Евгений хрулев космонавт. Биографии космонавтов

Космонавт России.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской А ЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

7:37 10/09/2017

0 👁 501

10 сентября 1933 г. в деревне Пруды в Тульской области родился Евгений Васильевич Хрунов. После окончания семи классов средней школы, Е.В.Хрунов поступил в Иваньковский сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1952 г.

В 1953 г. Е.В.Хрунов закончил один курс 8-й Павлоградской ВАШПОЛ, а в 1956 г. - Батайское ВАУЛ. После окончания обучения, Е.В.Хрунов был направлен на службу в Одесский военный округ, служил в Молдавской ССР летчиком-истребителем. В одном авиационном звене с Е.В.Хруновым служил его будущий товарищ по отряду космонавтов В.В.Горбатко. В 1957-1959 гг. Е.В.Хрунов обучался в Университете марксизма-ленинизма в г. Бельцы.

В 1960 г. Е.В.Хрунов был признан годным к космической подготовке и отобран космонавтом-слушателем в первом наборе в отряд космонавтов. В 1960-1961 гг. прошел курс общекосмической подготовки и получил квалификацию космонавта ВВС. С 1963 г. Е.В.Хрунов был допущен к космической подготовке в составе экипажей. В 1961-1968 гг. Е.В.Хрунов обучался в ВВИА им. Н.Е.Жуковского.

В первый и единственный космический полет Е.В.Хрунов отправился 15 января 1969 г. в качестве инженера-исследователя на корабле , вместе с командиром Б.В.Волыновым и бортинженером А.С.Елисеевым. В ходе полета «Союз-5» осуществил первую в истории пилотируемую стыковку с кораблем «Союз-4», которым управлял космонавт В.А.Шаталов. Затем, имитируя переход из орбитального корабля в лунный посадочный модуль, А.С.Елисеев и Е.В.Хрунов перешли через открытый космос на борт «Союза-4». Вскоре после этого корабли расстыковались. «Союз-4» с В.А.Шаталовым, А.С.Елисеевым и Е.В.Хруновым приземлился 17 января. «Союз-5» с Б.В.Волыновым приземлился 18 января.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении космического полета, Е.В.Хрунову были присвоены звание Героя Советского Союза и звание летчика-космонавта СССР. Суммарное время пребывания Е.В.Хрунова в космосе составило 1 сутки 23 часа, из них - 37 минут в открытом космосе.

В 1971-1980 гг. Е.В.Хрунов оставался на службе в ЦПК ВВС им. Ю.А.Гагарина. В 1971-1972 гг. Е.В.Хрунов обучался в Военно-политической академии им. В.И.Ленина, а в 1971 г. защитил в ВИА им. А.Ф.Можайского кандидатскую диссертацию. В 1980 г. Е.В.Хрунов покинул отряд космонавтов и перешел на службу в Главное техническое управление Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям. С 1987 г. Е.В.Хрунов стал начальником управления Главного инженерного управления Минобороны СССР по внешнеэкономическим связям.

Евге́ний Васи́льевич Хруно́в (10 сентября - 19 мая , Москва) - лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС , Герой Советского Союза ().

Биография

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком . Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1 » и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

После первого космического полёта и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование - в 1968 году Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского . Диплом он защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА , проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова .

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий - надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, - считает Хрунов, - надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 января 1969 года);
  • орден Ленина (22 января 1969 года);
  • орден Красной Звезды (12 июня 1961 года);
  • одиннадцать юбилейных медалей СССР;
  • медаль «25 лет народной власти» (Болгария, 1969);
  • медаль «20 лет Болгарской народной армии»;
  • Почётный диплом имени В. М. Комарова;
  • медаль де Лаво (FAI);
  • Евгений Хрунов - почётный гражданин городов Тула , Калуга , Батайск , Байконур и других.

Память

Улицы Хрунова есть в райцентре Волово Тульской области и в городе Снежное Донецкой области (Украина).

Имя Хрунова носят школы в селе Непрядва (Тульская область) и в городе Краснознаменске (Щёлковский район Московской области).

Книги

Евгений Хрунов выпускал книги в соавторстве с Л. Хачатурьянцем: «Покорение невесомости» (в ней он рассказал о своем пути в космонавтику, о профессии космического летчика, о «трудных и опасных факторах полёта», о том огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полета) и научно-фантастические «Путь к Марсу» (на тему экспедиции к Марсу), «На астероиде» и «Здравствуй, Фобос!». Также автор книги «На орбите вне корабля».

Напишите отзыв о статье "Хрунов, Евгений Васильевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Хрунов, Евгений Васильевич

Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
«Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
– Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.
Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.
– Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!
– Хорошо, хорошо, – сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.
Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.
– Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.

, Герой Советского Союза ().

Биография

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком . Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1 » и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

После первого космического полёта и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование - в 1968 году Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского . Диплом он защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА , проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова .

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий - надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, - считает Хрунов, - надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина . В конце 1970-х годов проходил подготовку к полётам в космос по программе «Интеркосмос».

В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полёту в качестве командира основного экипажа. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

После выхода из отряда космонавтов сменил несколько работ. В 30 ЦНИИ Министерства обороны СССР был старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


Космонавт России.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

Copyright (C) 2000, Александр Железняков.