всегда
Гостеприимность и забота друга.

Назовите главную черту характера ненцев.

Учитель географии.

Как вы думаете, что помогло выносить людям в этих суровых местах?

Инструкционная карта. Общая для 3 групп.

О чем эти строки?

Но и нынче в нашем крае,
Мудрость древняя жива:
Очень важно, чтоб охотник
Знал куда летит сова.
Поточу сто, по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить на песцов.

Что помогает ненцам хорошо знать природные приметы?

Невеличкими берутся
За отцовские ремесла
И в награду получают
Зоркий глаз и острый слух;
Как букварь, читает тропки,
К дому держат путь по звездам, -
Что ни мальчик, то охотник
И заботливым пастух.

Умирает в тундре южная трава,
А на юге наша ягода мертва.
Без родного воспитания вовек
Не научится быть мудрым человек.
Наши дети подрастают не спеша,
Их качают колыбели аргиша.
Дышат снегом, дышат запахом цветов,
Учат азбуку пернатых голосов.
Учат тропки и звериные следы,
Как олени, добродушны и горды.
Знай, природы никогда
Не иссякнет чаша, лишь
Черпай из нее с умом
Ты не потеряв стыда.
А как будешь из нее
Черпать, днем живя одним,
Не оставишь ничего
Ты наследникам своим.

Закрепление материала
Тест

1. Растительный мир зоны тундр в основном представлен:

А) мхами, лишайниками;
Б) травами и кустарниками;
В) кустарниками, мхами и лишайниками.
2. Причинами безлесья тундр являются:

А) холод;
Б) холод и многолетняя мерзлота;
В) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры.
3. Земли тундр используются главным образом:

А) под пашню;
Б) под пастбища.
4. Основные занятия жителей тундр

А) оленеводство;
Б) земледелие и охота;
В) охота и оленеводство.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветра завывают за степью,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!

Подведение итога урока.

Д/з. § 23, описание леса в стихах.

Рыжий Галина Яковлевна, учитель географии

Ранимая тундра

Цели :

сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре;

рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

продолжить развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;

воспитывать любовь к родной природе, познавательный интерес.

Оборудование : карта «Природные зоны России»; фотографии растительного и животного мира тундры; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос .

Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.

Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь? (Движение льдов, северное сияние.)

Каковы климатические особенности в данной природной зоне?

Что такое полярный день? Полярная ночь?

Какие животные обитают в Арктике?

Как они приспособились к суровым условиям?

Какие животные занесены в Красную книгу?

Чем занимается коренное население Арктики?

Что изучают полярники?

2. Рабочая тетрадь (задание № 4, с. 44).

3. Графический диктант .

Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «–».

1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2) Территория Арктики не имеет коренного населения.

3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.

5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.

6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».

Ответы : –; –; +; –; +; +; –.

Учащиеся сдают графический диктант на проверку.

III. Сообщение темы урока.

Решите кроссворд , прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Вопросы :

1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и … (льда).

5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (Палтус.)

Ключевое слово : тундра.

IV. Изучение нового материала.

1. Природные условия зоны тундры.

Найдите и покажите на карте географическое положение тундры.

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.

Уже в сентябре здесь начинается зима: падает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю.

К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июлю не способны растопить снег. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей прилетают сюда гуси, утки, лебеди. Начинается короткое и прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега.

Прочитайте статью «Каковы природные условия зоны тундры» на с. 117 учебника.

Составьте карточки погодных условий зимнего и летнего дня.


Учащиеся составляют таблицу сравнения климатических условий в Арктике и тундре.

Природная

зона

Температура воздуха

Осадки

Природные
явления

зима

лето

зима

лето

Арктика

60 С

4 С

Полярное сияние

Тундра

40 С

10 С

Полярное сияние

Соедините стрелками причины и следствия природных явлений:


Подумайте, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.

2. Что растет в тундре.

Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе с языка местных жителей Кольского полуострова означает «безлесный»? (Растительность скудная, нет высоких деревьев, нет лесов.)

Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм для оленей.

Практическая работа.

1) Возьмите из гербария веточку карликовой березы. Рассмотрите ее листочки. Похожи ли они на листья нашей березы?

2) Сравните листья полярной ивы с ивой, растущей в наших краях.

3) Рассмотрите пушицу, измерьте ее высоту. Обратите внимание на листья.

Вывод . В тайге растут низкорослые растения с мелкими листочками, покрытыми густыми волосками.

Делают выво д:

В почве глубже метра находится слой многолетней мерзлоты. Поэтому корни растений располагаются в поверхностном слое почвы, не глубже 30 сантиметров.

3. Какие животные обитают в тундре.

Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Насекомые лезут в рот, нос, глаза. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарников – специальных сеток, надеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек.

Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки.

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы.

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. К зиме олени начинают перекочевывать в более южные районы, туда, где пастбища богаче травой и ягелем. За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные.

Прочитайте статью «Какие животные обитают в тундре» на с. 121–123 учебника.

Используя текст учебника, составьте цепи питания:

ягель олени волки;

растения лемминги полярные совы;

растения заяц-беляк волки.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых животных тундры.

песец

Песец, или полярная лисица, – характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью. Последнее облегчает полярной лисице ходьбу по гладкому льду и насту.

Густой пушистый мех песца окрашен зимой в белый цвет, что делает зверька малозаметным на общем фоне заснеженной тундры. Летом белая окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными силами, песец прячется только перед непогодой или когда не чувствует себя в безопасности. Обычно же песец отдыхает просто-напросто под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются в тундре: пеструшек, белых куропаток, гусей, уток и др. Кроме того, питается падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Песцы часто ведут друг с другом кровавые ссоры.

северный олень

Северный олень в диком состоянии встречается в России только в тундре на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова включительно.

Олень – самый крупный зверь тундры. Длина его от головы до хвоста около 1,5 м, высота в загривке около метра.

Голова у северного оленя, не только у самца, но и у самки, вооружена длинными ветвистыми рогами, служащими для защиты при нападении волков. Шерсть покрывает все тело северного оленя, даже его морду и ноги между копытами. Шерсть очень густа и позволяет оленю вместе с жировым подкожным покровом переносить самые сильные морозы. Зимой шерсть серовато-белого цвета, длина ее около 6 см. С наступлением весны зимняя шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные, как у коровы, копыта обладают способностью еще более раздвигаться и позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом. Передвигаясь по местности быстрым шагом или рысью, олень обнаруживает изумительную выносливость и способность преодолевать большие расстояния.

У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 м и легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Зрение и слух у оленя отличаются значительной остротой, что позволяет ему защищаться от врагов.

Северный олень – очень полезное домашнее животное в тундре. Она дает жителям все необходимое: мясо, одежду, обувь, рукавицы, шапки, которые шьют из оленьей кожи и меха. Из шкур оленя вырабатывают замшу, из шкурок молодняка выделывают мех-пыжик. На оленях ездят верхом, их запрягают в легкие сани-нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.

Олени питаются ягелем (лишайником) и другими растениями. Они круглый год находятся на подножном корму – пасутся в тундре, переходя с одного ягельного пастбища на другое и добывая ягель из-под снега. С оленями кочуют пастухи, семьи которых живут теперь в поселках.

В начале лета, когда болота в тундре оттают, в воздухе появляются тучи комаров и оводов. Насекомые облепляют веки оленей, набиваются им в ноздри. Олени очень страдают от бесконечных укусов, поэтому пастухи весной заранее перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана. Там сильные холодные ветры отгоняют комаров и оводов. На севере тундры олени пасутся все лето.

4. Чем занимаются люди в тундре.

Занятия населения зависят от особенностей природных условий тундры. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей. Потому главное занятие населения – оленеводство. Пастухи-оленеводы остаются на одном месте до тех пор, пока вблизи имеется корм для животных. Когда олени съедают весь корм, их перегоняют на другое место, где его больше.

Олень приносит человеку большую пользу. Зимой и летом люди ездят на оленях, используют в пищу их жирное молоко и вкусное мясо. Из оленьих шкур изготовляют теплую одежду и обувь.

Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством.

В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл.

На берегах рек и морей построены порты, куда заходят океанские корабли. Они привозят продукты питания, одежду и обувь для населения, а для заводов и рудников – машины и оборудование.

С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск. Несмотря на то что город построен на многолетней мерзлоте, он с каждым годом растет и хорошеет. Ежегодно здесь появляются новые высокие дома.

По снежным просторам тундры мчатся аэросани, легко обгоняющие оленьи и собачьи упряжки. Все дальние поселки соединены авиалиниями.

В тундре издавна живут ненцы, чукчи и другие народы. Дети охотников и животноводов учатся в школах-интернатах.

Раньше считали, что в тундре нельзя выращивать культурные растения. Но ученые вывели скороспелые сорта овощей, богатые витаминами, которые могут расти и созревать в тундре.

Найдите на карте заповедник в зоне тундры. Как он называется? (Таймырский заповедник.)

Ученые Таймырского заповедника разводят редких животных – овцебыков. Сейчас эти животные занесены в Красную книгу.

Выполните в рабочей тетради задание № 12 (с. 47).

О чем предупреждают эти экологические знаки?

V. Закрепление изученного материала.

1. Восстановите цепи питания:

а) ягель волки;

б) растения тундры белая сова;

в) … песец.

2. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

Учащиеся с помощью стрелок показывают, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.

песец

лемминг

белый медведь

тупик

белая сова

белая куропатка

гагара

брусника

голубика

морошка

полярный мак

лишайник

морж

тюлень

волк

карликовая береза

Тундра

3. – В каких природных зонах бывает летом такое положение Солнца над горизонтом?


4. – Послушайте стихотворение о тундре:

Ёко в тундре, на вершине

Сопки Лебединой, –

А внизу проходит стадо

Вереницей длинной.

Целый день бредут олени

С юга и с востока…

Вот берет отец за плечи

Маленького Ёко:

– Мы с тобою, Ёко, тундру

Чтобы стал ты, Ёко, в тундре

Зорким ясавэем.

Словно буквы алфавита,

Выучишь приметы –

И тебе покажет тундра

Путь к теплу и свету.

– Неужели тундра может

Говорить со мною?

Как?.. Тропинкою глухою?

Сопкою немою?

– Посмотри на желтый ягель,

На следы и тени:

Здесь – проехала упряжка,

Там – прошли олени.

Налилась морошка соком

Под густой листвою –

Значит, на вершине сопки

Мы стоим с тобою.

Если бьет олень копытом, –

К непогоде, значит…

Сколько разных тайн-загадок

Наша тундра прячет!

Изучай язык олений,

Песни ветра слушай –

И на стойбище ты будешь

Принят в круг пастуший!

Как тундра «разговаривает»?

О каких приметах рассказывает это стихотворение?

VI. Итог урока.

Где расположена тундра?

Почему лето в тундре прохладное?

Что такое вечная мерзлота?

Как растения приспособились к суровым условиям?

Каковы занятия коренных жителей тундры?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, 11, 13 на с. 46–47); учебник (с. 117–126).









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: конкретизировать понятия природная зона, широтная зональность; сформировать знания о природных зонах России, как зональных природных комплексах; познакомить учеников с особенностями субарктической зоны; выделить проблемы хозяйственного освоения; закрепить знания.

  • образовательные: сформировать понятия об особенностях географического положения тундры;
  • развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, анализ;
  • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация Power Point, карты природной зоны, физическая, растительности, почвенная.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Природные зоны России. Тундра. (слайд 1.)

Деятельность учителя:

Вспомните ребята, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).

То, что природные комплексы расположены на Земле не хаотично, а закономерно обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт, (слайд 2). Анализируя, изменения климата и растительности он установил, что между ними существует тесная связь. Любое изменение климата вызывает зональное изменение и размещение не только растений, но и других ресурсов.

В 19 веке В.В. Докучаев (слайд 3) доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

Деятельность учащихся.

Задание: выписать в тетрадь природные зоны России, используя карту атласа, (слайд 4, проверить задание).

Деятельность учителя:

Как расположены природные зоны в России?

Какие зоны занимают наибольшую площадь, какие наименьшую?

Деятельность учащихся: устные ответы на вопросы.

Большой вклад в изучение природных зон внес академик Лев Семенович Берг (слайд 5). Он систематизировал исследования, дал прекрасное описание природных зон нашей страны и показал, что каждая зона состоит из закономерности сочетания ландшафтов (ланд (нем.) – земля, местность, шафт –сообщество). Природные зоны называют ландшафтом или географическими. Многие природные зоны уже испытали значительное воздействие человека, но Берг описал их такими, какими они существовали в природе.

Природную зону, которую мы с вами сегодня на уроке будем изучать - тундра.

Деятельность учащихся: по карте природных зон определите положение тундры на территории России. Вспомните и запишите в тетрадь характерные черты зоны тундры.

Деятельность учителя: ответы учеников дополнить информацией.

Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундрой занято северное побережье страны от Кольского полуострова до Камчатки, а также острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли. (Объяснение учителя сопровождается показом по карте природные зоны России, ученики выделяют штриховкой в контурной карте природную зону – тундра) (Слайд 6).

В своих ответах вы ребята отметили, что тундра это многолетняя мерзлота, низкие температуры. Сильные ветры и продолжительная полярная ночь, бедный растительный мир и животный. И еще в ваших ответах прозвучало, что эта зона не очень неблагоприятная для проживания. Я вам наоборот хочу рассказать и показать всю красоту этой зоны.

Деятельность учителя: объяснение нового материала,

Деятельность учащихся: во время объяснения нового материала заполнить таблицу.

Особенности природной зоны – тундра.

Слово “тундра” происходит от местного слова “тунтури”, народ саами (лопари) населяющий Кольский полуостров называют этим словом сопки – невысокие вершины, которые не покрыты лесом (слайд 7).

Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Морошка – ближайший родственник малины. Многолетнее травянистое растение. К зиме наземная часть погибает, а весной снова вырастает побег. Морошка отличается от малины тем, что ее стебли не имеют колючек, а цветки гораздо крупнее, чем у малины. Плоды в начале созревания бывают красные, в полной зрелости они оранжевые, будто восковые. Местные жители ценят плоды морошки и собирают их в большом количестве. Их употребляют в пищу в пареном и моченом виде, варят варенье (слайд 8,9).

Второй раз тундра красива в сентябре, когда желтеют листья березки и ивы. Карликовая березка и ива ведут себя также как и их “сестры” - береза и ива в лесной зоне России.

- “Золотая” осень красива в тундре. Это еще и раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив. И очень хорошо видны. Говорят. Что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что “деревья” имеют высоту 15-30 см. И самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды нечервивые (слайд 10,11,12)

Лишайник ягель, или олений мох – один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он становится твердым, очень хрупким, легко крошится. Ягель растет медленно. Из-за медленного роста ягеля одно и то же пастбище нельзя использовать несколько лет подряд. Если олени съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется 10-15 лет. Ягель является важнейшим кормом для оленей, которые находят его по запаху даже зимой под снегом.

Среди цветковых преобладают растения с вечнозеленой листвой: клюква, брусника, голубика, водяника (слайд 13).

Постоянные обитатели тундры – северный олень, лемминги, песцы, волки, белая сова.

Северный олень – типичный представитель тундры. Он способен стойко переносить морозы, добывать корм из – под глубокого и плотного снега. Олень спокойное, неприхотливое, послушное животное. Летом, когда корма много, олени нагуливают жир. Но когда тундра покрывается снегом, начинается борьба за выживание. На огромных пастбищах тундры пасутся стада диких и домашних оленей. На протяжении тысячелетий северный олень был главным кормильцем человека в тундре, давал все необходимое для жизни: из его шкур шили одежду, обувь, делали жилище, постель. В настоящее время стада диких оленей резко сократилось.(слайд 14)

Лемминги – небольшие грызуны крупнее мыши, но меньше крысы. Это основная пища песцов. Норки лемминга способствуют проветриванию грунтов. Около нор леммингов удобренных пометом, почвы способствуют образованию более густому травяному покрову.(слайд 15)

Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей (слайд 16).

Летом озера и реки тундры изобилуют водоплавающей птицей. В тундре много красивых птиц. Самый редкий вид – стерх (белый журавль) – олицетворение красоты, изящества. Стерхов осталось очень мало, поэтому он занесен в Красную книгу. Здесь обитают соколы – гроза тундровых птиц. Их осталось так же мало. Редко встречается розовая чайка –жар –птица Севера (слайд 17).

Климат тундры достаточно суров, в дельте реки Лены температура июля не превышает 5С, зимой опускается ниже -42 С. Средняя температура июля на севере тундры достигает +5...+6С, а на юге + 10...+11С. Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть их выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40 м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году (слайд 18).

Почвы маломощные, тундрово–глеевые. Почвообразовательный процесс протекает только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса составляет всего 2-3%. Почвенный профиль карликовый, всего 40 см (слайд 19).

Природа тундры легко ранима. Хозяйственная деятельность человека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановления протекают здесь крайне редко (слайд 20).

Вопросы на закрепление:

Деятельность учителя: выяснить степень и правильность усвоения знаний.

Деятельность учеников: устные ответы на вопросы.

Почему в тундре так много озер и болот?

Почему в тундре не растут деревья?

Объясните особенности почв тундры.

Покажите на карте южную границу тундры.

Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?

Проверка заполнения таблицы (деятельность учителя: определить и ликвидировать типичные недостатки).

Подведения итогов урока. Объявления оценок.

Домашнее задание: параграф 23; вопросы к параграфу.

Причины и следствия природных явлений. Солнце в Арктике поднимается не высоко. Зима в Арктике долгая и морозная. Солнце в тундре освещает землю косыми лучами. Слой вечной мерзлоты не пропускает воду. Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике. Животные имеют толстый слой жира. Температура летом немного выше нуля. Летом здесь теплее. Летом в тундре образуются болота и озёра. Даже летом почва прогревается слабо.

Слайд 10 из презентации «Природные условия тундры» . Размер архива с презентацией 875 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Древние люди» - На заре человечества. Наконечники на копьё. Первое оружие. Основная добыча. Первое рождение человека.

«Пояс пустынь» - Пустыни. Особенности климата. Поверхность пустынь. Цветут маки. Растительный мир. Пустыня и человек. Веткопад. Природные зоны. Занятия населения. Растения пустыни. Животные. Оазис. Найди лишнее. Карта.

«Группы диких животных» - Пресмыкающиеся. Насекомые. Птицы. Земноводные. Познание мира. Звери. Зоология. Части тела. Рыбы. Группы животных.

«Пётр Первый» - Преобразования Петра I. Детство Петра I. Пётр поражал людей красотой и живостью. Воцарение Петра I. Приход к власти Софьи Алексеевны. Стрелецкий бунт 1682 года. Смерть Петра. Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения. Российская империя при Петре I. Петр I. Создание Российской империи. Рождение Петра I. Преображенский и Семёновский потешные полки.

«Береги здоровье» - Рекомендации по охране зрения. Сам здоровье сбереги и другому помоги. Команда «Наука и образование». Электропроводка твоего тела. Как правильно держать осанку. Тело. Уши. Команда «Труд и порядок». Равновесие тела. Команда «Редколегия». Команда «Спорт и досуг». Здоровый образ жизни. Позвоночник.

««Строение человека» 4 класс» - Строение уха. Строение глаза. Железы человека. Органы выделения. Органы дыхания. Содержание. Органы пищеварения. Строение человека. Строение кожи. Мышцы. Скелет человека. Органы чувств. Кровообращение. Строение почек. Вопросы для повторения. Уши призваны улавливать звуки, слышать. Пояснения к рисунку.