Вербальная парафазия причины. Вербальная парафазия

Парафазия является особенностью (утраты имевшейся речи), характерными признаками которой есть нарушение высказывания, замена правильных букв, слогов и слов на неправильные.

Пациент заменяет корректные слова в предложении на совершенно непонятные и неестественные в данном употреблении и в конкретной ситуации. Присутствует значительное ускорение речи, что в значительной мере затрудняет понимание разговора.

Неврологический аспект проблемы

Возникновение парафазии может быть обусловлено рядом причин и встречаться у людей абсолютно разного возраста. К причинам проявления нарушения у взрослых относится разнообразное поражение коры головного мозга:

В детском возрасте к вышеперечисленным факторам стоит добавить поражение речевых центров головного мозга в результате:

  • гипоксии плода;
  • травмирования матери во время беременности;
  • самопроизвольное прерывание беременности;
  • асфикция новорожденного;
  • травма, полученная при родах;
  • соматические заболевания матери во время вынашивания плода;
  • внутриутробное инфицирование.

В основе парафазии лежит нарушение нейрофизиологической или найропсихологической предпосылки – это может быть нарушение праксиса, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, что, в свою очередь, ведёт к нарушению речи, восприятия, чтения, письма, счёта.

Разновидности нарушения

Парафазия подразделяется на три вида вида:

  • вербальная;
  • литеральная;
  • зеркальная.

И подмены не заметив

Вербальные парафазии – явление, при котором одно слово в речи заменяется другим, причём эти слова будут находиться в одном ассоциативном поле. Например, вместо слова «локоть», говорится «колено». Вместо слова «стул» — «стол» и т.д.

Данное явление характерно для акустико-мнестической афазии и характеризуется возможностью воспроизводить отдельные слова и невозможностью повторить ряд из трёх-четырёх слов, связанных по смыслу.

У пациентов может наблюдаться повышенная речевая активность, а может и наоборот, проявляться её тормозимость. Так, в беседе с двумя-тремя людьми человек с парафазией будет теряться в многосложных предложениях собеседников, при этом в ответ выдавая информацию либо не по теме, либо называя совершенно другие слова вместо необходимых по смыслу.

Трудности, связанные с семантической размытостью слов, полным или частичным непониманием их смысла, приводит к многократному использованию парафазий: замены слов в предложении, замена букв или совмещение воедино нескольких слов (к примеру «ножилка» — нож и вилка).

Часто может проявляться неверное употребление местоимений, смешение существительных в роде и числе, а также флексий глаголов.

Близко на вид, далеко от реальности

Литеральная парафазия характеризуется заменой буквы или звука в слове на другую. Встречается и в устной речи, и в письме. В зависимости от области и степени поражения, явление может приобретать различные черты.

Так, в случае с , идёт замещение звуков на близкие фонематически («с» на «з», «б» на «п»). В случае с идёт замена звуков на похожие («м» на «б», «л» на «н»).

Пациент с данным явлением может не только путать некоторые звуки, но и переставлять буквы в рамках одного слова. Часто ему сложно выстроить предложение из-за подбора соответствующих слов. Таким образом, замедляется сама речь, характерны повторения слов, обрывки фраз. При письме также видны отклонения: нарушается правильность письма и движение руки.

Парафазия, возникающая на основе (глубокой несформированности речи в результате поражения коры головного мозга) характеризуется потерей ранее присутствовавшей речи, также имеет место повреждение центров головного мозга, которые отвечают за речь во время внутриутробного развития.

Смотрю в тебя, как в зеркало

Зеркальная парафазия – в данном случае, пациент произносит начало и конец слова правильно, а вот середину – справа-налево.

Что характерно, люди, которым присуще данное заболевание удивительно быстро читают слова, написанные зеркально. И читают их правильно.

В некоторых случаях, кроме того, что слово читается так, будто разделено на несколько частей, где первая и последняя части произносятся правильно, а средняя не только переворачивается зеркально, но и удваивается.

Примеры из жизни

При рассмотрении примеров парафазии, могут иметь место такие отклонения:

  • если в оригинале слово будет звучать – «грач» , то при вербальной парафазии пациент будет обозначать как «стриж», «ворон», «дятел», а при литеральной – «врач», «грак», «удач», «грап», при зеркальной – «гарч», «гарач»;
  • «волк» при вербальной – «заяц», «медведь», «тигр», «лиса», при литеральной – «вол», «ворк», при зеркальной – «влок», «влолк»;
  • «удав» при вербальной – «змея», «питон», «уж», при литеральной – «удар», «удал», «удалец», при зеркальной – «уадв», «удадв».

Коррекция и восстановление речевых функций

Лечение парафазии, как и любой другой разновидности афазии, заключается в применении нейрореабилитации (восстановление и компенсация высших психических функций, в том числе и речи). Система мероприятий включает в себя:

  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение;
  • трудотерапию;
  • психотерапию;
  • восстановительные занятия с логопедом;
  • методы социальной и психологической адаптации.

В настоящий момент специалисты назначают пациентам специальное сканирование, по результатам которого можно определить области поражения и их степень, а после приступить к лечению, в процессе которого можно не только устранить причины возникновения, но и предупредить развитие заболевания.

Восстановление речи на данный момент осуществляется логопедом афазиологом или нейропсихологом. Наибольший эффект дают занятия, к которым подключают использование ноотропных препаратов: Неотропил, Фенотропил, Церебролизин, Энцефабол.

Но и на этом терапия не заканчивается: члены семьи должны пройти специальные обучения у логопеда афазиолога, получить специальные инструкции по особенностям терапии и реабилитации больного. Только такие комплексные меры могут привести к значительным результатам.

Время лечения может достаточно затянуться во времени – до пяти лет, но, не смотря на современную технику, методики, результат стопроцентный дать не может ни один врач. Даже самые высокие технологии в некоторых случаях не могут вернуть речь в идеальное состояние.

Таким образом, достаточно распространённое явление, парафазия, когда человек путает буквы в словах, неправильно применяет по смыслу слова и словосочетания – это звоночек для того, чтобы обратиться за помощью квалифицированного врача, который после специального обследования сможет определить конкретную причину поражения коры головного мозга и назначить лечение и реабилитацию.

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.

Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).

  • - Этимология. Происходит от лат. littera - буква и греч. para - возле, около + phasis - речь. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика...
  • - Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле...

    Психологический словарь

  • - Литеральная парафазия - замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии - и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной...

    Психологический словарь

  • - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии...

    Психологический словарь

  • - Искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - искажение отдельных элементов речи при афазии...

    Большой медицинский словарь

  • - П., проявляющаяся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике...

    Большой медицинский словарь

  • - замена требуемых звуков речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. Расстройство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - парафаз"...

    Русский орфографический словарь

  • - одна из форм нарушения речи - перепутывание слов, слогов, букв в слове, слов в предложении...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 нарушение...

    Словарь синонимов

  • - Форма афазии: перестановка или замена в устной речи букв или слогов слова, слов в предложении, а тж. соскальзывание в сторону родственных обозначений; развивается при поражении речевых зон головного мозга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Вербальная Парафазия" в книгах

10.4. Вербальная коммуникация

автора

10.4. Вербальная коммуникация

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

10.4. Вербальная коммуникация Если гортань животных не приспособлена для произнесения звуков человеческой речи, то это не значит, что нельзя использовать другие языки коммуникации. Такими языками коммуникации и стали языки-посредники, наиболее известные из которых –

Встречи и вербальная коммуникация

Из книги Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов автора Свайтек Фрэнк

Встречи и вербальная коммуникация Вполне конкретная проблема, с которой сталкиваются многие менеджеры, состоит в неспособности четко и исчерпывающе выражать свои идеи в ходе ежедневных встреч. У подобных мероприятий может быть множество разновидностей, но чаще

1. Вербальная вовлеченность

Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок Мэттью

1. Вербальная вовлеченность В виртуальном классе отслеживать невербальные проявления обучающихся невозможно, но вы можете обеспечивать их вербальную вовлеченность. Если мы выкрикнем: «Марко!», какой будет ваша реакция? Если вы родились в США или в большинстве других

Вербальная и невербальная информация

Из книги Секрет целительства Рэйки автора Адмони Мириам

Вербальная и невербальная информация Знания, которые получают ученики на семинарах Рэйки, складываются из двух уровней – вербального и невербального. Второй уровень – это основа учения Рэйки, передаваемая при настройках. Конечно, никаких письменных материалов

Ментально-вербальная магия

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Ментально-вербальная магия В отличие от ментальной магии, где работа осуществляется только силой мысли, в ментально-вербальной магии мыслеобраз обязательно подкрепляется и фиксируется словом. В данном случае слово является «ключом» для входа в информационные поля и

Вербальная магия

Из книги Многомерная модель человека. Энергоинформационные причины возникновения заболеваний автора Пейчев Николай

Вербальная магия Вербальная магия – это мыслеформы, помещенные в звуковые коды, т.?е. наши слова. Каждая буква и каждое слово имеет свой информационный код, свою силу и выход в информационные поля.Все, о чем мы подумаем, скажем, кому что-то пожелаем, обязательно

1. Вербальная цитата

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

Вербальная и визуальная информация

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Вербальная и визуальная информация Прежде чем браться за транскрибирование, необходимо уяснить, что при механическом переводе устной речи в графическую форму исследователь не может записать словами больше, чем он услышал, однако то, что он увидел в жестах или заметил в

Вербальная нота

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Вербальная нота ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА (лат. verbalis - словесный; в дипломатическом обиходе означает бумагу, которая должна быть принята во внимание) - наиболее распространенная в современной дипломатической практике форма дипломатической переписки и дипломатических актов,

Вербальная нота

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Вербальная коммуникация

Из книги Ключи к партнеру. Искусство и техники продаж автора Асеев Алексей

Вербальная коммуникация Прямая речь, которую мы слышим от других людей, обычно усваивается нами не более чем на 15–20 %. Конечно, вербальная коммуникация необходима при любой продаже, но ее эффективность не стоит переоценивать. Недавно я разговаривал с коллегой – мы

Вербальная коммуникация

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Вербальная коммуникация В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав

Вербальная суггестия

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Вербальная суггестия Психолингвистика речевого воздействия составляет основную часть научной проблематики социально ориентированного общения. Не вызывает сомнения постулат, что это воздействие есть преднамеренная (или не преднамеренная) перестройка смысловой сферы

Вербальная память

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Вербальная память 1. Предварительные критические замечания. Со времени Эббинтауза принято требовать, чтобы при экспериментальном изучении памяти материал, подлежащий заучиванию, был таким, по отношению к которому все испытуемые находились бы в равных условиях. Таковы,

Нарушение экспрессивной речи (моторная афазия) . Беглость речи определяется скоростью, качеством и легкостью речевой продукции.

В случае нарушения беглости речи вербальная производительность ограничена (> 50 слов/мин.), длина фраз уменьшена (от одного до четырех слов в одной фразе), речевая продукция затруднена, артикуляция часто бедная и мелодичность речи (просодия) нарушена. При нарушении беглости речи говорящий часто предпочитает использовать имена существительные и глаголы, опуская небольшие соединительные слова («телеграфный» стиль речи).

Напротив, при беглой речи вербальная производительность значительная (и иногда может быть даже более обильной, чем обычно), длина фраз нормальная, речевая продукция не затруднена и мелодичность речи не нарушена.

Анатомические соотношения . Нарушение беглости речи указывает на поражение речевого центра в лобной доле кпереди от роландовой борозды. Беглая речь указывает на интактность данного центра. В. Нарушение понимания речи (сенсорная афазия).

Нарушение способности понимать устную речь варьирует от полного непонимания простых выражений, состоящих из одного слова, до скрытого нарушения способности воспринимать полный смысл сложных выражений. При неформальной беседе больной с афазией часто пользуется жестикуляцией, интонацией речи и окружающей обстановкой для дополнения понимания содержания своих выражений. Врач может недооценить степень нарушения понимания речи, если ему не удастся определить степень нарушения понимания больным речи без невербальных подсказок.

Анатомические соотношения . Нарушение понимания отражает повреждение височно-теменных речевых зон позади роландовой борозды. Сохранность понимания указывает на интактность этих зон. (Понимание грамматических конструкций является важным исключением из этого правила. Аграмматизм связан с поражением речевых зон в нижней лобной извилине).

Расстройство повторения.

Повторение в устной речи лингвистически и анатомически является особой функцией, У большинства больных нарушение повторения происходит параллельно с расстройством других речевых функций. Однако относительно изолированное нарушение повторения иногда может быть доминирующим клиническим симптомом (кондуктивная афазия). У других больных повторение может быть сохранено, несмотря на выраженное нарушение спонтанной речи (транскортикальная афазия). Иногда у таких больных обнаруживается эхолалия - отчетливая тенденция к повторению всех услышанных фраз.

Анатомические соотношения. Нарушение повторения указывает на повреждение речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Сохранность повторения свидетельствует об интактности этой зоны.

Парафазии.

Подмена нужного слова неправильным называется парафазией .
Литеральная или фонематическая парафазия характеризуется искажением только части слова, например, когда вместо «ручка» пациент произносит «тучка» или «кучка».

При вербальной или глобальной парафазии необходимое по смыслу слово целиком заменяется неправильным, например, когда «яблоко» становится «апельсином» или «велосипедом». При семантической парафазии необходимое по смыслу слово и его замещающее принадлежат одной семантической группе («апельсин» и «яблоко»). Беглая речь, засоренная большим количеством вербальных парафазии, называется «жаргонной».

Парафазия-неологизм наблюдается, когда совершенно новое слово, не входящее в словарный запас говорящего, подменяет необходимое по смыслу.

Анатомические соотношения . Парафазии могут появляться при локализации очагов повреждения в любых отделах речевой зоны и не имеют важного топико-диагностического значения. Фонематические парафазии наиболее характерны для поражения лобных речевых зон, в то время как глобальные парафазии - для височно-теменных.

Затруднения в подборе слов (аномия).

Подбор необходимого слова из словарного запаса почти всегда страдает при афазии. У больных может достаточно часто наблюдаться заикание при спонтанной речи во время подбора слов.

Многоречивость обнаруживается, когда больные говорят «вокруг да около» слов, которых они не могут подобрать, давая этим словам длинные определения или описания.

Анатомические соотношения . Затруднения в подборе слов появляются при локализации очагов повреждения во всех речевых зонах доминантного полушария и имеют незначительное топико-диагностическое значение.

Чтение и письмо.

В большинстве случаев афазии нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия) наблюдаются параллельно с расстройством восприятия и продукции речи. Иногда может возникнуть изолированное расстройство чтения, письма или обеих функций при сохранной речи.

Анатомические соотношения . Корковые центры чтения и письма располагаются как в речевых зонах вокруг сильвиевой борозды, так и в дополнительных функционально-специализированных зонах. Для осуществления функции чтения необходим высокий уровень процессов зрительного восприятия в затылочной и нижней теменной долях коры головного мозга. Письмо зависит от зрительного обеспечения нижней теменной доли и моторной производительности лобной доли.

Парафазия (от греч. para - возле, около + phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида Парафазии: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) Парафазия представляют собой проявления различных форм афазии.

Литеральная Парафазия выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см . Литеральная парафазия ).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Парафазия (пара + греч. phasis - речь ) - искажение отдельных элементов речи - замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (Парафазия вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (Парафазия литеральная). Единичные эпизодические П. наблюдаются и вне рамок афазий при диффузных органических поражениях головного мозга, например, при безинсультном течении церебрального атеросклероза.

Наиболее часто Парафазия наблюдается в рамках афатичсских синдромов. При моторной афазии - это нарушения структуры слова, при сенсорной в более легких, транскортикальных формах, обнаруживаются вербальные П., а при значительной тяжести поражения появляются литеральные - замены звуков при сохранении рисунка слова [Бейн Э.С., 1964].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Парафазия - искажение речи при афазии, воспроизведение неадекватных ее элементов, что обусловлено пропусками, перестановками, заменой, повторением звуков или слов. В связи с этим парафазии могут быть литеральными или вербальными. Обычно проявляются при сенсорной афазии.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Парафазия - общий термин, используемый для обозначения любого привычного неправильного использования слов в речи.

предметная область термина

ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова "стол" - употребляется "стул").

ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ - замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется и в речи устной, и в письменной. При различной локализации поражений парафазия литеральная обретает характерные черты. Так, при афазии сенсорной происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с - з, б - п); при афазии моторной афферентной происходит замена на элементы, близкие по произношению (л - н, м - б).