Урок "древнерусская литература. летопись «повесть временных лет» как литературный памятник


  • неторопливость
  • торжественность
  • эмоциональность
  • трагичность
  • сострадательность

  • Молитва
  • Притча
  • Житие
  • Поучение
  • Повесть
  • Легенда
  • Слово
  • Хождение
  • Летопись
  • Сказание
  • Наставление

Возникновение древнерусской литературы

Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .

Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.


Тематика летописей:

  • русская история;
  • возникновение Руси;
  • борьба с внешними врагами;
  • борьба князей за престол.


Красная строка

  • Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
  • Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».


«Откуда есть пошла земля Русская …».

  • Так звучат первые строки «Повести временных лет».
  • Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
  • Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».



Из истории.

  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

Словарная работа

  • Отрок – юноша;
  • воевода –редводитель воинской дружины;
  • печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
  • Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
  • Лыбедь – название реки;
  • ладья – лодка;
  • муж – зд.: воин, мужчина.

Размышляем над прочитанным…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

Поразмышляем

  • Почему поступок отрока назван подвигом?
  • Что значит «совершить подвиг»?

Проверим себя!

  • Какими словами начинаются древнерусские летописи?
  • Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
  • Кто ее автор?
  • Что означает «временных лет» ?

Д.С. Лихачев

  • «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»

(Из книги «Земля родная»).


Домашнее задание

  • Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .

Жанр: древнерусская летопись

Главные герои "Подвига отрока-киевлянина" и их характеристика

  1. Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
  2. Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
  3. Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
  4. Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
План пересказа "Подвига отрока-киевлянина"
  1. Осада Киева
  2. Бедственное положение
  3. Смелый отрок
  4. Через лагерь
  5. Решение Претича
  6. Русские ладьи
  7. Испуг печенегов
  8. Слова Претича
  9. Письмо к Святославу.
  10. Возвращение Святослава
Кратчайшее содержание "Подвига отрока-киевлянина" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
  2. Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
  3. Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
  4. Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
  5. Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
  6. Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Главная мысль "Подвига отрока-киевлянина"
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.

Чему учит "Подвиг отрока-киевлянина"
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.

Отзыв на "Подвиг отрока-киевлянина"
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.

Пословицы к "Подвигу отрока-киевлянина"
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ "Подвига отрока-киевлянина"
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Ключевые моменты сюжета придания летописец выносит в название. Начиная читать летопись, мы уже первых строк интересуемся, в чем же проявляются упомянутые подвиг и хитрость? Оба эти явления имели место в освобождении Руси от печенегов в 968 году во время правления князя Святослава. Тогда жители Киева изнемогали в осаде врага и чувствовали скорый конец, так как попросить о помощи было очень трудно.

Из Киева вызвался рискнуть жизнью ради своих земляков. Он единственный согласился пойти "в логово" печенегов. Если бы враги узнали, что перед ними человек из осажденного города, они, не задумываясь, убили бы его. Тем не менее, юноше придавало уверенности знание языка врагов. Это и помогло пробраться на противоположный берег Днепра. Смекалка парня помогла уберечь русичей от пролития крови, а это многого стоит. Если бы киевляне попытались прорвать облогу силой, неизвестно, насколько велики были бы человеческие жертвы.

Юный киевлянин из предания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» сумел и Днепр переплыть, а тогда эта река была очень широкая. Его ловкость и сила помогли перебраться к своим невредимым. Подвиг отрока – это не только то, что мы можем видеть и представлять, но и внутренняя победа силы воли над трусостью или нерешительностью, которые испытывали другие жители Киева.

Хитрость может быть направлена не только во вред, иногда она является спутником добрых намерений и дел. Пример последнего находим в летописной повести «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Верный муж Святослава, воевода Претич, сумел обмануть врага. Когда Претич узнал, что киевляне в беде, на второй день с рассветом отправился на печенег. Когда русичи подплывали к берегу, заиграли их сурьмы. Печенегам показалось, что под этот боевой клич возвращается сам князь Святослав. Но и на этом мудрый воевода не остановился. Он знал: если врагам откроется правда, они пойдут в наступление. Небольшой отряд Претича не справился бы с печенегами. Поэтому воевода вышел на берег и на расспросы печенежского князя сказал, что за ними возвращается Святослав с большим войском.

Своею хитростью добился не просто отступления вражеского войска, а мирного разрешения конфликта: «Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки…». Под страхом печенеги оставили Киев, но ушли недалеко – на берег Лыбиди. Далее дело довершил Святослав.

Я думаю, что действия Претича можно назвать не только словом «хитрость», но и лексемами «находчивость» и «смекалка». Воевода сумел наперед просчитать поведение врага и направить его в нужное русло, чтобы потянуть время.

Так благодаря умному храброму отроку и хитрому воеводе спаслись сотни людей. Их подвиг и хитрость помнят уже больше тысячи лет, а ведь они действительно достойны такого почтения.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» входит в известную летопись Нестора «Повесть временных лет». Особенности произведения разрешают по-разному трактовать его жанр: как предание или летописную повесть. Приданием «Подвиг…» можно назвать из-за того, что он передает народное толкование исторического события. В тоже время это достаточно детальный рассказ о событиях древности, что является свойственно летописной повести. Нельзя забывать, что под повестью в данном контексте подразумевается небольшой рассказ.

Тема предания – захват Киева печенегами и освобождение города. Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма, кстати, является общей для всей «Повести временных лет».

Сюжет «Подвига…», как и большинства летописных повестей простой. В экспозиции есть указание года, когда происходят события, также подается короткое описание облоги Киева, перечисляются имена вельмож, которые пребывали в Киеве. Не забывает рассказать летописец и о том, что Святослав как раз пребывал в Переяславце. Завязка – поиски добровольца для похода на другой берег Днепра и согласие отрока. Развитие событий включает путь отрока, его разговор с Претичем. Кульминация – разговор Претича с печенегами. Развязка – возвращение Святослава и победа над печенегами. Как видим, все элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Система образов в предании «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» не разветвленная. Есть два сборных образа – печенеги и русский народ. Также летописец упоминает о княгине Ольге, ее внуках Олеге и Ярополке. Они являются второстепенными персонажами, так как на основные события практически не влияют.

В центре предания – и . Именно они играют главную роль в освобождении Киева. Отрок из простого народа, его имя в тексте не упоминается ни разу. Парень ловкий, сильный, знает печенежский язык. Эти качества помогают перебраться ему на другой берег. Образ воеводы Претича спорный. Он хитрый, умный, находит способ выгнать врага. В то же время сначала заботится о жизнях княгини и ее внуков, зная, что если они погибнут, то Святослав погубит его. Спасение народа отодвигается на второй план.

С князем Святославом знакомимся сначала «заочно», ведь во время облоги его нет в Киеве, далее о нем упоминается в разговорах других персонажей. В конце предания князь возвращается и освобождает свои земли. Отношение к князю народа и самого летописца неоднозначное. С одной стороны они уважают его, боятся гнева Святослава, с другой – считают, что князь покинул Киев на произвол судьбы, а сам «ищет чужой земли».

Жанровая специфика и время написания летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» отобразились на стилистике. В тексте встречаются историзмы («воевода», «отрок», «князь»), архаизмы («муж», «дружина»), исторические названия (Переяславец, Русские земли, Лыбидь). Художественные средства и синтаксические конструкции близки к фольклору.